Рабочая программа по
технологии для неделимых 6х классов
Пояснительная записка.
Настоящая
рабочая программа по технологии для неделимых 6х классов разработана в
соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования и требований к планируемым результатам
основного общего образования по технологии, требованиями Примерной основной
образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту.
Эта
программа является актуальной и учитывает интересы как девочек, так и
мальчиков. Данная программа рекомендуется для обеспечения непрерывности
технологического образования. Она позволяет учителю получить представление о
целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного
предмета, а также конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа носит рекомендуемую последовательность с учетом внутрипредметных и
межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся и рекомендована с учетом оснащенности школ, материальных возможностей
учащихся и социальной востребованности. Опыт работы в неделимых классах
показал целесообразность линейного подхода к преподаванию разделов,
способствующих решению современных образовательных задач.
1. Технология: программа 5-8
классы/ авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Технология. Примерные
программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Проект. – М.:
Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
3. Технология. Технологии
ведения дома. 6 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений/
Н.В.Синица, В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013.
4. Технология. Индустриальые
технологии. 6 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений/
Н.В.Синица, В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013.
Программа
реализуется в 6х неделимых классах в объеме 2ч в неделю, 68 часов в год (34
учебные недели).
Программа
подвержена корректировке.
Общая
характеристика учебного предмета.
Цели и задачи программы:
·
освоение
технологических знаний, основ культуры по созданию личностно или общественно
значимых изделий;
·
овладение
общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования
технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения
домашнего хозяйства; безопасными приемами труда;
·
развитие
познавательных интересов, технического мышления; сенсорных и моторных навыков,
имений учебного труда; волевой и эмоциональной сферы;
·
воспитание
патриотизма, мотивов учения и труда, гуманности и коллективизма,
дисциплинированности, эстетических взглядов, творческого начала личности,
трудолюбия, предприимчивости.
Содержание учебного
предмета.
Программа
предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компентенций.
Программа
предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным
линиям:
-технологическая
культура производства;
-
распространение технологии современного производства;
-
культура, эргономика и эстетика труда;
-
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической
информации;
-
основы черчения, графики, дизайна;
-
знакомство с миром профессий;
-
выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
-
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
-
методы технической, творческой, проектной деятельности;
-
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовыми
в данной программе являются разделы: «Технологии домашнего хозяйства»,
«Кулинария», «Технологии ручной обработки
древесины и древесных материалов», «Технология художественно-прикладной
обработки материалов», «Технология ручной и машинной обработки металлов и
искусственных материалов», «Технологии творческой и опытнической деятельности», каждый из которых предусматривает
использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории с
практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, а значит,
достижение дидактической цели, которую надо понять и осознать.
Одним
из ведущих разделов программы является «Кулинария», который включает в себя
обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами, ознакомление с
технологией приготовления различных блюд, общей культуры личности, навыкам
общения, правилам этикета, приема пищи, сервировки стола и т.д.
При
изучении разделов «Технологии домашнего хозяйства», «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»
учащиеся познакомятся с различными способами исследования свойств и обработки
древесины, с материалами и инструментами, применяемыми в работе, со способами
оформления интерьера жилого дома, разновидностями комнатных растений и
технологии их выращивания. На занятиях дети учатся разрабатывать
технологические карты, эскизы, пользоваться чертежными инструментами:
знакомятся с правилами и способами разработки моделей. Большое внимание при
изучении каждого раздела следует уделять соблюдению обучающимися правил
санитарии и гигиены, безопасным приемам труда. При изучении курса технологии
70% времени отводится на практическую деятельность, 30% - на теоретическую.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В
качестве приоритетных методов обучения используются лабораторные,
лабораторно-практические, практические работы и метод проектов.
Учебный
предмет «Технология» выполняет особенную роль, так как обладает мощным
развивающим потенциалом. Важнейшая особенность уроков состоит в том, что они
строятся на предметно-практической деятельности, которая служит необходимым
звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального
развития (в том числе и абстрактного мышления). Только так, на основе реального
учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития,
обеспечивается активизация познавательных психических процессов и
интенсификации обучения в целом. Главной целью образовательной области
«Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в
современном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной,
творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в
первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно
важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном
обществе.
Структура
курса.
Раздел 1 Технологии домашнего
хозяйства – 12час
в том числе: Вводное занятие – 1
час
Интерьер
жилого дома – 11час
Технологии творческой и опытнической деятельности -4 час
Раздел 2 Кулинария – 14час
Технологии
творческой и опытнической деятельности
- 4 час
Раздел 3 Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов - 18 час
Раздел 4 Технология
художественно-прикладной обработки материалов - 6 час
Технологии
творческой и опытнической деятельности
- 4час
Раздел 5. Технология ручной и машинной обработки
металлов и искусственных материалов - 8 час
Всего: 68
час
Предусмотрено
выполнение: лабораторных работ – 9, практических – 18, творческих проектов – 3.
Описание ценностных
ориентиров содержания учебного предмета.
Программа предусматривает
формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности
и ключевых компетенций.
В
результате обучения учащиеся овладеют:
-
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания
продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и
эстетическими свойствами;
-
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные
интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности;
-
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов,
планирование бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного
отношения к труду и результатам труда.
В
результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или
раздела получает возможность познакомиться:
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
-
назначением и технологическими свойствами материалов;
-
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений,
машин и оборудования;
- видами,
приемами и последовательностью выполнения технологических операций. Влиянием
различных технологий обработки материалов и получении продукции на окружающую
среду и здоровье человека;
-
профессиями и специальностями, связанными с обработкой, материалов, созданием
изделий из них, получением продукции;
-
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
Выполнять
по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
-
рационально организовывать рабочее место;
-
находить необходимую информацию в различных источниках;
-
применять конструкторскую и технологическую документацию;
-составлять
последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия
или выполнения работ;
-
выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для
выполнения работ;
-
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
-
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
-
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами,
машинами и электрооборудованием;
-
осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и
визуально контроль качества изготавливаемого изделия;
-
находить и устранять допущенные дефекты;
-
проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения
продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
-
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
-
распределять работу при коллективной деятельности;
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
-
формирования эстетической среды обитания;
-
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей
творческой деятельности человека;
-
получение технико-технологических сведений из разнообразных источников
информации;
-
организация индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
-
изготовления изделий декаративно-прикладного искусства для оформления
интерьера;
-
контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и
разметочных инструментов;
-
выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и
гигиены;
-
оценки затрат, необходимых для создания объекта.
Планируемые
результаты освоения учебного предмета.
Личностные
результаты освоения
учащимися предмета «Технология» в основной школе:
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике; проявление познавательной активности в
области предметной технологической деятельности;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
-
самооценка умственных и физических способностей;
-
развитие трудолюбия и отвесности за результаты своей деятельности;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с
учетом общности интересов и возможности членов трудового коллектива;
-
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации
своей деятельности;
-
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным
ресурсам;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
Росси и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование
индивидуально-личностных позиций учащихся;
Метапредметные
результаты освоения
учащимися предмета «Технологи» в основной школе:
-
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для
себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
-
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-
самостоятельная организация и выполнения различных творческих работ по созданию
изделий и продуктов;
-
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
-
планирование и регуляция своей деятельности; отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, интернет ресурсы и других базы данных;
-
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности
с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей
познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
-
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее
решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по
принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения
ошибок выполняемых технологических процессов;
-
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда;
-
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
-
формирование и развитие экологического мышления; умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Предметные
результаты освоение
учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в
познавательной сфере
-
осознание роли сущности технологической культуре и культуры труда;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования
материалов, информации, природных объектов; ориентация в имеющихся и возможных
средствах и технологиях создания объектов труда;
-
практическое освоение учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;
-
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья,
материалов и областей их применения;
-
развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации ИКТ в современном производстве; рациональное
использование учебной и дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и создания объектов труда;
-
овладения средствами и формами графического отображения объектов; методами
чтения технологической и инструктивной информации;
-
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач; применение элементов экономии
при обосновании технологий и проектов;
-
овладение алгоритмами и методами решения организационных и
технико-технологических задач; элементами научной организации труда;
в
трудовой сфере
-
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с
учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов,
приспособлений и оборудования с учетом требований технологии;
-
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование
последовательности операций и составление операционной карты работ;
-
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм
и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
-
выбор средств и видов представления технологической информации в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям
и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;
-документирование
результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта
труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся
ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности,
осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями
других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта
труда и выполнении работ;
в эстетической сфере
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности
продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта
рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного
творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование
работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;
- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка;
стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере
-
практическое освоение умений устанавливать и поддерживать необходимые контакты
с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы
или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной
кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного
взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением
выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; публичная
презентация и защита проекта изделия;
в физиолого-психологической сфере
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение
необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учетом
технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Целевая
ориентация реализации настоящей рабочей программы
в
практике конкретного образовательного учреждения
Настоящая
рабочая программа учитывает особенности неделимого класса: учащиеся проводят
исследования различных видов, активно работают в группах над проектами,
используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут
контролировать и оценивать работу.
Ученики
продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам,
олимпиадам различного уровня. Учащиеся будут осваивать материал каждый на
своем уровне и в своем темпе.
Учебно-методическое обеспечение образовательного
процесса
1.
Дополнительная
литература:
Научно-методические
журналы «Школа и производство» /Издательство «Школьная пресса», 1987 – 2014гг
2.
Наглядные
пособия:
Демонстрационные
материалы по темам: «Кулинария», «Машиноведение», «Обработка материалов»,
«Моделирование», стенд по технике безопасности, коллекции: образцов породы
древесины, химических волокон; раздаточный материал, дидактический материал,
презентации.
3.
Технические средства
обучения: Компьютер
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.