Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Скачать материал

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Хохлова О.Н.

МБОУ «Городская гимназия №1» г. Усть-Илимска

 

Образование в начальной школе является фундаментом для дальнейшего обучения и учителю  важно сформировать у младшего школьника необходимые УУД, достичь личностных результатов. Одной из отличительных особенностей ФГОС является изменение в требованиях к результатам образования.  В качестве основного выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные задачи.  Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. ФГОС определены результаты воспитания: патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность. Как учителю в повседневной деятельности не упустить все  аспекты, названные выше?

Современные педагогические технологии и методы обучения позволяют сделать процесс обучения и воспитания эффективным и успешным. Учителя начальной школы используют различные приёмы, которые позволяют выстроить определённую систему работы и  достичь планируемых результатов.

Материал русского фольклора можно  успешно использовать в урочной и внеурочной деятельности для решения образовательных и воспитательных задач.   Недаром народная мудрость гласит «Пословица всем делам помощница».  Работа по изучению русского фольклора ведётся в течение года на уроках русского языка, литературного чтения и риторики. Этот материал помогает привлечь внимание детей к красоте и мудрости народного слова; объясняет сущность многих жизненных явлений; обогащает  словарь учащихся; развивает устную речь и поэтический слух. Виды заданий многообразны:

·       подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о маме, о добре, о лени, о труде),

·       соотношение пословиц и поговорок с предложенными иллюстрациями,

·       восстановление текста пословицы по отдельным частям,

·       подборка  пословицы и поговорки с определённым словом,

·       характеристика человека или ситуации с помощью пословиц,

·       нахождение ошибки в пословице или поговорке,

·       разъяснение смысла пословицы,

·       отгадывание пословиц по слогам, гласным буквам,

·       нахождение орфограмм.

Обобщить и пополнить знания русского фольклора учащиеся смогли в процессе работы над темой «Русский фольклор» в рамках проекта «Мобильная суббота», который успешно реализуется в МБОУ «Городская гимназия №1». Первоклассники работали с русским фольклором по нескольким темам: «Что такое фольклор», «Русские народные сказки», «Книги, в которых живут пословицы и поговорки», «Устаревшие слова русского языка». Учащиеся, совместно с родителями, изучали и  анализировали информацию, используя образовательные ресурсы города: библиотеки, картинную галерею, краеведческий музей, Интернет. Учащиеся активно осваивали новые формы общения: беседа, интервью, опрос, исследование. 

Предлагаю вашему вниманию некоторые задания маршрутного листа по теме «Устаревшие слова русского языка».

Задание 1.

·       Какие слова называются устаревшими? Найдите ответ на этот вопрос в «Справочнике для учащихся». Запишите  ответ.

·       Почему многими словами в современном русском языке перестали пользоваться?

Задание 2.

·       Прибаутки, колыбельные песни, русские народные сказки, пословицы, поговорки, фразеологизмы – это фольклор. Почему в фольклоре сохранились устаревшие слова?

·       Посетите детскую библиотеку «Родничок». Выберите книги русского фольклора, найдите в этих произведениях устаревшие слова, запишите  их.

Задание 3.

·       Выпишите найденные устаревшие слова  и  их значение  в таблицу. Вам поможет библиотекарь.

Задание 4.

·       Представьте, что вы с помощью машины времени перенеслись в прошлое и встретились с мальчиком, который перечисляет названия частей тела человека. Конечно, он употребляет устаревшие слова. Рассмотрите картинку. Запишите в таблицу устаревшие и современные названия частей тела человека. Вам поможет консультант.

Задание 5.

·       Обратитесь к специалисту – учителю изобразительного искусства. Подберите и рассмотрите несколько картин, на которых изображены русские люди в старинные времена. Выберите две картины, которые произвели на вас наибольшее впечатление.    

·       Рассмотрите одежду людей на картинах. Попробуйте узнать название одежды. Запишите свои «находки» в таблицу.

·       Раскрасьте картинку. Подпишите название устаревших слов - предметов одежды.

Задание 6.

·       Посетите краеведческий музей (тёмный зал). Внимательно рассмотрите старинные предметы быта.  Перечислите название предметов, которые вы услышали впервые. Можно эти слова назвать устаревшими?

·       Какой предмет привлёк ваше внимание? Чем? Как  люди использовали его в хозяйстве? Ответ запишите.

·       Нарисуйте этот предмет. Можно сделать фотографию.

Итогом работы явилась творческая презентация перед своим классным коллективом: иллюстрации, театрализованные представления, кроссворды, поделки,  частушки, загадки и т.д.

Изученный материал используется во внеурочной деятельности.  Приоритетным направлением воспитательной работы моего класса являются  патриотическое и нравственное направления. Традиционными стали следующие мероприятия: «Толкователи слов» (предшествует классному часу на нравственную тему), праздник «Ехал Грека …» (театрализованное представление для учащихся начальной школы), «Турнир знатоков русского фольклора» (праздник с родителями в конце года). Проектная деятельность класса также связана с фольклором.

 

Класс

Проект класса

Результат

1

«В гостях у сказки»

  • альбом «В гостях у сказки»
  • викторина «Сказочные герои»
  • познавательная игра «Лукоморье»
  • справочник «Устаревшие слова русского языка»

2

«Знатоки русского фольклора»

  • календарь «Пословицы и поговорки о погоде и природных явлениях»
  • участие в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее, Юниор» с исследовательской работой «Устаревшие слова русского языка»,

 

 

 

Таким образом, используя в работе фольклорный материал учитель может успешно решать воспитательные задачи, а так же задачи по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Образование в начальной школе является фундаментом для дальнейшего обучения и учителю  важно сформировать у младшего школьника необходимые УУД, достичь личностных результатов.

Материал русского фольклора можно  успешно использовать в урочной и внеурочной деятельности для решения образовательных и воспитательных задач.   Недаром народная мудрость гласит «Пословица всем делам помощница».  Работа по изучению русского фольклора ведётся в течение года на уроках русского языка, литературного чтения и риторики. Этот материал помогает привлечь внимание детей к красоте и мудрости народного слова; объясняет сущность многих жизненных явлений; обогащает  словарь учащихся; развивает устную речь и поэтический слух.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 761 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2014 301
    • DOCX 65.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хохлова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хохлова Ольга Николаевна
    Хохлова Ольга Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6105
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 299 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 94 человека из 34 регионов

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление личной продуктивностью менеджера

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе