Инфоурок Физическая культура Другие методич. материалыИз опыта работы "Влияние физических упражнений на формирование здоровой осанки школьников"

Из опыта работы "Влияние физических упражнений на формирование здоровой осанки школьников"

Скачать материал

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОЙ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ

Аюуальность проблемы: согласно медицинским обследованиям огмечено увеличение росла количества учащихся с различными пару шениями осанки с младшего школьного возраста.

1 цель: укрепление физическт•о здоровья учащихся, повыше.јие интереса к самостоятельным занятиям, профилактика и коррекция

нарушения осанки.

Этой проблеме уделяли внимание: проф. И.М. Саркизов-Сирозини, К.В. Динейка, Г.М. Краковяк, B.ll. Мопжон, С.З.Уварова.

Одиа из важнейпптх задач физического воспитания детей на сегодняшний день - профилакзмка и коррекция нарушений осанки, выявляемых у 90% детей 6-7 .'w'v, 40-50% детей 8-10 лет.

11ри формировании осанки необходимо учитывать общие и частные закономерности физической культуры, физическош восптапия, спортивной тренировки, закономерности обучения двигательным действиям и развития физических способностей. В процессе профилакмки и коррекции осанки также должны учитываться специфические

закономерности.

Специфическими закономерностями и условиями формирования

осанки являются следующие:

1. Формирование физической культуры личности, обладающей знаниями, умениями и навыками по вы абол•ке и поддержанию п авильной осанки.

Педагогам необходимо напоминать о важности правильной осанки, контролировать положение школьника за партой и у доски, проводила, смотры-конкурсы ”Мисс Осанка“ оформлять стенды, включать упражнения ”на осанку” во время выполнения утренней зарядки, физкультминуток, показывать собственный пример. Родители должны направлять ребенка на здоровый образ жизни и занятия физической культурой.

Формирование осознанного отношения и системы 3' кший при профилактике и коррекции нарушений осанки - это основа для ее поддержания и выработки. В процессе физического воспитания нуэкно ! шучьтгь школьника заботиться о своем здоровье н течение всеи жизни, стимулируя их самообразование. 2. Сислематический педагогический кон•гроль и самоконтроль осанки для ”ослоянн010 сохранения позы правильной осанки.

Осанка формируется в течение всей жизнедеятельности человека: за партой,  на кронаги, во время досу1•а, ходьбы и т.д. Если формировать осанку “10JH.ko на уроках физической куль•гур'.', а в осл'альное время об этом нс заботиться, все усилия будут напрасными. Человек в первую очередь сам должен постоянно заботиться о своей осанке и знать, какова правильная осанка и как ее дослучг,.

Правильная осанка будет сохраняться, если постоянно ее поддерживать и контролировать, а также избегать порочных положений (неправильная поза при письме и чтении, во время сна, привычка стоять на одной ноге, носить в одной и той же руке портфель и др.), ксугорые могут закрепиться.

Осанка зависит от положения головы, состояния плечевого пояса, конфи. урации позвоночника, наклона таза. Ведущим является состояние изгибов позвоночника. Физиологические изгибы позвоночника (шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы) формируются с первых лет жизни человека и выполняют амортизационную функцию. Подвижная конфигурация позвоночника может изменяться у ребенка под воздействием пиепјних (состояние физического воспитания, забој'евания и др.) и внутренних (сила мышц, подвижность суставов, наследственносгь) факчоров. Положение .•олоны по отношеюж) к шее и плечам играет важную роль н осанке. Голова весит 4,5-7 кг и ее нужно правильно держать, чтобы обрести ранильную осанку. Опущенное положение головы рефлекторно расслабляет те мышцы луловища, которые должны поддерживать тело в заданнои позе н вертикальном положении. При поднятой вверх голове, все тело невольно ”подтягивается”, плечи расправляются, спина выпрямляется, живот поджимается - человек непроизвольно принимает позу правильной осанки.

Важнейшее значение для человека имеет владение им приемами самоконтроля своеи осанки.

В течение дня нужно обращать внимание на три части тела: а) 10лова подняла - затылком тянуться вверх; б) грудная клетка развернута - плечи отведены глазад и расслаблены; в) таз подведен под позвоночник - мышцы брюшного пресса находятся в тонусе, наклон таза оптимален.

Для ощущения правильного положения тела также можно предложить следующие приемы самоконтроля:

-                   2-3 раза в день (11еред едой) нужно становиться к стенке так, чтобы не было просвета между сденкой и поясницей, втянуть живог, согнуть руки к плечам, прижать их к стенс и держать при первых попытках до 1 мин, затем до 3 мин, лыхагзие глроизнольное;

-                   в положении силя или стоя приподнять подбородок. Затем поднять лопатки, свести их. В таком положении сделать глубокий вдох. Опустить лопатки и сделать выдох.

3. Формирование навыка правильной осанки.

Формирование осанки, как и всякого другого двигжеЈ1[.н01'0 дейс•гвия, происходит по закономерностям процесса обучения, в соответствии с этапами структуры обучения.

Необходимо систематическое выполнение подводящих физических упражнений, которые, будучи несложными, требукуг вкјночения в занятия различных методических приемов для увеличения их привлекательности.

Коррекция и профилактика нарушений позвоночника у учащихся младшего  вкузраста должна осуцествляться на основе естественного стремления детей к шрам. С'1рои“гь занятия лучше в виде большой тематической игры, состоящей из множества игр, игровых ситуаций и заданий.

Для повышения эмоционального состояния детей используются такие методы:

-                     музыкштьно-ритмический, танцевальный;

-                     аналоги с животными ( использование известных образов, типичных ноз, дви.тельных повадок животных);

-                     театр коррекции (где режиссер — педагог, актеры- дети, разнообразная атрибутика)

4. Сочетания у]ражнений, развивающих силу мышц, с упражнениями, направленными на развитие 11одвижности суставов.

Для поддержания вертикальной позы тела необходимо в равной мере иметь высокий уровень развития силы мышц и высокую подвижность мышц и суставов.Осанка в большей степени зависит от состояния нервномышечного аппарат, сгенени развития мышц шеи, спины, груди, живота, нижних конечностей, от функциональных возможностей мускулатуры, ее способнос•ги к продолжительному статическому напряжению. В норме в условиях верл•икальной стойки постоянно осуществляется ”подвижное равновесие», сущность которого закјпочается в непрерывном перераспределении мышечного тонуса в основных группах анттравилационной мускулатуры, направленном на стабилизацию положения тела в пространстве.

Для осанки важны в первую очередь подвижность всего позвоночника (и особенно грудного отдела), а таюкс подвижность в суставах рук и ног. 'КаждыЙ человек настолько молод, насколько молод еп•о 110,звоночник”, поэтому необходимо ”усиливать и растягивать позвоночник”. 5. Гармоничное развитие физических способностей обусловлено следующими

-                  навык осанки требует соответствующего рввития разнообразных физических способностей, и в первую очередь статической силовой выносливости, координации, равновесия;

-                  наруг:кния осанки наблюдаются в основном у детей, отнесенных к подгот•онительной группе, с недостаточным уровнем развития физических способностей. Чтобы перейти в основную        необходима нагрузка тренировочпто, развивающего характера не только на уроках физической культуры, но и в самостоятельных занятиях и занятиях оздоровительных групп. 6. Равномерное воздействие физических нагрузок на правую и левую стороны тела и конечности.

Нагрузки в физическом воснж%тнии необходимо выполнять равномерно правой и левой рукой и ногой во избежание асимметрии туловища. Неравномерное развилме мышц той или другой стороны может привести к асимметричной осанке ијш боковому искривлению позвоночника - сколиозу. Внутреннсс строение организма, непосредственно не обеспечиваюшсс реализации ' .еремещений тела в гравитационном поле Земли, не имеет строгой расположения масс. Что же касается органов, связанных с двигательной функцией и гравитационно-зависимых

-                  скелета, нервно-мыщечной системы и орга•юв чувсгв, то они имеют две стьметричные ”оловины относительно сагиттальной плоскости - правую и левую. Это позволяет человеку более эффективно управлять гравитационными взаимодействиями при перемещениях своего тела.

Для сохранения симметричности сароения лена необходимы симметрич'п,.е нагрузки.

Симметричные упражнения при асимметричной осанке также играют основную роль. Они обеспечивают выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса, тем самым оказывая выраженный положительный эффект. Это связано с физиологическим перераспределением на: рузки. Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мыш•џ,' стороне выпуклости позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне. 7. Периодическая раз!рузка нозвоно•жика в течение дня и во время выполнения физических упражнений.

Осанка во многом зависит от состояния позвоночника, позвонков, межпозво'!ковых дисков (диски дают возможность позвоночнику двигаться в различных направлениях и деформировать удары при ходьбе, беге,

прыжках), на них постоянно действуют перегрузки. Физические упражнения могут даже усугубить такое положение и привести к их деформации.

[омому ра•мрузка позвоночника - необходимое условие при формировании осанки.

Хрящи и диски между 1103140“ ками разрупјаюзся из-за отсутствия физических упражнений и плохой циркуляции крови в соседних тканях.

Межпозвоночные диски в отличие от других тканей нашего организма не снабжаются кровью, питание диска осуществляемся за счет обмена жидкостью с окружакнцими лкапями. Источником эластичности межпозвонковых дисков является студенистое ядро, содержащсс жидкость. Чем выше процент жидкости, тем выше межпозвонковые диски (у новорожденных - 90%, у подростков -85%, у слариков - 60% воды). При утомлении ядро теряег вла.у и умены_'јается, в связи с чем рост человека при утомлении становится меньше, а после отдыха - больше (в среднем на 2-4 см). Сжимаясь, межпозвонковые диски отлакуг  клиоруо потом, в состоянии ра_згрузки, снова должны  чл•обы пе утратить своей эласгичнослм.

Лучшим условием для протекания трофических процессов в межпозвонковых дисках является выполнение физических упражнений в условиях раз•рузки позвоночника. Наиболее выгодным исходным положением является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и когда исключается влияние мышц на угол наклона таза. К таким исходным положениям относится положение лежа на спине, лежа на животе, упор стоя на кој1енях. Э•ги исходные положения способствуют выпрямлению позвоночника, позвојшют симметрично располагать тело и избирательно укреплять мышцы спины и брюшного пресса. В упоре стоя па коленях 'юзвоночный столб прогибается между поясом верхних конечностей и ноясом нижних и умеренно растягивается. Упражнения, выполняемые в этих исходных положениях, должны иметь симметричный харакгер.

В повседневной жизни нужно разгружать позвоночник, отдыхая лежа, сидя. При длительной работе сидя полезно периодически ”вжимагься” спиной и поясницей в с.'инку стула, с усилием опираться в нее головой.

8. Направленность физических ншрузок на увеличение длины позвоночника для сохранения высоты межпозвонковых дисков.

Обшая высота всех дисков составляет у новорожденных 50% длины позвоночника, у взрослых людей - около 25%

Позвоночный столб как 61,1 ”усь.хае.•” и мно.•ие люди н 60-70 лет становятся на 7-8 см ниже.

Основныс средства профилактики и основные технологии улучшения метаболизма трофических систем межпозвонкового диска заключаются в методах регуляции и оптимизации физических на. рузок, воздейсгвущмцих на позвоночник.В процессе формирования осанки необходимо использовать различные висы и растяжки, которые должны применяться в перерывах между силовыми упражнениями.

Упражнения на самовытяжения особенно важны при плоской спине, когда не рекомендуют выполнять наклоны и повороты.

Хря1ци бысгро реагируют физические упражнения, воздействующие на растяжение позвоночного столба. Под их влиянием открынакуг еслесгвенные промежугки между позвонками и хрящи сразу же начинают свой

Перед вытяжением околопозвоночные мы•нцы необходимо разо'регь и расслабил•ь. Вытяжение производится под действием силы тяжести тела. Провисание на перекладине можно довести до 5-10 мин. Руки должны былл. на lllb1pmle плеч, хналом сверху. Перед висом лучше забраться на перекладину с чьей-либо помощью или приставки, чтобы исключить ненужное подпрыгивание и резкое приземление, а после виса - с•нокойпо опуститься. Поспе вытяжения необходимо полежать на спине в течение 15-20 мин или выполнять упражнения из исходного положения лежа.

9. Испо.пьзовапие инноватшонных технологий физической культуры. Необходимо создавать условия для занятий физической культурой по интересам и с учетом состояния здоровья занимаюјцихся,

Реализация условия возможна при условии огказа ог излишней унификации и стандартизации процесса воспитания, создания оптимального числа альтернативных 'гршрамм по физическому вос1жланию населения, учитывающих на.киональные и региональные условия, половые иризнаки, профессиональную ' •аправленность.

Необходимо шире внедрять различные физические упражнения и виды физической культуры: фитб0Ј[, релакс, СПА (”здоровье через воду“), волновая гимнастика, акватлон, подводные игры, ки-бо, ритмоатлетизм, аква• •имнасгика, рольфинг, мышечная тарапия и др. 10. Профилактика и коррекция плоскостопия. Аморсгизируя, сноды предогвращают удары на позвоночник при ходьбе, беге, прыжках. В каждое занятие необходимо включать упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкои, с захватыванием мелких предметов пальцами слон, их катание палки подошвами ног. Для профилактики плоскостопия рекомендуются прыжки через скакалку).

1 1 . Коррекционная направленность физических упражнений при нарушениях осанки, когорая заключаешя в целенаправленном воздействии на воссеановление (или приостановление) нарушенных функций и систем организма.

Педагогические воздействия должны быть напрањтены на преодоление индивидуальных недостатков лелосложепия и осанки. С этой целью в процессе занятий необходимо выделять время для индивидуального физических упражнений

При некоторых нарушениях и особенно при сколиозах необходимо учи•гывагь пртјцип компенсаторной направленности педагогических воздействий, который заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного испојгьзования сохранных функций и формирования обходных путей. При сколиозах очень важно использовать асимметричные

1 Теречисленные рекомендации для формирования осанки необходимо соблюдать в комплексе, исключение каких-либо из них не обеспечит эффекла.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Из опыта работы "Влияние физических упражнений на формирование здоровой осанки школьников""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Влияние физических упражнений на формирование здоровой осанки школьников

Актуальность проблемы: согласно медицинским обследованиям отмечено увеличение роста количества учащихся с различными нарушениями осанки с младшего школьного возраста.

Цель: укрепление физического здоровья учащихся, повышение интереса к самостоятельным занятиям, профилактика и коррекция нарушения осанки.

Одна из важнейших задач физического воспитания детей на сегодняшний день - профилактика и коррекция нарушения осанки. 

Этой проблеме уделяли внимание: проф. И.М. Сркизов-Сирозини, К.В. Динейка, Г.М. Краковяк, В.Н. Мошков, С.З. Уварова и др.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 833 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по физической культуре для 5 класса по теме "Игры и эстафеты на лыжах"
  • Учебник: «Физическая культура», Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. / Под ред. Виленского М.Я.
  • Тема: § 12. Лыжная подготовка
  • 05.10.2020
  • 1795
  • 39
«Физическая культура», Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. / Под ред. Виленского М.Я.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 321
    • PDF 4.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вышегородцева Елена Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3952
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Физическая подготовка обучающихся. 100 физических упражнений на дистанционном обучении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 167 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы учебно-тренировочного процесса в учреждениях физкультурно-спортивной направленности (легкая атлетика)

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика физического воспитания в организациях физкультурно-спортивной направленности

Тренер-преподаватель

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек