Л.Д. Янина,
ОГБОУ
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Рязани»
ПРИМЕНЕНИЕ
КЛАСТЕРОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Современное общество сегодня предъявляет к человеку
большие требования: он должен быть не только грамотным специалистом, но и
способным самостоятельно учиться и переучиваться в течение всей своей жизни. В
настоящее время востребованными оказываются люди, способные системно мыслить,
анализировать, сравнивать, решать различные профессиональные проблемы. Несформированность
моторных и высших психических функций у детей с ОВЗ - неустойчивое внимание,
низкая переключаемость, неразвитая память, слабое развитие словесно-логического
мышления, обязывает искать рациональные пути и методы обучения и коррекции.
Стандарты второго поколения предполагают новые подходы к образованию. На первое
место сегодня выходят такие качества личности как владение коммуникативными
навыками, способностью к коллективному труду, к саморазвитию и самообразованию.
Применение инновационных методов обучения позволяет формировать у школьников с
ОВЗ аналитическое мышление, развивать исследовательские навыки, формировать
творческие способности и мотивацию обучения, умение работать с информацией.
При изучении учебного материала наши учащиеся не могут
самостоятельно проанализировать текст, понять и запомнить формулировки теорем,
определений, свойств. Так как память детей неустойчива, то это быстро приводит
к забыванию изученного. Я остановлюсь на применении кластеров на уроках
математики для формирования познавательных УУД. Их использование позволяет
активно участвовать в образовательном процессе, облегчает запоминание нужной
информации. Кластер - это прием систематизации материала в виде схемы, когда
выделяются крупные смысловые единицы. Составление кластеров позволяет ученикам
размышлять над изучаемой темой, учит осуществлять анализ объектов с выделением
существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить
аналогии, сравнение, классификацию по заданным критериям. Использование
кластеров дает возможность оценить свои знания по изучаемому материалу, развивает
память. Правила построения кластера просты. Рисуем модель солнечной системы с
планетами и спутниками. В центре звезды - тема. Планеты - крупные смысловые
единицы, спутники планет - более мелкие. Планеты соединяем прямыми с
центральной звездой. На первом этапе пишем ключевое слово в центре кластера. Вокруг
него учащиеся записывают все известные им факты. При этом ничего не
отбрасывается. При совместном обсуждении предложенные идеи и факты
анализируются и систематизируются, ошибочные убираются. На последнем этапе
отобранные факты соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В
дальнейшем, у каждого из спутников могут появиться свои спутники. В итоге,
после изучения темы получаем графическую структуру, отображающую изученную
информацию. Кластер может охватывать большое количество тем. Их применение
можно использовать как на стадии вызова для мотивации к размышлению до изучения
темы, так и на стадии рефлексии при подведении итогов для установления уровня
осмысления изученного материала. В зависимости от цели и темы урока организую
индивидуальную самостоятельную работу или коллективную. После совместного
обсуждения допущенные ошибки исправляются. Некоторые кластеры создаются за один
урок по ходу изучения материала и параллельно с объяснением учителя, другие на
протяжении изучения большой темы. Составлять кластеры можно и при
самостоятельном изучении несложных тем. Ученику это позволит осмыслить
прочитанное, а учителю определить правильность установления
причинно-следственных связей. На стадии контроля можно предложить заполнить
подготовленную учителем схему по проверяемому материалу. От учащегося
заполнение такого кластера требует прочных знаний.
|
|
|
При систематическом составлении и применении кластеров
у учащихся накапливается информационный материал по основным темам курса
математики в специальной папке и далее используется как справочное пособие.
Приём использования кластеров развивает умение строить прогнозы и обосновывать
их, учит проводить аналогии, устанавливать связи, развивать навык
одновременного рассмотрения нескольких вариантов, необходимых в жизни.
Литература
1. В.Н.Иванченко Инновации в образовании: общее и
дополнительное образование детей/ М.: Феникс, 2011
2.Н.П.Локалова Как помочь слабоуспевающему школьнику/
Москва: Ось-89, 2005; электронная версия - режим доступа: http://www.ipras.ru/boiko-school/texts/2005/lokalova05_help_pupil.pdf
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.