1 четверть
|
|
Введение: Повторение основных вопросов курса
химии 8 класса - 5часов
|
|
Цели:
Повторить базовый уровень материала 8-го класса.
Ознакомить учащихся с характеристикой химического
элемента на основе его положения в периодической таблице.
|
|
№
п./п
|
№
урока
|
Тема урока
|
Основные понятия
|
Требования к уровню подготовки
выпускников
|
Экспериментальная часть
|
|
Корректировка
|
|
Д.
Демонстрации
Л.о.- лабораторные опыты
|
Практическая работа
|
|
Дата провед.
|
ФАКТ
|
|
1-2
|
1-2
|
Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете учения
о строении атома.
Вводный инструктаж поТБ.
|
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона.
Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы.
Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение
Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.
Менделеева
|
Знать/понимать:
¾ химические понятия:
химический элемент, атом;
¾ основные законы химии:
Периодический закон.
Уметь:
¾ называть:
химические элементы по их символам;
¾ объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе
Д.И.Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов
главных подгрупп.
|
|
|
1 четверть
1-2 неделя сентября
|
|
|
|
3-4
|
3-4
|
Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ
Д.И.Менделеева.
|
Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов
периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества;
сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных
соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав
и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения
(для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла.
|
Знать/понимать:
¾ химические понятия:
вещество, классификация веществ.
Уметь:
¾ называть:
соединения изученных классов;
¾ характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
¾ определять:
принадлежность веществ к определённому классу соединений;
¾ составлять:
схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы
Д.И.Менделеева.
|
Д.
Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов,
оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4.
|
|
2 -3
неделя сентября
|
|
|
|
5
|
5
|
Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
|
Переходный элемент, амфотерность, генетический ряд переходного
элемента
|
Уметь:
- давать
определения переходный элемент, амфотерность;
- составлять генетический ряд переходного элемента.
|
Д. Реакция получения и свойства гидроксида
алюминия.
Л.о.№ 1
Получение гидроксида
цинка, его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
|
|
3 неделя сентября
|
|
|
|
Тема №1: Металлы – 20 часов.
|
|
Цели:
Познакомить учащихся со строением и свойствами
металлов, исходя из положения их в периодической системе и строения атома.
Сформировать представление об электролизе и
коррозии металлов, рассмотреть их с точки зрения
окислительно-восстановительных процессов.
Показать значение металлов и сплавов, коррозии и
электролиза для развития народного хозяйства.
Продолжить формирование мировоззренческих
взглядов: умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и
свойствами металла, доказывать переход количественных в качественные,
выявлять общее и единичное при рассмотрении свойств металлов.
|
|
№
п./п
|
№
урока
|
Тема урока
|
Основные понятия
|
Требования к уровню подготовки
выпускников
|
Экспериментальная часть
|
|
Корректировка
|
|
Д.
Демонстрации
Л.о.- лабораторные опыты
|
Практическая работа
|
|
Дата проведения
|
|
|
6-7
|
1-2
|
Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение
их атомов и физические свойства.
|
Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая
решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства
металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации.
|
Уметь:
¾ характеризовать:
положение металлов в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
общие физические свойства металлов;
связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая
связь, металлическая кристаллическая решётка).
|
Л.о.№ 2 Образцы различных металлов.
|
|
4 неделя сентября
|
|
|
|
8-9
|
3-4
|
Химические свойства металлов. Электрохимический
ряд напряжений металлов.
|
Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический
ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических
свойств конкретных металлов.
|
Уметь: характеризовать:
химические свойства металлов;
¾ составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в
свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения
в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами
и солями).
|
Д. Взаимодействие
металлов с неметаллами.
Л.о.№3 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
|
|
1неделя октября
|
|
|
|
10
|
5
|
Коррозия металлов.
|
Коррозия, виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии
|
Уметь:
- давать
определения коррозия металлов
¾ - характеризовать:
Виды коррозии и способы защиты от неё.
|
Д. Опыты по коррозии металлов и защите металлов от коррозии
|
|
2 неделя октября
|
|
|
|
11
|
6
|
Металлы в природе. Способы получения металлов.
Сплавы.
|
Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-,
гидро- и электрометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение.
|
Знать/понимать:
¾ химические понятия:
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
¾ составлять:
уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом,
оксидом углерода (II), алюминием.
|
Д. Образцы сплавов.
|
|
2 неделя октября
|
|
|
|
12
|
7
|
Решение расчётных задач Вычисления по химическим
уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке.
|
|
Уметь:
Производить вычисления по
химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке.
|
|
|
3 неделя октября
|
|
|
|
13-14
|
8-9
|
Щелочные металлы и их соединения.
|
Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые
вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных
металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном
хозяйстве.
|
Уметь:
¾ называть:
соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);
¾ объяснять:
закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной
подгруппы;
сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;
¾ характеризовать:
щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в
периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных
металлов, их оксидов и гидроксидов;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:
NaCI
– консервант пищевых продуктов.
|
Д.
Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с
кислородом.
Л.о.№4 Ознакомление с образцами природных соединений натрия.
|
|
3-4 неделя октября
|
|
|
|
15-16
|
10-11
|
Щелочноземельные металлы и их соединения.
|
Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы
– простые вещества, их физические и химические свойства.
|
Уметь: называть:
соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);
¾ объяснять:
закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах
главной подгруппы;
сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;
¾ характеризовать:
щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе
химических элементов Д.И.Менделеева;
связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных
металлов;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства
щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.
|
Д.
Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния
с кислородом.
|
|
4-5 неделя октября
|
|
|
|
17
|
12
|
Алюминий и его соединения.
|
Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия -
простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения
алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер.
|
Уметь:
¾ называть:
соединения алюминия по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
алюминий по его положению в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева;
физические и химические свойства алюминия;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.
|
Д. Получение
гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
Л. о.№5 Ознакомление с образцами природных соединений
алюминия.
|
|
2 четверть
2 неделя ноября
|
|
|
|
18
|
13
|
Практическая
работа
№ 1 «Получение
гидроксида алюминия, изучение его свойств».
Текущий
инструктаж по ТБ.
|
|
Уметь:
¾ характеризовать:
химические свойства алюминия и его соединений;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и его
соединений;
¾ обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами.
|
|
П.Р.№ 1
|
2 неделя ноября
|
|
|
|
2 четверть.
|
|
19-
20
|
14-15
|
Решение
расчётных задач: Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известной
массе (объёму) исходного вещества, содержащего примеси.
|
Массовая доля чистого вещества, примесей
|
Уметь:
Производить вычисления массы
или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества,
содержащего примеси.
|
|
|
3 неделя ноября
|
|
|
|
21-22
|
16-17
|
Железо и его соединения.
|
Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и
химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.
Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+.
Важнейшие соли железа.
|
Уметь: называть:
соединения железа по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
особенности строения атома железа по его положению в периодической
системе химических элементов Д.И.Менделеева;
физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);
области применения железа;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа –
простого вещества, оксидов железа (II) и (III).
|
Д.
Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Л.о.№6 Ознакомление с образцами природных соединений
железа.
|
|
4 неделя ноября
|
|
|
|
23
|
18
|
Практическая
работа
№ 2 «Решение
экспериментальных задач – Металлы».
Текущий
инструктаж по ТБ.
|
|
Знать: - качественные реакции на важные катионы металлов,
Уметь: характеризовать:
химические свойства металлов и их соединений;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и его
соединений;
¾ обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами.
|
|
П.Р.№ 2
|
1 неделя декабря
|
|
|
|
24
|
19
|
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Металлы».
|
Решение задач и упражнений.
|
|
|
|
1 неделя декабря
|
|
|
|
25
|
20
|
Контрольная работа № 1 по теме:
«Металлы».
|
|
|
|
|
2 неделя декабря
|
|
|
|
Тема №2: Неметаллы – 27 часов.
|
|
Цели:
Используя антитезу (противопоставление) с
металлами, рассмотреть положение неметаллов в периодической системе и
особенности строения атома.
