Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКалендарно-тематическое планирование по предмету «Информатика и ИКТ». 10 класс(34ч.). Автор УМК Семакин И.Г.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Информатика и ИКТ». 10 класс(34ч.). Автор УМК Семакин И.Г.

Скачать материал

 

«Информатика и ИКТ» (10класс)                                               

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование, составлено исходя из следующих требований и документов:

·         Примерные программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, базовый и профильный уровни;

·         обязательный минимум содержания образования по информатике и ИКТ (Учебные стандарты школ России);

Критерии отбора содержания и его объема для 10 класса  базируется на продуктивной модели формирования информационных знаний: использование обще пользовательских умений в профильной учебно-практической деятельности. Это позволяет строить концентр в 10 классе на основе содержания концентра основной школы (5 – 9 класс), где формируются профессиональные знания и умения, позволяющие старшекласснику в дальнейшем самостоятельно ориентироваться и развиваться в среде обновляющихся информационных и коммуникативных технологий,  в том числе в дальнейшей профессиональной деятельности.

 

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·        Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

·        Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

·        Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

·        Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

·        Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

 

 

 

В теоретическом плане программа акцентирует внимание на следующих содержательных линиях курса:

·         информация и информационные процессы;

·         моделирование и формализация;

·         информационные технологии обработки текста и графики;

·         информационные технологии обработки числовой информации;

·         технологии хранения, поиска и сортировки информации, в том числе и в созданных базах данных;

·         технологии создания и преобразования информационных объектов;

·         мультимедийные технологии;

·         коммуникационные технологии.

 Данный курс ориентирован на использование учебника И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер

 Н.В.Макарова «Информатика 10-11»(2001г.) и   учебника и практикума  Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10-11 класс» (2003, 2004, 2005г.),
Содержание программы соответствуетт содержанию обучения по информатике и ИКТ (базовый уровень),
Базовый уровень - это уровень знаний и умений, соответствующий образовательному стандарту.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс, тематикой творческих работ, создаваемых баз данных и мультимедийных проектов.
Как правило, учащиеся на практических занятиях работают по группам, используется проектный метод обучения для реализации поставленных задач.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

         В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

 

знать/понимать:

 

·        Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

·        Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

·        Назначение и функции операционных систем;

 

уметь:

 

·   Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

·   Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

·  Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;

·  Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

·   Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

·  Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

·   Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

·  Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

·   Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

·        Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

·        Автоматизации коммуникационной деятельности;

·        Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

·        Эффективной организации индивидуального информационного пространства.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

по первой части курса (10 класс)

 

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика

(номер работы)

1. Введение.  Структура информатики.

1

1

 

2. Информация. Представление информации (§§1-2)

3

2

1 (задания из раздела 1)

3. Измерение информации (§§3-4)

3

2

1 (№2.1)

4. Введение в  теорию систем (§§5-6)

2

1

1 (задания из раздела 1)

5. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8)

3

2

1 (задания из раздела 1)

6. Обработка информации (§§9-10)

3

2

1 (№2.2)

7. Поиск  данных (§§11)  

1

1

 

8. Защита информации  (§§12)    

2

1

1 (№2.3)

9. Информационные модели и структуры данных (§§13-15)

4

2

2 (№2.4,  №2.5)

10. Алгоритм – модель деятельности  (§§16)

2

1

1 (№2.6)

11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§§17-18)

4

2

2 (№2.7, №2.8)

12. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20)

5

2

3 (№2.9, №2.10, №2.11)

13. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23)

2

1

1 (№2.12)

 

 

 

 

 

 

Итоги изучения тем

Тема 1.  Введение.  Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

 

Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

 

Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

 

Тема 4. Введение в  теорию систем

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

 

Тема 5. Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи

 

Тема 6. Обработка информации

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

 

Тема 7. Поиск  данных

Учащиеся должны знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

 

Тема 8. Защита информации 

Учащиеся должны знать:

-         какая информация требует защиты

-         виды угроз для числовой информации

-         физические способы защиты информации

-         программные средства защиты информации

-         что такое криптография

-         что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

 

Тема 9. Информационные модели и структуры данных

Учащиеся должны знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

 

Тема 10. Алгоритм – модель деятельности 

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

 

Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

 

Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

 

Тема 13. Многопроцессорные системы и сети

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Информатика и ИКТ». 10 класс.

 

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Кол-во час

Дата

Кор.дата

 

Информация

1

 

Введение. Инструктаж по ТБ.

Понятие информации, информационных процессов

Знать правила техники безопасности при работе на ПК в кабинете информатики.

Знать:

 - что такое информация;

 - языки представления информации, кодирование;

 - единицы измерения информации.

Уметь:

 - создавать, редактировать, форматировать документы;

 - решать задачи на определение количества информации и вероятность событий, с использованием главной  формулы информатики

 

 

1

 

 

 

2

Представление информации, языки, кодирование

1

 

 

 

3-4

Измерение информации. Объемный подход

2

 

 

5

Измерение информации. Содержательный подход.

1

 

 

    6

Решение задач

1

 

 

7

Контрольная работа №1по теме: «Информация»

Контроль и учет знаний и навыков

1

 

 

 

Информационные процессы в системах

8

Что такое система

Знать:

 - что такое система, её структура и состав;

 - виды систем;

 - способы хранения, передачи и обработки;

 - что такое алгоритм, свойства алгоритма;

 - меры защиты информации.

 

Уметь:

 - приводить примеры систем, подсистем;

 - выполнять поиск данных.

1

 

 

9

Информационные процессы в естественных и искусственных системах

Носители информации: нецифровые и цифровые, факторы качества носителей, перспективные виды носителей.

Знать:

 - что такое система, её структура и состав;

 - виды систем;

 - способы хранения, передачи и обработки;

 - что такое алгоритм, свойства алгоритма;

 - меры защиты информации.

Уметь:

 - приводить примеры систем, подсистем;

 - выполнять поиск данных.

1

 

 

10

Хранение информации.

Носители информации

1

 

 

11

Передача информации

1

 

 

12

Обработка информации и алгоритмы

1

 

 

13

Автоматическая обработка информации

1

 

 

14

Решение задач

1

 

 

15

Поиск данных. Защита информации.

1

 

 

16

Контрольная работа№2 по теме: «Информационные процессы в системах»

Контроль и учет знаний и навыков

1

 

 

 

                                                                  Информационные модели

17

Компьютерное информационное моделирование

Знать:

 - что такое модель;

 - основные типы информационных моделей: натуральные, графические,  табличные;

 - понятие моделирования;

 - рассматривать алгоритм как модель деятельности.

Уметь:

 - использовать различные варианты представления информации;

 - строить информационные табличные модели по словесным описаниям объектов и их свойств;

 - построение структурной модели;

 - представлять формы алгоритма: блок-схему, учебный алгоритм, язык программирования.

1

 

 

18

Структура данных: деревья, сети, графы, таблицы

1

 

 

19

Практическая работа №1

«Создание табличной модели»

1

 

 

20

Пример структуры данных - модели предметной области

1

 

 

21

Практическая работа №2

«Создание  графической модели»

1

 

 

22

Алгоритм как модель деятельности

1

 

 

 

Программно-технические системы реализации информационных процессов

23

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации

знать:

 - назначение компьютера, его устройство, функции основных узлов;

 - состав программного обеспечения компьютера;

 - современные технические решения и устройства;

  - дискретные модели данных: текст, график. Звук.

 - что такое Интернет, WWW;

 - основные информационные услуги сетей, возможности Интернета;

 - системы счисления

Уметь:

  - переводить числа из одной системы счисления в другую;

-работать с программами: блокнот, калькулятор, Paint и т.д.

 - производить арифметические операции в системах счисления.

1

 

 

24

Программное обеспечение компьютера

1

 

 

25

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел

1

 

 

26-27

Перевод вещественных чисел из одной системы счисления в другую

 

2

 

 

28

Контрольная работа по теме: «Информационные модели и системы счисления»

Контроль и учет знаний и навыков

1

 

 

 

29

Организация локальных сетей

Знать топологию локальных сетей, технические средства компьютерных сетей, систему адресации в интернете, принцип пакетной передачи данных и протокол ТСР/IP

 

 

 

 

 

Знать:

Назначение программы созданий презентаций, структуру презентации, этапы создания презентации;

Уметь:

Создавать презентацию, уметь вставлять объекты, анимации на объекты, анимации на смены слайдов

1

 

 

30

Организация глобальных сетей

1

 

 

 

 

31

 

 

Компьютерные презентации. Использование мультимедийных технологий.

 

 

1

 

 

32

Создание мультимедийных презентаций

1

 

 

33

Вставка анимации  в презентациях

1

 

 

34

Урок-зачет(итоговый)

 

1

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Календарно-тематическое планирование по предмету «Информатика и ИКТ». 10 класс(34ч.). Автор УМК Семакин И.Г."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Информатика и ИКТ» (10класс)                                               

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование, составлено исходя из следующих требований и документов:

·         Примерные программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, базовый и профильный уровни;

·         обязательный минимум содержания образования по информатике и ИКТ (Учебные стандарты школ России);

Критерии отбора содержания и его объема для 10 класса  базируется на продуктивной модели формирования информационных знаний: использование обще пользовательских умений в профильной учебно-практической деятельности. Это позволяет строить концентр в 10 классе на основе содержания концентра основной школы (5 – 9 класс), где формируются профессиональные знания и умения, позволяющие старшекласснику в дальнейшем самостоятельно ориентироваться и развиваться в среде обновляющихся информационных и коммуникативных технологий,  в том числе в дальнейшей профессиональной деятельности.

 

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·        Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

·        Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

·        Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

·        Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

·        Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

 

 

 

В теоретическом плане программа акцентирует внимание на следующих содержательных линиях курса:

·         информация и информационные процессы;

·         моделирование и формализация;

·         информационные технологии обработки текста и графики;

·         информационные технологии обработки числовой информации;

·         технологии хранения, поиска и сортировки информации, в том числе и в созданных базах данных;

·         технологии создания и преобразования информационных объектов;

·         мультимедийные технологии;

·         коммуникационные технологии.

 Данный курс ориентирован на использование учебника И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер

 Н.В.Макарова «Информатика 10-11»(2001г.) и   учебника и практикума  Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10-11 класс» (2003, 2004, 2005г.),
Содержание программы соответствуетт содержанию обучения по информатике и ИКТ (базовый уровень),
Базовыйуровень - это уровень знаний и умений, соответствующий образовательному стандарту.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс, тематикой творческих работ, создаваемых баз данных и мультимедийных проектов.
Как правило, учащиеся на практических занятиях работают по группам, используется проектный метод обучения для реализации поставленных задач.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

         В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

 

знать/понимать:

 

·        Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

·        Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

·        Назначение и функции операционных систем;

 

уметь:

 

·   Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

·   Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

·  Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;

·  Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

·   Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

·  Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

·   Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

·  Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

·   Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

·        Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

·        Автоматизации коммуникационной деятельности;

·        Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

·        Эффективной организации индивидуального информационного пространства.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

по первой части курса (10 класс)

 

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика

(номер работы)

1. Введение.  Структура информатики.

1

1

 

2. Информация. Представление информации (§§1-2)

3

2

1 (задания из раздела 1)

3. Измерение информации (§§3-4)

3

2

1 (№2.1)

4. Введение в  теорию систем (§§5-6)

2

1

1 (задания из раздела 1)

5. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8)

3

2

1 (задания из раздела 1)

6. Обработка информации (§§9-10)

3

2

1 (№2.2)

7. Поиск  данных (§§11)  

1

1

 

8. Защита информации  (§§12)    

2

1

1 (№2.3)

9. Информационные модели и структуры данных (§§13-15)

4

2

2 (№2.4,  №2.5)

10. Алгоритм – модель деятельности  (§§16)

2

1

1 (№2.6)

11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§§17-18)

4

2

2 (№2.7, №2.8)

12. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20)

5

2

3 (№2.9, №2.10, №2.11)

13. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23)

2

1

1 (№2.12)

 

 

 

 

 

 

Итоги изучения тем

Тема 1.  Введение.  Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

 

Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

 

Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

 

Тема 4. Введение в  теорию систем

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

 

Тема 5. Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи

 

Тема 6. Обработка информации

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

 

Тема 7. Поиск  данных

Учащиеся должны знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

 

Тема 8. Защита информации 

Учащиеся должны знать:

-         какая информация требует защиты

-         виды угроз для числовой информации

-         физические способы защиты информации

-         программные средства защиты информации

-         что такое криптография

-         что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

 

Тема 9. Информационные модели и структуры данных

Учащиеся должны знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

 

Тема 10. Алгоритм – модель деятельности 

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

 

Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

 

Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

 

Тема 13. Многопроцессорные системы и сети

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Информатика и ИКТ». 10 класс.

 

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Кол-во час

Дата

Кор.дата

 

Информация

1

 

Введение. Инструктаж по ТБ.

Понятие информации, информационных процессов

Знать правила техники безопасности при работе на ПК в кабинете информатики.

Знать:

 - что такое информация;

 - языки представления информации, кодирование;

 - единицы измерения информации.

Уметь:

 - создавать, редактировать, форматировать документы;

 - решать задачи на определение количества информации и вероятность событий, с использованием главной  формулы информатики

 

 

1

 

 

 

2

Представление информации, языки, кодирование

1

 

 

 

3-4

Измерение информации. Объемный подход

2

 

 

5

Измерение информации. Содержательный подход.

1

 

 

    6

Решение задач

1

 

 

7

Контрольная работа №1по теме: «Информация»

Контроль и учет знаний и навыков

1

 

 

 

Информационные процессы в системах

8

Что такое система

Знать:

 - что такое система, её структура и состав;

 - виды систем;

 - способы хранения, передачи и обработки;

 - что такое алгоритм, свойства алгоритма;

 - меры защиты информации.

 

Уметь:

 - приводить примеры систем, подсистем;

 - выполнять поиск данных.

1

 

 

9

Информационные процессы в естественных и искусственных системах

Носители информации: нецифровые и цифровые, факторы качества носителей, перспективные виды носителей.

Знать:

 - что такое система, её структура и состав;

 - виды систем;

 - способы хранения, передачи и обработки;

 - что такое алгоритм, свойства алгоритма;

 - меры защиты информации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 828 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 475
    • DOCX 35.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аджиева Лариса Хабибуллаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аджиева Лариса Хабибуллаевна
    Аджиева Лариса Хабибуллаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85197
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Разработка и сопровождение требований и технических заданий на разработку и модернизацию систем и подсистем малого и среднего масштаба и сложности

Системный аналитик

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек
Сейчас в эфире

Арт-педагогика как метод профилактики детских неврозов

Перейти к трансляции