ТВОРЧЕСКОЕ
ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ
ОПИСАНИЯ
5 класс
Цель урока: совершенствовать навыки пересказа текста по
коллективно составленному плану с сохранением типа речи и авторских
средств выразительности; формировать навыки описания предмета на основе примера
из
художественной литературы; воспитывать интерес к животному миру.
1.1
Сообщение темы и постановка учебной задачи:
Сегодня мы
будем готовиться к написанию творческого изложения. Наша задача -еще и
проиллюстрировать текст.
П. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа.
- Каков порядок работы над письменным изложением?
(первое прослушивание текста, составление плана, работа
над сложными словами, устный пересказ по частям, второе прослушивание
текста, письменный пересказ)
- Какие типы речи вы
знаете? Что представляет собой описание предмета?
- Какие стили речи
вам известны?
III. Работа по
теме
1. Чтение текста
О чём говорят рыбки?
Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни
подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе
рыб. Спустил я на дно ёлочки и укрепил их камнями. Расчистил
аллейки, рассадил водоросли, а под ними разложил
раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь, а на огонёк приплывали
яркие рыбки.
Мне казалось, что рыбы о многом хотят рассказать людям.
Они жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью.
Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, потому что от застоя в них
вода портится. Они обещали за это не уходить из
водоёмов.
(По Н.
Сладкову)
2. Анализ текста.
1. К какому типу мы отнесем этот текст? ( Текст
повествовательного характера с элементами описания. В первой части автор
описывает подводное царство. Во второй части текста рассказывается о
просьбе подводных обитателей, рыбок)
2. Какова
тема и основная мысль текста? Почему ему дано такое название?
3. Примерный план текста
1. Подводное
царство.
2. Просьба
подводных обитателей.
3. Обещание
рыбок.
4. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.
Заглянет..,
захочет.., присм..трет..ся, ра…чистил, разл..жил, заг...рался,
ф..нарь, ра..сказать, расч…щать, об…татели,
пр..сили.
5. СЛОВЕСНОЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ
-
Сколько
иллюстраций можно нарисовать к данному тексту – одну или
несколько? Почему? (Это повествование, события сменяются одно другим.)
-
А
если бы вам было нужно нарисовать одну картину к данному тексту, какой момент вы
бы изобразили, какие действия персонажей показали?
Совместными
усилиями всего класса описываем словесно примерное содержание рисунка
к тексту:
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКОВ
1.
ФОН: морской пейзаж—голубой водоем.
ПРЕДМЕТ ОПИСАНИЯ:
подводное царство - сад. На дне ёлочки, укрепленные
камнями. Аллейки,
вдоль них - водоросли, а под ними раковины. Еще нарисуем
фонарь,
который загорался ночью (вода возле фонаря более светлая) и ярких
рыбок, которые
приплывали на огонёк.
КРАСКИ:
будем использовать зеленую, темно-голубую, светло-голубую, желтую,
нежную розовую, красную краску.
6. Создание рисунков, их анализ
— Что вы изобразили на рисунке? Что вы хотели
сказать зрителю своим
рисунком? Какие краски использовали, чтобы зритель мог яснее представить
картину происходящего? Как вы назвали свой рисунок?
7. Создание речевой ситуации
- Представьте, что вы писатель и с вами произошел
такой случай. Расскажите об
этом своим родным, друзьям от 1-го лица.
8. Учащиеся пишут творческое изложение (если не успевают его
на уроке,
заканчивают дома)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.