ПЛАН.
I.
Введение.
II.
Основная часть.
II.1. Обучение аудированию.
II.2. Обучение письму.
II.3.
Обучение говорению.
II.4.
Обучение чтению.
II.5.
Контроль на уроке.
III.
Заключение.
В настоящее время приобретает характер
массового обучения иностранным языкам, особенно распространяется раннее
обучение- обучение в начальной школе.
Основным
аргументом в пользу раннего обучения иностранному языку выдвигается положение,
что такое обучение дает более высокие результаты: то, что запомнено в этом
возрасте, уже не забудется никогда или при необходимости легко
восстанавливается. У маленького ребенка развита долговременная память, он
способен запоминать материал большими частями, блоками. Ребенок легко имитирует
произношение учителя, поэтому, без особого труда может усвоить фонетический ряд
иноязычной речи. Немаловажно и то, что у ученика начальной школы невелик
словарный запас: их высказывания на родном языке односложны, просты, круг тем
не велик. Речевые способности учащихся начальных классов все еще находятся в
стадии интенсивного развития. Речевые потребности детей растут вместе с
развитием их иноязычного лексико-грамматического багажа. Значит, при изучении
иностранного языка он не будет чувствовать огромного разрыва между возможностями
в родном и иностранном языке.
Кроме того, изучение иностранного языка хорошо влияет и на изучение
русского языка, т.к совершенствуется фонематический слух, развивается речь,
мышление, произвольное внимание и память; совершенствуется диалогическая и
монологическая речь, развиваются творческие способности детей, их фантазия.
Важным считаю и то, что на уроках иностранного языка ребёнок учится социальному
взаимодействию, т.е. учится играть, работать вместе, находить и устанавливать
контакт с партнёром, адекватно реагировать на его желания, высказывания и т.д.
так же развиваются мотивационно-волевые качества ребёнка: умение преодолевать
трудности на пути к поставленной цели, умение правильно оценивать результаты
собственных действий и действий своего товарища, правильно реагировать на
замечания и оценки преподавателя, учиться соотносить свои желания и поступки с
желаниями и поступками остальных членов коллектива.
Говорить о готовности ребёнка к усвоению иностранного языка можно
тогда, когда у него сформировано сознательное восприятие, устойчивое внимание,
способность к переключению, наблюдательность, память (зрительная и слуховая),
логическое мышление, навык самоконтроля- умение проявлять волевое усилие для
достижения учебной цели ( делать то, что должно, а не то что хочется), умение
работать в заданном темпе. Сюда же можно отнести навыки коммуникации: умение
внимательно слушать и слышать учителя, понимать и принимать учебную задачу,
внятно и чётко отвечать на вопросы по ходу учебной работы, соблюдать речевой
этикет при общении.
Применительно к курсу обучения иностранному языку в начальной школе я
ставлю следующие общие цели: познакомить учащихся с тем, как живут дети в
стране изучаемого языка, что это за страна, какая она, научить общаться с
носителями языка этой страны, то есть понимать, что говорится на изучаемом
языке, говорить на нём так, чтобы понимали носители языка, может быть, читать
то, что то написано на иностранном языке для
данной возрастной группы, писать на иностранном языке так, чтобы понимали
носители языка в рамках бытовой тематики с использованием словарного запаса
грамматических структур, которыми пользуются носители языка данной возрастной
группы.
Задачи, которые стоят передо мной для достижения описанных выше целей
сформулированы с двух позиций: 1) с позиции ребёнка- что он должен сделать,
чтобы цель была достигнута и 2) с позицией учителя- какой материал должен быть
изучен, какие задания должны быть даны ребёнку, как должен быть построен
учебный процесс, чтобы поставленная цель была достигнута.
Обучение английскому языку включает 4 основных вида деятельности: аудирование,
говорение, письмо и чтение.
Обучение аудированию.
На первом году обучения дети учатся слушанию и говорению.
Аудирование- самый
сложный вид речевой деятельности. Но ребята уже достаточно хорошо владеют
опытом слушания на родном языке, поэтому процесс обучения аудированию на
английском языке строится на их опыте, поддерживают сформированные умения и в
дальнейшем развивают их.
Обучая аудированию,
учу ребят понимать речь учителя и одноклассников в нормальном темпе,
воспринимать и выполнять команды зарядки, слушать песенки и стихи. Более
сложный этап- воспринятие текста в форме загадки, а на завершающем этапе дети
уже воспринимают тексты, которые содержат небольшой % новой лексики и
грамматических структур.
Объём текста для
аудирования-6-10 фраз, в каждой из которых не более 7 слов.
Для проверки
понимания прослушанного учащимися текста, даю учащимся задания на:
- альтернативный
выбор, например, «Посмотри на рисунки, отметь знаком «*» изображение героя, о
котором рассказывалось в тексте;
- множественный
выбор, например, «Выбери правильный ответ на вопрос», «Закончи предложение в
соответствии с прочитанным текстом, выбрав правильный вариант из предложенных».
При таком подходе
трудности в понимании иноязычной речи на слух и воспроизведение звуков
иностранного языка не усугубляются трудностями в освоении правописания..
Обучение письму.
Задачей первого года обучения считаю научить детей каллиграфии
английского языка и орфографии в пределах изученной лексики.
Писать начинаем
полупечатным шрифтом. Введение новой буквы происходит в занимательной форме.
Выработку графических
умений осуществляю в 3 приёма:
1.
Прослушивание истории или
стихотворения.
2.
Рассматривание образа
букв.
3.
Написание самой буквы.
Тётя Трот и кошка I am a cat.
Сели у окошка, My name is Hat.
Сели рядом вечерком I am not fat.
Поболтать немножко. I like to chat.
Трот
спросила: «Кис-кис-кис
Ты
ловить умеешь крыс?»
«Мурр»,- сказала кошка
Помолчав немножко.
На каждом уроке
обязательно провожу письменные упражнения: написание букв и слов. В конце урока
даю письменное домашнее задание, которое проверяется и оценивается учителем или
одноклассниками.
В процессе обучения
ребята учатся писать отдельные слова, записывают модели предложений, а затем
приступают к выполнению более сложных заданий, направленных на решение
коммуникативных задач: охарактеризовать героя сказки в письменном виде,
выписать из текста предложения, соответствующие кому-нибудь утверждению,
«расшифровать» сообщение героев и т.д.I am seven.
His name is
Tom. He is kind. .
Dogs can swim. .
I have a big family. .
They want to play football.
to.
I am not small.
not.
Обучение говорению.
Во время уроков английского языка дети решают простейшие
коммуникативные задачи, общаясь со взрослыми и сверстниками в пределах игровой,
учебно- трудовой и семейно-бытовой сфер общения.
Умения в
монологической и диалогической речи формируются взаимосвязано: часть диалога
может развернуться в монолог и наоборот, в монолог можно включить диалогические
реплики.
Монологу обучаю по
образцу, использую опорные схемы. Объем монологического высказывания около 5
фраз. Форма высказывания- описание, сообщение, рассказ.
Объём диалогического высказывания – 3-4 реплики с каждой стороны.
Приблизительный набор
коммуникативных задач: запросить информацию, попросить, сообщить,
поздороваться, попрощаться, поблагодарить, поздравить, извиниться, выразить одобрение
(неодобрение), радость, отдать распоряжение, согласиться, не согласиться.
В
соответствии со стандартом начального общего образования одной из целей
изучения иностранного языка в начальной школе является приобщение детей к
новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство
младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским
фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
Для достижения этой цели с первых уроков я знакомлю детей с названиями
англоговорящих стран, именами английских мальчиков и девочек, правилами
этикета. Позже мы с учащимися начинаем читать доступные английские сказки,
письма сверстников из Бртании и США, знакомимся с любимыми праздниками
английских детей. Таким образом происходит формирование лексического запаса у
учащихся, который необходим при развитии навыков устной речи.
Обучение чтению.
Обучение чтению начинается фактически со второго урока, когда дети
начинают учить английский алфавит. Ребята учатся писать букву, запоминают её
название, узнают, что одна и та же буква может читаться по-разному. В процессе
изучения букв дети списывают слова, учатся их читать и запоминать перевод.
Однако собственно
обучение технике чтения происходит после изучения всего алфавита. Для
закрепления правил чтения использую цветовую сигнализацию.
Красный цвет- гласная
в открытом слоге name
Зелёный- гласная в
закрытом слоге dog
Синий-
согласная Ann
Чёрный- нечитаемая
буква nice
Жёлтый(оранжевый)-
сочетания гласных (оо, еа и т.д.) tea, book
Раскрашивание слов на
доске и в тетради помогает наглядно представить правила чтения, а преподавателю
даёт быстро контролировать их усвоение.
Овладение техникой
чтения неразрывно веду с работой по овладению умением извлекать информацию из
прочитанного. Работа над чтением обязательно завершаю решением какой-либо
коммуникативной задачи.
К концу обучения дети
знакомятся со всеми основными правилами и знаками транскрипции, овладевают
умением находить слово в словаре и озвучивать его.
Работу над
умениями чтения вслух и чтения про себя провожу параллельно. Для проверки
умения чтения вслух предлагаю ребятам небольшие тексты, построенные на
изученном лексико-грамматическом материале. Наиболее объективное представление
о сформированности умения читать вслух дает чтение текста, в котором
присутствуют элементы диалога. После того как ученик прочитает текст, задаю 1-2
вопроса, ответы на которые позволяют оценить понимание им прочитанного.
При проверке умения чтения вслух, учитываю правильное произношение
читаемых слов (соблюдение долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения
согласных в конце слов). Темп речи оцениваю исходя из индивидуальных
особенностей ребенка и с учетом его темпа чтения на родном языке; обращаю
внимание на соблюдение ударения и смысловой паузы, соблюдение интонации.
Умение учащегося читать про себя с пониманием основного содержания
оцениваю на небольших текстах, объемом 70-120 слов во втором и третьем классах
и не более 170 слов в четвертом классе, построенных на изученном
лексико-грамматическом материале. Проверяю понимание учащихся прочитанного
текста с помощью различных заданий: ответы на вопросы, нахождение верных или
неверных утверждений и т.д.
Для предотвращения монотонности и утомления младших школьников я
чередую разные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные групповые и
индивидуальные формы работы. При организации парной и групповой форм работы
обращаю внимание на учащихся с низким уровнем знаний.
Учитывая, что у детей начальных классов всё ещё недостаточно развито
произвольное внимание и память, активизирую их с помощью ролевых игр,
соревнований, конкурсов, музыки, ритмических приёмов, движений, рисования и
т.д.
What, Where, How and Why.
What
is your name, what is your name?
Could
you tell me, what is your name?
My
name is Alex, my name is Alex.
You
won`t forget it, my dear friend.
How old are you, how old are you?
Could you tell me, how old are you?
I am just seven, I am just seven
And are you older, my dear friend/
Where
do you live, where do you live?
Could
you tell me, where do you live?
I live
in London, sometimes in Oxford,
Sometimes
in Cambrige, my dear friend.
Clap
your hands.
Clap,
clap, clap your hands,
Clap
your hands together.
Stamp,
stamp, stamp your feet,
Stamp
your feet together.
Touch, touch, touch your ears,
Touch your ears together.
Touch, touch, touch your cheeks,
Touch your cheeks together.
Обучающие
игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и
творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают
усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке английского языка можно
внести элементы игры и тогда даже самое скучное занятие приобретает
увлекательную форму. Так например, при чтении или рассказывании стиха наизусть
использую принцип эстафетной палочки. Ученик берет игрушку и рассказывает стих,
затем передает эстафету другому ученику.
Часть времени урока я обязательно отвожу на объяснение и проверку
выполнения домашних заданий. Сложность домашнего задания определяю
тем, что ученик
будет выполнять его самостоятельно ( без помощи родителей). Очень важно, чтобы
у ребенка возникла потребность позаниматься дома, появились интерес и желание
раскрыть книгу. Этому способствуют упражнения, которые носят творческий
характер.
Контроль на уроке.
В последнее время широко обсуждается проблема проверки уровня
подготовки учащихся на разных этапах обучения, в том числе и на начальном.
Формирование речевых умений и навыков невозможно без кропотливой работы над
языковыми умениями и навыками, однако проверка языковых умений и навыков
является объектом регулярного текущего и промежуточного контроля, по
результатам которого можно внести коррективы в процесс обучения. Необходимо
помнить, что контроль уровня обучённости учащихся начальных классов направлен
на выявление их достижений. Результаты проверки должны повышать мотивацию
учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, развивать стремление
демонстрировать свои способности. Маленькому ученику нужна вера в его
способности и радость за его успехи.
При контроле
знаний учащихся использую разные формы, например,
в плане аудирования:
- понимание на слух небольшого текста описательного характера,
построенного на изученном материале с опорой на картинку (например, описание
игрушки, героя известного мультфильма, сказки);
в плане чтения:
- чтение
вслух небольшого текста, в том числе диалога объемом не более 100 слов
- чтение про
себя с полным пониманием небольшого связного текста, построенного на изученном
лексико-грамматическом материале
в плане письма:
- заполнение
пропусков в словах, предложениях, текстах.
Для проверки умений учащихся в монологической речи предлагаю им
высказаться по одной из пройденных тем. При оценке ответа учащегося учитываю
следующие критерии:
- соответствие
высказывания учащегося поставленной в задании коммуникативной задаче;
- количество и
разнообразие используемой лексики;
- относительную
грамматическую правильность речи (грамматические ошибки не должны
препятствовать пониманию содержания);
- относительно
правильное произношение и соблюдение интонации;
- объем высказывания
(не менее 5 фраз)
Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному
языку по праву считается тест.
Примерный тест.
1.Прочитайте
загадку. Подчеркните отгадку.
Bob has
a pet. It is big and strong. It can run, jump and swim. It can’t fly. It is
black. It likes corn.
a) a black horse
b) a grey hen
c)
a green frog
2.Отметь
слово, в котором буква о читается не так, как в остальных
словах.
1)
frog 2) clock 3) forest 4)horse 5)strong
3. Выбери и
обведи нужное слово. 1)
His pupils …… well.
а) read b)
reads
2) Jack….. a horse in
the morning. а) ride
b) rides
4. Выбери и
обведи правильный ответ.
1) Can dogs fly?-
a)
No, they don’t. в)
No, they
cant.
с)
No, they haven’t.
2) Do birds like
corn.-
a) Yes, they do
b) Yes, they have
c) Yes, they can
Считаю, что
важным условием эффективности урока иностранного языка в начальной школе
является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и
позволяющей детям испытывать чувство успеха.
Речь обогащается лексикой
и приобретает грамматическую правильность только через общение, говорение и
ненавязчивую помощь-коррекцию. По примеру и образцу учителя нормой общения
становятся доброжелательность, сопереживание, улыбчивость, щедрость на похвалу,
привычка к публичному признанию успехов друг друга. Все это в комплексе
значительно повышает интерес учащихся к урокам и к самому иностранному языку.
Курс
иностранного языка в начальной школе является развивающим и ориентированным на
подготовку к обучению в основной школе.
Вначале, когда объем
лексики у школьников невелик, использую рифмовки, в которых русское слово
рифмуется с английским.
Это птичка.
It is a bird.
Она
семечки клюет.
Вот девочка. This is a girl.
Я в гости к вам привел.
Вот автобус.
It is a bus.
Я ждал его почти что час.
Вот машина. It is a car.
Называется «Ока».
Чистый сок. The juice is pure.
Сок любимый утром пью я.
По мере накопления лексики учащимися появляется возможность
использовать рифмовки, где предъявляемое слово рифмуется с уже знакомым.
Look at the boy
He has a toy.
I have a hare.
I have a bear.
My toys are here.
My toys are there.
I love my brother.
We love each other.
Слова, которые представляют трудности при
чтении или запоминании я использую их в фонетической зарядке.
If you are weak eat meat.
Girls wear blouses.
Boys wear trousers.
Hi, girl, go to the hall,
Stand at the wall
And take a ball.
Для улучшения техники чтения использую
скороговорки.
Take
some money, Put your head
Buy some honey. On
your bed.
If you are small,
Play with a doll.
Для
отработки отдельных звуков в качестве фонетической зарядки использую забавные
истории об обезьянке, которая попадает в разные ситуации.
Наша
знакомая обезьянка пошла гулять.
- Она приглашает на
прогулку белочку [ei], [ei], [ei].
- Обезьянка и белочка
дразнят комариков [z], [z], [z].
- Комарики сердятся и
кусают обезьянку, она кричит [ai], [ai], [ai].
- Больно покусали
комарики обезьянку, она даже говорит с трудом [m], [m].
- К обезьянке
прилетели пчелки и успокаивают ее [d], [d], [d].
- Обезьянка
возвращается домой и греет замерзшие лапки [h], [h], [h].
- Обезьянка ложится
спать и задувает свечку [w], [w], [w].
Мы давно
уже не виделись с нашей обезьянкой. После долгой прогулки обезьянка
простудилась и заболела.
- И тогда она пошла к
доктору, и он попросил показать горлышко [a], [a], [a]
- А еще он слушал,
как обезьянка дышит [h], [h], [h].
- И тогда доктор
поставил ей укол, обезьянка вскрикнула [ai], [ai], [ai].
- Обезьянка лечилась
и быстро выздоровела так, что доктор даже удивился [əu], [əu], [əu].
- Доктор еще раз
посмотрел ее горлышко [ae], [ae], [ae] и разрешил ей снова гулять.
Наша обезьянка решила пригласить к себе домой гостей. Перед приходом
гостей обезьянка убирает свою комнату.
- Обезьянка выбивает
ковер [d], [d], [d].
- Обезьянка выбивает
подушку [t], [t], [t].
- Обезьянка подметает
пол [w], [w], [w].
- Обезьянка набирает
воду [s], [s], [s].
- Обезьянка звонит в
колокольчик [n], [n], [n].
Мы давно не видели обезьянку. И вот она снова
у нас в гостях.
- Обезьянка рада нас
видеть и улыбается [e], [e], [e].
- Обезьянка качается
на качелях [I: i], [I: i], [I: i].
- Обезьянка зовет
своих друзей [ei], [ei], [ei].
- У обезьянки болит
голова [m], [m], [m].
- Она просит не
шуметь [s], [s], [s].
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.