Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Романтизм
2014
МКОУ СОШ с. МАЯК
Мировая художественная культура
2 слайд
Проследить связь искусств в эпоху романтизма.
Развивать ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.
Воспитывать культуру слова; интерес к живописи.
Цели и задачи:
3 слайд
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме.
Э. Делакруа «Алжирские женщины 1834
4 слайд
История происхождения термина
Поэт П. А. Вяземский, обращаясь к В. А. Жуковскому, в недоумении спрашивал:
«Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»
5 слайд
Слово «романтизм» восходит к латинскому Romanus – римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Например, его соотносили с понятием жанра романа, где обычно описывались возвышенные, фантастически-неправдоподобные чувства героев. Таким образом, слова «романтический» и «романический» воспринимались в качестве синонимов.
6 слайд
Существовало и другое толкование этого термина. В Средние века оно указывало на принадлежность произведения, написанного не на латыни, а на одном з новых языков романской группы. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры.
Воронцовский дворец. Крым, Украина. Образец романского архитектурного стиля.
7 слайд
Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.
8 слайд
Понятие романтизма порой подменялось понятием романтики, что по сути своей неверно. Безусловно, между романтикой и романтизмом много общего: восторженное отношение к действительности, понимание исключительной роли личности, неудовлетворенность жизнью и оторванность от нее, устремленность к некоему несбыточному и таинственному идеалу. Романтика является основой романтизма в искусстве, а потому это более емкое и широкое понятие по сравнению с романтизмом.
9 слайд
Романтический взгляд на жизнь зачастую определяют мировоззрение художника, составляет основу создания его произведений. В этом смысле романтизм можно рассматривать как некое универсальное качество, пронизывающее различные исторические эпохи и художественные стили. Следовательно, романтизм – это не только художественный стиль искусства, но и способ познания действительности отражения мира. Романтикам действительно важна была не столько сама идея, сколько сила и средства ее выражения.
10 слайд
Французский поэт Шарль Бодлер подчеркивал, что романтизм заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов». А по мнению А. А. Блока, романтизм стремился стать и стал «новой формой чувствования, новым способом переживания жизни».
11 слайд
Исторические корни романтизма
Исторические корни романтизма следует искать в трудах немецких философов: И.Канта, Ф.Шеллинга и Г.Гегеля. Выдвигая идею изменчивости, подвижности и текучести, они рассматривали весь мир, природу и человека как вечное течение творческого духа, оживляющего мёртвую природу. По их мнению, не существует застывшей жизни, постоянных форм, непререкаемых догматов и вечных истин. Есть жизнь, вечно обновляющаяся, полная движения и контрастов.
Труд И.Канта
И. Айвазовский «Ночь. Голубая волна» Холст, масло.
12 слайд
Как же искусство ответило на вызов, брошенный философами? Один из главных теоретиков поэт и критик Август Шлегель выдвинул тезис о том, что на смену старому классицисткому искусству должно прийти новое, смело нарушающее прежние законы и принципы. Это искусство позволит художнику запечатлеть свободный порыв свободного духа, неповторимость и исключительность собственного Я, индивидуальное видение картины мира.
Т. Гиртин «Белый дом в Челси» Акварель.
13 слайд
«Романтик живёт не в обыденности, но создаёт свой собственный, выдуманный мир, построенный по собственным законам».
Август Шлегель (1767-1845)
И. Айвазовский «Девятый вал»
14 слайд
Эстетические принципы романтизма
1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.
2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).
3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы.
4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.
5. Экзотика дальних стран
15 слайд
Романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.
16 слайд
Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов – также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.
17 слайд
Гердер Иоганн Готфрид
(1744-1803)
18 слайд
Значение романтизма
ценность отдельной человеческой личности и полная свобода художественного творчества от сковывающих его норм и правил.
Ф. Шеллинг
19 слайд
Романтизм – неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры.
20 слайд
В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например появился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера
Рихард Вагнер
21 слайд
Изобразительное искусство романтизма
22 слайд
Эжен Делакруа. Автопортрет. Фрагмент. 1835-1837 годы. Лувр. Париж.
23 слайд
Эжен Делакруа. Автопортрет в костюме Гамлета. 1821 г. Собрание Жамо, Париж.
24 слайд
Эжен Делакруа. Портрет Фредерика Шопена. 1838 г. Лувр, Париж.
25 слайд
Эжен Делакруа. Марокканец, седлающий коня. 1855 год. Эрмитаж. Петербург.
26 слайд
и знаменитые «Алжирские женщины». Написанная широкими рельефными мазками, картина представляет собой подлинное пиршество цвета.
Эжен Делакруа. Алжирские женщины.
27 слайд
Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 год. Лувр. Париж.
28 слайд
29 слайд
Эжен Делакруа. Резня на Хиосе. 1824 год. Лувр. Париж.
Эжен Делакруа. Греция, умирающая на развалинах Миссолунги. 1827 год. Музей изящных искусств в Бордо.
30 слайд
.
Франсиско Гойя. Автопортрет.
Висенте Лопеса-и-Портанья. Портрет Франциско Гойи. 1826 год. Холст. Прадо, Мадрид.
31 слайд
Франсиско Гойя. Автопортрет.
32 слайд
Франсиско Гойя. Герцогиня Альба.
33 слайд
Франсиско Гойя. Сатурн пожирает одного из своих детей. 1819-1823 годы. Прадо. Мадрид.
34 слайд
Франсиско Гойя. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. 1806 г. Национальная галерея, Лондон.
35 слайд
Франсиско Гойя.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года.
1814 г. Прадо, Мадрид
36 слайд
О.А.Кипренский. Автопортрет.
37 слайд
О.А.Кипренский. Автопортрет.
38 слайд
О.А.Кипренский. Портрет Е.В.Давыдова. 1809 г. ГРМ. С-Петербург
39 слайд
О.А.Кипренский. Карандашные портреты героев Отечественной войны 18112 г. ГРМ. Санкт-Петербург.
40 слайд
А. С. Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского. 1827, Третьяковская галерея. Москва.
41 слайд
О. А. Кипренский. «Портрет Е. С. Авдулиной». 1822-23. Русский музей.
42 слайд
К. П. Брюллов. Автопортрет. 1848 г.
43 слайд
К.П.Брюллов. Портрет Н.В.Кукольника. 1836 г.
44 слайд
К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи».
45 слайд
К.П.Брюллов. Всадница.
46 слайд
К.П.Брюллов. Портрет сестер Шешмаревых.
47 слайд
В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма.
"Десант в Субаши" (1889)
48 слайд
Теодор Жерико. Автопортрет.
49 слайд
Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1819 г. Лувр. Париж.
50 слайд
Уильям Тёрнер.
Кораблекрушение.
Природная стихия огня, воды и снежной бури пронизывает полотна замечательного английского пейзажиста-романтика Уильяма Тёрнера. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», « Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. Человек, попавший в фантастический мир, созданный воображением художника, нередко ощущает свое бессилие и незначительность перед бесконечностью
мироздания.
51 слайд
Уильям Тёрнер. Пожар лондонского парлпмента.
52 слайд
К. Д. Фридрих. Закат солнца.
53 слайд
К. Д. Фридрих.
Монах на берегу
моря.
1808—1809 гг.
Государственный музей, Берлин
54 слайд
«И. К. Айвазовский». Портрет работы А. Тыранова. 1841 год.
55 слайд
И. К. Айвазовский. Прощание.
56 слайд
И. К. Айвазовский. «Девятый вал». 1850 год. Русский музей.
57 слайд
И. К. Айвазовский. Волна.
58 слайд
И. К. Айвазовский. Синопский бой. 1853.
59 слайд
ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич, российский художник, крупный представитель романтизма, выдающийся мастер пейзажной светописи.
60 слайд
Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» —впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.
С. Ф. Щедрин. «Вид в Сорренто». 1826 год. Третьяковская галерея.
61 слайд
С. Ф. Щедрин. «Грот в Сорренто». 1895.
62 слайд
Вопросы и задания:
«Романтические характеры Брюллова»
«Пейзажи-катастрофы»
«Портретное искусство Гойя»
«Айвазовский – «моря пламенный поэт»
«Шедевры портретного творчества Кипренского»
«Романтические характеры Брюллова»
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме.Во время поездки по Северной Африке Делакруа был поражен гаремом, который он посетил в портовом городе Алжире. Бывший корсар, а ныне местный султан, оказал высокую честь европейскому гостю, показав ему свои заповедные владения. Выпавшая на долю Делакруа редкая удача позволила заглянуть ему на святая святых мусульманского мира. По общему мнению, именно в "Алжирских женщинах" Делакруа начал свои эксперименты с цветом. некоторые фрагменты полотна написаны двумя контрастными дополнительными цветами (зеленым и красным). Оно стало вехой в истории изобразительного искусства; от "Алжирских женщин" были в восторге Ренуар, Пикассо и Матисс.
6 669 357 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Молчанова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.