№ п/п
|
Тема урока
|
К-во часов
|
Дата
|
Лабораторные и практические работы
|
Оборудование
|
Основные понятия
|
Повторение
|
Д/з
|
Примечания
|
Введение
(2 ч)
|
1
|
Природа неживая и живая.
|
1
|
|
|
Тела неживой и
живой природы, таблицы
|
Тела неживой и живой
природы, их взаимосвязь, сезонные явления природы
|
|
Вве-дение
|
|
2
|
Человек и природа.
|
1
|
|
|
|
Природа неживая и живая, влияние человека на природу
|
Тела живой и неживой природы
|
Вве-дение
|
|
Вселенная
(5 ч)
|
3
|
Звезды на небе.
|
1
|
|
|
Фотографии, рисунки, карты, атласы звездного неба
|
Звезды, созвездия, полярная звезда, Большая и Малая
Медведица, яркость звезд
|
Тела природы
|
§1
|
|
4
|
Земля – наш дом.
|
1
|
|
|
Глобус, компас, фотографии Земли из космоса, таблицы
«Планеты Солнечной системы»
|
Ось Земли, северное и южное полушарие, полюса Земли,
экватор, суточное и годовое вращение Земли, високосный год
|
Форма и размеры Земли, глобус, компас, стороны света
|
§2
|
|
5
|
Оболочки Земли.
|
1
|
|
|
Глобус, физическая карта полушарий, фотографии земли
|
Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера
|
Форма Земли
|
§3
|
|
6
|
Луна – естественный
спутник Земли.
|
1
|
|
|
Рисунки и фотографии Луны, лунохода
|
Луна-спутник Земли, кратеры, лунные фазы
|
Причины смены дня и ночи на земле
|
§4
|
|
7
|
Солнце.Солнечная
система.
|
1
|
|
|
Таблица «Планеты Солнечной системы», изображение
Солнца
|
Солнце-ближайшая к Земле звезда, Солнечная система,
планеты, кометы, метеоры, метеориты
|
Звезды, орбита, значение Солнца для жизни на Земле
|
§5
|
|
Знать: основные небесные тела, оболочки Земли,
особенности Луны, историю освоения космоса. Уметь:
различать небесные тела по их характеристикам
|
Строение
и свойства вещества (10 ч)
|
8
|
Тела и вещества.
|
1
|
|
|
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии
|
Агрегатное состояние вещества, тела твердые, жидкие
и газообразные,
|
Тела природы, термометр, три состояния воды
|
§6
|
|
9
|
Свойства твердых тел, жидкостей и газов.
|
1
|
|
Лабораторная работа
№1. «Определение объема тела правильной и неправильной формы»
|
Деревянный кубик, линейка, кусок гранита
неправильной формы, стакан с градуировкой, сосуд с водой; ученическая резинка
|
Тела правильной и неправильной формы, свойства
веществ: деформация, упругость, эластичность, пластичность
|
Тела и вещества, агрегатное состояние вещества
|
§7
|
|
№ п/п
|
Тема урока
|
К-во часов
|
Дата
|
Лабораторные и практические работы
|
Оборудование
|
Основные понятия
|
Повторение
|
Д/з
|
Примечания
|
10
|
Вещества и смеси.
|
1
|
|
Лабораторная работа №2. «Разделение смеси песка,
соли и металлических опилок».
|
Металлические опилки, магнит, песок, соль, сосуд с
водой, стакан, воронка, фильтровальная бумага.
|
Смеси, свойства веществ: растворимость, отношение к
магниту, несмешиваемость, легче или тяжелее воды и др.
|
Вещества, свойства веществ, вода в природе
|
§8
|
|
11
|
Молекулы. Атомы. Элементы.
|
1
|
|
|
Модели атомов и молекул разных веществ,
периодическая система химических элементов
|
Молекулы, свойства молекул, атомы, химические
элементы
|
Свойства твердых тел, жидкостей и газов
|
§9
|
|
12
|
Движение частиц вещества.
|
1
|
|
|
Флакон с духами, стан с водой, раствор йода,
акварельные краски
|
Движение молекул, диффузия в газах, жидкостях и
твердых веществах, скорость диффузии
|
Молекулы, свойства молекул
|
§10
|
|
13
|
Взаимодействие частиц вещества.
|
1
|
|
|
Куски магнита
|
Сила притяжения и отталкивания
|
Движение частиц вещества
|
§11
|
|
14
|
Разнообразие веществ.
|
1
|
|
|
Модели молекул простых и сложных веществ,
неорганические и органические вещества
|
Вещества простые и сложные, органические и
неорганические, состав клеток человеческого тела, продуктов питания
|
Тела живой и неживой природы, молекулы, атомы,
элементы
|
§12
|
|
15
|
Физические и химические явления.
|
1
|
|
Лабораторная работа №3. «Определение изменения
объема жидких и твердых тел при нагревании и охлаждении».
|
Штатив с металлическим шариком на проволоке,
спиртовка, электроплитка, термостойкий стакан с водой; пробирки с реагентами
для демонстрации химических реакций
|
Физические явления природы, химические явления,
биологические процессы
|
Явления природы
|
§13
|
|
16
|
Горение. Окисление.
|
1
|
|
|
Две свечи, спички, термостойкий стакан, образцы
жидкого и твердого топлива, пробирка с кислотой, металлический гвоздь
|
Горение, топливо жидкое, твердое и газообразное,
окисление, дыхание живых организмов
|
Физические и химические явления
|
§14-15
|
|
17
|
Контрольно – обобщающий урок
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать: различие между телами, веществами и смесями,
строение веществ и их разнообразие. Свойства всех тел, физические и
химические явления;
Уметь: определять объем тел различными способами,
разделять смеси на основе знаний свойств веществ.
|
№ п/п
|
Тема урока
|
К-во часов
|
Дата
|
Лабораторные и практические работы
|
Оборудование
|
Основные понятия
|
Повторение
|
Д/з
|
Примечания
|
Электрические
явления (5 ч)
|
18
|
Электризация тел. Электрические заряды.
|
1
|
|
|
Эбонитовая палочка, кусочки тонной бумаги, шерстяная
ткань
|
Электризация тел, заряды «+» и «-», проводники и
непроводники электрического тока
|
Явления природы
|
§16
|
|
19
|
Электрический разряд. Молния.
|
1
|
|
|
Электрофорная машина
|
Электрический разряд, молния, молниеотвод, поведение
во время грозы
|
Явления природы, электризация тел
|
§17
|
|
20
|
Электрический ток.
|
1
|
|
|
Источники электрического тока
|
Электрическая цепь, протон, электрон, электрический
ток, источники электрического тока
|
Молекулы, атомы, орбита
|
§18
|
|
21
|
Электричество в нашем быту. Правила техники
безопасности.
|
1
|
|
|
Картины, фотографии электростанций, электрические
приборы
|
Электрические станции(ТЭЦ, ГЭС, АЭС), генератор
|
Электрический ток, источники электрического тока
|
§18
|
|
22
|
Контрольно-обобщающий урок
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать: природу возникновения электрических явлений,
использование использования электричества в быту и промышленности;
Уметь: соблюдать требования техники безопасности
при пользовании электричеством.
|
Воздух
(8 ч)
|
23
|
Воздух-смесь различных газов.
|
1
|
|
|
Схема «Состав воздуха»
|
Состав воздуха, примеси
|
Атмосфера, кислород, углекислый газ, горение,
окисление, смеси
|
§19
|
|
24
|
Свойства воздуха.
|
1
|
|
|
Стеклянный сосуд, стеклянный стакан, вода
|
Воздух занимает пространство, сжимается, обладает
упругостью
|
Свойства воздуха как газообразного вещества
|
§20
|
|
25
|
Вес воздуха и атмосферное давление.
|
1
|
|
|
Весы, горка песка, воздушный шарик
|
Вес воздуха, его зависимость от высоты, атмосферное
давление
|
Атмосфера
|
§21
|
|
26
|
Изменение давления воздуха с высотой.
|
1
|
|
|
Барометр
|
Изменение плотности воздуха с высотой, единица
измерения атмосферного давления, барометр
|
Вес воздуха
|
§22
|
|
27
|
Образование облаков. Осадки и их виды.
|
1
|
|
|
Таблица «Виды облаков»
|
Облака перистые, кучевые, дождевые, смешанных видов,
дождь, снег, туман, иней, изморось, крупа
|
Атмосфера, гидросфера, ледники
|
§22
|
|
№ п/п
|
Тема урока
|
К-во часов
|
Дата
|
Лабораторные и практические работы
|
Оборудование
|
Основные понятия
|
Повторение
|
Д/з
|
Примечания
|
28
|
Стихийные погодные явления и их проявление в нашей
местности.
|
1
|
|
Республиканский компонент
|
Таблицы, рисунки с изображениями различных стихийных
бедствий
|
Ураган, смерч, шторм, ливень
|
Явления природы
|
Конспект
|
|
29
|
Значение воздуха. Охрана воздуха.
|
1
|
|
|
Конституция ПМР (закон об охране окружающей среды)
|
Среда обитания организмов, источник кислорода для
дыхания и горения, свойства воздуха способствуют образованию ветра
|
Атмосфера, свойства воздуха
|
Конспект
|
|
30
|
Контрольно-обобщающий урок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать: состав и свойства воздуха, погодные явления,
в том числе своей местности, значение воздуха для Земли;
Уметь: применять знания для охраны воздушной среды.
|
Вода
(6 ч)
|
31
|
Три состояния воды.
|
1
|
|
|
Лед, спиртовка, спички, прищепка, пробирка
|
Вода - плохой проводник тепла, теплопроводность,
свойства твердой воды, туман, пар
|
Свойства воды, круговорот воды в природе, агрегатное
состояние веществ, свойства жидкостей
|
§23
|
|
32
|
Тепловое расширение воды.
|
1
|
|
|
Электроплитка, термостойкий стакан с водой
|
Сжатие воды при охлаждении и расширение при
нагревании
|
Изменение объема твердых тел, жидкостей и газов при
нагревании и охлаждении
|
§24
|
|
33
|
Вода-растворитель. Работа воды в природе.
|
1
|
|
|
Рисунки оврагов, пещер, стакан с водой, порошок
серы, сахар
|
Раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые в-ва,
р-ры в природе
|
Оболочки Земли, полезные ископаемые
|
§25
|
|
34
|
Значение воды. Воды родного края.
|
1
|
|
Республиканский компонент. Практическая работа
№1.»Описание реки Днестр».
|
План описания реки, физические карты Евразии и ПМР,
атласы ПМР
|
План описания географического объекта
|
Гидросфера, вода в природе и жизни человека
|
Конспект
|
|
35
|
Охрана воды.
|
1
|
|
|
Атласы ПМР, физическая карта ПМР
|
Водные ресурсы государства, загрязнители водных
источников
|
Значение воды
|
Конспект
|
|
36
|
Контрольно-обобщающий урок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать: состав и свойства воды, три состояния воды,
значение воды для Земли, воды родного края;
Уметь: применять
знания для охраны воды, описывать реку на примере р. Днестр.
|
Горные
породы (5 ч)
|
37
|
Внутреннее строение Земли. Горные породы.
|
1
|
|
|
Схема «Внутреннее строение Земли», коллекция горных
пород и минералов
|
Внутренние оболочки Земли, горные породы разного
происхождения, минералы
|
Оболочки Земли, полезные ископаемые
|
§26
|
|
№ п/п
|
Тема урока
|
К-во часов
|
Дата
|
Лабораторные и практические работы
|
Оборудование
|
Основные понятия
|
Повторение
|
Д/з
|
Примечания
|
38
|
Разрушение горных пород.
|
1
|
|
|
Коллекция обломочных горных пород, изображения скал
причудливой формы
|
Разрушение горных пород под воздействием природных
факторов, выветривание, обломочные горные породы, их использование
|
Твердые тела жидкости и газы расширяются при
нагревании и сужаются при охлаждении
|
§27
|
|
39
|
Полезные ископаемы. Металлы.
|
1
|
|
|
Коллекция черных и цветных металлов, нерудные
полезные ископаемые
|
Руда, черные и цветные металлы, свойства металлов,
нерудные полезные ископаемые
|
Виды полезных ископаемых, горные породы, минералы
|
§28
|
|
40
|
Полезные ископаемые нашего края. Охрана полезных
ископаемых.
|
1
|
|
Республиканский компонент
|
Коллекция полезных ископаемых, встречающихся в ПМР
|
Полезные ископаемые родного края, карьер, РЦЗ и ММЗ
|
Работа воды и ветра в природе, выветривание,
обломочные горные породы
|
Кон-спект
|
|
41
|
Контрольно-обобщающий урок
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать: строение оболочек Земли, основные горные
породы и способы их образования и разрушения, полезные ископаемые, в том
числе родного края;
Уметь: определять по признакам простейшие горные
породы.
|
Почва
(4 ч)
|
42
|
Образование почв и их разнообразие.
|
1
|
|
|
Физическая карта ПМР, атласы ПМР, образцы почв
|
Образование почвы, структурная почва, бесструктурная
почва, горизонт, кислые почвы
|
Перегной, почвы черноземные, подзолистые
|
§29
|
|
43
|
Состав и свойства почв родного края
|
1
|
|
Республиканский компонент. Практическая работа №2.
«Изучение почвенной карты ПМР».
|
Атласы ПМР
|
Органические и минеральные вещества почвы, капилляры
в почве, плодородие почвы, удобрения
|
Виды почв, перегной
|
§30
|
|
44
|
Уход за почвой. Влияние растений на почву.
|
1
|
|
Республиканский компонент
|
Таблицы елового леса, луга
|
Влияние почвы на растения, растений на почву
|
Плодородие почвы, еловый лес, луг
|
§31-32
|
|
45
|
Разрушение почв. Охрана почв родного края.
|
1
|
|
Республиканский компонент
|
Таблицы и рисунки, изображающие эрозию, влияние
неправильной обработки на почву
|
Эрозия почв ветровая, водная, обработка почвы,
растения-защитники почвы, человек и почва
|
Влияние ветра и воды на почву, защитные лесные
полосы, охрана почв
|
§33
|
|
Знать: состав и строение почв, в том числе родного
края, причины разрушения почвы, меры по охране почв; Уметь: применять
на практике приемы ухода за почвой.
|
Организмы
(5 ч)
|
46
|
Организм и его свойства
|
1
|
|
|
Таблицы с изображен растений, животных, грибов
родного края; стакан с известковой водой, стеклянная трубочка
|
Организм. Свойства живых организмов.
|
Размножение растений, грибов, животных, их питание;
человек – часть природы
|
§34
|
|
№ п/п
|
Тема урока
|
К-во часов
|
Дата
|
Лабораторные и практические работы
|
Оборудование
|
Основные понятия
|
Повторение
|
Д/з
|
Примечания
|
47
|
Среда обитания живых организмов
|
1
|
|
|
Гербарные материалы, муляжи, изображения растений и
животных
|
Среда обитания, факторы живой и неживой природы,
экология
|
Влияние растений на животных, растения и животные
леса, приспособленность организмов к среде обитания
|
§35
|
|
48
|
Увеличительные приборы
|
1
|
|
|
Таблица с изображением увеличительных приборов,
ручные лупы, световой микроскоп
|
Увеличительные приборы, разрешающая способность
приборов, окуляр, объектив, тубус
|
|
§36
|
|
49
|
Строение организмов
|
1
|
|
|
Гербарные экземпляры растений, коллекция насекомых,
муляжи грибов, микропрепарат клетки под микроскопом
|
Клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, одноклеточные,
многоклеточные организмы, ткань, орган
|
Микроорганизмы, растения, животные
|
§37
|
|
50
|
Контрольно-обобщающий урок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать: свойства живого организма в связи со средой
его обитания; Уметь: пользоваться
простейшими увеличительными приборами.
|
Растения
(7 ч)
|
51
|
Признаки растений
|
1
|
|
|
Комнатные растения, гербарные образцы растений
|
Общие и отличительные признаки растений, пигменты,
хлорофилл, фотосинтез
|
Значение растений в природе, кислород, углекислый
газ
|
§38
|
|
52
|
Разнообразие растительного мира
|
1
|
|
|
Гербарные образцы дикорастущих и культурных растений
|
Растения цветковые и нецветковые, цветок-орган
растения, одомашнивание дикорастущих растений
|
Растения леса, луга, водоема, теневыносливые и
светолюбивые, дикорастущие и культурные, органы
|
§39
|
|
53
|
Строение цветковых растений
|
1
|
|
|
Живые и гербарные образцы растений, таблица «Органы
цветкового растения»
|
Органы цветкового растения, функции органов
цветкового растения
|
Части растения, семенное размножение растений
|
§40
|
|
54
|
Места обитания дикорастущих растений. Лекарственные
и ядовитые растения родного края
|
1
|
|
Республиканский компонент
|
Гербарные образцы дикорастущих лекарственных
растений, растений леса и луга
|
Многообразие дикорастущих растений, аптекарские
огороды, ядовитые растения
|
Лекарственные растения
|
§41
|
|
55
|
Охраняемые растения родного края. Красная книга
растений
|
1
|
|
Республиканский компонент
|
Гербарные образцы и изображения растений Краской
книги Молдавии
|
Растения, находящиеся под угрозой исчезновения
|
Красная книга растений
|
§42
|
|
№ п/п
|
Тема урока
|
К-во часов
|
Дата
|
Лабораторные и практические работы
|
Оборудование
|
Основные понятия
|
Повторение
|
Д/з
|
|
57
|
Контрольно-обобщающий урок
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать: признаки растений и места их обитания, многообразие
растений, в том числе родного края;
Уметь: определять по рисункам, гербариям
лекарственные, ядовитые, редкие растения родного края.
|
Грибы
(2 ч)
|
58
|
Разнообразие грибов. Значение грибов в природе
|
1
|
|
|
Белая плесень на продуктах, зеленая плесень
|
Грибы одноклеточные и многоклеточные, питание
грибов, их значение
|
Грибы
|
§44
|
|
59
|
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы родного
края. Правила сбора грибов
|
1
|
|
Республиканский компонент
|
Живые, консервированные грибы, их муляжи
|
Шляпочные грибы, строение шляпочных грибов,
грибы-двойники
|
Съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов
|
§45
|
|
Знать: признаки грибов и места их обитания, многообразие
грибов, в том числе родного края;
Уметь: определять по рисункам, муляжам ядовитые и
съедобные грибы родного края, применять на практике правила сбора грибов.
|
Животные
(4 ч)
|
60
|
Признаки животных.
|
1
|
|
|
Живые животные, коллекции, чучела, муляжи, влажные
препараты
|
Многообразие животных по способу питания, клетчатка
|
Животные леса, луга, поля, водоема, дикие и домашние
|
§46
|
|
61
|
Условия жизни и многообразие диких животных.
|
1
|
|
|
Изображения диких животных, чучела, влажные
препараты
|
Одноклеточные и многоклеточные животные, позвоночные
и беспозвоночные, среда обитания диких животных
|
Сезонные явления в жизни диких животных
|
§47
|
|
62
|
Значение диких животных и их охрана. Охраняемые
животные родного края.
|
1
|
|
Республиканский компонент
|
Фильм или слайды, таблицы с изображением охраняемых
животных
|
Значение животных в природе, для человека
|
Значение диких животных, их охрана, заповедники
|
§48
|
|
63
|
Домашние животные.
|
1
|
|
|
Таблицы с изображением домашних животных
|
Сельскохозяйственные животные, животноводство
|
Условия жизни домашних животных, уход за ними
|
§49
|
|
Знать: признаки животный и их разнообразие,
значение диких и домашних животных, в том числе родного края;
Уметь: определять по рисункам, таблицам редких
животных родного края
|
Уголок
живой природы (2 ч)
|
64
|
Растения и животные уголка живой природы.
|
1
|
|
|
Растения и животные живого уголка
|
Уход за растениями и животными
|
Среда обитания организмов
|
Конспект
|
|
65
|
Комнатные растения.
|
1
|
|
Республиканский компонент
|
Комнатные растения, книги по уходу за ними,
инвентарь для ухода за комнатными растениями
|
Значение комнатных растений, экологические группы,
уход
|
Разнообразие комнатных растений
|
Конспект
|
|
№ п/п
|
Тема урока
|
К-во часов
|
Дата
|
Лабораторные и практические работы
|
Оборудование
|
Основные понятия
|
Повторение
|
Д/з
|
|
Природа
едина (3 ч)
|
66
|
Связи живого и
неживого. Цепи питания.
|
1
|
|
|
Таблицы с
изображением растений и животных для составления цепей питания
|
Пищевые связи-цепи
питания, природа -единое целое
|
Неживая и живая
природа, факторы живой и неживой природы, экология
|
§50
|
|
67
|
Охрана природы. Правила поведения в природе.
|
1
|
|
|
Рисунки, изображающие правила поведения в природе
|
Взаимосвязь в природе, правила поведения в природе
|
Взаимосвязь живой и неживой природы
|
|
|
68
|
Контрольно-обобщающий урок по курсу
«Природоведение».
|
1
|
|
Летние задания
|
|
|
|
|
|
Знать: растения и животные уголка живой природы
школы, единство природы на основе связей всего живого;
Уметь: соблюдать правила поведения в природе.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.