№ урока
|
Дата
|
Тема
урока
|
Характеристика
деятельности
учащихся
|
Кол-во
часов
|
Примечание
|
Раздел
1. «Земля и человечество» (9 часов)
|
1
|
|
Мир
глазами астронома.
(Проф.:
астроном)
|
Знать
название нашей планеты, планет Солнечной системы.
Понимать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете
Уметь
работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные
модели планет и созвездий.
|
|
Схема (модель) Солнечной системы,
иллюстрации с изображением звезд, солнца
|
2
|
|
Планеты
Солнечной системы.
Практическая
работа « Причина смены дня и ночи»
|
|
Фотографии планет.
|
3
|
|
Звёздное
небо - Великая книга Природы. Практическая работа «Знакомство с картой
звёздного неба».
|
|
Картинки «Звезды и созвездия»
|
4
|
|
Мир
глазами географа.
Практическая
работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте». (Проф.:
географ)
|
Уметь показывать
на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
|
|
Глобус, карта
|
5
|
|
Мир
глазами историка.
Практическая
работа «Знакомство с историческими картами».
(Проф.:
историк, политик)
|
Составлять
рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических
источников для понимания событий прошлого.
|
|
Терминологичес-кий словарик..
|
6
|
|
Когда и
где? История – путешествие вдаль времен. «Лента времени».
|
Уметь
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать
ленту времени
|
|
Лента времени. Историческая
карта, римские цифры
|
7
|
|
Прошлое
и настоящее глазами эколога.
(Проф.:
эколог)
|
|
Плакаты – схемы «Загрязнение
океана», «вырубка лесов»
|
8-9
|
|
Сокровища
земли под охраной человечества. Всемирное природное и культурное наследие.
Международная Красная книга.
|
Знать правила
поведения человека, памятники истории и культуры.
Уметь
использовать знания для оценки воздействия человека на природу.
|
|
Иллюстрации с изображением
достопримечательностей Всемирного наследия. Фотографии растений и животных,
занесенных в Красную книгу.
|
Раздел 2
«Природа России» (10 часов)
|
10
|
|
Равнины
и горы России.
|
Знать понятия
«равнины», «горы».
Уметь
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки
(без указания названий)
|
|
|
11
|
|
Моря,
озёра и реки России.
Практическая
работа «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических
объектов».
|
Знать виды
водоемов.
Уметь
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки
(без указания названий)
|
|
Физическая карта, иллюстрации с
изображением изучаемых объектов
|
12
|
|
Природные
зоны России. Карта природных зон.
|
Работать
в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической
картой России, определять природные зоны, высказывать предположения о
причинах их смены, осуществлять самопроверку.
|
|
13
|
|
Зона
арктических пустынь. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические
проблемы.
|
Знать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь
приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических
пустынь.
|
|
Карта природных зон, плакат «Зона
арктических пустынь»
|
14
|
|
Тундра.
Природные особенности тундры, живые организмы, экологические связи.
Практическая
работа «Показ изучаемых объектов на карте природных зон России».
|
Знать общие
условия, необходимые
для жизни живых организмов.
Уметь
приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры
|
|
Карта природных зон, плакат «Зона
тундры»
|
15
|
|
Леса
России. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах.
|
Знать общие
условия, необходимые
для жизни живых организмов, правила
поведения в природе.
Уметь приводить
примеры представителей разных групп растений и животных леса
|
|
|
16
|
|
Лес и
человек. Заповедники и национальные парки лесных зон.
|
Понимать
основные
правила поведения
в окружающей среде.
Уметь приводить
примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя
из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
|
|
Карта природных зон, плакат «Зона
лесов»
|
17
|
|
Зона
степей. Заповедники степной зоны. Экологические проблемы.
|
Знать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить
примеры представителей разных групп растений и животных степей
|
|
Карта природных зон, плакат «Зона
степей»
|
18
|
|
Пустыни.
Практическая
работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений и выявление признаков
их приспособленности к условиям жизни».
|
Знать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить
примеры представителей разных групп растений и животных пустыни
|
|
Карта природных зон, плакат «Зона
пустынь»
|
19
|
|
У
Черного моря. Зона субтропиков, её природные особенности. Национальный парк
«Сочинский», дендрарий. Экологическое равновесие.
|
Знать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить
примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского
побережья.
Знать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила
поведения в природе.
|
|
Карта природных зон, плакат
«Черноморское побережье Кавказа »
Таблицы «Экологическая пирамида»
|
Раздел 3
«Родной край – часть большой страны» (15 часов)
|
20
|
|
Наш
край. Характеристика родного края.
Практическая
работа «Знакомство с картой края».
(Проф.:
краевед)
|
Уметь
показывать на карте родной край,
выполнять
основные правила поведения
в
окружающей среде
|
|
Фотографии с изображением природы
родного края
|
21
|
|
Поверхность
нашего края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.
|
Уметь показывать
на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия;
объекты неживой и живой природы
|
|
Физическая карта
|
22
|
|
Водные
богатства нашего края. Водные объекты своего региона, их значение для жизни
края.
|
Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной
информации о подземных богатствах
|
|
Глобус, физическая карта
|
23
|
|
Наши
подземные богатства, их охрана.
Практическая
работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их
свойств».
|
|
Коллекция полезных ископаемых
|
24
|
|
Земля –
кормилица. Разнообразие почв России, типы почв. Почвы родного края.
|
Знать понятие
«почва», состав воды и почв.
Уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные
размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой
природы
|
|
Образцы почв, плакат « Типы
почв»
|
25
|
|
Жизнь
леса. Лес – природное сообщество.
Практическая
работа «Знакомство с растениями и животными леса, и их распознавание с
помощью атласа- определителя».
(Проф.:
лесничий)
|
Знать
основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска
дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного
водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных
(2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать
особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их
в рисунке (схеме).
|
|
Плакат «Смешанный лес»
|
26
|
|
Жизнь
луга. Луг – природное сообщество. Практическая работа «Знакомство с
растениями и животными луга с помощью атласа- определителя».
|
|
Плакат « Луг», гербарий
|
27
|
|
Жизнь в
пресных водоёмах.
Растения и животные пресного водоёма.
|
|
Плакат «Пресный водоем»
|
28-30
|
|
Экскурсии
в природные сообщества родного края.
|
|
|
|
31
|
|
Растениеводство
в нашем крае, его отрасли. Незаметные защитники урожая.
Практическая
работа «Знакомство с культурными растениями края».
(Проф.:
растениевод).
|
Знать отрасли
растениеводства в родном крае.
Уметь выполнять
правила ухода за культурными растениями
Уметь
устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями
|
|
Гербарий полевых культур, муляжи
овощей и фруктов
Фотографии насекомых
|
32
|
|
Животноводство
в нашем крае, его отрасли.
(Проф.:
животновод)
|
Знать отрасли
животноводства в родном крае.
Уметь
ухаживать за домашними животными
|
|
Иллюстрации животных
|
33
|
|
Проверим
себя и оценим свои достижения.
|
Выполнять
тесты с выбором ответа.
Оценивать
правильность\ неправильность этих ответов.
Адекватно
оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.
|
|
|
34
|
|
Обобщение
по разделу «Родной
край – часть большой страны». Презентация проектов.
|
Знать природные
сообщества родного края.
Уметь выполнять
правила поведения в природе.
Выступать с сообщением в классе,
оценивать свои достижения по выполнению проекта.
|
|
|
Раздел 4 «Страницы Всемирной истории» (5 часов)
|
35
|
|
Начало
истории человечества. История первобытного общества. Первобытное искусство.
|
Знать, что
изучает наука «история».
Уметь
использовать ленту времени
|
|
Лента времени, историческая карта
|
36
|
|
Мир
древности: далекий и близкий. Культура, религия, археологические находки.
|
Знать историю
древнего мира.
Уметь
использовать ленту времени
|
|
Иллюстрации с изображением др.
Египта, Греции, Рима
|
37
|
|
Средние
века: время рыцарей и замков. Возникновение городов, появление мировых
религий. Изобретение книгопечатания.
|
Знать историю
средних веков
|
|
Иллюстрации с изображением
доспехов рыцарей
|
38
|
|
Новое
время: встреча Европы и Америки. Великие географические открытия. Развитие
техники.
|
Знать
выдающихся людей нового
времени.
Уметь
работать с географической картой.
|
|
Фотографии с изображением
художников, путешественников, писателей
|
39
|
|
Новейшее
время: история продолжается сегодня. Первая и Вторая мировые войны.
(Проф.:
учёный)
|
Знать
выдающихся людей новейшего времени.
|
|
Фотографии знаменитых людей XX века
|
Раздел 5
«Страницы истории России» (20 часов)
|
40
|
|
Жизнь
древних славян. Союзы племен.
|
Знать
название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.
Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные
(изученные) события из истории Отечества.
|
|
Иллюстрации с изображением богов
древних славян, одежды, предметов обихода
|
41
|
|
Во
времена Древней Руси. Крещение Древней Руси.
|
|
Иллюстрации по теме «Крещение
Руси», фотографии русских князей
|
42
|
|
Страна
городов. Устройство древнерусского города. Основание Москвы.
|
|
Иллюстрации с изображением
Древнего Новгорода, Киева
|
43
|
|
Из
книжной сокровищницы Древней Руси. Создатели славянской письменности.
Рукописные книги.
|
Знать музеи
России.
Уметь описывать
отдельные (изученные) события из истории Отечества.
|
|
Иллюстрации глиняных табличек,
берестеных грамот, свитков
|
44
|
|
Трудные
времена на Русской земле. Феодальная раздробленность. Монгольское иго.
Александр Невский.
|
Знать историю
Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.
Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать события
Куликовской
битвы.
|
|
Картина « Битва на Неве»
|
45
|
|
Русь
расправляет крылья. Князь московский Иван Калита – собиратель русских земель.
Сергий Радонежский.
|
|
Картина «Москва при Иване Калите»
|
46
|
|
Куликовская
битва. Поход Мамая на Русь.
|
|
Картина «К полю Куликову»
|
47
|
|
Иван
III. Образование единого Русского государства. Начало освоения Сибири.
|
Знать реформы
Ивана Третьего.
Уметь описывать
отдельные (изученные) события из истории Отечества
|
|
Картина «Москва при Иване III»,
«Иван Грозный убивает своего
сына»
|
48
|
|
Мастера
печатных дел. Начало книгопечатания в России.
|
Знать историю
книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.
Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска
дополнительной информации о родной стране.
|
|
Иллюстрации по теме «Первые
печатные станки», «Памятник Ивану Федорову в Москве»
|
49
|
|
Патриоты
России. Смута. Польская интервенция. Освобождение Москвы. Избрание на царство
Михаила Романова.
|
|
Иллюстрации по теме «Памятник
Минину и Пожарскому», «Народное шествие»
|
50
|
|
Петр
Великий – первый российский император. Реформы Петра. Основание Петербурга.
Создание русского флота.
|
|
Иллюстрации по теме «Град при
Петре I»,
портрет Петра Великого
|
51
|
|
Михаил
Васильевич Ломоносов. Основание Московского университета.
|
Знать историю
развития образования на Руси.
|
|
Фотография памятника Ломоносову в
Петербурге, фотография ученого
|
52
|
|
Екатерина
Великая – продолжательница реформ Петра Великого. Развитие просвещения.
|
Знать реформы
Екатерины Великой.
|
|
Портрет Екатерины II и ее
помощников, картина « Взятие Измаила»
|
53
|
|
Отечественная
война 1812 года. Победа над Наполеоном.
Практическая
работа «Найти и показать на карте изучаемые объекты».
|
Знать
значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.
Уметь
работать с исторической картой.
|
|
Портреты Кутузова, Наполеона,
картина
«Бородинское сражение»
|
54
|
|
Страницы
истории XIX века.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Технические достижения.
Открытие Политехнического музея.
|
Знать историю
России XIX века.
Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России.
|
|
Портреты царей
|
55
|
|
Россия
вступает в ХХ век. Последний император России. Гражданская война.
|
Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной
стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
|
|
Историческая карта
|
56
|
|
Страницы
истории 1920-1930-х годов. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города
и деревни.
|
Знать
страницы истории России в 1920– 1930-х годах.
Уметь
описывать исторические события в начале XX века в России.
|
|
Историческая карта
|
57-58
|
|
Великая война
и великая Победа. Начало войны. Города-герои, города воинской славы. Цена
Победы.
|
Знать
значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся
людей.
|
|
Фотографии ВОВ
|
59
|
|
Страна,
открывшая путь в космос. Перестройка. Распад СССР.
|
|
Предметные картинки о космосе
|
Раздел 6
«Современная Россия» (9 часов)
|
60
|
|
Основной
закон России и права человека.
Конвенция
о правах ребенка.
|
Знать
Основной закон России.
Уметь
использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска
дополнительной информации.
|
|
Статьи из конституции РФ
|
61
|
|
Мы –
граждане России. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина
России.
|
Знать основной закон России и права
человека, название нашей
родной страны
и ее столицы.
Уметь описывать
традиции, обычаи, народов, населяющих Россию
|
|
Предметные картинки
|
62
|
|
Славные
символы России. Их значение в жизни государства и общества.
|
Знать
государственную символику России.
Уметь
описывать историю создания гимна,
герба, флага
|
|
Иллюстрации с изображение флага,
герба России
|
63
|
|
Такие
разные праздники. Праздники в жизни человека, семьи, страны.
|
Знать государственные
праздники.
Уметь
описывать государственные праздники, традиции народов России
|
|
|
64-66
|
|
Путешествие
по России. Народы России, особенности их традиционной культуры.
|
Знать
города России, правила работы с географической картой.
Уметь
показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город,
столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных
интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.
|
|
Слайды с изображением
достопримечательностей
|
67
|
|
Проверим
себя и оценим свои достижения.
|
Выполнять
тесты с выбором ответа.
Оценивать
правильность\ неправильность этих ответов.
Адекватно
оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.
|
|
|
68
|
|
Презентация
проектов.
|
Знать природные
сообщества родного края.
Уметь выполнять
правила поведения в природе.
Выступать с сообщением в классе,
оценивать свои достижения по выполнению проекта.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.