Из опыта работы «Сотрудничество учителя-логопеда массового
детского сада с семьёй, имеющей ребёнка с проблемами в речевом развитии».
О проблеме наличия детей с речевыми нарушением детей, заговорили ещё в
60-е годы. По данным медицинских источников существует тенденция к
значительному увеличению детей с нарушением речи.
А эти факторы особенно тяжело сказываются на неокрепшей психике
маленького ребёнка, т. К. может препятствовать нормальному процессу становления
личности,что в дальнейшем приводит к нарушению адаптации и соцреализации
человека в обществе.
Наше дошкольное образовательное учреждение МАДОУ “Детский сад
общеразвивающего вида № 31” проводило диагностику детей с совместно со
стоматологом-ортодонтом стоматологической поликлиники.
По результатам диагностики выявлено, что в нашем МАДОУ из всех
обследованных детей с 4 до 7 лет:
56% – это дети с нарушением произносительной стороны речи,
из них 33% –это дети с нарушением произношения вследствие дефектов
ротовой полости:
-нарушение прикуса,
-изменение формы и расположения зубов,
-укорочение уздечки языка и верхней губы.
Ранее было доказано, что к появлению данных дефектов речевого аппарата
оказывают влияние:
1) Вредные привычки:
·
сосание пальцев и других
предметов;
·
длительное пользование
соской;
·
привычка дышать ртом;
·
неверная гигиена сна;
·
подсасывание нижней губы;
·
прокладывание языка между
зубами;
·
нарушение функции глотания.
2) Это наследственные аномалии, нарушение обмена веществ, патология в
родах, предпочтение мягкой пище, … И многое другое.
Представленная диаграмма отражает результаты анкетирования родителей,
воспитателей, данных анамнезов и обследования врача – ортодонта.
Видно, что первое, но далеко не почётное место занимает фактор
заболевания и ранней потери зубов.
В равных долях находятся наличие вредных привычек, предпочтение мягкой
пищи и нарушение дыхания.
Вывод из всего выше сказанного однозначен:
Раннее выявление, коррекция и профилактика речевых нарушений у детей,
помогает предупредить психологические и психические отклонения в их здоровье и
развитии.
Целью логопедической работы в нашем МАДОУ стало создание коррекционно - развивающей среды,
обеспечивающей комплексное воздействие, направленное на устранение и
предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Опираясь на основные задачи пропедевтики и коррекционной работы мы
пришли к утверждению, что комплексный подход
по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии за
пределами детского сада:
·
следить за
гигиеной и правильностью ухода за полостью рта у детей;
·
устранять
вредные привычки;
·
подготавливать
речевой аппарат;
·
осуществлять
правильное питание;
·
развивать
фонематический слух, грамматику за счёт специальных упражнений к правильной
речи;
и все
знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом
закрепить в повседневной жизни (на прогулках,
экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче
и т. д.).
Мы считаем, что задача логопеда – помочь родителям
осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление
домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми
приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием
задания для домашней работы с детьми по усвоению и- закреплению полученных
знаний.
В нашем дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы
логопедов с родителями, которая включает в себя:
традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы работы почти не отличаются от признанных в
документах работающего учителя-логопеда.
К нетрадиционным формам работы с родителями мы относим:
I.
Мастер-классы-практикумы для родителей с обучением:
- играм на дыхание;
- самомассажу (с использованием стихов);
- артикуляционной гимнастике (это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие
силы, подвижности и дифференцирование движений органов, участвующих в речевом процессе);
- миогимнастике, разработанной ведущими ортодонтами целенаправленно
для детей с нарушениями прикуса, зубного ряда, со слабыми мышцами нижней
челюсти с целью профилактики неправильного формирования или восстановления
функций отдельных мышц, страдающих при патологиях прикуса;
- акупунктурному (множественному
иглоукалыванию) воздействию на организм для поддержания биологического
равновесия организма. Опираясь на восточное учение, донецким
врачом-рефлексотерапевтом Ляпко Николаем Григорьевичем были созданы многоикольчатые
аппликаторы, иглы которых состоят из необходимых для организма
металлов( цинк, медь, железо, никель, серебро) и массажёры. Благодаря их
воздействию происходит не только профилактика различных заболеваний, повышение
общего жизненного тонуса, но и воздействие на «речевые» точки ладони ребёнка
- В наш век развития высоких технологий, желанием родителей, чтобы ребёнок
не отставал от прогресса и мира взрослых, программистами были разработаны специализированные
компьютерные игры, направленные на формирование и коррекцию произносительной
стороны речи детей младшего дошкольного и старшего школьного возраста.
Специализированные логопедические компьютерные игры притягивают и ярким
оформлением, и интересными заданиями и возможностью общаться и получать
поддержку в ответах от мультипликационных образов.
Мастер-классы
для родителей позволяют не только донести необходимую информацию взрослым и
дают практические игры и упражнения, но и дают возможность проиграть ситуацию
практически.
II. Для полной информации родителей по развитию
ребёнка и устранению причин
неблагоприятного речевого развития мы проводим комплексные консультации с
привлечением узких специалистов и медработников, в частности стоматологов
и ортодонтов.
III. Большая роль в здоровьесбережении наших дошкольников с раннего
возраста и укреплению контактов с родителями, отводилась акции “Здоровые
зубы”.
Родители были вовлечены:
·
в поиск информации и
оформление уголков групп “Чтобы зубы не болели”,
·
в конкурс родительских стенгазет
“Моя красивая улыбка”,
·
в конкурс детских
творческих работ на тему “Сохраним зубы здоровыми”.
·
в акцию “Здоровые зубы»,
благодаря которой многие родители осознали важность профилактики и ухода за
зубами у детей дошкольного возраста на их речевое развитие, доказала важность
своевременного посещения детьми специалистов и врачей.
IV. Не осталось без осведомлённости и население нашего города. Цикл
передач по местному телевидению и радио с привлечением специалистов
стоматологической поликлиники дали краткую, но достаточно полную первичную
информацию, направленную на раннюю пропедевтику вредных привычек и негативных
факторов, способствующих возникновению неправильного звукопроизношения и
невнятной речи у детей, с развивающимися или возникающими аномалиями органов
речи.
V. На протяжении нескольких лет на базе нашего МАДОУ №31 проходит
консультирование родителей будущих воспитанников детского сада через школу
“Молодых родителей”.
Беседа с молодыми родителями о правильном питании, развитии моторики, этапах
и нормах развития речи раннего возраста, а также разработанные “памятки для
родителей” позволяет начать профилактические работы по предупреждению речевых
нарушений ребёнка ещё до прихода в детский сад.
VI. Входит в традицию привлекать родителей на совместные групповые
праздники. Родители становятся участниками процесса, вынуждены быть
образцом правильной речи, изучать и повторять материал занятий у детей,
ответственнее относятся к подготовке ребёнка (разучивают стихи, следят за
грамотностью ответов, автоматизацией звуков…)
По заключению использованных всех традиционных и нетрадиционных форм
работы было проведено дополнительное анкетирование родителей, беседа с
педагогами и наблюдение за детьми в нашем МАДОУ, в результате чего пришли к
выводу, что такая комплексная работа была эффективной:
·
родителями получен
значительный объём полезной информации;
·
активизировалось
взаимодействие родителей с детьми;
·
сотрудничество со
стоматологической поликлиникой позволило через родителей оказать своевременную
помощь детям;
·
родителями были взяты на
вооружение использование дома нетрадиционные формы работы;
·
укрепилось сотрудничество
воспитателя, родителя, логопеда, психолога, стоматолога;
·
охвачены все участники
педпроцесса: педагоги, родители и дети.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.