Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыИз опыта работы «Сотрудничество учителя-логопеда массового детского сада с семьёй, имеющей ребёнка с проблемами в речевом развитии».

Из опыта работы «Сотрудничество учителя-логопеда массового детского сада с семьёй, имеющей ребёнка с проблемами в речевом развитии».

Скачать материал

Из опыта работы «Сотрудничество учителя-логопеда массового детского сада с семьёй, имеющей ребёнка с проблемами в речевом развитии».

 

О проблеме наличия детей с речевыми нарушением детей, заговорили ещё в 60-е годы. По данным медицинских источников существует тенденция к значительному увеличению детей с нарушением речи.

А эти факторы особенно тяжело сказываются на неокрепшей психике маленького ребёнка, т. К. может препятствовать нормальному процессу становления личности,что в дальнейшем приводит к нарушению адаптации и соцреализации человека в обществе.

Наше дошкольное образовательное учреждение МАДОУ  “Детский сад общеразвивающего вида № 31” проводило диагностику детей с совместно со стоматологом-ортодонтом стоматологической поликлиники.

По результатам диагностики выявлено, что в нашем МАДОУ из всех обследованных детей с 4 до 7 лет:

56% – это дети с нарушением произносительной стороны речи,

из них 33% –это дети с нарушением произношения вследствие дефектов ротовой полости:

-нарушение прикуса,

-изменение формы и расположения зубов,

-укорочение уздечки языка и верхней губы.

Ранее было доказано, что к появлению данных дефектов речевого аппарата оказывают влияние:

1) Вредные привычки:

·        сосание пальцев и других предметов;

·        длительное пользование соской;

·        привычка дышать ртом;

·        неверная гигиена сна;

·        подсасывание нижней губы;

·        прокладывание языка между зубами;

·        нарушение функции глотания.

2) Это наследственные аномалии, нарушение обмена веществ, патология в родах, предпочтение мягкой пище, … И многое другое.

 

Представленная диаграмма отражает результаты анкетирования родителей, воспитателей, данных анамнезов и обследования врача – ортодонта.

 

 

 

 

 

Видно, что первое, но далеко не почётное место занимает фактор заболевания и ранней потери зубов.

В равных долях находятся наличие вредных привычек, предпочтение мягкой пищи и нарушение дыхания.

 

Вывод из всего выше сказанного однозначен:

Раннее выявление, коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, помогает предупредить психологические и психические отклонения в их здоровье и развитии.

 

Целью логопедической работы в нашем МАДОУ стало создание коррекционно - развивающей среды, обеспечивающей комплексное воздействие, направленное на устранение и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

 

Опираясь на основные задачи пропедевтики и коррекционной работы мы пришли к утверждению, что комплексный подход по преодолению речевого дефекта предпола­гает активное участие в нем родителей, которые в состоянии за пределами детского сада:

·        следить за гигиеной и правильностью ухода за полостью рта у детей;

·        устранять вредные привычки;

·        подготавливать речевой аппарат;

·        осуществлять правильное питание;

·        развивать фонематический слух, грамматику за счёт специальных упражнений к правильной речи;

и все зна­ния, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за расте­ниями и животными, помощи взрослым дома и на даче и т. д.).

Мы считаем, что задача логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направ­ление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и- закреплению полученных знаний.

В нашем дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы логопедов с родителями, которая включает в себя:

 

традиционные и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы почти не отличаются от признанных в документах работающего учителя-логопеда.

 

К нетрадиционным формам работы с родителями мы относим:

I. Мастер-классы-практикумы для родителей с обучением:

- играм на дыхание;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-     самомассажу (с использованием стихов);

- артикуляционной гимнастике (это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцирование движений органов, участвующих в речевом процессе);

-    миогимнастике, разработанной ведущими ортодонтами целенаправленно для детей с нарушениями прикуса, зубного ряда, со слабыми мышцами нижней челюсти  с целью профилактики неправильного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологиях прикуса;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- акупунктурному (множественному иглоукалыванию) воздействию на организм для поддержания биологического равновесия организма. Опираясь на восточное учение, донецким врачом-рефлексотерапевтом Ляпко Николаем Григорьевичем были созданы многоикольчатые аппликаторы, иглы которых состоят из необходимых для организма металлов( цинк, медь, железо, никель, серебро) и массажёры. Благодаря их воздействию происходит не только профилактика различных заболеваний, повышение общего жизненного тонуса, но и воздействие на «речевые» точки ладони ребёнка

 

 

 

 

 

 

 

 

- В наш век развития высоких технологий, желанием родителей, чтобы ребёнок не отставал от прогресса и мира взрослых, программистами были разработаны специализированные компьютерные игры, направленные на формирование и коррекцию произносительной стороны речи детей младшего дошкольного и старшего школьного возраста.

Специализированные логопедические компьютерные игры притягивают и ярким оформлением, и интересными заданиями и возможностью общаться и получать поддержку в ответах от мультипликационных образов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Мастер-классы для родителей позволяют не только донести необходимую информацию взрослым и дают практические игры и упражнения, но и дают возможность проиграть ситуацию практически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Для полной информации родителей по развитию ребёнка и  устранению причин неблагоприятного речевого развития мы проводим комплексные консультации с привлечением узких специалистов и медработников, в частности стоматологов и ортодонтов.

III. Большая роль в здоровьесбережении наших дошкольников с раннего возраста и укреплению контактов с родителями, отводилась акции “Здоровые зубы”.

 

Родители были вовлечены:

·        в поиск информации и оформление  уголков групп  “Чтобы зубы не болели”,

·        в конкурс родительских стенгазет  “Моя красивая улыбка”,

·        в конкурс детских творческих работ на тему “Сохраним зубы здоровыми”.

·        в акцию “Здоровые зубы», благодаря которой многие родители осознали важность профилактики и ухода за зубами у детей дошкольного возраста на их речевое развитие, доказала важность своевременного посещения детьми специалистов и врачей.

 

 

IV. Не осталось без осведомлённости и население нашего города. Цикл передач по местному телевидению и радио с привлечением специалистов стоматологической поликлиники дали краткую, но достаточно полную первичную информацию, направленную на раннюю пропедевтику вредных привычек и негативных факторов, способствующих возникновению неправильного звукопроизношения и невнятной речи у детей, с развивающимися или возникающими аномалиями органов речи.

 

V. На протяжении нескольких лет на базе нашего МАДОУ №31 проходит консультирование родителей будущих воспитанников детского сада через школу “Молодых родителей”.

Беседа с молодыми родителями о правильном питании, развитии моторики, этапах и нормах развития речи раннего возраста, а также разработанные “памятки для родителей” позволяет начать профилактические работы по предупреждению речевых нарушений ребёнка ещё до прихода в детский сад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Входит в традицию привлекать родителей на совместные групповые праздники. Родители становятся участниками процесса, вынуждены быть  образцом правильной речи, изучать и повторять материал занятий у детей, ответственнее относятся к подготовке ребёнка (разучивают стихи, следят за грамотностью ответов, автоматизацией звуков…)

 

По заключению использованных всех традиционных и нетрадиционных форм работы было проведено дополнительное анкетирование родителей, беседа с педагогами и наблюдение за детьми в нашем МАДОУ, в результате чего пришли к выводу, что такая комплексная работа была эффективной:

·        родителями получен значительный объём полезной информации;

·        активизировалось взаимодействие родителей с детьми;

·        сотрудничество со стоматологической поликлиникой позволило через родителей оказать своевременную помощь детям;

·        родителями были взяты на вооружение использование дома нетрадиционные формы работы;

·        укрепилось сотрудничество воспитателя, родителя, логопеда, психолога, стоматолога;

·        охвачены все участники педпроцесса: педагоги, родители и дети.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Из опыта работы «Сотрудничество учителя-логопеда массового детского сада с семьёй, имеющей ребёнка с проблемами в речевом развитии»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

О проблеме наличия детей с речевыми нарушением детей, заговорили ещё в 60-е годы. По данным медицинских источников существует тенденция к значительному увеличению детей с нарушением речи.

А эти факторы особенно тяжело сказываются на неокрепшей психике маленького ребёнка, т. к. может препятствовать нормальному процессу становления личности, что в дальнейшем приводит к нарушению адаптации и социализации человека в обществе.

 

Наше дошкольное образовательное учреждение МАДОУ  “Детский сад общеразвивающего вида № 31” проводило диагностику детей совместно со стоматологом-ортодонтом стоматологической поликлиники. На основаннии полученных данных были сделаны выводы и продуманы формы работы со всеми участниками педпроцесса.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 543 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 314
    • DOCX 12.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Воробьева Ольга Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Воробьева Ольга Михайловна
    Воробьева Ольга Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10994
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Курс повышения квалификации

Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 937 человек

Курс повышения квалификации

Основы управления кухней (Kitchen management)

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 27 регионов

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе