Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Начальные классы / Итоговая работа по литературному чтению 4 класс.

Итоговая работа по литературному чтению 4 класс.


Чтение, 4 класс

Вариант 1

Ч

Акулы появились на земле за миллионы лет до появления человека, пережив динозавров и даже не сильно изменившись с того времени. Акула имеет обычно вытянутое туловище, напоминающее торпеду, что позволяет ей развивать в воде большую скорость – от 42 до 60 км/ч. С такой же скоростью мчатся лучшие скакуны на ипподромах. Длина акул различна, от полутора до 25 метров. Вес их часто измеряется тоннами. Скелет у акулы не костный, а хрящевой. Пасть в нижней части головы, похожая на поперечную узкую щель, усажена несколькими рядами острых зубов, причём зубы у акул растут на протяжении всей жизни. Благодаря необычному строению челюсти акула может даже проглотить, не пережёвывая, добычу, превышающую её собственный размер.

У акулы слабое зрение, но сильно развито обоняние: даже слепые акулы во время опытов быстро и безошибочно приближались к тому месту, где в воду опускали куски рыбы, кальмаров или другой корм. Чувствуют они и поступление в воду веществ, выделяемых испуганной жертвой. Слуху акул также можно позавидовать: по колебанию воды они улавливают движение рыб на расстоянии до 300 м, и, конечно же, воспринимают колебание воды при резких движениях тела человека или морского обитателя. Всем этим и объясняется мгновенное появление акул около подстреленной при подводной охоте рыбы или неловко барахтающегося в воде испуганного пловца.

Большинство акул – хищники, охотящиеся за крупной добычей. Желудок акулы может переварить всё, что она проглотит, даже металлические предметы. Однако среди акул есть и питающиеся планктоном (микроскопическими водорослями) – это китовая, гигантская и большеротая акулы. С первого до последнего дня своей жизни акулы находятся в непрерывном движении. Это связано с тем, что у них отсутствует плавательный пузырь, позволяющий костистым рыбам «зависать» на любой глубине. Если акула остановится, она утонет. Но нельзя сказать, что акулы совсем не спят. Прибрежные акулы дремлют, опустившись на дно. Те же акулы, что живут на глубине, передвигаются во сне за счёт выталкивания воды из жаберных щелей. Большинство акул откладывают крупные яйца, но некоторые рождают живых детёнышей (от 1 до 26 за раз), имеющих в длину до полутора метров и полностью готовых к самостоятельному существованию.

Существует около 350 видов акул, отличающихся друг от друга величиной и внешним обликом. Особенно причудлива рыба-молот. Так её назвали за форму головы, похожую на огромный молоток. Другая необычная акула – пилонос. Её длина всего 1  2 м, но вид очень грозный: костяной вырост впереди головы, усеянный острыми шипами по краям, действительно напоминает пилу.

Слово «акула» в переводе с латинского означает «орёл». Очевидно, такое название эта рыба получила в силу своей хищности и стремительности движений. Это слово с ненавистью произносят рыбаки и моряки: акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают даже на людей. Многие считают всех акул людоедами, на самом же деле опасны для человека около 40 видов. Наиболее опасной считается белая акула – самая крупная из современных хищных акул. Нападения белой акулы на человека отмечены не только в открытых водах, но и вблизи берегов, в бухтах и на пляжах, – недаром в Австралии она носит название «белой смерти». Интересно, что нападают они в основном в дневное время.

Обитают акулы и в прибрежных, и в открытых водах, некоторые акулы обитают в больших реках (например, в Амазонке, в Ганге). В нашей стране – в Баренцевом, Балтийском, Чёрном, Азовском и дальневосточных морях. Акулы имеют для человека промысловое значение. Основная добыча их ведётся в южных морях. Мясо акулы употребляют в пищу, из печени добывают рыбий жир, из скелета делают клей.


1



Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,


1)

почему акулу называют «белой смертью»

2)

что означает слово «акула»

3)

что представляют собой акулы

4)

в каких водах обитают акулы



2



Автор написал этот текст, чтобы все поняли,


1)

как акулы распугивают рыбу

2)

что акулы – интереснейшие водные обитатели

3)

какие акулы наиболее опасны для человека

4)

чем необычна челюсть акулы



3



Теперь ты знаешь, что


1)

акулы появились позже, чем динозавры

2)

вес акул составляет несколько килограммов

3)

акулы имеют не костный, а хрящевой скелет

4)

пасть акулы похожа на продольную щель



4



Прочитав текст, ты узнал, что


1)

желудок акулы плохо переваривает пищу

2)

все акулы без исключения – хищники

3)

существует более 400 видов акул

4)

большинство акул откладывают яйца







5



Доказательством наличия у акул сильно развитого обоняния является то, что


1)

акулы безошибочно находят места с оставленным кормом, хотя плохо видят

2)

они способны развивать в воде большую скорость

3)

по колебанию воды акула может улавливать движение рыб на расстоянии до 300 метров

4)

они заглатывают даже металлические предметы




6



После чтения текста стало понятно, что


1)

детёныши акул первое время беспомощны и нуждаются в опеке

2)

акулы, питающиеся планктоном, не опасны для человека

3)

только большеротые акулы находятся в постоянном движении

4)

китовые акулы отличаются тем, что совсем не спят



7



После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что


1)

акулы нападают в дневное время из-за слабого зрения

2)

во время дыхания вода проходит через жаберные щели

3)

рыба-молот получила название за огромную силу удара, наносимого ею жертве

4)

главное отличие акулы от костистых рыб – отсутствие плавательного пузыря





8



Верны ли следующие утверждения?

Акула может утонуть, если

А.

перестанет двигаться и «зависнет».

Б.

проглотит добычу, превышающую её собственный вес.


1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба утверждения

4)

оба утверждения неверны






9



После знакомства с текстом следует сделать вывод, что


1)

прибрежные акулы опаснее тех, что живут на глубине

2)

акулы медлительнее, чем скаковые лошади

3)

только в пресной воде водятся акулы

4)

акулы поддаются дрессировке, если получают хороший корм





10

Если ты захочешь узнать побольше об акулах и их особенностях, какую книгу ты возьмёшь в библиотеке?


1)

«Ребятам о зверятах»

2)

«Энциклопедия подводного мира»

3)

«Советы юному натуралисту»

4)

Толковый словарь



11



Чтобы пересказать текст об акулах другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.


А.

Места обитания акул и их добычи.

Б.

Особенности органов чувств: слух, зрение, обоняние.

В.

Внешний вид и строение организма акулы.

Г.

Многообразие видов акул.

Д.

Чем акулы опасны для людей.

Е.

Питание, движение и размножение у акул.


Укажи верный ответ.


1)

ЕВГБАД

2)

ВБЕГДА

3)

ВЕБГАД

4)

ГВАБЕД





12



Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении этого текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди его значение для данного текста из второго столбца, обозначенное буквой.



СЛОВО


ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1) торпеда

2) жертва

А)

дар, приносимый божеству по обычаю древних народов

Б)

самонаводящийся подводный снаряд обтекаемой формы

В)

спортивный автомобиль, участвующий в гонках

Г)

тот, кто пострадал из-за какого-либо несчастья


Укажи верный ответ.


1)

БА

2)

ВА

3)

БГ

4)

ВГ




Чтение, 4 класс

Вариант 2


«Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал…» Очень это хорошая песенка, и про ёлочку там всё правильно, а вот про зайца, оказывается, не всё. Во-первых, если зайка был серенький, то это, скорее всего, заяц-русак и место его не в лесу, а в поле, в перелесках. Там он и кормится, там и бегает. Русак – крупный заяц, целый зайчище: до 6 кг весом. Весь он буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый: это, как у многих животных, сигнал для своих, а опустил заяц хвост – и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена. Живёт русак в тёплых краях и устраивает лёжку прямо на земле.

Уж очень много у зайца врагов: и лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы. Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться – он и отбиться мощными задними лапами с длинными когтями может. Зайчиха защищает своих зайчат не хуже других зверей, а ведь ей для этого нужно, пожалуй, побольше храбрости, чем волчице или львице. Какая же это трусость? Мы все знаем, что от страха трус прежде всего теряет голову: или несётся со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит от страха. Зайца, конечно, ноги спасают, но, убегая от гончих псов, он несётся, стелется по земле, а выиграв расстояние, начнёт путать след: то назад скакнёт, то в сторону, а потом огромным прыжком уйдёт со следа и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. Только ушами шевелит и носом двигает. И глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперёд и в стороны, но даже и немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо зря головой вертеть.

На севере в лесах живёт заяц-беляк. Два раза в год он меняет свой маскхалат. Северные леса на зиму укрываются снежным одеялом, даже зелёные ели надевают белые шубы. И плохо пришлось бы зайцу, если бы он остался серым. Но беляк осенью линяет, и вместо серой шёрстки вырастает снежно-белая. В Арктике зайцы не меняют цвет – только здесь они круглый год белые. Заяц-беляк помельче русака, но следы у него пошире – как будто он крупнее. А дело в том, что ему приходится пробираться по снегу и лапы у него сильно обрастают шерстью – тогда можно ходить по снегу, не проваливаясь, как на лыжах-снегоступах. На Крайнем Севере зайцы-беляки живут в норах.

Зайчата рождаются зрячими и в шёрстке – словно игрушечная копия взрослого зайца. Зайчата появляются два, а то и четыре раза в год. Самые первые – в марте и называются «настовики»*. А последние зайчата появляются поздней осенью и называются «листопадники».

У русаков зайчиха всегда остаётся с малышами, а вот у беляков другой обычай: накормит зайчиха зайчат и оставляет совсем одних. И это оправдано, ведь хищные звери прекрасно умеют находить малышей по следу матери, и если бы зайчиха всё время к ним бегала, не миновать бы им чьих-нибудь зубов. А так сидят маленькие зайчики на месте и не двигаются, молчат. Значит, никто их не учует, не услышит – ведь только лапки оставляют пахучий след. Молоко у зайчихи очень питательное –
в 6 раз жирнее коровьего, так что 3 – 4 дня зайчата сыты. А потом они начинают двигаться и звать. Тут как раз и зайчиха отправляется искать своих детей. И не только своих: любая зайчиха накормит любого зайчонка.

А ещё через несколько дней зайчата уже могут есть травку, а там уж и прыгать начинают, оставляя точно такой же след, как взрослый заяц, только поменьше: длинный следок от задних лапок – впереди, круглые следы от передних лапок – позади. Такая уж у зайцев походка. Увидишь такой след – смекни, куда заяц поскакал.

__________________

*Наст – это ледяная корка на поверхности снега, которая образуется ранней весной.


1








7








8




9












11

























Ответы. Чтение, 4 класс

Вариант 1


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

3

2

3

4

1

2

4

1

1

2

2

3


Вариант 2


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

1

3

2

4

1

3

2

3

4

2

2

3














  • Начальные классы
Описание:

Итоговая работа по литературному чтению 4 класс. Два варианта. Работа составлена на понимание прочитанного. Дан текст. После текста идут вопросы. К вопросам подобраны несколько вариантов ответов, нужно выбрать правильный. Первый вариант - текст ( интересные факты об акулах), второй- (интересные факты о жизни зайцев).

Автор Фёдорова Ольга Олеговна
Дата добавления 01.07.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Тесты
Просмотров 1854
Номер материала MA-071486
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы