Изучение
основ детской журналистики, как один из видов работы с одарёнными детьми
О.А.
Лукашова, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1,
г.
Кандалакша Мурманской области
__________________________________________________________
Нельзя
кого-либо изменить,
передавая
ему готовый опыт.
Можно лишь
создать атмосферу,
способствующую
развитию человека.
К. Роджерс
Основная задача
работы с одарёнными детьми – так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы
любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего
развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались
и выращивались в нашей педагогической деятельности.
Мы знаем, что одинаковых
детей нет: у каждого есть что-то своё, что их выделяет и делает уникальным. У
одного это способность быстро решать математические задачи, у другого –
способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвёртого –
организаторские способности…
Одним словом, наше
внимание к одарённым детям должно органически вписываться в образ мира любого
ребёнка и быть для него совершенно естественным. И происходить это должно как
на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В 2008 году я
познакомилась с новой образовательной программой «Служу Отечеству пером»,
которая стала основой воспитательной системы классного коллектива и работы с
одарёнными детьми. Авторы программы – творческий коллектив педагогов
дополнительного образования из города Томска (Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина,
Т.В. Коростелёва).
Программа
составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО),
«Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников»,
ориентирована на раскрытие творческого потенциала ребёнка, оптимизацию его
психологических характеристик, активизацию его умственных способностей,
свободное владение словом, языком, речью.
Цель Программы:
Формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у
детей младшего школьного возраста через изучение основ журналистики.
Программа
привлекла своей оригинальностью и новизной. В ней соединились различные аспекты
работы с детьми: духовно-нравственное воспитание, развитие творческих
способностей и изучение журналистики, как части современного процесса
информатизации.
Это единственная
Программа, которая имеет своё ежемесячное издание - журнал «Добрята». Издание
помогает детям в выработке целостного миропонимания, учит патриотизму,
гражданственности, любви к родному слову, творческому подходу к любому делу. Её
уникальность в том, что она состоит из творческих работ детей.
Программа
наполнена образовательным содержанием, соответствующим познавательным интересам
современного ребёнка. Для лучшего вхождения младшего школьника в современный
мир, его взаимодействия с различными сферами искусства: музыкой, словом,
изобразительным искусством, природой, трудом, избран практический метод
творческого ознакомления с профессией человека-журналиста. Поскольку именно эта
профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности,
познавательных способностей и интересов ребёнка. Занятия журналистикой дают
возможность ребёнку познакомиться со многими видами культурной деятельности
людей, учат общению и дружелюбию.
Очень важно, что Программа
предоставляет младшим школьникам возможность выбора видов деятельности и
возможность наблюдения реального, зримого результата, личных и коллективных
творческих и организаторских усилий в конкретном продукте – в выпусках газеты,
альбомов, рукописных книг и создании проектов.
Мои ученики вот
уже на протяжении пяти лет являются самыми активными участниками Всероссийского
проекта «Мы строим Добрый мир» и соавторами детского журнала «Добрята». Для
публикации их творческих работ зачастую бывает представлена не одна страница.
Действительно, ребят окрыляет то, что их творчество могут увидеть дети всей
России и им хочется продолжать творить красоту и словом, и делом, и руками.
В прошлом году мои
ученики заняли первое место во Всероссийском конкурсе «Дети для детей» и
получили приглашение для участия в форуме «Одарённые дети» (г. Москва) в
номинации «Детская журналистика».
Программа «Служу
Отечеству пером» даёт большие дополнительные возможности развития всех детей.
Наряду с формированием основ духовно-нравственного становления личности, идёт
активное развитие учащихся в области филологии. Наблюдения показывают, что у
ребят развивается речь, орфографическое чутьё, закладываются основы тонкого
понимания русского языка, бережного отношения к нему, расширяется кругозор.
Результатом работы
стало литературное творчество детей: статьи в областной православной газете,
местной газете «Нива», «Добрая дорога детства», публикации во Всероссийских
журналах: «Управление начальной школой», «Ванька-встанька», «Свечечка» и
многими другими.
Особое место в
жизни класса занимает создание учениками рукописных книг. За четыре года было
создано 26 книг, в которых дети проявили своё творчество. Это сказки, стихи и
размышления маленьких авторов. Важные духовно-нравственные вопросы
осмысливаются в детских работах, которые можно назвать «Проба пера».
Программа «Служу Отечеству
пером» помогает развивать и художественные способности детей. Участие в
городских, областных, Всероссийских и Международных конкурсах подтверждает их
стремление к хорошим результатам. А возможность увидеть результаты своего труда
служит дополнительным механизмом формирования учебно-познавательной мотивации
для ребёнка.
Благодаря
программе «Служу Отечеству пером» удалось создать добрый, светлый и
трогательный мир существования детей в самой обычной школе и способствовать
развитию их творческих способностей и одарённости.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.