Изобразительное искусство
(
по программе Б.М. Неменский, Школа России)
Тема четверти: Чем и как
работают художники?
Тема урока: Волшебные краски осеннего дерева.
Задание: изображение по памяти и по
представлению осеннего дерева.
Материалы: лист, гуашь, кисточки, баночка с
водой, тряпочка, ватные палочки.
Оборудование: запись
произведения П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь. Охота.»
Презентация
отрывок «физминутка Осеннее дерево»
Интерактивная
доска МИМИО
Цель урока: формирование художественной
культуры у учащихся как неотъемленной части культуры духовной.
Задачи урока:
1
Формирование
у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное.
2
Формирование
художественно-творческой активности.
3
Формировать
умение передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками,
осеннюю окраску листьев.
4
Закрепить
умение работать гуашью.
Ход урока.
1. Организационный
момент урока.
Урок
проводится после экскурсии « Осенние изменения в природе»
На
уроке литературного чтения чтение произведений «Люблю природу русскую. Осень»
2. Изучение
нового материала.
1 слайд
Прослушивание «Осенней
песни» П.И. Чайковского и стихотворения В. Борцовой «Сказка про Осень –
Златовласка», (голос за кадром).
Сказка про
Осень-Златовласку
Я на лесной палитре смешаю
чудо-краски,
Душистый запах хвои и солнца теплый свет.
И напишу вам сказку про Осень-Златовласку,
Багрянцем, позолотой создам ее портрет.
Ей из опавших листьев сплету венок
пастушки. И ягодным узором украшу сарафан,
Ее лицо согреют веселые веснушки,
Плащом на плечи ляжет заботливый туман.
Рябины ей наденут рубиновые бусы,
Гранаты ей нанижут из зернышек браслет,
Пшеничные колосья косой совьются русой,
Блеснет в ее улыбке безоблачный рассвет.
Ей
мягкий мох обует пушистые сапожки. И аромат подарит сосновая смола,
Ее наряд дополнят из желудей сережки. И кроткий лик запомнят озера-зеркала.
Понравилось
Вам стихотворение.
Какому
времени года посвящено стихотворение?
Что
вам помогло узнать? (свободные высказывания детей)
Что
общего на всех этих картинах?
(
лесная осенняя поляна, изображено осеннее дерево)
2 слайд
Деревья
главные герои этих картин.
Сегодня
на уроке мы будем изображать осеннее дерево.
Вспомним,
какое небо осенью.
-
Много облаков, где - то прозрачно - голубое, то не спокойное темное, серое.
А
солнышко?
-
Солнышко совсем не видно, мало светит.
Мы
рады последним солнечным дням осени
3. Заливка
листа
Каким
будет фон листа? Возьмем синюю краску смешаем её с белой и нанесём на лист
бумаги.
Самостоятельная
работа, звучит музыка Ф.Шопен «Мелодия осени»
4. Создания
настроения (звучит ФШопен, дети рассказывают стихотворения).
Дети
рассказывают стихи об осени.
Ф.
Тютчева Есть в осени первоначальная короткая …»
А.
Плещеев « Осень наступила…»
Какое
время года у нас за окном?
Мы
вспомнили про небо, про солнышко, а что происходит на земле осенью? Какого
цвета она? (коричневая, трава засыхает и вся земля усыпана, устлана опавшими
листьями)
Что
напоминает вам земля? (ковёр из листьев)
Как
выглядят деревья осенью? Какие они?
3слайд
Послушайте
стихотворение З. Федоровский
Осень
на опушке
Краски
разводила,
По
листве тихонько
Кистью
проводила.
Пожелтел
орешник,
И
зардели клены,
В
пурпуре осинки,
Только
дуб зеленый.
Утешает
осень: не жалейте лета!
Посмотрите,
роща в золота одета!
С
каким настроением вы слушали произведение? ( Свободные высказывания учащихся).
-Какие
краски вы нам сегодня будут нужны, чтобы изобразить осеннее дерево?
-
Почему таким цветом?
У
каждого дерева осенью свой наряд
Вспомним,
какие деревья мы с вами хорошо знаем.
4 слайд
Что
за дерево стоит?
Ветра
нет, а лист дрожит? (осина)
Весной
зеленела,
Летом
загорала,
Осенью
красные
Кораллы
надела. Рябина
(картинка спряталась с листочком дерева вяза)
Я
из крошки - бочки вылез,
Корешки
пустил и вырос,
Стал
высок я и могуч,
Не
боюсь ни гроз, ни туч.
Я
кормлю свиней и белок –
Ничего,
что плод мой мелок. (Дуб)
Дуб
спрятал картинку
Сучки
рогатые,
Плоды
крылатые,
Лист
- ладошкой,
С
длинной ножкой. (Клён)
5
Вывод
Как
разнообразен наряд у осеннего дерева. Давайте подведем итог.
Какими
красками мы сегодня будем пользовать, прослушав рассказ Г. Скребицкого
«Художник – Осень»
5слайд
( Читает ученики по абзацам. Звучит музыка Эннимо
Марриконе из фильма «Профессионал» выход в интернет http://www.youtube.com/watch?v=4ES5HfYRb4U)
Осень
запечатлена у многих художниках в картинах, на которых тоже изображены
деревья. Многие художники своим картинам дали одно и тоже название « Золотая
осень»
Какие
картины мы с вами знаем с таким названием и каких художников?
6-7 слайды
( Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»
Илья Семенович Остроухов»)
Какое
настроение вызывает у вас картины?
Какие
цвета осенней листвы использовали художники?
( Зеленый, желтый, красный, оранжевый – золотой цвет
осени)
8 слайд
Все
ли деревьев одинаковы по форме?
Формы
стволов разные: прямые, изогнутые в разные стороны, кривые; веточки тоненькие,
толстые сучки, отличаются по размеру
Каким
цветом ствол и веточки у деревьев будем изображать?
(серо-коричневый, зеленовато - коричневый)
9 слайд
Давайте
вспомним еще одну вещь разнообразие крон деревьев.
По
кроне дерева мы можем узнать дерево.
( подвисать дерево « угадай по кроне дерево»)
6
Объяснение
выполнения задания.
Смотрим
внимательно на доску.
Каждое
дерево имеет высоту, отмечаем высоту нашего дерева. Вот такое дерево будет.
Чтобы
нарисовать ствол, какие краски нужно смешать ?
(
зеленую и коричневую)
Смешиваем.
Ствол
от начала до конца одинаковый?
Сверху
тоненький, к низу становится толще, рисуем ствол.
Теперь
нужно нарисовать веточки. Помним, что форме и размеру они разные. Берем другую
кисточку, рисуем от основного ствола ветви.
Дерево
надо одеть – нужно нарисовать листву. Если я буду вырисовать каждый листик. Это
будет очень долго. Поэтому крону деревьев будем изображать при помощи ватных
палочек. Возьмем несколько палочек, каждая палочка свой цвет. Какого цвета
осенью деревья ?
Тычками
нескольких палочек мы изобразим крону дерева.
(можно крону дерева изобразить мазками)
Чтобы
мне сделать оранжевые листики, что нужно сделать?
(Смешать красную и желтую)
Чтобы
сделать светло - зеленые листики смешиваю ….смешать зеленую и белую.
Делаю
мазки.
Что
происходит на земле осенью?
Какого
цвета она?
Что
напоминает вам земля? (Ковер из листьев)
7. Физминутка
(Отрывок
из презентации, переход по гиперссылке).
8. Самостоятельная
работа детей.
Предлагаю
вам изобразить осеннее дерево, которое вам особенно нравится.
Для
работы лист можете расположить по желанию (горизонтально или вертикально).
9. Подведение
итогов урока.
Выставка
рисунков.
Что
нового узнали на уроке?
Посмотрите,
какие осенние деревья, давайте попробуем определить настроение «урока»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.