Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Классному руководителю / Из опыта работы классного руководителя

Из опыта работы классного руководителя

Скачать материал

Документ 1


3.1.Описание опыта работы в качестве классного руководителя

«Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями» (Я.С. Гогебашвили).

Сила воспитательного влияния зависит от того, насколько оно индивидуально для раскрытия духовных сил и становления личностных черт каждого отдельного школьника и насколько оно способно внушать общий дух дружелюбия и доброты в каждом из детей.

Вот почему основной целью своей деятельности как классного руководителя считаю создание воспитательного пространства с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий для развития личности всех субъектов воспитательного пространства.

Характеристики воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером воспитательной деятельности.

Если система сориентирована на личность воспитанника, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу.

Основная идея педагогического опыта: Родители + дети + учителя = взаимопонимание, взаиморост, взаимообогащение, личностное развитие всех субъектов воспитательного пространства класса.

Учитывая возраст детей (классным руководителем данного коллектива меня назначили в 2005г, когда дети поступили в 5 класс), формировать воспитательное пространство пришлось «сверху».

Итак, определяем цель. Она должна соответствовать цели школы, модели выпускника и должна учитывать интересы и потребности детей, запросы родителей.

Наша совместная цель – содействовать развитию личности ребенка, создавать сплоченный коллектив, развивать качества личности.

Основные задачи, которые решаю в ходе воспитательной работы в классе следующие:

  1. Воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, работу с психологической службой гимназии, беседы и классные часы, посещение театров, концертов, кинотеатров, участие в культурных мероприятиях, проводимых в школе.

  2. Формирование дружного коллектива через классные мероприятия, классные часы, посещение заболевших детей, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны и труда с государственными праздниками.

  3. Развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.

  4. Формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных православных традициях, традициях мировой художественной культуры, этики путем бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий.

Характер и результативность цели определяются принципами, которые важны для меня, доступны для понимания детей, в основном учитываются многими родителями:

  • принцип «само» (умение реализовать себя);

  • принцип творческой активности (умение искать творческие решения);

  • принцип успешности (умение делать);

  • принцип общения (умение говорить, слушать, понимать);

  • принцип элективности (умение делать выбор в различных ситуациях).

Кроме целеполагания, формирование воспитательного пространства в классе предполагает диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную, коммуникативную, организаторскую и оценочно-результативную деятельность.

Диагностика складывающихся отношений носит характер мониторинга с использованием опросников и анкет.

При проведении в 5 «А» в начале 2005-2006 учебного года психолого-педагогического анализа характера взаимоотношений учащихся между собой, между педагогами и учащимися было выявлено небольшое количество конфликтов и жалоб. Основными причинами этого является то, что весь коллектив класса на первой ступени обучался практически у одного учителя, теперь же сменился классный руководитель и увеличился преподавательский состав, значит, изменились требования к качеству подготовки уроков. Всё это потребовало дополнительного времени для адаптации к новым условиям, и установлению новых взаимоотношений в коллективе сверстников, учителей и учащихся, учителей с родителями учащихся. Чтобы период адаптации отрицательно не повлиял на психологическую атмосферу в классе, совместно со школьной психологической службой была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа, направленная на улучшение психологического климата в подростковом коллективе.

Прогностичность деятельности придает Модель выпускника школы № 81. Она отражает ожидаемый результат (черты личности школьника).

Итак, ИДЕАЛЬНЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК

  • Любит своих родителей.

  • Гордится страной, в которой живет.

  • Уважительно относится к учителям.

  • Дружелюбно настроен по отношению к товарищам по учебе.

  • Увлечен серьезным делом (занимается творчеством).

  • Испытывает сострадание к людям, попавшим в беду, и готов прийти к ним на помощь.

  • Любит искусство.

  • Не притворяется, всегда бывает искренен.

  • Имеет развитое чувство справедливости.

  • Не совершает безответственных поступков.

  • Заботится о своем здоровье и здоровье близких.

  • Любит животных.

  • Уважает собственные чувства и чувства других людей.

  • Уверен в себе.

  • Испытывает удовлетворение и радость от посещения музеев и выставок, общения с другими людьми.

  • Доволен собственными достижениями в учебе, творчестве,

укреплении здоровья.

  • Терпимо относится к негативным поступкам других людей.

  • Верит в будущее.

Проектировочная деятельность заключается в разработке самой модели воспитательного пространства, в проектировании системы воспитательной работы.

Для класса, в котором я работаю, приоритетными являются направления:

  • «Здоровье»;

  • «Семья»;

  • «Наша Родина»;

  • «Культура»;

  • «Природа»;

  • «Труд»;

  • «Человек».

Коррекционная деятельность связана с результатами диагностики и направлена на внесение изменений в связи и отношения.

Структура коррекционно-развивающей программы, направленной на улучшение психологического климата в подростковом коллективе, включала в себя различные методические приемы: групповые дискуссии, ролевые игры, телесно-ориентированные упражнения, релаксационные, арт-терапию и др. Помимо тренинговых занятий проводились групповые и индивидуальные консультации и беседы, как с учащимися, так и с отдельными преподавателями, представителями администрации, родителями учеников. В программу входило также психологическое просвещение в форме бесед, лекций, выпуска газеты.

В результате коррекционной работы произошли изменения. Повторная диагностика, проведенная в конце 2005-2006 учебного года, свидетельствовала о высоком уровне адаптированности, самопринятии и принятии других, что позволило сделать вывод о сформированности терпимости, как личностном качестве учащихся. Произошло сближение ценностных ориентаций в ученическом коллективе через принятие ценностей другого человека. Все это позволило улучшить психологический климат в классе, а также изменить в положительную сторону параметры психолого-педагогического статуса индивидуально каждого участника учебно-воспитательного процесса. А именно: ускорить адаптацию к новым условиям обучения и учебной нагрузке, повысить уровень школьной мотивации.

Коммуникативная деятельность предполагает обучение общению, поддержание отдельных характеристик общения: умения отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других, умения переносить усвоенные знания в новую ситуацию и использовать их на практике.

В основе жизни классного коллектива лежит принцип согласования руководящей роли учителя и самоуправления.


Структура органов ученического самоуправления


hello_html_m2333a1c.gif


Считаю важным соуправление и «мягкое» управление (управляем не ребенком, а условиями). При этом, стремясь предоставить ученикам максимум свободы в выборе решения, стараюсь найти такие методы и приемы общения с детьми, которые помогли бы создать в коллективе атмосферу сотрудничества и понимания. Именно вследствие этих причин предложила ребятам разработать, используя прием мозгового штурма, «Кодекс равенства в общении».

Организаторская деятельность предполагает управление воспитательной системой и воспитательным пространством.

Организаторская деятельность направлена на постепенное расширение круга субъектов воспитательного пространства, привлечение к взаимодействию, например, родителей, педагогов дополнительного образования, старшеклассников-волонтеров.

Что позволяет превратить родителей в моих единомышленников? В рамках реализации программы «Семья» проводится диагностика семей учеников, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Так, например, в период 2005-2009 г.г. были проведены родительские собрания и консультации для родителей по следующим темам:

  • Роль семьи в формировании личности.

  • Наказание и поощрение в семье.

  • Свободное время - для души и с пользой.

  • Здоровье детей в наших руках.

  • Трудности подросткового возраста.

  • Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

  • Типы семейного воспитания.

  • Трудовое воспитание и профессиональная ориентация подростков.

  • Законы воспитания в семье.

  • Воспитание без насилия.

  • Профессии, которые выбирают наши дети .

  • Подросток в мире вредных привычек

hello_html_2b8e4f8e.gif

Кроме традиционных форм работы, существуют и необычные интересные дела и сюрпризы: уроки, которые готовят сами родители, совместные творческие дела: «Ярмарка талантов», Интеллектуальный марафон, КТД «Мир моих увлечений», турнир «Богатырь», семейные проекты «Моя родословная», серия классных часов «Искусство жить в семье» и мн. др.

Родители помогли организовать турпоездки по стране. Ребятам удалось побывать в Москве (2006 г), Волгограде (2007 г.), Казани (2008 г.), в Петербурге (2011).

Оценочно-результативная деятельность связана с анализом результатов. В анализе принимают участие и родители, и учащиеся. Уровень удовлетворенности субъектов воспитательного пространства определяем с помощью анкеты «Классный руководитель глазами воспитанника», с помощью методики недописанного тезиса.

hello_html_2c3cb061.gif

hello_html_70aa951a.gifУ >3 – высокий уровень удовлетворенности;

2<у<3 – средний уровень удовлетворенности;

у<2 – низкий уровень удовлетворенности.

Результаты ежегодных мониторингов школьной тревожности, успешности, мотивации обучения и достижения говорят о динамике развития ученического коллектива, следует отметить её положительные результаты. На данном этапе подростки обучаются в 8-ом классе, можно отметить позитивные отношения в группе сверстников. Возросла способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеурочной деятельности. Способность к установлению деловых, партнерских отношений со взрослыми, восприятие этих отношений как уважительных, доброжелательных, но сохраняющих автономность, позволила свести к нулю количество конфликтов в коллективе и жалоб со стороны учителей и администрации. Учащиеся 8 «А» класса характеризуются положительной динамикой общей культуры, гражданской зрелостью, сформированностью личного «Я».

hello_html_m74928b57.gif

В опросе принимали участие 28 человек.

В классе престижно учиться на «отлично» и «хорошо», заботиться о своём здоровье. Анализ результатов анкеты «Изучение уровня школьной мотивации» показал, что 52 % учащихся проявляют высокий уровень познавательной мотивации, 48 %- средний.




3.2 Участие класса в жизни школы и в решении проблем местного сообщества


Уровень мероприятия

Название мероприятия

Школьный уровень

Ежегодное новогоднее представление для учащихся параллели (2006, 2007, 2008) и для учащихся начальной школы (декабрь 2008).

Акция «Мойдодыр» - представление- игра для учащихся 1-4 классов (2008). Участие спортивной команды класса во всех школьных соревнованиях.

Участие в ежегодном поздравлении ветеранов ко «Дню победы».

Участие совместной командыродителей и учащихся в школьном «Дне открытых дверей» (2006,2007,2008).

Муниципальный уровень

Участие в городской акции «Выбираем вместе» (грамота прилагается).

«Лыжня России – 2008»,

«Лыжня России – 2009».

Акция «Милосердие».

Участие во всероссийском субботнике – ежегодно.

Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы. Участие в концерте.

Возложение цветов на площади Славы, ежегодно.


3.3 Достижение класса в мероприятиях разного уровня (в том числе в социальных проектах)

Уровень мероприятия

Достижения класса

Школьный уровень

1 – е место по минифутболу среди команд 7-8 классов (2007 г.),

1 – е место в чемпионате школы по гандболу среди девочек (2007 г.),

1 – е место в легкоатлетической школьной эстафете среди 8-х классов (2008 г.),

2 – е место по баскетболу среди мальчиков 8-х классов по мини-баскетболу (2008 г.)

2-е место среди девочек по пионерболу (8 классы) (2008 г.),

Благодарность администрации МОУ СОШ № 81 за проведение акции «Мойдодыр» для учащихся начальной школы (прилагается).

Муниципальный уровень

Городская акция «Выбираем вместе», грамота за активное участие (грамота прилагается).


3.4 Динамика учащихся, стоящих на учете в ИДН при ОВД за последние 3 года

класс

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

5 А

нет




6 А


нет



7 А



нет


8 А




нет


Из опыта работы классного руководителя
Скачать материал
  • Классному руководителю
Описание:

Основная идея педагогического опыта: Родители + дети + учителя = взаимопонимание, взаиморост, взаимообогащение, личностное развитие всех субъектов воспитательного пространства класса.

Учитывая возраст детей (классным руководителем данного коллектива меня назначили в 2005г, когда дети поступили в 5 класс), формировать воспитательное пространство пришлось «сверху».

Итак, определяем цель. Она должна соответствовать цели школы, модели выпускника и должна учитывать интересы и потребности детей, запросы родителей.

Наша совместная цель – содействовать развитию личности ребенка, создавать сплоченный коллектив, развивать качества личности.

Основные задачи, которые решаю в ходе воспитательной работы в классе следующие:

1.  Воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, работу с психологической службой гимназии, беседы и классные часы, посещение театров, концертов, кинотеатров, участие в культурных мероприятиях, проводимых в школе.

2.  Формирование дружного коллектива через классные мероприятия, классные часы, посещение заболевших детей, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны и труда с государственными праздниками.

3.  Развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.

4.                 Формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир,  основанных на культурных православных традициях, традициях мировой художественной культуры, этики путем бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Гурь-Арья Елена Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1969
Номер материала 37651
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