|
ТЕМА
|
Исторические
песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.
|
ТИП
УРОКА
|
Изучение
нового материала.
|
ЦЕЛЬ
УРОКА
|
Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на
таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.
|
ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
|
Учащиеся
должны знать
основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся
должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять
монологический ответ.
Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические
способности.
|
ОСНОВНАЯ
ИДЕЯ УРОКА
|
Познакомить
учащихся с народными песнями и их жанрами.
|
РЕСУРСЫ
|
Учебник, тексты песен, иллюстрации к
историческим песням.
|
ФОРМЫ
РАБОТЫ
|
Фронтальная,
индивидуальная, работа в парах.
|
СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
|
ОРГ.
МОМЕНТ
|
Приветствие
класса, проверка готовности учеников к уроку. Создание эмоционального настроя
на уроке. Стратегия «Пожелание».
|
Каждый
учащийся говорит свое пожелание по кругу в группе.
|
СООБЩЕНИЕ
ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
|
Давайте
откроем свои тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.
- Мы с
вами помним, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но
никто не должен его опровергать без аргументов.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним
из эпических жанров фольклора – с песнями. Узнаем их виды, подробно
остановимся на жанре исторической песни; выделим основные темы и идеи,
представленные в исторических песнях, а также узнаем отличие песен от былин.
|
Дети
записывают в тетрадь дату и тему урока.
|
ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
|
- Дома вы
должны были подготовить отрывок наизусть. 2 мин. на повторение.
|
Учащиеся
рассказывают отрывки наизусть.
|
ОБЪЯСНЕНИЕ
НОВОГО МАТЕРИАЛА
|
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению
такого жанра фольклора, как песня. Сказки
и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного
народного творчества. Но сказка – «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты,
где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку,
доброе сердце и верность. Песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по
родине, горечь разлуки с любимым и радость встречи, память о войнах и
походах и другое. Существует два вида народных песен: Исторические и
Лирические бытовые. Сегодня мы поговорим о народных исторических песнях.
Записываем определение: Исторические песни – эпические и лиро-эпические
народные песни, повествующие об исторических событиях и их героях.
- Сейчас
отвлечемся и проведем небольшую физминутку.
Жанровые особенности исторических песен.
Рассмотрим жанровое своеобразие
исторических песен.
1. Термин
«исторические песни» не народный, он создан и введен в употребление
фольклористами, литературоведами, историками. В народе эти произведения
назывались просто «песнями».
2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен.
3. Это
стихотворный и эпический жанр.
4. ИП – сюжетный
жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду.
5. Предмет ИП –
конкретные события и лица.
6. ИП – это
повествование о прошлом.
7. Герои ИП –
известные исторические деятели.
8. В ИП есть две
основные тематические линии: военная (военно-героическая)
(песни о войнах и полководцах) и социальная (повстанческая)
(песни о Степане Разине и Е. Пугачеве).
Исторические песни и
былины:
Различие
|
Историческая песня
|
Былина
|
Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие
развивается вполне конкретно.
|
В основе лежит художественный вымысел, время и пространство
условное.
|
Герой – обыкновенный человек, действительно когда-то живший и
прославившийся.
|
Герой – богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен
гиперболично.
|
Отличительной
чертой ИП является создание циклов.
|
Учащиеся
сначала в парах повторяют определение, затем записывают данное определение в
тетрадь.
Ученики
выполняют упражнения под музыку.
Составляют
конспект по словам учителя.
|
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
|
Жанр исторической песни сыграл важную роль в
развитии искусства психологического изображения в фольклоре, так как в его
произведениях надо было давать не обобщенные характеристики персонажей, не
определения душевных их состояний устойчивыми формулами, а создавать
образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала необходимость
психологической индивидуализации образа. И Иван Грозный в песнях – не
сказочный царь, не былинный князь, а именно Иван Грозный, русский царь второй
половины 16 века, психологические качества которого были широко известны в
народе.
|
Учащиеся
рассказывают, что усвоили на уроке.
|
ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ.
РЕФЛЕКСИЯ
|
Достигнуты
ли цели урока?
Составление
синквейна со словом «песня». Работа в парах. Это помогает определить,
насколько учащимся понравился урок.
Определение
эмоционального настроя в конце урока: стратегия «Острова».
Острова:
о. Учения, о. Тревоги, о. Грусти, о. Радости.
Выставление
оценок за урок учителем с дальнейшими комментариями.
|
Общее
обсуждение.
Обсуждая,
составляют синквейн.
Зачитывают
вслух.
Дети
выбирают «корабли», вырезанные из стикеров, и крепят их на выбранный ими
остров.
|
ДОМ. ЗАДАНИЕ
|
Отрывок
наизусть. Основные моменты лекции учить.
|
Ученики
выполняют задания в соответствии с их способностями и особенностями мышления.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.