Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКалендарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе "Начальная школа 21 век" ФГОС"

календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе "Начальная школа 21 век" ФГОС"

Скачать материал

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю).

 

 

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к тематическому планированию (рабочей программе)

 

Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Литературное чтение» - концеп­ция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (авторы Л. А. Ефроси­нина, М. И. Оморокова. М.: Вентана-Граф, 2008), примерной программой начального общего обра­зования по литературному чтению, созданной на основе федерального компонента государственно­го стандарта начального общего образования начальной школы".

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

   Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2011.

    Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : учебник для учащихся общеобразователь­ных учреждений / Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2011.

    Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 1 класс : учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. - М. : Вентана-Граф, 2011.

   Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 1 класс : рабочая тетрадь к хресто­матии для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Дополнительная методическая литература:

    Евдокимова, А. О. Грамота : 1 класс : методический комментарий / А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова. - М. : Вентана-Граф, 2008.

   Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : методическое пособие / Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2010.

Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесе­ны в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования.

ПОУРОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Обучение  грамоте (букварный период)

 

№ п/п

Тема урока

 

Содержание урока

Элементы дополнительно­го

содержания

Дата

проведения

 

 

 

 

 

  план

факт

1

Введение понятия «предложение»

Уроки

1-2

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской

Знакомство с гигиениче­скими требо­ваниями при чтении

 

 

2

Составление рас­сказа по сюжетной картине. Отработка понятия «предло­жение»

Уроки

3-4

Чтение рассказа из стихо­творения К. Чуковского «Айболит». Составление рассказа по картинке и обозначение каждого предложения полоской. Сравнение животных

 

 

 

Р а з д е л «О ТЕБЕ, МОЯ РОДИНА»

3

Литературное

слушание

Урок 5

 

 

 

 

4

Рассказ по сюжет­ной картине. Произведения устного народного творче­ства

Уроки  6-7

8-9

Составление рассказа по сюжетной картинке. Уста­новление пространствен­ных отношений между объектами (за, перед, меж­ду). Обоснование суждений «нравится - не нравится». Работа над развитием эмо­циональной отзывчивости к произведениям художе­ственной литературы

 

 

 

5

Интонационное выделение первого звука в словах

Уроки 10-11

Пересказ сказки «Репка». Интонационное выделение первого звука в словах. Отработка пространствен­ных отношений между объектами

 

 

 

6

Интонационное выделение первого звука в словах

Уроки 12-13

Интонационное выделение первого звука в словах. Сравнение звуков

 

 

 

7

Литературное

слушание

Урок 14

 

 

 

 

8

Звуковой анализ слов

Уроки 15-16

Звуковой анализ, определение звука в разных частях слова

 

 

 

9

Звуковой анализ слова «мак»

 

Уроки 17-18

Звуковой анализ. Подбор слов со звуком [м], распо­ложенным в начале, сере­дине, конце слова (по схе­мам). Игра «Назови слово со звуком [м]». Классификация предметов

 

 

 

10

Звуковой анализ слов: «сыр», «нос»

 

Уроки 19-20

Звуковой анализ. Нахож­дение звука [ы] в словах. Классификация предметов

 

 

 

11

Рассказ по сюжет­ной картине

Уроки 21-22

Придумывание рассказов по серии картинок

 

 

 

Раздел «МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ

12

Литературное

слушание

Урок 23

 

 

 

 

13

Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение звуков [л], [л']

Уроки 24-25

Звуковой анализ. Нахож­дение звука  в словах. Классификация предметов

 

 

 

14

Введение понятия «гласный звук». Обозначение глас­ных звуков на схе­ме фишками крас­ного цвета

Уроки 26-27

Введение понятия «глас­ный звук». Обозначение гласных звуков красной фишкой. Звуковой анализ слов. Составление звуко­вой цепочки

 

 

 

15

Введение понятий: «согласный звук», «твёрдый соглас­ный звук», «мягкий согласный звук»

Уроки  28-29

Звуковой анализ слова «Нина». Введение понятия «согласный звук». Обозна­чение мягкости согласных звуков в модели слова

 

 

 

16

Знакомство с бук­вой А (а)

Уроки 30-31

Звуковой анализ слов: «Анюта», «луна». Выбор слова со звуком [а] в нача­ле, середине и конце слова

