Введение
История экономических учений исследует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую
действительность, как эволюционируют трактовки базовых категорий,
совершенствуются методы экономический исследований.
Каждому экономисту полезно, даже
просто необходимо знакомиться с историей возникновения и развития экономических
учений, с теоритическими разработками и концепциями, создавшимися около 200 лет
и более тому назад.
Во-первых, история экономических
учений представляет собой как бы ступени познания экономической науки.
Знакомство с ней помогает понять взаимосвязь экономических категорий, законов,
концепций.
Во-вторых, знакомство с различными
школами и направлениями в экономической науке дает возможность полнее уяснить взаимосвязь
теоретических взглядов, с условиями и причинами их возникновения, потребностями
экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов.
Важно понять последовательность и причины эволюции научных положений, идей,
уяснить их с происходящими изменениями в экономической практике.
В-третьих, обращение к истории
экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории,
рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических
знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.
История экономической мысли начинается с тех
незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своих действий,
способами и средствами их достижения, а также отношениями, которые складываются
между людьми, в процессе и результате добывания и распространения благ, обмена
произведенными продуктами и услугами.
Экономическая мысль — понятие очень широкое. Это и
представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и
предписания, которые касаются хозяйственных отношений, это и теоретические
конструкции ученых, и экономические программы политических партий.
Многообразна также и сфера экономической мысли,
поле приложения, размышлений и выводов, практических решений. Здесь и общие
закономерности, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы
размещения производства, и денежное обращение и эффективность капиталовложений,
и налоговая система, и хозяйственное законодательство.
1. Экономическая
мысль Древнего Востока
В странах Древнего Востока, экономическая жизнь имела
натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной
традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных
источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального
хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите
имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации
нарождавшихся товарно-денежных отношении. Памятники экономической мысли Д.В. –
это как правило своды, законов и сочинения по искусству государственного
управления. Периодичное повторение одних и тех же экономических ситуаций
создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого
копирования удачного опыта прежних лет. Основные течения общественной мысли.
Др. Китая оформились в 4 – 3 веке до н.э. Огромную роль в истории
докапиталистического Китая сыграло Конфуцианство. Свой социальный идеал
Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны.
Он был сторонником патриархально-семейных отношений. Он считал,
что образованный правитель (отец народов) способен создать систему равномерного
распределения блага в государстве. Конфуций предложил программу тотального
совершенствования человека. В 4 – 3 веке до н.э. появляются оппоненты –
пегисты. Пегизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственной развития
Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и
формированием императорско-бюрократической системы управления. Особое место в
истории древнекитайской идеологии занимает даосизм. Основоположник –
Дао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию приводит к управлению
имущества. Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние
хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV- III вв., является
знаменитый трактат «Артхашастра». В переводе с языка санскрит это название
означает науку о материальной выгоде под которой понималось пополнение
государственной казны. Основным источником государственных доходов в трактате
называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным
источником обогащения государственной казны признается также торговля, которая
рассматривалась как объект государственной регламентации.
2.
Экономическая мысль
Средневековой Европы. Августин. Ф.Аквинский
В социально-экономическом отношении период средневековья совпадает
с феодальной системой (превращение свободных общинников и рабов в
феодально-зависимых крестьян и образование крупного феодального землевладения).
Экономика периода средневековья была преимущественно аграрной, в ней
господствовали натурально-хозяйственные отношения. Это отразилось на
экономических взглядах этой эпохи, которые охватывали широкий круг проблем,
начиная от обоснования законности владения феодалами землей и кончая вниманием
к проблемам товарно-денежных отношений. Говоря об особенностях экономической
мысли средних веков, следует выделить два момента: 1. ее религиозно-этическое
направление; 2.особенности развития экономической мысли этой эпохи в различных
регионах, в зависимости от особенности формирования в них феодальных отношений.
«Салическая правда» (Гер.) — признается верховное право общины
на сельскохозяйственные угодья и защищается суверенитет общины от покушения чужестранцев.
Экономическая мысль классического средневековья развивалась на базе церковного
права.
Фома
Аквинский (1225-1274).
Опираясь на Аристотеля, Фома Аквинский оправдывал социальное
неравенство людей, защищал частную собственность, идеализировал натуральное
хозяйство. Но одновременно он порывал с натурально-хозяйственными воззрениями,
оправдывал обмен, богатство делил на естественное (земля, ремесло) и
искусственное (серебро, золото). В его работе нашли отражение специфические
вопросы товарного производства. Наиболее важным из них является проблема
«справедливой цены». Основанием обмена он считал равенство пользы обмениваемых
вещей. В трактовке денег он придерживался номиналистической теории их
происхождения, признавал необходимость их как меры стоимости и средства
обращения. Он осуждал торговлю с целью получение барыша, но в целом –
оправдывал ее.
Августин
Блаженный (354-430).
Разделение труда. Умственный
и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в
обществе.
Богатство. Труд людей
создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро.
Обмен. Обмен осуществляется
по принципу пропорциональности.
Справедливая цена. Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми
и материальными затратами.
Деньги. Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимым для
облегчения и ускорения меновых операций.
3.
Экономические идеи Античного
мира.
Наиболее глубоко и полно экономическая мысль античности была
выражена в трудах древнегреческих мыслителей — Ксенофонта, Платона и
Аристотеля.
Ксенофонт (4-5 в.в. до н.э.)
Афинский писатель Ксенофонт (4-5 в.в. до н.э.) — его
экономическим идеалом было замкнутое натуральное хозяйство, основанное на
райском труде. Рабство, по его мнению, являлось естественной формой
эксплуатации. В историю экономической мысли Ксенофонт вошел как ученый, который
одним из первых определил значение разделения труда, указал на его зависимость
от размеров рынка и говорит о производительности труда. Его заслугой является и
то, что «ценность» товара он объяснял двояко, как вещи обладающей двумя
свойствами -полезностью и способностью к обмену. Отмечает, что деньги,
накопление которых не имеет пределов, нужно накапливать на случай критической
ситуации.
Платон (428 или
427 до н.э. - 348 или 347 до н.э)
Платон –для его экономических взглядов характерна натурально-хозяйственная
концепция. Наиболее почетным видом деятельности он считал земледелие, менее —
ремесло и совершенно недостойным занятием — торговлю. Торговля, по его мнению,
необходима потому, что она обслуживает в государстве разделение труда. А деньги
являются неизбежным спутником торговли. Он признавал лишь две функции денег —
мера стоимости и средство обращения.
Аристотель
(384 – 322 до н.э.)
Аристотель наиболее
важной сферой считал земледелие. Он выделил две сферы — экономику и
хрематистику. Целью экономики, по его мнению, является приобретение полезных,
необходимых людям вещей (земледелие, ремесло, торговля).
Хрематистика — это искусство наживать состояние посредством
торговли. Целью здесь является богатство. Он заявлял, что «экономика заслуживает
похвалы, а хрематистика — порицания». Любая вещь может быть использована
двояким путем: для удовлетворения потребности и для обмена, следовательно он
открыл потребительскую и меновую стоимость товара.
4.
Средневековая экономическая мысль арабского Востока.
Экономические представления арабов связаны с изменениями в
аравийском обществе. В Аравии феодальные отношения возникли в результате
разложения первобытнообщинных отношений и кризиса рабовладельческого уклада.
Было много рабов. Однако главная масса — свободные общинники, занимавшимися
земледелием, основанным на искусственном орошении. Особенности
физико-географических условий Аравийского полуострова (пустыни, полупустыни)
способствовали развитию кочевого и отгонного скотоводства. Появляется религия –
ислам.
