Инфоурок Биология Другие методич. материалыКалендарно-тематическое планирование. Природоведение. 5 класс

Календарно-тематическое планирование. Природоведение. 5 класс

Скачать материал

Календарно-тематическое планирование по природоведению.  5 класс     (68часов-2 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

Введение (2 ч)

1

Природа неживая и живая.

1

 

 

Тела неживой и живой природы, таблицы

Тела   неживой  и  живой природы, их  взаимосвязь, сезонные   явления природы

 

Вве-дение

 

2

Человек и природа.

1

 

 

 

Природа неживая и живая, влияние человека на природу

Тела живой и неживой природы

Вве-дение

 

Вселенная   (5 ч)

3

Звезды на небе.

1

 

 

Фотографии, рисунки, карты, атласы звездного неба

Звезды, созвездия, полярная звезда, Большая и Малая Медведица, яркость звезд

Тела природы

§1

 

4

Земля – наш дом.

1

 

 

Глобус, компас, фотографии Земли из космоса, таблицы «Планеты Солнечной системы»

Ось Земли, северное и южное полушарие, полюса Земли, экватор, суточное и годовое вращение Земли, високосный год

Форма и размеры Земли, глобус, компас, стороны света

§2

 

5

Оболочки Земли.

1

 

 

Глобус, физическая карта полушарий, фотографии земли

Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера

Форма Земли

§3

 

6

Луна – естественный спутник Земли.

1

 

 

Рисунки и фотографии Луны, лунохода

Луна-спутник Земли, кратеры, лунные фазы

Причины смены дня и ночи на земле

§4

 

7

Солнце.Солнечная система.

1

 

 

Таблица «Планеты Солнечной системы», изображение Солнца

Солнце-ближайшая к Земле звезда, Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты

Звезды, орбита, значение Солнца для жизни на Земле

§5

 

Знать: основные небесные тела, оболочки Земли, особенности Луны, историю освоения космоса.              Уметь: различать небесные тела по их характеристикам

Строение и свойства вещества         (10 ч)

8

Тела и вещества.

1

 

 

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии

Агрегатное состояние вещества, тела твердые, жидкие и газообразные,

Тела природы, термометр, три состояния воды

§6

 

9

Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

1

 

Лабораторная работа №1. «Определение объема тела правильной и неправильной формы»

Деревянный кубик, линейка, кусок гранита неправильной формы, стакан с градуировкой, сосуд с водой; ученическая резинка

Тела правильной и неправильной формы, свойства веществ: деформация, упругость, эластичность, пластичность

Тела и вещества, агрегатное состояние вещества

§7

 

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

10

Вещества и смеси.

1

 

Лабораторная работа №2. «Разделение смеси песка, соли и металлических опилок».

Металлические опилки, магнит, песок, соль, сосуд с водой, стакан, воронка, фильтровальная бумага.

Смеси, свойства веществ: растворимость, отношение к магниту, несмешиваемость, легче или тяжелее воды и др.

Вещества, свойства веществ,  вода в природе

§8

 

11

Молекулы. Атомы. Элементы.

1

 

 

Модели атомов и молекул разных веществ, периодическая система химических элементов

Молекулы, свойства молекул, атомы, химические элементы

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

§9

 

12

Движение частиц вещества.

1

 

 

Флакон с духами, стан с водой, раствор йода, акварельные краски

Движение молекул, диффузия в газах, жидкостях и твердых веществах, скорость диффузии

Молекулы, свойства молекул

§10

 

13

Взаимодействие частиц вещества.

1

 

 

Куски магнита

Сила притяжения и отталкивания

Движение частиц вещества

§11

 

14

Разнообразие веществ.

1

 

 

Модели молекул простых и сложных веществ, неорганические и органические вещества

Вещества простые и сложные, органические и неорганические, состав клеток человеческого тела, продуктов питания

Тела  живой и неживой природы, молекулы, атомы, элементы

§12

 

15

Физические и химические явления.

1

 

Лабораторная работа №3. «Определение изменения объема жидких и твердых тел при нагревании и охлаждении».

Штатив с металлическим шариком на проволоке, спиртовка, электроплитка, термостойкий  стакан с водой; пробирки с  реагентами для демонстрации химических реакций

Физические явления природы, химические явления, биологические процессы

Явления природы

§13

 

16

Горение. Окисление.

1

 

 

Две свечи, спички,  термостойкий стакан, образцы жидкого и твердого топлива, пробирка с кислотой, металлический гвоздь 

Горение, топливо жидкое, твердое и газообразное, окисление, дыхание живых организмов

Физические и химические явления

§14-15

 

17

Контрольно – обобщающий урок

1

 

 

 

 

 

 

 

Знать: различие между телами, веществами и смесями, строение веществ и их разнообразие. Свойства всех тел, физические и химические явления;        

Уметь: определять объем тел различными способами, разделять смеси на основе знаний свойств веществ.

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

Электрические явления (5 ч)

18

Электризация тел. Электрические заряды.

1

 

 

Эбонитовая палочка, кусочки тонной бумаги, шерстяная ткань

Электризация тел, заряды «+» и «-», проводники и непроводники электрического тока

Явления природы

§16

 

19

Электрический разряд. Молния.

1

 

 

Электрофорная машина

Электрический разряд, молния, молниеотвод, поведение во время грозы

Явления природы, электризация тел

§17

 

20

Электрический ток.

1

 

 

Источники электрического тока

Электрическая цепь, протон, электрон, электрический ток, источники электрического тока

Молекулы, атомы, орбита

§18

 

21

Электричество в нашем быту. Правила техники безопасности.

1

 

 

Картины, фотографии электростанций, электрические приборы

Электрические станции(ТЭЦ, ГЭС, АЭС), генератор

Электрический ток, источники электрического тока

§18

 

22

Контрольно-обобщающий урок

1

 

 

 

 

 

 

 

Знать: природу возникновения электрических явлений, использование использования электричества в быту и промышленности;    

Уметь: соблюдать требования техники безопасности при пользовании электричеством.

Воздух   (8 ч)

23

Воздух-смесь различных газов.

1

 

 

Схема «Состав воздуха»

Состав воздуха, примеси

Атмосфера, кислород, углекислый газ, горение, окисление, смеси

§19

 

24

Свойства воздуха.

1

 

 

Стеклянный сосуд, стеклянный стакан, вода

Воздух занимает пространство, сжимается, обладает упругостью

Свойства воздуха как газообразного вещества

§20

 

25

Вес воздуха и атмосферное давление.

1

 

 

Весы, горка песка, воздушный шарик

Вес воздуха, его зависимость от высоты, атмосферное давление

Атмосфера

§21

 

26

Изменение давления воздуха с высотой.

1

 

 

Барометр

Изменение плотности воздуха с высотой, единица измерения атмосферного давления, барометр

Вес воздуха

§22

 

27

Образование облаков. Осадки и их виды.

1

 

 

Таблица «Виды облаков»

Облака перистые, кучевые, дождевые, смешанных видов, дождь, снег, туман, иней, изморось, крупа

Атмосфера, гидросфера, ледники

§22

 

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

28

Стихийные погодные явления и их проявление в нашей местности.

1

 

Республиканский компонент

Таблицы, рисунки с изображениями различных стихийных бедствий

Ураган, смерч, шторм, ливень 

Явления природы

Конспект

 

29

Значение воздуха. Охрана воздуха.

1

 

 

Конституция ПМР (закон об охране окружающей среды)

Среда обитания организмов, источник кислорода для дыхания и горения, свойства воздуха способствуют образованию ветра

Атмосфера, свойства воздуха

Конспект

 

30

Контрольно-обобщающий урок

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: состав и свойства воздуха, погодные явления, в том числе своей местности, значение воздуха для Земли;

Уметь: применять знания для охраны воздушной среды.

Вода      (6 ч)

31

Три состояния воды.

1

 

 

Лед, спиртовка, спички, прищепка, пробирка

Вода - плохой проводник тепла, теплопроводность, свойства твердой воды, туман, пар

Свойства воды, круговорот воды в природе, агрегатное состояние веществ, свойства жидкостей

§23

 

32

Тепловое расширение воды.

1

 

 

Электроплитка, термостойкий стакан с водой

Сжатие воды при охлаждении и расширение при нагревании

Изменение объема твердых тел, жидкостей и газов при нагревании и охлаждении

§24

 

33

Вода-растворитель. Работа воды в природе.

1

 

 

Рисунки оврагов, пещер, стакан с водой, порошок серы, сахар

Раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые в-ва,

р-ры в природе

Оболочки Земли, полезные ископаемые

§25

 

34

Значение воды. Воды родного края.

1

 

Республиканский компонент. Практическая работа №1.»Описание реки Днестр».

План описания реки, физические карты Евразии и  ПМР, атласы ПМР

План описания географического объекта

Гидросфера, вода в  природе и жизни человека

Конспект

 

35

Охрана воды.

1

 

 

Атласы ПМР, физическая карта ПМР

Водные ресурсы государства, загрязнители водных источников

Значение воды

Конспект

 

36

Контрольно-обобщающий урок

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: состав и свойства воды, три состояния воды, значение воды для Земли, воды родного края;         

 Уметь: применять знания для охраны воды, описывать реку на примере р. Днестр.

Горные породы  (5 ч)

37

Внутреннее строение Земли. Горные породы.

1

 

 

Схема «Внутреннее строение Земли», коллекция горных пород и минералов

Внутренние оболочки Земли, горные породы разного происхождения, минералы

Оболочки Земли, полезные ископаемые

§26

 

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

38

Разрушение горных пород.

1

 

 

Коллекция обломочных горных пород, изображения скал причудливой формы

Разрушение горных пород под воздействием природных факторов, выветривание, обломочные горные породы, их использование

Твердые тела жидкости и газы расширяются при нагревании и сужаются при охлаждении

§27

 

39

Полезные ископаемы. Металлы.

1

 

 

Коллекция черных и цветных металлов, нерудные полезные ископаемые

Руда, черные и цветные металлы, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые

Виды полезных ископаемых, горные породы, минералы

§28

 

40

Полезные ископаемые нашего края. Охрана полезных ископаемых.

1

 

Республиканский компонент

Коллекция полезных ископаемых, встречающихся в ПМР

Полезные ископаемые родного края, карьер, РЦЗ и ММЗ

Работа воды и ветра в природе, выветривание, обломочные горные породы

Кон-спект

 

41

Контрольно-обобщающий урок

1

 

 

 

 

 

 

 

Знать: строение оболочек Земли, основные горные породы и способы их образования и разрушения, полезные ископаемые, в том числе родного края;

Уметь: определять по признакам простейшие горные породы.

Почва (4 ч)

42

Образование почв и их разнообразие.

1

 

 

Физическая карта ПМР, атласы ПМР, образцы почв

Образование почвы, структурная почва, бесструктурная почва, горизонт, кислые почвы

Перегной, почвы черноземные, подзолистые

§29

 

43

Состав и свойства почв родного края

1

 

Республиканский компонент. Практическая работа №2. «Изучение почвенной карты ПМР».

Атласы ПМР

Органические и минеральные вещества почвы, капилляры в почве, плодородие почвы, удобрения

Виды почв, перегной

§30

 

44

Уход за почвой. Влияние растений на почву.

1

 

Республиканский компонент

Таблицы елового леса, луга

Влияние почвы на растения, растений на почву

Плодородие почвы, еловый лес, луг

§31-32

 

45

Разрушение почв. Охрана почв родного края.

1

 

Республиканский компонент

Таблицы и рисунки, изображающие  эрозию, влияние неправильной обработки на почву

Эрозия почв ветровая, водная, обработка почвы, растения-защитники почвы, человек и почва

Влияние ветра и воды на почву, защитные лесные полосы, охрана почв

§33

 

Знать: состав и строение почв, в том числе родного края, причины разрушения почвы, меры по охране почв;           Уметь: применять на практике приемы ухода за почвой.

Организмы  (5 ч)

46

Организм и его свойства

1

 

 

Таблицы с изображен растений, животных, грибов родного края; стакан с известковой водой, стеклянная трубочка

Организм. Свойства живых организмов.

Размножение растений, грибов, животных, их питание; человек – часть природы

§34

 

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

47

Среда обитания живых организмов

1

 

 

Гербарные материалы,  муляжи, изображения растений и животных

Среда обитания, факторы живой и неживой природы, экология

Влияние растений на животных, растения и животные леса, приспособленность организмов к среде обитания

§35

 

48

Увеличительные приборы

1

 

 

Таблица с изображением увеличительных приборов, ручные лупы, световой микроскоп

Увеличительные приборы, разрешающая способность приборов, окуляр, объектив, тубус

 

§36

 

49

Строение организмов

1

 

 

Гербарные экземпляры растений, коллекция насекомых, муляжи грибов, микропрепарат клетки под микроскопом

Клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, одноклеточные, многоклеточные организмы, ткань, орган

Микроорганизмы, растения, животные

§37

 

50

Контрольно-обобщающий урок

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: свойства живого организма в связи со средой его обитания;                                         Уметь:  пользоваться простейшими увеличительными приборами.

Растения  (7 ч)

51

Признаки растений

1

 

 

Комнатные растения, гербарные образцы растений

Общие и отличительные признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез

Значение растений в природе, кислород, углекислый газ

§38

 

52

Разнообразие растительного мира

1

 

 

Гербарные образцы дикорастущих и культурных растений

Растения цветковые и нецветковые, цветок-орган растения, одомашнивание дикорастущих растений

Растения леса, луга, водоема, теневыносливые и светолюбивые, дикорастущие и культурные, органы

§39

 

53

Строение цветковых растений

1

 

 

Живые и гербарные образцы растений, таблица «Органы цветкового растения»

Органы цветкового растения, функции органов цветкового растения

Части растения, семенное размножение растений

§40

 

54

Места обитания дикорастущих растений. Лекарственные и ядовитые растения родного края

1

 

Республиканский компонент

Гербарные образцы дикорастущих лекарственных растений, растений леса и луга

Многообразие дикорастущих растений, аптекарские огороды,  ядовитые растения

Лекарственные растения

§41

 

55

Охраняемые растения родного края. Красная книга растений

1

 

Республиканский компонент

Гербарные образцы и изображения растений Краской книги Молдавии

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения

Красная книга растений

§42

 

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

 

57

Контрольно-обобщающий урок

1

 

 

 

 

 

 

 

Знать: признаки растений и места их обитания, многообразие растений, в том числе родного края;

Уметь: определять по рисункам, гербариям лекарственные, ядовитые, редкие растения родного края.

Грибы  (2 ч)

58

Разнообразие грибов. Значение грибов в природе

1

 

 

Белая плесень на продуктах, зеленая плесень

Грибы одноклеточные и многоклеточные, питание грибов, их значение

Грибы

§44

 

59

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы родного края. Правила сбора грибов

1

 

Республиканский компонент

Живые, консервированные грибы, их муляжи

Шляпочные грибы, строение шляпочных грибов, грибы-двойники

Съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов

§45

 

Знать: признаки грибов и места их обитания, многообразие грибов,  в том числе родного края;

Уметь: определять по рисункам, муляжам  ядовитые и съедобные грибы  родного края, применять на практике правила сбора грибов.

Животные  (4 ч)

60

Признаки животных.

1

 

 

Живые животные, коллекции, чучела, муляжи, влажные препараты

Многообразие животных по способу питания, клетчатка

Животные леса, луга, поля, водоема, дикие и домашние

§46

 

61

Условия жизни и многообразие диких животных.

1

 

 

Изображения диких животных, чучела, влажные препараты

Одноклеточные и многоклеточные животные, позвоночные и беспозвоночные, среда обитания диких животных

Сезонные явления в жизни диких животных

§47

 

62

Значение диких животных и их охрана. Охраняемые животные родного края.

1

 

Республиканский компонент

Фильм или слайды, таблицы с изображением охраняемых животных

Значение животных в природе, для человека

Значение диких животных, их охрана, заповедники

§48

 

63

Домашние животные.

1

 

 

 Таблицы с изображением домашних животных

Сельскохозяйственные животные, животноводство

Условия жизни домашних животных, уход за ними

§49

 

Знать: признаки животный и их разнообразие, значение диких и домашних животных, в том числе родного края;

Уметь: определять по рисункам, таблицам редких животных родного края

Уголок живой природы  (2 ч)

64

Растения и животные уголка живой природы.

1

 

 

Растения и животные живого уголка

Уход за растениями и животными

Среда обитания организмов

Конспект

 

65

Комнатные растения.

1

 

Республиканский компонент

Комнатные растения,  книги по уходу за ними, инвентарь для ухода за комнатными растениями

Значение комнатных растений, экологические группы, уход

Разнообразие комнатных растений

Конспект

 

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

 

Природа едина (3 ч)

 

66

Связи живого и неживого. Цепи питания.

1

 

 

Таблицы с изображением растений и животных для составления  цепей питания

Пищевые связи-цепи питания, природа -единое целое

Неживая и живая природа, факторы живой и неживой природы, экология

§50

 

67

Охрана природы. Правила поведения в природе.

1

 

 

Рисунки, изображающие правила поведения в природе

Взаимосвязь в природе, правила поведения в природе

Взаимосвязь живой и неживой природы

 

 

68

Контрольно-обобщающий урок по курсу «Природоведение».

1

 

Летние задания

 

 

 

 

 

Знать: растения и животные уголка живой природы школы, единство природы на основе связей всего живого;

Уметь: соблюдать правила поведения в природе.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Календарно-тематическое планирование. Природоведение. 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе по учебнику Пакуловой В.М., Ивановой Н.В. "Природа неживая и живая. 5 класс" издательства "Дрофа". Запаланированное количество часов в год - 68, т.е. 2 часа в неделю. Материал содержит подробное описание использования оборудования, таблиц, времени проведения лабораторных и практических работ, перечень изучаемых новых терминов, объем материала для повторения. В каждом разделе определены основные требования к знаниям и уменям учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 754 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по биологии для 7 класса на тему "Класс Земноводные. Строение и процессы жизнедеятельности"
  • Учебник: «Биология», Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В.
  • Тема: § 51. Класс Земноводные
  • 06.10.2020
  • 599
  • 19
«Биология», Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 347
    • DOCX 206 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яцкова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яцкова Елена Александровна
    Яцкова Елена Александровна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 9
    • Всего просмотров: 94214
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 41 региона

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе