Пояснительная записка
Рабочая
программа по математике для первого класса составлена в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной
образовательной программы ОУ, Концепции духовно- нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, а также планируемыми результатами
начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической
системы «Перспектива» (программа «Математика», автор Г.В. Дорофеев).
Рабочая программа
составлена на основе следующих нормативных документов:
Ø
Приказ МО и Н РФ от 6 октября 2009
г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Ø
Приказ МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении
базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных
учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего
образования».
Ø
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 58» города
Набережные Челны Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год.
Программа
ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Дорофеев
Г.В., Миракова Т.Н. Математика 1 класс. - М.: Просвещение, 2010.
2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.Математика. Рабочая тетрадь
Ч.1,2.-М.: Просвещение, 2012.
Основными целями
курса математики для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО
являются:
- формирование
у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств
личности, интереса к математике;
- создание возможностей для
математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне.
Основными
задачами реализации содержания предмета являются:
ü формирование у
учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения
личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных
действий;
ü приобретение опыта
самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания,
его преобразования и применения;
ü формирование
специфических для математики качеств мышления (логического, алгоритмического и
эвристического), пространственного воображения, необходимых для полноценного
функционирования в современном обществе;
ü духовно-нравственное
развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа
обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости,
добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения
к своему Отечеству;
ü формирование
математического языка и математического аппарата как средства описания и
исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
ü овладение системой
математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни;
ü создание
здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Место
предмета «Математика» в учебном плане.
На изучение
математики в первом классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа, т. к. 33
учеб
ные недели.
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
Концентрическое построение курса, связанное с
последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую
постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие
условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Основное содержание обучения в программе
представлено крупными разделами: Числа и величины, Арифметические действия,
текстовые задачи, Пространственные отношения, Геометрические фигуры,
Геометрические величины, Работа с данными. Такое построение программы позволяет
создавать различные модели курса математики, по-разному распределять учебный
материал.
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях
начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с
различными группами предметов. Такой подход даёт возможность использовать ранее
накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счёте. Это
позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью.
Вместе с тем с самого начала обучения
формируются некоторые важные обобщения. В результате освоения предметного
содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и
способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и
свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать
зависимости между ними в процессе измерений, поиска решения текстовых задач,
анализа информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные
признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических
фигур, зависимостей, отношений). Учащиеся используют простейшие предметные ,
знаковые модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием
задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется
знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети
знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами
равенство и неравенство.
Помимо терминологии, дети усваивают и некоторые элементы математической
символики: знаки действий, знаки отношений: они учатся читать и записывать
простейшие математические выражения. В программе предусмотрено ознакомление с
некоторыми свойствами арифметических действий и основанными на них приёмами
вычислений. Учащиеся практически знакомятся с сочетательным свойством сложения,
которое во 2 классе будет специально рассмотрено. Ознакомление со связью между
сложением и вычитанием даёт возможность находить разность, опираясь на знание
состава чисел и соответствующих случаев сложения. Математическое содержание позволяет развивать и
организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их
правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике
школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении
математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора
рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и
самостоятельность.
Младший школьник получит представление о
натуральном числе, числе нуль, о нумерации чисел в десятичной системе
счисления; величинах. Научится выполнять устно и письменно арифметические
действия с числами. Научится находить неизвестный компонент арифметического
действия, усвоит смысл отношений «больше (меньше) на..»; научится составлять
числовые выражения, получит представление о геометрических величинах,
геометрических фигурах; научится решать несложные текстовые задачи.
Содержание программы.
Математика. (132ч)
Сравнение и счет предметов
(21 ч)
Признаки различия,
сходства предметов. Сравнение предметов (по форме, размеру и другим признакам):
одинаковые—разные;
большой — маленький, больше — меньше, одинаковой величины; высокий — низкий,
выше — ниже, одинаковой высоты; широкий—узкий, шире — уже, одинаковой ширины;
толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковой толщины; длинный — короткий,
длиннее — короче, одинаковой длины. Форма плоских геометрических фигур:
треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая. Распознавание фигур: треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг.
Выполнение упражнений
на поиск закономерностей.
Множество. Элемент
множества. Части множества. Разбиение множества предметов на группы в
соответствии с указанными признаками. Равные множества.
Расположение предметов
в пространстве: вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее,
правее, под, у, над, перед, за, между, близко, далеко, ближе, дальше, впереди,
позади. Расположение предметов по размеру в порядке увеличения (уменьшения).
Направление движения: вверх — вниз, вправо —
влево. Упражнения на составление маршрутов движения и кодирование маршрутов по
заданному описанию. Чтение маршрутов. Как отвечать на вопрос «сколько?». Счет
предметов в пределах 10: прямой и обратный. Количественные числительные: один, два, три и т. д.
Распределение событий
по времени: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Упорядочивание
предметов. Знакомство с порядковыми числительными: первый, второй и т. д. Порядковый
счет.
Сравнение численностей
множеств. Сравнение численностей двух-трех множеств предметов: больше, меньше,
столько же (поровну). Что значит столько же? Два способа уравнивания
численностей множеств. Разностное сравнение численностей множеств. (На сколько
больше? На сколько меньше?)
Числа и действия над
ними (93
ч)
Название, образование,
запись и последовательность чисел от 1 до 10.
Отношения между
числами (больше, меньше, равно). Знаки >, <, =. Число 0 как
характеристика пустого множества. Действия сложения и вычитания. Знаки «+» и
«-». Сумма. Разность.
Числовой отрезок.
Решение примеров на сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Примеры в
несколько действий без скобок. Игры с использованием числового отрезка. Способы
прибавления (вычитания) чисел 1, 2, 3, 4 и 5.
Задача. Состав задачи.
Решение текстовых задач в одно действие на нахождение суммы, нахождение
остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение
(уменьшение) числа на несколько единиц.
Слагаемые и сумма.
Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения.
Прибавление 6, 7, 8 и 9.
Уменьшаемое.
Вычитаемое. Разность. Нахождение неизвестного слагаемого. Вычитание 6, 7, 8 и 9.
Таблица сложения до
10. Задачи в два действия.
Название, образование
и запись чисел от 11 до 20.
Десятичный состав
чисел от 11 до 20. Отношение порядка между числами второго десятка. Сложение и
вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Правила нахождения
неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Таблица сложения до 20.
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Вычитание
двузначных чисел.
Решение составных
задач в два действия.
Фигуры и свойства (10
ч)
Распознавание фигур:
треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
Точки и линии. Прямые
и кривые линии. Замкнутые и незамкнутые линии.
Отрезок. Треугольник,
его вершины и стороны. Четырехугольник, его вершины И стороны. Прямоугольник.
Обозначения
геометрических фигур: точки, прямой, отрезка, треугольника, четырехугольника.
Рисование узоров и
бордюров.
Величины и их
измерения (8 ч)
Измерение величин
различными мерками.
Измерение
длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Вместимость. Единица
вместимости: литр. Масса. Единица массы: килограмм.
Стоимость. Денежные
единицы. Монеты в 1р., 2 р., 5 р., 10 р., их набор и размен.
Сложение и вычитание
величин, их сравнение.
Итого:
132 ч
Планируемые
результаты изучения курса “Математика”
Личностными результаты
-определить и высказывать под руководством учителя
самые общие для всех людей правила роведения при сотруничестве(этические
нормы);
- в предложенных учителем ситуациах общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при
поддержке других.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-определить и формилировать цель на уроке с помощью
учителя;
-проговоривать последовательность действий на уроке;
-учитьсся высказывать своё предположение на основе
работы с материалом учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться определить верно выполненное задание от
неверного;
-учиться совместно с учителем и другими ученивами
давать эмоциальную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные
УУД
-ориентироваться в своей системе знаний : отличать
новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебний, свой жизненый опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабытывать полученную информацию: сравнивать,
группировать такие математические объекты, какчисла, числовые выражения,
геометрические выражения;
Коммуникативные
УУД
-донести свою позицию до других: оформлять свои мысли
устной и письменной речи;
-слушать и понимать речь других;
-читать и пересказывать текст.
Основные
содержательные линии
В курсе
математики выделяются несколько содержательных линий: «Числа и операции над
ними», «Величины и их измерения», «Текстовые задачи», «Элементы геометрии»,
«Элементы алгебры», «Элементы стохастики», «Нестандартные и занимательные
задачи».
Математическое
содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы
предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной
деятельности при решении математических задач (распределять поручения для
поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа
информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
Предметные результаты:
Учащиеся научаться
— считать от 1 до 20 и обратно;
— называть и обозначать действия сложения и
вычитания;
— наизусть таблицу сложения однозначных чисел и
соответствующих случаев вычитания;
— называть единицы величин: сантиметр, дециметр,
килограмм, литр.
Учащиеся получат возможность научиться:
— читать, записывать, сравнивать числа в пределах
20;
— складывать и вычитать числа в пределах 20 без
перехода через десяток;
— складывать два однозначных числа, сумма которых
больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
—
находить значение числового
выражения в 1, 2 действия на сложение и вычитание (без скобок);
— решать задачи в одно действие на сложение и
вычитание;
— практически измерять величины: длину, массу,
вместимость;
— чертить отрезок заданной длины и измерять длину
данного отрезка.
Учащиеся должны различать:
—
текстовые задачи на
нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного
слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
— геометрические фигуры: треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг.
Учащиеся должны понимать:
— отношения между числами (больше, меньше, равно);
— взаимосвязь сложения и вычитания;
— десятичный состав чисел от 11 до 20;
— структуру задачи, взаимосвязь между условием и
вопросом.
.
Критерии
и нормы учета достижений обучающихся:
На основании Письма Министерства образования и науки РФ
«Об организации обучения в первых классах четырехлетней начальной школы» от
25.09.2000 г. №2021/11 -13 в первом классе обучение является безотметочным.
Диагностика предметных
знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики
качества усвоения предмета учеником и не предусматривает сравнения его с
другими детьми.
В первом классе текущие
контрольные работы не проводятся, проводятся диагностические работы по темам. В
конце учебного года проводится итоговая комплексная работа по основным
предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Список
литературы
Учебные материал:
1. Учебник
«Математика» (1, 2 часть) 1 класс, авторы Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. М.
«Просвещение», 2010 г.
2. Рабочие тетради
«Математика» (т. 1, 2.), 2012.
Методическое обеспечение:
1.
Методическое
пособие. Поурочные разработки по математике» Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова М.
Изд. «Просвещение», 2011 г.
Информационно-коммуникативные
средства.
1. Электронные
презентации к урокам математика.
Интернет –ресурсы.
1.
Презентация
уроков .Начальная
школа. Режим доступа: http//nachalka.info/about/193
2.
Я
иду на урок начальной школы .Режим доступа: www.festival.lseptember.ru
3.
Официальный
сайт УМК «Перспектива». Режим доступа. http//www.prosv.ru/umk/perspektiva
Наглядные пособия
1.
Комплект
наглядных пособий «Математика»(таблицы)
2.
Счетный
материал.
3.
Раздаточный
материал и др.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.