Ибн Хальдун (
27.05 1332- 19.03.1406)
Ибн Хальдун выступал
против тех феодальных слоев. Он выработал концепцию социальной физики, которая
призывала к осознанию отношения к труду, борьбе с жадностью, призывал к
социальному равенству. Обосновал теорию развития общества, ввёл понятие «циклическое
развитие»: 1) Дикость (охота, собирательство); 2) Примитивность (земледелие,
скотоводство); 3) Цивилизация (города). В своих суждениях дошёл до разделения
необходимого и прибавочного продукта и проблем эксплуатации хозяйства.
5. Экономические взгляды У.Петти
Основателем классической буржуазной политэкономии в Англии был
Уильям Петти.
Уильям Петти
(26.05.1623-16.12.1687)
Он придерживался меркантилизму. В начале своей теоретической
деятельности был сторонником государственного влияния на экономику. 1ая работа
«разная деньга», в которой он делал выводы о том, что богатство страны не
определяется количеством золота. Забота о пополнении денег — забота
государства. Петти считал, что основная часть населения должна заниматься
производством, а не торговлей. Он считал, что большое значение в создании
национального продукта принадлежит ремеслу и земледельцу – трактат «о налогах и
сборах». Важнейшим отправным пунктом в экономической теории Петти явилось
учение о стоимости. Считал, что она связана с ценой на рынке. Политическая цена
товара – рыночная цена. Цена определяется стоимостью. Стоимость – затраты
труда. В основу цены земли он положил величину ренты (рента также зависела ещё
и от степени отдалённости земли от рынка). З/П определял ценой труда. Выделил и
ссудный процент, как доход собственника денежного капитала. Уделил внимание
национальному доходу и предложил метод его исчисления.
6.
Экономическое учение
физиократов (Кенэ, Тюрго)
Физиократизм– др.гр. «власть природы». Сторонники данной школы
считали, что определяющая роль в экономике принадлежит сельскому хозяйству.
Этому учению были присущи определенные особенности:
а) признание сельского хозяйства в качестве единственной сферы,
где создается богатство;
б) признание источником стоимости только труда, затраченного в
земледелии;
в) объявление земельной ренты в качестве единственной формы
прибавочного продукта. “Lesser feire, lesser passer”.
Школа физиократов («экономистов») сложилась в 50-70 годах ХVIII в.
Основоположник — Франсуа Кенэ, продолжил Анн Робер Жак Тюрго.
Анн Робер Жак Тюрго
(11.05.1727 – 18.03.1781)
Франсуа Кенэ (04.06.1694 –
16.12.1774)
Учение Кенэ — учение о «чистом продукте», под которым
подразумевался прибавочный продукт. Под «чистым продуктом» он понимал избыток
продукции, полученный в земледелии, над издержками производства. Создается он
только в сельском хозяйстве, поскольку здесь действуют силы природы. Он выделил
в составе общества три класса: а) производительный класс; б) класс
собственников земли, которые не создают прибавочный продукт, но потребляет его;
в) непроизводительный класс, не участвующий в создании прибавочного продукта. У
него капитал-это средства производства, применяемые в земледелии. Кенэ разделил
капитал на основной и оборотный. Тюрго, разделяя взгляды Кенэ. Деньги
рассматриваются Тюрго в качестве одного из товаров в товарном мире. Серьезное
внимание уделял Тюрго исследованию природы происхождения ссудного (денежного)
процента. Выделял также 3 класса, только первые 2 – это предприниматели и
рабочие.
7. Неоклассическая
экономическая теория
Неоклассическая школа, в настоящее время доминирующая в
западной экономической мысли, подчёркивает значение распределения ограниченных
ресурсов между конкурирующими экономическими агентами. Она сформировалась в
70-е годы 19 века в результате «маржиналистской революции», заключавшейся в использовании
предельных величин при исследовании закономерностей экономических процессов.
Основатели этой школы — У. С. Джевонс (1835—1882) и Л. Вальрас (1834—1910).
Уильям Стенли Джевонс (1.09.1835—13.08.1882)
Леон Вальярс (16.12.1834
– 5.01.1910)
Альфред
Маршалл соединил
теории классической политической экономии и маржинализма, его главный труд
«Принципы экономической науки» заменил книгу Дж. С. Милля в качестве основного
учебника в США, Англии и других странах.
Неоклассическая экономическая теория делится на две широких
сферы исследований: микроэкономику (microeconomics), которая анализирует
взаимоотношения между отдельными хозяйственными единицами (потребителем, фирмой
и т. д.), и макроэкономику (macroeconomics), анализирующую взаимозависимость
между агрегированными экономическими величинами в масштабе государств. В обеих
этих сферах основными объектами исследования являются национальные экономики, корпорации и домашние хозяйства.
Заключение
Даже краткое знакомство с курсом «История экономических
учений» позволяет сделать вывод — никакие экономические теории не являются
абсолютно верными, и никакие теоретические заключения не являются
исчерпывающими и действительными на все времена. Но в то же время зерно истины
содержится в любой экономической теории. Смотря с каких позиций рассматривать
экономические теории представителей прошлых эпох, можно считать ранние
экономические учения либо как просто ошибочные мнения давно умерших людей, либо
как хранилище ряда проницательных, а порой и гениальных догадок.
Наверно, и в этом отличие экономической науки от других
наук, что в ней нет неизбежного перехода от меньшей к большей достоверности, в
ней нет истины, которая будучи однажды раскрыта, будет истиной вечной. Развитие
экономической науки в чем-то напоминает «принцип маятника», когда иногда
кажется, будто экономика продвигается вперед, влекущая чувством симметрии,
которое требует, чтобы каждая новая теория всегда была противоположностью
старой. В качестве примера можно привести отказ от трудовой теории стоимости и
разработка представителями «австрийской школы» в 70-х годах девятнадцатого века
теории предельной полезности как теории ценообразования. Или столь же резкий
переход в этот период от анализа макроэкономических проблем, в частности,
исследования причин «богатства народов» и законов, регулирующих распределение
созданного продукта, к проблемам микроэкономики, когда предметом экономической
науки становится исследование поведения экономического субъекта в условиях
ограниченных ресурсов.
Но через какое-то время появляются теории, которые несут
существенные черты экономических теорий, ранее отвергнутых.
Список
используемой литературы
1.
Бартенев, С.А. История экономических
учений: учебник: С. А. Бартенев. – Москва: Магистр: Инфра-М, 2013. – 476 с.
2.
Богомазов, Г.Г. История экономики и
экономической мысли России / Г. Г. Богомазов, И. А. Благих. – Москва: Экономика,
2010. – 670 с.
3.
Гловели, Г.Д. История экономических
учений: учебное пособие для бакалавров: для высших учебных заведений по
направлениям подготовки 080100 "Экономика" и 080102 "Мировая
экономика" / Г. Д. Гловели. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. – 742 с.
4.
Заславская, М.Д. История экономики:
учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
направлению подготовки "Экономика", "Менеджмент"
(квалификация "бакалавр") / М. Д. Заславская. – Москва: Дашков и Кº,
2013. – 293 с.
5.
История экономики: учебник для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / О. Д.
Кузнецова [и др.]. – Москва: Инфра-М, 2013.–415с.
6.
История экономических учений: учебник для
студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям
/ В. С. Адвадзе [и др.]. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 471 с.
7.
История экономических учений: учебник для
бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению
080100 "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / И.
Н. Шапкин [и др.]. – Москва: Юрайт, 2012. – 492 с.
8.
Синельник, Л.В. История экономических
учений: учебное пособие для аспирантов и студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению 080100 "Экономика" и экономическим
специальностям / Л. В. Синельник. – Москва: КноРус, 2014. – 282 с.
9.
История экономических учений: (современный
этап): учебник для студентов экономических специальностей / А. Г. Худокормов [и
др.]. – Москва: Инфра-М, 2013. - 732 с.
10.
Ядгаров, Я.С. История экономических
учений: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
экономическим и управленческим специальностям / Я. С. Ядгаров. – Москва:
Инфра-М, 2011. – 478 с.
11.
Сайт https://ru.wikipedia.org
12. Сайт
http://utmagazine.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.