Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
За семью печатями
Литературно-историческая игра
2 слайд
Время первой
печати
3 слайд
Ветреным осенним днем 7206 года от сотворения мира на Красную площадь вынесли кресло из Кремлевского дворца. В него порывисто сел царь, чтобы посмотреть на самую кровопролитную казнь, которая когда-либо совершалась на Красной площади. Высшая знать России, приближенные царя должны были отрубить головы 330 мятежным стрельцам. Царь рубил головы не только стрельцам, но и ненавистной ему закостенелой России. Отрубив головы одним, царь начал отрезать бороды другим и всех переодевать в немецкое платье.
4 слайд
В продолжение этого похода на старую Русь в конце 7207 года царь издает указ: “Отныне Новый год в России будет начинаться, как в Европе, с 1 января, а не с 1 сентября, как было до сих пор”. Вот так, в украшенные еловыми ветками ворота (тоже царское повеление) страна вошла в век, который позже назовут “веком Просвещения”.
5 слайд
Главным итогом этого века можно считать следующее: Россия была возведена царем-преобразователем в ранг великой европейской державы. Она укрепилась на берегах Балтийского моря, заимела “две руки”: армию и флот, мощную мануфактурную промышленность, воспитала целый слой образованных людей, создала новую культуру.
6 слайд
Этот век отличился обилием дворцовых переворотов, борьбой враждовавших группировок высшей знати.
Закончился этот век, как и начался, - убийством. Разница лишь в том, что в начале века царь казнил свою армию, а в конце гвардейцы убили своего царя – Павла I.
7 слайд
Вопрос первой печати
8 слайд
Назовите век, в котором родился, жил и творил наш герой.
9 слайд
XVIII
век
10 слайд
Время второй
печати
11 слайд
Наш герой покидает родной северный край и отправляется учиться в город, который влечет его своими школами, библиотеками, учеными людьми. Там он и начинает учебу, выдав себя за дворянского сына (крестьянам учиться было запрещено).
12 слайд
Вопрос второй печати
13 слайд
В каком древнем и славном городе получил наш герой первоначальное образование?
14 слайд
Москва
15 слайд
Время третьей
печати
16 слайд
Русское правительство нуждается в специалистах для разработки природных богатств страны, в частности Сибири, поэтому было решено отправить трех молодых людей, отличившихся в учении, за границу для подготовки их по специальности. В числе этих трех и оказался наш герой. Находясь в Германии, он всерьез занялся поэзией. Изучив стихосложение целого ряда западных языков, наш герой приходит к мысли о введении в русский язык нового размера, который становится впоследствии любимым стихотворным размером большинства русских поэтов XIX-XX века.
17 слайд
Вопрос третьей печати
18 слайд
Прочитайте строки из стихотворения нашего героя и определите этот размер:
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.
19 слайд
Ямб
20 слайд
Время четвертой
печати
21 слайд
Среди стихов, написанных нашим героем, большинство принадлежит к определенному жанру. За свою жизнь он написал 20 таких произведений. Это обширные торжественные стихотворения, состоящие из многих строф. Обычно написание подобных стихов приурочивалось и официальным торжествам: дням рождениям царствующих особ, восшествию их на престол, военным победам, рождению наследника в царской семье. Большое место в стихах этого жанра занимала восторженная похвала, прославление царствующей особы.
22 слайд
Вопрос четвертой печати
23 слайд
Назовите любимый жанр поэзии нашего героя.
24 слайд
ОДА
25 слайд
Время пятой
печати
26 слайд
Поэтическая речь нашего героя становилась исключительно патетической, яркой, убедительной, как только она касалась этого человека. Он был для нашего героя образцом для подражания: труженик, работник на троне, посвятивший свою жизнь служению государству, просветитель, реформатор, отрекшийся от старины, прокладывающий для своей страны новые пути. Наш герой посвящает этому человеку ряд стихов, в которых речь идет и о его борьбе с варварством, и о военных победах, и о постройке Петербурга, и о насаждении наук. Величие этого монарха, воспеваемое нашим героем, было для последнего символом величия самой России.
27 слайд
Вопрос пятой печати
28 слайд
Назовите центральный персонаж поэзии нашего героя.
29 слайд
Се образ изваян премудрого Героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру, простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Петр I
30 слайд
Время шестой
печати
31 слайд
Если наш герой воспевал величие России и ее монарха в поэзии, то его тезка отстаивал честь России на полях сражений.
Военная деятельность тёзки нашего героя началась в 1765 году. В июле 1774 года он был ранен в голову, в результате правый глаз перестал видеть. Во время русско-турецкой войны служил под командованием А. В. Суворова. Но именно в период Отечественной войны 1812 года полностью проявил себя как стратег, государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.
32 слайд
О главном сражении этой войны другой великий тёзка нашего героя писал:
Однако же в преданьях славы
Всё громче Рымника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно.
33 слайд
Вопрос шестой печати
34 слайд
Назовите великого полководца и поэта, тёзок нашего героя.
35 слайд
М.И.Кутузов и М.Ю.Лермонтов
36 слайд
Время седьмой
печати
37 слайд
Велики заслуги нашего героя перед отечественной культурой и наукой. Он боролся с засорением русского языка иностранщиной, он создал русскую научную терминологию, он заложил основы русского литературного языка. Его понимание задач поэзии воспитало в русских писателях стремление посвятить искусство пропаганде передовых общественных взглядов, глубокую идейную ответственность.
38 слайд
Вслед за нашим героем русские поэты воплотили в своих стихах величественный образ Петра I. В одной из поэм мы видим такой портрет русского царя:
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
В другой поэме взгляд автора на деятельность Петра более критичен, он видит и отрицательные последствия его правления.
39 слайд
Вопрос седьмой печати
40 слайд
Назовите автора этих произведений о Петре I и сами эти произведения. Возможно, данные картины помогут вам дать правильный ответ
41 слайд
А.С.Пушкин
поэмы «Полтава» и «Медный всадник»
42 слайд
Пришло время назвать имя нашего героя.
43 слайд
М. В. Ломоносов
великий деятель русской поэзии и культуры XVIII века, ученый и поэт, о котором А.С. Пушкин сказал: “Он создал первый университет; он, лучше сказать, был первым нашим университетом”.
Замечательный русский литературный критик В. Г. Белинский добавил: “С него начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном: он был ее Петром Великим”.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Цель урока:
обучающая - обобщить и закрепить полученные на уроках знания об истории, культуре и литературе XVIII века;
развивающая - развивать умение работать с информационной и научно-публицистической литературой, прививать навык работы в команде;
воспитательная - через познание истории и культуры России прививать любовь к Родине.
Тип урока: интегрированный урок-игра.
Оборудование урока:
портреты писателей и государственных деятелей;
видеофильм;
репродукции картин;
слайды и фотографии.
План урока:
№
Этап
Цель и содержание этапа
Время
1.
Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.
2 мин.
2
Игра
Систематизация и повторение сведений по истории, культуре и литературеXVIII века; закрепление материала, полученного на уроках истории, русского языка и литературы о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
35мин.
3.
Подведение итогов урока.
Анализ и оценка знаний учащихся, награждение победителей игры.
3мин.
6 663 097 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мишина Галина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.