ГКС (к) ОУ «Волгоградская
С(к)ОШИ № 1»
ДОКЛАД
Тема:
«Экологическое
образование и воспитание на уроках и во внеурочное время»
(из опыта работы)
Подготовила: учитель
биологии и географии
Колгатина Ирина Николаевна
2014
Слово
«экология» в переводе с греческого означает «дом, непосредственное окружение».
Овладевать знаниями о нашем «доме» надо начинать с самого детства. Первая
встреча с лесом, рекой, плодовым садом, яркой бабочкой, лягушкой, майским жуком
происходит много раньше, чем ребёнок переступит порог школы. Первые слова о
величии природы, её удивительном многообразии, ранимости и исчерпаемости,
ребёнок должен услышать от родителей, затем – в детском саду, потом – на первых
школьных уроках.
Более
глубокое экологическое образование призвана дать школа и, конечно же, такие
школьные предметы, как биология и география. На уроках и внеклассных
мероприятиях обучающиеся входят в мир наук о природе, постигают взаимосвязи и
взаимозависимости живых организмов между собой и с окружающей средой,
накапливают экологические знания, умения и навыки. Природа познаётся не только
созерцательно, но и осмысленно, на основе знаний. Но одних знаний, умений и
навыков недостаточно. Экологическое образование должно сочетаться с
экологическим воспитанием. Настойчиво и умело. Целенаправленно и на
нравственной основе. Иного пути нет.
Основными
целями обучения географии и биологии является осознанное усвоение
фундаментальных знаний, в том числе и экологических, и обобщённых приёмов
самостоятельной работы как основы их применения в учебных и жизненных
ситуациях.
Одна
из ролей школьного предмета «Биология» в системе школьного образования
обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы,
формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы. Биологические
знания составляют базу для осознания экологических проблем. Одной из целей
обучения предмета «Биология» является воспитание личности, обладающей умениями
эффективно применять знания о сохранении, охране многообразия экосистем и
видов. В соответствии с этой целью необходимо при обучении биологии решить
задачу – развивать представления о структуре и функциях экосистем и их
воздействии на человека.
Содержание
учебного предмета «География» выстраивается в соответствии с развитием трёх
содержательных линий: естественно - научные системы в их взаимодействии;
естественно – научные методы исследования явлений природы; естественно –
научное мировоззрение человека. Основной целью обучения предмета «География»
является осознанное усвоение фундаментальных теоретических знаний и обобщённых
приёмов самостоятельной работы как основы их применения в учебных и жизненных
ситуациях. В соответствии с этой целью определены задачи учебного предмета
«География». Среди них – способствовать бережному отношению к природе своей
местности; формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира.
В
системе школьного образования предметы «География» и «Биология» играют большую
роль в развитии, экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения
и позволяют решить поставленные задачи.
Экология
обманчива кажущейся своей простотой. На деле она требует системного мышления,
которое создаётся лишь постепенно, в результате хорошо продуманной системы
обучения и воспитания.
Очень
важны нравственные аспекты экологического знания, привитие новой морали. Весь
смысл экологической культуры человека – уважение к законам живой природы,
умение соотносить с ними своё поведение и деятельность.
Для
решения этих поставленных целей и задач необходимо использовать различные
технологические приёмы.
Эпиграфом
для некоторых уроков или внеклассных мероприятий в старших классах по
экологическим проблемам можно использовать саркастическое изречение одного
журналиста «Чем больше окружающей среды, тем меньше окружающей природы». Далее
использовать диалог – рассуждение. Во главу угла поставить вопрос о
приостановлении процесса разрушения природы. В ходе диалога подвести
старшеклассников к выводу о том, что чем полнее будут освещаться экологические
проблемы, тем реальнее можно оценить экологическое состояние своего города,
района, области и определить пути решения этих проблем. В этом учебном году
планирую провести диспут «Вода – это чудо природы».
Экология
– это, прежде всего, гласность. Во время проведения недель Природы организую
общешкольные мероприятия по следующей тематике: «Особо охраняемые территории
Волгограда», «Заповедники и заказники Волгоградской области», «Экологические
проблемы реки Волга», рассказываю и показываю детям о реальном положении дел с
охраной природы в нашей области и в городе.
Наряду
с экологическим воспитанием помню и о развитии эстетических чувств детей. В
презентацию «Лейся, Волга!» включила иллюстрации картин известных художников,
посвящённых великой русской реке, фонограммы песен.
Провела
открытое коррекционно-развивающее занятие «Всё о птицах», на котором дети
узнали много нового о жизни птиц, познакомила с птицей года 2013 – орланом.
Кстати, в 2014-м птицей года был объявлен чёрный стриж .Часто провожу
мероприятия в форме КВН, диалога, экологической универсиады. Очень много
полезных сведений получили учащиеся на универсиаде «Природа не прощает ошибок!»
Учитель
должен воспитать в школьниках умение видеть экологические проблемы, принимать
активную жизненную позицию в сохранении природы. Недавно нашу школу посетили
представители экологической организации. Результатом их деятельности явилось
участие наших учащихся в посадке дубов. Дети с большим энтузиазмом сажали в
горшочки жёлуди для проращивания. Сколько радости было, когда появились первые
всходы! Наш следующий шаг теперь - высадка их в грунт. Во внеурочное время
воспитанники моей группы помогают ухаживать за комнатными растениями, работают
на клумбах в школьном дворе. У нас есть «своя черёмуха», за которой дети
наблюдают, следят за её ростом и развитием.
Другой
формой работы, позволяющей осуществлять экологическое образование, являются
экологические игры. В 6-7 классах на уроках биологии можно проводить небольшие
ролевые игры «Знакомые незнакомцы». Обучающиеся, играя роли известных всем
растений или животных, знакомятся с данными, малоизвестными большинству людей.
При этом используются стихи, загадки, шарады. Можно загадать старинную загадку:
«Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на
здоровье, другое – от тени свет, третье – дряхлых, вялых пеленать, а четвёртое
– людям колодец». Четыре угодья – четыре отгадки: первое – банный веник, второе
– лучина для освещения изб, третье – береста на горшки, люльки для младенцев,
четвёртое – берёзовый сок.
При
закреплении учебного материала по вопросам охраны окружающей среды используется
работа в группах. Например, на уроке географии в 6 классе по теме «Охрана вод»,
класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает задание. Для 1 группы:
после отдыха на берегу реки, что вы сделаете с мусором? Варианты ответов: 1)
выбросим в реку; 2) оставим на берегу реки; 3) предпримем что-то другое. Для 2
группы: после половодья в низменных местах (старицах) остались рыбы. Каковы
будут ваши действия? Варианты ответов: 1) такова деятельность реки, мы ничего
не можем сделать; 2) надо отловить рыб и взять их домой; 3) Пустить рыб и их
мальков в воду. Для 3 группы: каковы будут ваши действия для того, чтобы
построить дом на берегу реки? Варианты ответов: 1) вырубить лес для очистки
места для строительства; 2) выбрать безлесное (открытое) место, находящееся
примерно в 300м от воды; 3) построить дом близко от реки. Для 4 группы: Какой
вид лодки целесообразно использовать на маленькой речке (моторную или простую)?
Ответы обучающиеся объясняют. Делают выводы по каждому заданию.
Укрепившись
в народном сознании традиции, пословицы, поговорки, приметы, поверья всегда
влияли на отношение людей к окружающей природе. Чаще оно выражалось в добре, но
случалось и наоборот. Так невежественные предрассудки и суеверия о вредности
жаб, лягушек, сов, змей, сычей, филинов, летучих мышей способствовала
уменьшению их числа. На уроках рассеиваются эти суеверия и предрассудки.
Существующая до сих пор традиция сбора раннецветущих растений привела к сокращению
ареалов многих видов подснежников, пролески.
Пословицы
и поговорки можно использовать в виде игр по принципу: «обучение и воспитание
через развлечение». Для уроков отбираются пословицы и поговорки с экологической
окраской. Например, «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Одно
дерево срубил – посади сорок», «Если хочешь, чтобы страна была богатой, береги
и охраняй землю», «Аист на крыше – мир на Земле» и другие. Пословицы
разбиваются на 2 смысловые части, которые помещаются в разные конверты или
записываются в разных столбцах. Обучающиеся должны сложить правильно пословицы.
Во
внеклассной работе, при проведении школьных конкурсов, олимпиад играют важную
роль вопросы экологической направленности. Например. Какое влияние на живую
природу может оказать разрушение озонового слоя атмосферы? Как влияет жизнь в
крупных городах на здоровье людей? К каким экологическим последствиям ведёт
применение большого количества удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве?
Таким
образом, подводя итог своему выступлению, хочу отметить, что экологическое
образование и воспитание учащихся в нашей школе носит системный характер. Результатом
этой работы является экологическое просвещение воспитанников школы, приобщение
их к труду, привитие основ нравственного поведения в природе, что и является
главной задачей, над которой работает школа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.