Повторить понятие аллотропии и кристаллическое
строение неметаллов.
Показать значение неметаллов в живой и неживой
природе.
Повторить окислительно-восстановительные реакции
на примерах химических свойств неметаллов и их соединений.
Продолжить формирование мировоззренческих
взглядов: умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и
свойствами неметалла, доказывать переход количественных в качественные.
|
|
№
п./п
|
№
урока
|
Тема урока
|
Основные понятия
|
Требования к уровню подготовки
выпускников
|
Экспериментальная часть
|
|
Корректировка
|
|
Д.
Демонстрации
Л.о.- лабораторные опыты
|
Практическая работа
|
|
Дата провед
|
|
|
26
|
1
|
Общая характеристика неметаллов.
|
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность,
ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых
веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
знаки химических элементов-неметаллов.
Уметь:
¾ называть:
химические элементы-неметаллы по их символам;
¾ объяснять:
закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов
и главных подгрупп;
¾ характеризовать:
неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической
системе химических элементов Д.И.Менделеева;
особенности строения атомов неметаллов;
связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами
неметаллов – простых веществ;
¾ определять:
тип химической связи в соединениях неметаллов.
|
Д. Коллекция
образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях.
|
|
2 неделя декабря
|
|
|
|
27
|
2
|
Водород, его физические и химические свойства.
|
Двойственное положение водорода в периодической системе химических
элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его
получение, применение. Распознавание водорода.
|
Знать/понимать:химические
понятия:хим. элемент, атом, молекула, относительн. атомная и молекулярная
массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:объяснять:двойственное
положение водорода в периодической системе химических элементов
характеризовать:физические
свойства водорода;
химические свойства
водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
составлять:уравнения
химических реакций, характеризующие свойства водорода;
распознавать
опытным путём:водород среди других газов;
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни
для:безопасного обращения с водородом.
|
|
|
3 неделя декабря
|
|
|
|
28
|
3
|
Общая характеристика галогенов.
|
Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул
галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов
и их соединений в народном хозяйстве.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ –
галогенов.
Уметь:
¾ объяснять:
закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;
¾ характеризовать:
особенности строения атомов галогенов;
физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с
металлами, водородом, растворами солей галогенов;
¾ определять:
степень окисления галогенов в соединениях;
тип химической связи в соединениях галогенов;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с хлором.
|
Д.
Образцы галогенов – простых веществ.
|
|
3 неделя декабря
|
|
|
|
29
|
4
|
Соединения галогенов.
|
Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение
соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на
хлорид-ион.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.
Уметь:
¾ называть:
соединения галогенов по их химических формулам;
¾ характеризовать:
химические свойства соляной кислоты;
¾ составлять:
химические формулы галогеноводородов и галогенидов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты
и хлоридов;
¾ распознавать опытным путём:
соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион
среди других ионов;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в
быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.
|
Д.
Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных
соединений хлора.
Л. о. 7 Качественная реакция на хлорид-ион.
|
|
4 неделя декабря
|
|
|
|
30
|
5
|
Сравнительная
характеристика неметаллов 6 – А группы. Кислород.
|
Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода.
Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание
кислорода.
|
Знать/понимать:
¾ химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и
молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
¾ объяснять:
строение атома кислорода по его положению в периодической системе
химических элементов Д.И.Менделеева;
¾ характеризовать:
физические свойства кислорода;
химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами
(металлами и неметаллами), сложными веществами;
¾ определять:
тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах;
степень окисления атома кислорода в соединениях;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;
¾ распознавать опытным путём:
кислород среди других газов;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его
прекращения).
|
Д.
Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата
калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода.
|
|
4 неделя декабря
|
|
|
|
31
|
6
|
Сера, её физические и химические свойства.
|
Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы.
Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её
применение (демеркуризация).
|
Уметь:
¾ объяснять:
строение атома серы по её положению в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в
пределах главной подгруппы;
¾ характеризовать:
физические свойства серы;
химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом,
водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
¾ определять:
тип химической связи в соединениях серы;
степень окисления атома серы в соединениях;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания
разлитой ртути).
|
Д.
Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений
серы.
|
|
5 неделя декабря
|
|
|
|
32
|
7
|
Оксиды серы.
|
Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая
кислота и её соли.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).
Уметь:
¾ называть:
оксиды серы по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
физические свойства оксидов серы;
химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);
¾ определять:
принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам;
степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;
¾ составлять:
уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с
основными оксидами, щелочами;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные
дожди).
|
Д.
Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью.
|
|
5 неделя декабря
|
|
|
|
3 четверть
|
|
33
|
8
|
Серная кислота и её соли.
Повторный инструктаж.
|
Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации
и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств
концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты.
Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная
реакция на сульфат-ион.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулу серной кислоты.
Уметь:
¾ называть:
серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
физические свойства концентрированной серной кислоты;
химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической
диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;
народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;
¾ определять:
принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам
неорганических соединений;
валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах;
¾ составлять:
химические формулы сульфатов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной
серной кислоты;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства
концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);
¾ распознавать опытным путём:
серную кислоту среди растворов веществ других классов;
сульфат-ион среди других ионов;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с концентрированной серной кислотой
(растворение).
|
Д.
Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление
концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты.
Л.о. №8 Качественная реакция на сульфат-ион.
|
|
3 четверть
2 неделя января
|
|
|
|
34
|
9
|
Сравнительная
характеристика неметаллов
5 – А группы.
Азот.
|
Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства
азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение
и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение.
|
Знать/понимать:
¾ химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и
молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
¾ объяснять:
строение атома азота по его положению в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева;
¾ характеризовать:
физические свойства азота;
химические свойства азота как простого вещества в свете представлений
об окислительно-восстановительных реакциях;
¾ определять:
тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях;
степень окисления атома азота в соединениях;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.
|
|
|
3 неделя января
|
|
|
|
35
|
10
|
Водородное соединение азота – аммиак.
|
Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства,
получение, собирание и распознавание аммиака.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулу аммиака.
Уметь:
¾ называть:
аммиак по его химической формуле;
¾ характеризовать:
физические и химические свойства аммиака;
¾ определять:
тип химической связи в молекуле аммиака;
валентность и степень окисления атома азота в аммиаке;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака
(взаимодействие с водой, кислотами и кислородом);
¾ распознавать опытным путём:
аммиак среди других газов;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный
спирт).
|
Д.
Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и
взаимодействие аммиака с хлороводородом.
|
|
3 неделя января
|
|
|
|
36
|
11
|
Соли аммония.
|
Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония:
взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном
хозяйстве.
|
Знать/понимать:
¾ химические понятия:
катион аммония.
Уметь:
¾ называть:
соли аммония по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
химические свойства солей аммония;
¾ определять:
принадлежность солей аммония к определённому классу соединений;
тип химической связи в солях аммония;
¾ составлять:
химические формулы солей аммония;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония.
|
Л.о. №9 Распознавание солей аммония.
|
|
4 неделя января
|
|
|
|
37
|
12
|
Практическая
работа
№ 3 «Получение
аммиака и исследование его свойств».
Текущий
инструктаж по ТБ.
|
|
Уметь: характеризовать:
способы получение, собирания и распознавания амиакка;
¾ составлять:
уравнения химических реакций получения аммиака;
¾ обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.
|
|
П.Р.№ 3
|
4 неделя января
|
|
|
|
38
|
13
|
Решение задач:
Определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции по сравнению с
теоретически возможным.
|
Алгоритм решения,
«эта», «фи»
|
Знать:
- важнейшие
химические понятия: массовая доля выхода продукта реакции,
практический выход продукта реакции, теоретический выход продукта реакции.
- составлять:
уравнения химических реакций в окислительно-восстановительном и ионном виде.
- вычислять:
массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.
|
|
|
|
|
|
|
39
|
14
|
Кислородсодер-жащие соединения азота.
|
Оксиды азота со степенью окисления +1, +2, +3, +4, +5, разбавленная
азотная кислота.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV).
Уметь:
¾ называть:
оксиды азота по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
физические свойства оксидов азота;
химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида);
¾ определять:
принадлежность оксидов азота к соответствующему классу
неорганических соединений;
степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV);
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде
(кислотные дожди).
|
|
|
|
|
|
|
40
|
15
|
Азотная кислота и её свойства.
|
Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита.
Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение
азотной кислоты.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулу азотной кислоты.
Уметь:
¾ характеризовать:
физические свойства азотной кислоты;
химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической
диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;
народнохозяйственное значение азотной кислоты;
¾ определять:
принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу
неорганических соединений;
валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной
азотной кислоты;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства
концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);
¾ распознавать опытным путём:
азотную кислоту среди растворов веществ других классов;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой.
|
Д.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
|
|
|
|
|
|
41
|
16
|
Соли азотной кислоты.
|
Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в
сельскохозяйственной продукции.
|
Уметь:
¾ называть:
соли азотной кислоты по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
химические свойства солей азотной кислоты (разложение при
нагревании);
¾ составлять:
химические формулы нитратов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в
сельскохозяйственной продукции).
|
Д.
Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов.
|
|
|
|
|
|
42
|
17
|
Фосфор, его физические и химические свойства.
|
Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические
свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора.
|
Уметь:
¾ объяснять:
строение атома фосфора по его положению в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в
пределах главной подгруппы;
¾ характеризовать:
химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом)
в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
¾ определять:
тип химической связи в соединениях фосфора;
степень окисления атома фосфора в соединениях;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.
|
Д.
Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного.
|
|
|
|
|
|
43
|
18
|
Оксид фосфора (V).
Ортофосфорная кислота и её соли.
|
Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная
кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты.
Уметь:
¾ называть:
оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их
химическим формулам;
¾ характеризовать:
химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной
кислоты в свете теории электролитической диссоциации;
народнохозяйственное значение фосфатов;
¾ определять:
принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к
соответствующим классам неорганических соединений;
валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V),
ортофосфорной кислоте и в фосфатах;
¾ составлять:
химические формулы фосфатов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора
(V) как типичного кислотного оксида;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной
кислоты.
|
Д.
Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов.
|
|
3 неделя
|
|
|
|
44
|
19
|
Сравнительная
характеристика неметаллов
4 – А группы.
Углерод.
|
Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит.
Физические и химические свойства углерода.
|
Уметь:
¾ объяснять:
строение атома углерода по его положению в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева;
¾ характеризовать:
химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами
металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных
реакциях;
¾ определять:
тип химической связи в соединениях углерода;
степень окисления атома углерода в соединениях;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода.
|
Д.
Образцы природных соединений углерода.
|
|
|
|
|
|
45
|
20
|
Соединения углерода.
|
Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства,
применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства,
применение.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).
Уметь:
¾ называть:
оксиды углерода по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
физические свойства оксидов углерода;
химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного
оксида);
¾ определять:
принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений;
степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах;
¾ составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида
углерода (IV);
¾
распознавать
опытным путём:
углекислый газ среди других газов;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с оксидом углерода (II).
|
Л.о.№ 10 Получение углекислого газа и его распознавание.
|
|
|
|
|
|
46
|
21
|
Угольная кислота и её соли.
|
Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение
в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно.
Распознавание карбонат-иона среди других ионов.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулу угольной кислоты.
