Из опыта работы с текстами для
изложений на основе воссоздающего воображения.
(Материал представлен в вопросно -
ответной форме)
1.Были ли вы раньше знакомы с методикой
развития воссоздающего воображения? Если да, то из каких источников? Применяли
ли эту методику или ее отдельные приемы на своих уроках?
Знакомство с методикой
воссоздающего (в большей степени творческого) воображения состоялось ещё в
студенческие годы в пединституте на лекциях по методике русского языка и
литературы у опытных педагогов – наставников.
Отдельные приемы воссоздающего
воображения применяла систематически на уроках подготовки к изложению. Изложение
практически все годы обучения было экзаменационным заданием девятиклассников,
поэтому приходилось готовить детей к этому виду работы, начиная с пятого
класса, опираясь на методические пособия, которые предлагались в помощь
учителю. С подключением Интернета стали доступны разнообразные электронные
материалы для подготовки учащихся к выпускному экзамену в форме ГИА, в задания
которого входило сжатое изложение. На различных педагогических сайтах
размещены материалы из опыта лучших педагогов по подготовке учащихся к ГИА,
что значительно облегчило учительскую работу и улучшило качество знаний
выпускников.
Многие программные тексты для
изложений, размещённые на страницах школьных учебников, позволяют по своему
содержанию применять отдельные приёмы воссоздающего воображения. В последние
годы появилась возможность развивать воссоздающее воображение учащихся на
зрительных и музыкальных образах с помощью презентаций.
2. Как учащиеся восприняли новый тип
задания? В каком классе вы применяли методику? Удалось ли Вам научить учащихся
«включать воображение», писать изложение на его основе?
Развивать воссоздающее воображение
школьника необходимо, и дело это непростое. Перед учителем на уроке разные
дети, и воссоздающее воображение развито у них не в одинаковой степени.
Новый тип заданий, названный
«Включите воображение», когда учитель, обращаясь к детям, говорит достаточно
просто: «Представьте, что все, о чем вы читаете, вы видите на своем “мысленном
экране”, воспринимается с удовольствием.
Применять методику воссоздающего
воображения приходилось практически во всех классах, с 5 по 11, при работе с
текстами, где содержание позволяло это сделать, и не только на уроках
русского языка, но и на уроках литературы при чтении и анализе художественных
произведений.
Приведём несколько примеров:
1) Подготовка
к подробному изложению в 5классе по тексту Г. Снегирёва «Отважный
пингвинёнок».
2) Подготовка
к сжатому изложению в 6 классе по тексту
«Собиратель русских слов» ( о В.И. Дале).
3) Подготовка
к выборочному изложению в 7 классе по тексту М.А. Шолохова «Судьба
человека».
4) Подготовка
к изложению с элементами сочинения в 7 классе по тексту К.Г.
Паустовского «Скрипучие половицы».
5) Подготовка
к сжатому изложению в 8 классе по тексту из газеты «А вот был случай».
6) В
9 классе при подготовке к экзаменационному сжатому изложению и сочинению на
лингвистическую тему по текстам (преимущественно художественного стиля)
открытого банка заданий на сайте ФИПИ.
7) В
10 -11 классах при подготовке к сочинению – рассуждению ЕГЭ по текстам
(преимущественно художественного стиля) открытого банка заданий на сайте ФИПИ.
8) На
уроках литературы при составлении характеристик главных героев на основе
анализа наиболее важных эпизодов из текста.
Приведём
примеры таких произведений: И. С. Тургенев «Муму», Л.Н. Толстой «Детство.
Отрочество. Юность», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», И. А. Гончаров «Обломов»,
Л.Н. Толстой «Война и мир», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» и другие.
Эффективным
приёмом развития воссоздающего воображения, помогающими в работе, является
просмотр эпизодов или целой экранизации по прочитанному произведению ( А.Н.
Толстой Сказка «Снегурочка», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание», М.А. Шолохов «Тихий Дон» Л.Н. Толстой «Война и
мир», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», а также документальных фильмов о
жизни и творчестве того или иного автора («На Родине Есенина», В.М. Шукшин
«Писатель и режиссёр»).
Только воссоздание в наглядных, конкретно-чувственных
образах того, что ученик читает, видит, слышит, способствует полноценному
восприятию учебного материала.
3.Испытывали ли вы и ваши ученики
какие-либо трудности в работе? С чем они были связаны?
Трудности, конечно, встречались.
Задания на развитие творческого воображения приходилось подбирать с учётом
индивидуальных особенностей учащихся.
При подготовке к изложению
использовать презентации с готовыми зрительными образами надо очень
осторожно. Слайды не должны содержать изображения, не относящиеся к содержанию
текста, так как дети начинают допускать фактические ошибки, вводят в изложение
эпизоды, которых нет в исходном тексте.
ТЕКСТ ДЛЯ
СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
на основе
воссоздающего воображения
Байкал.
Вода Байкала! То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти
дистиллированная, общеизвестно. Я не знал: вода эта в своей километровой толще
и самая красивая. Бесчисленны её оттенки. Тихим летним утром в тени берега вода
иссиня-густая и сочная. Поднимается солнце выше – меняется и цвет, в ход идут
более нежные пастельные тона. Подул ветерок – кто-то внезапно добавил в озеро
синевы. Подул сильнее – седые гребки расчертили эту синь пенными полосами. Озеро
будто живое: дышит, меняется, радуется, сердится.
А что тут делается вечером! Тихо опустилось солнышко за горы, выбросило
кверху прощальный зелёный луч, и Байкал мгновенно отразил в себе эту нежную
зелень. Восприимчив старик Байкал, как юноша. На другой день размалевала заря
полнеба красными мазками длинных, высоких облаков – пылает Байкал, жарко ему.
Зима на Байкале не менее красочна. Ледяные торосы отдают то в синь, то в
зелень, то, будто призма, отбросят солнечный луч семицветной радугой. Приятно в
это время побродить по берегам озера: вокруг него свой микроклимат, зима более
мягкая, лето более прохладное. Заснеженная тайга, горы и солнце, солнце!
Замечательная оправа Байкалу!
(По
Р.Армееву, 152 слова)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.