Инфоурок Другое КонспектыИстоки. «Сев и жатва».

Истоки. «Сев и жатва».

Скачать материал

Открытый урок во 2а классе в рамках методической недели

«Формирование УУД на уроках в начальной школе».

 

Дата проведения: 04.02.2012

Учитель: Плотникова И.Н.

Предмет: Истоки

Тема: «Сев и жатва».

Цель: Воспитание чувства уважения к труду земледельца.

Задачи:

1.     Расширить знания детей по категории «Сев и жатва».

2.     Развивать умения присоединяться к восприятию партнера и излагать свои мысли.

3.     Продолжить развивать навык работы в паре.

4.     Обогащать словарный запас детей.

Место урока в теме: первый урок в разделе «Труд земной».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки опоры, каравай, серп, репродукции картин И.Шишкина, таблицы, п.т. «Истоки» ч.2.

 

Содержание и технология урока

 

Этапы урока

 

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оборудова-ние

I. Вводно-мотивационный Присоединение

1. Формировать положитель-ную учебную мотивацию.

2. Развивать умение излагать свои мысли.

-Ребята, мне приятно вместе с вами продолжить путешествие в мир истоков. Вспомните, какие темы мы изучили?

-Как много потрудились душа и руки человека.

-Откройте учебник на стр.49 и прочитайте, какую тему мы будем изучать в течение нескольких уроков.

- Подумайте, что мы увидим, услышим, почувствуем, изучая тему «Труд земной»?

Передавая колокольчик, поделитесь своими ощущениями и мыслями.

-Какое умение формировали?

-Мы изучили темы: «Имя», «Семья», «Род», «Дом», «Деревня», «Город»…

 

 

 

 

-«Труд земной».

 

 

( Высказывания детей)

 

 

 

 

-Формировали умение высказывать свое мнение.

Познаватель-ные:

-поиск информации.

Коммуника-тивные:

-формирование умения высказывать собственное мнение,

-формирование умений слушать и понимать других.

Учебник

II.Постановка темы и цели урока.

Определить тему и цель урока.

-Переверните страницу учебника и на стр.51 прочитайте тему нашего урока.

-О труде кого сегодня пойдет речь на уроке?

-Для чего мы изучаем эту тему?

-Какова цель нашего урока?

-Земля родная всегда была кормилицей для человека. Труд на земле был и остается самым главным. И за доброе отношение человек получает благодарение – это урожай.

-Какие умения формировали?

 

 

 

-«Сев и жатва».

 

-О труде крестьян, земледельцев, пахарей.

(Высказывания детей)

-Научиться уважать труд земледельца.

 

 

 

 

 

-Формировали умения определять тему урока и ставить цель.

Регулятивные:

-формирование умения высказывать своё предположе-ние на основе работы с учебником  и с опорой на имеющиеся знания.

-формирование умения ставить цель.

Учебник

III. Открытие нового знания

1. Расширить знания детей по категории «Сев и жатва».

2. Обогащать словарный запас учащихся.

-Вспомните из окружающего мира, как славяне подготавливали землю к посеву зерна. В помощь откройте стр. 53

 

 

 

 

 

 

-Пора начать сев. С этого момента пахарь превращается в сеятеля. В несколько рядов вставали сеятели и сеяли зерно вручную. Для посева отбирали самое лучшее зерно. Зерно у сеятелей находилось в туесах, перекинутых через плечо на ремнях. Сеятель шел по пашне и из его рук сыпался золотой дождь. Радостным взором через два-три месяца окинет золотую ниву сеятель, забьётся его сердце в ожидании урожая.

-Вспомните, как помечали плодородную ниву в старину?

 

-В конце лета начинается жатва. Что такое жатва?

-Выходили на жатву семьями, трудились – не ленились. Жали серпом.

Посмотрите на серп – орудие труда земледельца. Серп ловко в руках земледельца подрезал колосья (показ учителем).

-Почему же часто можно услышать слова «В поте лица добывается хлеб»?

-Много стараний и труда надо приложить, чтобы вырастить зерно и получить хлеб.

 

Физминутка – загадка.

Вырос в поле дом

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

-О чем идет речь в загадке?

-Обратим внимание на таблицы.

-Какие машины пришли на помощь в наше время земледельцам?

 

-Расскажите, как происходит жатва в наше время, используя таблицу.

-Какое умение формировали?

 

 

-Когда же труд земледельцев был тяжелее? Почему?

-С наступлением весны мужчины валили деревья, корчевали пни, а женщины с детьми срубленное жгли. После этого земледелец с плугом или двузубой сохой пахал почву. Помощником ему был конь. После плуга землю обрабатывали бороной, для того чтобы пашня стала более рыхлой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-У плодородной нивы ставили часовню или памятный крест, таким образом, ниву признавали священной.

-Сбор урожая зерна.

 

 

 

 

 

 

 

(Высказывания детей)

 

 

 

 

 

(Показ движений детьми)

 

 

 

 

 

 

-Речь идет о колоске.

 

-Трактор с плугом и бороной для вспашки земли.

-Комбайны.

(Рассказ детей)

 

-Формировали умение сравнивать труд земледельцев в разные времена.

 

-В давние времена.

Познаватель-ные:

-развитие речи учащихся с опорой на знания из окружающего мира.

-развитие умения слушать речь учителя.

-обогащение словарного запаса детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

-формирование умения удерживать цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

-формирование умения строить речевые высказывания.

 

 

Познаватель-ные:

-формирование умения сравнивать.

Карточки-опоры

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

 

 

 

 

Картина И.Шишкина «Золотая нива»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблицы

 

 

 

 

 

IV. Применение нового знания. Активное занятие «Полевые работы»

1. Продолжить развитие навыка работы в паре.

2. Развивать умения присоединять-ся к восприятию партнера и излагать свои мысли.

3. Оценить деятельность пары по установленному критерию.

-Откройте печатную тетрадь «Истоки» ч.2 на стр.5. Прочитайте тему активного занятия и задание.

-Какие умения будем формировать?

 

 

 

-Расскажите, как распределили порядок выполнения полевых работ?

-На полях начертите «волшебную линеечку», на ней по критерию «Работа в паре» отметьте уровень выполнения задания.

-Активное занятие «Полевые работы». Необходимо установить порядок выполнения полевых работ.

-Умение находить последовательность полевых работ.

-Умение работать самостоятельно.

-Умение работать в паре.

(Ответ пары)

 

Самоанализ.

 

 

 

Познаватель-ные:

-формирование умения определять последователь-ность действий.

Регулятивные:

-контроль за собственной деятельностью

-формирование оценочных умений по заданному критерию.

Коммуникативные:

-формирование умения работать в паре.

Печатная тетрадь «Истоки» ч.2

V. Заключитель-ный этап.

 

 

 

1. Наблюдать за сходством и различием пословиц и примет.

2. Создать эмоциональ-ный фон.

 

3. Развивать умение излагать свои мысли.

-Часто люди говорят фразу. Зачитайте.

-Что это такое?

-Что такое пословица?

 

-Как понимаете пословицу?

 

-Но чаще всего земледельцы обращаются к приметам.

-Прочитайте примету

«Береза начнет распускать листья – сей овёс».

-Как понимаете примету?

-Что такое примета?

-Примета складывалась из многолетних наблюдений за погодой, люди записывали наблюдения из поколения в поколение, находили взаимосвязь между погодой и полевыми работами и эти наблюдения превратились в примету.

-Обратимся к стр.52 учебника.

-В четвертом абзаце найдите приметы и зачитайте их.

-Что общего между пословицей и приметой?

-Какое умение формировали?

 

-Сев и жатва. Из века в век, из года в год выходит человек на хлебную ниву. В поте лица добывается хлеб и хлеб – всему голова (показ каравая).

-Ребята, в конце урока мне хочется, чтобы вы высказали те чувства, те знания, которые сегодня получили на уроке, глядя на этот душистый каравай.

(Благодарность учителя за урок).

 

-«Что посеешь, то и пожнешь».

-Это пословица.

-Это произведение фольклора, которое содержит народную мудрость.

-Сколько труда вложишь в дело, такой результат и получишь.

 

 

(Дети читают)

 

 

(Высказывания детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

(Работа с учебником)

 

 

-Они пришли из народа.

 

-Формировали умение отличать пословицы от примет.

 

 

 

 

(Дети излагают свои мысли, ощущения)

Познаватель-ные:

-формирование умения отличать пословицу от приметы.

 

 

 

 

Коммуникативные:

-формирование умения высказывать собственное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

-выражение собственного отношения к результату труда земледельца.

Регулятивные:

-формирование умения удерживать цель урока.

Карточки-опоры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каравай

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Истоки. «Сев и жатва»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок во 2а классе в рамках методической недели «Формирование УУД на уроках в начальной школе». Дата проведения: 04.02.2012 Учитель: Плотникова И.Н. Предмет: Истоки Тема: «Сев и жатва». Цель: Воспитание чувства уважения к труду земледельца. Задачи: 1. Расширить знания детей по категории «Сев и жатва». 2. Развивать умения присоединяться к восприятию партнера и излагать свои мысли. 3. Продолжить развивать навык работы в паре. 4. Обогащать словарный запас детей. Место урока в теме: первый урок в разделе «Труд земной». Тип урока: комбинированный. Оборудование: карточки опоры, каравай, серп, репродукции картин И.Шишкина, таблицы, п.т. «Истоки» ч.2. Содержание и технология урока Этапы урока Задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Оборудова-ние I. Вводно-мотивационный Присоединение 1. Формировать положитель-ную учебную мотивацию. 2. Развивать умение излагать свои мысли. -Ребята, мне приятно вместе с вами продолжить путешествие в мир истоков. Вспомните, какие темы мы изучили? -Как много потрудились душа и руки человека. -Откройте учебник на стр.49 и прочитайте, какую тему мы будем изучать в течение нескольких уроков. - Подумайте, что мы увидим, услышим, почувствуем, изучая тему «Труд земной»? Передавая колокольчик, поделитесь своими ощущениями и мыслями. -Какое умение формировали? -Мы изучили темы: «Имя», «Семья», «Род», «Дом», «Деревня», «Город»… -«Труд земной». ( Высказывания детей) -Формировали умение высказывать свое мнение. Познаватель-ные: -поиск информации. Коммуника-тивные: -формирование умения высказывать собственное мнение, -формирование умений слушать и понимать других. Учебник II.Постановка темы и цели урока. Определить тему и цель урока. -Переверните страницу учебника и на стр.51 прочитайте тему нашего урока. -О труде кого сегодня пойдет речь на уроке? -Для чего мы изучаем эту тему? -Какова цель нашего урока? -Земля родная всегда была кормилицей для человека. Труд на земле был и остается самым главным. И за доброе отношение человек получает благодарение – это урожай. -Какие умения формировали? -«Сев и жатва». -О труде крестьян, земледельцев, пахарей. (Высказывания детей) -Научиться уважать труд земледельца. -Формировали умения определять тему урока и ставить цель. Регулятивные: -формирование умения высказывать своё предположе-ние на основе работы с учебником и с опорой на имеющиеся знания. -формирование умения ставить цель. Учебник III. Открытие нового знания 1. Расширить знания детей по категории «Сев и жатва». 2. Обогащать словарный запас учащихся. -Вспомните из окружающего мира, как славяне подготавливали землю к посеву зерна. В помощь откройте стр. 53 -Пора начать сев. С этого момента пахарь превращается в сеятеля. В несколько рядов вставали сеятели и сеяли зерно вручную. Для посева отбирали самое лучшее зерно. Зерно у сеятелей находилось в туесах, перекинутых через плечо на ремнях. Сеятель шел по пашне и из его рук сыпался золотой дождь. Радостным взором через два-три месяца окинет золотую ниву сеятель, забьётся его сердце в ожидании урожая. -Вспомните, как помечали плодородную ниву в старину? -В конце лета начинается жатва. Что такое жатва? -Выходили на жатву семьями, трудились – не ленились. Жали серпом. Посмотрите на серп – орудие труда земледельца. Серп ловко в руках земледельца подрезал колосья (показ учителем). -Почему же часто можно услышать слова «В поте лица добывается хлеб»? -Много стараний и труда надо приложить, чтобы вырастить зерно и получить хлеб. Физминутка – загадка. Вырос в поле дом Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены, Ходит дом ходуном На столбе золотом. -О чем идет речь в загадке? -Обратим внимание на таблицы. -Какие машины пришли на помощь в наше время земледельцам? -Расскажите, как происходит жатва в наше время, используя таблицу. -Какое умение формировали? -Когда же труд земледельцев был тяжелее? Почему? -С наступлением весны мужчины валили деревья, корчевали пни, а женщины с детьми срубленное жгли. После этого земледелец с плугом или двузубой сохой пахал почву. Помощником ему был конь. После плуга землю обрабатывали бороной, для того чтобы пашня стала более рыхлой. -У плодородной нивы ставили часовню или памятный крест, таким образом, ниву признавали священной. -Сбор урожая зерна. (Высказывания детей) (Показ движений детьми) -Речь идет о колоске. -Трактор с плугом и бороной для вспашки земли. -Комбайны. (Рассказ детей) -Формировали умение сравнивать труд земледельцев в разные времена. -В давние времена. Познаватель-ные: -развитие речи учащихся с опорой на знания из окружающего мира. -развитие умения слушать речь учителя. -обогащение словарного запаса детей. Регулятивные: -формирование умения удерживать цель урока. Коммуникативные: -формирование умения строить речевые высказывания. Познаватель-ные: -формирование умения сравнивать. Карточки-опоры Таблица Картина И.Шишкина «Золотая нива» Серп Таблицы IV. Применение нового знания. Активное занятие «Полевые работы» 1. Продолжить развитие навыка работы в паре. 2. Развивать умения присоединять-ся к восприятию партнера и излагать свои мысли. 3. Оценить деятельность пары по установленному критерию. -Откройте печатную тетрадь «Истоки» ч.2 на стр.5. Прочитайте тему активного занятия и задание. -Какие умения будем формировать? -Расскажите, как распределили порядок выполнения полевых работ? -На полях начертите «волшебную линеечку», на ней по критерию «Работа в паре» отметьте уровень выполнения задания. -Активное занятие «Полевые работы». Необходимо установить порядок выполнения полевых работ. -Умение находить последовательность полевых работ. -Умение работать самостоятельно. -Умение работать в паре. (Ответ пары) Самоанализ. Познаватель-ные: -формирование умения определять последователь-ность действий. Регулятивные: -контроль за собственной деятельностью -формирование оценочных умений по заданному критерию. Коммуникативные: -формирование умения работать в паре. Печатная тетрадь «Истоки» ч.2 V. Заключитель-ный этап. 1. Наблюдать за сходством и различием пословиц и примет. 2. Создать эмоциональ-ный фон. 3. Развивать умение излагать свои мысли. -Часто люди говорят фразу. Зачитайте. -Что это такое? -Что такое пословица? -Как понимаете пословицу? -Но чаще всего земледельцы обращаются к приметам. -Прочитайте примету «Береза начнет распускать листья – сей овёс». -Как понимаете примету? -Что такое примета? -Примета складывалась из многолетних наблюдений за погодой, люди записывали наблюдения из поколения в поколение, находили взаимосвязь между погодой и полевыми работами и эти наблюдения превратились в примету. -Обратимся к стр.52 учебника. -В четвертом абзаце найдите приметы и зачитайте их. -Что общего между пословицей и приметой? -Какое умение формировали? -Сев и жатва. Из века в век, из года в год выходит человек на хлебную ниву. В поте лица добывается хлеб и хлеб – всему голова (показ каравая). -Ребята, в конце урока мне хочется, чтобы вы высказали те чувства, те знания, которые сегодня получили на уроке, глядя на этот душистый каравай. (Благодарность учителя за урок). -«Что посеешь, то и пожнешь». -Это пословица. -Это произведение фольклора, которое содержит народную мудрость. -Сколько труда вложишь в дело, такой результат и получишь. (Дети читают) (Высказывания детей) (Работа с учебником) -Они пришли из народа. -Формировали умение отличать пословицы от примет. (Дети излагают свои мысли, ощущения) Познаватель-ные: -формирование умения отличать пословицу от приметы. Коммуникативные: -формирование умения высказывать собственное мнение. Личностные: -выражение собственного отношения к результату труда земледельца. Регулятивные: -формирование умения удерживать цель урока. Карточки-опоры Учебник Каравай

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 304 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.04.2020 196
    • DOCX 62.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Симакова Анастасия Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Симакова Анастасия Юрьевна
    Симакова Анастасия Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81081
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека