Календарно
– тематическое планирование
по
истории средневекового Казахстана, 7 класс, 68 часов, 2 раза в неделю.
№
|
№ п/п
|
Тема
урока
|
Часы
|
Дата
|
Программный
материал
|
Примечание
|
1.
|
1.
|
1.
|
Введение
(1 час):
|
1
|
2.09
|
Характеристика
периода, понятие «средние века», этапы средневековья.
|
|
«Казахстан
в период раннего средневековья» 11 часов
«Раннесредневековые
государства на территории Казахстана» 6 часов
|
2.
|
2.
|
Образование
Тюркского каганата
|
1
|
5.09
|
Территория ,
население, хозяйство, культура, Акыртас – ранний средневековый каганский
центр;
|
|
3.
|
3.
|
Западно-Тюркский
каганат
|
1
|
9.09
|
Территория ,
социальное положение населения, хозяйство;
|
|
4.
|
4.
|
Тюргешский
каганат
|
1
|
12.09
|
Происхождение
тюргешей, образование Тюргешского каганата, внешняя политика, хозяйство и
культура, согдийцы в Семиречье
|
|
5.
|
5.
|
Образование
государства карлуков
|
1
|
16.09
|
Территория,
население, хозяйство, политическое положение, культура, появление
письменности у тюрков, распад каганата, Суяб – столица карлуков;
|
|
6.
|
6.
|
Образование
государства огузов
|
1
|
19.09
|
Территория расселение
огузских племен, общественный строй, этнический состав, огузы на территории
Казахстана, их хозяйство и домашние промыслы, ремесла, распад
государства огузов, Жанкент (Янгикент) – столица огузов;
|
|
7
|
7
|
Образование
государства кимаков
|
1
|
23.09
|
Общественное
и политическое положение каганата, этнический и племенной состав,
распад государства кимаков, культура и ремесла кимаков;
|
|
8
|
8
|
Обобщение
|
1
|
26.09
|
|
|
«Оседлая
и кочевая культура в VI-IX веках» (5 часов):
|
|
9
|
9
|
Культура
кочевников и оседлых народов
|
1
|
30.09
|
Культура кочевников
и оседлых народов, их взаимосвязь, города и поселения, городские
сооружения (мавзолеи, мечети);
|
|
10
|
10
|
Материальная
культура кочевников
|
1
|
3.10
|
Материальная
культура кочевников, ее особенности, ремесла (керамические изделия и
изготовление посуды, металлургия и обработка металлов), торговля, деньги
|
|
11
|
11
|
Архитектура
и искусство
|
1
|
7.10
|
Архитектура
и искусство ( архитектура, декоративно-прикладное искусство);
|
|
12
|
12
|
Устное
народное творчество
|
1
|
10.10
|
Устное народное
творчество, письменность и религия (устное народное творчество, язык и
письменность, раннетюркская письменность, арабская письменность),
религиозные верования
|
|
13
|
13
|
Обобщение
|
1
|
14.10
|
|
|
«Казахстан
в период среднего средневековья» (31 час).
Образование
новых государств на территории Казахстана в период средневековья (4
часа):
|
14
|
14
|
Государство
Караханидов,
|
1
|
17.10
|
Государство
Караханидов, образование государства, территория, общественный строй и хозяйство,
особый вид земледелия, культура, принятие исламской религии
|
|
15
|
15
|
Найманы
, кереиты и жалаиры
|
1
|
20.10
|
Расселение племен,
общественный строй и хозяйство, связи между племенными союзами);
|
|
16
|
16
|
Каракитаи
в Семиречье,
|
1
|
24.10
|
каракитаи в
Семиречье, общественно-политический строй, система налогообложения,
внешние связи;
|
|
17
|
17
|
Кипчакское
ханство
|
1
|
27.10
|
Этнический
состав, занимаемая территория, хозяйство, политический строй и внешние
связи.
|
|
18
|
18
|
Обобщение
и
|
1
|
01.11
|
|
|
|
19
|
19
|
Возникновение
и функционирование Шелкового пути
|
1
|
13.11
|
Возникновение
и функционирование Шелкового пути, развитие торговли и экономики городов,
находившихся на пересечении караванных путей;
|
|
20
|
20
|
Основные
направления Шелкового пути
|
1
|
18.11
|
Основные направления
Шелкового пути, проходившие через территорию Казахстана (Семиречье – главные
ворота Великого Шелкового пути на Восток, Южный Казахстан – один из главных
путей выхода на Запад);
|
|
21
|
21
|
Влияние
Великого Шелкового пути на развитие культуры
|
1
|
20.11
|
Влияние Великого
Шелкового пути на развитие культуры и укрепление связи между странами и
народами;
|
|
22
|
22
|
Социально
-экономическое значение Великого Шелкового пути
|
1
|
25.11
|
Социально -
экономическое значение Великого Шелкового пути для Казахстана (
изучение караванных путей Семиреченского участка Великого Шелкового
пути в соответствии с программой «Культурное наследие»).
|
|
23
|
23
|
Обобщение
|
1
|
27.11
|
|
|
Культура
Казахстана Х в. – начала ХІІІ века (7 часов):
|
24
|
24
|
Развитие
городов
|
1
|
28.11
|
Развитие городов
(Отрар, Тараз, Туркестан, Сарайчик, Сайрам, Сыгнак и другие города),
архитектурные изменения в городских сооружениях, оборонительные
сооружения, общественные здания, цитадель, рыночная площадь,
особенности архитектуры ( изучение городов средневековья по программе
«Культурное наследие);
|
|
25
|
25
|
Развитие
ремесел и торговли,
|
1
|
2.12
|
Развитие ремесел
и торговли, изготовление домашней утвари, кузнечное дело, ювелирное ремесло,
торговля и денежный оборот;
|
|
26
|
26
|
Религия
и культура
|
1
|
4.12
|
Религия и
культура, религиозные верования, влияние ислама и арабского языка на
развитие науки и культуры, Отрарская библиотека, расцвет науки и культуры
(математика, философия, музыка, естествознание, языкознание и др.),
|
|
27
|
27
|
Махмуд
Кашгари, Сулеймен Бакыргани, Юсуп Баласугуни
|
1
|
9.12
|
Махмуд
Кашгари, Сулеймен Бакыргани, Юсуп Баласагуни (строительство
этнокультурного центра и мавзолея Аль-Фараби по программе «Культурное
наследие»)
|
29
|
29
|
Развитие
науки и образования
|
1
|
12.12
|
Развитие науки
и образования (язык, наука и литература), выдающиеся деятели науки и
культуры тюркоязычных народов (Абу-Насыр аль-Фараби, Абу Райхан Бируни,
АхметЯссауи .
|
|
30
|
30
|
Повторение.
