Профессия учителя
истории и обществознания предполагает не только знакомство с исторической
наукой, но и воспитание ценностей гражданственности и патриотизма у молодого
поколения. Данная проблема становится краеугольной в системе воспитания
современного гражданина России. Эта проблема требует определения комплекса мер,
способствующих созданию в школе целостной системы гражданского образования.
Данная задача решается наиболее эффективно в рамках развития исторического
краеведения. Воспитание гражданственности у школьников строится с учетом
возрастных и познавательных возможностей, уровня их подготовки, целей и задач
проводимой работы. Программа воспитания охватывает школьников основной образовательной
ступени.
Краеведческая
деятельность исторического образования начинается с 5-го класса. В рамках факультативного
курса «Моя семья» ребята подробнее знакомятся с историей своей семьи. Овладев
алгоритмом составления генеалогического древа, они создают свою родословную.
История семьи соприкасается с историей села, края и государства. Знакомство с
биографиями родных бабушек и дедушек закладывает основы навыка поисковой
деятельности, рождает познавательный интерес школьников к своей семье, а также
к работе подобного уровня. Составление родословной, описание жизни близких для
детей родственников рождает осмысление сопричастности к истории семьи, несет в
себе заряд нравственного воспитания. Итогом работы с пятиклассниками является
совместный классный час родителей с детьми «Откуда мы родом».
Следующим шагом в
системе исторического краеведения является работа с учащимися 6 - 8-х классов
по знакомству с историей родного хутора Мирный: прошлым, настоящим,
перспективами развития, судьбами его жителей. Для осуществления этой работы в
школе создана поисковая бригада «Поколение», работающая под девизом:
«Пусть память
живет во все времена!
Все герои должны
обрести имена!»
Ребята поисковой
бригады «Поколение» тесно сотрудничают с администрацией сельского поселения,
работниками местного краеведческого музея, встречаются с людьми, стоявшими у
истоков нашего хозяйства. На данном этапе становится возможным изучение
конкретных человеческих судеб. Учащиеся осуществляют плодотворную поисковую
работу в сборе информации и анализе материала биографий участников ВОВ,
работников тыла, детей войны, бывших руководителей хозяйства и просто его
жителей. С представителями поисковой бригады проводится этическая беседа о
правилах общения и проведения встреч с людьми многое пережившими и повидавшими
за долгие годы жизни. Они получают примерные вопросы для беседы в предстоящей
встрече, а также памятки о правилах записи беседы. Ребята заблаговременно
договариваются о встрече в удобное для односельчан время. В непринужденной
обстановке представители старшего поколения могут многое поведать о своей
собственной жизни, о судьбе села и страны. В этом случае ученики фактически
выступают в роли юных ученых-исследователей. Их записи впоследствии
обрабатываются и пополняют фонд школьного музея.
На этом общение с
односельчанами не завершается. Они охотно встречаются со школьниками на
тематических классных часах, общешкольных юбилейных и праздничных мероприятиях,
посвящают им смотры инсценированной песни военных лет, конкурсы строя и песни.
Ребята в рамках проекта «Спешите делать добро» помогают им по хозяйству, в
уборке территории двора и т.п.
Деятельность
поисковой бригады, их встречи с односельчанами знакомят учеников с
непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также
наших дней. Это помогает преодолеть все еще встречающиеся «безликость»,
«безымянность», «безлюдность» истории.
Изучение родного
края включает познание этнонациональных процессов, учитывая, что население
нашего хутора многонациональное. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с
историями и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их
расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев,
национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в
горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание
духовного единства, принадлежности к российскому народу. Учащиеся имеют
возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные духовные традиции их
народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране.
Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов,
проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют
сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.
Итогами
деятельности обучающихся в данном направлении стали работы по историческому
краеведению, представляемые на научно-практических конференциях школьников.
Темы говорят сами за себя: «История нашего хутора», «Земляку», «Боль» хутора
Мирного», «Дети войны», а также победы наших учеников в конкурсах «Лучший урок
письма - 2012» (2 сочинения), «Наша сила – в единстве» (2 сочинения).
Донской край –
одно из самых удивительных мест России с неповторимой историей. Учащиеся должны
знать о нем как можно больше. С этой целью осуществляются мероприятия проекта
«Познай свой край». Этот проект направлен на знакомство с историческими местами
нашей «малой родины». Реализация данного проекта включает в себя три этапа:
1. Теоретический
(исследовательский) этап. На этом этапе лекционная группа готовит
информационный материал - лекция, презентация - об исторических
достопримечательностях, памятниках, знаменательных событиях города или станицы
- объекта предстоящей поездки. Подготовленный материал просматривается
участниками предстоящей поездки. Они составляют вопросы, которые будут
разрешены в ходе экскурсий.
2. Практический (экскурсионный)
этап. На
этом этапе школа активно сотрудничает
с Егорлыкским туристическим
агентством, с помощью которого были
организованы поездки в Азов,
Новочеркасск, станицу Старочеркасскую, Танаис,
Таганрог. Время, проведенное
в пути, запомнится надолго: это и тематические
викторины, и конкурсы, и
т.п.
3. Заключительным «аккордом»
проекта «Познай свой край» является аналитический (рефлексивный) этап. Ребята
после поездки обмениваются своими впечатлениями, просматривают фотографии, готовят
фоторепортажи о поездке. Так, вышли в свет такие фоторепортажи, как
«Старочеркасск – древняя столица донского казачества», «Танаис – греческая
колония на донской земле», «Азак, Азов: прошлое и настоящее», «Таганрог – город
Петра I».
Желающих
участвовать в подобных проектах каждый год становится все больше.
Во всех
мероприятиях исторического краеведения важно, чтобы учитель и учащиеся не
только видели границы модулей, но и, главное, понимали необходимость их
единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость
постоянного перехода из одного круга знаний в другой, важность и
целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к
близкому.
Так, например,
изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, края,
возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области,
они возвращаются к фактам истории родного села, семьи. Такой принцип
организации познавательной деятельности учащихся можно назвать «принципом
маятника».
Целенаправленная
деятельность по историческому краеведению оказывает благотворное влияние на
молодое поколение: среди подростков нашего хутора отсутствует распространение
наркомании, токсикомании, преступности, напротив, отмечается повышенный интерес
к занятиям спорта, культуре, военно-патриотической и гражданско-патриотической
деятельности. Выпускники школы охотно идут в гуманитарные вузы, поддерживая
тесную связь со своей «малой родиной».
В школе
обеспечиваются условия для создания учебно-воспитательного комплекса, из
которого выйдет человек социально ориентированный, с четко обозначенной
гражданской позицией, патриот своего Отечества, способный жить в многообразном
мире, в гармонии с ним и со всеми людьми. Значит, мы на правильном пути.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.