Инфоурок Другое Другие методич. материалыКалендарно тематическое планирование по астрономии для 11а класса

Календарно тематическое планирование по астрономии для 11а класса

Скачать материал

Календарно-тематический план по астрономии для  11А класс. 

Составитель: Филатова Алла Петровна, учитель ГБОУ школа № 643 Московского района Санкт-Петербурга

Базовый уровень, 11 класс, УМК «Астрономия» Б.А. Воронцов-Вильяминов, Е.К. Страут

№ ур ока

Тема урока

Основное содержание, термины и понятия

Планируемые результаты обучения

Ти п

ур ока

Дата

Прове дения

Предметные

 

Метапредметные

 

Личностные

П л а н

Ф ак т

 

Тема 1 Введение (2ч)

 

 

1/1

Предм

ет

астрон омии. 

Астрономия. Развитие астрономии, её значение и связь с другими науками. Структура и масштаб Вселенной. 

Ресурсы урока:

Учебник, § 1, videourok  

Умение объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую

направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук.

 

Регулятивные:  самостоятельно определять и формулировать

познавательную цель предмета астрономии;  

Познавательные:

Умение определять понятие; строить           логические рассуждения;             доказывать самостоятельность    и значимость астрономии как науки. Коммуникативные:

Уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.  

Понимание различия между мифологическим и научным сознанием в астрономии.

Использования знания астрономии для профессиональной ориентации по геодезии, картографии, мореплавания, авиации, космических исследований. 

Ур ок изу че ни

я

но вы

х зна

ни

й

 

 

 

2/2

Наблю

дения - основа астрон омии.

Особенности астрономии и её методов. Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Роль наблюдений в астрономии. Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Проницающая сила и разрешающая способность телескопа. 

Ресурсы урока:

Учебник, § 2, videourok. 

Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства и принципа работы телескопа. Знание характеристик преимущества наблюдений, проводимых

из космоса. Зная особенности астрономии, используя горизонтальные координаты, уметь указывать положения светила на небе.

Регулятивные: 

самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в наблюдении.

Познавательные: умение приближенно оценивать угловые расстояния на небе классифицировать телескопы, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации. Коммуникативные: эффективно сотрудничать в группе; работают с информацией научного содержания, распределяют функции и обязанности в нахождении характеристик телескопов и других познавательных задач.  

Формирование научного мировоззрения в использовании Вселенной, как гигантскую и уникальную космическую лабораторию; организовывать свою познавательную деятельность.

 

 

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

 

 

Тема2 Практические основы астрономии (9 ч)

3/1

Звёзды и созвезд ия

Введение понятия «звездная величина» как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Обозначение звёзд в созвездиях. Фотометрдля определения освещённости звёзд.

Умение различать основные созвездия Северного полушария - Большая Медведица, Малая

Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла,

Сириус, Бетельгейзе;

Регулятивные:

умение            оценивать правильность             выполнения учебной задачи.

Познавательные:

Умение применить знание, полученных в курсе географии, о составлении карт в

Формировать понятие о созвездии, что они имеют строго определённые границы.

Воспитывать у себя уважительное и

доброжелательное

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

 

 

 

 Ресурсы урока:

Учебник, § 3, videourok 

нахождение Полярной звезды в разных широтах и в определённое время года для ориентировки на местности; находить стороны света; распознавать разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для созвездий.  

различных проекциях; пользоваться знаниями о созвездиях, видимых в средних географических широтах; строить логические рассуждения по использованию различных модельно-схематических средств для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

отношение к другому человеку, к его мнению, мировоззрению.  

 

 

 

4/2

Небесн ые коорди наты и звёздн ые карты

Введение понятий система экваториальных координат, ось мира, полюса мира, небесный меридиан, небесный экватор, склонение, прямое восхождение.

Звёздные карты.

 Ресурсы урока:

Учебник, § 4, videourok 

Умение находить на модели небесной сфере её основные круги, линии и точки: горизонт, небесный экватор, небесный меридиан, отвесную линию, ось мира, зенит, склонение, прямое восхождение, юг, запад, север, восток, объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах.

Регулятивные:

умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи Познавательные: умение характеризовать особенности суточного движения звезд на различных географических широтах Земли, аналитически доказывать возможность визуального

наблюдения светила на определенной географической широте

Земли.

Коммуникативные:

Формирование мировоззрения, что небесная сфера-это воображаемая сфера, в центре которой находится наблюдатель. Самостоятельно управлять собственной познавательной деятельностью.

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

 

 

 

 

 

умение применять знания в

познавательной,

коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

 

 

 

 

 

5/3

Видим

ые движен

ие звёзд на различ ных геогра фическ их

широта

х

Высота полюса мира над горизонтом. Высота светил в кульминации. Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Введение понятий «восходящее

светило», «невосходящее светило», «незаходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». Вывод зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности.

Ресурсы урока:

Учебник, § 5, videourok 

Умение по виду звёздного неба и его вращению устанавливать, в каком полушарии земного шара находится наблюдатель. Умение находить склонение и высоту светила в кульминации. Пользоваться формулой зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности. Понимать, что на небесной сфере возможны только угловые измерения.

Регулятивные:

Умение           осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые             учебные          и познавательные задачи Познавательные:

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Коммуникативные:

владение устной и письменной речевой деятельностью

Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям.

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

6/4

Годичн

ое

движен

ие

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному

Зная характеристику отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних

Регулятивные: ставят и формулируют для себя новые задачи; создают алгоритм деятельности при

Способность проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций

 

 

 

 

 

Солнца по небу. Эклипт ика.

экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года

продолжительности дня и ночи на различных географических широтах Ресурсы урока:

Учебник, §6, videourok 

широтах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, определять положение Солнца на эклиптике и зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности, его экваториальные координаты на сегодняшний день, называть причины изменения продолжительности дня и ночи.

решении проблем поискового характера.  

Познавательные:

устанавливать          причинно-

следственные связи суточного и          годичного      вращения небесной        сферы;             умение формулировать             выводы           о причинах        различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты Коммуникативные:  учатся эффективно сотрудничать в группе; распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

различных народов зная, что суточное вращение небесной сферы- следствие вращения Земли вокруг оси, а изменение вида неба в течении года- результат обращения

Земли вокруг Солнца.

 

 

 

 

7/5

Практи ческая работа №1 по теме «Подв ижная карта звёздн ого неба»

Практическое применение астрономических исследований Небесная сфера. Основные точки линии, плоскости и углы. Проекция небесной сферы. Экваториальные и горизонтальные координаты по подвижной карте звёздного неба.

videourok 

Умение работать со звездной картой при организации и проведении наблюдений какие созвездия видны в данный момент времени, а также по заданным координатам светил находить их место на карте.  

Регулятивные: создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; оставляют план и последовательность действий; сравнивают его с эталоном.

Познавательные: анализируют различие данных определения объектов по звёздной карте и причины их появления при сравнении с эталоном.

Коммуникативные: умеют эффективно сотрудничать в группе; распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Соблюдение правил безопасности, формировать в себе бережное отношение к подвижным картам и школьному оборудованию.

Ур ок ре фл

екс ии и раз ви ва

ю

ще

го ко нт ро

ля

 

 

8/6

Движе

ние и фазы Луны

Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический

(звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Движение

Знать понятия и определения

«синодический период», «сидерический период», основных фаз Луны. Давать описание порядка смены лунных фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений.  

Регулятивные

составляют план и последовательность действий при решении конкретной задачи; описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

Познавательные: умение графически пояснять условия возникновения лунных и

солнечных затмений

Коммуникативные:

Умение применять знания в познавательной деятельности и профессиональной ориентации

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

 

 

 

Луны и затмения. Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений

Ресурсы урока:

Учебник, §7 videourok 

 

развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия.  

 

 

 

 

9/7

Затмен ие

Солнца и Луны

Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений.

Ресурсы урока:

Учебник, §8 videourok 

Уметь определять промежуток времени между солнечным и лунным затмением. Анализировать причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной, необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля.

Регулятивные

Определять способы действия в рамках предложенных

условий и требований Познавательные: умение             строить             логические рассуждение, умозаключение и          делать             выводы возникновения          лунных             и солнечных затмений.

Коммуникативные: использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, использование их в повседневной жизни.  

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

10/

8

Время и календ арь

Точное        время         и

определение

географической

долготы. Часовые пояса. Местное и

Умение по формулам осуществлять переход к разным системам счёта времени, зная связь времени с географической долготой, системы счёта

Регулятивные

умение            оценивать правильность             выполнения учебной задачи использования продолжительных

Проявлять уважительное отношение к истории летоисчисления времени, культуре и

Ко мб ин ир ова

 

 

 

 

 

поясное, летнее и зимнее время. История календаря. Солнечное и звёздное время. Лунный и солнечный календарь, юлианский и

григорианский календарь Високосные годы. Старый и новый стиль Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени.

Древние часы.

Ресурсы урока:

Учебник, §9, videourok 

времени, формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причины введения часовых поясов; анализировать взаимосвязь точного времени и географической долготы; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля.

периодических процессов для создания календарей.

Познавательные:

умение анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста.

Коммуникативные:

согласовывать           позиции членов            команды         в процессе         работы            над общим продуктом.  

традициям других народов в ведение различных календарей

и систем счёта времени, которое вызвано потребностями жизни и производственной деятельности людей.  

нн ый

 

 

11/

9

Контро льная работа № 1 по теме «Практ ически

е

основы астрон омии».

Практические основы астрономии

 

Овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел, принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования приложений для определения

вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени.

Регулятивные:

владеют основами самоконтроля, самооценки.

Познавательные: владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; строить логические рассуждения, делать выводы; объяснять физические явления, процессы, связи

Осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира.  

Раз ви ва

ю

ще

го ко нт ро

ля

 

 

 

 

 

 

 

между             величинами   и явлениями.

Коммуникативные:

умение работать индивидуально и в группе.

 

 

 

 

 

 

Тема 3 Строение Солнечной системы (6ч)

12/

1

Развит ие предст авлени

й о строен ии мира

Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая система мира

Аристотеля - Птолемея. Гелиоцентрическая система мира

Коперника, объяснение петлеобразного движения планет; доказательства

движения Земли вокруг

Солнца. Роль Галилея в становлении новой системы мира.

Ресурсы урока:

Учебник, §10, videourok 

Умение воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов. 

Регулятивные

умение планировать пути достижения самостоятельно поставленных целей.

Познавательные: устанавливать            аналогии             в различных   системах             мира; характеризовать вклад ученых в             становление астрономической      картины мира.

Коммуникативные: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей с использованием различных источников информации.  

 

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

13/

2

Конфи гураци

я планет.

Синод ически

Внутренние и внешние планеты. Конфигурация планет и условия их видимости: противостояние и соединение. Синодический и

Умение воспроизводить на рисунках расположение на своих орбитах Земля и планеты. Знание определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет» и уметь их

Регулятивные

умение            оценивать правильность             выполнения учебной задачи использования продолжительных периодических процессов для создания календарей.

Способность организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

 

 

 

 

 

й период

сидерический периоды обращения планет. противостояние и соединение

Ресурсы урока:

Учебник, §11, videourok

рассчитывать по формулам для внутренних и внешних планет.

Познавательные:

умение            анализировать, объяснять       наблюдения   и делать выводы петлеобразного движения       планет             в зависимости   от        внешних условий расположения Солнца и Земли.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

 

 

 

 

14/

3

Законы движен

ия планет Солнеч ной систем

ыПрак тичес кая

работ а №2 по теме «Опре

делени

е

расстоя ний в

Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Расположение планет к Солнцу в точках перигелий и афелий. Законы Кеплера.

Астрономическая единица(а.е.). Ресурсы урока: Учебник, § 12, videourok 

Зная определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица», законы Кеплера, могут рассчитать большую полуось или период планеты используя формулу третьего закона Кеплера.

Регулятивные

Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные:

умение анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста.  

Коммуникативные: умение выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для ее разрешения.

 

Формирование умения видеть физические явления и законы для решения поставленной задачи.

Ко мб ин ир ова

нн

ый, п/р

 

 

 

 

Солнеч ной систем е»

 

 

 

 

 

 

 

15/

4

Опреде ление расстоя ний и размер ов тел в

Солнеч ной

систем

е

Форма и размер Земли. Параллактическое смещение. Триангуляция. Определение расстояний в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.

Определение размеров светил.  

Ресурсы урока:

Учебник, §13, videourok 

Умеют формулировать определения терминов и понятий параллактическое смещение, «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, зная формулы и перевод единиц измерения.

Регулятивные

умение            оценивать правильность             выполнения учебной задачи использования продолжительных периодических процессов для создания календарей.

Познавательные:

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута объясняя суть эмпирического способа определения размеров Земли.

Коммуникативные: воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития.

 

Осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира.

 

 

 

 

16/

5

Движе

ние небесн ых тел под действ ием сил

Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел Солнечной системы.

Масса и плотность Земли. Определение массы небесных тел. Приливы. Движение искусственных

Умение определять массы планет на основе третьего закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на

 

Регулятивные

умение            оценивать правильность             выполнения учебной задачи. Познавательные:

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных

Способность выражать личностное отношение к достижениям СССР и России в области космических исследований, выражать

собственную позицию

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

 

 

тяготен ия

спутников Земли и космических аппаратов к планетам Первая и вторая космическая скорость. Ресурсы урока:

Учебник, §14, videourok

Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

характеризовать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы; описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее.

позиций местонахождения Нептуна, какая из планет вызывает наибольшее возмущения в движении других тел Солнечной системы; анализировать возможные траектории движения космических

аппаратов

Коммуникативные

постановка вопросов – инициативное сотрудничество

в поиске и сборе информации

 

относительно значимости дальнейших научных космических исследований, запуска искусственных спутников планет; доказывать собственное мнение, характеризующее экологические проблемы запуска искусственных аппаратов на околоземную орбиту и в межпланетное пространство.

 

 

 

17/

6

Контро льная работа № 2 по теме «Строе ние

Солнеч ной систем ы».

Строение Солнечной системы.

 

Умение находить планеты на небе, отличая от звёзд. По формулам вычислять: повторяемость заданных конфигураций нижних и верхних планет; сидерический период планет; массу планет; расстояние до небесного тела и

их линейные размеры Солнечной системы. 

Регулятивные:

владеют основами самоконтроля, самооценки

Познавательные: владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; строить логические рассуждения, делать выводы; объяснять физические

Учащиеся способны контролировать собственную познавательную деятельность.

Раз ви ва

ю

ще

го ко нт ро

ля

 

 

 

 

 

 

 

явления, процессы, связи между величинами и явлениями.

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе.

 

 

 

 

 

 

Тема 4 Природа тел Солнечной системы (7ч)

18/

1

Общие характ еристи ки планет

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности Планеты земной группы и планетыгиганты. 

Ресурсы урока:

Учебник, §14, videourok

Умение формулировать основные положения гипотезы

о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел

Солнечной системы.

Регулятивные

умение самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные:

умение самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в познании физических характеристик планет; сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий.

Коммуникативные:

Способность отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения.

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

 

 

 

 

 

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

 

 

 

19/

2

Солнеч ная систем а как

компле кс тел.

Имею щих общее происх

ождени

е.

Возраст планет Солнечной системы. Процессы формирования планет. Теория О.Ю. Шмидта «Образования планет. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики Ресурсы урока:

Учебник, §1, videourok 

Умение приводить примеры успешного освоения околоземного космического пространства, Луны и плане.; способность объяснять возраст и процессы формирования планет.

Регулятивные:  умение планировать пути достижения цели.  Познавательные: умение поиска и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные:

умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Формирование гордости за свою страну., Россия- родина теоретической и практической космонавтики; воспитание в себе е чувства ответственности и долга перед Родиной.

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

20/

3

Систем

а Земля - Луна

Земля. Краткие сведения о природе Земли. Луна. Формирование поверхности Луны. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа.

Внутреннее

Умение физически охарактеризовать природу Земли: форму, строение оболочки земного шара; основные физические условия на поверхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности , находить на Луне  Океан Бурь, Море Дождей, кратеры Тихо и Коперник; объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа используя результаты исследований,

Регулятивные умение внесение необходимых дополнений, корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона. 

Познавательные:

умение применять ранее полученные знания по географии в строении оболочки земного шара, Луны, делать выводы отличия физических условий на Луне от привычных земных.

Коммуникативные:

Умение организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет.

 

 

 

 

 

 

строение Луны, исследование Луны с помощью космических аппаратов и астронавтами, химический состав лунных пород, обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны

Природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия.  Ресурсы урока: Учебник, § 17, videourok

проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами . Умение объяснять процессию земной оси и движение точки весеннего равноденствия.

обосновывать собственное мнение относительно перспектив освоения Луны.

 

 

 

 

21/

4

Планет ы земной группы

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника.

Метеоритные

Используя основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать и описывать характеристики каждой из планет земной группы, сходства внутреннего строения, химического состава, рельеф поверхностей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной

Регулятивные

умение            оценивать правильность             выполнения учебной задачи использования продолжительных периодических процессов для создания календарей.

Познавательные:

умение анализировать совокупность современных

Способность проявлять готовность к самообразованию, ответственное отношение к учению, организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

 

 

 

кратеры. Особенности температурных условий на

Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе. Исследования планет земной группы космическими аппаратами. Ресурсы урока: Учебник, § 18, videourok 

группы.

данных о Меркурии, Венере и Марсе,            делают             выводы           о возможности существования жизни на этих планетах. Коммуникативные: использование информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения характеристик планет Солнечной системы.  

 

 

 

 

22/

5

Далё кие план еты.

Пра кти

ческ ая

Общность характеристик планет - гигантов.

Сходство химический состав и внутреннего строения планетгигантов.

Умение сравнивать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет гигантов; описывать характеристики каждой из планет - гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности

 

Регулятивные

Осознанно выбирать наиболее эффективные             способы решения         учебных         и познавательных задач.

Познавательные: самостоятельное       создание

Формирование самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, использование их в повседневной жизни.

Ко мб ин ир ова

нн

ый, п/р

 

 

 

 

раб ота №3

«Дв

е

груп пы пла нет

Сол неч ной сист

емы

».

Источники энергии в недрах планет. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; Спутники, вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планетгигантов.  Ресурсы урока: Учебник, § 19, videourok 

облачного покрова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет – гигантов.  

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; использовать законы физики для описания природы планет-гигантов; сравнивать природу спутников планетгигантов и Луны. Коммуникативные:

проявлять уважительное отношение к мнению выступающего.

 

 

 

 

 

23/

6

Малые

тела Солнеч ной систем ы.

Карлик овые планет ы.

Астероиды. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы.

Орбиты комет. Метеоры, болиды и метеориты. Физическая природа астероидов и комет; их строение и состав, пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов.

Метеорные потоки, их связь с кометами. Ресурсы урока: Учебник, § 20, videourok 

Умение определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет. Умение определять понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов.

Регулятивные

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи использования продолжительных периодических процессов для создания календарей.

Познавательные:

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатом предложения о способах защиты от космических объектов, сближающихся с Землей. 

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в

Умение защищать свою точку зрения; проявлять устойчивый интерес           к

самостоятельной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

соответствии с нормами родного языка. 

 

 

 

 

24/

7

Контро льная работа № 3 по теме «Прир

ода тел

Солнеч ной систем ы».

Природа тел Солнечной системы.

 

Регулятивные:

владеют        основами самоконтроля, самооценки.

Познавательные: умеют           определять понятие; строить         логические рассуждения, делать выводы; объяснять     физические явления,        процессы,           связи между           величинами   и явлениями.

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе. умения активного использования знаковосимволических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач.

 

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития и общественной практике.

 

Раз ви ва

ю

ще

го ко нт ро

ля

 

 

 

Тема 5 Солнце и звёзды

 

25/

1

Солнце

ближай шая звезда

Современные представления о происхождении Солнечной системы

Энергия и температура Солнца. Солнечная постоянная. Состав и

Зная химический состав Солнца объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии из недр Солнца наружу; описывать

Регулятивные:

умение          оценивать правильность           выполнения учебной задачи использования продолжительных периодических процессов для создания календарей.

Убеждённость возможности познании Солнечной системы необходимости разумного использования достижений науки

в

в

 

 

 

 

 

 

строение Солнца.

Атмосфера Солнца.

Солнечная активность. Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино Современные методы изучения Солнца. Энергия и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца.

Ресурсы урока:

Учебник, §21, videourok 

строение солнечной атмосферы; пояснять наблюдения грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики.

Познавательные:

умение            анализировать причинно-следственные связи понижения     температуры в области           солнечных             пятен, какие   явления             на        Земле связаны             с          солнечной активностью. Коммуникативные: согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом.  

и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

 

 

 

26/

2

Рассто яние до звёзд. Характ еристи ки изучен ия звёзд

Годичный параллакс и расстояния до звёзд. Видимая и абсолютная звёздные величины. Светимость звёзд. Спектры, цвет и температура звёзд,

«диаграмма Гершпрунга - Рассела». 

Ресурсы урока: Учебник, § 22, videourok 

Умение характеризовать звезды как природный термоядерный реактор; определять понятие «светимость звезды»; перечислять основные спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость»; давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды».

 

Регулятивные

самостоятельно             определять цели своего обучения. Познавательные:

умение анализировать и доказать многообразие мира звезд; анализировать отличия звезды одного спектрального класса, но принадлежащие разным группам. Коммуникативные: работать с информацией научного содержания.

Самостоятельность организации собственной познавательной деятельности; уважительное отношение к предмету астрономии как элементу общечеловеческой культуры.

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

 

27/

3

Масса и размер ы звёзд.

Прак тичес кая

работ

а

№4«С

олнце и звёзд ы»

Двойные звёзд.

Определение массы звёзд. Размеры звёзд. Плотность их вещества. Модели звёзд. Связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики. Ресурсы урока: Учебник, § 23, videourok 

Различать среди звёзд оптические двойные и физические двойные звёзды; раздвоение линий в спектре двойной звезды ; умение  использовать третий закон Кеплера для определения суммы масс двойной звезды; рассчитывать размеры по формуле на основе данных об их светимости и температуре

Регулятивные:

Осознанно выбирать наиболее эффективные             способы решения         учебных         и познавательных задач.

 

Познавательные:

умение строить логические рассуждения о звёздах; может ли Солнце вспыхнуть, как новая или сверхновая звезда.

Коммуникативные:

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Способность ставить цели к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

28/

4

Переме нные и нестац ионарн ые звёзды.

Пульсирующие переменные звёзды, цефеиды и долгопериодические, связь периода пульсаций со светимостью у них. Новые и сверхновые звёзды. Основы классификации переменных и нестационарных звезд. Двойные, кратные и переменные звёзды. Особенности строения белых карликов, пульсары и нейтронные

Умение использовать знания по физике для объяснения природы пульсации цефеид; делать выводы о значении переменных и нестационарных звезд для развития научных знаний, обосновывать причину изменения блеска цефеид; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры).

 

Регулятивные

приобретение навыков смыслового чтения в получении нового знания в рамках учебного предмета.

Познавательные:

строить           логическое рассуждение значение переменных и нестационарных звезд   для      науки;             строить логические             рассуждения о конечной        стадии             эволюции звезд.  

Коммуникативные: овладение эвристическими методами решения проблем. 

Мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода.

 

 

 

 

 

 

звёзды, понятие чёрной дыры, наблюдение графиков зависимости звёздной величины от блеска новых и сверхновых вспыхивающих звёзд. Ресурсы урока. Учебник, § 24, videourok 

 

 

 

 

 

 

 

29/

5

Контро льная работа № 4 по теме «Солнц

е и

звезды

».

Солнце и звезды.

Умение определять расстояние до звёзд, годичный параллакс которых нельзя измерить; анализировать диаграммы

«спектр — светимость», «масса- светимость» звёзд системы, этап эволюции звезды.

  

Регулятивные

умение            оценивать правильность             выполнения учебной задачи.  Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи. давать характеристики звёзд.

Коммуникативные: формулировать выводы относительно космических тел, опираясь на законы и закономерности астрономии.

Способность проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками.

 

Раз ви ва

ю

ще

го ко нт ро

ля

 

 

 

Тема 6 Строение и эволюция Вселенной (5 ч.)

30/

1

Наша

Галакт ика

Млечный путь и Галактика? Размер, состав, структура, Галактики. Звёздные скопления и ассоциации.

Межзвёздная среда: газ и пыль. Диффузные

Прослеживать, через какие созвездия проходит Млечный Путь, расположение Солнца в Галактике, сравнение скорости движения Земли вокруг Солнца, скорость движения Солнца относительно ближайших звёзд и скорость движения Солнца

Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные: анализировать полученную астрономическую

информацию с помощью космических аппаратов и спектрального анализа для

Роль астрономии в развитии

Цивилизации.

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

 

 

 

газовые туманности молекулярные облака, протозвёзды, планетарные туманности. Вращение Галактики и движение звёзд в ней. Ресурсы урока. Учебник, §25, videourok 

вокруг центра Галактики, анализировать характеристики светлых туманностей. 

решения         поставленной проблемы. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 

 

 

 

 

31/

2

Другие звёздн ые

систем ы - галакт ики

Другие звёздные системы – галактики. Метод «красного смещения», определение расстояния по спектру красного смещения. Классификация галактик по Хабблу. Радиогалактики, квазары.

Метагалактика.

Ресурсы урока.

Учебник, §26, videourok 

Умение находить скорость и расстояние до галактики по смещению линий в её спектре; классифицировать тип галактик по Хабблу, оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода, описывать внегалактические источники радиоизлучения в настоящее время.

Регулятивные осуществлять контроль своей деятельности.

Познавательные:

умение            анализировать             и рассуждать о             источниках радиоизлучения         в радиогалактиках. Коммуникативные: согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом Учащиеся умеют оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода.

Убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества.

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

32/

3

Основ ы соврем енной космол огии

Космология. Космологическая модель А.А. Фридмана описывающие строение

и эволюцию Вселенной. Происхождение и эволюция галактик

Основываясь на теории стационарной Вселенной А. Эйнштейна, горячей расширяющейся Вселенной А. А. Фридмана (поясняя понятие «красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера, и его значение для подтверждения расширения

Регулятивные

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Познавательные:

умение приводить

доказательства ускорения расширения Вселенной;

Умение высказывать собственную позицию относительно теории антитяготения и направлений поисков темной энергии

Ко мб ин ир ова нн ый

 

 

 

 

 

Вселенной.

Происхождение звёзд, планет. Первые космологические гипотезы. Гипотеза Г.А. Гамова о расширении Вселенной. Тёмная энергия.

Ресурсы урока.

Учебник, §27, videourok

Вселенной), формулировать смысл гипотезы Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, обосновывать ее

справедливость и приводить подтверждение; характеризовать понятие «реликтовое излучение»; описывать общие положения теории Большого взрыва.

анализировать процесс формирования галактик и звёзд; оценивать границы применимости закона Хаббла и степень точности получаемых с его помощью результатов.  

Коммуникативные:

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

 

 

 

 

 

33/

Итогов

ая

контро льная работа

Строение и эволюция Вселенной.

 

Самостоятельно работать с информацией, находить ответ на поставленный вопрос. Решать проблемную ситуацию в исходных задачах.

Регулятивные

Умение определять цели и выработку      плана деятельности,            оценивать правильность             выполнения учебной             задачи,            навыков самоконтроля.  Познавательные:

умение            устанавливать причинно-следственные связи; давать характеристики звёзд и галактик.

Коммуникативные:

формулировать,

аргументировать и отстаивать

Накопление фактического материала и опыта личностного осмысления и оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

своё мнение; умение работать с учебным материалом.

.

 

 

 

 

34/

5

Жизнь

и разум Вселен ной

Ранние идеи существования внеземного разума. Другие звёздные системы - галактики. Проблема внеземной цивилизации: «Одиноки ли мы во Вселенной?». Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Солнце и звезды. Ресурсы урока.

Учебник, §28

Умение использовать знания о методах исследования астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни и разума во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни, доказывать относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.

 

Регулятивные

освоение приемом действий в нестандартных ситуациях овладение эвристическими методами решения проблем, корректировать свои действия.

Познавательные: Умение характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии) позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений. Коммуникативные: развитие монологической и диалогической речи. Умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное

Способность участвовать в дискуссии; формулировать собственное мнение; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной.

Ур ок ре фл

екс ии,

ко нф

ере

нц

ия

 

 

 

 

 

 

мнение.

 

 

 

 

35

Резерв. Экскур

сия в планет арий

Экскурсия в планетарий

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

1.      Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N1897 (ред. от 31.12.2015)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) 

2.      Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017. — 39 с., ISBN 978-5-358-19222-5

3.      Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Предмет астрономии Электронный текст документа подготовлен АО "Кодекс" и сверен по: официальный сайт Минобрнауки России, www.mon.gov.ru (сканер-копия), по состоянию на 30.06.2017

4.      Календарно-тематического планирования по астрономии 11 класс. Составитель: Артёмова Н.Д.   (htth://arfiz.ru)

5.      Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / М. А. Кунаш.М. :  Дрофа, 2018.217, [7] c.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Календарно тематическое планирование по астрономии для 11а класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 052 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.10.2020 115
    • PDF 364.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ленкевич Яна Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ленкевич Яна Геннадьевна
    Ленкевич Яна Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72058
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 172 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 49 человек