Зачётный урок по предмету:
«Русское
народное искусство»
Итоговый урок является
зачётным, который проводится в игровой форме. Учащимся предлагается сыграть в
«Игру по станциям», которую готовят для них: специалист по народному искусству,
проводивший предшествующие занятия, руководитель школьного музея и педагоги
начальных классов. Они участвуют в игре и оценивают усвоение учащимися
пройденного материала по теме: «Введение в мир народного искусства», а также
знание русских народных сказок и пословиц.
Все делятся на 4 команды,
каждая из которых состоит из учащихся разных классов (2, 3 и 4 кл.). Команды
передвигаются по станциям, расположенным в близлежащих классах. Через каждые 15
минут по звонку они меняются друг с другом. За каждый правильный ответ и
выполненное творческое задание учащиеся получают жетоны. Команда, набравшая
большее количество жетонов, является победителем, и её участники отмечаются
призами. Дополнительно в каждой команде отмечается по одному учащемуся,
набравшему большее количество жетонов за правильные ответы.
Каждая команда получает
маршрутный лист, по которому по звонку сама переходит по станциям. В этот лист
капитаны команд вписывают название команд, а ведущий станций вписывают
количество набранных жетонов и лучших учащихся.
I станция: «Диво дивное,
чудо чудное».
Педагог. Вы прибыли на
станцию, где мы будем говорить о русской крестьянской избе. Изба – это не
просто дом, в котором жил человек, это образ целого мира, который его окружал.
Образ дома объединял все виды народного искусства, которыми владели русские
крестьяне, начиная с постройки самого дома до его украшения.
Задание первое.
Учащимся предлагается ответить
на вопросы по устройству русской крестьянской избы и предметам быта, которые
могли в ней находиться. По изображениям, данным в компьютерном варианте, дети
должны быстро и правильно назвать то, что изображено на слайде, и вспомнить,
для чего был предназначен тот или иной предмет и какого его место в избе.
-
сруб
- лавка и скамья
-
конёк на
крыше - поставец
-
резные
наличники - тябла
-
сени
- светец
-
бабий кут
- прялка
- Красный
угол - сундук-подголовник
Задание второе.
Объяснить русские пословицы и
поговорки:
-
Без
Троицы и дома не строятся.
-
Окна — глаза
дома.
-
Конь на
крыше — в избе тише.
-
Дом без
печки — нежилой дом.
-
Руки да
душа — горница хороша.
-
Где
оконенки брюшины, тут и жители кручины; где оконницы стеклянны,
тут и жители
ветляны (приветливы, веселы).
II станция: «Пир на весь
мир».
Педагог. На моей станции речь пойдёт о
крестьянской посуде и тех предметах, которые использовались для приготовления и
хранения пищи.
Задание первое.
Учащимся предлагается ответить на
вопросы:
-
Что
делали с глиняным горшком, когда он давал трещину, и каково было его новое
назначение и название? Найти этот предмет среди других находящихся на столе
предметов и рассказать о нём.
(Ответ: когда
горшок давал трещину, его оборачивали полосками бересты, называли «пеленашкой»
и использовали для сыпучих продуктов).
-
Как
назывался предмет, который был обязательным на праздничном столе или братском
пиру? Найти этот предмет среди других находящихся на столе предметов и
рассказать о нём.
(Ответ: братина
(братчина) - сосуд с вином, который пускался по кругу и ещё имел название
«круговой чаши»).
-
Что
означает «поскрести по сусекам»?
(Ответ: муку
хранили в амбарах в специальных ларях; это означает выскрести остатки муки из
углов ларя).
-
Накрыть
стол на простую крестьянскую семью из пяти человек. Учащимся предлагаются
различные виды посуды на выбор.
(Ответ: на стол
кладутся пять деревянных ложек и один большой чугунок).
-
На какой
реке в Ленинградской области жили мастера, которые изготовляли глиняную посуду
с росписью? Найти эту посуду на столе среди других предметов.
(Ответ: эта
посуда называется оятской, так как её делают в деревнях на реке Оять).
-
Как
называлась берестяная дорожная сумка – рюкзак для переноса продуктов, сбора
ягод, грибов.
(Ответ: пестерь
или заплечный кошель).
Задание второе.
Вспомнить и назвать русские народные
сказки, где фигурируют следующие предметы:
-
стол, три
миски и три ложки («Машенька и три медведя»)
-
котелок и
топор («Каша из топора»)
-
хлебная
лопата («Иванушка-дурачок»)
-
кувшин и
тарелка («Лиса и журавль»)
-
скалка
(«Лисичка со скалочкой»)
-
солонка
(«Соль»)
Задание третье.
Объяснить русские пословицы и
поговорки, связанные с крестьянской посудой или пищей.
- Что есть в печи – всё на стол
мечи.
- Хлеб на стол, так и стол
престол.
- Сухая ложка к обеду горло
дерёт.
- Мал горшок, да угодник.
- Была б мука да сито и сама б я
была сыта.
- Мы с ним пуд соли съели.
III станция: «По одёжке встречают, по уму
провожают»
Педагог. Здравствуйте, дорогие
путешественники! Вы прибыли на станцию, где мы будем говорить с вами о русской
народной одежде. Одежда всегда имела большое значение в жизни людей. Она
защищала человека от зимнего холода и от летнего зноя, преображала в праздник,
передавалась по наследству. Первое впечатление о человеке создаётся по его
внешнему виду.
Какой должна быть одежда,
чтобы это впечатление было хорошим? (Ответы: красивая, чистая, опрятная,
отглаженная).
А каким человек должен быть, чтобы с
ним было интересно общаться? (Ответы: умным, добрым, душевным).
Задание первое.
Вспомните, что носили наши предки и
как называются эти предметы одежды. Перед вами экспонаты из нашего школьного
музея. Попробуйте их быстро назвать. (Ответы: сарафан, рубаха женская
праздничная, мужская рубаха – косоворотка, душегрея, передник, пояс, лапти, тулуп,
накосник, повойник, шаль).
Задание второе.
А теперь я предлагаю вам вопросы для
сравнения:
- Чем отличается женская одежда
северных и южных губерний России?
(Ответ: северная женская одежда –
рубаха и сарафан; южная женская одежда – рубаха, юбка, понёва)
- Чем отличается женская рубаха от
мужской?
(Ответ: женская рубаха длинная, а
мужская короткая и менее нарядная)
- Чем отличаются летние лапти от
зимних?
(Ответ: летние лапти плелись из лыка,
тростника или полосок бересты и были более лёгкие и мелкие, а зимние лапти были
глубокие, плелись из более прочной коры и могли иметь подмётки).
- Чем отличаются девичий головной
убор от женского?
(Ответ: женский головной убор
полностью закрывает волосы, а девичий оставляет открытыми затылок и косу).
- Чем отличается нагрудный передник
от завески?
(Ответ: нагрудный передник имел пояс
с завязками и завязывался на спине, а завеска (или занавеска) шилась на
проймах, с рукавами и имела короткую спинку и длинную переднюю часть).
- Чем отличается панёва от юбки?
(Ответ: юбка – это поясная женская
одежда, сшитая вкруговую и собранная на талии в сборку, а панёва – эта
поясная, распашная одежда замужних женщин из клетчатой ткани).
Задание третье.
Из каких же тканей шили одежду?
Попробуйте их назвать. На стол выкладываются образцы текстильных материалов.
(Учащиеся показывают их и называют: холст, лён неотбелённый, набойка, пестрядь,
шерсть, х/б ткань фабричная, кумач, сукно).
Задание четвёртое.
Костюм, особенно праздничный, всегда
украшали. Какие виды отделок вы знаете? Покажите их на образцах. ( Учащиеся
показывают их и называют: вышивка, узорное ткачество, золотное шитьё, кружево,
шитьё бисером).
Задание пятое.
А теперь объясните пословицы
связанные с одеждой :
- Шито на скорую
руку, хозяину на муку.
- Сапожник без
сапог, портной без порток.
- Береги платье
снову, а честь смолоду.
- Курицу не
накормить, девицу не нарядить.
- У бабы рукава
что мешки: завяжи и что хочешь положи.
- Не рада баба повою,
а рада бы покою.
…………………………………………………………………
Порты (портки)
– мужские
брюки.
Рукава – часть женской рубахи (были
широкими).
Повойник
(повой) - головной
убор замужней женщины.
IV станция: «Делу – время, потехе –
час»
Педагог. Моя станция вам очень
понравится, потому что на ней вы попадёте в мир народных игрушек. Эти игрушки
в руках умелого мастера порой превращались в настоящие произведения искусства.
Их делали во всех уголках России и даже зарабатывали деньги, изготовляя
игрушки на заказ или продавая их на ярмарках. Так родился целый промысел.
Вопрос: Как назывался этот промысел?
(Ответ: игрушечный или потешный).
Вопрос: Какие материалы использовали
для изготовления игрушек? ( Ответ: глину, дерево, солому, кусочки тканей, сено,
бересту).
Задание первое.
Перед вами народные игрушки, которые
имеют названия по месту, где родился и развивался их промысел. Попробуйте, как
можно быстрее, сгруппировать игрушки и дать каждой группе правильное название
по той местности, где их изготовляют.
- Архангельские деревянные игрушки
(ручная резьба )
- Каргапольские глиняные игрушки
- Дымковские глиняные игрушки
- Богородские деревянные игрушки
(ручная резьба)
- Сергиев-Посадские деревянные
игрушки (точёные на станке)
- Полх-Майданские деревянные игрушки
(точёные на станке)
- Федосеевские деревянные игрушки
(ручная резьба)
- Филимоновские глиняные игрушки
Задание второе.
Что такое «бирюльки»? (Очень мелкие
деревянные игрушки). Педагог вынимает из кармана «бирюльки» и предлагает
учащимся показать, как в них играли. (Надо попытаться подцепить эти игрушки за
петельку специальным крючком - кто больше подцепит).
Задание третье.
А в этом ларце лежат игрушки,
которые сопровождали человека всю его жизнь. В каждой крестьянской семье их
было большое количество. Они имели большое воспитательное значение,
участвовали во всех традиционных праздниках и обрядах, их дарили на свадьбу,
они играли роль оберегов. Что же лежит в ларце? (Ответ: куклы).
Выньте куклы из ларца и дайте им
традиционные названия. Учащиеся их называют: крупеничка, стригушка, вепская
кукла, пеленашка, крестушка, кукла – закрутка, свадебная кукла «неразлучники»,
мартинички, «Божье Око».
Завершение
игры
Игра заканчивается. Все
команды собираются в одном классе и сдают свои путевые листы. Педагог подсчитывает
общее количество баллов, набранное каждой командой. Объявляются победители.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.