Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКак организовать тьюторское сопровождение учителя?

Как организовать тьюторское сопровождение учителя?

Скачать материал

Лецких Л.А., учитель начальных классов,                                                                                       МАОУ СОШ №21, г.Кунгур, Пермский край

Как организовать тьюторское сопровождение учителя?

(Из опыта работы)

Аннотация

      Все мы прекрасно  знаем, что самый загруженный человек в образовании - учитель. Ему, порой,  не хватает ни сил, ни времени на методическую работу, но, к сожалению, требования к ней растут с каждым годом. Подтверждением этого является новое положение об аттестации педагогических работников. Вот так и появилась идея поиска путей оказания помощи педагогу в научно-методическом обеспечении самообразовательной работы. Учитывая тот факт, что в непрерывном педагогическом образовании, важной частью которого является методическая работа, существенную роль стало играть тьюторство,  нами и была выбрана такая форма взаимодействия с педагогом, как тьюторское сопровождение. С чего начать эту работу? Какие создать условия? Как управлять этой деятельностью? Как отслеживать результаты индивидуального сопровождения учителя? Вот об этом и

статья с описанием нашего опыта работы по данной проблеме.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение,  компетенции тьютора,

формы  тьюторства,  «контрольные срезы», алгоритм индивидуальной помощи,

карта сопровождения,  стратегия индивидуального сопровождения, концепция сопровождения,  модель управления индивидуальным сопровождением, условия сопровождения, программа сопровождения.

         В системе начального общего образования в последнее десятилетие произошли значительные изменения, повлиявшие на содержание деятельности  педагогов  образовательных учреждений. Это и процесс модернизации содержания образования, и новые приоритеты  в образовательной политике, и изменение концептуальных ориентиров -  все это потребовало создания гибкой структуры методической службы и новых подходов к методической деятельности учителя. В непрерывном педагогическом образовании, важной частью которого является методическая работа, существенную роль стало играть тьюторство. В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник, помощник.  Сегодня возникает необходимость возрождения классической тьюторской позиции, очного тьюторства. Современная ситуация в образовании требует особой подготовки тьютора,  основанной на определении его компетенций и учитывающей изменение  роли учителя в современном учебном процессе. Компетентность тьютора может быть охарактеризована совокупностью наиболее важных компетенций:

- общекультурных (грамотность, навыки устной и письменной речи, толерантность, способность к эмпатии, уважение прав и свобод человека, умение анализировать и корректировать собственную педагогическую деятельность, навыки самопрезентации);

- психолого-педагогических;

- коммуникативных;

- компетенциях в области предмета;

- компетенциях в области современных информационных технологий.

Роль тьютора в образовании достаточно широка: он является не только координатором учебного процесса, но и специалистом по содержанию курса. В случае возникновения проблем тьютор может обратиться за помощью к узкому специалисту, ведущему преподавателю курса.

О тьюторстве можно прочитать в трудах зарубежных авторов, но мы обратились к определению  роли тьютора, данному П.Г.Щедровицким: «Тьютор  является

консультантом учителя. Он может помочь самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса».

 Используя научные рекомендации по индивидуальному сопровождению педагога, организации деятельности тьютора, мы попытались создать оптимальные условия для успешной работы учителей над методическими проблемами и для полной реализации поставленных задач. Знакомство с научными источниками расширило наше представление о новом виде управленческой деятельности.

 Нами установлено, что тьюторская помощь может осуществляться в различных формах, таких как:

- создание и реализация программы индивидуального сопровождения учителя;

-помощь в реализации индивидуального маршрута профессиональной подготовки педагога по заявленной проблеме.

 Данный маршрут может носить как компенсаторный, так и развивающий характер. Важным компонентом маршрута являются «контрольные срезы» его прохождения, обеспечивающие оценку и самооценку успешности  работы. В качестве «срезовых» выступают собеседования с руководителем индивидуального сопровождения (тьютором). Перед началом работы с педагогом тьютор продумывает алгоритм индивидуальной помощи ему:

·        настрой педагога на предстоящую работу с ним по индивидуальной программе, определение цели и задач тьюторской деятельности;

·        заполнение карты индивидуального сопровождения;

·        получение информации о проблемах;

·        выбор приоритетного направления;

·        разработка стратегии индивидуального сопровождения на год;

·        организация плановой работы по сопровождению (продумывание разнообразных форм сопровождения);

·        уточнение ситуации индивидуального сопровождения;

·        проведение коррекционной работы;

·        изучение и обобщение наработанного методического материала.

Поясним некоторые из этих направлений. Обязательным при тьюторском сопровождении является заполнение карты сопровождения, в которой указываются:

1.     Анкетные данные педагога.

2.     Результаты первичной диагностики.

3.     Методическая проблема и дата работы над ней.

4.     Кто осуществляет тьюторское сопровождение.

5.     Какие узкие специалисты привлечены к этому сопровождению.

 

Карта тьюторского сопровождения учителя (образец)

Ф.И.О. педагога____________________________________________________

Должность_________________________________________________________

Общий стаж ________________________________________________________

Педагогический стаж

Квалификационная категория __________________________________________

Нагрузка в учебном году _____________________________________________

 

 

Реализуемые программы

класс

программа

планирование

УМК

 

 

 

 

Далее в ней прописывается:

Мотивация индивидуального сопровождения

Проводится диагностика затруднений (первичная):

Выясняется общий характер затруднений, испытываемых педагогом:

-психолого-педагогические

-общепедагогические

-социальные

-методические

-научно-теоретические

-организационные и др. (указать).

Затруднения могут появиться по причине: недостаточного знания педагогических принципов обучения, недостатка опыта работы в школе, недостатка знаний научно-теоретического характера, недостаточного умения работать в гетерогенных классах, недостаточного умения организовывать и вести индивидуальную работу с обучающимися, требующими особой педагогической поддержки, имеющими затруднения, отклонения в поведенческой сфере и т.д.

Далее указывается, каким путем будет проведена диагностика: в форме собеседования  с учителем, посещения  мероприятия, урока, анализа методической документации, собеседования с зам.директора по УР или др. путем.

Кроме этого в карте указывается, с учетом чего проведена диагностика:

·        обращений самого педагога за помощью, консультацией или

·        рекомендаций администрации ОУ

  Отдельными строками  заполняются:

 - решение о тьюторском сопровождении (указывается дата),

-  кто осуществляет тьюторское сопровождение (указывается Ф.И.О. руководителя)

-  определяется методическая проблема (указывается дата начала работы над ней),

-  кто в организации сопровождения принимает участие (указываются Ф.И.О. узких специалистов или  Ф.И.О учителей-предметников).

 

После заполнения такой карты с учителем разрабатывается концепция  тьюторского сопровождения (Приложение № 1-5).

На данном этапе мы обратились к педагогической риторике Юниной Е.А., используя риторический закон.

Для достижения позитивных результатов в индивидуальной работе с учителем нужно хорошо представлять, как управлять этим процессом. Так появилась модель управления процессом сопровождения (Приложение № 1).  Стержнем модели индивидуального сопровождения является научно-методическая помощь, которая позволяет объединить усилия педагога и тьютора, оказывающего помощь в решении проблемных вопросов.

 Модель эта включает следующие модули:

1.     Информационный.

2.     Аналитический.

3.     Целеполагания.

4.     Организационный  (реализация индивидуальной программы сопровождения педагога).

5.     Итоговый (где дается оценка качества работы и достижениям в работе, а также указывается выход на новые проблемы).

Установлено, что для успешной реализации программы сопровождения учителя важно учитывать ряд факторов. Программа сопровождения учителя реализуется при следующих условиях:

-если стержнем сопровождения является научно-методическая помощь, объединяющая усилия учителя и тьютора;

-если продумывается содержание направлений деятельности;

-если соблюдаются сроки выполнения поставленных задач.

Осуществление научного подхода к организации тьюторского сопровождения помогает определить «подводные камни» в реализации программ самообразовательной работы, найти выходы из проблемных ситуаций.

Какие могут быть затруднения у тьютора в ходе индивидуального сопровождения учителя:

·        отсутствие нужных источников по заявленным проблемам;

·        отсутствие мотивации к исследовательской деятельности у педагога;

·        психологические барьеры;

·        нераскрытие педагога;

·        недостаточность в арсенале тьютора методов и форм контроля;

·        отсутствие навыков саморефлексии у педагогов;

·        разнородный опыт педагогов.

  Наблюдения за деятельностью педагогов позволили сделать вывод о том, что   правильно организованное тьюторское сопровождение, помощь педагогам способствуют повышению качества образования, развивают не только самого учителя, но и тьютора, позволяют выйти на новые проблемы. Несмотря на все затруднения в работе, мы сумели успешно решить поставленные задачи и прийти к следующим позитивным результатам:

1)    создание образовательной, развивающей среды, в которой достигаются высокие образовательные результаты;

2)    повышение мотивации обучающихся к учению;

3)    формирование у педагога умений планировать самостоятельную деятельность обучающихся, вести уроки в режиме диалога, используя  системно-деятельностный подход,  владеть информационно - компьютерными технологиями, использовать их в УП;

4)    конструктивное отношение к критике коллег и своевременное внесение корректив в свою деятельность;

5)    компетентностное поведение, увлеченность  своим предметом.

Думаем, что тьюторское сопровождение учителя именно по такому маршруту будет доступно и понятно каждому учителю, представителю методической службы. Считаем, что такая форма активного взаимодействия тьютора и педагога отвечает требованиям времени, а также запросам и потребностям педагогов, а потому будет актуальна и в других образовательных учреждениях.

 

Список литературы

 

1.Гнетковская М.Г.Концепция психолого-педагогического сопровождения ОП//Завуч.-2007.-№3.

2. Костина Н.А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов //Сибирский учитель. – 2006.-№1.

3.Мирский Э.М.Проблемы обучения и моделирование научного творчества//Научное творчество.-М.,1969.

4. Педагогическое моделирование : теория и практика.- М., 2006.

5.Тьюторство. Профессия, которой нет//Управление школой.-2004.-№42.

6. Тьютору о тьюторстве //Завуч. – 2007. - №4. – с.30 – 56.

7.Юнина Е.А., Солодовникова С.В. Педагогическая психология: социально-личностное образование (сущность и технологии): учебно-методическое пособие. Пермь. Издательство «ПРИПИТ»,2004.

 8.Юнина Е.А.Современная парадигма образования в аспекте риторической культуры.- Пермь, 2004.

 9.Юнина Е.А.Современные образовательные технологии. М.:2006, 69 с.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Как организовать тьюторское сопровождение учителя?"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Все мы прекрасно  знаем, что самый загруженный человек в образовании - учитель. Ему, порой,  не хватает ни сил, ни времени на методическую работу, но, к сожалению, требования к ней растут с каждым годом. Подтверждением этого является новое положение об аттестации педагогических работников. Вот так и появилась идея поиска путей оказания помощи педагогу в научно-методическом обеспечении самообразовательной работы. Учитывая тот факт, что в непрерывном педагогическом образовании, важной частью которого является методическая работа, существенную роль стало играть тьюторство,  нами и была выбрана такая форма взаимодействия с педагогом, как тьюторское сопровождение. С чего начать эту работу? Какие создать условия? Как управлять этой деятельностью? Как отслеживать результаты индивидуального сопровождения учителя? Вот об этом и

статья с описанием нашего опыта работы по данной проблеме.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение,  компетенции тьютора, формы  тьюторства,  «контрольные срезы», алгоритм индивидуальной помощи, карта сопровождения,  стратегия индивидуального сопровождения, концепция сопровождения,  модель управления индивидуальным сопровождением, условия сопровождения, программа сопровождения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 262 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 540
    • DOCX 22.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лецких Людмила Арнольдовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лецких Людмила Арнольдовна
    Лецких Людмила Арнольдовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 109658
    • Всего материалов: 67

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 276 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 885 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов