Лецких
Л.А., учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур, Пермский край
Как организовать
тьюторское сопровождение учителя?
(Из опыта работы)
Аннотация
Все мы
прекрасно знаем, что самый загруженный человек в образовании - учитель. Ему, порой,
не хватает ни сил, ни времени на методическую работу, но, к сожалению,
требования к ней растут с каждым годом. Подтверждением этого является новое
положение об аттестации педагогических работников. Вот так и появилась идея
поиска путей оказания помощи педагогу в научно-методическом обеспечении
самообразовательной работы. Учитывая тот факт, что в непрерывном педагогическом
образовании, важной частью которого является методическая работа, существенную
роль стало играть тьюторство, нами и была выбрана такая форма взаимодействия с
педагогом, как тьюторское сопровождение. С чего начать эту работу? Какие
создать условия? Как управлять этой деятельностью? Как отслеживать результаты
индивидуального сопровождения учителя? Вот об этом и
статья с описанием
нашего опыта работы по данной проблеме.
Ключевые слова: тьютор,
тьюторское сопровождение, компетенции тьютора,
формы тьюторства,
«контрольные срезы», алгоритм индивидуальной помощи,
карта
сопровождения, стратегия индивидуального сопровождения, концепция
сопровождения, модель управления индивидуальным сопровождением, условия
сопровождения, программа сопровождения.
В системе
начального общего образования в последнее десятилетие произошли значительные
изменения, повлиявшие на содержание деятельности педагогов образовательных
учреждений. Это и процесс модернизации содержания образования, и новые
приоритеты в образовательной политике, и изменение концептуальных ориентиров
- все это потребовало создания гибкой структуры методической службы и новых
подходов к методической деятельности учителя. В непрерывном педагогическом
образовании, важной частью которого является методическая работа, существенную
роль стало играть тьюторство. В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая,
поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск,
осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных
проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник, помощник.
Сегодня возникает необходимость возрождения классической тьюторской позиции,
очного тьюторства. Современная ситуация в образовании требует особой подготовки
тьютора, основанной на определении его компетенций и учитывающей изменение
роли учителя в современном учебном процессе. Компетентность тьютора может быть
охарактеризована совокупностью наиболее важных компетенций:
- общекультурных
(грамотность, навыки устной и письменной речи, толерантность, способность к
эмпатии, уважение прав и свобод человека, умение анализировать и корректировать
собственную педагогическую деятельность, навыки самопрезентации);
- психолого-педагогических;
- коммуникативных;
- компетенциях
в области предмета;
- компетенциях
в области современных информационных технологий.
Роль
тьютора в образовании достаточно широка: он является не только координатором
учебного процесса, но и специалистом по содержанию курса. В случае
возникновения проблем тьютор может обратиться за помощью к узкому специалисту,
ведущему преподавателю курса.
О
тьюторстве можно прочитать в трудах зарубежных авторов, но мы обратились к
определению роли тьютора, данному П.Г.Щедровицким: «Тьютор является
консультантом
учителя. Он может помочь самоопределиться к самому процессу обучения и к
отдельным элементам этого процесса».
Используя
научные рекомендации по индивидуальному сопровождению педагога, организации
деятельности тьютора, мы попытались создать оптимальные условия для успешной работы
учителей над методическими проблемами и для полной реализации поставленных
задач. Знакомство с научными источниками расширило наше представление о новом
виде управленческой деятельности.
Нами
установлено, что тьюторская помощь может осуществляться в различных формах,
таких как:
- создание
и реализация программы индивидуального сопровождения учителя;
-помощь в
реализации индивидуального маршрута профессиональной подготовки педагога по
заявленной проблеме.
Данный
маршрут может носить как компенсаторный, так и развивающий характер. Важным
компонентом маршрута являются «контрольные срезы» его прохождения,
обеспечивающие оценку и самооценку успешности работы. В качестве «срезовых»
выступают собеседования с руководителем индивидуального сопровождения (тьютором).
Перед началом работы с педагогом тьютор продумывает алгоритм индивидуальной
помощи ему:
·
настрой
педагога на предстоящую работу с ним по индивидуальной программе, определение
цели и задач тьюторской деятельности;
·
заполнение
карты индивидуального сопровождения;
·
получение
информации о проблемах;
·
выбор
приоритетного направления;
·
разработка
стратегии индивидуального сопровождения на год;
·
организация
плановой работы по сопровождению (продумывание разнообразных форм
сопровождения);
·
уточнение
ситуации индивидуального сопровождения;
·
проведение
коррекционной работы;
·
изучение
и обобщение наработанного методического материала.
Поясним некоторые
из этих направлений. Обязательным при тьюторском сопровождении является заполнение
карты сопровождения, в которой указываются:
1. Анкетные
данные педагога.
2. Результаты
первичной диагностики.
3. Методическая
проблема и дата работы над ней.
4. Кто
осуществляет тьюторское сопровождение.
5. Какие
узкие специалисты привлечены к этому сопровождению.
Карта
тьюторского сопровождения учителя (образец)
Ф.И.О.
педагога____________________________________________________
Должность_________________________________________________________
Общий стаж
________________________________________________________
Педагогический
стаж
Квалификационная
категория __________________________________________
Нагрузка в учебном
году _____________________________________________
Реализуемые
программы
|
класс
|
программа
|
планирование
|
УМК
|
|
|
|
|
Далее
в ней прописывается:
Мотивация
индивидуального сопровождения
Проводится
диагностика затруднений (первичная):
Выясняется
общий характер затруднений, испытываемых педагогом:
-психолого-педагогические
-общепедагогические
-социальные
-методические
-научно-теоретические
-организационные
и др. (указать).
Затруднения
могут появиться по причине: недостаточного знания педагогических принципов
обучения, недостатка опыта работы в школе, недостатка знаний
научно-теоретического характера, недостаточного умения работать в гетерогенных
классах, недостаточного умения организовывать и вести индивидуальную работу с
обучающимися, требующими особой педагогической поддержки, имеющими затруднения,
отклонения в поведенческой сфере и т.д.
Далее
указывается, каким путем будет проведена диагностика: в форме собеседования с
учителем, посещения мероприятия, урока, анализа методической документации,
собеседования с зам.директора по УР или др. путем.
Кроме этого в
карте указывается, с учетом чего проведена диагностика:
·
обращений
самого педагога за помощью, консультацией или
·
рекомендаций
администрации ОУ
Отдельными
строками заполняются:
- решение о
тьюторском сопровождении (указывается дата),
- кто
осуществляет тьюторское сопровождение (указывается Ф.И.О. руководителя)
- определяется
методическая проблема (указывается дата начала работы над ней),
- кто в
организации сопровождения принимает участие (указываются Ф.И.О. узких специалистов
или Ф.И.О учителей-предметников).
После заполнения
такой карты с учителем разрабатывается концепция тьюторского сопровождения
(Приложение № 1-5).
На данном этапе мы
обратились к педагогической риторике Юниной Е.А., используя риторический закон.
Для достижения
позитивных результатов в индивидуальной работе с учителем нужно хорошо
представлять, как управлять этим процессом. Так появилась модель управления
процессом сопровождения (Приложение № 1). Стержнем модели индивидуального
сопровождения является научно-методическая помощь, которая позволяет объединить
усилия педагога и тьютора, оказывающего помощь в решении проблемных вопросов.
Модель эта
включает следующие модули:
1. Информационный.
2. Аналитический.
3. Целеполагания.
4. Организационный
(реализация индивидуальной программы сопровождения педагога).
5. Итоговый
(где дается оценка качества работы и достижениям в работе, а также указывается
выход на новые проблемы).
Установлено, что
для успешной реализации программы сопровождения учителя важно учитывать ряд
факторов. Программа сопровождения учителя реализуется при следующих условиях:
-если стержнем
сопровождения является научно-методическая помощь, объединяющая усилия учителя
и тьютора;
-если
продумывается содержание направлений деятельности;
-если соблюдаются
сроки выполнения поставленных задач.
Осуществление
научного подхода к организации тьюторского сопровождения помогает определить
«подводные камни» в реализации программ самообразовательной работы, найти
выходы из проблемных ситуаций.
Какие могут быть
затруднения у тьютора в ходе индивидуального сопровождения учителя:
·
отсутствие
нужных источников по заявленным проблемам;
·
отсутствие
мотивации к исследовательской деятельности у педагога;
·
психологические
барьеры;
·
нераскрытие
педагога;
·
недостаточность
в арсенале тьютора методов и форм контроля;
·
отсутствие
навыков саморефлексии у педагогов;
·
разнородный
опыт педагогов.
Наблюдения за деятельностью педагогов позволили сделать вывод о том, что
правильно организованное тьюторское сопровождение, помощь педагогам
способствуют повышению качества образования, развивают не только самого
учителя, но и тьютора, позволяют выйти на новые проблемы. Несмотря на все
затруднения в работе, мы сумели успешно решить поставленные задачи и прийти к
следующим позитивным результатам:
1) создание
образовательной, развивающей среды, в которой достигаются высокие
образовательные результаты;
2) повышение
мотивации обучающихся к учению;
3) формирование
у педагога умений планировать самостоятельную деятельность обучающихся, вести
уроки в режиме диалога, используя системно-деятельностный подход, владеть
информационно - компьютерными технологиями, использовать их в УП;
4) конструктивное
отношение к критике коллег и своевременное внесение корректив в свою
деятельность;
5) компетентностное
поведение, увлеченность своим предметом.
Думаем, что
тьюторское сопровождение учителя именно по такому маршруту будет доступно и
понятно каждому учителю, представителю методической службы. Считаем, что такая
форма активного взаимодействия тьютора и педагога отвечает требованиям времени,
а также запросам и потребностям педагогов, а потому будет актуальна и в других
образовательных учреждениях.
Список литературы
1.Гнетковская
М.Г.Концепция психолого-педагогического сопровождения ОП//Завуч.-2007.-№3.
2. Костина Н.А.
Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов //Сибирский
учитель. – 2006.-№1.
3.Мирский
Э.М.Проблемы обучения и моделирование научного творчества//Научное
творчество.-М.,1969.
4. Педагогическое
моделирование : теория и практика.- М., 2006.
5.Тьюторство.
Профессия, которой нет//Управление школой.-2004.-№42.
6. Тьютору о
тьюторстве //Завуч. – 2007. - №4. – с.30 – 56.
7.Юнина Е.А.,
Солодовникова С.В. Педагогическая психология: социально-личностное образование
(сущность и технологии): учебно-методическое пособие. Пермь. Издательство
«ПРИПИТ»,2004.
8.Юнина
Е.А.Современная парадигма образования в аспекте риторической культуры.- Пермь,
2004.
9.Юнина
Е.А.Современные образовательные технологии. М.:2006, 69 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.