Уметь:
¾ называть:
соли угольной кислоты по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
химические свойства угольной кислоты;
народнохозяйственное значение карбонатов;
¾ определять:
принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам
неорганических соединений;
валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте;
¾ составлять:
химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов;
уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты
и наоборот;
¾ распознавать опытным путём:
карбонат-ион среди других ионов.
|
Д.
Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.
Л.о.№11.Качественная реакция на карбонат-ион.
|
|
|
|
|
|
47
|
22
|
Практическая работа
№ 4 «Получение
углекислого газа и изучение его свойств. Превращение карбонатов в
гидрокарбонаты».
Текущий
инструктаж по ТБ.
|
|
Уметь: характеризовать:
способы получение, собирания и распознавания углекислого газа;
¾ составлять:
уравнения химических реакций получения углекислого газа
осуществлять превращение карбонатов в гидрокарбонаты;
¾ обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.
|
|
П.Р.№ 4
|
|
|
|
|
48
|
23
|
Кремний и его соединения.
|
Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома
углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и
его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение
соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной
промышленности.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.
Уметь:
¾ называть:
оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их
химическим формулам;
¾ характеризовать:
химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты
в свете теории электролитической диссоциации;
народнохозяйственное значение силикатов;
¾ определять:
принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к
определённым классам неорганических соединений;
валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV),
кремниевой кислоте и в силикатах;
¾ составлять:
химические формулы силикатов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида
кремния (IV) и кремниевой кислоты.
|
Д.
Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента.
Л.о.№12 Ознакомление с природными силикатами.
Л. о. №13
Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
|
|
|
|
|
|
49
|
24
|
Генетические
ряды неметаллов.
|
Генетический ряд неметалла
|
Уметь:
Составлять
уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных неметаллов,
их генетическую связь
|
|
|
|
|
|
|
50
|
25
|
Практическая
работа № 5 «Решение эксперимен-тальных задач – практическое осуществление
переходов».
Текущий
инструктаж по ТБ.
|
|
Уметь:
¾ составлять:
уравнения химических реакций получения неорганических веществ при
осуществлении переходов,
¾ обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.
|
|
П.Р. №5
|
|
|
|
|
51
|
26
|
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Неметаллы».
|
Решение задач и упражнений.
Подготовка к контрольной работе.
|
|
|
|
|
|
|
|
52
|
27
|
Контрольная
работа № 2 по теме: «Неметаллы».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 четверть.
|
|
Тема №3: Органические соединения – 11 часов.
|
|
Цели:
·
представление об органической химии,
органических веществах.
·
Познакомить учащихся с основными классами
органических соединений, понятиями гомологи, гомологический ряд, изомерия.
·
Раскрыть взаимосвязь понятий «строение – свойства
– применение» для органических веществ.
·
|
|
№
п./п
|
№
урока
|
Тема урока
|
Основные понятия
|
Требования к уровню подготовки
выпускников
|
Экспериментальная часть
|
Дата проведения
|
Корректировка
|
|
Д.
Демонстрации
Л.о.- лабораторные опыты
|
Практическая работа
|
По плану
|
По факту
|
|
|
53-54
|
1-2
|
Предмет органической химии.
|
Вещества органические и неорганические. Особенности органических
веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и
степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического
строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение
органической химии.
|
Знать/понимать:
¾ химические понятия:
вещество, классификация веществ.
Уметь:
¾ характеризовать:
строение атома углерода;
связь между составом и строением органических веществ;
¾ определять:
валентность и степень окисления углерода в органических соединениях.
|
Д.
Модели молекул органических соединений.
|
|
|
|
|
|
55-
56
|
3-4
|
Предельные углеводороды (метан, этан).
|
Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение
метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулы метана и этана.
Уметь:
¾ называть:
метан и этан по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами метана и этана;
химические свойства метана (горение), этана (горение и
дегидрирование);
¾ определять:
принадлежность метана и этана к предельным углеводородам;
¾ составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана
(горение, дегидрирование);
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с метаном (природным газом).
|
Д.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Л. о.№14
Изготовление моделей
молекул метана и этана.
|
|
|
|
|
|
57
|
5
|
Непредельные углеводороды (этилен).
|
Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена
(горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулу этилена.
