ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Хохлова О.Н.
МБОУ «Городская гимназия №1» г.
Усть-Илимска
Образование в начальной школе является
фундаментом для дальнейшего обучения и учителю важно сформировать у младшего школьника
необходимые УУД, достичь личностных результатов. Одной из отличительных
особенностей ФГОС является изменение в требованиях к результатам образования.
В качестве основного выступает овладение набором универсальных учебных
действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные
задачи. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений
учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. ФГОС определены результаты воспитания: патриотизм, учебная
мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за
свои решения и поступки, толерантность. Как учителю в повседневной деятельности
не упустить все аспекты, названные выше?
Современные педагогические технологии и
методы обучения позволяют сделать процесс обучения и воспитания эффективным и
успешным. Учителя начальной школы используют различные приёмы, которые
позволяют выстроить определённую систему работы и достичь планируемых
результатов.
Материал русского фольклора можно успешно
использовать в урочной и внеурочной деятельности для решения образовательных и
воспитательных задач. Недаром народная мудрость гласит «Пословица всем делам
помощница». Работа по изучению русского фольклора ведётся в течение года на
уроках русского языка, литературного чтения и риторики. Этот материал помогает привлечь внимание детей
к красоте и мудрости народного слова; объясняет сущность многих жизненных
явлений; обогащает словарь учащихся; развивает устную речь и поэтический слух.
Виды заданий многообразны:
· подборка или распределение
пословиц и поговорок на определённую тему (о маме, о добре, о лени, о труде),
· соотношение пословиц и поговорок
с предложенными иллюстрациями,
· восстановление текста пословицы по
отдельным частям,
· подборка пословицы и поговорки
с определённым словом,
· характеристика человека или
ситуации с помощью пословиц,
· нахождение ошибки в пословице
или поговорке,
· разъяснение смысла пословицы,
· отгадывание пословиц по слогам,
гласным буквам,
· нахождение орфограмм.
Обобщить и пополнить знания русского
фольклора учащиеся смогли в процессе работы над темой «Русский фольклор» в
рамках проекта «Мобильная суббота», который успешно реализуется в МБОУ «Городская
гимназия №1». Первоклассники работали с русским фольклором по нескольким темам:
«Что такое фольклор», «Русские народные сказки», «Книги, в которых живут
пословицы и поговорки», «Устаревшие слова русского языка». Учащиеся, совместно
с родителями, изучали и анализировали информацию, используя образовательные
ресурсы города: библиотеки, картинную галерею, краеведческий музей, Интернет.
Учащиеся активно осваивали новые формы общения: беседа, интервью, опрос,
исследование.
Предлагаю вашему вниманию некоторые
задания маршрутного листа по теме «Устаревшие слова русского языка».
Задание 1.
· Какие слова называются устаревшими? Найдите
ответ на этот вопрос в «Справочнике для учащихся». Запишите ответ.
· Почему многими словами в современном русском
языке перестали пользоваться?
Задание 2.
· Прибаутки, колыбельные песни, русские народные
сказки, пословицы, поговорки, фразеологизмы – это фольклор. Почему в фольклоре
сохранились устаревшие слова?
· Посетите детскую библиотеку «Родничок».
Выберите книги русского фольклора, найдите в этих произведениях устаревшие
слова, запишите их.
Задание 3.
· Выпишите найденные устаревшие слова и их
значение в таблицу. Вам поможет библиотекарь.
Задание 4.
· Представьте, что вы с помощью машины времени
перенеслись в прошлое и встретились с мальчиком, который перечисляет названия
частей тела человека. Конечно, он употребляет устаревшие слова. Рассмотрите
картинку. Запишите в таблицу устаревшие и современные названия частей тела
человека. Вам поможет консультант.
Задание 5.
· Обратитесь к специалисту – учителю
изобразительного искусства. Подберите и рассмотрите несколько картин, на
которых изображены русские люди в старинные времена. Выберите две картины,
которые произвели на вас наибольшее впечатление.
· Рассмотрите одежду людей на картинах.
Попробуйте узнать название одежды. Запишите свои «находки» в таблицу.
· Раскрасьте картинку. Подпишите название
устаревших слов - предметов одежды.
Задание 6.
· Посетите краеведческий музей (тёмный зал).
Внимательно рассмотрите старинные предметы быта. Перечислите название
предметов, которые вы услышали впервые. Можно эти слова назвать устаревшими?
· Какой предмет привлёк ваше внимание? Чем? Как
люди использовали его в хозяйстве? Ответ запишите.
·
Нарисуйте этот предмет.
Можно сделать фотографию.
Итогом работы явилась творческая презентация
перед своим классным коллективом: иллюстрации, театрализованные представления,
кроссворды, поделки, частушки, загадки и т.д.
Изученный материал используется во внеурочной
деятельности. Приоритетным направлением воспитательной работы моего класса
являются патриотическое и нравственное направления. Традиционными стали
следующие мероприятия: «Толкователи слов» (предшествует классному часу на
нравственную тему), праздник «Ехал Грека …» (театрализованное представление для
учащихся начальной школы), «Турнир знатоков русского фольклора» (праздник с
родителями в конце года). Проектная деятельность класса также связана с
фольклором.
Класс
|
Проект
класса
|
Результат
|
1
|
«В гостях у
сказки»
|
- альбом «В
гостях у сказки»
- викторина
«Сказочные герои»
- познавательная
игра «Лукоморье»
- справочник
«Устаревшие слова русского языка»
|
2
|
«Знатоки русского
фольклора»
|
- календарь
«Пословицы и поговорки о погоде и природных явлениях»
- участие в
научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее, Юниор» с
исследовательской работой «Устаревшие слова русского языка»,
|
Таким образом, используя в работе
фольклорный материал учитель может успешно решать воспитательные задачи, а так
же задачи по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.