- 14.12.2020
- 186
- 0
Смотреть ещё
3 808
методических разработок в категории другое
Перейти в каталогКалендарно-тематический план по астрономии для 11А класс.
Составитель: Филатова Алла Петровна, учитель ГБОУ школа № 643 Московского района Санкт-Петербурга
Базовый уровень, 11 класс, УМК «Астрономия» Б.А. Воронцов-Вильяминов, Е.К. Страут
№ ур ока |
Тема урока |
Основное содержание, термины и понятия |
Планируемые результаты обучения |
Ти п ур ока |
Дата Прове дения |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
П л а н |
Ф ак т |
||||
|
Тема 1 Введение (2ч) |
|
|
|||||
1/1 |
Предм ет астрон омии. |
Астрономия. Развитие астрономии, её значение и связь с другими науками. Структура и масштаб Вселенной. Ресурсы урока: Учебник, § 1, videourok |
Умение объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук.
|
Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать познавательную цель предмета астрономии; Познавательные: Умение определять понятие; строить логические рассуждения; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки. Коммуникативные: Уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Понимание различия между мифологическим и научным сознанием в астрономии. Использования знания астрономии для профессиональной ориентации по геодезии, картографии, мореплавания, авиации, космических исследований. |
Ур ок изу че ни я но вы х зна ни й |
|
|
2/2 |
Наблю дения - основа астрон омии. |
Особенности астрономии и её методов. Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Роль наблюдений в астрономии. Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Проницающая сила и разрешающая способность телескопа. Ресурсы урока: Учебник, § 2, videourok. |
Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства и принципа работы телескопа. Знание характеристик преимущества наблюдений, проводимых из космоса. Зная особенности астрономии, используя горизонтальные координаты, уметь указывать положения светила на небе. |
Регулятивные: самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в наблюдении. Познавательные: умение приближенно оценивать угловые расстояния на небе классифицировать телескопы, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации. Коммуникативные: эффективно сотрудничать в группе; работают с информацией научного содержания, распределяют функции и обязанности в нахождении характеристик телескопов и других познавательных задач. |
Формирование научного мировоззрения в использовании Вселенной, как гигантскую и уникальную космическую лабораторию; организовывать свою познавательную деятельность.
|
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
|
Тема2 Практические основы астрономии (9 ч) |
|||||||
3/1 |
Звёзды и созвезд ия |
Введение понятия «звездная величина» как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Обозначение звёзд в созвездиях. Фотометрдля определения освещённости звёзд. |
Умение различать основные созвездия Северного полушария - Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; |
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные: Умение применить знание, полученных в курсе географии, о составлении карт в |
Формировать понятие о созвездии, что они имеют строго определённые границы. Воспитывать у себя уважительное и доброжелательное |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
|
|
Ресурсы урока: Учебник, § 3, videourok |
нахождение Полярной звезды в разных широтах и в определённое время года для ориентировки на местности; находить стороны света; распознавать разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для созвездий. |
различных проекциях; пользоваться знаниями о созвездиях, видимых в средних географических широтах; строить логические рассуждения по использованию различных модельно-схематических средств для решения поставленной задачи. Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
|
отношение к другому человеку, к его мнению, мировоззрению. |
|
|
|
4/2 |
Небесн ые коорди наты и звёздн ые карты |
Введение понятий система экваториальных координат, ось мира, полюса мира, небесный меридиан, небесный экватор, склонение, прямое восхождение. Звёздные карты. Ресурсы урока: Учебник, § 4, videourok |
Умение находить на модели небесной сфере её основные круги, линии и точки: горизонт, небесный экватор, небесный меридиан, отвесную линию, ось мира, зенит, склонение, прямое восхождение, юг, запад, север, восток, объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах. |
Регулятивные: умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи Познавательные: умение характеризовать особенности суточного движения звезд на различных географических широтах Земли, аналитически доказывать возможность визуального наблюдения светила на определенной географической широте Земли. Коммуникативные: |
Формирование мировоззрения, что небесная сфера-это воображаемая сфера, в центре которой находится наблюдатель. Самостоятельно управлять собственной познавательной деятельностью. |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
|
|
|
|
умение применять знания в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
|
|
|
|
|
5/3 |
Видим ые движен ие звёзд на различ ных геогра фическ их широта х |
Высота полюса мира над горизонтом. Высота светил в кульминации. Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Введение понятий «восходящее светило», «невосходящее светило», «незаходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». Вывод зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности. Ресурсы урока: Учебник, § 5, videourok |
Умение по виду звёздного неба и его вращению устанавливать, в каком полушарии земного шара находится наблюдатель. Умение находить склонение и высоту светила в кульминации. Пользоваться формулой зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности. Понимать, что на небесной сфере возможны только угловые измерения. |
Регулятивные: Умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи Познавательные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Коммуникативные: владение устной и письменной речевой деятельностью |
Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям. |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
6/4 |
Годичн ое движен ие |
Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному |
Зная характеристику отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних |
Регулятивные: ставят и формулируют для себя новые задачи; создают алгоритм деятельности при |
Способность проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций |
|
|
|
|
Солнца по небу. Эклипт ика. |
экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах Ресурсы урока: Учебник, §6, videourok |
широтах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, определять положение Солнца на эклиптике и зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности, его экваториальные координаты на сегодняшний день, называть причины изменения продолжительности дня и ночи. |
решении проблем поискового характера. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи суточного и годичного вращения небесной сферы; умение формулировать выводы о причинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты Коммуникативные: учатся эффективно сотрудничать в группе; распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями. |
различных народов зная, что суточное вращение небесной сферы- следствие вращения Земли вокруг оси, а изменение вида неба в течении года- результат обращения Земли вокруг Солнца. |
|
|
|
7/5 |
Практи ческая работа №1 по теме «Подв ижная карта звёздн ого неба» |
Практическое применение астрономических исследований Небесная сфера. Основные точки линии, плоскости и углы. Проекция небесной сферы. Экваториальные и горизонтальные координаты по подвижной карте звёздного неба. videourok |
Умение работать со звездной картой при организации и проведении наблюдений какие созвездия видны в данный момент времени, а также по заданным координатам светил находить их место на карте. |
Регулятивные: создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; оставляют план и последовательность действий; сравнивают его с эталоном. Познавательные: анализируют различие данных определения объектов по звёздной карте и причины их появления при сравнении с эталоном. Коммуникативные: умеют эффективно сотрудничать в группе; распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями. |
Соблюдение правил безопасности, формировать в себе бережное отношение к подвижным картам и школьному оборудованию. |
Ур ок ре фл екс ии и раз ви ва ю ще го ко нт ро ля |
|
|
8/6 |
Движе ние и фазы Луны |
Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Движение |
Знать понятия и определения «синодический период», «сидерический период», основных фаз Луны. Давать описание порядка смены лунных фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. |
Регулятивные составляют план и последовательность действий при решении конкретной задачи; описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку. Познавательные: умение графически пояснять условия возникновения лунных и солнечных затмений Коммуникативные: |
Умение применять знания в познавательной деятельности и профессиональной ориентации |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
|
|
Луны и затмения. Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений Ресурсы урока: Учебник, §7 videourok |
|
развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия. |
|
|
|
|
9/7 |
Затмен ие Солнца и Луны |
Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений. Ресурсы урока: Учебник, §8 videourok |
Уметь определять промежуток времени между солнечным и лунным затмением. Анализировать причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной, необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. |
Регулятивные Определять способы действия в рамках предложенных условий и требований Познавательные: умение строить логические рассуждение, умозаключение и делать выводы возникновения лунных и солнечных затмений. Коммуникативные: использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, использование их в повседневной жизни. |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
10/ 8 |
Время и календ арь |
Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и |
Умение по формулам осуществлять переход к разным системам счёта времени, зная связь времени с географической долготой, системы счёта |
Регулятивные умение оценивать правильность выполнения учебной задачи использования продолжительных |
Проявлять уважительное отношение к истории летоисчисления времени, культуре и |
Ко мб ин ир ова |
|
|
|
|
поясное, летнее и зимнее время. История календаря. Солнечное и звёздное время. Лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь Високосные годы. Старый и новый стиль Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени. Древние часы. Ресурсы урока: Учебник, §9, videourok |
времени, формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причины введения часовых поясов; анализировать взаимосвязь точного времени и географической долготы; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля. |
периодических процессов для создания календарей. Познавательные: умение анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста. Коммуникативные: согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом. |
традициям других народов в ведение различных календарей и систем счёта времени, которое вызвано потребностями жизни и производственной деятельности людей. |
нн ый |
|
|
11/ 9 |
Контро льная работа № 1 по теме «Практ ически е основы астрон омии». |
Практические основы астрономии
|
Овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел, принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени. |
Регулятивные: владеют основами самоконтроля, самооценки. Познавательные: владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; строить логические рассуждения, делать выводы; объяснять физические явления, процессы, связи |
Осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира. |
Раз ви ва ю ще го ко нт ро ля |
|
|
|
|
|
|
между величинами и явлениями. Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе.
|
|
|
|
|
|
Тема 3 Строение Солнечной системы (6ч) |
|||||||
12/ 1 |
Развит ие предст авлени й о строен ии мира |
Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая система мира Аристотеля - Птолемея. Гелиоцентрическая система мира Коперника, объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца. Роль Галилея в становлении новой системы мира. Ресурсы урока: Учебник, §10, videourok |
Умение воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов. |
Регулятивные умение планировать пути достижения самостоятельно поставленных целей. Познавательные: устанавливать аналогии в различных системах мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира. Коммуникативные: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей с использованием различных источников информации.
|
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
13/ 2 |
Конфи гураци я планет. Синод ически |
Внутренние и внешние планеты. Конфигурация планет и условия их видимости: противостояние и соединение. Синодический и |
Умение воспроизводить на рисунках расположение на своих орбитах Земля и планеты. Знание определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет» и уметь их |
Регулятивные умение оценивать правильность выполнения учебной задачи использования продолжительных периодических процессов для создания календарей. |
Способность организовывать самостоятельную познавательную деятельность. |
|
|
|
|
й период |
сидерический периоды обращения планет. противостояние и соединение Ресурсы урока: Учебник, §11, videourok |
рассчитывать по формулам для внутренних и внешних планет. |
Познавательные: умение анализировать, объяснять наблюдения и делать выводы петлеобразного движения планет в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
|
|
14/ 3 |
Законы движен ия планет Солнеч ной систем ыПрак тичес кая работ а №2 по теме «Опре делени е расстоя ний в |
Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Расположение планет к Солнцу в точках перигелий и афелий. Законы Кеплера. Астрономическая единица(а.е.). Ресурсы урока: Учебник, § 12, videourok |
Зная определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица», законы Кеплера, могут рассчитать большую полуось или период планеты используя формулу третьего закона Кеплера. |
Регулятивные Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Познавательные: умение анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста. Коммуникативные: умение выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для ее разрешения.
|
Формирование умения видеть физические явления и законы для решения поставленной задачи. |
Ко мб ин ир ова нн ый, п/р |
|
|
|
Солнеч ной систем е» |
|
|
|
|
|
|
|
15/ 4 |
Опреде ление расстоя ний и размер ов тел в Солнеч ной систем е |
Форма и размер Земли. Параллактическое смещение. Триангуляция. Определение расстояний в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Определение размеров светил. Ресурсы урока: Учебник, §13, videourok |
Умеют формулировать определения терминов и понятий параллактическое смещение, «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, зная формулы и перевод единиц измерения. |
Регулятивные умение оценивать правильность выполнения учебной задачи использования продолжительных периодических процессов для создания календарей. Познавательные: задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута объясняя суть эмпирического способа определения размеров Земли. Коммуникативные: воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития.
|
Осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира.
|
|
|
|
16/ 5 |
Движе ние небесн ых тел под действ ием сил |
Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Масса и плотность Земли. Определение массы небесных тел. Приливы. Движение искусственных |
Умение определять массы планет на основе третьего закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на |
Регулятивные умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных |
Способность выражать личностное отношение к достижениям СССР и России в области космических исследований, выражать собственную позицию |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
|
тяготен ия |
спутников Земли и космических аппаратов к планетам Первая и вторая космическая скорость. Ресурсы урока: Учебник, §14, videourok |
Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы; описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее. |
позиций местонахождения Нептуна, какая из планет вызывает наибольшее возмущения в движении других тел Солнечной системы; анализировать возможные траектории движения космических аппаратов Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
относительно значимости дальнейших научных космических исследований, запуска искусственных спутников планет; доказывать собственное мнение, характеризующее экологические проблемы запуска искусственных аппаратов на околоземную орбиту и в межпланетное пространство. |
|
|
|
17/ 6 |
Контро льная работа № 2 по теме «Строе ние Солнеч ной систем ы». |
Строение Солнечной системы.
|
Умение находить планеты на небе, отличая от звёзд. По формулам вычислять: повторяемость заданных конфигураций нижних и верхних планет; сидерический период планет; массу планет; расстояние до небесного тела и их линейные размеры Солнечной системы. |
Регулятивные: владеют основами самоконтроля, самооценки Познавательные: владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; строить логические рассуждения, делать выводы; объяснять физические |
Учащиеся способны контролировать собственную познавательную деятельность. |
Раз ви ва ю ще го ко нт ро ля |
|
|
|
|
|
|
явления, процессы, связи между величинами и явлениями. Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе.
|
|
|
|
|
|
Тема 4 Природа тел Солнечной системы (7ч) |
|||||||
18/ 1 |
Общие характ еристи ки планет |
Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности Планеты земной группы и планетыгиганты. Ресурсы урока: Учебник, §14, videourok |
Умение формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы. |
Регулятивные умение самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные: умение самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в познании физических характеристик планет; сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий. Коммуникативные: |
Способность отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения. |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
|
|
|
|
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
|
|
|
|
19/ 2 |
Солнеч ная систем а как компле кс тел. Имею щих общее происх ождени е. |
Возраст планет Солнечной системы. Процессы формирования планет. Теория О.Ю. Шмидта «Образования планет. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики Ресурсы урока: Учебник, §1, videourok |
Умение приводить примеры успешного освоения околоземного космического пространства, Луны и плане.; способность объяснять возраст и процессы формирования планет. |
Регулятивные: умение планировать пути достижения цели. Познавательные: умение поиска и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Формирование гордости за свою страну., Россия- родина теоретической и практической космонавтики; воспитание в себе е чувства ответственности и долга перед Родиной. |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
20/ 3 |
Систем а Земля - Луна |
Земля. Краткие сведения о природе Земли. Луна. Формирование поверхности Луны. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Внутреннее |
Умение физически охарактеризовать природу Земли: форму, строение оболочки земного шара; основные физические условия на поверхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности , находить на Луне Океан Бурь, Море Дождей, кратеры Тихо и Коперник; объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа используя результаты исследований, |
Регулятивные умение внесение необходимых дополнений, корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона. Познавательные: умение применять ранее полученные знания по географии в строении оболочки земного шара, Луны, делать выводы отличия физических условий на Луне от привычных земных. Коммуникативные: |
Умение организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет. |
|
|
|
|
|
строение Луны, исследование Луны с помощью космических аппаратов и астронавтами, химический состав лунных пород, обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны Природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия. Ресурсы урока: Учебник, § 17, videourok |
проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами . Умение объяснять процессию земной оси и движение точки весеннего равноденствия. |
обосновывать собственное мнение относительно перспектив освоения Луны. |
|
|
|
|
21/ 4 |
Планет ы земной группы |
Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные |
Используя основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать и описывать характеристики каждой из планет земной группы, сходства внутреннего строения, химического состава, рельеф поверхностей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной |
Регулятивные умение оценивать правильность выполнения учебной задачи использования продолжительных периодических процессов для создания календарей. Познавательные: умение анализировать совокупность современных |
Способность проявлять готовность к самообразованию, ответственное отношение к учению, организовывать самостоятельную познавательную деятельность. |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
|
|
кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе. Исследования планет земной группы космическими аппаратами. Ресурсы урока: Учебник, § 18, videourok |
группы. |
данных о Меркурии, Венере и Марсе, делают выводы о возможности существования жизни на этих планетах. Коммуникативные: использование информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения характеристик планет Солнечной системы. |
|
|
|
|
22/ 5 |
Далё кие план еты. Пра кти ческ ая |
Общность характеристик планет - гигантов. Сходство химический состав и внутреннего строения планетгигантов. |
Умение сравнивать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет гигантов; описывать характеристики каждой из планет - гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности |
Регулятивные Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: самостоятельное создание |
Формирование самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, использование их в повседневной жизни. |
Ко мб ин ир ова нн ый, п/р |
|
|
|
раб ота №3 «Дв е груп пы пла нет Сол неч ной сист емы ». |
Источники энергии в недрах планет. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; Спутники, вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планетгигантов. Ресурсы урока: Учебник, § 19, videourok |
облачного покрова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет – гигантов. |
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; использовать законы физики для описания природы планет-гигантов; сравнивать природу спутников планетгигантов и Луны. Коммуникативные: проявлять уважительное отношение к мнению выступающего.
|
|
|
|
|
23/ 6 |
Малые тела Солнеч ной систем ы. Карлик овые планет ы. |
Астероиды. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Орбиты комет. Метеоры, болиды и метеориты. Физическая природа астероидов и комет; их строение и состав, пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов. Метеорные потоки, их связь с кометами. Ресурсы урока: Учебник, § 20, videourok |
Умение определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет. Умение определять понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов. |
Регулятивные умение оценивать правильность выполнения учебной задачи использования продолжительных периодических процессов для создания календарей. Познавательные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатом предложения о способах защиты от космических объектов, сближающихся с Землей. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в |
Умение защищать свою точку зрения; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятельности. |
|
|
|
|
|
|
|
соответствии с нормами родного языка. |
|
|
|
|
|
24/ 7 |
Контро льная работа № 3 по теме «Прир ода тел Солнеч ной систем ы». |
Природа тел Солнечной системы. |
|
Регулятивные: владеют основами самоконтроля, самооценки. Познавательные: умеют определять понятие; строить логические рассуждения, делать выводы; объяснять физические явления, процессы, связи между величинами и явлениями. Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе. умения активного использования знаковосимволических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач.
|
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития и общественной практике. |
|
Раз ви ва ю ще го ко нт ро ля |
|
|
|
Тема 5 Солнце и звёзды |
|
|||||||
25/ 1 |
Солнце – ближай шая звезда |
Современные представления о происхождении Солнечной системы Энергия и температура Солнца. Солнечная постоянная. Состав и |
Зная химический состав Солнца объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии из недр Солнца наружу; описывать |
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи использования продолжительных периодических процессов для создания календарей. |
Убеждённость возможности познании Солнечной системы необходимости разумного использования достижений науки |
в в |
|
|
|
|
|
строение Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность. Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино Современные методы изучения Солнца. Энергия и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца. Ресурсы урока: Учебник, §21, videourok |
строение солнечной атмосферы; пояснять наблюдения грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики. |
Познавательные: умение анализировать причинно-следственные связи понижения температуры в области солнечных пятен, какие явления на Земле связаны с солнечной активностью. Коммуникативные: согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом. |
и технологий для дальнейшего развития человеческого общества. |
|
|
|
26/ 2 |
Рассто яние до звёзд. Характ еристи ки изучен ия звёзд |
Годичный параллакс и расстояния до звёзд. Видимая и абсолютная звёздные величины. Светимость звёзд. Спектры, цвет и температура звёзд, «диаграмма Гершпрунга - Рассела». Ресурсы урока: Учебник, § 22, videourok |
Умение характеризовать звезды как природный термоядерный реактор; определять понятие «светимость звезды»; перечислять основные спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость»; давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды». |
Регулятивные самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные: умение анализировать и доказать многообразие мира звезд; анализировать отличия звезды одного спектрального класса, но принадлежащие разным группам. Коммуникативные: работать с информацией научного содержания. |
Самостоятельность организации собственной познавательной деятельности; уважительное отношение к предмету астрономии как элементу общечеловеческой культуры. |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
27/ 3 |
Масса и размер ы звёзд. Прак тичес кая работ а №4«С олнце и звёзд ы» |
Двойные звёзд. Определение массы звёзд. Размеры звёзд. Плотность их вещества. Модели звёзд. Связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики. Ресурсы урока: Учебник, § 23, videourok |
Различать среди звёзд оптические двойные и физические двойные звёзды; раздвоение линий в спектре двойной звезды ; умение использовать третий закон Кеплера для определения суммы масс двойной звезды; рассчитывать размеры по формуле на основе данных об их светимости и температуре. |
Регулятивные: Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные: умение строить логические рассуждения о звёздах; может ли Солнце вспыхнуть, как новая или сверхновая звезда. Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
|
Способность ставить цели к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями. |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
28/ 4 |
Переме нные и нестац ионарн ые звёзды. |
Пульсирующие переменные звёзды, цефеиды и долгопериодические, связь периода пульсаций со светимостью у них. Новые и сверхновые звёзды. Основы классификации переменных и нестационарных звезд. Двойные, кратные и переменные звёзды. Особенности строения белых карликов, пульсары и нейтронные |
Умение использовать знания по физике для объяснения природы пульсации цефеид; делать выводы о значении переменных и нестационарных звезд для развития научных знаний, обосновывать причину изменения блеска цефеид; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры). |
Регулятивные приобретение навыков смыслового чтения в получении нового знания в рамках учебного предмета. Познавательные: строить логическое рассуждение значение переменных и нестационарных звезд для науки; строить логические рассуждения о конечной стадии эволюции звезд. Коммуникативные: овладение эвристическими методами решения проблем. |
Мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода. |
|
|
|
|
|
звёзды, понятие чёрной дыры, наблюдение графиков зависимости звёздной величины от блеска новых и сверхновых вспыхивающих звёзд. Ресурсы урока. Учебник, § 24, videourok
|
|
|
|
|
|
|
29/ 5 |
Контро льная работа № 4 по теме «Солнц е и звезды ». |
Солнце и звезды. |
Умение определять расстояние до звёзд, годичный параллакс которых нельзя измерить; анализировать диаграммы «спектр — светимость», «масса- светимость» звёзд системы, этап эволюции звезды.
|
Регулятивные умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. давать характеристики звёзд. Коммуникативные: формулировать выводы относительно космических тел, опираясь на законы и закономерности астрономии. |
Способность проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками.
|
Раз ви ва ю ще го ко нт ро ля |
|
|
|
Тема 6 Строение и эволюция Вселенной (5 ч.) |
|||||||
30/ 1 |
Наша Галакт ика |
Млечный путь и Галактика? Размер, состав, структура, Галактики. Звёздные скопления и ассоциации. Межзвёздная среда: газ и пыль. Диффузные |
Прослеживать, через какие созвездия проходит Млечный Путь, расположение Солнца в Галактике, сравнение скорости движения Земли вокруг Солнца, скорость движения Солнца относительно ближайших звёзд и скорость движения Солнца |
Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные: анализировать полученную астрономическую информацию с помощью космических аппаратов и спектрального анализа для |
Роль астрономии в развитии Цивилизации. |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
|
|
газовые туманности молекулярные облака, протозвёзды, планетарные туманности. Вращение Галактики и движение звёзд в ней. Ресурсы урока. Учебник, §25, videourok |
вокруг центра Галактики, анализировать характеристики светлых туманностей. |
решения поставленной проблемы. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
|
|
|
|
31/ 2 |
Другие звёздн ые систем ы - галакт ики |
Другие звёздные системы – галактики. Метод «красного смещения», определение расстояния по спектру красного смещения. Классификация галактик по Хабблу. Радиогалактики, квазары. Метагалактика. Ресурсы урока. Учебник, §26, videourok |
Умение находить скорость и расстояние до галактики по смещению линий в её спектре; классифицировать тип галактик по Хабблу, оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода, описывать внегалактические источники радиоизлучения в настоящее время. |
Регулятивные осуществлять контроль своей деятельности. Познавательные: умение анализировать и рассуждать о источниках радиоизлучения в радиогалактиках. Коммуникативные: согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом Учащиеся умеют оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода. |
Убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества. |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
32/ 3 |
Основ ы соврем енной космол огии |
Космология. Космологическая модель А.А. Фридмана описывающие строение и эволюцию Вселенной. Происхождение и эволюция галактик |
Основываясь на теории стационарной Вселенной А. Эйнштейна, горячей расширяющейся Вселенной А. А. Фридмана (поясняя понятие «красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера, и его значение для подтверждения расширения |
Регулятивные Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Познавательные: умение приводить доказательства ускорения расширения Вселенной; |
Умение высказывать собственную позицию относительно теории антитяготения и направлений поисков темной энергии |
Ко мб ин ир ова нн ый |
|
|
|
|
Вселенной. Происхождение звёзд, планет. Первые космологические гипотезы. Гипотеза Г.А. Гамова о расширении Вселенной. Тёмная энергия. Ресурсы урока. Учебник, §27, videourok |
Вселенной), формулировать смысл гипотезы Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, обосновывать ее справедливость и приводить подтверждение; характеризовать понятие «реликтовое излучение»; описывать общие положения теории Большого взрыва. |
анализировать процесс формирования галактик и звёзд; оценивать границы применимости закона Хаббла и степень точности получаемых с его помощью результатов. Коммуникативные: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
|
|
|
|
|
33/ 4 |
Итогов ая контро льная работа |
Строение и эволюция Вселенной.
|
Самостоятельно работать с информацией, находить ответ на поставленный вопрос. Решать проблемную ситуацию в исходных задачах. |
Регулятивные Умение определять цели и выработку плана деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи, навыков самоконтроля. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи; давать характеристики звёзд и галактик. Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать |
Накопление фактического материала и опыта личностного осмысления и оценки.
|
|
|
|
|
|
|
|
своё мнение; умение работать с учебным материалом. . |
|
|
|
|
34/ 5 |
Жизнь и разум Вселен ной |
Ранние идеи существования внеземного разума. Другие звёздные системы - галактики. Проблема внеземной цивилизации: «Одиноки ли мы во Вселенной?». Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Солнце и звезды. Ресурсы урока. Учебник, §28 |
Умение использовать знания о методах исследования астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни и разума во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни, доказывать относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. |
Регулятивные освоение приемом действий в нестандартных ситуациях овладение эвристическими методами решения проблем, корректировать свои действия. Познавательные: Умение характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии) позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений. Коммуникативные: развитие монологической и диалогической речи. Умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное |
Способность участвовать в дискуссии; формулировать собственное мнение; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной. |
Ур ок ре фл екс ии, ко нф ере нц ия |
|
|
|
|
|
|
мнение. |
|
|
|
|
35 |
Резерв. Экскур сия в планет арий |
Экскурсия в планетарий |
|
|
|
|
|
|
Источники:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N1897 (ред. от 31.12.2015)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
2. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017. — 39 с., ISBN 978-5-358-19222-5
3. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Предмет астрономии Электронный текст документа подготовлен АО "Кодекс" и сверен по: официальный сайт Минобрнауки России, www.mon.gov.ru (сканер-копия), по состоянию на 30.06.2017
4. Календарно-тематического планирования по астрономии 11 класс. Составитель: Артёмова Н.Д. (htth://arfiz.ru)
5. Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018. — 217, [7] c.
В нашем каталоге доступно 74 663 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 665 052 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ленкевич Яна Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.