Инфоурок Всеобщая история Другие методич. материалыИз опыта работы учителя "Потенциал гражданско-патриотического воспитания в изучении региональной истории во внеурочное время"

Из опыта работы учителя "Потенциал гражданско-патриотического воспитания в изучении региональной истории во внеурочное время"

Скачать материал

Выступление на МО учителей
истории и обществознания

 

 

 

 

 

Тема:

Потенциал гражданско-патриотического воспитания 
в изучении региональной истории во внеурочное время

 

 

Из опыта работы учителя
МБОУ Луначарской СОШ № 8
Баршадской Евгении Борисовны

 

 

 

 

 

 

Станица Егорлыкская 
27 августа 2012 г.

 

Профессия учителя истории и обществознания предполагает не только знакомство с исторической наукой, но и воспитание ценностей гражданственности и патриотизма у молодого поколения. Данная проблема  становится краеугольной в системе воспитания современного гражданина России. Эта проблема требует определения комплекса мер, способствующих созданию в школе целостной системы гражданского образования. Данная задача решается наиболее эффективно в рамках развития исторического краеведения. Воспитание гражданственности у школьников строится с учетом возрастных и познавательных возможностей, уровня их подготовки, целей и задач проводимой работы. Программа воспитания охватывает школьников основной образовательной ступени.

 

Краеведческая деятельность исторического образования начинается с 5-го класса. В рамках факультативного курса «Моя семья» ребята подробнее знакомятся с историей своей семьи. Овладев алгоритмом составления генеалогического древа, они создают свою родословную. История семьи соприкасается с историей села, края и государства. Знакомство с биографиями родных бабушек и дедушек  закладывает основы навыка поисковой деятельности, рождает познавательный интерес школьников к своей семье, а также к работе подобного уровня. Составление родословной, описание жизни  близких для детей родственников рождает осмысление сопричастности к истории семьи, несет в себе заряд нравственного воспитания. Итогом работы с пятиклассниками является совместный классный час родителей с детьми «Откуда мы родом».

Следующим шагом в системе исторического краеведения является работа с учащимися 6 - 8-х классов по знакомству с историей родного хутора Мирный: прошлым, настоящим, перспективами развития, судьбами его жителей. Для осуществления этой работы в школе создана поисковая бригада «Поколение», работающая под девизом:

«Пусть память живет во все времена!

Все герои должны обрести имена!»

Ребята поисковой бригады «Поколение» тесно сотрудничают с администрацией  сельского поселения, работниками местного краеведческого музея, встречаются  с людьми, стоявшими у истоков нашего хозяйства. На данном этапе становится возможным изучение конкретных человеческих судеб. Учащиеся осуществляют плодотворную поисковую работу в сборе информации и анализе материала биографий участников ВОВ, работников тыла, детей войны, бывших руководителей хозяйства и просто его жителей. С представителями поисковой бригады проводится этическая беседа о правилах общения и проведения встреч с людьми многое пережившими и повидавшими за долгие годы жизни. Они получают примерные вопросы для беседы в предстоящей встрече, а также памятки о правилах  записи беседы. Ребята заблаговременно договариваются о встрече  в удобное для односельчан время. В непринужденной обстановке представители старшего поколения могут многое поведать о своей собственной жизни, о судьбе села и страны. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Их записи впоследствии обрабатываются и пополняют фонд школьного музея.

На этом общение с односельчанами не завершается. Они охотно встречаются со школьниками на тематических классных часах, общешкольных юбилейных и праздничных мероприятиях, посвящают им смотры инсценированной песни военных лет, конкурсы строя и песни. Ребята в рамках проекта «Спешите делать добро» помогают им по хозяйству, в уборке территории двора  и т.п. 

Деятельность поисковой бригады, их встречи с односельчанами знакомят учеников с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает преодолеть все еще встречающиеся «безликость», «безымянность», «безлюдность» истории.

Изучение родного края включает познание этнонациональных процессов, учитывая, что население нашего хутора многонациональное. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историями и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.

Итогами деятельности обучающихся в данном направлении стали работы по историческому краеведению, представляемые на научно-практических конференциях школьников. Темы говорят сами за себя: «История нашего хутора», «Земляку», «Боль» хутора Мирного», «Дети войны», а также победы наших учеников  в конкурсах «Лучший урок письма - 2012» (2 сочинения), «Наша сила – в единстве» (2 сочинения).

Донской край – одно из самых удивительных мест России с неповторимой историей. Учащиеся должны знать о нем как можно больше. С этой целью осуществляются мероприятия проекта «Познай свой край». Этот проект направлен на знакомство с историческими местами нашей «малой родины». Реализация данного проекта включает в себя три этапа:

1.      Теоретический (исследовательский) этап. На этом этапе лекционная группа готовит  информационный  материал  - лекция, презентация -  об исторических достопримечательностях, памятниках, знаменательных событиях города или станицы -  объекта предстоящей поездки. Подготовленный материал просматривается участниками предстоящей поездки. Они составляют вопросы, которые будут разрешены в ходе экскурсий.

   2. Практический (экскурсионный) этап. На этом этапе школа активно сотрудничает

        с Егорлыкским  туристическим агентством, с помощью которого были

        организованы  поездки в Азов, Новочеркасск, станицу Старочеркасскую, Танаис,

         Таганрог. Время, проведенное  в пути, запомнится надолго: это и тематические

         викторины, и конкурсы, и т.п.

3.     Заключительным  «аккордом»  проекта «Познай свой край» является аналитический (рефлексивный) этап. Ребята после поездки обмениваются своими впечатлениями, просматривают фотографии, готовят фоторепортажи о поездке. Так, вышли в свет такие фоторепортажи, как «Старочеркасск – древняя столица донского казачества», «Танаис – греческая колония на донской земле», «Азак, Азов: прошлое и настоящее», «Таганрог – город Петра I».

Желающих  участвовать в подобных проектах каждый год становится все больше.

 

Во всех мероприятиях исторического краеведения важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы модулей, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому.

Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать «принципом маятника».

 

Целенаправленная деятельность по историческому краеведению оказывает благотворное влияние на молодое поколение: среди подростков нашего хутора отсутствует распространение наркомании, токсикомании, преступности, напротив, отмечается повышенный интерес к занятиям спорта, культуре, военно-патриотической и гражданско-патриотической деятельности. Выпускники школы охотно идут в гуманитарные вузы,  поддерживая тесную связь со своей «малой родиной».

В школе обеспечиваются условия для создания учебно-воспитательного комплекса, из которого выйдет человек социально ориентированный, с четко обозначенной гражданской позицией, патриот своего Отечества, способный жить в многообразном мире, в гармонии с ним и со всеми людьми. Значит, мы на правильном пути.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Из опыта работы учителя "Потенциал гражданско-патриотического воспитания в изучении региональной истории во внеурочное время""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Профессия учителя истории и обществознания предполагает не только знакомство с исторической наукой, но и воспитание ценностей гражданственности и патриотизма у молодого поколения. Данная проблема становится краеугольной в системе воспитания современного гражданина России. Эта проблема требует определения комплекса мер, способствующих созданию в школе целостной системы гражданского образования. Данная задача решается наиболее эффективно в рамках развития исторического краеведения. Воспитание гражданственности у школьников строится с учетом возрастных и познавательных возможностей, уровня их подготовки, целей и задач проводимой работы. Программа воспитания охватывает школьников основной образовательной ступени.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 999 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 История 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
  • Учебник: «История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.
  • 30.12.2020
  • 665
  • 8
«История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.02.2020 63
    • DOCX 80 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фомичева Светлана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фомичева Светлана Юрьевна
    Фомичева Светлана Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84555
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История")

Учитель истории

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 37 регионов

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 30 регионов

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в области деловых коммуникаций. Зачем нужна корпоративная культура?

Перейти к трансляции