Разгадывание кроссвордов

 

 

17

Литературное

слушание

Урок 32

 

 

 

 

18

Знакомство с буквой Я(я)

Уроки 33-34

Звуковой анализ слов «мяч», «пять», «дыня»

 

 

 

19

Буква Я (я) в нача­ле слова(обозна­чение звуками [й']и[а])

Уроки 35-36

Звуковой анализ слова «рой», выделение звука [й']. Звуковой анализ слова «яхта». Буква «я» в начале слова. Чтение стихотворе­ния В. Кремнёва

Составление слова из за­данных зву­ков

 

 

20

Знакомство с бук­вой О (о)

 

Уроки 37-38

Звуковой анализ слова «полка». Составление по схеме без проведения зву­кового анализа различных имен с изученными буква­ми. Определение (подбор) звуковых схем к словам

 

 

 

21

Знакомство с бук­вой Ё (ё)

 

Уроки 39-40

Звуковой анализ слов: «клён», «пёс»

Разгадывание кроссворда

 

 

Раздел «УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ»

22

Литературное

слушание

Урок 41

 

 

 

 

23

Буква Ё(ё) в нача­ле слова(обозна­чение звуками [й']и[о])

Уроки 42-43

Звуковой анализ слова «ёжик», выделение звука [й']. Звуковой анализ слова «ёлка». Буква «ё» в начале слова.

Разгадывание кроссворда

 

 

24

Знакомство с бук­вой У (у)

Уроки 44-45

Звуковой анализ слов: «труба», «стул». Составле­ние рассказа по серии сю­жетных картинок

 

 

 

25

Знакомство с бук­вой Ю (ю)

Уроки 46-47

Звуковой анализ слов: «ключ», «утюг». Соотне­сение звуковых моделей со словами

Разгадывание кроссворда

 

 

26

Буква Ю (ю) в на­чале слова(обозна­чение звуками [Г] и [у])

Уроки 48-49

Звуковой анализ слов: «юла», «юнга». Соотнесе­ние звуковых моделей со словами

Разгадывание кроссворда

 

 

27

Литературное

слушание

Урок   50

 

 

 

 

28

Знакомство с бук­вой Э(э)

 Уроки 51-52

Звуковой анализ слова «экран». Деление гласных звуков на две группы

 

 

 

29

Знакомство с бук­вой Е(е)

Уроки 53-54

 Звуковой анализ слов:  «лев», «белка». Упражнение в словоизменении

 

 

 

30

Буква Е (е) в нача­ле слова (обозна­чение звуками [й']и[э])

 

Уроки 55-56

Звуковой анализ слов: «ели», «ежата». Построе­ние звуковых цепочек. Со­отношение звуков и букв в словах с йотированными гласными

 

 

 

31

Знакомство с бук­вой ы.

Уроки 57-58

Звуковой анализ слов: «рыба», «дым», «усы». Преобразо­вание слов

Разгадывание кроссворда

 

 

Раздел «МИР СКАЗОК

32

Литературное

слушание

Урок 59

 

 

 

 

33

Знакомство с бук­вой И (и).

Уроки 60-61

Звуковой анализ слов: «флаги», «гиря». Преобразо­вание

Разгадывание кроссворда

 

 

34

Повторение правил обозначения бук­вами гласных зву­ков после твёрдых и мягких соглас­ных звуков

Уроки 62-63

Звуковой анализ слов: «лук», «нос», «мел», со­ставление моделей этих слов с помощью жёлтых фишек и букв разрезной азбуки. Преобразование одного слова в другое пу­тём замены буквы. Клас­сификация предметов по заданному признаку

 

 

 

35

Чтение слов, обра­зующихся при из­менении буквы, обозначающей гласный звук

Уроки 64-65

Чтение слов, получающих­ся при изменении гласной буквы. Сопоставление первых звуков в словах «мышка - мишка»

 

 

 

36

Знакомство с бук­вой  М (м)

Уроки 66-67

Согласные звонкие и глу­хие, парные и непарные, их различие

 

 

 

37

Литературное

слушание

Урок   68

 

 

 

 

 

38

Знакомство с бук­вой  Н (н)

Уроки 69-70

Согласные звонкие и глу­хие, твердые и мягкие, парные и непарные, их различие

 

 

 

39

Знакомство с бук­вой Р (р)

Уроки 71-72

Правильное название букв. Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов, пред­ложений

 

 

 

40

Знакомство с бук­вой Л (л)

Уроки 73-74

Правильное название букв. Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов, пред­ложений

Однозначные и многознач­ные слова. Слова-омони­мы. Восста­новление  деформирован­ного текста

 

 

41

Знакомство с бук­вой Й (й)

 

Уроки 75-76

Звуковой анализ слов. Оп­ределение лексических значений слов-омонимов. Чтение слов, предложений. Придумывание предложе­ний по иллюстрации. Чте­ние слов по таблице слов

 

 

42

Литературное

слушание

Урок

77

 

 

 

 

43

Слог. Деление слов на слоги

Уроки 78-79

Де­ление слов на слоги

 

 

 

44

Знакомство с бук­вой Г (г)

 

Уроки 80-81

Согласные звонкие и глу­хие, твёрдые и мягкие, парные и непарные по звонкости и глухости, их различие. Звуковой анализ слов. Чтение слогов с ис­пользованием пособия «Окошечки». Классифика­ция объектов

 

 

 

45

Знакомство с бук­вой  К (к)

Уроки 82-83

Звуковой анализ слов. Де­ление слов на слоги

Разгадывание зашифрован­ных слов

 

 

46

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости- глухости, отраже­ние этой характе­ристики звуков в модели слова

Уроки 84-85

Знакомство с характеристи­кой согласных звуков по звонкости-глухости. Чтение слов и предложений. Срав­нение слов по твёрдости- мягкости, звонкости- глухости, первых звуков в именах детей. Придумы­вание окончания истории

 

 

 

Раздел «МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

47

Литературное

слушание

 Урок

86

 

 

 

 

48

Знакомство с бук­вой З(з)

Уроки 87-88

Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов и предложений

 

 

 

49

Знакомство с бук­вой  С (с)

Уроки 89-90

Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов и предложений

Расшифровка «зашифро­ванных» слов

 

 

50

Сопоставление зву­ков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой ха­рактеристики зву­ков в модели слова

Уроки 91-92

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости. Чтение слов, маленьких рассказов

Многознач­ные слова

 

 

51

Знакомство с бук­вой Д(д)

Уроки 93-94

Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов и предложений, стихотворе­ния

 

 

 

52

Литературное

слушание

Урок

95

 

 

 

 

53

Знакомство с бук­вой Т (т)

Уроки 96-97

Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов и предложений, стихотворе­ния

 

 

 

54

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости- глухости

Уроки 98-99

Чтение слов, полученных при замене звонкого [д] его глухой парой. Чтение и классификация слов на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т]

 

 

 

55

Знакомство с бук­вой Б (б)

 

Уроки 100-101

Звуковой анализ слов. Сравнение звуков по твёр­дости-мягкости. Чтение слогов, слов и предложений. Сравнение слов по твёрдо­сти-мягкости, звонкости -глухости изученных звуков

 

 

 

56

Знакомство с бук­вой П (п)

 

Уроки 102-103

Звуковой анализ слов. Чтение слов 

по таблице. Составление слова по вы­деленным звукам. Сравне­ние слов

 

 

 

 

Раздел «УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ»

57

Литературное

слушание

 

Урок 104

 

 

58

Знакомство с бук­вой   В (в)

Уроки 105-106

Звуковой анализ слов. Чтение слогов и слов

 

 

 

59

Знакомство с бук­вой  Ф (ф). Ударение

Уроки 107-108

Звуковой анализ слов. Чтение слогов и слов

Смыслоразли-

чительная функция

уда­рения

 

 

60

Знакомство с бук­вой  Ж (ж)

Уроки 109-110

Звуковой анализ слов. Вы­яснение особенностей зву­ка [ж]. Чтение слов, полу­ченных в результате заме­ны одной буквы

Различные формы одно­го и того же слова

 

 

61

Знакомство с бук­вой Ш (ш)

Уроки 111-112

Звуковой анализ слов. Вы­яснение особенностей зву­ка [ш]. Чтение слов, полу­ченных в результате заме­ны одной буквы. Чтение слов и рассказа

Однокоренные и много­значные сло­ва, их разли­чия

 

 

Раздел «МИР СКАЗОК»

62

Литературное

слушание

Урок

113

 

 

 

 

63

Знакомство с буквой   Ч (ч)

 

Уроки 114-115

Чтение слогов, слов, пред­ложений. Выяснение осо­бенностей звука [ч']. Зву­ковой анализ слов. Отра­ботка правила написания гласных после ч. Со­ставление слов по схемам

 

 

 

64

Знакомство с буквой  Щ (щ)

 

Уроки 116-117

Чтение слогов, слов, пред­ложений. Выяснение осо­бенностей звука [щ1]. Зву­ковой анализ слов. Отра­ботка правила написания гласных после ч и щ. Со­ставление слов по схемам

 

 

 

65

Знакомство с бук­вой  X (х)

 

Уроки 118-119

Звуковой анализ слов. На­звание слов с мягкой парой звука [х]. Составление словосочетаний

 

Синонимы. Нахождение слова в слове.

 

 

66

Знакомство с бук­вой   Ц (ц)

Уроки 120-121

Звуковой анализ слов. Вы­яснение особенностей зву­ка [ц]. Чтение слов в един­ственном и множествен­ном числе. Составление словосочетаний

Разгадывание кроссворда

 

 

 

67

Литературное

слушание

 

Урок

122

 

 

 

 

68

Знакомство функцией ь (показатель мягкости)

Уроки 123-124

Обозначение мягкости со­гласных.

 

 

 

69

Знакомство с раз­делительной функцией ь

Уроки 125-126

Обозначение мягкости со­гласных. Разделительный  ь

 

 

 

70

Знакомство с осо­бенностями ъ

Уроки 127-128

Разделительный ъ. Раз­дельное произношение звуков в слове и способы обозначения

 

 

 

71

Литературное

слушание

 

Урок

129

 

 

 

 

II часть

Раздел «УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ»

72

Алфавит. С. Я. Маршак «Ты эти буквы заучи...».

В. Голявкин «Спрятался»

Урок 1

Алфавит. Решение про­блемной ситуации «Чего в русском языке больше: букв или звуков?». Чтение текстов произведений. От­веты на вопросы по содер­жанию

 

 

 

73

В. Сутеев «Три  котёнка».

А. Шибаев «Беспокойные со­седки»

\

Урок 2

 

Чтение рассказа, выполне­ние заданий к рассказу. Чтение стихотворения, об­суждение вопроса о том, как превратить буквы Г, Д, Е, Ё, Ж в предложение

Составление модели об­ложки

 

 

74

Е. Пермяк «Про нос и язык».

Г. Остер «Меня нет дома»

Урок 3

Чтение рассказов учителем

и хорошо читающими уче­никами. Выполнение зада­ний к рассказам. Обсужде­ние справедливости бабуш­киного шутливого ответа. Обсуждение комичности ситуации рассказа и воз­можности её разумного ре­шения. Ролевое чтение

Выбор по­словицы к

содержанию

прочитанного

 

 

Раздел «МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ

75

Литературное

слушание

Урок 4

 

 

 

 

Раздел «УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ»

76

А. Шибаев «На за­рядку - становись!», «Познакомились»

Урок 5

Чтение рассказа, выполне­ние заданий к рассказу. Ролевое чтение

Инсцениров­ка рассказа

 

 

77

Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора»

Урок 6

Чтение рассказа и обсуж­дение ситуации: прав ли Никита, можно ли так иг­рать с собакой, а если нельзя, то почему?

 

 

 

Раздел «МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

78

А.Шибаев «Всегда вместе»

 

 

 

 

Урок 7

 

 

 

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью воспри­ятия. Ответы на вопросы по содержанию прослу­шанного произведения. Произведения устного на­родного творчества.

Моделирова­ние обложки. Составление схематиче­ского плана

 

 

79

Литературное

слушание

 

 

Урок 8

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью воспри­ятия. Ответы на вопросы по содержанию прослу­шанного произведения. Произведения устного на­родного творчества.

 

 

 

80

Г. Цыферов «Ма­ленький тигр».

 С. Чёрный «Кто?»

Урок 9

Чтение сказки. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение сказки по ролям. Работа в парах и обсужде­ние вопроса: кто храбрее мышонок или лев?

 

 

 

81

Г. Остер «Середина сосиски».

 Я. Аким «Жадина». Стихо­творения о дружбе

Урок 10

Чтение рассказа и обсуж­дение комичности ситуа­ции. Ролевое чтение. Сравнение прочитанных произведений по сюжету

 

 

 

82

Э. Успенский «Ес­ли был бы я девчонкой». Украин­ская народная сказка «Рукавичка»

Урок 11

Чтение стихотворения, от­веты на вопросы. Чтение сказки. Сравнение сказок (народная и авторская)

 

 

 

Раздел «МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

83

Литературное

слушание

 

Урок 12

 

 

 

 

84

Г. Остер «Спус­каться легче»

 

Урок 13

Чтение рассказа. Обсужде­ние вопроса: это шутка или серьёзный рассказ? Роле­вое чтение: выбор нужной интонации и настроения при чтении

 

 

 

 

85

В. Сутеев «Под грибом»

 

Уроки 14-15

Чтение сказки учителем и хорошо читающими уче­никами. Ответы на вопро­сы по содержанию. Срав­нение сказок с похожими сюжетами. Различие ав­торской и народной сказки

 

 

 

86

Литературное

слушание

Урок 16

 

 

 

 

87

А. Шибаев «Что за шутки?».

Г. Остер «Хорошо спрятан­ная котлета»

Урок17

Чтение стихотворения, от­веты на вопросы. Чтение рассказа и выполнение за­даний к нему. Обсуждение вопросов: как в рассказах Остера герои разговарива­ют друг с другом? Всегда ли могут договориться? Почему?

 

 

 

88

Б. Житков «Как меня называли».

А. Кушнер «Боль­шая новость»

Урок 18

Чтение рассказа. Обсужде­ние вопросов: почему мальчика назвали Поче­мучкой? Какие «почему?» он задавал правильно, а какие нет?

 

 

 

89

Л. Пантелеев «Как поросёнок гово­рить научился»

Урок 19

Чтение рассказа, ответы на вопросы по содержанию

 

 

 

90

Литературное

слушание

Урок 20

 

 

 

 

91

Е. Чарушин «Яш­ка». А. Кушнер «Что я узнал!»

Уроки 21-22

Чтение рассказа, ответы на вопросы по содержанию. Обсуждение вопросов: хо­чется тебе завести птицу и научить её говорить? Ты с этим справишься?

Моделирова­ние первой страницы об­ложки

 

 

92

Ю. Дмитриев «Медвежата». Г. Снегирёв «Мед­вежата»

Урок 23

Чтение рассказов, ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа в парах по подбору заго­ловков к рассказам

 

 

 

Раздел «УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ»

 

 93

Литературное

слушание

Урок 24

 

 

 

 

94

М. Карем «Растеряшка».

В. Драгун­ский «Заколдован­ная буква»

Уроки 25-26

Чтение стихотворения, от­веты на вопросы по содер­жанию. Выполнение зада­ний к рассказу. Обсуждение вопросов: можно ли смеять­ся над тем, кто не выгова­ривает какой-либо звук? Можно ли научиться гово­рить все звуки правильно?

 

 

 

95

Н. Носов «Сту­пеньки»

Урок 27

Чтение и ответы на вопро­сы по содержанию. Обсу­ждение проблемы: нужно ли доводить любое начатое дело до конца?

 

 

 

96

Литературное

слушание

Урок 28

 

 

 

 

97

О. Дриз «Горячий привет».

Урок 29-

Чтение, ответы на вопро­сы. Сравнение прочитан­ных произведений

 

 

 

98

Г. Остер «Привет Мартыш­ке» (отрывок)

Урок 30

Чтение рассказов, ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа в парах по подбору заго­ловков к рассказам

 

 

 

99

Е. Чарушин «Зай­чата». Н. Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц»

Урок 31

Чтение и обсуждение рас­сказов. Сравнение произ­ведений Е. Чарушина и Н. Сладкова

Творческое задание: при­думать, как Заяц ответил Лисе

 

 

Раздел «МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

 

100

Литературное

слушание

Урок 32

Слушание произведения, беседа, определение темы, жанра, выделение фамилии автора, заголовка

 

 

 

101

Н. Носов «Затей­ники»

Урок 33

Чтение рассказа, ответы на вопросы. Подбор подхо­дящего заголовка

 

 

 

102

Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»

Урок 34

Чтение сказки, ответы на вопросы. Обоснование сво­ей точки зрения на пробле­му: эта сказка тебе кажется ужасной или прекрасной?

 

 

 

103

Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек»

Урок 35

Чтение сказки, ответы на вопросы. Определение жанра прослушанного произведения

 

 

 

104

Литературное слушание

 Контрольный урок «Проверь себя»

Урок 36

Выявление уровня обучен­ности (знание книг из кру­га детского чтения, фами­лии детских писателей, уме­ние определять тему и жанр)

 

 

 

105

 

A.  Толстой «Еж» (отрывок).

B.  Лунин «Волк ужасно разъя­рен...».

Г. Цыферов «Зелё­ный заяц»

Урок 37

Чтение сказки, стихотво­рения, рассказа, ответы на вопросы, выборочное чте­ние. Объяснение значения слов в контексте. Обосно­вание своей точки зрения на проблему: хорошо, что мы все разные? Или мы должны быть одинаковыми?

 

 

 

106

В. Драгунский «Он живой и светится»

Урок 38

Чтение рассказа, ответы на вопросы. Подбор подхо­дящего заголовка

 

 

 

107

В. Драгунский «Он живой и светится»

Урок 39

Чтение рассказа, ответы на вопросы. Подбор подхо­дящего заголовка

 

 

 

108

Русская народная сказка

«Лиса и жу­равль».

 Н. Сладков  «Лиса и мышь»

Урок 40

Чтение сказки, ответы на вопросы, подбор подходя­щего заголовка, выработка оценочных суждений о ли­тературных героях. Обос­нование своей точки зре­ния на проблему: правиль­но ли поступил журавль?

 

 

 

109

Г.Сапгир

 «Лошарик»

Урок 41

Чтение сказки, ответы на вопросы, подбор подходя­щего заголовка, выработка оценочных суждений о ли­тературных героях.

 

 

 

110

В.Берестов

«Картинки в лужах»

Урок 42

Упражнение в чтении стихотворений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (Послебукварный период)

Раздел «ЧИТАЕМ СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, СКОРОГОВОРКИ»

110

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Ла­поть»

1

Упражнение в чтении вслух. Знакомство с лите­ратурными и народными сказками. Работа с текста­ми сказок: целостное вос­приятие, чтение, выполне­ние заданий в учебнике и тетради, ответы на вопро­сы по содержанию прочи­танного. Пересказ сказки по плану

 

19.03

 

111

В. Сутеев «Кораб­лик». Кир Булычев «Скороговорка».

В. Бианки «Лис и Мышонок»

2

 

20

 

112

Проверь себя (повторение и обоб­щение изученного)

3

Выполнение контрольных заданий

 

20.03

 

Раздел «УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ»

113

К. Ушинский «Иг­рающие собаки».

Л. Толстой «Кос­точка».

4

Знакомство с рассказами, стихотворениями. Упраж­нение в выразительном чтении. Заучивание наи­зусть стихотворения

 

1.04

 

114

В. Осеева «Кто на­казал его?»,

 И.Северянин «Её питомцы» , Е. Пермяк «Тороп­ливый ножик»

/

5

Подробный и краткий пе­ресказ произведений. Вы­полнение упражнений в тетради. Ответы на вопро­сы по содержанию прочи­танного

 

2.04

 

115

Литер.слушание

 

6

Ответы на во­просы по содержанию прочитанного Выполнение заданий с использованием учебни­ка и учебных пособий

 

2.04

 

116

В. Осеева «Три товарища», «Пече­нье». А. Барто «Я - лишний»

7

Работа над выработкой умения осознанно воспри­нимать прочитанное, составлять оценочные суждения о литературных персонажах

 

3.

 

117

Я. Аким «Мама».

 Э. Успенский «Всё в порядке».

Литер.слушание

 

 «Мы с мамой»

Проверь себя

8

Чтение литературных про­изведений. Ответы на во­просы по содержанию прочитанного Выполнение заданий с использованием учебни­ка и учебных пособий, формиро­вание умения находить нужную информацию в книге.

 

7.04

 

Раздел «ЧИТАЕМ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ»

118

Л. Толстой «Солн­це и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь»

 Э. Мошковская «Лёд тронулся».

 

9

Организация восприятия художественного произве­дения, чтение произведе­ний, выделение описаний картин природы. Сравнение произведений разных жанров. Упражнение в выразитель­ном чтении

 

8.04

 

119

И. Соколов-Микитов «Русский лес» .

Загадки. Русская народная песня «Берёзонька».

10

Моделирова­ние первой страницы об­ложки

9

 

120

С. Маршак «Ап­рель» М. Пришвин «Лес­ная капель»

11

Заучивание наизусть

Моделирова­ние первой страницы об­ложки

10

 

121

Литер. слушание

 

 «Книжная полка»

 

12

Слушание, беседа после чтения, моделирование обложки, состав­ление схематического плана. Упражнение в чтении слов и от­рывков из стихотворения. Иллюст­рирование отдельных картин и со­ставление книжки-самоделки

 

14

 

Раздел «О НАШИХ ДРУЗЬЯХ - ЖИВОТНЫХ»

122

И. Мазнин «Давай­те дружить».

Литер.слушание

 

13

 

Обучение самостоятель­ному ознакомительному чтению. Знакомство с раз­ножанровыми произведе­ниями о животных: анализ, наблюдение, сравнение. Выполнение заданий в тетради

 

15.04

 

123

Ю. Ко­валь «Бабочка» Загадка

14

 

16

 

124

Литер.слушание

 Е. Трутнева «Когда это бывет?»

15

Моделирова­ние обложки

17

 

125

С. Михалков «Аи­сты и лягушки».

 Е. Чарушин «Томкины сны»

16

 

21.04

 

126

И. Жуков «Нападе­ние на зоопарк». М. Пришвин «Ёжик». Ю. Могу­тин «Убежал»

Б.Заходер «Ёжик»

М. Пришвин «Нор­ка и Жулька».

 

17

Слушание рассказа М.М. Пришви­на «Ёжик». Работа с отрывком рас­сказа М.М. Пришвина «Ёжик»: чте­ние, выполнение заданий в учебнике и тетради, коллек­тивное выполнение заданий, работа над выразительностью чтения.

Моделирование обложки

22.04

 

127

Литер.слушание

 

 

Русская народная песня «Котик»

 

 

18

Работа с выставкой книг о живот­ных (1-3 книги). Слушание рас­сказа. Повторение произведений фольк­лора Слушание русской народной пес­ни «Котик», выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение народных песен «Березонька» и «Котик

 

23

 

128

Э. Шим «Глухарь»

 

Литер.слушание

19

Выразительное чтение, с интонацией, соответст­вующей знакам препина­ния. Слушание литератур­ного произведения, вы­полнение заданий

Моделирова­ние первой страницы об­ложки

24

 

129

Скребицкий  «Самые быстрые крылья»

Проверь себя (контрольная работа в тетради)

 

20

Чтение рассказа Г.А. Скребицкого «Самые быстрые крылья» учащи­мися вслух по частям, выполне­ние заданий в учебнике под руко­водством учителя, а в тетради - самостоятельно с последующей проверкой под руководством учи­теля

 

28.04

 

Раздел «УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ»

130

М. Пляцковский «Добрая лошадь».

Литер.слушание

 

21

Знакомство с разножанро­выми произведениями о детях, о дружбе, правде, добре и зле. Выделение главной мысли и точки зрения автора. Упражне­ние в правильном и выра­зительном чтении. Пере­сказ текста. Работа над осознанным восприятием содержания произведения. Составление и запись ми­ни-текстов о героях лите­ратурных произведений.

 Озаглавливание текста (подбор заголовков) Эле­ментарная оценка эмо­циональных состояний героев (весел, печален, удивлён), сравнение действий и поступков героев

Моделирова­ние первой страницы об­ложки.

29.04

 

131

В. Осеева «Кто хозяин?» В. Осеева «На катке».

22

30

 

132

В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»

Пословица

Е. Пермяк «Самое страшное».

23

5.05

 

133

С. Востоков «Кто кого».

И. Бутман «Клоун»

 

Литер.слушание

 

24

6.05

 

134

Е. Пермяк «Бумаж­ный змей».

В. Бе­рестов «Серёжа и гвозди»

 

25

Стихи, рассказы, сказки о детях и для детей. Слуша­ние рассказа, работа с тек­стом: деление на части, пересказ по плану

Составление схематиче­ского плана. Чтение текста по ролям. Разыгрывание инсценировки

7

 

135

Проверь себя

26

 

7

 

Раздел «ЧИТАЕМ СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ, СЧИТАЛКИ»

136

М. Пляцковский «Урок дружбы».

В. Орлов «Как Ма­лышу нашли маму»

27

Закрепление литературо­ведческих понятий о сказ­ках. Сравнение сказок, сюжетов, героев, зачинов. Отработка умения читать вслух

 

8

 

137

А. Усачёв «Гра­мотная мышка». М. Яснов «В лесной библиотеке».

В.Сутеев «Цыплё­нок и Утёнок»

28

Закрепление литературных понятий о сказках. Срав­нение сказок, сюжетов, героев, зачинов. Отработка умения читать выразительно вслух

 

12

 

138

С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить»

29

Чтение сказки, ответы на вопросы по содержанию сказки

 

13

 

139

Д. Биссет «Дракон КОМОДО»

Проверь себя

30

Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию стихотворения

 

14.05

 

Раздел «О НАШИХ ДРУЗЬЯХ - ЖИВОТНЫХ»

140

А. Барто «Жук».

Н. Сладков «На одном бревне»,

 

Литер.слушание

 

31

Работа с произведениями. Чтение вслух и молча, вы­разительно. Обучение пе­ресказам текстов, расска­зыванию о героях и их по­ступках

Разыгрыва­ние, чтение по ролям, участие в те­атрализован­ных играх

14

 

141

В.Орлов «Большие уши»

Е.Чарушин  «Томка и корова» . Загадка

В.Берестов «Выводок»

Литер.слушание

 

32

Работа с книгами Е.И. Чарушина: рассматривание по группам, пра­вильное называние, определение тем. Чтение рассказа Е.И. Чаруши­на «Томка и корова»

Разыгрыва­ние, чтение по ролям, участие в театрализован­ных играх

15

 

Раздел «ЧИТАЕМ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ»

142

И. Соколов-Микитов «Радуга».

 Е. Трутнева «Эхо»

И. Шевчук «Лени­вое эхо».

К. Чуков­ский «Загадка».

33

Чтение разножанровых произведений о природе. Упражнение в чтении кар­тин описания природы. Формирование понятий: РОДНАЯ ПРИРОДА, РО­ДИНА.

 

 

19

 

143

И. Соколов-Микитов «Май»

 

34

Повторение рассказов И.С. Соколова-Микитова по учебнику и учебной хрестоматии. Чтение учащимися отдельных отрывков из изученных рассказов.

 

20

 

144

Литературное

слушание

35

Обоснование суждений «нравится - не нравится». Озаглавливать текст (подбор заголовков)

 

21

 

145

А. Плещеев «Трав­ка зеленеет». Я. Тайц «Всё здесь». К. Чу­ковский «Радость»

36

 

21

 

146

М. Есеновский «Моя небольшая родина». Ю. Коринец «Волшебное письмо». Р. Валеева «Здравствуй, лето»

В.Лунин «Я видел чудо» Проверь себя

37

 

22.05

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе "Начальная школа 21 век" ФГОС""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Пояснительная записка

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Общая характеристика учебного предмета. Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

         изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

          в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

         дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

          сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

         работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

          одновременная работа над языком произведения и речью детей;

          сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

         различение художественных и научно-популярных произведений;

         формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

         освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

         обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

        научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

         систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

        включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

         формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

         расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Место литературного чтения в учебном плане. На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».

Ценностные ориентиры содержания. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1)    формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)         формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)         овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)     принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1)    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)    использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)    активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)          овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

отнесения к известным понятиям;

11)          готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)          определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)          готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)          овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)          овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)          умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

1)    понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)    осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3)    понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4)    достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Содержание курса

На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3-4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.

Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально- чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1-4 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

1 класс

В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится - не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов - классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Межпредметные связи:

         с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

         с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

         с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

2 класс (136 ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Круг чтения

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, о

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 942 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 770
    • DOCX 84.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Че Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Че Ирина Михайловна
    Че Ирина Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 89433
    • Всего материалов: 34

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 102 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1102 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 288 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов