№ п\п
|
Тема раздела
программы,
тема и тип урока
|
Кол-во
часов
|
Примерные сроки проведения
|
Формируемые
универсальные учебные действия (УУД)
|
Характеристика
деятельности обучающихся
|
Диагностический инструментарий оценки
достижений учащихся
|
|
Раздел I.
Человек и природа – 10 часов
|
1.
|
Повторение учебного материала, изученного в 1 классе
Учебник – с. 3–4; Рабочая тетрадь – с. 3 – 6;
|
1
|
01.09
|
Проверяем умение объединять предметы в группы по
существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания.
|
Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и
неживая природа, изделия человека;
называют изученные группы растений и животных, их
основные признаки;
учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих
знаний и умений.
|
|
2.
|
Что нас окружает
Учебник – с. 5–7;
Рабочая тетрадь – с. 7;
|
1
|
02.09
|
Умение принимать и решать познавательные и учебные
задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.
|
Принимают (совместно с учителем) и решают
поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную
информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира
в разные группы;
выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях,
учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них
представлена;
формулируют выводы, подводят итог урока (какие была
поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их
решения, о каком новом способе представления информации узнали).
|
|
3.
|
Человек – часть живой природы
Учебник – с. 8 -9; Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания
7,8, 9;
|
1
|
08.09
|
Умение читать схемы и работать с ними; давать
аргументированный ответ на поставленный вопрос.
|
Актуализируют знания о живых существах, полученные в
1 классе и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации,
отвечая на поставленные вопросы, читают текст, выделяя основные мысли, делают
вывод, выполняют задания в рабочей тетради.
|
|
4.
|
Человек – разумное существо
Учебник – с. 10–14;
Рабочая тетрадь – с. 10–11, задания 10, 11, 12;
Тестовые задания - с. 10 – 11, работа № 2.
|
1
|
09.09
|
Умение собирать информацию из иллюстраций,
собственных наблюдений, учебного текста; рассуждать и проверять свои выводы,
|
Рассуждают, чем человек отличается от животных,
сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека;
делятся с одноклассниками собственными наблюдениями,
формулируют выводы и проверяют их;
выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях,
работают с разрезными карточками.
|
|
5.
|
Здоровье человека. Значение природы для здоровья
Учебник – с. 15–18;
Рабочая тетрадь – с. 12–13, задания 13–18.
|
1
|
15.09
|
Умение выбирать информацию из учебного,
художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять
её в виде схемы.
|
Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой
информацией;
рассуждают о том, как надо заботиться о своём
здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье,
заполняют схему в рабочей тетради.
|
|
6, 7.
|
Органы чувств, их гигиена
Учебник – с. 19–27;
Рабочая тетрадь – с. 14–15, задания 19 – 23.
|
2
|
16.09
22.09
|
Умение собирать и анализировать нужную информацию из
текста, иллюстраций и представлять её в разных формах.
|
Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают
правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье;
моделируют различные ситуации, в которых могут
оказаться дети;
составляют советы, как беречь здоровье органов
зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; проверяют остроту зрения и слуха,
выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или
медсестры) по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при
небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради.
|
|
8.
|
Чистота – залог здоровья
Учебник – с. 29–31;
Рабочая тетрадь – с. 15, задание 24, с. 16, задание
25;
Тестовые задания - с. 12 – 15, тест № 3 и работа № 3
(выборочно).
|
1
|
23.09
|
Умение анализировать рисунки и представлять
иллюстративную информацию в вербальной форме; умение давать аргументированный
ответ.
|
Анализируют рисунки и «озвучивают» их,
расшифровывают условные рисунки;
обсуждают значение чистоты в жизни человека,
составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные
знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях.
|
|
9.
|
Зелёная аптека
Учебник – с. 32 – 35.
|
1
|
29.09
|
Умение узнавать предмет (растение) по описанию его
признаков;
умение работать в паре;
умение пользоваться дополнительной
литературой, составляя краткое сообщение.
|
Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе,
называют группы растений, их отличительные признаки (деревья, кустарники,
травы, хвойные и лиственные деревья, ядовитые ягоды, культурные и
дикорастущие);
рассуждают о значении растений для природы и для
человека;
узнают лекарственные растения по описанию их
признаков и свойств, высказывают свои предположения о
происхождении названий некоторых растений;
обсуждают, как правильно собирать лекарственные
растения, и почему некоторые из них занесены в Красную книгу;
готовят небольшие сообщения о выбранном
лекарственном растении (по желанию).
