Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.

Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.


ТЕМА

Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.

ТИП УРОКА

Изучение нового материала.

ЦЕЛЬ УРОКА

Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ.

Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА

Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.

РЕСУРСЫ

Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ОРГ. МОМЕНТ

Приветствие класса, проверка готовности учеников к уроку. Создание эмоционального настроя на уроке. Стратегия «Пожелание».


Каждый учащийся говорит свое пожелание по кругу в группе.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

Давайте откроем свои тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.

- Мы с вами помним, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из эпических жанров фольклора – с песнями. Узнаем их виды, подробно остановимся на жанре исторической песни; выделим основные темы и идеи, представленные в исторических песнях, а также узнаем отличие песен от былин.

Дети записывают в тетрадь дату и тему урока.










ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Дома вы должны были подготовить отрывок наизусть. 2 мин. на повторение.

Учащиеся рассказывают отрывки наизусть.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению такого жанра фольклора, как песня. Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества. Но сказка – «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты, где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность. Песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым и радость встречи,  память о войнах и походах и другое. Существует два вида народных песен: Исторические и Лирические бытовые. Сегодня мы поговорим о народных исторических песнях.

Записываем определение: Исторические песни – эпические и лиро-эпические народные песни, повествующие об исторических событиях и их героях.

- Сейчас отвлечемся и проведем небольшую физминутку.

Жанровые особенности исторических песен.

Рассмотрим жанровое своеобразие исторических песен.

1. Термин «исторические песни» не народный, он создан и введен в употребление фольклористами, литературоведами, историками. В народе эти произведения назывались просто «песнями».

2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен.

3. Это стихотворный и эпический жанр.

4. ИП – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду.

5. Предмет ИП – конкретные события и лица.

6. ИП – это повествование о прошлом.

7. Герои ИП – известные исторические деятели.

8. В ИП есть две основные тематические линии:  военная (военно-героическая)   (песни о войнах и полководцах) и социальная (повстанческая)  (песни о Степане Разине и Е. Пугачеве).

Исторические песни и былины:

Различие

Историческая песня

Былина

Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие развивается вполне конкретно.

В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное.

Герой – обыкновенный человек, действительно когда-то живший и прославившийся.

Герой – богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен гиперболично.

Отличительной чертой ИП является создание циклов.





















Учащиеся сначала в парах повторяют определение, затем записывают данное определение в тетрадь.

Ученики выполняют упражнения под музыку.



Составляют конспект по словам учителя.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Жанр исторической песни сыграл важную роль в развитии искусства психологического изображения в фольклоре, так как в его произведениях надо было давать не обобщенные характеристики персонажей, не определения душевных их состояний устойчивыми формулами,  а создавать образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала необходимость психологической индивидуализации образа. И Иван Грозный в песнях – не сказочный царь, не былинный князь, а именно Иван Грозный, русский царь второй половины 16 века, психологические качества которого были широко известны в народе.

Учащиеся рассказывают, что усвоили на уроке.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

РЕФЛЕКСИЯ

Достигнуты ли цели урока?

Составление синквейна со словом «песня». Работа в парах. Это помогает определить, насколько учащимся понравился урок.

Определение эмоционального настроя в конце урока: стратегия «Острова».

Острова: о. Учения, о. Тревоги, о. Грусти, о. Радости.

Выставление оценок за урок учителем с дальнейшими комментариями.

Общее обсуждение.

Обсуждая, составляют синквейн.

Зачитывают вслух.



Дети выбирают «корабли», вырезанные из стикеров, и крепят их на выбранный ими остров.









ДОМ. ЗАДАНИЕ

Отрывок наизусть. Основные моменты лекции учить.

Ученики выполняют задания в соответствии с их способностями и особенностями мышления.



  • Другое
Автор Рогаль Наталья Анатольевна
Дата добавления 08.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1191
Номер материала MA-073217
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»