РАННИЙ ВОЗРАСТ
• Один из ведущих механизмов развития ребенка – Зона ближайшего развития. Это
значит, что ребенок завтра самостоятельно будет делать то, что сегодня он делал
с взрослым. Ваша речь должна вести ребенка за собой, быть правильной и богатой.
Но не слишком сложной!
• Не стоит слишком активно употреблять уменьшительно- ласкательные формы слов,
коверкать слова – ребенок впитывает это как губка. Пусть ваша речь будет
простой и грамматически правильной, без использования сложных для восприятия
слов.
• Необходимо создавать ситуации, провоцирующие речевую активность. Если
родитель угадывает каждое желание ребенка, не дожидаясь, пока он выскажется, то
взрослый не оставляет ему возможности развиваться.
В таком случае ребенок не озвучивает собственные потребности а значит, не
обогащает свою речь.
• Речевая активность возникает также и в ситуациях эмоционального общения с
окружающим миром.
Мама с двухлетней Машей во время совместных прогулок ничего не упускают из
виду: все, что они видят, становится живым, интересным, увлекательным.
Обыденные вещи обретают свою яркость, индивидуальность, неповторимость. «Маша,
посмотри, какой красивый камень! Видишь, он похож на кота. А как разговаривает
кот? Камень твердый, а котик мягкий. Маша, это мусорные контейнеры. Всeгда
нужно убирать за собой. Смотри, мусор опрокинут. Скажи, разве можно так?
Посмотри, как красиво падают листья! Ой, как здорово! А как они шуршат?».
Обычная прогулка превращается в праздник – ведь каждые день находятся новые,
неповторимые впечатления.
3 ГОДА
В три года в развитии речи случается период взрыва. Ребенок готов общаться
полными фразами, и его речь понятна не только близким, но и всем окружающим. В
этом возрасте важно предоставить ребенку свободу действия и
самовыражения.
• Почти у всех детей возникают сложности в звукопроизношении (замены, искажения
звуков), а также пропуски, перестановки слогов. Это происходит потому, что
фонематический слух только начинает формироваться, и ребенок не слышит разницы
между некоторыми звуками. Также, артикуляционный аппарат еще не готов к
произнесению многих звуков. Не стоит беспокоиться, это естественный этап в
развитии речи. Исправление таких ошибок взрослым может иметь обратное действие
– ребенок будет из-за всех сил стараться, но не добьется успеха.
• Чтобы помочь ребенку освоить произношению трудных звуков, полезно предлагать
ему грызть твердые овощи и фрукты, сухари – это развивает артикуляционный
аппарат, что в свою очередь помогает созреть структурам ствола мозга. Также
важно тренировать язык (облизывать тарелки, баночки из под йогуртов, цокать как
лошадка, показывать язык «у кого длиннее», и т.д.).
• Чтобы сформировался фонематическй слух, полезно научить ребенка различать
неречевые звуки. Предлагайте ему вслушиваться в звуки ветра, дождя, пение птиц.
Мама и трехлетний Петя на прогулке отгадывают на слух, какая машина проехала –
грузовая или легковая, автобус или трамвай, а дома Петя с мамой различают на
слух, что насыпано в банку; гречка или пуговицы; что за шум в соседней комнате
– дедушка лег на кровать, или сестра скрипнула креслом.
5 ЛЕТ
• В пять лет речь ребенка правильное звукопроизношение уже сформировалось, речь
стала связной, богатой. Происходит расцвет зрительной памяти. Ребенок
запоминает буквы, слова, как зрительные образы.
• Хорошо знакомить ребенка с разными начертаниями букв и других знаков:
предлагать их раскрашивать, штриховать, складывать из лент и палочек, пуговиц.
Однако, редкий ребенок в этом возрасте уже готов к усвоению чтения и письма.
Для него такие игры скорее творчество. Не стоит считать этот возраст как
подготовительный к школе.
• Часто дети начинают придумывать «новые», слова. Это нормальный этап в
развитии психики – «колоток» место молотка, «кусарики» – вместо сухариков.
Необходимо отнестись с уважение к этому – так ребенок «пробует» на вкус родной
язык. Однако, нельзя откровенно одобрять этого – так можно создать у ребенка
впечатление, что культура речи – нечто условное, раз родители не против
ошибок.
• Важно помочь ребенку чувствовать себя успешным в освоении мира, оказать ему
поддержку, разрешить ошибаться. В этот период ребенку необходимо наиграться со
сверстниками в сюжетно – ролевые игры, это помогает осознавать правила общения.
Чем больше у ребенка собеседников, тем богаче его речь. Замечательно встречать
семьи, где взрослые беседуют с детьми, как с равными, рассказывают о своей
работе, любимых делах, о своих чувствах. Обучится называть свои чувства ребенок
может только у близких людей.
Так формируется не только словарный запас, но и эмоциональный интеллект,
личность в целом.
7 ЛЕТ
• В семь лет психика ребенка подвержена существенным изменениям. С приходом
школьного возраста ребенок заметно взрослеет. Он очень хочет ощущать себя
взрослым, ответственным. Игровая деятельность сменилась на другую – учебную, и
он хочет быть важным, нужным, успешным. Но в глазах взрослых он остается еще
маленьким и неразумным. Следовательно, ребенок хочет утвердиться всеми силами.
С этим связаны вспышки агрессии, театральность поведения, «шутовство»,
нарушения дисциплины.
• Ведущая потребность в этот период – уважение, и право на равенство. В этот
период очень важно говорить с ребенком о его чувствах, проблемах. Ему есть чем
поделиться с вами, что рассказать, и ему очень важно, что его слышат.
Рекомендуется применять «активное слушание» – отражать чувства ребенка. «Я
слышу, ты устал. 6 уроков – это очень сложно, я понимаю, что тебе это
непривычно. Я тоже устал на работе, и жутко хочу отдохнуть». Так можно показать
и то, что понимаешь проблемы ребенка, и то, что готов обсуждать с ним свои
«взрослые» заботы. Так ребенок может научиться спонтанности в речи, научится
называть свои чувства.
Позволительно использовать более сложные слова в общении, объясняя их значение.
Разговоры со взрослыми на равных позволит ребенку существенно обогатить свой
словарный запас, быть на высоком культурном уровне с самого детства.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.