Обобщение.
|
1
|
15.12
|
|
|
«Казахстан
в XIII веке – первой половине XV века» (10 часов)»
|
|
31
|
31
|
Образование
Монгольской империи
|
1
|
19.12
|
Образование
Монгольской империи, общественный строй Монгольской империи, нашествие
монголо-татарских завоевателей в Казахстан, героическая борьба народов
против войск Чингисхана, защита Отрара, образование Монгольских
улусов (улусы Жоши и Шагатая), последствия монгольского завоевания;
|
|
32
|
32
|
Образование
Золотой Орды,
|
1
|
23.12
|
Образование
Золотой Орды, усиление Золотой Орды, общественный строй Золотой Орды;
|
33
|
33
|
Ак Орда
|
1
|
26.12
|
Ак Орда,
обретение самостоятельности, территория и этнический состав, внутреннее и
внешнее положение, хозяйство;
|
|
|
|
|
|
Второе
полугодие
|
|
34
|
34
|
Моголистан,
|
1
|
9.01
|
Моголистан,
территория и этнический состав, внутреннее и внешнее положение,
хозяйство;
|
|
35
|
35
|
Государство
Тимура
|
1
|
13.01
|
Государство
Тимура, (походы Тимура в Золотую Орду, Ак Орду, Моголистан, Китай,
Индию и на другие страны), последствия походов;
|
36
|
36
|
Ногайская
Орда,
|
1
|
20.01
|
Ногайская
Орда, территория и этнический состав, город Сарайчик –
административный, экономический, торговый и культурный центр Ногайской Орды
XIII-XV веков, распад государства, Северный Казахстан и Западная
Сибирь (этнический состав племен, места расселения, внутреннее и внешнее
положение);
|
|
37
|
37
|
Административное
устройство средневековых государств
|
1
|
23.01
|
Административное
устройство средневековых государств на территории Казахстана, общественный
строй, землепользование и налоги;
|
|
38
|
38
|
Экономическое
положение, государств
|
1
|
27.01
|
Экономическое
положении, скотоводство и земледелие, города и поселения, ремесла
|
|
39
|
39
|
Обобщение
.
|
1
|
30.01
|
|
|
«Этнические
процессы на территории Казахстана в XIV-XV веках. Формирование казахской
нации» (2 часа):
|
40
|
40
|
Этнополитические
процессы в Казахстане,
|
1
|
3.02
|
Этнополитические
процессы в Казахстане, этнический состав населения, формирование
этнополитической общности, окончательное сложение казахского народа;
|
|
41
|
41
|
Казахские
жузы,
|
1
|
6.02
|
Казахские жузы,
этнонимы «алаш» и «жуз», разделение на узбеков и казахов, происхождение
этнонима «казах».
|
|
«Культура
Казахстана в XIV-XV вв.» (4 часа):
|
42
|
42
|
Материальная
культура
|
1
|
10.02
|
Жилище,
одежда, обычаи и обряды, жизнь и быт горожан, ремесла изготовление
домашней утвари, ювелирные изделия, торговля
|
|
43
|
43
|
Духовная
культура,
|
1
|
13.02
|
Духовная культура,
устное народное творчество (сказки и легенды, состязание акынов,
загадки и пословицы), письменность, образование, музыкальное искусство,
казахские танцы и кюи, эпическое искусство и жырау, шаманизм, народная
медицина, народные представления о происхождении мира;
|
|
44
|
44
|
Градостроительство,
мавзолеи
|
1
|
17.02
|
Мавзолей Ахмеда
Яссауи в Туркестане, Кок-Кесене), декоративно-прикладное искусство;
|
|
45
|
45
|
Обобщение
|
1
|
20.02
|
Обобщение
|
|
«Казахстан
в период позднего средневековья. Образование единого государства» (21
час).
«Образование
Казахского национального государства» (3 часа):
|
46
|
46
|
Предпосылки
образования национального государства
|
1
|
24.02
|
Предпосылки
образования национального государства казахов, деятельность Жаныбека и
Керея;
|
|
47
|
47
|
Основатели
государства – Жаныбек и Керей
|
1
|
27.02
|
Основатели государства
– Жаныбек и Керей (территория, этнический состав населения), отношения с соседними
государствами;
|
|
48
|
48
|
Внутренняя
и внешняя политика Казахского ханства,
|
1
|
3.03
|
Внутренняя и
внешняя политика Казахского ханства, управление государством и
внешние связи, историческое значение образования единого казахского
государства
|
|
«Развитие
и укрепление казахского государства в ХVI-ХVII веках» (4 часа):
|
49
|
49
|
Касым
хан, укрепление Казахского государства
|
1
|
6.03
|
Касым
хан, укрепление Казахского государства в период правления Касым
хана, внутренняя и внешняя политика хана Касыма, расширение
территории, рост населения, законы хана Касыма, Касым хан –
собиратель казахских земель;
|
|
50
|
50
|
Хакназар
хан
|
1
|
10.03
|
Хакназар
хан, дальнейшее укрепление и политический подъем Казахского государства
при правлении Хакназар хана, внутренняя и внешняя политика хана Хакназара;
|
|
51
|
51
|
Хан
Тауекель,
|
1
|
13.03
|
Хан Тауекель,
внутреннее положение ханства при хане Тауекеле, казахско-узбекские
отношения, связи с русским государством;
|
|
52
|
52
|
Есим
хан.
|
1
|
17.03
|
Есим хан,
внутренняя и внешняя политика хана Есима, феодальные усобицы и мятеж
хана Турсуна.
|
|
53
|
53
|
Обобщение
|
1
|
3.04
|
|
|
Социально-экономическое
развитие Казахского ханства в ХҮ-ХҮІІ вв. (4 часа):
|
54
|
54
|
Государственно
-административное устройство Казахского ханства,
|
1
|
7.04
|
Государственно
-административное устройство Казахского ханства, традиционная система управления,
казахский хан, социальный состав населения;
|
|
55
|
55
|
Хозяйство,
кочевое скотоводство,
|
1
|
10.04
|
Хозяйство,
кочевое скотоводство, особенности кочевого хозяйства, земледелие,
ремесла, кочевая цивилизация.
|
|
56
|
56
|
Казахские
города
|
1
|
14.04
|
Казахские города,
упадок казахских городов и причины упадка;
|
|
57
|
57
|
Обобщение
.
|
1
|
17.04
|
Обобщение.
|
|
«Казахстан
во второй половине ХVII века» ( часа):
|
58
|
58
|
Ослабление
Казахского ханства,
|
1
|
21.04
|
Ослабление Казахского
ханства, обострение внутренних противоречий, ослабление центральной
власти, влияние внешнего положения на ослабление ханства;
|
|
59
|
59
|
Правление
Хана Тауке
|
1
|
24.04
|
Правление Хана
Тауке и его законы, «Жеты жаргы», великие бии, внутренняя и внешняя
политика при Тауке хане.
|
|
60
|
60
|
Внутренняя
и внешняя политика Казахского ханства
|
1
|
28.04
|
Внутренняя и
внешняя политика Казахского ханства, казахско- джунгарские отношения,
связи с Сибирским ханством, казахско-русские отношения.
|
|
61
|
61
|
Обобщение
|
|
5.05
|
|
|
«Культура
Казахстана в ХVI-ХVII вв.» (7 часов):
|
62
|
62
|
Культура
казахского народа, общая характеристика материальной культуры, одежда, национальная
кухня;
|
1
|
8.05
|
Культура казахского
народа, общая характеристика материальной культуры, одежда, национальная
кухня;
|
|
63
|
63
|
Героический
и лирический эпос,
|
1
|
12.05
|
Героический
и лирический эпос, социально-бытовые поэмы, обряды и обычаи;
|
|
64
|
64
|
Историческая
литература
|
1
|
15.05
|
Историческая
литература (Мухаммед Хайдар Дулати «Тарих и Рашиди», Кадыргали Жалаири и
его «Жамигат ат Тауарих»);
|
|
65
|
65
|
Литератур
а и искусство
|
1
|
19.05
|
Литература и
искусство, становление казахского литературного языка, творчество
акынов-жырау, народных певцов и композиторов, музыкальное искусство,
жырау Доспамбет и Жиембет жырау
|
|
66
|
66
|
Обобщение
|
1
|
22.05
|
|
|
67
|
67
|
Повторение
|
1
|
23
|
|
д/у
|
68
|
68
|
Итоговое
повторение.
|
1
|
25
|
|
д/у
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно
– тематическое планирование
по
всемирной истории средних веков, 7 класс, 34 часа, 1 раз в неделю.
№
|
№ п/п
|
Тема
урока
|
Часы
|
Дата
|
Программный
материал
|
Примечание
|
2.
|
1.
|
1.
|
Введение
(1 час):
|
1
|
5.09
|
Понятие «
Средние века» и его значение. Хронологические рамки и периодизация
истории средних веков;
|
|
Раннее
средневековье (V-Х века) – (6 часов)
Западная
Европа в V-Х веках – (1 час):
|
2.
|
2.
|
Образование
германских королевств.
|
1
|
12.09
|
Образование
германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии.
«Салическая правда». Принятие франками христианства. Империя Карла
Великого. Распад империи. Развитие культуры.
|
|
.
Византийская
империя и Ближний Восток в V-Х веках. – (4 часа):
|
3
|
3
|
Образование
Византийской империи.
|
1
|
19.09
|
Образование
Византийской империи. Императорская власть. Юстиниан и его законы.
Нашествие славян и арабов на территорию империи и их расселение
|
|
4
|
4
|
Арабы в
V І-Х веках
|
1
|
26.09
|
Арабы в V
І-Х веках. Арабские племена и их географическое расположение. Пророк
Мухаммед. Возникновение ислама и его распространение. Образование
Арабского халифата. Народные восстания. Падение халифата. Развитие
культуры в мусульманском мире. Образование. Литература. Философия. Искусство;
|
|
5
|
5
|
Феодальные
отношение в Центральной Азии в раннем средневековье.
|
1
|
3.10
|
Феодальные
отношение в Центральной Азии в раннем средневековье. Эфталитское
государство. Развитие хозяйства и культуры. Падение Эфталитского 32
государства. Тюркские народы в раннем средневековье. Тюркские государства,
хозяйства. Древнетюркские письменные памятники;
|
|
6
|
6
|
Славяне
в раннем средневековье.
|
1
|
10.10
|
Славяне в
раннем средневековье. Западные и южные славяне, их общественный
строй и хозяйство. Киевская Русь. Ярослав Мудрый. Культура Киевской
Руси. Архитектура.
|
|
Основные
признаки и особенности феодального строя – (1 час):
|
|
7
|
7
|
Особенности
феодального строя.
|
1
|
17.10
|
Особенности
феодального строя. Основные признаки феодального строя. Натуральное
хозяйство. Феодальная раздробленность. Феодалы в раннем средневековье.
Феодальный замок. Положение крестьян в средневековом обществе. Борьба
против феодального угнетения.
|
|
«Среднее
средневековье (ХІ-ХV века) – (17 часов). Европейские государства в ХІ-ХV
веках – (7 часов):
|
8
|
8
|
Образование
централизованных монархий.
|
1
|
24.10
|
Образование
централизованных монархий. Предпосылки образования централизованных
монархических государств. Образование аппарата государственного
управления. Королевская власть и деятельность короля. Дворянское
сословие;
|
|
9
|
9
|
Франция.
Объединение французских земель
|
1
|
31.10
|
Франция.
Объединение французских земель. Столетняя война. Жанна д` Арк. Людовик XI.
Деятельность Генеральных Штатов. Абсолютная монархия во Франции;
|
|
10
|
10
|
Англия.
Английский парламент.
|
1
|
14.11
|
Англия.
Английский парламент. Война Алой розы и Белой розы в Англии.
Крестьянское восстание. Установление мощного централизованного
государства. Династия Тюдоров;
|
|
11
|
11
|
Германия.
Политическая раздробленность Германии.
|
1
|
21.11
|
Германия.
Политическая раздробленность Германии. Германское рыцарство. Свободные
города. Церковные центры Германии;
|
|
12
|
12
|
Испания.
Италия.
|
1
|
28.11
|
Испания.
Италия. Борьба с арабами. Реконкиста. Объединение Испании. Католическая
церковь. Инквизиция. Города-государства Италии. Венеция и Флоренция.
Банковская деятельность Медичи;
|
|
13
|
13
|
Русь
ХІ-ХШ веков
|
1
|
5.12
|
Русь ХІ-ХШ
веков. Развитие феодальных отношений. «Русская правда». Владимир Мономах.
«Повесть временных лет»;
|
|
14
|
14
|
Изменения
в социальной жизни и хозяйственные достижения в ХІ-ХV веках.
|
1
|
12.12
|
Изменения в
социальной жизни и хозяйственные достижения в ХІ-ХV веках. Достижения в
хозяйстве. Ремесло. Появление средневековых городов в Европе. Торговля.
Жизнь в европейском городе. Воинское искусство;
|
|
15
|
15
|
Развитие
просвещения и научных знаний в Европе XI-XV веков.
|
1
|
19.12
|
Развитие
просвещения и научных знаний в Европе XI-XV веков. Научные знания.
Средневековые школы. Летопись. Развитие литературы. Поэзия.
Изобразительное искусство, архитектура и скульптура в средневековье.
|
|
16
|
16
|
Церковь
и религиозные служители. Крестовые походы
|
1
|
26.12
|
Церковь и
религиозные служители. Крестовые походы. Церковь – организатор похода
на Восток. Поход бедняков и рыцарей на Восток. Последующие крестовые
походы. Итоги и последствия крестовых походов.
|
|
|
|
Второе
полугодие
|
|
|
|
|
17
|
17
|
Феодальный
строй в Японии.
|
1
|
9.01
|
Феодальный
строй в Японии. Возникновение и развитие феодальных отношений в
Японии. Развитие городов. Формирование единого государства. Политика
изоляции Японии;
|
|
18
|
18
|
Установление
феодального строя в Китае. ;
|
1
|
16.01
|
Установление
феодального строя в Китае. Объеденение Китая. Образования Китайской
империи. Хозяйство и ремесло. Религия. Развитие образования и науки.
Медицина. Культура и искусства. Книгопечатание;
|
19
|
19
|
Феодальный
строй в Индии.
|
1
|
23.01
|
Феодальный
строй в Индии. Установление феодального строя в Индии. Государство Гуптов.
Феодальная раздробленность. Делийский султанат. Империя Великих
Моголов. Развитие ремесел и торговли. Религиозные верования. Наука и
искусства. Астрономия. Медицина. Скульптура. Строительство храмов и
мавзолеев;
|
20
|
20
|
Турция в
средние века.
|
1
|
30.01
|
Турция в
средние века. Создание Османской империи. Власть султана. Борьба народов
против османских завоевателей. Турецкая культура. Литература. Научные
знания. Ремесло. Турецкие путешественники
|
|
Средняя и Центральная
Азия в XI
|
21
|
21
|
Государство
Хорезмшахов
|
1
|
6.02
|
Государство
Хорезмшахов. Общественное устройство государства Хорезмшахов. Хозяйство. Освободительные
движения в Бухаре и Самарканде. Ослабление государства Хорезмшахов.
Города Средней Азии. Города – культурные и научные центры;
|
|
22
|
22
|
Развитие
научных знаний.
|
1
|
13.02
|
Развитие
научных знаний. Выдающиеся мыслители. Развитие литературы.
Астрономическая школа Улугбека. Абу-Райхан Бируни. аль- Хорезми. Абу-Али
ибн-Сина. Литература. А. Фердоуси. А. Рудаки. А. Науаи. Омар Хайям.
Рашид-ад-Дин. «Собрание летописей». Абу Насыр аль-Фараби, А. Иассауи,
М.Кашгари, Ж. Баласагуни, М. Дулати, К. Жалаири. Эпос "Манас".
Архитектурное, изобразительное и художественное искусство.
|
|
Борьба
народов против монголо-татарского нашествия – (2 часа):
|
23
|
23
|
Феодальная
раздробленность на Руси.
|
1
|
20.02
|
Феодальная
раздробленность перед началом монголо-татарского нашествие. Феодальная
раздробленность на Руси. Возникновение удельных княжеств на Руси.
Постепенное ослабление государств в Средней Азии;
|
|
24
|
24
|
Монголо-татарское
нашествие.
|
1
|
27.02
|
Монголо-татарское
нашествие. Создание Монгольского государства. Общественно-политический
строй. «Яса». Завоевание Чингисханом Казахстана, Средней Азии и Закавказья.
Поход Батыя на Русь. Образование Золотой Орды. Борьба народов против
завоевателей.
|
|
Позднее
средневековье ( XV век – середина XVII века) –(10 часов):
Европейские
государства – (5 часов):
|
25
|
25
|
Англия в
XVI – середине XVII вв.
|
1
|
6.03
|
Англия в
XVI – середине XVII веко. Развитие производства. Мануфактура. Английский
абсолютизм. Власть Тюдоров. Колонизация Ирландии;
|
|
26
|
26
|
Франция
в XVI – первой половине XVII веков.
|
1
|
13.03
|
Франция в
XVI – первой половине XVII веков. Экономическое развитие. Промышленность и
торговля. Гражданские войны;
|
|
27
|
27
|
Германия
в XVI - первой половине XVII веков.
|
1
|
3.04
|
Германия в
XVI - первой половине XVII веков. Экономическое положение. Реформация и
крестьянские войны. Междоусобицы среди князей. Аусбургский договор;
|
|
28
|
28
|
Испания.
Нидерланды, Италия в позднем средневековье.
|
|
10.04
|
Испания.
Нидерланды, Италия в позднем средневековье. Государственное устройство
и экономическое положение. Нидерландская буржуазная революция.
Саванарола;
|
|
29
|
29
|
Географические
открытия в конце XV века - начале XVI веков.
|
|
17.04
|
Географические
открытия в конце XV века - начале XVI веков. Предпосылки географических
открытий. Народы Америки в XV веке. Культура народов Майя, Ацтеки,
Инки. Открытие Колумбом Америки. Васко да Гама. Результаты
географических открытий.
|
|
Завершение
объеденения русских земель и падение Золотой Орды (XV- XVI века) – (2 часа):
|
30
|
30
|
Объеденение
русских земель вокруг Москвы.
|
1
|
|
24.04
|
Объеденение
русских земель вокруг Москвы. Экономическое и политическое развитие
русских земель. Ослабление Золотой Орды. Куликовская битва.
Образования централизованного государства на Руси. Опричина. Иван
Грозный IV;
|
|
31
|
31
|
Россия
в XVIІ веке.
|
1
|
|
8.05
|
Россия в
XVIІ веке. Внутренее и международные положение России. Восхождение
на трон Бориса Годунова. К. Минин и Д. Пожарский. Восхождение
Романовых на трон. Культура народов России в XVIІ веке. Литература и
искусства. Скульптура и изобразительное искусство.
|
|
Культура народов Европы в конце
XV века первой половины XVII вв
|
32
|
32
|
Культура
эпохи возрождения в Западной Европе.
|
1
|
15.05
|
Культура
эпохи возрождения в Западной Европе. Италия – центр Возрождения.
Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль Санти. Гуманизм в
изобразительном искусстве. Альбрехт Дюрер. Рембрандт. Диего Веласкес;
|
|
33
|
33
|
Просвещение
и литература народов Европы.
|
1
|
22.05
|
Просвещение
и литература народов Европы. Аристократическое образование.
Писатели-гуманисты: Томас Мор, Франсуа Рабле, Вильям Шекспир, Мигель
Сервантес. Развитие научных знаний. Джордано Бруно. Николай Коперник.
Галилео Галилей.
|
|
34
|
34
|
Итоговое
повторение.
|
1
|
22.05
|
|
д/у
|
По
завершении 7 класса учащиеся должны знать:
1)
основные периоды истории мира средних веков;
2)
основные признаки и особенности средневекового общества;
3)
сущность феодальных отношений;
4)
социальный состав общества средних веков;
5)
основные виды землевладения, налогов;
6)
формы государственного устройства и правления;
7)
исторические предпосылки образования централизованных государств в
Западной и Центральной Европе, Ближнем Востоке в V-Х веках, хронология;
8)
историю арабских народов в V І-Х вв., особенности культуры
мусульманского мира;
9)
особенности развития Европейских государств в ХІ-ХV вв.;
10)
результаты крестовых походов;
11)
историческую картину средневекового Восточного мира;
12)
социальное развитие Средней и Центральной Азии в ХІ-ХV вв.;
13)
феодальную раздробленность накануне монголо-татарского нашествия;
14)
завершение объединения русских земель и распад Золотой Орды;
15)
выдающихся деятелей науки и культуры, исторических личностей
средневековья;
16)
цивилизационные центры средневековья и их значение;
Должны
уметь:
1)
анализировать и сопоставлять исторические факты, выделять существенные
признаки исторических процессов;
2)
устанавливать последовательность и продолжительность исторических событий
во времени, раскрывать причинно-следственные связи;
3)
проводить поиск исторической информации в разнообразных источниках;
4)
привлекать при изучении истории дополнительные источники;
5)
сопоставлять историческое события, происходившие в разных регионах в
изучаемый период;
6)
использовать историческую карту при изучении темы;
7)
применять знания, полученные по истории средних веков, при изучении
других предметов и в повседневной жизни.
Базовое
содержание учебного предмета в 7 классе
22.
Введение (1 час): характеристика периода, понятие «средние века», этапы
средневековья.
23.
«Казахстан в период раннего средневековья» (11 часов).
24.
«Раннесредневековые государства на территории Казахстана» (6 часов):
образование Тюркского каганата ( территория, население, хозяйство,
культура), Акыртас – ранний средневековый каганский центр; Западно-Тюркский
каганат ( территория, социальное положение населения, хозяйство);
Тюргешский каганат, происхождение тюргешей, образование Тюргешского
каганата, внешняя политика, хозяйство и культура, согдийцы в Семиречье;
образование государства карлуков ( территория, население, хозяйство,
политическое положение, культура, появление письменности у тюрков), распад
каганата, Суяб – столица карлуков; образование государства огузов (территория
расселение огузских племен, общественный строй, этнический состав), огузы на
территории Казахстана, их хозяйство и домашние промыслы, ремесла, распад
государства огузов, Жанкент (Янгикент) – столица огузов; образование
государства кимаков, общественное и политическое положение каганата,
этнический и племенной состав, распад государства кимаков, культура и
ремесла кимаков; обобщение.
25.
«Оседлая и кочевая культура в VI-IX веках» (5 часов): культура кочевников
и оседлых народов, их взаимосвязь, города и поселения, городские
сооружения (мавзолеи, мечети); 10 материальная культура кочевников,
ее особенности, ремесла (керамические изделия и изготовление посуды,
металлургия и обработка металлов), торговля, деньги; архитектура и
искусство ( архитектура, декоративно-прикладное искусство); устное
народное творчество, письменность и религия (устное народное творчество,
язык и письменность, раннетюркская письменность, арабская письменность),
религиозные верования; обобщение.
26.
«Казахстан в период среднего средневековья» (31 час).
27.
Образование новых государств на территории Казахстана в период
средневековья (4 часа): государство Караханидов, образование государства,
территория, общественный строй и хозяйство, особый вид земледелия, культура,
принятие исламской религии; найманы, кереиты и жалаиры (расселение племен,
общественный строй и хозяйство, связи между племенными союзами); каракитаи
в Семиречье, общественно-политический строй, система налогообложения,
внешние связи; кипчакское ханство, этнический состав, занимаемая
территория, хозяйство, политический строй и внешние связи. 28. «Великий
Шелковый путь на территории Казахстана» (4 часа): возникновение и
функционирование Шелкового пути, развитие торговли и экономики городов,
находившихся на пересечении караванных путей; основные направления
Шелкового пути, проходившие через территорию Казахстана (Семиречье – главные
ворота Великого Шелкового пути на Восток, Южный Казахстан – один из главных
путей выхода на Запад); влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры и
укрепление связи между странами и народами; социально-экономическое
значение Великого Шелкового пути для Казахстана ( изучение караванных
путей Семиреченского участка Великого Шелкового пути в соответствии с
программой «Культурное наследие»).
29.
Культура Казахстана Х в. – начала ХІІІ века (7 часов): развитие городов
(Отрар, Тараз, Туркестан, Сарайчик, Сайрам, Сыгнак и другие города),
архитектурные изменения в городских сооружениях, оборонительные
сооружения, общественные здания, цитадель, рыночная площадь, особенности
архитектуры ( изучение городов средневековья по программе «Культурное
наследие); развитие ремесел и торговли, изготовление домашней утвари,
кузнечное дело, ювелирное ремесло, торговля и денежный оборот; развитие
архитектуры и строительства, декоративно-прикладное искусство, его
особенности, мавзолеи, мечети, бани (изучение средневековой архитектуры по
программе «Культурное наследие); 11 религия и культура, религиозные
верования, влияние ислама и арабского языка на развитие науки и культуры,
Отрарская библиотека, расцвет науки и культуры (математика, философия, музыка,
естествознание, языкознание и др.), народная медицина; развитие науки и
образования (язык, наука и литература), выдающиеся деятели науки и культуры
тюркоязычных народов (Абу-Насыр аль-Фараби, Абу Райхан Бируни,
АхметЯссауи); Махмуд Кашгари, Сулеймен Бакыргани, Юсуп Баласагуни
(строительство этнокультурного центра и мавзолея Аль-Фараби по программе
«Культурное наследие»); обобщение.
30.
«Казахстан в XIII веке – первой половине XV века» (10 часов): образование
Монгольской империи, общественный строй Монгольской империи, нашествие
монголо-татарских завоевателей в Казахстан, героическая борьба народов
против войск Чингисхана, защита Отрара, образование Монгольских улусов
(улусы Жоши и Шагатая), последствия монгольского завоевания;
образование Золотой Орды, усиление Золотой Орды, общественный строй
Золотой Орды; Ак Орда, обретение самостоятельности, территория и этнический
состав, внутреннее и внешнее положение, хозяйство; Моголистан, территория
и этнический состав, внутреннее и внешнее положение, хозяйство;
государство Тимура, (походы Тимура в Золотую Орду, Ак Орду, Моголистан,
Китай, Индию и на другие страны), последствия походов; Ногайская Орда,
территория и этнический состав, город Сарайчик – административный,
экономический, торговый и культурный центр Ногайской Орды XIII-XV веков,
распад государства, Северный Казахстан и Западная Сибирь (этнический
состав племен, места расселения, внутреннее и внешнее положение); ханство
Абулхаир хана, укрепление ханской власти и государственное устройство;
административное устройство средневековых государств на территории Казахстана,
общественный строй, землепользование и налоги; экономическое положении,
скотоводство и земледелие, города и поселения, ремесла; обобщение.
31.
«Этнические процессы на территории Казахстана в XIV-XV веках. Формирование
казахской нации» (2 часа): этнополитические процессы в Казахстане,
этнический состав населения, формирование этнополитической общности,
окончательное сложение казахского народа; казахские жузы, этнонимы
«алаш» и «жуз», разделение на узбеков и казахов, происхождение этнонима
«казах». 12
32.
«Культура Казахстана в XIV-XV вв.» (4 часа): материальная культура, жилище,
одежда, обычаи и обряды, жизнь и быт горожан, ремесла изготовление
домашней утвари, ювелирные изделия, торговля; духовная культура,
устное народное творчество ( сказки и легенды, состязание акынов,
загадки и пословицы), письменность, образование, музыкальное искусство,
казахские танцы и кюи, эпическое искусство и жырау, шаманизм, народная
медицина, народные представления о происхождении мира;
градостроительство, мавзолеи (мавзолей Ахмеда Яссауи в Туркестане,
Кок-Кесене), декоративно-прикладное искусство; обобщение.
33.
«Казахстан в период позднего средневековья. Образование единого
государства» (21 час).
34.
«Образование Казахского национального государства» (3 часа): предпосылки
образования национального государства казахов, деятельность Жаныбека и
Керея; основатели государства – Жаныбек и Керей ( территория, этнический
состав населения), отношения с соседними государствами; внутренняя и
внешняя политика Казахского ханства, управление государством и внешние
связи, историческое значение образования единого казахского государства.
35.
«Развитие и укрепление казахского государства в ХVI-ХVII веках» (4 часа):
Касым хан, укрепление Казахского государства в период правления Касым
хана, внутренняя и внешняя политика хана Касыма, расширение
территории, рост населения, законы хана Касыма, Касым хан – собиратель
казахских земель; Хакназар хан, дальнейшее укрепление и политический
подъем Казахского государства при правлении Хакназар хана, внутренняя и
внешняя политика хана Хакназара; хан Тауекель, внутреннее положение
ханства при хане Тауекеле, казахско-узбекские отношения, связи с русским
государством; Есим хан, внутренняя и внешняя политика хана Есима,
феодальные усобицы и мятеж хана Турсуна.
36.
Социально-экономическое развитие Казахского ханства в ХҮ-ХҮІІ вв. (4 часа):
государственно-административное устройство Казахского ханства,
традиционная система управления, казахский хан, социальный состав
населения; хозяйство, кочевое скотоводство, особенности кочевого хозяйства,
земледелие, ремесла, кочевая цивилизация; казахские города, упадок казахских
городов и причины упадка; обобщение. 13
37.
«Казахстан во второй половине ХVII века» ( часа): ослабление Казахского
ханства, обострение внутренних противоречий, ослабление центральной власти,
влияние внешнего положения на ослабление ханства; правление Хана Тауке
и его законы, «Жеты жаргы», великие бии, внутренняя и внешняя политика
при Тауке хане; внутренняя и внешняя политика Казахского ханства,
казахско- джунгарские отношения, связи с Сибирским ханством,
казахско-русские отношения.
38.
«Культура Казахстана в ХVI-ХVII вв.» (7 часов): культура казахского
народа, общая характеристика материальной культуры, одежда, национальная
кухня; творческие традиции казахского народа, казахский фольклор (
сказки, былины, пословицы); героический и лирический эпос,
социально-бытовые поэмы, обряды и обычаи; историческая литература
(Мухаммед Хайдар Дулати «Тарих и Рашиди», Кадыргали Жалаири и его «Жамигат ат
Тауарих»); литература и искусство, становление казахского
литературного языка, творчество акынов-жырау, народных певцов и
композиторов, музыкальное искусство, жырау Доспамбет и Жиембет жырау; обобщение.
39.
Итоговое обобщение (4 часа).
Базовое
содержание учебного предмета для 7 класса
14.7
класс (с V века до середины XVII века). Всего 34 часа, (1 час в неделю).
15.
Введение - (1 час). Понятие « Средние века» и его значение.
Хронологические рамки и периодизация истории средних веков;
16.
Раннее средневековье (V-Х века) – (6 часов).
17.
Западная Европа в V-Х веках – (1 час): Образование германских королевств.
Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. «Салическая правда».
Принятие франками христианства. Империя Карла Великого. Распад империи.
Развитие культуры.
18.
Византийская империя и Ближний Восток в V-Х веках. – (4 часа): Образование
Византийской империи. Императорская власть. Юстиниан и его законы.
Нашествие славян и арабов на территорию империи и их расселение;
Арабы в V І-Х веках. Арабские племена и их географическое расположение.
Пророк Мухаммед. Возникновение ислама и его распространение. Образование
Арабского халифата. Народные восстания. Падение халифата. Развитие
культуры в мусульманском мире. Образование. Литература. Философия.
Искусство; Феодальные отношение в Центральной Азии в раннем
средневековье. Эфталитское государство. Развитие хозяйства и культуры. Падение
Эфталитского 32 государства. Тюркские народы в раннем средневековье.
Тюркские государства, хозяйства. Древнетюркские письменные памятники;
Славяне в раннем средневековье. Западные и южные славяне, их
общественный строй и хозяйство. Киевская Русь. Ярослав Мудрый. Культура
Киевской Руси. Архитектура.
19.
Основные признаки и особенности феодального строя – (1 час): Особенности
феодального строя. Основные признаки феодального строя. Натуральное
хозяйство. Феодальная раздробленность. Феодалы в раннем средневековье.
Феодальный замок. Положение крестьян в средневековом обществе. Борьба
против феодального угнетения.
20.
Среднее средневековье (ХІ-ХV века) – (17 часов). Европейские государства в
ХІ-ХV веках – (7 часов): Образование централизованных монархий.
Предпосылки образования централизованных монархических государств.
Образование аппарата государственного управления. Королевская власть и
деятельность короля. Дворянское сословие; Франция. Объединение французских
земель. Столетняя война. Жанна д` Арк. Людовик XI. Деятельность Генеральных
Штатов. Абсолютная монархия во Франции; Англия. Английский парламент.
Война Алой розы и Белой розы в Англии. Крестьянское восстание.
Установление мощного централизованного государства. Династия Тюдоров;
Германия. Политическая раздробленность Германии. Германское рыцарство.
Свободные города. Церковные центры Германии; Испания. Италия. Борьба с
арабами. Реконкиста. Объединение Испании. Католическая церковь. Инквизиция.
Города-государства Италии. Венеция и Флоренция. Банковская деятельность
Медичи; Русь ХІ-ХШ веков. Развитие феодальных отношений. «Русская правда».
Владимир Мономах. «Повесть временных лет»; Изменения в социальной жизни и
хозяйственные достижения в ХІ-ХV веках. Достижения в хозяйстве. Ремесло.
Появление средневековых городов в Европе. Торговля. Жизнь в европейском
городе. Воинское искусство; Развитие просвещения и научных знаний в
Европе XI-XV веков. Научные знания. Средневековые школы. Летопись.
Развитие литературы. Поэзия. Изобразительное искусство, архитектура и
скульптура в средневековье.
21.
Христианская церковь в ХІ-ХІІІ веках. Крестовые походы – (1 час): Церковь и
религиозные служители. Крестовые походы. Церковь – организатор похода на
Восток. Поход бедняков и рыцарей на Восток. Последующие крестовые
походы. Итоги и последствия крестовых походов.
22.
Страны Азии в период среднего средневековья – (4 часа): Феодальный строй в
Японии. Возникновение и развитие феодальных отношений в Японии. Развитие
городов. Формирование единого государства. Политика изоляции Японии; 33
Установление феодального строя в Китае. Объеденение Китая. Образования
Китайской империи. Хозяйство и ремесло. Религия. Развитие образования и
науки. Медицина. Культура и искусства. Книгопечатание; Феодальный строй в
Индии. Установление феодального строя в Индии. Государство Гуптов.
Феодальная раздробленность. Делийский султанат. Империя Великих Моголов.
Развитие ремесел и торговли. Религиозные верования. Наука и искусства.
Астрономия. Медицина. Скульптура. Строительство храмов и мавзолеев; Турция
в средние века. Создание. Османской империи. Власть султана. Борьба народов
против османских завоевателей. Турецкая культура. Литература. Научные
знания. Ремесло. Турецкие путешественники.
23.
Средняя и Центральная Азия в XI-XV вв. – (2 часа): Государство Хорезмшахов.
Общественное устройство государства Хорезмшахов. Хозяйство. Освободительные
движения в Бухаре и Самарканде. Ослабление государства Хорезмшахов. Города
Средней Азии. Города – культурные и научные центры; Развитие научных
знаний. Выдающиеся мыслители. Развитие литературы. Астрономическая школа
Улугбека. Абу-Райхан Бируни. аль- Хорезми. Абу-Али ибн-Сина. Литература. А.
Фердоуси. А. Рудаки. А. Науаи. Омар Хайям. Рашид-ад-Дин. «Собрание летописей».
Абу Насыр аль-Фараби, А. Иассауи, М.Кашгари, Ж. Баласагуни, М. Дулати, К.
Жалаири. Эпос "Манас". Архитектурное, изобразительное и
художественное искусство.
24.
Борьба народов против монголо-татарского нашествия – (2 часа): Феодальная
раздробленность перед началом монголо-татарского нашествие. Феодальная
раздробленность на Руси. Возникновение удельных княжеств на Руси.
Постепенное ослабление государств в Средней Азии; Монголо-татарское
нашествие. Создание Монгольского государства. Общественно-политический
строй. «Яса». Завоевание Чингисханом Казахстана, Средней Азии и Закавказья.
Поход Батыя на Русь. Образование Золотой Орды. Борьба народов против
завоевателей. Повторение – (1 час).
25.
Позднее средневековье ( XV век – середина XVII века) –(10 часов):
26.
Европейские государства – (5 часов): Англия в XVI – середине XVII веко.
Развитие производства. Мануфактура. Английский абсолютизм. Власть Тюдоров.
Колонизация Ирландии; Франция в XVI – первой половине XVII веков.
Экономическое развитие. Промышленность и торговля. Гражданские войны;
Германия в XVI - первой половине XVII веков. Экономическое положение.
Реформация и крестьянские войны. Междоусобицы среди князей. Аусбургский
договор; Испания. Нидерланды, Италия в позднем средневековье.
Государственное устройство и экономическое положение. Нидерландская
буржуазная революция. Саванарола; 34 Географические открытия в конце XV
века - начале XVI веков. Предпосылки географических открытий. Народы Америки
в XV веке. Культура народов Майя, Ацтеки, Инки. Открытие Колумбом
Америки. Васко да Гама. Результаты географических открытий.
27.
Завершение объеденения русских земель и падение Золотой Орды (XV- XVI века) –
(2 часа): Объеденение русских земель вокруг Москвы. Экономическое и
политическое развитие русских земель. Ослабление Золотой Орды.
Куликовская битва. Образования централизованного государства на Руси.
Опричина. Иван Грозный IV; Россия в XVIІ веке. Внутренее и международные
положение России. Восхождение на трон Бориса Годунова. К. Минин и Д.
Пожарский. Восхождение Романовых на трон. Культура народов России в
XVIІ веке. Литература и искусства. Скульптура и изобразительное искусство.
28.
Культура народов Европы в конце XV века - первой половине XVIІ века – (2
часа): Культура эпохи возрождения в Западной Европе. Италия – центр
Возрождения. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль Санти.
Гуманизм в изобразительном искусстве. Альбрехт Дюрер. Рембрандт. Диего
Веласкес; Просвещение и литература народов Европы. Аристократическое
образование. Писатели-гуманисты: Томас Мор, Франсуа Рабле, Вильям
Шекспир, Мигель Сервантес. Развитие научных знаний. Джордано Бруно.
Николай Коперник. Галилео Галилей. Итоговое повторение – (1 час).
Учащиеся
7-8 классов должны уметь:
1)
описывать жизнь и быт населения в эпоху средневековья;
2)
анализировать основные изменения в политической истории;
3)
проводить поиск исторической информации в разнообразных источниках;
4)
составлять хронологические и синхронистические таблицы;
5)
объяснять роль средневековых городов в экономическом, политическом и
культурном развитии;
6)
давать оценку роли религии в формировании мировоззрения человека;
7)
давать оценку роли ислама в культурном и духовном развитии общества;
8)
анализировать текст, выделять в нем главное;
9)
составлять развернутый план изучаемой темы;
10)
давать самостоятельную характеристику важнейшим историческим событиям,
историческим деятелям, социальным группам;
11)
переносить имеющиеся знания в новую ситуацию;
12)
высказывать свою личностную оценку по изучаемым вопросам и
аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
13)
выступать с сообщениями и докладами;
14)
использовать историческую карту при изучении темы;
15)
составлять конспекты по отдельным темам;
16)
выполнять тестовые задания;
17)
осуществлять самостоятельный поиск дополнительного материала (ЭСИ,
библиотека).
Пояснительная
записка.
Образовательный процесс в ГУ
«Шишкинская средняя школа» осуществляется на основе Государственного
общеобязательного стандарта среднего образования (начального,
основного среднего, общего среднего образования),
утвержденного
постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года
№1080 (ГОСО РК
1.4.002-2012), типовых учебных планов основного среднего, общего
среднего образования, утвержденных Министром образования и науки РК от 20 декабря 2012
года №557
и от 8
ноября 2012 года №500 (ТУП) учебным программам средней
школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК
№115 от 3 апреля 2013 года.
Цель обучения предмета «История
Казахстана» предполагает учет возможностей, уровня знаний и подготовки учащихся
по изучению конкретно-исторического содержания предмета с древнейшего периода
по настоящее время.
Задачи обучения учебного предмета обозначены в учебной программе, утвержденной
приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.
При преподавании истории надо руководствоваться
пунктом 27 Плана мероприятий по реализации поручений Главы государства, данных
в статье «Социальная
модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда»,
утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2012
года № 961.
Объем
учебной нагрузки по предмету История Казахстана:
в 5 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
в 6 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов
в учебном году.
Цель обучения учебному предмету «Всемирная
история» – формирование у учащихся системных исторических знаний путем
ознакомления с важнейшими событиями истории человечества с древности по
настоящее время и воспитание подлинного патриота своей страны, личности,
осознающего большое значение накопленного человечеством культурно-исторического
опыта.
Задачи обучения учебного предмета «Всемирная история» обозначены в учебной программе, утвержденной приказом
Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013
года
Объем
учебной нагрузки по предмету «Всемирная история» составляет:
в 6 классе – 1 час в неделю, 34 часа в
учебном году;
в 7 классе – 1 час в неделю, 34 часа в
учебном году;
в 8 классе – 1 час в неделю, 34 часа в
учебном году;
в 9
классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
Календарно-тематическое
планирование рассмотрено на заседании МО учителей естественно- гуманитарного
цикла 28.08.2014 года.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.