|
|
10.
|
Азбука безопасного поведения
Учебник – с. 36–44;
Рабочая тетрадь – с. 16–17, задания 26–28;
Тестовые задания - с. 12–15, тест № 3 и работа № 3
(выборочно).
|
1
|
30.09
|
Умение моделировать различные ситуации, опасные для
детей.
|
Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые
опасны для жизни человека;
читают тексты, выбирают нужную информацию и
обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома при выполнении
разных домашних работ, как вести себя с незнакомыми людьми;
моделируют и разрешают опасные ситуации, анализируют
и «озвучивают» рисунки, составляют к ним полезные советы;
выполняют задания в рабочей и тестовой
тетрадях, дополняют выводы, которые даны в
учебнике.
|
|
Раздел II. Человек и
общество – 8 часов
|
11.
|
Человек – член общества
Учебник – с. 46–48.
|
1
|
06.10
|
Умение выделять в тексте основную мысль и находить
ответы на вопросы.
|
Размышляют о человеке как части живой природы и
общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться,
оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь
обществу могут оказать сами;
анализируют рисунки и делают выводы о том, кого
можно назвать достойным членом общества.
|
|
12.
|
Разнообразие профессий людей
Учебник – с. 49–51;
Рабочая тетрадь – с. 18–19, задания 1–4.
|
1
|
07.10
|
Умение выбирать нужную информацию из текста и
иллюстраций.
|
Читают текст по абзацам, выделяя основную
информацию, анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают работу людей
разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы);
обсуждают важность профессий учитель, эколог;
рассказывают о том, кем они хотели бы стать;
выполняют задания в рабочей тетради, работают с
разрезными карточками.
|
|
13.
|
Как мы общаемся. Правила этикета
Учебник – с. 52- 62;
Рабочая тетрадь – с. 20, задание 5.
|
1
|
13.10
|
Моделировать ситуации общения с использованием
разных его форм. Умение следовать правилам этикета, вежливого общения, умение
работать в паре.
|
Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно
уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого
человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки
общения, моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки
(расшифровывают жесты); обсуждают, для чего нужно знать правила этикета,
значение вежливости в общении людей; разыгрывают сценки, подбирая вежливые
слова для каждого конкретного случая, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение
правил этикета в театре, в музее, в библиотеке;
составляют пословицы и поговорки и объясняют их
значение, выполняют задание в рабочей тетради.
|
|
14.
|
Физическая и духовная красота человека
Учебник – с. 63–69;
Рабочая тетрадь – с. 20-21, задания 6-10, с. 22-23,
задания 11, 12.
|
1
|
14.10
|
Умение давать нравственную оценку поступкам,
взаимоотношениям с друзьями, одноклассниками, взрослыми. Умение оценивать
своё состояние и окружающих людей, умение сдерживать отрицательные эмоции.
|
Читают стихотворение, анализируют его и размышляют,
чем определяется красота человека, какие качества личности, черты характера
делают его красивым, что входит в понятие физическая и духовная красота,
каких поступков не совершает красивый человек; моделируют поступки красивого
человека, оценивают поступки детей и свои;
размышляют, каким бывает отношение человека к
окружающему миру, к людям, к одноклассникам, как управлять отрицательными
эмоциями, как культурно проявлять положительные эмоции;
обсуждают необходимость проявлять чуткость к
окружающим людям, желание им помочь в трудную минуту, «озвучивают» картинки,
объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них
детей, приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций, оценивают
поступки ребят, которые портят настроение родным, и другим людям.
|
|
15.
|
Друзья, их значение в жизни людей
Учебник – с. 70–73;
Тестовые задания - с. 16-18, тест № 4.
|
1
|
20.10
|
Умение давать оценку своим поступкам и
одноклассников.
|
Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках,
друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды;
моделируют день рождения друга;
составляют и объясняют пословицы о дружбе,
рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют
тест и оценивают его результаты.
|
|
16.
|
Семья. Родственники
Учебник – с. 74–76;
Рабочая тетрадь – с. 24, задания 13–16.
|
1
|
21.10
|
Умение работать со схемами, выделять главную мысль в
тексте.
|
Рассказывают о своих представлениях, что такое
семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия,
выделенные в нём жирным шрифтом;
решают логические задачи, читают схему и определяют
по ней имена прадедов, выполняют задания в рабочей тетради;
готовят рассказ о своей семье по предложенному
плану.
|
|
17.
|
Семейные заботы и традиции
Учебник – с. 80–85;
Рабочая тетрадь – с. 25-27, задания 17–20.
|
1
|
27.10
|
Умение давать оценку значению семьи в жизни человека
и своему отношению к своим родным.
|
Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого
члена семьи, рассказывают о своих обязанностях;
анализируют текстовую и иллюстративную информацию,
делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради;
обсуждают вопросы для исследования родословной
семьи, её традиций и реликвий.
|
|
18.
|
Родословная семьи
Учебник – с. 86;
Рабочая тетрадь – с. 28-30, задания 21-24;
Тестовые задания – с. 19-21, тест № 5.
|
1
|
28.10.
|
Умение выполнять проектную работу и презентовать её.
|
Урок презентаций проектных работ «Моя семья»,
выполнение теста.
|
|
Раздел III. Природа
вокруг тебя – 29 часов
|
19.
|
Кто и как изучает природу
Учебник – с. 88–91;
Рабочая тетрадь – с. 31, задание 1.
|
1
|
10.11
|
Умение находить нужную информацию в тексте, ставить
познавательную задачу и планировать её решение.
|
Актуализируют свои знания и наблюдения о природе,
анализируют иллюстрации и текстовую информацию;
учатся ставить познавательную задачу, планировать
проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на
уроке.
|
|
20.
|
Природные тела и явления
Учебник – с. 92–95;
Рабочая тетрадь – с. 31, задание 2, с. 32, 33;
задания 3-7.
|
1
|
11.11
|
Умение читать и составлять простые схемы, таблицы.
|
Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений,
описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой
природе, соотносят их с временами года;
читают схемы и конкретизируют их содержание
примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей
тетради.
|
|
21, 22.
|
Разнообразие облаков
Учебник – с. 96–97;
Рабочая тетрадь – с. 34-35, задания 9-11;
Тестовые задания – с. 22-23, тест №6, работа №4.
|
2
|
17.11
18.11
|
умение соотносить текстовую и графическую
информацию; умение высказывать и аргументировать свои предположения; умение
моделировать.
|
Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают
текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях;
предполагают, из чего могут состоять облака,
проверяют свои предположения, делают выводы;
выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях,
моделируют кучевые, перистые, слоистые облака.
|
|
23.
|
Солнце – ближайшая к Земле звезда
Учебник – с. 98–101;
Рабочая тетрадь – с. 36,
|
1
|
24.11
|
Умение находить в тексте основную и второстепенную
информацию, соотносить видимые и реальные размеры тел, расстояний.
|
Размышляют, какие тела могут являться источником
света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме,
размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей
тетради.
|
|
24.
|
Солнце и жизнь
Учебник – с. 102–103;
Рабочая тетрадь – с. 37, задание 17.задания 13-16.
|
1
|
25.11
|
Умение анализировать рисунки, обобщать собранную
информацию.
|
Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле,
рассказывают о своих наблюдениях положительного и отрицательного воздействия
солнечных лучей на растения, животных, человека;
работают в парах, анализируя и «озвучивая» рисунки,
составляют советы по безопасному поведению под солнечными лучами, проверяют
их по учебному тексту;
составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени
биолога (врача, астронома, поэта, художника).
|
|
25.
|
Звёзды и созвездия
Учебник – с. 104–108;
Рабочая тетрадь – с. 37, задание 18, с. 38, задание
19.
|
1
|
01.12
|
Умение работать с дополнительной литературой,
готовить сообщение о телах окружающего мира.
|
Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий
(Большой Медведицы);
читают текст и выбирают нужную информацию для
ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном
созвездии (по желанию).
|
|
26.
|
Кометы, метеоры, метеориты
Учебник – с. 109–110;
Рабочая тетрадь – с. 38, задание 20.
|
1
|
02.12
|
Развитие пространственного мышления, умение
выполнять аппликацию.
|
Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба,
ставят познавательную задачу, решают её, читая текст;
сравнивают космические тела, находят сходства и
различия между ними;
выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради.
|
|
27.
|
Земля – планета
Учебник (2 часть) – с. 3-7;
Рабочая тетрадь №2 – с.3, задания 1-3.
|
1
|
08.12
|
Умение ставить познавательную задачу, работать в
паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку
зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.
|
Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному,
проверяют свои предположения, читая текст;
сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и
различия;
знакомятся с древними представлениями о форме Земли,
с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности;
отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей
тетради.
|
|
28.
|
Движение Земли
Учебник(2 часть) – с. 8–10;
Рабочая тетрадь № 2, - с. 4, задания 4-6.
|
1
|
09.12
|
Умение работать с предметными моделями.
|
Анализируют рисунки и ставят (совместно с учителем)
познавательную задачу (выяснить, почему происходит смена дня и ночи на
Земле), высказывают свои предположения и проверяют их по учебному тексту;
знакомятся с моделью Земли – глобусом, убеждаются,
что модель отражает шарообразную форму Земли, её вращение, наклон земной оси;
находят на глобусе полюса Земли, экватор;
наблюдают с помощью глобуса, как происходит смена
дня и ночи;
анализируют схему движения Земли вокруг Солнца,
объясняют, почему происходит смена времён года, подбирают карточки с их
изображением и помещают их в соответствующие места на схеме;
отвечают на вопросы любознательных малышей;
выполняют задания в рабочей тетради.
|
|
29.
|
Луна – естественный спутник Земли
Учебник(2 часть) – с. 11–13;
Рабочая тетрадь №2 – с. 5, задания 7-9.
|
1
|
13.12
|
Умение моделировать природные явления, работать с
учебным текстом, схемами.
|
Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают
предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает
ли она свет и тепло, проверяют свои предположения по учебному тексту и с
помощью опыта;
моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг
Солнца, работая в парах, проводят наблюдения за Луной (вместе с родителями).
|
|
30.
|
Исследования Луны. Человек на Луне
Учебник(2 часть) – с. 14–15
Рабочая тетрадь №2 – с. 6-7, задания 10-13
|
1
|
15.12
|
Умение находить в тексте нужную информацию, обобщать
полученные знания, аргументировать
свои ответы, работать в паре.
|
Знакомятся с первыми исследованиями лунной
поверхности с помощью космических аппаратов, с посещением Луны американскими
астронавтами;
читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к
нему и высказывают свои предположения о лунной поверхности, проверяют свои предположения
по тексту, данному в рабочей тетради;
обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои
аргументы;
выполняют задания в рабочей тетради и творческое
задание (по желанию).
|
|
31.
|
Планеты, движущиеся вокруг Солнца
Учебник (2 часть) – с. 16 – 17;
Рабочая тетрадь – с. 8-9, задания 14-16.
|
1
|
16.12
|
Умение моделировать расположение предметов в
пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого
абзаца.
|
Повторяют изученное ранее; читают текст, выбирая
нужную информацию для определения основной мысли каждого абзаца;
сравнивают планеты, рассматривая их изображения,
работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради;
рассуждают об уникальности планеты Земля и
необходимости сохранить на ней жизнь.
|
|
32.
|
Разнообразие космических тел. Обобщающий урок
Учебник (1 часть) – с.98–110, учебник (2 часть) – с.
3-17; Тестовые задания - с. 26-27, тест № 7, с. 28–29, работа № 5.
|
1
|
22.12
|
Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые
задания разных видов.
|
Выполняют тестовые задания, оценивают результаты,
определяют свои пробелы, восполняют их.
|
|
33.
|
Поверхность Земли. Материки и океаны
Учебник (2 часть) – с. 18–23, второй форзац
учебника (1 часть);
Рабочая тетрадь №2 – с. 10-11, задание 17, с. 12
задание 18.
|
1
|
23.12
|
Умение работать со схемами и круговыми диаграммами,
умение пользоваться условными обозначениями.
|
Ставят познавательную задачу (исходя из названия
темы), высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника;
ставят учебную задачу (научиться читать карту –
расшифровывать её условные обозначения), учатся добывать информацию о земной
поверхности (по снимку Земли из космоса, по глобусу, по карте полушарий
Земли), находят на карте полушарий материки и океаны Земли;
учатся работать с круговыми диаграммами, схемами,
выполняют задания в рабочей тетради, обобщают полученные знания и проверяют
их по выводу в учебнике.
|
|
34.
|
Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними
Учебник (2 часть) – с. 24-27;
Рабочая тетрадь №2 – с. 12, задания 19-20, с. 13,
задания 21, 22.
|
1
|
29.12
|
Умение работать с текстом, выделять новые понятия,
определять их существенные признаки, соотносить текстовую и графическую
информации.
|
Ставят познавательную задачу, читают текст и
соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия,
определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают об использовании равнин
человеком, о причинах появления на них оврагов, их вреде и мерах борьбы с
ними, узнают о насыпных холмах – курганах и для чего их используют;
выполняют задания в рабочей тетради, моделируют
холмы и овраги из пластилина.
|
|
35.
|
Горы, их разнообразие
Учебник (2 часть) – с. 28–30;
Рабочая тетрадь №2 – с. 14, задания 23, 24.
|
1
|
30.12
|
Умение извлекать информацию с помощью условных
знаков (карты); моделировать объекты окружающего мира.
|
Рассказывают о своих наблюдениях гор (если таковые
имеются);
ставят познавательную задачу, решают её, читая
текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные
знания и проверяют свои выводы по учебнику;
учатся работать с картой, находят географические
объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги,
пластилина, глины, выполняют задания в рабочей тетради.
|
|
36.
|
Горы и люди. Безопасное поведение в горах
Учебник (2 часть) – с. 31–34;
Рабочая тетрадь №2 – с. 15, задание 25, с. 16,
задания 26-27.
|
1
|
12.01
|
Умение ставить познавательную задачу, соотносить
информацию из разных источников, умение работать с блок-схемами алгоритмов.
|
Предполагают, что будет изучаться в теме «Горы и люди»,
ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют
свои предположения, читая текст; описывают красоту гор и обсуждают, какие
опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо
предпринимать, бывая в горах;
оценивают отрицательное влияние человеческой
деятельности в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах
добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной
красоты, выполняют задания в рабочей тетради.
|
|
37.
|
Экскурсия. Формы суши родного края
Карта региона, рабочая тетрадь №2 – с. 17, задание
28.
|
1
|
13.01
|
Умение представлять результаты наблюдений в разной
форме;
эстетическое восприятие природы.
|
Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в
которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с
комментариями и др. (по выбору).
|
|
38.
|
Земля и её поверхность. Обобщающий урок
Учебник (2 часть) – с. 18-34;
Тестовые задания – с. 30-32, тест № 8, с. 33–34,
работа № 6.
|
1
|
19.01
|
Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые
задания разных типов, работать со схемами.
|
Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают
свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.
|
|
39, 40.
|
Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для
жизни людей
Учебник (часть 2) – с. 35–38;
Рабочая тетрадь №2 – с. 18, задания 29-31, с.19,
задания 32, 33.
|
2
|
20.01
26.01
|
Умение работать с разными источниками информации,
оценивать действия и поведение людей, своё собственное.
|
Ставят познавательную задачу, сравнивают по глобусу,
чего больше на земной поверхности суши или воды, находят самые крупные
водоёмы – океаны, определяют частью каких океанов являются некоторые моря (по
заданию в рабочей тетради);
выполняют опыт, моделируя морскую воду;
рассказывают о значении моря для людей, обсуждают
экологические проблемы, связанные с их деятельностью, обсуждают правила
безопасного поведения на море;
сочиняют экологическую сказку о море (по желанию).
|
|
41, 42.
|
Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для
людей
Учебник (часть 2) – с. 39–43;
Рабочая тетрадь №2 – с. 20, задания 34, 35, с.
21-22, задания 36-39.
|
2
|
27.01
02.02
|
Умение моделировать природные объекты, выбирать
необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами.
|
Ставят познавательную задачу, соотносят текстовую и
графическую информацию; составляют схему реки из её частей, объясняют
происхождение слов «исток», «приток»; моделируют водный поток реки, канал,
плотину;
рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные
бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы её
загрязнения, правила безопасного поведения на реке; выполняют проектную
работу (экологическое путешествие по реке) по информации, данной на первом
форзаце учебника.
|
|
43, 44.
|
Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России
Учебник (часть 2) – с. 44–49;
Рабочая тетрадь №2 – с. 23, 24 задания 40-43.
|
2
|
03.02
09.02
|
Умение работать текстовой и графической информацией,
с рисунками-схемами;
эстетическое восприятие природы .
|
Ставят познавательную задачу, анализируют рисунки и
сравнивают разные пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают
о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной
поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник с. 47);
выполняют задания в рабочей тетради, готовят
сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию.
|
|
45.
|
Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение
водоёмов
Учебник (часть 2) – с. 50–52;
Рабочая тетрадь №2
– с. 25, задание 44, с. 26, задание 45.
|
1
|
10.02
|
Умение работать с разными источниками информации;
давать нравственную оценку отношению людей к
природе.
|
Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой
воде и её источниках, рассуждают о значении воды для растений, животных,
человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды,
предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты-памятки о
бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на
уроке. обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека,
предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов;
|
|
46.
|
Экскурсия. Водоёмы родного края
Карта региона,
рабочая тетрадь №2 – с. 27-28, задания 46-49.
|
1
|
16.02
|
Умение представлять результаты наблюдений в разной
форме.
|
Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой
живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты,
описания, фотографии с комментариями)).
|
|
47.
|
Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок
Учебник (2 часть) – с. 35-52;
Тестовые задания – с. 35-37, тест № 9, с. 38–39,
работа № 7;
Рабочая тетрадь №2 - с.29, задание 50.
|
1
|
17.02
|
Умение различать (и изображать) объекты окружающего
мира по их отличительным признакам, объединять и распределять их по
существенным признакам; умение работать со схемами, выполнять и оформлять
тестовые задания разных типов.
|
Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают
свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.
|
|
Раздел IV.
Наша Родина – Россия – 10 ч.
|
48.
|
Родина. Родной край. Россия – многонациональное
государство
Учебник (2 часть) - с. 53–58;
Рабочая тетрадь №2 – с.30, задания 1, 2.
|
1
|
24.02
|
Умение работать с текстовой и графической
информацией, выделять главную мысль, находить определение понятий,
анализировать рисунки, рисунки-схемы, фотографии, составлять небольшое
сообщение (о своей «малой родине»).
|
Составляют представление о России по рисунку-схеме,
проверяют его по учебному тексту;
выделяют в тексте новые для них понятия и объясняют
их;
рассказывают о своей малой родине;
готовят выставку национальной одежды, готовят
национальные танцы, исполняют песни, готовят блюда национальной кухни (по
желанию).
|
|
49.
|
Российская Федерация, её государственные символы
Учебник (2 часть) – с. 59–61, второй форзац
учебника;
Рабочая тетрадь № 2 – с.31, задание 3.
|
1
|
02.03
|
Умение отличать государственные символы России от
других государств, воспитание патриотизма.
|
Актуализируют свои знания о государстве, его
символах, проверяют себя по учебному тексту, объясняют значение символов,
содержание гимна, исполняют его, обсуждают, где и когда вывешиваются
государственные флаги и исполняется государственный гимн, узнают правила
прослушивания государственного гимна; готовят сообщение о государственных
символах (по выбору).
|
|
50.
|
Конституция – основной закон государства.
Государственные праздники
Учебник (часть 2) – с. 62–67
Рабочая тетрадь № 2 – с. 31, задание 4;
Тестовые задания - с. 40-41, тест № 10.
|
1
|
03.03
|
Умение работать с текстом, выделять основную мысль,
находить информацию для ответа на вопросы.
|
Выделяют в тексте незнакомые понятия, объясняют их и
применяют, выполняя задания в рабочей тетради и тестовые задания; обсуждают
права и обязанности гражданина России, в том числе и права ребёнка (они
выделены международным сообществом отдельно); знакомятся (или закрепляют) с
государственными праздниками, международными Днями охраны природы,
профессиональными праздниками, которые отмечаются в России.
.
|
|
51.
|
Москва – столица России
Учебник (часть 2) – с. 68–71.
|
1
|
10.03
|
Умение выполнять проектную работу.
|
Знакомятся с историей государства, какие города были
его столицами, с их достопримечательностями;
готовят сообщение о любой достопримечательности
Москвы (или об истории возникновения города).
|
|
52.
|
Российские города.
Учебник (2 часть) - с. 72–76;
Тестовые задания – с. 42-43, работа № 8
|
1
|
16.03
|
Умение осуществлять поиск информации в
дополнительной литературе, выделять нужную информацию из текста (учебного,
научно-популярного, художественного) из иллюстраций, умение представлять
собранную информацию;
умение выполнять тестовые задания разных типов.
|
Актуализируют свои знания о российских городах,
рассматривают иллюстрации предполагают, чем примечательны города,
изображённые на них, почему они так названы;
выделяют информацию, связанную с городами-героями,
городами воинской славы, городами-миллионерами;
размышляют и делают вывод о том, где в давние
времена строились города, как защищались, что обязательно строилось в древнем
городе;
рассматривают и сравнивают гербы городов,
предполагают, чем могут заниматься его жители;
выполняют задания в рабочей тетради и готовят
сообщение о родном городе.
|
|
53.
|
Родной город (село), его достопримечательности
Тестовые задания – с. 49, задание 1.
|
1
|
17.03
|
Умение выполнять проектную работу; тестовые задания
разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов.
|
В начале урока ученики выполняют задание в тестовой
тетради; обсуждают, какими достопримечательностями могут гордиться люди,
живущие в городе, как они должны за ними ухаживать.
Далее проходит презентация групповых проектных работ
о родном городе.
|
|
54.
|
Горожане и селяне. Проблемы современного города
Учебник (2 часть) – с. 77–82;
Рабочая тетрадь № 2 - с. 32, задание 5, с. 33,
задание 6
|
1
|
30.03
|
умение работать со словарём;
умение ставить познавательную задачу и решать её с
помощью опыта, выполнять простые опыты.
|
Рассуждают, чем отличается город от села (деревни),
чем отличается вид современного города от старинного города, чем различаются
промышленная, жилая зоны, места отдыха в городе;
сравнивают условия жизни горожан и селян,
анализируют городские улицы и постройки, высказывают предположения, о чём
должен думать архитектор, планируя город, проверяют свои предположения по
тексту, находят различия между улицей, проспектом, бульваром, площадью по
иллюстрациям;
рассуждают, чем занимаются городские службы, как
следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город, куда
направляют городские отходы, выясняют значение слова «свалка», что может
находиться на ней, обсуждают чем опасны свалки отходов;
предлагают свои варианты избавления жителей от
бытовых отходов, как их можно уменьшить, как правильно организовать их сбор;
выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют
металлический лом,
выполняют задания в рабочей тетради.
|
|
55.
|
Проблемы современного города (продолжение)
Учебник (2 часть) – с. 83–85;
Рабочая тетрадь № 2 - с. 34, 35, задания 7-9.
|
1
|
31.03
|
Умение проводить наблюдения, анализировать их;
работать с блок-схемами алгоритмов.
|
Закрепляют свои знания, совершая мысленное
путешествие по городу (рисунок-схема города в учебнике); актуализируют свои
наблюдения и обсуждают, какими могут быть проблемы в большом городе,
связанные с наземным транспортом; называют отличительные признаки разных
видов наземного транспорта и распределяют его на группы;
Обсуждают правила безопасного поведения на
транспорте; выполняют задания в рабочей тетради.
|
|
56, 57.
|
Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения
воздуха и воды при его использовании
Учебник (2 часть) – с. 86–89; Рабочая тетрадь № 2 –
с. 36 - 38, задания 10-15; тестовые задания – с. 46-47, работа № 9,
задания 1-6.
|
2
|
06.04
07.04
|
Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со
схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира.
|
Сравнивают различные виды транспорта, классифицируют
их, выделяя их отличительные признаки;
обсуждают экологические проблемы, связанные с транспортом
и предлагают возможные пути их решения;
выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях.
|
|
Раздел V. Человек –
творец – 13 часов
|
58.
|
Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия
археолог
Учебник (2 часть) – с. 90–93
Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 16.
|
1
|
13.04
|
Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои
наблюдения.
|
Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в
тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют
их, работая с учебным текстом, выполняют задание в рабочей тетради.
|
|
59.
|
Старинные и современные предметы одежды и быта
Учебник (2 часть) – с. 94-96;
Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 17, с. 40,
задание 18.
|
1
|
14.04
|
Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из
них нужную информацию.
|
Сравнивают (находят сходства и различия) старинные и
современные предметы быта, одежду, светильники; обсуждают правила безопасного
пользования осветительными приборами (современными и старинными), выполняют
задания в рабочей тетради.
|
|
60.
|
Старинные и современные средства письменности,
счёта, связи
Учебник (2 часть) – с. 97–101;
Тестовые задания – с. 44-45, тест № 11.
|
1
|
20.04
|
Умение анализировать рисунки и текстовую информацию,
выполнять проектную работу и презентовать её.
|
Сравнивают современные и старинные средства
письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и
презентуют её экспонаты.
|
|
61.
|
Художественное творчество человека Учебник (2 часть) – с. 102–103.
Тестовые задания – с. 48-51, работа № 10.
|
1
|
21.04
|
Развитие эстетического восприятия окружающего мира,
умение оценивать произведения искусства.
|
Рассуждают, для чего нужно человеку искусство,
актуализируют свои знания о людях искусства, их произведениях;
обсуждают, какие качества необходимы человеку, чтобы
заниматься искусством, кого называют талантливым, чем интересны профессии
художника, композитора, поэта и др.;
делятся своими впечатлениями о посещении цирка,
театров, вспоминают правила культурного поведения в театре, консерватории,
цирке, при посещении выставки художников;
выполняют задания в тестовой тетради.
|
|
62.
|
Природа в произведениях литературы, живописи,
музыки.
Дополнительные источники информации.
|
1
|
25.04
|
Умение выполнять и презентовать проектное
исследование.
|
Выбирают тему исследования (работу художника, поэта,
композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию
(короткое сообщение о деятеле искусства, репродукцию картины и её описание,
стихотворение и др.).
|
|
63.
|
Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия
Учебник (2 часть) – с. 104-105;
Рабочая тетрадь № 2 – с. 41-42, задания 19-23.
|
1
|
27.04
|
Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из
наблюдений; умение различать предметы по их отличительным признакам.
|
Наблюдают (рассматривают) различные предметы
природы, изделия человека, сравнивают их, пытаются объяснить, чем они
красивы, проверяют свои предположения с текстом учебника и объяснениями
учителя;
выделяют признаки симметричного предмета и
обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета;
догадываются о признаке осевой симметрии по тексту
рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в
классной комнате, находят среди них предметы с осевой симметрией, проверяют
правильность проведения линии симметрии;
«играют» с зеркалом, наблюдая зеркальное отражение в
нём предметов, находят его особенности, выясняют, какое расположение
предметов называют зеркально-симметричным, располагают соответственно
предметы на столе.
|
|
64.
|
Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии
Учебник (2 часть) – с. 105;
Рабочая тетрадь № 2 – с. 43, задания 24-26, с. 44,
задания 27-29.
|
1
|
28.04
|
Умение работать с разными источниками информации.
Умение применять знания в практической деятельности.
|
В начале урока проверяют свои знания осевой
симметрии, выполняя задания в рабочей тетради;
догадываются о признаке центральной симметрии по
тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные
предметы в классной комнате, находят среди них предметы с центральной
симметрией;
проверяют вырезанное (из рабочей тетради) изображение
предмета на наличие осевой симметрии, убеждаются, что повторяемость частей
предмета происходит при его повороте, находят центр симметрии предметов;
выполняют задания в рабочей тетради.
|
|
65.
|
Орнаментальная (переносная) симметрия.
Учебник (2 часть) – с. 106;
Рабочая тетрадь № 2 – с. 45, задания 30-32.
|
1
|
05.05
|
Развитие эстетического восприятия окружающего мира;
умение применять знания в практической деятельности.
|
Догадываются о признаке переносной симметрии по
тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные
предметы в классной комнате, находят среди них предметы, где есть переносная
симметрия, находят ячейку переноса; выполняют задания в рабочей тетради.
|
|
66.
|
Виды симметрии в изделиях людей
Учебник (2 часть) – с. 107-109;
Тестовые задания – с. 52-52, работа № 11.
|
1
|
12.05
|
Умение проверять и оценивать результаты своего
учебного труда.
|
Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно
пренебречь.
Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою
работу и восполняют пробелы.
|
|
67.
|
Контрольный урок. Что узнали, чему научились
во 2 классе
Тестовые задания – с. 54-56;
Рабочая тетрадь № 2 – с. 46.
|
1
|
18.05
|
Умение работать с иллюстрациями, текстом, находить
нужную информацию, использовать её для решения учебных задач.
|
Читают текст, выбирают нужную информацию, отвечая на
вопросы; выбирают тела неживой и живой природы и дают им характеристику,
называют их существенные признаки, находят в тексте явления, которые
характерны для Мурманска, по его гербу определяют, чем занимаются его жители;
выбирают (или делают все) дополнительные вопросы и
отвечают на них;
в рабочей тетради оценивают свои успехи так, как они
оценивали выполнение тестов – кружок красный – выполнил всё, доволен собой,
жёлтый квадрат – допустил одну две ошибки, не совсем уверен в некоторых
ответах, но знания свои считаю достаточно хорошими, зелёный треугольник –
сделал только половину работы, считаю, что знания у меня посредственные.
|
|
68.
|
Экскурсия
«Красота природная и рукотворная»
|
1
|
19.05
|
Умение подмечать красивое, примечательное, развивать
эстетический вкус.
|
Фотографируют примечательные растения, здания,
решётки оград, мосты и др. Готовят альбом о своём городе (селе).
|
|
69-70
|
Обобщение изученного за год.
|
2
|
25.05
26.05
|
|
|
|
|
Всего
|
70 часов
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.