Уметь:
¾ называть:
этилен по его химической формуле;
¾ характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами этилена;
химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой,
бромом);
¾ определять:
принадлежность этилена к непредельным углеводородам;
¾ составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена
(горение, взаимодействие с водой, бромом).
|
Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата
калия.
|
|
|
|
|
|
58
|
6
|
Непредельные углеводороды (ацетилен).
|
Строение молекулы ацетилена. Тройная связь. Химические свойства
ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулу ацетилена
Уметь:
¾ называть:
ацетилен по его химической формуле;
¾ характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами ацетилена;
химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой,
бромом);
¾ определять:
принадлежность ацетилена к непредельным углеводородам;
¾ составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства ацетилена
(горение, взаимодействие с водой, бромом).
|
Д.
Получение ацетилена карбидным
способом и его горение.
|
|
|
|
|
|
59
|
7
|
Спирты.
|
Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений.
Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на
организм метанола и этанола.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулы метанола, этанола и глицерина.
Уметь:
¾ называть:
спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
связь между составом и свойствами спиртов;
химические свойства метанола и этанола (горение);
¾ определять:
принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;
¾ составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и
этанола (горение);
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
критической оценки информации о метаноле и этаноле.
|
Д.
Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Л. о.№15
Свойства глицерина.
|
|
|
|
|
|
60
|
8
|
Карбоновые кислоты.
|
Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота –
консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных
карбоновых кислоты.
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
формулы уксусной и стеариновой кислот.
Уметь:
¾ называть:
уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам;
¾ характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами кислот;
химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);
¾ определять:
принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу
органических соединений;
¾ составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной
кислоты (общие с другими кислотами);
¾
использовать
приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с уксусной кислотой.
|
Д.
Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями
и солями.
|
|
|
|
|
|
61
|
9
|
Биологически важные вещества: жиры, белки,
углеводы.
|
Жиры в природе и их применение. Белки, их строение и биологическая
роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность
белков, жиров и углеводов.
|
Уметь:
¾ характеризовать:
нахождение в природе и применение жиров;
состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и
целлюлозы;
физические свойства белков и их роль в организме.
|
Д.
Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков.
Л.о. №16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом
меди (II) без нагревания и при
нагревании.
Л. о.№17
Взаимодействие крахмала с йодом.
|
|
|
|
|
|
62
|
10
|
Обобщение и систематизация знаний по курсу
органическая химия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63
|
11
|
Контрольная
работа № 3 по теме: «Органические вещества»
|
.
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема №5: «Обобщение знаний по химии за курс
основной школы» 5 часов
|
|
64
|
1
|
Строение веществ.
|
Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь
строения и свойств веществ.
|
Знать/понимать:
¾ химические понятия:
атом, молекула, ион, химическая связь.
Уметь:
¾
характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами веществ;
¾ определять:
тип химической связи в соединениях.
|
Д.
Кристаллические решётки алмаза и графита.
|
|
|
|
|
|
65
|
2
|
Классификация химических реакций.
|
Классификация химических реакций по различным признакам (число и
состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование
катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
|
Знать/понимать:
¾ химическую символику:
уравнения химических реакций;
¾ химические понятия:
химическая реакция, классификация реакций.
Уметь:
¾ определять:
типы химических реакций;
возможность протекания реакций ионного обмена;
¾ составлять:
уравнения химических реакций.
|
|
|
|
|
|
|
66
|
3
|
Генетические ряды металла, неметалла и переходного
металла
|
|
|
|
|
|
|
|
|
67
|
4
|
Итоговая контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
68
|
5
|
Анализ контрольной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
69
|
6
|
Подведение итогов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70
|
7
|
Итоговое повторение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.