ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
программа по предмету «Музыка» для V—VII классов общеобразовательных учреждений составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, примерными программой по музыке для основного общего образования «Музыка.
5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнауки
РФ (М.: Просвещение, 2011) и важнейшими положениями художественно-педагогической
концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся
социокультурные условия деятельности современных образовательных организаций,
потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии
общего музыкального образования.
В
большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции
искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков,
снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель
общего
музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников
как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает
заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает
формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в
жизненном информационном пространстве.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание
программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном,
жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального
искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической
музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с
произведениями других видов искусства. Искусство, как и культура в целом,
предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее
нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в
преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и
музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и
каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти —
важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение
культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к
родным местам, социализацию личности учащихся.
В
качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и
направления:
—
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену,
осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений,
запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
—
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и
разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
эмоционально-ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальному
самообразованию;
—
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,
интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих
музыкальных способностей;
—
освоение жанрового стилевого разнообразия музыкального искусства, специфики его
выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и
взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
—
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах
музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении инструментальном
музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации
музыкальных произведений , музыкально-творческой практики с применением
информационно-коммуникационных технологий.
Методологическим
основанием данной
программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея
познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным
в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир
музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального
искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и
отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к
своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и
другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает
самосознание ребенка.
Основные
методические принципы построения программы V—VII классов:
Принцип
увлеченности, согласно
которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки,
предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального
искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс
художественно-образного музицирования.
Принцип
триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя
на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.
Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с
представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной
мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием
и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.
Принцип
тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления
интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и
освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не
только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни и
осознания своих жизненных впечатлений.
Принцип
интонационности выступает
как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры
школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное
произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного
смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные,
зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.
Принцип
диалога культур предполагает
знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей
на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания,
нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка,
творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с
композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями
заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть истина, добро,
красота? А также выяснение значимости музыкального классического наследия для
современного подростка, его духовно-нравственных приоритетов как человека XXI в.
В
целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся, формирование
ценностных ориентации, эмоционально-эстетического отношения к музыкальному
искусству и жизни.
МЕСТО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая
программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с
количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных
организаций общего образования. Предмет «Музыка» изучается в V-VII классах в объёме не менее 105
часов ( по 35 часов в каждом классе).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Уроки музыки , как и художественное образование в целом,
предоставляя всем детям возможности для расширения и развития культурной и
творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной
взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки , как духовного наследия человечества,
предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное
овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение
знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится
фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает
введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и
жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном
развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры
мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию,
эмоционально-эстетический отклик на музыку . Уже на начальном этапе постижения
музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед
ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его
духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать
на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых
для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к
дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации
своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание
обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное
формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному,
коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Предмет музыка , развивая умение учиться, призван формировать у ребенка
современную картину мира.
Программа
создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на
систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-
творческой деятельности , формирование устойчивого интереса к отечественным и
мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и
познавательного, социального и коммуникационного развития предопределяется
целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельностью, форм
сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом
процессе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в результате освоения учебного предмета
«Музыка»:
·
чувство гордости за свою
Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края,
освоение основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
традиционных ценностей многонационального российского общества;
·
целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
·
ответственное отношение к
учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
·
уважительное отношение к
иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств
других людей и сопереживание им;
·
компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное
отношение к собственным поступкам;
·
коммуникативная компетентность
в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
·
участие в общественной
жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и
этнокультурных особенностей;
·
признание ценностей жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
·
принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
·
эстетические потребности,
ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий (УУД), проявляющихся в познавательной и практической
деятельности учащихся:
·
умение самостоятельно
ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и
интересов;
·
умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
·
умение анализировать
собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или
ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения,
вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
·
владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
·
умение определять понятия,
обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
·
смысловое чтение текстов
различных стилей и жанров;
·
умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач;
·
умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками:
определять цели, распределять функции и роли участников, например, в
художественном проекте; взаимодействовать и работать в группе;
·
формирование и развитие
компетентностей в области использования информационно-коммуникационных
технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и
художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени
общего образования и отражают:
·
сформированность основ
музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной
культуры;
·
сформированность
потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития,
социализации, самообразования, организации культурного досуга на основе
осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии
мировой художественной культуры;
·
развитие общих музыкальных
способностей школьников (музыкальной памяти и слуха),а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе
восприятия и анализа художественного образа;
·
сформированность
мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и
др.);
·
воспитание эстетического
отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие
творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности,
связанной с театром, кино, литературой, живописью;
·
расширение общего и
музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к
музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному
музыкальному наследию;
·
овладение основами
музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как
живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией
и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в
рамках изучаемого курса;
·
приобретение устойчивых
навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной
деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
·
сотрудничество в ходе
реализации коллективных творческих проектов, решении различных
музыкально-творческих задач.
ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
·
технологии
развития процессов восприятия музыки школьниками;
·
технологии
формирования певческой культуры учащихся;
·
технологии
детского музицирования;
·
технологии
становления ассоциативно-образного мышления обучающихся;
·
технологии
использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;
·
технологии
проектно-исследовательской деятельности;
·
технологии
здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов
обучения, развития, воспитания;
·
информационные
технологии в преподавании музыки;
·
технологии
диагностики успешности развития музыкальной культуры учащихся.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО_-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РУСУРСОВ.
В условиях модернизации образования современные
педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых
информационно-коммуникационных технологий. Большой интерес к современным
компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. С
требованиями перестройки системы образования, просвещения и культуры в
настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию
искусства в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные
задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития
личности.
Исходя из этого, сформировалась необходимость
внедрения современных компьютерных технологий, в том числе и Интернет-ресурсов,
в образовательный процесс. Включение ИКТ делает процесс обучения технологичнее
и результативнее.
Электронная интерактивная доска – сенсорный экран, на котором с помощью
маркера можно вызывать различные функции пользовательского интерфейса.
Электронные интерактивные доски позволяют сочетать все преимущества
классической презентации с возможностями высоких
технологий. Мультимедиа-проектор, подключенный к электронной интерактивной
доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классический тип
презентации с демонстрацией информации из Интернета, с видеомагнитофона, с
компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры.
Для интерактивной доски в настоящее время разработан ряд учебно-методических
комплексов.
Обучающие компьютерные программы также рекомендуется использовать
педагогу-музыканту как для расширения своих профессиональных компетенций в
области использования ИКТ, так и для подготовки и проведения уроков музыки и
внеурочных мероприятий.
Внимание педагогов-музыкантов могут привлечь также электронные
книги.
К методическим материалам, используемых на уроках музыки, следует
отнести художественные, видовые, документальные, мультипликационные фильмы на DVD,
фрагменты которых можно демонстрировать в процессе изучения той или иной
учебной темы.
Цифровые образовательные ресурсы:
- видеоряд;
- анимация;
- синтезированный зрительный ряд;
- дикторский текст;
- звуковые фонограммы музыкальных произведений;
- литературный ряд;
- творческие (интерактивные) задания для учащихся.
Цифровая база данных для создания тематических
и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов разрабатывается для организации фронтальной и
индивидуальной работы и включает в себя обновляемый набор заданий по музыке, а
также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом
вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной
траектории учащихся.
Общепользовательские и
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности, используемые в курсе музыки, включают в себя
текстовый редактор, редактор создания презентаций. К специализированным
инструментам учебной деятельности относятся, в частности, редактор нотной
грамоты, система обработки звука и др.
Мультимедийные презентации. На уроках музыки, музыкальных занятиях в системе
дополнительного образования, а также в системе воспитательной работы
образовательного учреждения учителя часто используют мультимедийные
презентации, выполненные в редакторе Microsoft Office PowerPoint.
Фонограммы песен, произведений для инструментального
музицирования («минусовки» и «плюсовки»). Для организации концертного исполнения вокального
репертуара класса, школьного хора, ансамбля.
Интерес учащихся основной школы к информационным
технологиям, к Internet-ресурсам можно поддержать, разработав ряд факультативных
(элективных) курсов по музыкальному образованию практико-ориентированной направленности
для тех, кто в достаточной степени владеет персональным компьютером.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании курса V класса школьники научатся:
·
наблюдать
за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к
искусству;
·
понимать
специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств,
различать их особенности;
·
выражать
эмоциональное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
·
понимать
специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать
содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
·
осуществлять
исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя
в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять
инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей,
выставок и конкурсов, фестивалей и др.
·
разбираться
в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть
специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и
балета, концертные залы, музеи);
·
определять
стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки,
разных эпох;
·
применять
информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой
деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети
Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса V класса представлено линией "Музыка как
вид искусства".
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального
искусства в их взаимодействии с художественными
образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного
искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций
и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Композитор-поэт-художник;
родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие
выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной
правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Программа состоит из двух разделов:
«Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление
учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением
всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства,
что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
2
|
3
|
Тема I полугодия: Музыка и литература (17 часов)
|
1
|
Что роднит музыку с литературой?
|
1
|
2-4
|
Вокальная музыка
|
3
|
5-6
|
Фольклор в музыке русских композиторов
|
2
|
7
|
Жанры инструментальной и вокальной музыки
|
1
|
8-9
|
Вторая жизнь песни. Живительные родники творчества
|
2
|
10
|
"Всю жизнь мою несу родину в душе" Звучащие картины
|
1
|
11-12
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
|
2
|
13
|
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
|
1
|
14
|
Второе путешествие
в музыкальный театр. Балет.
|
1
|
15
|
Музыка в театре, кино и на телевидении
|
1
|
16
|
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
|
1
|
17
|
Мир композитора. Обобщение материала II
четверти
|
1
|
|
|
|
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное
искусство (18 часов)
|
18
|
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
|
1
|
19
|
Небесное и земное в звуках и красках
|
1
|
20-21
|
Звать через прошлое к настоящему
|
2
|
22-23
|
Музыкальная живопись и живописная музыка
|
2
|
24
|
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве
|
1
|
25
|
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
|
1
|
26
|
Волшебная палочка дирижера
|
1
|
27
|
Образы борьбы и победы в искусстве.
|
1
|
28
|
Застывшая музыка
|
1
|
29
|
Полифония в музыке и живописи
|
1
|
30
|
Музыка на мольберте
|
1
|
31
|
Импрессионизм в музыке и живописи
|
1
|
32
|
О подвигах, о доблести, о славе
|
1
|
33
|
В каждой мимолетности вижу я миры
|
1
|
34
|
Мир композитора. С веком наравне.
|
1
|
35
|
Обобщение материала года.
|
1
|
Итого
|
|
35
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.