Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКалендарно-тематическое планирование по русскому языку и литературе 11 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку и литературе 11 класс

Скачать материал

Русский язык

 11 класс

естественно-математического направления

 

Всего – 34 часа (по 1 часу в неделю, всего 34 недели).

 

 

№ п/п

Программный материал

Письменные работы

К/Ч

Регио-

нальный компонент

Сроки

изучение

повторение

развитие речи

 

I четверть

 

1

Современный русский литературный язык.  Языковые изменения конца ХХ века.  Язык и общество. Формы функционирования русского языка.Чистота речи. Языковые изменения конца ХХ века.

Причины происхождения и развития языка; особенности литературного языка и его стили. Просторечие, диалекты, профессионализмы, жаргоны. Языковая ситуация в Казахстане. Функционирование русского языка в Казахстане.

Сведения о богатстве русского языка. Нормы речи. Новые явления в русском языке.

 

1

Русский и казахский языки в нашей школе.

 

Повторение изученного материала в 10 классе2 ч.

2

 

Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика.  Лексический разбор слова.

 

 

1

 

 

3

 

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор.

 

 

1

 

 

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Культура речи – 6 ч.  (из них 1 ч. на развитие речи; 1ч. – диктант)

4

Цельные словосочетания.

Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания.

 

 

1

Выписать из стихотворений местных поэтов словосочетания. Определить их вид.

 

5

Вводные и вставные конструкции, знаки препинания в них.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Простое предложение и предикативная часть.Разряды вводных слов по значению.

Синонимика односоставных и двусоставных простых предложений.

 

1

Составить простые  предложения о природе Житикары, выделить в них грамматическую основу.

 

6

Знаки препинания при оформлении перечней.

Предложения с однородными членами, знаки препинания в них.

Риторический вопрос и восклицание, их роль в предложении

 

1

 

 

7

 

Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных предложениях.

 

Диктант.

1

 

 

8

Тире в неполном предложении. Виды синтаксического разбора.

Неполные предложения. Простое осложненное предложение.  Предложения с обособленными членами, знаки препинания в них. Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Цитаты. Употребление кавычек.

Инверсия, обращения, вводные слова, синонимика обособленных и необособленных  членов предложения, их роль в художественной литературе.

 

1

 

 

9

 

 

Стилистические фигуры речи.

 

1

 

 

 

 

II четверть

 

Типы сложного предложения – 12 ч.  (из них 2 ч. на развитие речи: 1ч. – сочинение-рассуждение,1 ч. – изложение-описание; 1 ч. – тестирование)

10

Принципы русской пунктуации. Структурный принцип – основной принцип русской пунктуации.

Понятия о видах сложного предложении. Виды сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложений.

Функциональная значимость интонации в сложном предложении. Функционирование в речи сложных предложений. Характеристика роли типов сложных предложений в тексте.

 

1

Предложения из газеты «Авангард».

 

11

 

Сложносочинённое предложение, средства связи в нём. Сложносочинённые предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами, их строение, значение.

Употребление союзов в сложносочинённых, сложноподчинённых и простых предложениях с однородными членами. Замена сложных предложений простыми предложениями с однородными и обособленными членами.

 

1

Составить сложные предложения о природе Житикары.

 

12

 

 

Сложноподчинённое предложение, средства связи в нём. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, определительными, их строение, значение.

Синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Конструирование сложных предложений.

 

1

 

 

 

 

 

13

 

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными, присоединительными, их строение, значение.

Синонимия сложноподчинённых и простых предложений с обособленными членами.

 

1

 

 

 

 

 

14

Сочетание знаков и порядок их следования.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными: с однородным, параллельным (неоднородным), последовательным подчинением.

Употребление сложных предложений с разными видами связи в текстах – повествовании, описании, рассуждении.

 

1

Работа с предложениями на тему «Животный и растительный мир Костанайской области».

 

15

 

 

 

Рассуждение на морально-этическую тему.

Сочинение-рассуждение.

1

 

 

16

 

Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений.

Преобразование бессоюзных сложных предложений в сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Бессоюзные сложные предложения в тексте-рассуждении с элементами описания.

 

1

Составить союзные и бессоюзные предложения о природе и достопримечательностях Житикаринского района.

 

 

III четверть

 

17

Знаки препинания при стечении союзов в сложном предложении.

Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях. Средства связи предикативных частей в сложных предложениях.

Аннотация, эссе, заметка с использованием сложных предложений.

 

1

 

 

18

 

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными и  разными видами связи.

Анализ и составление текстов публицистического, научного, художественного стилей различных типов речи с использованием сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.

 

1

 

 

19

 

 

Описание душевного состояния героя.

Изложение-описание.

1

 

 

20

 

Компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи. Знаки препинания в них.

Анализ и составление текстов публицистического, научного, художественного стилей различных типов речи с использованием сложных предложений с разными видами связи.

 

1

 

 

21

 

 

 

Тестирование.

1

 

 

Текст. Речевые жанры – 6 ч. (из них 1 ч. на развитие речи - сочинение в жанре эссе)

22

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) как композиционно-смысловое единство. Микротема в ССЦ.

Текст. Основная и дополнительная темы текста. Признаки текстов различных функционально-смысловых типов речи. Виды (цепная, параллельная) и средства связи предложений в текстах различных типов речи.

Речевой этикет. Роль вступительной и заключительной части высказывания. Повествование, описание, рассуждение в художественной речи.

 

1

Предложения из газеты «Житикаринскиеновости».

 

23

ССЦ и абзац. Строение ССЦ: ключевая фраза (зачин), комментирующая часть, концовка. Абзац как структурная единица письменного текста. Зачин и концовка абзаца.

Основные признаки текста: тематическое, композиционное единство, связность, смысловая цельность, модальность.

Работа с текстами разных типов речи, стилей и жанров: чтение и информационная переработка. Построение текстов различного типа на основе собственного замысла.

 

1

 

 

24

Виды грамматической связи в тексте. Типология текстов.

Основные критерии языкового качества текста. Основные жанры научного стиля: конспект, научный проект, доклад, аннотация, рецензия, реферат, тезисы.

Определение стилевых черт и языковых средств публицистического, научного, официально-делового, художественного стилей.

 

1

 

 

25

 

 

Основные жанры публицистического стиля: очерк, портретный очерк, эссе, репортаж, дискуссия.

 

Сочинение в жанре эссе.

1

 

 

26

Композиционно-синтаксические типы речи (высказывания от 1-го, 2-го, 3-го лица) в текстах.

Основные жанры официально-делового стиля: характеристика, автобиография, заявление, закон, резюме, деловое письмо.

 

Написание аннотации, тезисов, характеристики, автобиографии, резюме, заявления.

 

1

Составить высказывание на тему «Моя родина - Житикара».

 

IV четверть

 

 

27

Классификация текстов в зависимости от количества участников речи.

Средства выражения модальности в тексте. Способы их выражения и средства связи в тексте (союзы, лексические и грамматические средства, повторы, вводные слова, порядок слов, синонимы, видовременные  формы глаголов, анафора, неполные предложения, синтаксический параллелизм и т.д.)

Лингвистический анализ текстов разных функциональных стилей и жанров.

 

1

 

 

Культура устной речи. Элементы риторики  – 4 ч. (из них 1 ч. - развитие речи)

28

Риторика. Краткие сведения о классической риторике.

Орфоэпия. Орфоэпический словарь.

 

 

1

 

 

 

 

29

Виды красноречия. Ораторская речь, публичное выступление. Структура публичной речи.

Нормы речи. Техника речи. Особенности устной речи.

Правила русского речевого этикета. Формулы русского речевого этикета в ситуациях похвалы, соболезнования, сочувствия. 

 

1

Выступление на тему «Природа Житикаринского района».

 

30

Учебно-научные жанры. Дискуссия, дебаты, спор, полемика, диспут.

Речевое общение. Взаимодействие участников.

Особенности речевого этикета в полиэтническом Казахстане.

 

1

 

 

31

 

Изобразительно-выразительные средства: тропы и фигуры речи. Невербальные средства общения. Дискуссионная речь.

Совершенствование культуры учебно-научного, официально-делового общения в устной и письменной форме. Овладение культурой публичной речи. Организация дискуссии.

 

1

 

 

Повторение и систематизация изученного материала – 3 ч. (из них 1 ч. – диктант)

32

 

Повторение  синтаксиса и пунктуации простого, простого осложнённого и сложного предложения: сложное союзное и сложное бессоюзное предложения, способы связи, пунктуация. Синтаксический разбор сложного предложения.

 

 

1

Составить простые и сложные предложения о природе и достопримечательностях Житикаринского района.

 

33

 

 

 

Диктант.

1

 

 

34

 

Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика.  Лексический разбор слова. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный анализы.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская литература

11 класс

естественно-математического направления

 

Всего – 68 часов (по 2 часа в неделю, всего 34 недели)

 

 

 

 п/п

Содержание программного материала

Теория литературы

К/Ч

Региональный компонент

Дата

I четверть

Русская литература ХХ века после 1917 года и начала ХХI века

1

Введение. Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Историко-литературное обоснование основных периодов: 1) революция и литература (1917-1929) – переход от литературы XIX века и века «серебряного» к советскому периоду, литература в условиях нового, советского тоталитаризма; 2) художник и тоталитарная власть (1930-е – середина 1950-х гг.) – начало «большого террора», искажённый характер литературного процесса – легальная и запрещённая литература; 3) приспособление советских ценностей к общечеловеческим (1956 – конец 1980-х гг.) – «потепление» и новое «похолодание» общественно-политического климата в СССР, литературно-идеологическое диссидентство, традиция «эзопова» способа художественного выражения правды; 4) неодекаданс, или постмодернизм в условиях краха советского тоталитаризма (1990-е гг.). Переходный этап от классической литературы к литературе нового столетия, ознаменованной революциями, войнами, нарастанием «большого террора» в процессе укрепления тоталитаризма в СССР. Противостояние литературного процесса режиму большевиков с постепенным уходом в «подполье» запрещённой литературы и доминированием «разрешённой» литературы соцреализма. Литературно-идеологическая борьба 20-х гг., начало «огосударствления», политизации литературы.

Проблема периодизации литературы.

Классическая литература и литература нового столетия.

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

В.В. Маяковский. Лирика: «Ода революции», «Приказ по армии искусств», «Рабочим Курска», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой». Отношение В.В. Маяковского к революции и Советской власти: от романтической идеализации к патетико-сатирическому диалогу со временем. «Мутация» политического голоса после Октября: освоение новых жанров, искусств, их социализация (героико-политический театр, кино, «Окна РОСТА»), усиление лирической искренности и сатиры. Тема Человека-Поэта-Гражданина «повсеместного» сердца.

 

Литература и социальный заказ в эпоху 20-х гг., эволюция теории социального заказа.

Ритмико-интонационное своеобразие, метрика, рифма, строфика.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

3

Идеализация революции, вождя и Советской власти в «парных» поэмах «В.И. Ленин» и «Хорошо!» (обзор).Плакатность и патетико-сатирическая тенденциозность, лирическая присяга автора на верность Ленину и партии как детски чистая и наивная вера в справедливость и человечность советского «революционного потопа». Комедия «Баня» (обзор) как сатира на партийную бюрократию. Эволюция поэта от «хорошо» к «плохо». Символический характер ухода в «мир иной», в противоречии с поэтической декларацией «жизнь прекрасна и удивительна». Новое о В.В. Маяковском после падения советского тоталитаризма.

РР: Анализ лирических произведений.

Для заучивания наизусть: В.В. Маяковский. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

 

1

 

 

4

А.А. Ахматова.  Лирика: «Сжала я руки под тёмной вуалью…», «Столько просьб у любимой всегда…», «На шее мелких чёток ряд…», Мне голос был, он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Клевета», «Муза», «И упало каменное слово…», «Родная земля», «Творчество». Предельная искусность и высокая духовность лирики А.Ахматовой. Традиции русской классической поэзии и акмеизм в её творчестве. Трагедийность мироощущения и внутреннее мужество ахматовской поэзии.

 

Лирика, особенности стихотворной речи.

Ритмико-интонационное своеобразие, метрика, рифма, строфика.

1

 

5

Эволюция образа лирической героини – женщины трагической эпохи, поэта, противостоящего тоталитаризму и вдохновляющего современника на духовную стойкость. Эпическая тема малой (личной) и большой истории в «Реквиеме», слияние судьбы поэта с судьбой народа.

РР: Анализ лирических произведений.

Для заучивания наизусть: А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно…».

 

1

 

 

6

М.И. Цветаева. Лирика: «Кошки», «Идёшь на меня похожий...», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Ахматовой», «Вчера ещё в глаза глядел...», «Скоро уж из ласточек - в колдуньи!..», «Поэт - издалека заводит речь...», «Попытка ревности», «Мой письменный верный стол!..», «Вскрыла жилы: неостановимо...», «Тоска по родине! Давно...» и др. (по выбору учителя). Драматизм творческой судьбы. Мотивы лирики: «поэт и поэзия», «любовь - смерть», «разрыв», «время и вечность», «рождение - смерть», «одиночество», «ученичество». Концепция времени, современности и истории, человека и природы. Мифопоэтическое содержание поэзии; фольклоризмы и фольклорные имитации. Поэзия М.И. Цветаевой и современное искусство (кино, эстрада и др.).

РР: Анализ лирических произведений.

Для заучивания наизусть: М.И. Цветаева. 1 стихотворение по выбору учащихся.

 

 

Лирика, особенности стихотворной речи.

Особенности языка и стиля, жанровые формы и стих. Проблема цикла.

1

 

7

РР: Подготовка к сочинению по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.

 

 

1

 

 

8

РР: Сочинение по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.

 

1

 

9

Б.Л. Пастернак.  Своеобразие художественного мироощущения поэта: природа и социальная революция – проявление могучего напора жизни, всемерного возмездия и справедливости. Образ поэзии-губки, растворение, слияние поэта с мирозданием, назначение поэта, искусства – не исказить истинного голоса жизни во всей её природной и общественной целостности.

 

 

 

Лирика, особенности стихотворной речи.

 

 

1

 

 

10

Лирика: «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», «Плачущий сад», «Определение поэзии», «Весна, я с улицы…», «Осень», «Август» (из романа «Доктор Живаго»), «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…».

Для заучивания наизусть: Б.Л. Пастернак. «Сестра  моя – жизнь и сегодня в разливе».

 

 

1

 

 

 

11

Главы из романа «Доктор Живаго». Суть «второго рождения» художника: «неслыханная простота», верность своему художественному предназначению, творческая независимость от власти. Творческая история «Доктора Живаго» как характерный советский пример подавления творческой свободы художника.

 

1

 

 

 

12

Роман - повествование о судьбах интеллигенции в годы катастрофических социальных потрясений русской истории начала 1900-х – конца 1920-х гг., исповедь большого художника и гражданина, разоблачающего «историческую порчу времени» в эпоху советского тоталитаризма. Христианские идеалы писателя. Современное восприятие творчества Б.Л. Пастернака по книгам и фильмам.

РР: Домашнее сочинение по роману Б.Л. Пастернака.

 

Роман.

1

 

 

13

Е.И.  Замятин. Краткий очерк жизни и творчества.  Гражданское и художественное еретичество писателя. Восприятие социального заказа как необходимость говорить правду о своём времени. «Мы»  (главы). Творческая история «Мы» как «возвращённого» произведения. Жанровые особенности: антиутопия, политический памфлет на крепнущий советский тоталитаризм.  Западные преемники Е. Замятина – О. Хаксли («О, этот новый мир»), Дж. Оруэлл («1984»),

 А. Кестлер («Слепящая тьма»).

 

Понятия «антиутопия» и «памфлет».

1

 

 

 

14

М.А. Булгаков. Творческая биография.

 

1

 

 

15

«Собачье сердце». Сатирические повести 20-х гг.: антиприродная и антисоциальная суть советской евгеники (создание «нового человека»), отрицание нового мира и революции, фантасмагория советской действительности.

Повесть. Роман.

 

1

 

 

 

16

Основные мотивы творчества: дом как залог мира и согласия, дьяволиада социального бытия.

 

 

1

 

 

 

17

Синтез этих мотивов в романе «Мастер и Маргарита» (главы), его жанровое своеобразие.

 

1

 

 

 

18

Вн.чт. (читательская конференция): М.А. Булгаков. Комедии: «Зойкина квартира», «Иван Васильевич», «Багровый остров»; «Театральный роман».

 

1

 

 

II четверть

 

 

19

Современные рецепции творчества М.А. Булгакова, особенно его «запрещённых» произведений (театр, кино).

Рецепции и реминсценции.

1

 

 

 

20

РР: Подготовка к сочинению по творчеству М.А. Булгакова.

 

 

1

 

 

21

РР: Сочинение по творчеству М.А. Булгакова.

 

1

 

 

 

22

С.А. Есенин. Основные этапы творческого пути. Лирика как исповедь человека переходной эпохи. Лирика: «Край  любимый…», «Устал я жить в родном краю…», «Небесный барабанщик», «Я последний поэт деревни…», «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья», «Я усталым таким ещё не был…», «Русь», «Русь советская», «Письмо к женщине», «Письмо матери». Родина и революция, ожидание крестьянского патриархально-общинного рая – Ионии. Разочарование в большевистском социализме. Мотивы кабацкой горечи, покаяния, бунта, одиночества и предчувствия близкого конца.

Лирика.

 Метр и ритм, их взаимодействие.

 

1

 

 

23

Стремление найти компромисс с новой жизнью и его крах: «Отдам всю душу Октябрю и Маю, / Но только лиры милой не отдам». Ощущение  своего единства с народом в результате революционных преобразований города и деревни. Поэма «Анна Снегина» – горькое свидетельство социально-духовного одиночества поэта в новое время. Поэзия С.А. Есенина сегодня.

Поэма.

1

 

 

24

Гуманистическая миссия русской литературы в эпоху сталинизма. Политическая обстановка «большого террора», Великой Отечественной войны, полная сталинская «коллективизация» общественного сознания и культуры, мартиролог писательских жертв, двойственный, искажённый характер литературного процесса (легальная и запрещённая литература).

Легальная и запрещённая литература. Соцреализм как эстетика советского тоталитаризма.

1

 

25

А.Н. Толстой.  Основные этапы творческой биографии. Главы из романов «Хождение по мукам» и «Пётр I». Цель литературы, по А.Н. Толстому, – «чувственное познание Большого человека». Тема интеллигенции и революции, «потерянной и обретённой родины» в «Хождении по мукам». Творческая история романа «Пётр I»: преодоление символистского нигилизма во имя пушкинского историзма в оценке Петра. Образ Петра – царя-работника и созидателя, со «всеми пятнами на его камзоле». Некоторые черты его идеализации под влиянием культа личности: преувеличение демократизма Петра, его близости к народу. Современные интерпретации творчества А.Н. Толстого (исследования, экранизации).

Углубление понятия об историческом романе.

1

 

 

26

Вн. чт. (читательская конференция): А.Н. Толстой. Рассказы: «День Петра», «Наваждение». Повести: «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина».

РР: Домашнее сочинение по творчеству А.Н. Толстого.

 

1

 

27

О.Э. Мандельштам. Высокие художественные искания и трагизм творческой биографии поэта. Лирика: «Я должен жить, хоть дважды умер…», «Камень», «Воронежские тетради», «Tristiа». Особенности мандельштамовского акмеизма: поэтизация «грубой, тяжёлой» действительности сквозь призму разнообразных культурно-эстетических традиций (мифология, эллинизм, средневековье, классицизм). Нарастающее ощущение трагичности истории, предчувствие близких катастроф («Камень»). «Tristiа» – «спуск в инфернальный мир роковых страстей, ведущих к смерти, в мир разрушительной революции, воспоминаний» (Н. Струве). «Воронежские тетради» как драматичный диалог с властью, мотив спасительности поэзии. Современные прочтения поэзии О.Э. Мандельштама.

Акмеизм.

Мифология, эллинизм, средневековье, классицизм.

1

 

 

28

М.М. Зощенко.  Драматизм творческой биографии писателя.  Рассказы «Исповедь», «Аристократка», «Любовь», «Рыбья самка», «Волокита», разделы из «Голубой книги» (деньги, любовь).  Отношение к революции, классической литературе и задачам писателя в советское время. Стремление писать для нового читателя на его же языке. Автор и герой в рассказах 20-х гг.: гоголевская традиция юмора и сатиры, внутреннее авторское пародирование героя и рассказчика. Реакция писателя на запрещение сатиры в советском искусстве. Учительская, гуманистически просветительская роль художника – главный творческий пафос позднего М.М. Зощенко. Современное восприятие его творчества.

Рассказы.

 Жанр сатирической новеллы.

1

 

 

29

А.П. Платонов. Творческая биография А.П. Платонова – характерный пример непреднамеренного расхождения писателя с революцией и Советской властью и невозможности взаимопонимания. Рассказы  «Усомнившийся Макар» «Такыр», «Песчаная учительница», «В прекрасном и яростном мире». Рассказы конца 20-х – 40-х гг. – стремление писателя сказать правду, необходимую и полезную революции. Конфликт с советской тоталитарной демагогией в плане нравственно-духовной переделки «человеческого материала», коллективизации («Усомнившийся Макар»), в плане понимания внутренней сути – судьбы и характера – советского человека. Поэтика автора – уникальный пример самобытности художественного мироощущения и соответствующего ему стиля. Философские истоки и традиции платоновской поэтики. Современное прочтение текстов А.П. Платонова.

Рассказы.

Новояз.

Поэтика.

 

1

 

 

30

Н.А. Заболоцкий. Н.А. Заболоцкий как натурфилософский поэт. Своеобразие его «наукообразного» художественного мышления, стимулированного идеями А. Эйнштейна, Н. Фёдорова, К. Циолковского, К. Тимирязева, В. Вернадского. Лирика: «Я не ищу гармонии в природе…», «Начало зимы», «Ночной сад», «Всё, что было в душе…», «Вчера, о смерти размышляя…», «Бетховен», «Завещание», «Жена», «Читая стихи», «Сквозь волшебный прибор Левенгука…», «Некрасивая девочка», «Признание», «На закате», «Не позволяй душе лениться…». Нравственно-этические искания в лирике природы, человеческого духа и бытия, разума и чувства. Поэтизация глубинных, внешне неприметных проявлений живой жизни, добра, красоты – с точки зрения народного умения мыслить «всей своей душевной природой» («Ходоки»). Современное восприятие поэзии Н.А. Заболоцкого.

Лирика, особенности стихотворной речи.

Натурфилософия.

Особенности языка и стиля,  стих.

1

 

31

М.А. Шолохов. Биография писателя. Трагизм классового раскола в гражданской войне – сквозная тема «Донских рассказов» (отрывки) и «Тихого Дона» (главы из романа).

Цикл рассказов.

Роман.

1

 

 

32

Изображение гражданской войны в романе «Тихий Дон» со стороны белых, стремление писателя к исторической правде и объективности.

Роман.

 

1

 

III четверть

 

 

33

Современные концепции образа Мелехова – «отщепенство», «историческое заблуждение», проблема обоюдной ответственности истории и личности в судьбе Григория.

 

1

 

 

34

Многоплановое раскрытие представителей «середняцкого крестьянства» – донского казачества, развенчание традиционного взгляда на казачество как на реакционную силу, опору самодержавия.

 

1

 

 

35

Драматизм, внутренняя и внешняя красота «двухмужней» Аксиньи. Проблема авторства «Тихого Дона». Новые материалы о писателе.

 

1

 

 

36

РР: Подготовка к сочинению по творчеству М.А. Шолохова.

 

 

1

 

37

РР: Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

38

А.Т. Твардовский.  Драматизм биографии. Основные мотивы лирики: родной дом, дорога, жизненная судьба человека, круговорот человеческого и природного бытия, человек и война, ответственность за всё происходящее с народом и страной. Лирика: «Две строчки», «Перед войной, как будто в знак беды…», «Я убит подо Ржевом…», «В тот день, когда окончилась война…», «Жестокая память», «Из лирики этих лет. 1959-1967» («Берёза», «Я знаю, никакой моей вины…» и др.). Философско-эпический характер поэзии, стремление к художественному осмыслению переломных этапов в истории страны (коллективизация, война, падение культа личности, оттепель 60-х гг.).

Лирика, особенности стихотворной речи.

 

1

 

39

Поэмы «Страна Муравия», «Дом у дороги», «Василий Тёркин» (обзор). «Василий Тёркин» – народная книга о жестокой войне, об испытании человека на человечность. Тёркин - русский национальный характер, носитель и защитник «правды сущей», добра и народного исторического оптимизма. Второе рождение Тёркина – поэма «Тёркин на том свете» (1963). Новое об А.Т. Твардовском.

Поэма.

1

 

 

40

Литература русского зарубежья первой волны (обзор). «Первая волна», возникшая сразу после Октябрьской революции. Писатели и поэты старшего поколения: И.А. Бунин («Жизнь Арсеньева», «Окаянные дни»), Д.С. Мережковский, И.С. Шмелёв («Солнце мёртвых»), А.М. Ремизов («Взвихренная Русь»), И.А. Одоевцева («На берегах Сены»), поэзия З.Н. Гиппиус, Саши Чёрного, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича и др. Писатели и поэты младшего поколения: Г.И. Газданов («Вечер у Клэр»), Б.Ю. Поплавский и др. Русская эмиграция как явление, оказавшее влияние на развитие литературного процесса на родине и за рубежом. Феномен сохранения первой волной русской эмиграции «России в миниатюре». Неореализм старшего поколения: продолжение традиций русской культуры, сохранение гуманистических тенденций творчества А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Продолжение традиций «серебряного века», идея соборности, слияния человека с миром, обществом, природой, космосом. Утверждение приоритета личности над государством. Неприятие «железного века», «века-волкодава». Тема России, ностальгия по ней. Многожанровость, многостильность эмигрантской литературы первой волны. Новаторские поиски младшего поколения. Универсальные проблемно-тематические компоненты  творчества В.В. Набокова (тема «утраченного рая» детства и расставания с родиной, её культурой и языком; тема драматических отношений между иллюзией и действительностью), феномен стиля писателя. Тема творчества в «Лекциях по русской литературе».

Литература русского зарубежья. Три волны  литературы русского зарубежья Литература русского зарубежья первой волны.

1

 

41

Приспособление советских ценностей к общечеловеческим (1956 – конец 1980-х гг.). Постепенное разрушение эстетики соцреализма. Динамизация литературного процесса в период хрущевской «оттепели». Литературная стагнация брежневского времени. Расслоение литературы на легальную и нелегальную (запрещённую, задержанную, подпольную, эмигрантскую).

 

Литература легальная и нелегальная (запрещённая, задержанная, подпольная, эмигрантская).

1

 

 

42

Легальная литература. Военная проза (обзор): К. Симонов. «Живые и мёртвые»; В. Гроссман. «За правое дело»; Б. Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие…» (главы). Идейно-нравственные ориентиры писателей. Художественные особенности военной прозы.

Для заучивания наизусть: Поэзия военных лет: по 1 стихотворению 2-3 авторов по выбору учителя.

 

Военная проза.

1

 

43

Вн. чт. (читательская конференция): М. Шолохов. Рассказ «Наука ненависти». Роман «Они сражались за родину» (главы). А. Бек. «Волоколамское шоссе». Ю. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Берег». В. Быков. «Сотников».

РР: Домашнее сочинение по теме «ВОВ в литературе».

 

 

1

 

 

44

Молодёжная и городская проза: В. Аксенов. «Звёздный билет», «Апельсины из Марокко»; Ю. Трифонов. «Обмен», «Другая жизнь» (обзор). Гуманизация литературы. Повышенное внимание к человеческой личности. Жанровые предпочтения: рассказ и повесть. Ю.П. Казаков. Рассказы «Северный дневник», «Странник». Личностное, лирическое начало в прозе как следствие постсталинскойгуманизации общества. Мотив дороги как синоним свободы, раскрепощения личности. «Синдром нового места» – вычленение героя из привычного, будничного, житейского круга, обнажение его истинной сущности, «обострение ощущения собственной личности».Жанровые особенности рассказов.

 

Молодёжная и городская проза Рассказ и повесть.

Углубление понятия «лирическая проза».

1

 

45

Деревенская проза: Ф. Абрамов. «Пряслины», «Дом»; В. Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Пастух и пастушка»; В. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Пожар» (обзор). Обращение к фольклорным традициям, народному сознанию как способ противостоять «обманной» оттепели.

 

Деревенская проза.

1

 

 

46

В.М. Шукшин. Рассказы: «Сельские жители», «Чудик», «Микроскоп». Лейтмотив прозы – дорога между селом и городом, правдой и подделкой под нееё внутри человеческой личности. «Естественный», импульсивный герой как воплощение идеи антидогматизма. Эволюция героя (от «чудика» к «мужику», Стеньке Разину, открытому протесту) как двухэтапный путь России к правде. Эволюция повествовательной манеры: от сказа к открытому авторскому слову. Сказ (эзопов язык) как нейтрализация политики советской власти и выражение «гласа народного». Композиция рассказов: со- и противопоставление характеров; жанровые особенности.

Углубление понятия о сказе. Эзопов язык.

Рассказ.

 

1

 

 

47

«Эстрадная поэзия». Эстрадная поэзия как демократический, массовый вид искусства (Е. Евтушенко, Р. Рождественский,  Б. Окуджава, В. Высоцкий, Б. Ахмадулина, О. Сулейменов.) Ораторский стиль. Обращение к табуированным темам. Лирический герой с публицистическим мышлением. Реабилитация «маленького человека». Эксперименты в области формы, прозаизация стиха. А.А. Вознесенский. Лирика: «Гойя», «Прощание с политехническим», «Тишины!», «Ностальгия по настоящему», «Прорабы духа», «Рублёёвское шоссе», «Видеомы», «Гадание по книге» и др. Проблемы культуры и цивилизации, материи и духа («миры» и «антимиры»). Изображение явлений, событий, предметов через их внешний вид, форму. Преимущественное внимание к форме стиха. Метафора как внутренний стержень лирики.

Романтическая экспрессия, выраженная в панметафоризме.

Архитектурность» поэтических текстов, опыты визуальной, «материальной» поэзии. «Нетрадиционные стихотворные размеры (дольник, тактовик), внутренние рифмы, звуковые повторы. Генеральная линия творческого пути: от шестидесятнической публицистики через самодостаточный метафоризм к чистому авангарду.

Для заучивания наизусть: А.А. Вознесенский. 1 стихотворение по выбору учителя.

«Эстрадная поэзия». Прозаизация стиха. Нетрадиционные стихотворные размеры (дольник, тактовик), внутренние рифмы, звуковые повторы.

1

 

 

48

Поэзия бардов: понятие бардовской песни и её специфика. Тематика песен А. Галича, В. Высоцкого и Б. Окуджавы, В. Долиной  и др. Б.Ш. Окуджава. Лирика: «Полночный троллейбус», «Король», «Голубой шарик», «До свидания, мальчики», «Мне нужно на кого-нибудь молиться...», «Март великодушный», «Грузинская песня», «Ваше благородие, госпожа разлука», «Песенка о Моцарте», «Старинная студенческая песня».Городская поэзия Окуджавы. Арбат – символ его поэзии. Соотнесённость пространства города и пространства души. Военная тема в творчестве Окуджавы. Темы истории, любви, дружбы и братства, творчества. Особенности идиостиля. Излюбленные жанры. Двойное существование поэзии: литературное и музыкальное.

Для заучивания наизусть: Б.Ш. Окуджава.

1 стихотворение по выбору учащихся.

В.В. Высоцкий. Многообразие тем и жанров лирики: о предназначении поэта и поэзии («О поэтах и кликушах», «О фатальных цифрах и датах»), о дружбе («Пошли мне, господь, второго...»), военная тема («Братские могилы»); баллады (о любви, о борьбе, о Робин Гуде); иронические песни («Гимнастика», «В жёлтой, жаркой Африке...»). Влияние поэта на творчество Б. Гребенщикова, Ю. Шевчука, Д. Митяева. В.Высоцкий в воспоминаниях современников, на сцене и в кино.

Для заучивания наизусть: В.С. Высоцкий. 1 стихотворение по выбору учащихся.

 

Бардовская песня как литературное творчество.

Идиостиль.

 

1

 

 

 

49

О.О. Сулейменов. Творческая судьба О. Сулейменова: геолог, ставший поэтом, поэт, ставший филологом, общественным деятелем и дипломатом. Лирика: «Разлив», «Айналайн», «Мать», «Реплика Нехристя И-Бо, идеалиста», «Одна война закончилась другой», «Минута молчания на краю света», «А. Вознесенскому», «Земля, поклонись Человеку!»; исследование «Аз и Я» (фрагменты). Поэтическое проникновение вглубь истории и культуры Казахстана. «История и истина не одно и то же» – стремление отстоять правду истории и современности. «Земля, поклонись Человеку!» – взволнованный лирический монолог-размышление о прошлом как долгом и трудном пути человечества в космос, в эру братства, мудрости и мира. Пафос поиска единых истоков разных национальных культур и языков в книгах «Аз и Я», «Язык письма».

Для заучивания наизусть: О.О. Сулейменов. 1 стихотворение по выбору учителя.

 

 

 

 

 

Прозаизация стиха. Неклассические стихотворные размеры: дольник, тактовик, верлибр.

1

 

 

50

Социально-психологическая драматургия (обзор). Отражение процесса нравственного разложения общества в пьесах. Девальвация «морального кодекса» строителей коммунизма. Романтизация героя, «очеловечивание» социалистического реализма. Чеховские мотивы. А.В.  Вампилов. «Старший сын», «Утиная охота» (по выбору). Очерк жизни и творчества. Крах социальных и личных иллюзий в результате осознания временности хрущёвской «оттепели». Личностное начало в драматургии. Рефлексирующий герой, ощущающий нравственный дискомфорт, недовольство своим образом жизни. Внутренний конфликт героя из-за невозможности достижения гармонии между идеалом и реальностью. Столкновение двух сознаний – трезво-реалистического (Бусыгин) и наивно-утопического (Сарафанов), «серьёзные» и «несерьёзные» герои, святые и грешники. «Страсти» по духовной близости людей, доброте и взаимопониманию в пьесе «Старший сын». Жанр «серьёзной комедии», пьесы-притчи. Испытание человека бытом, мотив духовного падения человека в пьесе «Утиная охота».  «Синдром» Зилова - исследование опустошённой души, саморазрушения личности. Значение открытого финала  «Утиной охоты». Чеховские мотивы.

 

Социально-психологическая драматургия.

1

 

51

«Тихая поэзия»: продолжение поэтических традиций 19 века (обзор). А.А. Тарковский - постакмеист, «последний поэт серебряного века». Тема всеобщего единства бытия, неразрывной связи человека и природы. Война как метафизическая, а не социальная трагедия. Фольклорные мотивы. А.С. Пушкин как поэтический и человеческий ориентир в поэзии Д.С. Самойлова. Противопоставление двух подходов к миру – силового противостояния бытию (пестелевского) и творческого вживания в него (пушкинского). Философская проблематика, асоциальность, классичность стиха. «Вневременность», обращённость к фольклору поэзии Н.М. Рубцова. Ориентация на «книжную» реальность, отсылки к явлениям мировой культуры, сращение «натуры» (природы) и культуры, классичность поэзии А.С. Кушнера.

«Тихая поэзия».

1

 

 

52

Драматургия новой волны: А. Галин. «Ретро»; В. Славкин. «Взрослая дочь молодого человека»;

Э. Радзинский. «Спортивные сцены 1981 года» (обзор). Заштампованность советского героя и конфликта. Анатомия советского быта и его обитателей.  Л.  Петрушевская (обзор): «Три девушки в голубом»; рассказы «Свой круг», «Такая девочка, совесть мира», «Бессмертная любовь»; сказки для взрослых («Будильник», «Роза», «Дядя Ну и тетя Ох»). Неонатурализм в драматургии и прозе. «Биологический» герой. Перегруженность бытом. История болезни современного общества. Девальвация родственных чувств. Обвальная деградация личности. Гротесковый стиль. «Недоязык» персонажей как противопоставление советскому «новоязу». Жанровые особенности прозы и драматургии.

Драматургия новой волны. Неонатурализм в драматургии и прозе.

«Биологический» герой.

 

1

 

IV четверть

 

53

Русская поэзия и проза Казахстана (обзор). Маргинальность русских литератур в национальных республиках бывшего СССР – приобретения и потери. Тема «двух родин» (О. Постников). Зачинатели русской литературы в Казахстане – И. Шухов, П. Кузнецов, М. Зверев, Д. Снегин,

В. Чугунов, Д. Черепанов. Тема братства народов, «ослабленная художественность». Этапированные, ссыльные писатели 30-40-х гг. – Н. Заболоцкий, Н. Коржавин, М. Зуев-Ордынец, Ю. Домбровский, А. Чижевский, А. Солженицын. Мощный  творческий импульс во время Великой Отечественной войны: известные деятели русской культуры (В. Шкловский, М. Зощенко, С. Маршак, К. Паустовский, С. Эйзенштейн и др.) в алма-атинской эвакуации. Исторический роман 50-60-х гг. как попытка сохранения личной и общей памяти о далеком и близком прошлом («Ак-мечеть» Н. Анова, «В городе Верном» Д. Снегина). Военная тема: «Парламентер выходит из рейхстага» Д. Снегина. Целинная и рабочая тема: «Покорители целины» И. Шухова, «Снега метельные» И. Щеголихина, «Страсти маленького городка» В. Буренкова, «Два дня осталось до весны» Г. Черноголовиной, «Тёплая земля» В. Берденникова. «Простор» под редакцией И. Шухова (1963-1974) – журнал всесоюзного значения (публикации неизвестных или запрещённых произведений А. Платонова, Б. Пастернака, М. Цветаевой, О. Мандельштама, различных воспоминаний, романа и повести Ю. Герта «Кто, если не ты?» и «Лгунья» и др.).

Русская поэзия и проза Казахстана.

Исторический роман.

1

 

 

54

Новая историческая проза 60-70-х гг. («Емшан», «Маздак», «Колокол», «Комиссар Джангильдин» и др. М. Симашко, «Интервенция в Омске» Н. Анова, «Утро и два шага в полдень» Д. Снегина, «Омут» и «Прощёный день» Ю. Рожицына, «Передай дальше!»А. Никольской).Профессиональнаяпушкинистика («Если заговорят портреты», «Портреты заговорили» Н. Раевского) и стиховедение («Стихи нужны» А. Жовтиса), романизированные биографии и биографические хроники о русских и советских писателях, связанных с Казахстаном (книги П. Косенко о П. Васильеве, Вс. Иванове,  А. Сорокине, Ф. Достоевском). Проза и поэзия «шестидесятников»: «Лабиринт» Ю. Герта, «Татарников», «Газеты за шкафом» Вл. Берденникова, «Письма на бересте» А. Арцишевского – тема противостояния тоталитарному духовному закрепощению. Поэтическое продолжение этой темы и нового казахстанского патриотизма – лирика Р.Тамариной, А. Елкова, В. Антонова, О. Постникова, Т. Мадзигон, И. Потахиной, Л. Лезиной, Л. Степановой, Н. Черновой, В. Киктенко, Е. Курдакова, Л. Шашковой, А. Соловьёва и др. Отток русских писателей в 90-х гг.

РР: Домашнее сочинение по творчеству русских писателей Казахстана.

Русская поэзия и проза Казахстана.

Исторический роман.

1

 

 

55

Антисталинская проза. А. Бек. «Новое назначение», В. Гроссман. «Жизнь и судьба». Образ Сталина. Авторская позиция. Публицистический пафос.

Антисталинская проза.

1

 

 

56

В. Шаламов. «Колымские рассказы», В. Дудинцев. «Белые одежды» и др. (обзор).

 

1

 

57

А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества. «Один день Ивана Денисовича» – обычный лагерный день глазами человека из народа. Сказовое повествование, совмещение точки зрения героя, рассказчика и народа. Условия несвободы, в которых утрачены понятия о справедливости, совести, чести, человечности.

Сказ. Повесть.

1

 

 

58

«Архипелаг ГУЛАГ» (отрывок)  – книга о мучительном прозрении человека, преданного советским идеалам. Полифоничность голоса рассказчика, множественность голосов и взглядов как противопоставление одноголосию системы, монолитности идеологии. Взаимопревращения палача и жертвы. Жанр «Архипелага ГУЛАГ» – «опыт художественного исследования», книга-декрет, книга-колокол. Значение документальных фактов. Вольность синтаксиса как стремление к предельной естественности к правде.

 

Сказ. Повесть.

1

 

59

Вн. чт.: А. Рыбаков. «Дети Арбата». Г. Владимов. «Верный Руслан».

 

1

 

 

60

Ю. Домбровский. «Хранитель древностей» или «Факультет ненужных вещей» (фрагменты). Дилогия «Хранитель древностей» – «Факультет ненужных вещей». Широкие художественные обобщения на основе биографического материала. Нравственно-философские проблемы. Подмена правовых отношений классовыми понятиями. Мотив сумасшествия времени, системы: борьба живого и «нежити». Символика в дилогии. Тема палачей и жертв. Евангельские, исторические и литературные переклички. Тема предательства.  Алма-атинские реалии в произведениях писателя.

 

Художественная публицистика (углубление).

1

 

61

РР: Сочинение по теме «Антисталинская проза».

 

1

 

 

62

Литературный андеграунд (обзор): А. Терц. «Прогулки с Пушкиным» (отрывки), поэзия Д. Пригова, Л. Рубинштейна, О. Седаковой,  Е. Шварц, И. Бродского и др. Чистое искусство как форма диссидентства. Приёмы соцарта – разрушение языка официальной (массовой) советской культуры. Расширение понятия реальности, усложнение поэтического языка, выделение «вселенского», религиозного сознания  в поэзии. Поэзия,  «очищенная» от социально-морально-религиозных  заданий, поэтика «чистого письма».

Литературный андеграунд

Соцарт. Литературная маска. Неофициальная литература. Массовая культура. Поэтика абсурда.

1

 

63

Литература русского зарубежья. Третья волна: В. Войнович. «Жизнь и необычайные похождения Ивана Чонкина»; В. Аксёнов. «Остров Крым»; Саша Соколов. «Школа для дураков»; поэзия Н. Коржавина, А. Галича и др. (обзор). Неприятие советской власти и советского государства. Основные темы и мотивы.  Обращение к постмодернизму, соединение стилевых традиций советской литературы с опытом мировой литературы (Ф. Кафка, Э. Хэмингуэй, Э.М. Ремарк, Г. Маркес). Многожанровость, разностильность эмигрантского творчества: экспериментаторский, подчёркнуто эстетский характер одних произведений и публицистичность, политизированность других.

Третья волна литературы русского зарубежья.

1

 

 

64

И. Бродский. Жизнь и творчество. Лирика: «Рождественский романс», «Новые стансы к Августе», «Пророчество», «AnnoDomini», «Одиссей Телемаку», «Большая элегия Джону Донну», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Разговор с небожителем», «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» (по выбору учителя). Отталкивание от социальной поэзии, утверждение эстетических приоритетов. Скрещение модернизма с традициями античной и русской классики. Мотив одиночества, монологическая поэзия с вневременным восприятием действительности: античные и библейские мотивы. Метафизическое мировоззрение: поэт как «средство существования языка». Соотношение эстетики и этики («Нобелевская лекция»). Проблема пространства и времени.

Образ автора -персонажа.

1

 

65

Образ автора-персонажа, позиция шута и гения. Усвоение самых разных поэтических традиций и стилей, высокого и низкого, элитарного и массового, их равенство. Создание текстов из литературы прошлого (Данте, А.С. Пушкин, В.В. Маяковский и др.). Цитатно-пародийный язык, имеющий функцию раскрепощения. Новая функция стихов: прозаизация стиха за счёт усложнения строфики, «спотыкающегося» синтаксиса (обилия переносов), удлинения стихотворной строки, дольника, тактовика.

РР: Анализ лирических произведений.

Для заучивания наизусть: «Я входил вместо дикого зверя в клетку».

Образ автора-персонажа.

1

 

 

66

С. Довлатов. «Наши» (фрагменты), «Иностранка» (фрагменты). «Авторизованная» проза. Проблема автора и героя, смешение голосов героев и равноправного им голоса автора. «Наши» – традиции и новаторство в «постмодернистской» прозе. Мотивы внутренней и внешней эмиграции. «Иностранка» – Америка как филиал СССР. Эксцентричность, эпатажность, пародийность прозы. Гуманистический пафос. Проблема художественного метода. Жанровые ориентации: анекдот, роман индивидуальной судьбы. Эстетизация стиля. 

«Авторизованная» проза.

Анекдот.

1

 

67

Постмодернизм в условиях краха советского тоталитаризма (1990-е гг.). Постмодернизм как новый этап в развитии культуры, как авангардное литературное направление. Черты постмодернизма в культуре и литературе: плюралистический, толерантный тип мышления, фрагментарность (композиционный монтаж), деканонизация, разрушение всех официальных условностей, ирония, смешение жанров, игровое освоение действительности. Особенности литературы русского постмодернизма: авангардность, политизированность, деканонизация эстетики соцреализма. В. Пелевин. «Проблема верволака в средней полосе», «Затворник и шестипалый», «Иван Кублаханов», «Ника» и другие по выбору учителя (обзор). Отрицание реальности жизни как следствие «крушения мира», душевного потрясения людей постсоветского времени. Отражение настроения общества 90-х годов: углубление разочарования, отчаяния, ощущение фантасмагоричности происходящего, связь компьютерной фиктивности с дефективностью современного сознания, его дегуманизация (человек лишь персонаж чьей-то игры). Поиски подлинности, освобождения как отказа от устоявшихся правил игры. Тотальность пародии. Культурные переклички. Поэтика «книжного шлягера», фабульность прозы как следствие коммерциализации искусства.

Постмодернизм.

1

 

 

Заключение

68

Объективная история русской литературы ХХ века, учитывающая эволюцию её поэтики и прозы.

 

1

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Календарно-тематическое планирование по русскому языку и литературе 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Русский язык

 11 класс

естественно-математического направления

 

Всего – 34 часа (по 1 часу в неделю, всего 34 недели).

 

 

№ п/п

Программный материал

Письменные работы

К/Ч

Регио-

нальный компонент

Сроки

изучение

повторение

развитие речи

 

I четверть

 

1

Современный русский литературный язык.  Языковые изменения конца ХХ века.  Язык и общество. Формы функционирования русского языка.Чистота речи. Языковые изменения конца ХХ века.

Причины происхождения и развития языка; особенности литературного языка и его стили. Просторечие, диалекты, профессионализмы, жаргоны. Языковая ситуация в Казахстане. Функционирование русского языка в Казахстане.

Сведения о богатстве русского языка. Нормы речи. Новые явления в русском языке.

 

1

Русский и казахский языки в нашей школе.

 

Повторение изученного материала в 10 классе – 2 ч.

2

 

Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика.  Лексический разбор слова.

 

 

1

 

 

3

 

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор.

 

 

1

 

 

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Культура речи – 6 ч.  (из них 1 ч. на развитие речи; 1ч. – диктант)

4

Цельные словосочетания.

Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания.

 

 

1

Выписать из стихотворений местных поэтов словосочетания. Определить их вид.

 

5

Вводные и вставные конструкции, знаки препинания в них.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Простое предложение и предикативная часть.Разряды вводных слов по значению.

Синонимика односоставных и двусоставных простых предложений.

 

1

Составить простые  предложения о природе Житикары, выделить в них грамматическую основу.

 

6

Знаки препинания при оформлении перечней.

Предложения с однородными членами, знаки препинания в них.

Риторический вопрос и восклицание, их роль в предложении

 

1

 

 

7

 

Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных предложениях.

 

Диктант.

1

 

 

8

Тире в неполном предложении. Виды синтаксического разбора.

Неполные предложения. Простое осложненное предложение.  Предложения с обособленными членами, знаки препинания в них. Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Цитаты. Употребление кавычек.

Инверсия, обращения, вводные слова, синонимика обособленных и необособленных  членов предложения, их роль в художественной литературе.

 

1

 

 

9

 

 

Стилистические фигуры речи.

 

1

 

 

 

 

II четверть

 

Типы сложного предложения – 12 ч.  (из них 2 ч. на развитие речи: 1ч. – сочинение-рассуждение,1 ч. – изложение-описание; 1 ч. – тестирование)

10

Принципы русской пунктуации. Структурный принцип – основной принцип русской пунктуации.

Понятия о видах сложного предложении. Виды сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложений.

Функциональная значимость интонации в сложном предложении. Функционирование в речи сложных предложений. Характеристика роли типов сложных предложений в тексте.

 

1

Предложения из газеты «Авангард».

 

11

 

Сложносочинённое предложение, средства связи в нём. Сложносочинённые предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами, их строение, значение.

Употребление союзов в сложносочинённых, сложноподчинённых и простых предложениях с однородными членами. Замена сложных предложений простыми предложениями с однородными и обособленными членами.

 

1

Составить сложные предложения о природе Житикары.

 

12

 

 

Сложноподчинённое предложение, средства связи в нём. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, определительными, их строение, значение.

Синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Конструирование сложных предложений.

 

1

 

 

 

 

 

13

 

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными, присоединительными, их строение, значение.

Синонимия сложноподчинённых и простых предложений с обособленными членами.

 

1

 

 

 

 

 

14

Сочетание знаков и порядок их следования.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными: с однородным, параллельным (неоднородным), последовательным подчинением.

Употребление сложных предложений с разными видами связи в текстах – повествовании, описании, рассуждении.

 

1

Работа с предложениями на тему «Животный и растительный мир Костанайской области».

 

15

 

 

 

Рассуждение на морально-этическую тему.

Сочинение-рассуждение.

1

 

 

16

 

Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений.

Преобразование бессоюзных сложных предложений в сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Бессоюзные сложные предложения в тексте-рассуждении с элементами описания.

 

1

Составить союзные и бессоюзные предложения о природе и достопримечательностях Житикаринского района.

 

 

III четверть

 

17

Знаки препинания при стечении союзов в сложном предложении.

Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях. Средства связи предикативных частей в сложных предложениях.

Аннотация, эссе, заметка с использованием сложных предложений.

 

1

 

 

18

 

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными и  разными видами связи.

Анализ и составление текстов публицистического, научного, художественного стилей различных типов речи с использованием сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.

 

1

 

 

19

 

 

Описание душевного состояния героя.

Изложение-описание.

1

 

 

20

 

Компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи. Знаки препинания в них.

Анализ и составление текстов публицистического, научного, художественного стилей различных типов речи с использованием сложных предложений с разными видами связи.

 

1

 

 

21

 

 

 

Тестирование.

1

 

 

Текст. Речевые жанры – 6 ч. (из них 1 ч. на развитие речи - сочинение в жанре эссе)

22

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) как композиционно-смысловое единство. Микротема в ССЦ.

Текст. Основная и дополнительная темы текста. Признаки текстов различных функционально-смысловых типов речи. Виды (цепная, параллельная) и средства связи предложений в текстах различных типов речи.

Речевой этикет. Роль вступительной и заключительной части высказывания. Повествование, описание, рассуждение в художественной речи.

 

1

Предложения из газеты «Житикаринскиеновости».

 

23

ССЦ и абзац. Строение ССЦ: ключевая фраза (зачин), комментирующая часть, концовка. Абзац как структурная единица письменного текста. Зачин и концовка абзаца.

Основные признаки текста: тематическое, композиционное единство, связность, смысловая цельность, модальность.

Работа с текстами разных типов речи, стилей и жанров: чтение и информационная переработка. Построение текстов различного типа на основе собственного замысла.

 

1

 

 

24

Виды грамматической связи в тексте. Типология текстов.

Основные критерии языкового качества текста. Основные жанры научного стиля: конспект, научный проект, доклад, аннотация, рецензия, реферат, тезисы.

Определение стилевых черт и языковых средств публицистического, научного, официально-делового, художественного стилей.

 

1

 

 

25

 

 

Основные жанры публицистического стиля: очерк, портретный очерк, эссе, репортаж, дискуссия.

 

Сочинение в жанре эссе.

1

 

 

26

Композиционно-синтаксические типы речи (высказывания от 1-го, 2-го, 3-го лица) в текстах.

Основные жанры официально-делового стиля: характеристика, автобиография, заявление, закон, резюме, деловое письмо.

 

Написание аннотации, тезисов, характеристики, автобиографии, резюме, заявления.

 

1

Составить высказывание на тему «Моя родина - Житикара».

 

IV четверть

 

 

27

Классификация текстов в зависимости от количества участников речи.

Средства выражения модальности в тексте. Способы их выражения и средства связи в тексте (союзы, лексические и грамматические средства, повторы, вводные слова, порядок слов, синонимы, видовременные  формы глаголов, анафора, неполные предложения, синтаксический параллелизм и т.д.)

Лингвистический анализ текстов разных функциональных стилей и жанров.

 

1

 

 

Культура устной речи. Элементы риторики  – 4 ч. (из них 1 ч. - развитие речи)

28

Риторика. Краткие сведения о классической риторике.

Орфоэпия. Орфоэпический словарь.

 

 

1

 

 

 

 

29

Виды красноречия. Ораторская речь, публичное выступление. Структура публичной речи.

Нормы речи. Техника речи. Особенности устной речи.

Правила русского речевого этикета. Формулы русского речевого этикета в ситуациях похвалы, соболезнования, сочувствия. 

 

1

Выступление на тему «Природа Житикаринского района».

 

30

Учебно-научные жанры. Дискуссия, дебаты, спор, полемика, диспут.

Речевое общение. Взаимодействие участников.

Особенности речевого этикета в полиэтническом Казахстане.

 

1

 

 

31

 

Изобразительно-выразительные средства: тропы и фигуры речи. Невербальные средства общения. Дискуссионная речь.

Совершенствование культуры учебно-научного, официально-делового общения в устной и письменной форме. Овладение культурой публичной речи. Организация дискуссии.

 

1

 

 

Повторение и систематизация изученного материала – 3 ч. (из них 1 ч. – диктант)

32

 

Повторение  синтаксиса и пунктуации простого, простого осложнённого и сложного предложения: сложное союзное и сложное бессоюзное предложения, способы связи, пунктуация. Синтаксический разбор сложного предложения.

 

 

1

Составить простые и сложные предложения о природе и достопримечательностях Житикаринского района.

 

33

 

 

 

Диктант.

1

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 233 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему "Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание" (8 класс)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 11. Синтаксические связи слов в словосочетаниях
  • 06.10.2020
  • 820
  • 15
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 779
    • DOCX 82.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Искенова Анар Есимбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Искенова Анар Есимбековна
    Искенова Анар Есимбековна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 29439
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 296 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов