Из опыта использования электронного
приложения к учебнику А.И.Алексеева и др. «География. 7 класс» линии «Полярная
звезда».
Нам, крымчанам, в этом учебном году очень
повезло. Всем учащимся выдали новые, теперь уже российские учебники в комплекте
с DVD приложением. Приложение действительно предоставляет
возможность формирования предметных и общеучебных умений и способов
деятельности в медиасреде. Но сразу же возникли проблемы:
1) В школах пока нет необходимой техники для
полного использования материалов приложения на уроке;
2) У большинства учащихся есть планшеты, но,
как правило, они на андроиде и загрузить диск нет возможности;
3) Для тех, кто смог загрузить диск нет
возможности отправить свои результаты, выполненные задания, на электронную
почту учителю
НО! Учитель, как правило, нестандартная натура
и всегда попытается найти выход из сложившейся ситуации, особенно если очень
этого хочет сам и его ученики. ВАШЕМУ вниманию хочу предложить несколько
вариантов решения проблем в различных сочетаниях сложившихся ситуаций с
техническим обеспечением.
1 вариант: когда у всех вся техника есть не
будем рассматривать, так как авторы приложения предусмотрели раздел «Помощь» и
подробные инструкции, с которыми мы вполне можем справиться.
2 вариант: в кабинете (классе) есть ноутбук,
проектор, экран, принтер;
3 вариант: только у учителя в школе есть
личный ноутбук и принтер в кабинете, а у учеников – дома компьютер и принтер;
4 вариант: в школе – ничего нет, а у некоторых
учащихся только дома: компьютер, принтер, интернет.
СЕГОДНЯ рассмотрим второй вариант: в классе
(кабинете) есть проектор, ноутбук (и как вариант – принтер).
Рассмотрим на примере темы «Африка», что
впоследствии даст возможность действовать так же и при изучении других
материков, так как план характеристики материка стандартный. В приложении
Африке отведено 5 блоков, в каждом из которых: набор карт, заданий и тренажер,
есть возможность войти в атлас, экзаменатор и дополнительные материалы.
Для наглядности открываем урок «Африка:
путешествие (1)». В учебнике это 27 параграф. В самом учебнике есть две достаточно
крупные карты с проложенными маршрутами: природных зон и страны и занятия
населения. В зависимости от того, как учитель планирует построить свой урок (
следует заметить, что это впервые урок-путешествие). На начальном уроке стоит
повторить материал предыдущих уроков, продолжить ОБЯЗАТЕЛЬНО формировать умение
читать карту (в нашем случае –тематические карты).
Итак: шаг 1: выводим на экран
физическую карту Африки, при помощи лупы увеличиваем условные обозначения
(учащиеся открывают физическую карту Африки в учебнике) и ставим проблемный
вопрос: какие условные обозначения здесь (применимо к Африке) лишние? Учащиеся
называют: ледники, шельфовые ледники и т.д. Решаем проблему: почему?. Таким
образом, в ходе беседы повторяем знания об особенностях географического
положения и о его влиянии на особенности компонентов природы на примере Африки,
а также умения работать с физической картой. При этом диалог учителя с учеником
сопровождается обязательной работой с картой (все объекты должны быть
показаны).
Шаг-2. Выводим экран карту «Хозяйство Африки». Это уже
тематическая карта. Учитель задает вопросы (или как один из вариантов: учащиеся
формулируют вопросы) к карте.
1.Как используются земли в Африке?
2.Где и почему расположены мало- и
неиспользуемые земли?
3.Какие и где выращиваются
сельскохозяйственные культуры?
4.Каких животных разводят в Африке?
5.Где и как расположены тепловые и
гидроэлектростанции?
6.Как расположены в Африке промышленные
центры?
7.Какие особенности развития хозяйственной
деятельности в Африке вы можете назвать?
Шаг-3. Теперь переходим непосредственно к путешествию по
Африке .Используем карты в учебнике, текст учебника, карты на экране. На мой
взгляд, наиболее продуктивно организовать работу по рядам. Каждый ряд получает
свои вопросы, которые целесообразно записать на доске:
1 ряд: 1.Через какие природные зоны лежит
маршрут от Касабланки до Лагоса
1.Через какие страны мы будем
путешествовать на нашем маршруте?
2 ряд: 2.Какие необычные для нас растения мы
встретим на своем пути?
2.Что выращивают и разводят жители
стран Африки?
3 ряд: 3.Какие животные встретятся на нашем
пути?
3.Какие отрасли промышленности
развиты в странах на нашем маршруте?
Работая с учебником и картами, учащиеся
достаточно быстро готовят ответы, включены все. В итоге заслушиваем ответы по
вопросам сначала к карте природных зон, затем к карте «страны и занятия
населения». Как бонус, можно предложить сформулировать ответ на вопрос: Какие
памятники природного и культурного наследия стоит посетить на нашем маршруте?
Для этого выводим на экран карту «Памятники природного и культурного наследия».
Подводим итог путешествия.
Шаг-4.Работа с тренажером. Предлагаю вариант: на экране
высвечиваются тесты, учащиеся в тетрадях (поскольку тетрадей тренажеров
печатных к нам не пришло) записывают номер вопроса и словами вариант ответа. Так
пролистываем 5 предложенных слайдов-тестов, при этом для перехода к следующему
тесту учитель нажимает всегда первый ответ (не важно: правильный или нет – об
этом предупреждаем учеников – не надо обращать внимание). После 5 теста,
нажимаем кнопку «результат», где во 2-й колонке высвечиваются правильные
ответы. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг-друга.
Обсуждаются результаты. Учащиеся, у которых все верно, получают оценку.
Вопросы, которые вызвали трудности, проговариваются еще раз. Хорошо
работает на стадии закрепления.
Шаг-5. Работа с заданиями.
Задание 1. Это работа с номенклатурой,
выполнить его можно как разминку, как в начале урока, так и перед тренажером.
Выводим на экран задание «Исправить ошибки на карте Африки». Надо найти 11,
перенести их в таблицу рядом с картой. Помогает ученик консультант. Учащиеся
поочередно называют лишние объекты, консультант выносит их в таблицу, учитель
руководит процессом. Дальше идет проверка результатов и если есть ошибки дается
возможность исправить. Ученик, который исправил все верно получает оценку. Это
задание можно повторять на каждом уроке по Африке как разминку.
Как вариант: учитель распечатывает заранее нужное количество
заданий, учащиеся их выполняют на бумаге, а затем идет самопроверка по
правильному ответу на доске (его делает учитель или ученик, который выполнил
раньше других ПРАВИЛЬНО.
Задание 2. Сравнить температурные условия в Канакри и
Аддис-Абебе.
На карте укрупняется часть Африки с Канакри,
учащиеся определяют географические координаты, затем так же Аддис-Абебе,
записывают результаты в тетрадь.
Затем поочередно высвечивается справка для
каждого города, температуры воздуха, количество осадков, высоту над уровнем
моря тоже в тетрадь. Затем, сопоставляя данные, учащиеся отвечают на вопрос
«Почему так различаются климатические условия?»
Дальше – работа консультанта: один из учеников
называет свои результаты, они вносятся в таблицу, включается функция
«проверить». Идет самопроверка. Обсуждаются ошибки, оценки тем, кто справился
полностью с заданием. На каком этапе урока использовать это задание учитель
определяет самостоятельно.
Ситуацию 3 рассмотрим в следующей загрузке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.