Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКалендарно-тематическое планирование по русскому языкув 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"ФГОС

календарно-тематическое планирование по русскому языкув 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"ФГОС

Скачать материал

Раздел «ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД» (85 ч.)

81

1

Язык как средство общения

Урок 1

Представление о языке как средстве общения. Общение посредством устной и пись­менной речи

 

 

 

82

2

Порядок действий при списывании

 

 

 

83

3

Устная и письменная речь

Урок 2

Рассмотрение ситуаций, свя­занных с выбором устной и письменной речи

 

 

 

84

4

Знаки препинания в конце предложения

 

 

 

85

5

Речевой этикет: слова приветствия

Урок 3

Ситуации приветствия. Ин­тонация предложения

 

 

 

86

6

Интонация предложений, восклицательный знак в конце предложений

 

 

 

87

7

Речевой этикет. Веж­ливые обращения

Урок 4

Ситуации использования слов приветствия и слов бла­годарности

 

 

 

88

8

Речевой этикет. Отработка порядка действий при списывании

 

 

 

89

9

Речевой этикет: слова просьбы и извинения

Урок 5

Рассмотрение ситуаций ис­пользования слов приветст­вия и слов благодарности. Расстановка знаков заверше­ния предложения. Отыски­вание слов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»

Предложения по цели выска­зывания

 

 

90

10

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

 

 

91

11

Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Урок 6

Ситуации, в которых ис­пользуются слова просьбы, извинения, отказа. Звуки ре­чи, буквы, слог. Заглавная буква в именах собственных

Наблюдение над изменени­ем смысла слов при изменении их форм

 

 

92

12

Знаки препи­нания в конце предложения

 

 

93

13

Знакомство со взрос­лыми и сверстника­ми.

Урок 7

Ситуация представления се­бя при знакомстве. Знаком­ство с нарицательными име­нами существительными. Составление словосочетаний

 

 

 

94

14

Собственные име­на, правописание собственных имен

 

 

 

95

15

Знакомство со взрос­лыми и сверстника­ми. Ситуация пред­ставления себя и об­ращение к взрослому

Урок 8

Обсуждение проблемы: чем различается речевое обраще­ние к сверстнику и взросло­му? Запись имён, фамилий и отчеств. Составление звуко­вых моделей слов. Алфавит

Восстановле­ние деформи­рованных предложений

 

 

96

16

Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении. Правописание собственных имен

 

 

 

97

17

Правила речевого поведения: возраст собеседника.

Урок 9

Вопросительные предложе­ния. Собственные имена су­ществительные, заглавная буква в них

Подбор нужно­го по смыслу слова-синонима

 

 

98

18

Отработка порядка действий при списывании и правила правописания собственных имен

 

 

 

99

19

Описание внешности.

Урок 10

Описание внешности. На­блюдение за словами, назы­вающими признаками

Прилагатель­ные

 

 

100

20

Слова, отвечающие на во­просы «какой?», «ка­кая?», «какое?», «какие?»

 

 

 

101

21

Описание внешности родных. Правописа­ние собственных имен существитель­ных

Урок 11

Описание внешности род­ных, друзей. Озаглавливание текста

Подбор слов к данным схе­мам

 

 

102

22

Описание внешности. Повторение слогоударных схем

 

 

 

103

23

Сравнения при опи­сании внешности

Урок 12

Звуковой анализ. Постановка к словам вопросов: «кто?», «что?», «какой?», «какая?»

Подбор слов по звуковым моделям

 

 

104

24

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «ка­кая?», «какое?», «какие?»

 

 

105

25

Адрес. Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес

Урок 13

Ситуации, при которых не­обходимо знание точного адреса. Соотнесение слова со звуковыми моделями. Со­ставление словосочетаний

Смыслоразли- чительная функция ударения

 

 

106

26

Повторение слогоударных схем

 

 

107

27

Письменная речь: оформление  адреса на конверте или открытке

Урок 14

Тренировка в написании ад­реса на конверте. Деление слов для переноса

 

 

 

108

28

Правила переноса  слов

 

 

 

109

29

Родина. Оформление  адреса на конверте или открытке

Урок 15

Место рождения (малая ро­дина); страна, в которой ро­дился (Родина). Перенос слов. Звуковой анализ слов

Подбор слов к звуковым мо­делям

 

 

110

30

Перенос слов. Буквы й, ъ, ь при переносе

 

 

111

31

Устная речь. Родина. Толкование значения слов

Урок 16

Постановка вопросов к сло­вам. Составление рассказов о месте, в котором живешь. Деление слов для переноса

Составление рассказа на за­данную тему

 

 

112

32

Знакомство с образованием слов

 

 

113

33

Исторические места. Составление при­глашения на экскур­сию

Урок 17

Ударение в словах. Развер­нутое толкование значения слова. Подбор вопросов к словам

 

 

 

114

34

Отработка умения задавать вопросы к словам

 

 

 

115

35

Профессии. Обсуждение профессий родителей

Урок 18

Профессии родителей. На­блюдение за словами, назы­вающими действия

Глаголы

 

 

116

36

 Слова, отвечающие на во­просы: «что делать?», «что делает?», «что делал?»

 

 

 

117

37

Профессии. Слова, отвечающие на во­просы: «что делать?», «что сделать?»

Урок 19

Обсуждение выбора будущей профессии. Объяснение значения различ­ных профессий для развития общества. Выделение слов, отвечающих на вопросы: «что делать?», «что делал?»

Слова- омонимы

 

 

118

38

Слова, похожие по звучанию, но раз­личные по значению

 

 

 

119

39

Описание характера. Обсуждение поступков.

Урок 20

Словесное описание харак­тера человека. Подбор под­ходящих высказываний для выражения извинения

 

 

 

120

40

Правописание соче­таний жи-ши в сло­вах

 

 

 

121

41

Контрольный срез по письму

 

 

 

 

 

122

42

Использование речи для убеждения

Урок 21

Звуковой анализ. Роль слова в изменении характера. Пра­вописание гласных после шипящих

 

 

 

123

43

Правописание соче­таний ча-ща, чу-щу

 

 

 

124

44

Описание своего ха­рактера и своих поступков

Урок 22

Постановка вопросов к сло­вам. Деление слов для пере­носа

 

 

 

125

45

Слова, отвечающие на во­просы: «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?»

 

 

 

126

46

Кто что любит... Обсуждение интересов.

Урок 23

Составление рассказов о том, что любишь. Перенос слов. Поиск слов, отвечаю­щих на заданный вопрос к собеседнику: «Что любишь?». Вежливое обращение

Запятая при перечислении

 

 

127

47

По­иск слов, отвечаю­щих на во­просы «кто?», «что?»

 

 

 

128

48

Интересы детей. Несовпадение интересов и преодоление конфликта

Урок 24

Речевые и языковые средства, позволяющие договориться с собеседником. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками

Наблюдение над общей ча­стью родствен­ных слов

 

 

129

49

Знакомство с родственными словами. Общее значение однокоренных слов

 

 

130

50

Обсуждение интересов

Урок 25

Постановка вопросов. Пере­нос слов. Цель высказывания

 

 

 

131

51

Постановка вопросов к словам

 

 

 

132

52

Письменная речь: объявление. Знаки препи­нания в конце пред­ложения

Урок 26

Знакомство со структурой объявления. Правописание гласных после шипящих

Смысл посло­виц

 

 

133

53

Знаки препи­нания в конце пред­ложения. Правописание сочетаний жи-ши

 

 

 

134

54

Вымышленные истории.

Урок 27

Вымысел (фантазия). Глас­ные после шипящих. Устой­чивые сочетания слов.

Фразеологизмы

 

 

135

55

Устойчивые сочета­ния слов

 

 

 

136

56

Устойчивые сочета­ния слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отве­чающих на постав­ленный вопрос

Урок 28

На­блюдение за употреблением устойчивых сочетаний слов в устной и письменной речи. Упражнение в записи слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

 

 

 

137

57

Выражение просьбы или вежливого отказа. Перенос слов

Урок 29

Языковые средства, выра­жающие просьбу, приказ, отказ и совет. Деление слов для переноса. Упражнение в записи слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

 

 

 

138

58

Письменная речь: объявление.

Урок 30

Речевые, языковые средства, необходимые для описания домашнего питомца. Повторение слов, отвечающих на вопрос «какой?», «ка­кая?» и правила написания собственных имен.   Сочетания жи-ши

 

 

 

139

59

Описание внешности животного Повторение правописания сочетаний жи-ши

Урок 31

Языковые средства, выра­жающие просьбу, приказ, отказ и совет. Работа со звуковыми моделями

 

 

 

140

60

Выражение просьбы в различных ситуациях. Интона­ция предложения

Урок 32

Гласные после шипящих. Ударение. Порядок действий при списывании. Составление сло­восочетаний. Соотнесение слова с моделями

Смыслоразли- чительная функция уда­рения

 

 

141

61

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам

Урок 33

Описание животного. Пере­нос слов. Звуковой анализ слова. Подбор вопроса к словам. Определение слова, от которого образо­вано заданное слово

Заучивание скороговорки

 

 

142

62

Описание внешности и повадок животного. Правописание сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща

Урок 34

Постановка вопросов к сло­вам. Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Об­суждение вопроса: чем отли­чается язык человека от язы­ка животного?

 

 

 

143

63

Слова приветствия. Слова, которые мож­но записать цифрами

Урок 35

Составление устного сообще­ния на тему «Рассказ о моих друзьях». Наблюдение за использованием слов, обозна­чающих качество, в текстах, различных по содержанию

Числительные

 

 

144

64

Мимика и жесты как дополнительные средства общения. Образные выражения

Урок 36

Объяснение смысла посло­виц. Вычленение из предло­жения слов, отвечающих на поставленный вопрос. Об­разные выражения

 

 

 

145

65

Обсуждение  интересов. Использование мно­гозначных слов в речи

Урок 37

Представление о понятии «многозначные слова». Объ­яснение значений много­значных слов исходя из кон­текста. Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 

 

 

146

66

Обсуждение проблемного вопроса. Слово как единство звучания и значения

Урок 38

Грамотность в письменной речи - показатель образован­ности человека. Ударение. Правила написания письма. Слово и его значение. Наблю­дение над изменением смысла слов при изменении их форм

 

 

 

147

67

Написание слов с безударными гласными

Урок 39

Речевые и языковые средст­ва, используемые при изви­нении. Пропедевтика напи­сания слов с безударными гласными. Устойчивые соче­тания. Звуковой анализ слов

Устойчивые сочетания

 

 

148

68

Выбор языковых средств. Знакомство с транс­крипцией. Функция ь.

Урок 40

Выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. Роль звуков в словах. Спи­сывание. Звуковой анализ. Функция ь

Многознач­ность слов

 

 

149

69

Контрольное списывание

Урок 41

Функция ь. Основные функ­ции ь - показатель мягкости и разделитель. Различение функций на практике. Клас­сификация слов. Написание поздравительной открытки

Восстановле­ние порядка предложений в тексте

 

 

150

70

Поздравление и вручение подарка. Правописание ь в словах.

 

Урок 42

Разговор о том, что делает нашу речь понятной и точ­ной. Перенос слов без стечения согласных. Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а указыва­ют на них

Местоимения

 

 

151

71

Точность и правильность речи. Звуковой анализ слов

Урок 43

Сочетания чк-чн. Значение слова. Частичный звуковой анализ. Языковые средства, которые используются при обращении и выражении просьбы

 

 

 

152

72

Уточнение значения незнакомых слов. Правописание соче­таний

чк-чн

 

Проверка навыка письма под диктовку с применением изученных знаний

 

 

 

153

73

Использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению

Урок 44

Восклицательные предложе­ния.  Знакомство с контек­стуальными синони­мами. Правописание сочета­ний чк-чн.

Многознач-ность

 

 

154

74

Составление краткого рассказа об увиденном. Сравнение слов по звуковому составу

Урок 45

Речевые средства, позво­ляющие выразить впечатле­ния от просмотренного спек­такля. Поиск слов, отвечаю­щих на заданный вопрос. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам

 

 

 

155

75

Знакомство с нормами произношения и ударения. Правописание слов с безударными глас­ными

 

Проверка уровня усвоения полученных знаний

 

 

 

156

76

Контрольный диктант

Урок 46

Пропедевтика написания слов с безударными гласны­ми. Расстановка ударения в словах

Работа с орфо­эпическим сло­варем

 

 

157

77

Разговорная и науч­ная речь

 

Урок 47

Знакомство с разговорной и научной речью. Наблюдение за образованием слов и местом возможной ошибки в написании слова. Правописа­ние разделительного ь. За­пись транскрипций слов

 

 

 

158

78

Художественный и научный стили речи

Урок 48

Пропедевтика написания слов с парными по звонко­сти—глухости согласными. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании

Многознач­ность слов

 

 

159

79

Написание писем. Знакомство с неиз­меняемыми словами

Урок 49

Передача в письме своего отношения к увиденному. Изменяемые и неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на задан­ные вопросы

 

 

 

160

80

Слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа

Урок 50

Йотированная функция гласных. Поиск слов, отве­чающих на заданные вопро­сы. Речевые средства, позво­ляющие выразить запрет

 

 

 

161

81

Слова, которые при­шли в русский язык из других языков

Урок 51

Перенос. Постановка вопро­сов к словам. Отбор языко­вых средств при передаче своих впечатлений

Иноязычные слова

 

 

162

82

Диагностическое исследование

Урок 52

Парные согласные по глухости-звонкости, их различия. Знаки препинания в конце предложения

 

 

 

Раздел «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД МАТЕРИАЛА»

163

83

Составление краткого рассказа о летнем отдыхе. Правописание пар­ных согласных

Урок 53

Написание объявления. Пе­ренос слов. Правописание безударных гласных.

 

 

 

164

84

Составление объявления. Правописание без­ударных гласных

 

Комплексное повторение пройденного

 

 

 

165

85

Правописание собст­венных имен суще­ствительных.  Слова, обозначаю­щие признаки пред­метов

Урок 54

Собственные и нарицатель­ные имена существительных. Написание собственных имен существительных. Вопросы к словам и отыски­вание слов, отвечающих на заданный вопрос. Наблюде­ние за речью и значением слов, обозначающих призна­ки предметов

Прилагательное

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Календарно-тематическое планирование по русскому языкув 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"ФГОС"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:



ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета. Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

•он является основным средством общения между людьми;

•с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;

•язык является основным средством познания окружающего мира;

•владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;

•использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

— грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

   навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;

   разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;

   научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;

 «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы.

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.

Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.

Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Место предмета в учебном плане. В 1-ом классе минимальное количество часов на изучения предмета «Русский язык» — 54, максимальное — 85. Расчет часов определяется учителем в зависимости от того, когда в конкретном классе закончилось изучение «Букваря. Ч.1». Так, например, при завершении букварного периода в конце 1-го полугодия курс русского языка начинается с первых уроков второго полугодия. В этом случае на изучение русского языка предусмотрено 85 часов. Если изучение «Букваря Ч. 1» завершается к концу третьей четверти, то на изучение русского языка отводится 54 часа.

Во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» не менее 5 или 4 часов в неделю. Если общеобразовательное учреждение предусматривает в базисном плане 4 ч на изучение предмета «Русский язык», то рекомендуется объединять некоторые уроки с ознакомительными темами (соответствуют планируемым результатам «Ученик получит возможность научиться»; номера таких уроков размещены в учебниках на зеленом фоне) и использовать резервные уроки.

Если в общеобразовательном учреждении ведется обучение на родном (нерусском) языке, а для изучения предмета «Русский язык» используется данная программа и учебники «Русский язык» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.), то для освоения материала программы рекомендуется выделить дополнительно 1 или 2 ч из национально - регионального компонента учебного плана.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать nакие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Содержание программы

 

1 класс (54-85 ч)

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:

1)   показатель мягкости предшествующего согласного;

2)   разделительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

         раздельное написание слов;

         прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

         обозначения гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи -ши );

         с очетания чк, чн;

         перенос слов;

         непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

         знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)

1.1. Фонетика и графика (10 ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Деление слов на слоги.

Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

1.2.    Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Слово и предложение (6 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

1.3.   Состав слова (морфемика) (19 ч)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

1.4.   Лексика (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Различение однозначных и многозначных слов.

Представление о прямом и переносном значении слова.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

II «Правописание.» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

         перенос слов;

         проверяемые безударные гласные в корнях слов;

         парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

         непроизносимые согласные;

         непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

         разделительные твердый и мягкий знаки;

         правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

         правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

         правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;

         раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (34 ч)

3.1.    Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

3.2.    Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

IV.   Повто

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 642 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 555
    • DOCX 49.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Че Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Че Ирина Михайловна
    Че Ирина Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 88591
    • Всего материалов: 34

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 27 регионов

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе