Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыИзучение индивидуальных познавательных процессов и использование результатов диагностики при построении обучения

Изучение индивидуальных познавательных процессов и использование результатов диагностики при построении обучения

Скачать материал


Изучение индивидуальных познавательных процессов и использование результатов диагностики при построении обучения


Работая с классом в течение I полугодия, я убедилась, что учащиеся отличаются друг от друга по тому, насколько они легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Возникла проблема, как грамотно организовать управление развитием учащихся. Вследствие чего, были поставлены задачи:

1. Изучить индивидуально-познавательные процессы учащихся (об итогах диагностики довести до сведения самих учащихся, родителей и учителей, работающих в этом классе).

2. Наметить пути решения проблемы, с последующим воплощением в процесс обучения.

Проработав соответствующую литературу, я остановилась на изучении индивидуальных особенностей познавательных процессов. Совместно с психологом была разработана программа исследования основных параметров познавательных процессов, таких как:

- изучение особенностей сосредоточенности, устойчивости, переключаемости, распределенности внимания учащихся на уроке;

- определение преобладающего типа памяти школьников (слуховая, зрительная, моторно-слуховая или комбинированная);

- выявление особенностей выделения школьниками признаков понятий и протекания у них процессов сравнения и обобщения;

- определение общего коэффициента интеллектуального развития.

Результат исследования отображен в виде столбчатой диаграммы. Такое изображение позволяет наглядно проанализировать данные результаты. ''Рис.3''

Следующим этапом работы было ознакомление учащихся и родителей с полученными итогами исследования. Психологом даны устные рекомендации, как для детей, так и для родителей на развитие тех или иных индивидуальных познавательных процессов. Учащимся рекомендовали составить индивидуальный план действий на развитие внимания, мышления и памяти.

По результатам психолого-педагогической работы был проведен педагогический консилиум с учителями-предметниками, работающими в этом классе. Анализируя данные диагностики и результаты учебной деятельности, консилиум пришел к выводу, что необходимо усилить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении с последующим выбором оптимального пути обучения всего класса.

Выявлены следующие критерии, которые были положены в основу разделения школьников на группы, в зависимости от особенностей, проявляющихся в процессе обучения:

- особенности умственной деятельности, характеризующиеся уровнем умственного развития и степенью обучаемости;

- направленность личности, включая мотивацию, отношение к учению.

Совместно с психологом разработан блок занятий по развитию памяти, внимания, логического мышления. Блок включает в себя ряд упражнений, задач, развивающие игры и комплекс интеллектуальных игр. С периодичностью один раз в неделю на уроках провожу интеллектуальные разминки, где использую этот материал.

Примерные задания на развитие мышления, внимания и памяти:

Зhello_html_76a805fd.pngадание 1. Всего за 1 секунду, но внимательно посмотрите, какие числа написаны на приведенном здесь рисунке, ''рис.1'':








Теперь, не открывая рисунка, скажите, на каких фигурах какие числа были написаны?



Задание 2. Прочтите внимательно, но только один раз, и постарайтесь запомнить числа:

64 93 57 68 46 37 39 52 74 49

Запишите те из них, которые вы запомнили, по возможности в том же порядке.


Задание 3. Если вы найдете закономерность, которой подчиняются тройки чисел в первых двух кругах, то написать недостающее число в нижнем секторе третьего круга несложно. Какое же это число? '' Рис.2''

hello_html_670679b5.png








Задание 4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

а б в к м н о л д т


В течение 3 минут внимательно смотрите на верхние строчки и попытайтесь запомнить, какие цифры соответствуют помещенным под ним буквам. А затем, не смотря на условие обозначения, впишите в таблицу вместо тире необходимые цифры.


Анод 1 6 7 9 Лава -- -- -- --

Окно 7 4 6 7 Вода -- -- -- --

Блок -- -- -- -- Кант -- -- -- --

Атом -- -- -- -- Нота -- -- -- --

Болт -- -- -- -- Овал -- -- -- --

Ватт -- -- -- -- Волк -- -- -- --

Танк -- -- -- -- Банк -- -- -- --


Планирую учебный процесс, учитывая особенности класса, например:

1. Для развития внимания использую рецензирование ответов учащихся, при проведении математического диктанта стараюсь не повторять задания дважды.

2. С целью улучшения качества логического, нестандартного, творческого мышления на уроке пользуюсь частично-поисковыми, проблемными методами, стараясь создавать более сложные ситуации. Но, так как общий уровень мышления средний, то много времени не трачу на решение проблемы, а наводящими вопросами, опираясь на тех учащихся, у которых развито мышление, пытаюсь вместе с классом искать пути решения проблем. Часто использую сравнения, систематизацию (составление таблиц), требую аргументированности в доказательстве теорем, решении задач. Систематически даю дополнительные задания учащимся, в которых необходимо применение знаний в новой ситуации. На уроках решаю нестандартные задачи, предлагаю составлять алгоритм выполнения определенного задания, пользуюсь методом мозгового штурма.

По каждой теме провожу обобщающие уроки, готовясь к ним, предлагаю учащимся составлять кроссворды, объявляю конкурсы на оригинальное решение нестандартных задач и прочее.

  1. В целях повышения интеллектуального уровня учащихся, провожу разного вида состязания на уроках и вне, например, математические бои, КВН, уроки дидактической игры, домашние олимпиады и др.

  2. При изучении трудных тем программы опираюсь на то, что наиболее развита комбинированная память учащихся (т. е. предлагаю слушать, смотреть и записывать основное, делать выводы и т. д.).

Проработав год в этом направлении, мною была проведена повторная диагностика, что позволило сделать выводы об изменении индивидуальных познавательных процессов учащихся(см.диаграмму). Поэтому работа будет продолжена, так как способствует решению как типичных, так и нестандартных психолого-педагогических задач по проблеме обучения, воспитания и развития.

Актуальность проделанной работы заключается в том, что в процессе ее повышается мотивация учащихся, желание улучшить прежние результаты. Все это, в целом, объединяет коллектив как ученический, так и педагогический, обеспечивает взаимопонимание учителей и учеников.

Практическую значимость проделанной работы можно оценить изменением психологического климата в классе на уроке и вне урока, сбалансированностью отношений: ученик-учитель, учитель-родитель, ученик-родитель.


hello_html_m598929a.png



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Изучение индивидуальных познавательных процессов и использование результатов диагностики при построении обучения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Работая с классом в течение I полугодия, я убедилась, что учащиеся отличаются друг от друга по тому, насколько они легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Возникла проблема, как грамотно организовать управление развитием учащихся. Вследствие чего, были поставлены задачи:

1. Изучить индивидуально-познавательные процессы учащихся (об итогах диагностики довести до сведения самих учащихся, родителей и учителей, работающих в этом классе).

2. Наметить пути решения проблемы, с последующим воплощением в процесс обучения.

Проработав соответствующую литературу, я остановилась на изучении индивидуальных особенностей познавательных процессов. Совместно с психологом была разработана программа исследования основных параметров познавательных процессов, таких как:

- изучение особенностей сосредоточенности, устойчивости, переключаемости, распределенности внимания учащихся на уроке;

- определение преобладающего типа памяти школьников (слуховая, зрительная, моторно-слуховая или комбинированная);

- выявление особенностей выделения школьниками признаков понятий и протекания у них процессов сравнения и обобщения;

 

- определение общего коэффициента интеллектуального развития.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 292
    • DOCX 77 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Правитель Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4698
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 783 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 842 человека

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе