№ п/п
|
№ урока
|
Тема урока
|
Базовое содержание урока
|
Тип урока
|
Виды деятельности
|
Планируемые результаты и компетенции
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)
|
1
|
1
|
Вводный урок
|
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные
источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом.
Роль археологических раскопок в изучении ИДМ.
|
Изучение нового материала
|
Групповая, работа с контурной картой.
|
Знать основные понятия:
- исторический источник;
- исторические факты:
Что изучает история Древнего мира.
Уметь определять роль археологических раскопок и
значение письменных источников в изучении истории Древнего Мира.
|
Уметь работать с учебной и внешкольной информацией,
использовать современные источники информации
Составлять план своих действий.
|
Мотивация к изучению Истории Древнего мира.
Осознавать,
какое значение и смысл имеет
для
меня учение.
|
Раздел I. ЖИЗНЬ
ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ЧАСОВ)
|
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3
ч)
|
2
|
2
|
Древнейшие люди
|
Древнейшие люди – наши далекие предки. Прародина человека.
Орудия труда и опыт их изготовления. Собирательство и охота. Овладение огнем.
|
Изучение нового материала
|
Групповая, работа с контурной картой.
|
Знать понятия: первобытные люди, орудие труда,
собирательство. Характеризовать достижения первобытного человека, его
приспособление к природе, основные занятия.
|
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических
причин и исторического значения событий и явлений современной жизни
|
Понимание культурного многообразия мира.
|
3
|
3
|
Родовые общины охотников и собирателей
|
Расселение древнейших людей и его особенности.
Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла
охоты, охота сообща, новые орудия охоты. Родовые общины, сообщества
сородичей. Совместное ведение хозяйства и распределение обязанностей в
родовой общине.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной
картой.
|
Знать географию расселения первобытных людей.
Называть и характеризовать новые изобретения
человека для охоты и новые способы охоты.
.
|
Выделять признаки родовой общины.
Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя
|
Излагать свое мнение, аргументировать его
|
4
|
4
|
Возникновение искусства и религиозных верований
|
Как была найдена пещерная живопись. Загадки
древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя перед охотой. Зарождение
веры в душу. Религиозные верования первобытных охотников и собирателей.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная.
|
Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее
происхождения.
Объяснять, как ученые разгадывают тайны наскальной
живописи. Работать с текстом учебника по заданию учителя. Характеризовать
верования первобытных людей
|
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к
коллективной работе.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений.
|
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
(3 ч)
|
5
|
5
|
Возникновение земледелия и скотоводства
|
Возникновение земледелия. Мотыжное земледелие.
Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение
животных. Скотоводство. Освоение ремесел, гончарное ремесло, появление одежды
из ткани. Родовые общины и племя. Племя. Управление племенем. Представления о
происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования скотоводов и
земледельцев, зарождение культа.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
исследовательская.
|
Знать географию районов первичного земледелия на
исторической карте.
Рассказывать о переходе от собирательства к
мотыжному земледелию. Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого
ремесел в жизни первобытного человека.
Характеризовать религиозные представления древнего
человека.
|
Развитие речи; формирование умений сравнивать,
обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие
внимательности при поиске ошибок.
|
Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
|
6
|
6
|
Появление неравенства и знати
|
Развитие ремесел и выделение ремесленников в общине.
Изобретение гончарного круга. Обработка металлов, изобретение плуга. От
родовой общины к соседской. Возникновение неравенства в общине земледельцев.
Выделение знати. Преобразование поселений в города.
|
Комбинированный урок.
|
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной
картой.
|
Знать понятия: гончарный круг, металлургия, ремесло,
ремесленник, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники,
дружина, знать, рабы, город, святилище, государство.
Находить на карте районы первичной металлургии.
Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Характеризовать
изменение отношений в общине после выделения в ней знати.
|
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к
коллективной работе.
|
Освоение гуманистических традиций и ценностей
современного общества, уважение прав и свобод человека.
|
7
|
7
|
Повторительно-обобщающий урок.
|
Значение эпохи первобытности для человечества. Какой
опыт дала нам первобытность. Переход от первобытности к цивилизации,
выделения ремесла, неравенство, появление городов, государств, письменности.
|
Повторение пройденного материала.
|
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной
картой, частично-поисковая.
|
Уметь работать с картой, составлять и решать
кроссворды, решать проблемные и развивающие задачи.
|
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к
коллективной работе.
Развитие речи; формирование умений
сравнивать, обобщать факты и понятия.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений.
Мотивация к изучению Истории Древнего мира.
Осознавать,
какое значение и смысл имеет
для меня учение.
|
Тема 3. Счет лет в истории (1 ч)
|
8
|
8
|
Счет лет в истории
|
Измерение времени по годам. Как в древности считали
года. Летоисчисление о РХ, наша эра. Линия времени как схема ориентировки в
историческом времени
|
Комбинированный урок.
|
Групповая, индивидуальная, частично-поисковая.
|
Решать исторические задачи и проблемные ситуации на
счет лет. Знать понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период,
хронология.
|
Способность решать творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах.
|
Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
|
Раздел II. ДРЕВНИЙ
ВОСТОК (20 ч)
|
Тема 4. Древний Египет (8 ч)
|
9
|
9
|
Государство на берегах Нила.
|
Страна Египет, местоположение государства. Разливы
Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте, система орошения.
Объединение Древнего Египта. Управление единым государством.
|
Изучение нового материала
|
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной
картой, частично-поисковая.
|
Характеризовать местоположение и
природно-географические условия страны с помощью карты и и мультимедийных
ресурсов. Устанавливать причинно-следственные связи между природными
условиями и занятиями древних египтян.
Знать понятия: речные пороги, речной ил, оазис в
пустыне, рельеф, фараон, столица.
|
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией, использовать современные источники информации.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений.
Мотивация к изучению Истории Древнего мира.
|
10
|
10
|
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
|
Жители Египта: от фараона до простого земледельца.
труд земледельца. Система оросительных каналов. В гостях у египтянина,
жилище. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.
|
Комбинированный урок.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая.
|
Знать и самостоятельно формулировать понятия:
вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет.
|
Способность решать творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах.
|
Освоение гуманистических традиций и ценностей
современного общества, уважение прав и свобод человека.
|
11
|
11
|
Жизнь египетского вельможи
|
О чем могут рассказать гробницы вельмож. Усадьба
вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его
вельмож.
|
Комбинированный урок.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая, исследовательская.
|
Учиться работать в малой группе над общим заданием.
Знать ключевые понятия урока.
|
Выделять главное в части параграфа, во всем
параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
|
Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
|
12
|
12
|
Военные походы фараонов
|
Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев, боевые
колесницы египтян. Направления военных походов. Завоевательные походы Тутмоса
III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города
Древнего Египта – Мемфис и Фивы. Участь военнопленных. Появление наемного
войска.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, индивидуальная работа, работа с
исторической картой, частично-поисковая.
|
Знать понятия: бронза, пехотинец, боевая колесница,
дышло, возница, колесничий, дротик, наемное войско. Уметь работать с картой и
датами. Делать сообщение в военных походах Тутмоса III.
|
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией, использовать современные источники информации.
|
Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
|
13
|
13
|
Религия древних египтян
|
Боги и жрецы. Храмы – святилища богов. Могущество
жрецов. Египтяне о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и
Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса.
|
Комбинированный урок.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая, исследовательская.
|
Знать основные особенности религии древних египтян.
Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Знать
понятия: храм, жрец, саркофаг, статуя, мумия.
|
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией, использовать современные источники информации.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
|
14
|
14
|
Искусство Древнего Египта
|
Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид.
Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и устройство храма.
Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница
Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры.
Экспозиции древнеегипетского искусства в музеях мира.
|
Комбинированный урок.
|
Групповая, проектная деятельность, элементы
исследовательской деятельности.
|
Знать понятия: египетские пирамиды, сфинкс, чудеса
света, обелиск, колонна. Уметь искать в Интернете информацию о находках
археологов в гробницах древнеегипетских фараонов; рассказывать о внутреннем
устройстве пирамиды.
|
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией, использовать современные источники информации.
|
Формирование эстетического вкуса и чувства
прекрасного у учащихся.
|
15
|
15
|
Письменность и знания древних египтян
|
Загадочные письмена и их разгадка. Особенности
древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материалов
для письма, египетские папирусы. Свиток папируса – книга. Школа подготовки
писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия).
Изобретение инструментов отсчета времени. Жрецы – хранители знаний.
|
Комбинированный урок.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая.
|
Знать понятия: иероглиф, папирусный свиток,
календарь, астрономия, водяные часы. Уметь находить и представлять информацию
в виде сообщений.
|
Выделять главное в части параграфа, во всем
параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
|
Развитие сотрудничества при работе в парах;
воспитание интереса к истории как к науке.
Формирование эстетического вкуса и чувства
прекрасного у учащихся.
|
16
|
16
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний
Египет
|
Достижения Древнего Египта (ирригационное
земледелие, культовое строительство, зарождение письменности, появление основ
наук). Неограниченная власть фараонов, представления о загробном воздаянии
(суд Осириса и клятва умершего).
|
Повторительно-обобщающий урок.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая, проектная деятельность.
|
Знать ключевые понятия изученной темы. Уметь
работать с картой, составлять и решать кроссворды, решать проблемные и
развивающие задачи.
|
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией, использовать современные источники информации.
Способность решать творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах.
|
Развитие сотрудничества при работе в парах;
воспитание интереса к истории как к науке.
|
Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов)
|
17
|
17
|
Древнее Двуречье
|
Страна двух рек: местоположение,
природно-географические условия, ирригационное земледелие.
Города из глиняных кирпичей. Ур и Урук. Башни от
земли до неба. Боги шумеров. Письмена на глиняных табличках. Писцовые школы.
Клинопись – особое письмо Двуречья.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая деятельность, работа с исторической и контурной картой.
|
Знать понятия: шумеры, клинопись, глиняная табличка,
«отец школы», «сыновья школы». Характеризовать природно-географические
условия Древнего Двуречья. Описывать и выделять главные особенности
письменности Древнего Двуречья.
|
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
|
18
|
18
|
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
|
Город Вавилон становится главным. Власть Хаммурапи –
от богов. Царские законы. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках.
Принцип талиона. Закон о ростовщиках.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.
|
Выделять основные понятия урока (не более пяти)
Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи
были объявлены законами богов.
|
Выделять главное в части параграфа, во всем
параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
|
Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
|
19
|
19
|
Финикия
|
Города финикийцев. Природно-климатические условия
Финикии. Финикийские мореплаватели, Средиземное море и финикийцы. Ремесла.
Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Алфавит. Легенды о
финикийцах.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.
|
Знать основные понятия урока.
Характеризовать финикийский алфавит. Описывать
основные занятия финикийцев. Использовать историческую карту для объяснения
выгодного положения Финикии.
|
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией, использовать современные источники информации.
Способность решать творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
|
20
|
20
|
Библейские сказания.
|
Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен.
Занятия, быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий
Завет. Моисей выводит евреев из Египта. Бог дает законы народу.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.
|
Знать территорию расселения древнееврейских племен. Объяснять
значение принятия единобожия. Знать и уметь формулировать самостоятельно
основные понятия урока.
|
Выделять главное в части параграфа, во всем
параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
|
Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Уважение к религиозным традициям своего и других
народов.
|
21
|
21
|
Древнееврейское царство.
|
Библейские сказания о войнах евреев в Палестине.
Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство. Первые цари – Саул, Давид,
Соломон. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Библейские предания о героях.
|
Комбинированный урок.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.
|
Решать развивающие и проблемные задачи. Знать
основные понятия урока. Укреплять навыки работы с картой.
|
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией, использовать современные источники информации.
Способность решать творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
|
22
|
22
|
Ассирийская держава.
|
Освоение железа, железные орудия труда. Ассирийское
войско и конница. Вооружение. Завоевания ассирийских царей. Библиотека
глиняных книг Ашшурбанапала. Произведения ассирийского искусства. Гибель
Ассирийской державы.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.
|
Работать в малых группах над заданием учителя.
Характеризовать достижения ассирийцев в обработке железа, искусстве, военном
деле. Знать и называть основные причины гибели Ассирийской державы.
|
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
|
Развитие сотрудничества при работе в парах;
воспитание интереса к истории как к науке.
Формирование эстетического вкуса и чувства
прекрасного у учащихся.
|
23
|
23
|
Персидская держава
|
Персидская держава «царя царей». Три великих царства
в Западной Азии. Завоевания персов. Кир Великий. Образование Персидской
державы. Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Войско
персидского царя.
|
Комбинированный урок.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.
|
Работать с исторической картой.
Систематизировать информацию о достижениях
персидских царей. Знать и формулировать самостоятельно ключевые понятия темы.
Знать и кратко рассказывать легенды о персидских царях.
|
Выделять главное в части параграфа, во всем
параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
|
Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
|
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)
|
24
|
24
|
Природа и люди Древней Индии
|
Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг.
Гималайские горы. Джунгли и деревни среди джунглей. Освоение земель и
развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Сказание о
Раме. Вера в переселение душ.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Уметь рассказывать о местоположении Индии,
природно-климатических условиях. Показывать на карте основные географические
объекты Индии. Знать и формулировать основные понятия темы.
|
Развитие у учащихся самостоятельности; развитие
внимательности при поиске ошибок.
|
Формирование культуры общения.
Уважение к этнокультурным традициям других народов.
|
25
|
25
|
Устройство общества в Древней Индии
|
Миф о происхождении четырёх каст. Обряд
жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных:
варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. "Неприкасаемые".
Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии
царём Ашокой
|
Комбинированный урок.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
частично-поисковая деятельность.
|
Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Готовить
сообщение о жизни Будды.
Перечислять достижения древних индийцев. Доказывать,
что брахманы - хранители знаний.
Сравнивать основные положения брахманизма и
буддизма.
|
Составлять простой план пунктов параграфа (по
выбору).
Формулировать и доказывать свою точку зрения.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
|
26
|
26
|
Природа и люди Древнего Китая. Конфуций и его
учение.
|
Страна, где жили китайцы. География, природа и
ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель -
уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг.
Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Находить на карте и комментировать
местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской
религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию
учтивости
|
Выделять главное в части параграфа, во всем
параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
|
Формирование культуры общения.
Уважение к этнокультурным традициям других народов.
|
27
|
27
|
Первый властелин единого Китая.
|
Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные
войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская
стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа.
Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана.
Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Рассказывать об отношениях Китая с соседями.
Объяснять причины возведения Великой Китайской
стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её
достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока
|
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
|
Развитие сотрудничества при работе в парах;
воспитание интереса к истории как к науке.
Формирование эстетического вкуса и чувства
прекрасного у учащихся.
|
28
|
28
|
Повторение по теме «Древний Восток»
|
Повторение изученного материала.
|
Повторительно-обобщающий урок.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой, частично-поисковая деятельность.
|
Выполнять задания на понимание, осмысление
изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма.
Показывать на карте самые известные города
Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой,
объектами на их территории. Называть материал для письма в Египте, Двуречье,
Китае, Индии. Перечислять наиболее известные сооружения на территории
Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая.
|
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией, использовать современные источники информации.
Способность решать творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
Уважение к этнокультурным традициям других народов.
Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
|
Раздел III. ДРЕВНЯЯ
ГРЕЦИЯ (21 час)
|
Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)
|
29
|
29
|
Древнейшая Греция
|
Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский
дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского
царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар
|
Изучение нового материала
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой, исследовательская деятельность.
|
Определять и комментировать местоположение Критского
царства, Эгейского моря.
Называть отличительные признаки критской
культуры. Работать с картой заданиями рабочей тетради.
|
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
|
Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его
нравственный контекст
|
30
|
30
|
Микены и Троя.
|
В крепостных Микенах. Местонахождение.
"Архитектура великанов". Каменные Львиные ворота. Облик
города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое
письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале
Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его
последствия
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Показывать на карте местоположение Микен.
Выделять отличия между микенской и критской
культурами.
|
Работать в малых группах по
дифференцированным заданиям.
|
Развитие сотрудничества при работе в парах;
воспитание интереса к истории как к науке.
Формирование эстетического вкуса и чувства
прекрасного у учащихся.
|
31
|
31
|
Поэма Гомера «Илиада»
|
Миф о Троянской войне и поэмы "Илиада" и
"Одиссея". Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны
Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
исследовательская деятельность.
|
Рассказывать легенду о жизни Гомера.
Кратко раскрывать суть поэмы Гомера
"Илиада". Характеризовать образы основных героев
"Илиады". Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме
урока
|
Читать текст с пометками на полях:
"понятно", "непонятно", "известно",
"неизвестно", на основе этого организовывать свою учебную
деятельность.
Работать в малых группах по
дифференцированным заданиям.
|
Развитие сотрудничества при работе в парах;
воспитание интереса к истории как к науке.
Формирование эстетического вкуса и чувства
прекрасного у учащихся.
|
32
|
32
|
Поэма Гомера «Одиссея»
|
География странствий царя с острова Итака - Одиссея.
Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с
сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы
|
Комбинированный урок.
|
|
В группах соотносить путь Одиссея домой, на Итаку, с
картой.
Выделять основные вехи пути Одиссея домой.
Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.
|
Читать текст с пометками на полях:
"понятно", "непонятно", "известно",
"неизвестно", на основе этого организовывать свою учебную
деятельность. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько
по сравнению с другими.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
Формирование эстетических потребностей и чувства
прекрасного.
|
33
|
33
|
Религия древних греков
|
Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон
олимпийских погов. Мифы о Деметре и Персифоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе
и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном
|
Комбинированный урок.
|
|
Объяснять связь между явлениями природы и греческими
богами.
Давать нравственную оценку героическим
поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян, шумеров и греков.
Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков.
|
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией, использовать современные источники информации.
Способность решать творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре
своего и других народов, толерантность.
|
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с
персидским нашествием
|
34
|
34
|
Два великих полиса: Афины и Спарта
|
География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли.
Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство,
выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в афинском полисе.
Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Находить на карте и устно комментировать
местоположение Аттики, занятия её населения.
Объяснять значение понятий: полис, демос. Выделять
признаки греческого полиса.
Характеризовать греческий демос, общество в
целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с
финикийским алфавитом.
|
Способность сознательно организовывать и регулировать
свою деятельность.
Умение работать с различными источниками
информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими,
графическими и др.).
|
Оценивать события с позиции гражданина и патриота
России;
|
35
|
35
|
Зарождение демократии в Афинах
|
Демос встаёт против знати.
Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в
управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного
суда. Солон о своих законах.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность.
|
Показывать на примере реформ Солона смысл
понятия «демократия». Сравнивать законы Драконта и Солона.
|
Определять, какое событие произошло раньше
других и насколько по сравнению с другими.
|
Формирование гражданских ценностей, потребности в
участии в жизни страны. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и
единомышленникам
|
336
|
336
|
Древняя Спарта
|
География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты.
Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние
власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила
поведения спартиатов. Спартанское воспитание. "Детский" способ
голосования.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность,
самостоятельная работа.
|
Показывать на карте местоположение Спарты.
Характеризовать основные группы населения и их
положение.
Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.
|
Читать текст с пометками на полях:
"понятно", "непонятно", "известно",
"неизвестно", на основе этого организовывать свою учебную
деятельность. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько
по сравнению с другими.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
в современном обществе.
|
37
|
37
|
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей
|
Греческая колонизация побережья Средиземного и
Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие
межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения
колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада —
колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге
нынешней России. Древний город в дельте реки Дона
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Объяснять причины греческой колонизации, её
географию.
Выделять общее, что связывало греческие колонии.
Сравнивать финикийскую и греческую территории
колонизации.
Описывать одежду грека
|
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
|
|
38
|
38
|
Олимпийские игры в древности
|
Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к
общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об
основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль
Олимпийских игр
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность,
самостоятельная работа.
|
Составлять развёрнутый план одной части параграфа.
Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта
параграфа.
Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения
на уроке.
Оценивать значение Олимпийских игр для общества того
времени
|
Овладение навыками работы с учебной информацией,
использование современных источников информации, в том числе материалы на
электронных носителях.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
Формирование эстетических потребностей и чувства
прекрасного.
|
39
|
39
|
Победа греков над персами в Марафонской битве
|
Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание
бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика
и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в
сражении.
Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о
победе в Марафоне.
|
Определять, какое событие произошло раньше других и
насколько по сравнению с другими. Использовать информацию видеофильма,
электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о
Марафонской битве
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
в современном обществе.
|
40
|
40
|
Нашествие персидских войск на Элладу
|
Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских
юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного
флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита
Фермопил. Под¬виг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское
сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе
греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы
греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.
Группировать факторы, благодаря которым маленький
народ победил огромную военную державу.
Использовать информацию видеофильма, электронных
изданий, презентаций для составления собственного рассказа: о создании
военного флота; о Фермопильском сражении; о Саламинской битве.
|
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
|
Освоение гуманистических традиций и ценностей
современного общества, уважение прав и свобод человека.
|
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и
расцвет демократии (5 ч)
|
41
|
41
|
В гаванях афинского порта Пирей
|
В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и
торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса.
Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность.
|
Сравнивать военную и торговую гавани.
Оценивать, насколько возможной была покупка раба для
каждого грека.
Характеризовать положение граждан, переселенцев,
рабов в греческих полисах.
|
Выделять главное в части параграфа, во всем
параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
|
Развитие сотрудничества при работе в парах;
воспитание интереса к истории как к науке.
Формирование эстетического вкуса и чувства
прекрасного у учащихся.
|
42
|
42
|
В городе богини Афины
|
Город Афины и его районы. Миф о рождении богини
Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его
жители. Агора — главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности
архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность,
самостоятельная работа, проектная деятельность.
|
Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.
Формулировать собственное мнение об архитектурных
сооружениях Афин.
Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.
Создавать короткую презентацию в Power Point об
одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками;
кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока)
|
Овладение навыками работы с учебной информацией,
использование современных источников информации, в том числе материалы на
электронных носителях.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
в современном обществе.
|
43
|
43
|
В афинских школах и гимнасиях
|
Воспитание детей педагогами. Рабы- педагоги. Занятия
в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека.
Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В
афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность,
самостоятельная работа, проектная деятельность.
|
Сравнивать типы школ и систему обучения в них.
Последовательно рассказывать о каждой из школ.
Объяснять назначение каждой из школ.
Пояснять, почему греки придавали большое значение
умению доступно излагать мысли.
Выполнять практическую работу с текстом по
дифференцированным заданиям.
|
Овладение навыками работы с учебной информацией,
использование современных источников информации, в том числе материалы на
электронных носителях.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
|
44
|
44
|
В афинском театре
|
Возникновение театра в Древней Греции. Устройство.
Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии.
Воспитательная роль театральных представлений.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность.
|
Объяснять причины особой любви греков к
представлениям.
Называть отличительные признаки комедии и трагедии.
Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».
Оценивать роль современного театра для общества.
|
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
|
45
|
45
|
Афинская демократия при Перикле
|
Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы
на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания»
Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы
на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот,
Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность.
|
Самостоятельно подготавливать тематические сообщения
(по выбору).
Называть заслуги Перикла в восстановлении и
процветании Афин.
Проводить поиск информации в Интернете о
единомышленниках, друзьях Перикла.
Систематизировать информацию о демократических
преобразованиях во время руководства полисом Перикла.
|
Выделять главное в части параграфа, во всем
параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
|
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до
н. э. (4 ч)
|
46
|
46
|
Города Эллады подчиняются Македонии.
|
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние
эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о
Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения
и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и
Греции.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Показывать на карте и объяснять местонахождение
Македонии.
Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.
Сравнивать политический курс Филиппа и Александра
Македонских.
Объяснять причины потери независимости Грецией.
Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.
|
Выделять главное в части параграфа, во всем
параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
|
|
47
|
47
|
Поход Александра Македонского на Восток
|
Александр
возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария
III у
города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при
Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к
завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность.
|
Используя карту и её легенду, рассказывать о
военных событиях похода Александра Македонского на Восток.
Характеризовать ситуацию
на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского.
Оценивать поступки
Александра Македонского, его противников.
|
Выделять главное в части параграфа или исторического
документа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
Формирование эстетических потребностей и чувства
прекрасного.
|
48
|
48
|
В Александрии Египетской
|
Распад державы Александра Македонского после его
смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра
Македонского. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская
библиотека.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность,
самостоятельная работа, проектная деятельность.
|
Называть причины распада державы Александра
Македонского.
Показывать на карте государства, образовавшиеся в
ходе распада державы.
Рассказывать об Александрии — центре
эллинистического мира.
Сравнивать Александрию и Афины.
|
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными.
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
|
49
|
49
|
Вклад древних эллинов в мировую культуру
|
Условия складывания и своеобразие эллинистической
культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском
полисе. Особенности афинской демократии.
|
Повторительно-обобщающий урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность.
|
Называть самое известное в Древней Греции: имя
поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции.
Объяснять значение понятий: демократия, стратег,
оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.
|
Овладение навыками работы с учебной информацией.
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах.
|
Характеризовать и давать оценку поступкам основных
богов и героев древнегреческой мифологии.
|
50
|
50
|
Древнейший Рим
|
Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем.
Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия
римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и
римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Сравнивать природные условия Греции и Рима.
Соотносить время возникновения Рима с событиями,
происходившими в Греции.
Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.
Характеризовать общественный строй, установившийся с
возникновением Рима.
Использовать карты, ресурсы мультимедиа, другие
источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме
|
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
в современном обществе.
|
51
|
51
|
Завоевание Римом Италии
|
Возникновение республики. Консулы — ежегодно
выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и
право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова
победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса
для плебеев.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность.
|
Исследовать по карте и мультимедиаресурсам
территории, завоёванные Римом.
Характеризовать Римскую республику и причины её
возникновения.
Выделять причины побед римского войска, в том числе
над Пирром.
Сравнивать территориальные приобретения Рима в III и
II вв. до н. э.
|
Выделять главное в части параграфа или исторического
документа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
Уметь работать с датами. Объяснять значение крылатых фраз.
|
Освоение гуманистических традиций и ценностей
современного общества, уважение прав и свобод человека.
|
52
|
52
|
Устройство Римской республики
|
Плебеи — полноправные граждане Рима. Устройство
Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие
законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о
легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность.
|
Сравнивать устройство Римской республики с греческим
полисом.
Объяснять, где население больше участвовало во
власти: в Греции или Риме.
Выделять и называть преимущества легиона по
сравнению с фалангой.
Представлять сообщения и доклады в соответствии с
требованиями регламента.
|
Выделять главное в части параграфа или исторического
документа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
Уметь работать с датами. Объяснять значение крылатых фраз.
|
Освоение гуманистических традиций и ценностей
современного общества, уважение прав и свобод человека.
|
Тема 12. Рим — сильнейшая держава
Средиземноморья (3 ч)
|
53
|
53
|
Вторая война Рима с Карфагеном
|
Карфаген — стратегический узел в Западном
Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота.
Захват Сицилии.
Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск
Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика
римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская
победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление
господства Рима в Западном Средиземноморье.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность,
работа с исторической картой.
|
Называть причины карфагенских войн.
Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.
Показывать по карте и комментировать поход
Ганнибала.
Характеризовать цели, поступки Ганнибала.
Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с
римлянами.
|
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
|
Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
|
54
|
54
|
Установление господства Рима во всём Средиземноморье
|
Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и
властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный
триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор
Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье —
провинция Рима.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность
|
Работать с картой в процессе изучения событий,
обеспечивших господство Рима в Средиземноморье.
Характеризовать способы подчинения государств власти
Рима.
Рассказывать о падении Македонского царства и его
значении для эллинистического мира, Рима.
Составлять простой план параграфа.
|
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
Способность сознательно организовывать и регулировать
свою деятельность.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
Формирование эстетических потребностей и чувства
прекрасного.
|
55
|
55
|
Рабство в Древнем Риме
|
Завоевательные походы Рима — главный источник
рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб — «говорящее орудие».
Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о
рабах.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность.
|
Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме.
Доказывать бесправное положение рабов в Риме.
Объяснять причины широкого распространения рабства
во всех сферах жизни римлян.
|
Овладение навыками работы с учебной информацией,
использование современных источников информации, в том числе материалы на
электронных носителях.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
в современном обществе.
|
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч)
|
56
|
56
|
Земельный закон братьев Гракхов
|
Возобновление и обострение противоречий между
различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья.
Начало гражданских войн в Риме.
Дальние заморские походы и разорение земледельцев
Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков
Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия.
Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела
брата. Гибель Гая
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность.
|
Устанавливать причины гражданских войн в Риме.
Называть причины, которые заставили Тиберия Гракха
выступить в защиту бедняков.
Работать в малых группах, систематизируя информацию.
Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире.
Оценивать поступки братьев Грак¬хов во благо менее защищённых римлян.
|
Читать текст с пометками на полях:
"понятно", "непонятно", "известно",
"неизвестно", на основе этого организовывать свою учебную
деятельность.
Работать в малых группах по дифференцированным
заданиям.
|
Освоение гуманистических традиций и ценностей
современного общества, уважение прав и свобод человека.
|
57
|
57
|
Восстание Спартака
|
Первая победа восставших и Спартака над римским
войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие
их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания.
Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения
восставших.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность,
самостоятельная работа, проектная деятельность.
|
Прослеживать движение войска Спартака по карте,
комментировать события и поступки восставших.
Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора,
Красса.
Разрабатывать краткосрочные проекты на темы «Поход
Спартака в Альпы»; «Красе против Спартака».
|
Овладение навыками работы с учебной информацией,
использование современных источников информации, в том числе материалы на
электронных носителях, умение презентовать результаты своей деятельности.
|
Освоение гуманистических традиций и ценностей
современного общества, уважение прав и свобод человека.
|
58
|
58
|
Единовластие Цезаря
|
Превращение римской армии в наёмную. Борьба
полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс,
Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват
Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны —
опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в
сенате.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность
|
Составлять рассказ, используя понятия: наёмная
армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.
Анализировать действия и поступки Юлия Цезаря.
Объяснять позиции Красса, Помпея и сената в отношении
Юлия Цезаря.
|
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
в современном обществе.
|
59
|
59
|
Установление империи
|
Поражение сторонников республики. Бегство
заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль
Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание
гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа.
Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона
— римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе
за власть.
Объяснять причины завершения гражданских войн в
Риме.
Характеризовать правление Октавиана Августа.
Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.
|
Выделять главное в части параграфа или исторического
документа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
Уметь работать с датами.
|
Освоение гуманистических традиций и ценностей
современного общества, уважение прав и свобод человека.
|
Тема 14. Римская империя в первые века нашей
эры (5 ч)
|
60
|
60
|
Соседи Римской империи
|
Установление мира с Парфией. Разгром римских
легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования
германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их
занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Показывать на карте территории расселения народов,
попавших под власть империи.
Комментировать иллюстрации на страницах учебника.
Составлять задания, вопросы, обмениваться ими.
Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и
их взаимоотношениях.
|
Овладение навыками работы с учебной информацией,
использование современных источников информации, в том числе материалы на
электронных носителях, умение презентовать результаты своей деятельности.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
Формирование эстетических потребностей и чувства
прекрасного.
|
61
|
61
|
В Риме при императоре Нероне
|
Складывание культа императоров. Актёр на
императорском троне, Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет
доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое
восстание в армии и гибель Нерона.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность
|
Использовать различные средства и источники
информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э.
Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о
пожаре в Риме.
Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.
|
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе.
|
62
|
62
|
Первые христиане и их учение
|
Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из
Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы
Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном
суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане —
почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями
христиан.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность,
самостоятельная работа, проектная деятельность.
|
Рассказывать об условиях появления христианского
учения.
Давать объяснение причинам распространения
христианства.
Комментировать и оценивать комплекс моральных норм
христиан.
Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения
Нагорной проповеди в наши дни.
|
Овладение навыками работы с учебной информацией,
использование современных источников информации, в том числе материалы на
электронных носителях, умение презентовать результаты своей деятельности.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
в современном обществе.
|
63
|
63
|
Расцвет Римской империи во II в. н. э.
|
Неэффективность рабского труда. Возникновение и
развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о
Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к
обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях
на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях
империи.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Сравнивать положение свободного земледельца, колона
и раба.
Характеризовать период правления императора Траяна.
Рассказывать о достижениях империи во II в. н. э.
Выделять причины ослабления империи и перехода к
обороне границ.
Доказывать, что римляне строили на века.
|
Овладение навыками работы с учебной информацией,
использование современных источников информации, в том числе материалы на
электронных носителях.
|
Понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
Формирование эстетических потребностей и чувства
прекрасного.
|
64
|
64
|
Вечный город и его жители
|
Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима.
Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах.
Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина.
«Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность,
проектная деятельность.
|
Проводить виртуальную экскурсию по Риму (с
использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий).
Аргументированно доказывать смысл утверждения, что
«все дороги ведут в Рим».
Составить рассказ от лица простого римлянина,
богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.
|
Овладение навыками работы с учебной информацией,
использование современных источников информации, в том числе материалы на
электронных носителях, умение презентовать результаты своей деятельности.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
в современном обществе.
|
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение
Западной Римской империи (2 ч)
|
65
|
65
|
Римская империя при Константине
|
Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы
полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение
численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства.
Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение
столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан.
|
Изучение нового материала.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Объяснять причины перемен во внутреннем положении
империи.
Сравнивать положение на границах империи в 1 в. н.
э. и при императоре Константине.
Обосновывать факт переноса столицы империи.
Комментировать последствия утверждения христианства
государственной религией.
Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к
параграфу.
|
Выделять главное в части параграфа или исторического
документа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.
Уметь работать с датами.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
в современном обществе.
|
66
|
66
|
Взятие Рима варварами
|
Разделение Римской империи на два самостоятельных
государства. Варвары-наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с
готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров.
Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый
натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора
Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец
эпохи Античности
|
Комбинированный урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная,
деятельность, работа с исторической картой.
|
Обозначать причины раздела империи на две части.
Рассказывать об исторических деятелях и их
поступках.
Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др.
с позиции общечеловеческих ценностей.
Высказывать предположения о том, почему варварам
удалось уничтожить Западную Римскую империю.
|
Умение работать с различными источниками информации
– как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)
Способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
в современном обществе.
|
67
|
67-70
|
Признаки цивилизации Греции и Рима
|
Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в
управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса
и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности
в мировую культуру.
|
Повторительно-обобщающий урок
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность,
самостоятельная работа, проектная деятельность.
|
Показывать на карте этапы расширения границ Рима.
Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой
гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.
Рассказывать и показывать достижения Рима в разных
областях жизни.
Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие
задания, инсценировать сюжеты античной истории.
|
Овладение навыками работы с учебной информацией.
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах.
|
Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
в современном обществе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.