- Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др.
- Тема: § 27. Безработица, её причины и последствия
- 02.10.2020
- 1004
- 10
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
«Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Теория локальных цивилизаций»
Цель урока – ознакомить учащихся с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций и предположить прогноз на будущее;
- развить у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся;
- объяснить понятия и термины «цивилизация», локальная цивилизация, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип.
Форма урока – изучение новой темы, урок-анализ
План изучения новой темы:
1. Понятие «цивилизации»;
2. Теория локальных цивилизаций:
3. Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы;
4. Типология по О. Шпенглеру – культуры и цивилизации
5. Типология цивилизаций по А. Тойнби;
6. Общие черты теории локальных цивилизаций
7. Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода
- А какой смысл вы вкладываете в понятие «цивилизация»?
- Каким вы видите современную цивилизацию?
- Каковы рамки и перспективы современной цивилизации?
Учитель - Ребята, чтобы дать точное определение понятию цивилизация, увидеть перспективы развития современной цивилизации и определить макротеорию (общую теорию) направленности развития человечества, мы обратимся к истории вопроса.
^ Изучение нового материала
«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»
(С. Есенин)
Часто это высказывание употребляют, когда говорят об истории. Действительно, нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но, если говорить о древних цивилизациях, то они находятся на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва ли различаем и часто подход к ним неточен и субъективен.
Для характеристики истории общества на сегодняшний день используются два основных подхода: локально-цивилизационный и линейно-стадиальный (формационный). Сегодня познакомимся с локально-цивилизационным подходом в изучении истории (слайд 1).
Учитель сообщает - Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло в ХVIII в. благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш-Л.Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход был развит в трудах Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Карла Ясперса (1883-1969,) Арнольда Тойнби (1889-1975) слайд 2.
Вопрос Учителя - Каково соотношение между понятиями культура и цивилизация?
Ответы учащихся - Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни.
Цивилизация – часть всемирной культуры, существовавшая на определенном историческом этапе и конкретной территории.
Рассказ учителя - По-мнению основоположников цивилизационного подхода, в человеческом обществе с древнейших времен до сегодняшних дней, сменяя друг друга, существовали и существуют «локальные цивилизации» - самостоятельные, независимые и изолированные друг от друга закрытые общности. Они имеют свои особенности в социально-экономическом и культурном развитии – слайд 4
2. В 19 в. в трудах Николая Данилевского, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби зародилась и получила широкое распространение «Теория локальных цивилизаций» -показываю фотографии на доске
Обращаюсь к учащимся – Внимательно прочитайте выдержку из труда Н.Данилевского «Россия и Европа» и ответьте на вопросы.
^ 1 ряд - Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы в труде «Россия и Европа»
Типы цивилизаций:
Первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская, некоторые другие;
Одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);
Двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал)- европейская (политика и культура);
Объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические)- славянская (пока не как реальность, а как возможность)
Ведущее начало, основа данного КИТа – религия, культура, политика – (слайд №5-6)
2 ряд - Типология культур и цивилизация по О. Шпенглеру
Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость). В ней он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.
Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции - «становящееся» - культура и «ставшее» - цивилизация.
Цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил.
Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм.
Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:
Египетскую;
Вавилонскую;
Индийскую;
Китайскую;
Арабо-византийскую;
Греко-римскую;
Западную;
Культуру инков
По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя. Слайды 7-9
Типология цивилизации по А. Тойнби в труде «Постижение истории»
Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»
По его мнению, цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:
Религия и форма ее организации
Территориальный признак
Тойнби выделял следующие цивилизации:
Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);
Вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);
Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).
- Какова судьба цивилизаций по-мнению Арнольда Тойнби?
Цивилизации развиваются независимо друг от друга
Возможна гибель
Спасение цивилизации путем создания единой высшей религии, «вселенской церкви» и «вселенского государства»
Таким образом, Главной «единицей» общественно-исторического процесса по их мнению являются локальные цивилизации
Вопрос учителя - Какие общие черты теории локальных цивилизаций вы можете выделить?:
Глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии;
Изучает национальные особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;
Центр исследования – человек, как творец истории;
Каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития
Вопрос темы - Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода
-Учащиеся на основе изученного и пункта параграфа составляют ответ на вопрос «^ Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?»
Достоинства:
Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
Недостатки:
При локально-цивилизационном подходе становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом;
Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человечества в целом
Вопрос:
- Как вы относитесь к теории локальных цивилизаций? Принимаете ли вы их точку зрения, что в мире с древних времен существовали только локальные друг от друга изолированные, независимые цивилизации и что каждую цивилизацию в будущем ждет гибель?
- Какова судьба современной цивилизации?
Возможные ответы:
- Даже в Древнем мире цивилизации не носили закрытый, локальный характер.
- Они взаимовлияли друг на друга (египетская повлияла на формирование цивилизации Древнего Междуречья, древнегреческая повлияла на древнеримскую цивилизацию)
-Цивилизации продолжали и продолжают существовать (например, китайская цивилизация, западноевропейская цивилизация);
- Современная цивилизация под влиянием общественных процессов видоизменится и даст начало качественно новому продолжению цивилизации (западноевропейская цивилизация, российская цивилизация)
Домашнее задание:
-прочитать параграф 13(стр. 126-130),
6 662 812 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Иванченко Валентина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
7 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.