Инфоурок Всеобщая история Конспекты: История Казахстана. 11 класс Урок Характер общественно-политической жизни в 1920-х годах, партийные и государственные руководители республики, Ф.И. Голощекин и «Малый Октябрь».

: История Казахстана. 11 класс Урок Характер общественно-политической жизни в 1920-х годах, партийные и государственные руководители республики, Ф.И. Голощекин и «Малый Октябрь».

Скачать материал

Класс 11                                                                                    Дата_____________

Урок:39

Предмет: История Казахстана.

Тема: Характер общественно-политической жизни в 1920-х годах, партийные и государственные руководители республики, Ф.И.Голощекин и «Малый Октябрь».

Цели изучения темы: составить общее представление о коллективизации в Казахстане, как преступной политике про­тив крестьянства и казахского населения, которую мож­но обозначить как политику геноцида.

Развивающая:. - отработать навыки решения про­блемной ситуации, выявления причинно-следственных связей, негативных и позитивных последствий историчес­ких событий

Воспитательная: воспитание гражданской пози­ции по отношению к указанным событиям, как политике геноцида против собственного народа.

Наглядные пособия: карта Республики Казахстан, схемы-классификаторы по вопросам: Термины, даты. Глоссарий

Тип урока: можно провести занятие в форме лекции или в виде комбинированного занятия.

Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой.

Казахский аул накануне коллективизации. Последова­тельное проведение в жизнь НЭПа в республике дало свои положительные результаты. Дальнейшее развитие получило кооперативное движение, функционировали потребительские общества, фактории. Однако Ф. И. Голощекин, став главой краевой партий­ной организации, избрал курс на "советизацию аула". Создавалась идейно-политическая основа для проведения "новой революции" в Казахстане. Национальные лидеры (Т. Рыскулов и др.) были отозваны в ЦК Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)). С. Садвакасов, С. Сейфуллин, С. Ходжанов, Ж. Мынбаев были обвинены в национализме. Подверглись гонениям и представители старой национальной интеллигенции. Ува­жительное отношение к ним трактовалось как одобре­ние антисоветского курса Алаш-Орды, как подрыв советской национальной политики. Еще более поляризовал обстановку в ауле передел сенокосных и пахотных угодий. По указанию И. Сталина было разрешено использовать чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовок. В 1928 г. целевую установку на эскалацию силового нажима определил декрет ЦИК и СНК Казахстана "О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов". Разрешалось проводить конфискацию байских хозяйств, выселение владельцев и членов семей из районов их проживания, ибо они "своим имуществен­ным и общественным влиянием препятствуют советизации аула". Насильственная коллективизация сельского хозяйства. В 1927 г. XV съезд Коммунистической партии провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. Идея создания "строя цивилизованных кооператоров" стала составной частью строительства социализма в СССР. В развитии кооперативного движения на селе  провозглашались принципы добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности, поэтапного   перехода  крестьян  к  высшим  формам  крестьянского кооперирования. При этом считалось необходимым принимать во внимание силу примера, степень развития материально-технической   базы,   на   которой   строятся коллективные   хозяйства,   традиции   простых   форм крестьянской кооперации в прошлом и другие факторы. ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахской АССР в основном к весне 1932 г. В зерновых районах Казахстана основной формой колхозного строительства должна была стать сельскохозяйственная артель, а в животноводческих — товарищество по совместной обработке земли и сенокосу, где по уставу скот не обобществлялся, использование личного скота и инвентаря оплачивалось. Со второй половины 1929 г. в республике форсированными темпами стало развиваться колхозное движение. Создаются первые машинно-тракторные станции (МТС). Для  проведения коллективизации и  оседания наряду с местными "коллективизаторами" Казкрайком партии привлек 8 тыс. рабочих. Кроме того, в республику были направлены 1 204 представителя рабочих из внутренних районов России. "Застрельщики" из города очень часто Понимали смысл и сам механизм оседания весьма поверхностно. Для них чаще всего это означало стягивание с огромного радиуса территории сотен и сотен юртовладельцев в одно место (подчас лишенное кормовых  и водных ресурсов). Идея коллективизации сельского хозяйства с самого начала была дискредитирована жесточайшим тотальным террором.   Коллективизация   форсировалась   без   учета местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно административными методами. Поступали указания об ускорении темпов сплошной кол­лективизации в кочевых аулах. При этом создание хозяй­ственной базы, строительство жилья, культурно-бытовых объектов просто декларировались. Революционное нетерпение и утопизм, тоталитарное политическое мышление вновь одержали верх. В условиях жесткого администрирования преуспевали лжеактивисты, которые приняли на вооружение приемы и методы периода "военного коммунизма". Директивные органы как будто бы и предостерегали от чрезмерного залегания вперед, однако имевшиеся на этот счет многочисленные прецеденты в большинстве своем квалифицировались лишь как "издержки револю­ционного рвения" или неопытность. Такие нарушения в крайнем случае вызывали дисциплинарные взыскания, тогда как обратные тенденции расценивались как прояв­ления "правого оппортунизма" или даже вредительство. Последствия перегибов: великое бедствие. Нарушение принципа добровольности и элементарной законности с самого начала приняли повсеместный характер. Наиболее типичными и распространенными являлись такие приемы принуждения, как лишение избирательных прав, угроза выселения за пределы района проживания или превентивный арест в "воспитательных целях". Излюблен­ным средством особенно рьяных "коллективизаторов" было огульное зачисление колеблющихся в так называемые подкулачники. В их разряд были отнесены тысячи зажиточных и середняцких хозяйств. Крайне тяжелыми последствиями обернулось раскула­чивание. В директивах, доведенных до местных органов, указывалось, что удельный вес ликвидируемых кулацких дворов по отношению к общей массе хозяйств не должен превышать 3—5%. Во многих районах такого числа кулаков не набиралось. Однако командно-администра­тивная   система   всякую   спущенную   сверху   установку без кого бы то ни было осмысления ударно претворяла в жизнь.   Поэтому   численность   раскулаченных   почти      везде   "подтягивалась"   до   самого   верхнего предела. А нередко план "по валу" выполнялся настолько усердно, что фактически превышал в два, а то и в три раза субъективно установленный размер.

Домашнее задание

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ": История Казахстана. 11 класс Урок Характер общественно-политической жизни в 1920-х годах, партийные и государственные руководители республики, Ф.И. Голощекин и «Малый Октябрь»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели : составить общее представление о коллективизации в Казахстане, как преступной политике про тив крестьянства и казахского населения, которую мож но обозначить как политику геноцида .Казахский аул накануне коллективизации. Последова тельное проведение в жизнь НЭПа в республике дало свои положительные результаты. Дальнейшее развитие получило кооперативное движение, функционировали потребительские общества, фактории. Однако Ф. И. Голощекин, став главой краевой партий ной организации, избрал курс на "советизацию аула".

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 872 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2020 195
    • DOCX 16.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Круглова Лилия Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Круглова Лилия Юрьевна
    Круглова Лилия Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 118598
    • Всего материалов: 265

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 115 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 540 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1354 человека из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 913 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе