Александр
Сергеевич Пушкин 200 лет назад замечал, что все беды России происходят по одной
причине - по причине отсутствия воспитания. Воспитание всегда отставало от
обучения, рассматривалось как сопутствующая деятельность. Несколько улучшило
положение введение в школу детских организаций. Пионерская и комсомольская
организации, несмотря на очевидные недостатки, значительно обогатили жизнь
детей. Но вот наступило новое время, и прежние организации были ликвидированы.
Это не могло не сказаться на общем отношении к воспитанию. Возникало даже
выражение, ставшее крылатым: «Чем советское воспитание, лучше никакого!». Так и
пошло, но жизнь не обманешь. Развивать интерес к учению без воспитательной
поддержки оказалось невозможным.
Но
воспитание не может осуществляться стихийно, беспорядочно, нужна четкая и ясная
воспитательная программа. Раньше она была единой для всей страны и всех школ.
Теперь положение принципиально изменилось: сегодня каждая школа имеет право на
свой путь развития и выбор типа учебного заведения.
Существует
много толкований термина «воспитание». От того, какое из них выберет
педагогический коллектив конкретной школы, зависит и программа воспитания.
К педсовету я выбрала высказывание Селистена Френе: «Воспитание - это
максимальное развитие личности в разумно организованном обществе». Из этого
высказывания следует,что целью воспитания становится личность, а главным
средством воспитания - «разумно организованное общество». Под этим понимается
не только и не столько общество в глобальном понимании (это от нас не зависит)
этого слова, сколько образ жизни населения конкретной школы, живущей по
правилам и законам порядочных людей.
Неповторимые
взаимоотношения, весьма влияющие на процесс социализации растущей личности, ее
нравственное, духовное становление складываются в классном коллективе. Именно
классный руководитель должен создать в школе благоприятный психологический
микроклимат и творческую атмосферу для раскрытия, самореализации воспитанника
как личности.
Цель воспитательной работы со своими детьми классный руководитель ставит,
исходя из характеристики класса, специфики внутренних личностных общений,
структуры классного коллектива и своей педагогической позиции по отношению к
ребенку.
Результатом воспитательных мероприятий является не
мифическое «повышение уровня воспитанности» класса,
что невозможно измерить, а реальное изменение отношений в коллективе, детей друг к другу, к самим себе, к учителю, к
школе, к родителям. То есть ребята должны становиться друг к другу
добрее, у «отверженного» должен появиться
товарищ, слабоуспевающий должен поверить в себя.
Никакой воспитатель не сможет заставить уважать товарища по классу принуждением,
но организовать в классе дело, чтобы собрать всех вместе, ему по силам. Таким
образом, собирать воспитанников нужно не для того, чтобы стереть различия, а
для того, чтобы их подчеркнуть, показать всем и восхититься.
Воспитать ответственность без духовной работы самого ребенка, без его
собственных усилий, воспитать принуждением -
невозможно. Воспитание есть, прежде всего, самовоспитание.
Надо
воспитывать не поведение, а мотивы, то есть внутренние намерения, не сознание,
а потребностно - мотивационную сферу ребенка. Самый воспитанный тот ученик,
кому и в голову не придет мысль опоздать, солгать, вырвать страницу из
дневника, ударить, украсть, как бы ни была трудна жизненная ситуация. У него в
психике нет таких установок как способов выхода из трудной ситуации.
Ребенка
не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть, более того, каким мы хотели бы его видеть. Надо
искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую
очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и
талантлив, прежде всего, должен сам ребенок. Самое главное приобретение,
которое необходимо сделать ребенку в период школьнoгo ученичества - это чувство собственного достоинства,
веру в себя, что он знает, умеет и способен. Ребенок перестает чего-то
хотеть, когда понимает, что он Не может, Не способен. Этого достичь
можно только добром. Ибо только добро рождает
добро. Так завещал замечательный педагог А.В. Сухомлинский.
Какие воспитательные задачи ставит перед собой классный
руководитель?
Воспитательные задачи
|
1.сплочение
детского коллектива
|
|
2.создание
благоприятного психолого-нравственного климата,
комфортного
состояния для каждого ученика
|
3.
создание условий самореализации, самораскрытия каждого ученика
|
4.
коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между
учениками
|
5.
стимулирование позитивного поведения уч-ся
|
6.
оказание помощи уч-ся в сложных, затруднительных ситуациях
В
своей воспитательной деятельности я придерживаюсь выполнения следующих задач:
1.формирование
нового социального статуса и новых социальных ролей «я- ученик, школьник»,
«я- член коллектива, класса, школы»
2.сплочение
коллектива
3.создание
условий для самоутверждения ученика в группе детей и взрослых
4.формирование
навыков культуры поведения
|
|
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы
был и остается классный час.
Что
же такое «классный час»?
Известные
ученые считают:
«Классный
час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками».
В.П.Созонов
«Классный
час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной
деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к
окружающему миру ».
Н.Е.Щуркова,
Н.С.Финданцевич
Классный
час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного
руководителя».
Л.И.Маленкова
Исходя
из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы. Прежде
всего:
·
это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
·
это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль
в организации, которой играет педагог.
В
своей работе я также использую классный час, как одну из эффективных форм
воспитательной деятельности. Наряду с этим проводятся беседы, игры и праздники
совместно с родителями . Очень важную роль в воспитании и становлении ученика
как личности играет тесный контакт с родителями.
Предоставляю
вашему вниманию некоторые игры.
1.«Ты
скажи мне ,как тебя зовут»
Выбрать
из предложенных имён те ,что встречаются среди игроков (желательно не своё)
2.
«Если весело тебе ,то делай так»
Если
весело тебе,
То
делай так:раз-два(хлопайте в ладоши),
Если
весело тебе,
То
делай так:раз-два(топайте ногами)
Вместе
за руки возьмёмся
И
друг другу улыбнёмся.
Если
весело тебе,
То
делай так(подайте друг другу руки).
3.
«Ручки ,ножки, огуречик , получился человечек».
Из
предложенных фигур сложить человечка.
4.
«Волшебный стул»
Обращается
внимание на то, что каждый хорош по-своему: один прекрасно поёт; другой- всегда
готов помочь людям, приветлив, добр к людям; третий- надёжен в деле и т.д. один
ученик садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших
поступках.
5.Игра
«Дождик»
Дети(дождики)встают
в круг. Тучка (Ирина)- в центре круга. Кого тучка заденет волшебной палочкой ,
тот рассказывает ,какое доброе дело он сделал.
Т.д.
Тематика
классных часов:
Права
и обязанности школьника.
Правила
поведения в школе
Перемена,
перемена…
Путешествие
в театр.
Поговорим
о доброте.
Да
здравствуют вежливость и доброта.
В заключение хотелось бы привести «10 заповедей «классного»
воспитателя»:
Умей выслушать - ибо в идеях
детей есть рациональное зерно. Найди его.
Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои
авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.
Найди, за что похвалить - ибо доброе слово
и кошке приятно.
Будь справедлива - ибо обиды больно
ранят детскую душу.
Умей видеть положительные качества ученика - ибо
хорошего в детях больше, чем плохого.
Зарази собственным примером - ибо кто-то
должен быть паровозом.
Защищай своего ученика даже перед педагогами - ибо в
негативных моментах есть свои причины.
Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в
собственном бессилии расписывается только слабак.
Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно.
Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо
классный руководитель - мать от завтрака и до обеда.
Хотелось
бы, чтобы каждый классный руководитель помнил и руководствовался в своей работе
с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У каждого
ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их,
затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном.»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.