Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИсследовательский проект НАШИ ИМЕНА-2 класс

Исследовательский проект НАШИ ИМЕНА-2 класс

Скачать материал

МБОУ Дубровская  №  2 СОШ

 

 

 

 

Надпись: Исследовательский проект
НАШИ ИМЕНА-2 класс

SAM_0016

 

 

 

 

 

 

Подготовила:   Степаненко Анна Владимировна,

учитель начальных классов

пгт Дубровка 2013г.


Цель:узнать, почему нам дали  такие имена; отрабатывать навык самостоятельного отбора и анализа, обобщения и представления материала по теме «Наши имена».

Задачи: расширить  знания об именах; познакомить с историей традиции имянаречения; выявлять популярность и редкие имена во 2- а классе; развивать исследовательские умения учащихся; воспитывать умение работать в команде над решением единой проблемы; предупреждать утомляемость через смену видов деятельности.

Объект исследования: имена.

Предмет исследования: имена одноклассников.

Методы: изучение литературы; беседа с родителями; поиск информации в Интернете.

Оборудование: компьютерное обеспечение, проект «Наши имена»,  проектор, презентации учащихся.

План занятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Толкование имен.
  3. Пословицы.
  4. Стихи.
  5. Частушки.
  6. Результаты проведенного исследования.
  7. Рубрика «Знаете ли вы, что…?».
  8. Ребусы.
  9. Кроссворд.
  10. Творческая работа в парах «Наши имена?».
  11. Демонстрация лучших работ, рекомендации по усовершенствованию для менее удачных работ.
  12. Итог работы.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

Может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.

Славянские имена самые старые из тех, что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание слова: Святослав-святая слава, Владимир- владеющий миром, Людмила- людям милая.

Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами- назвали его Чернышем. Белокурую девочку- Беляной. Часто имя было связано сростом и внешностью человека, его характером. (Мал, Глазко, Крик, Бессон, Молчан).

Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.

После принятия христианства на Руси стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре.

И чтобы не обижать святых новорожденным детям давали имена по святцам: какой святой приходился в день рождения – того и приглашали в покровители.

Многие творческие натуры Востока - например, японские художники и писатели -в надежде переменить судьбу и обрести новое вдохновение за свою жизнь меняли имя трижды, доставляя немало хлопот будущим исследователям.

II. Толкование имен.

-А знаете ли вы почему ваши родители дали вам такое имя? Знаете ли его толкование?

  • Высказывания детей о том, почему их так назвали родители и повлияли ли знания значения имени на выбор имени?

Почему же нам дали именно эти имена?

Первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого, Навал - безумец  и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей - вынутый из воды, иногда - на предназначение человека: Исаия - да спасет Бог. Имя считалось как бы отпечатком личности человека!

В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье - Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи - Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения - Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен и др.).

      С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь… - это имена языческие: римские, греческие или еврейские.Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман - происходило от названия города Рим; имя Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести и т.п. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил. Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах.

Заглянем в справочник Н.А.Петровского: "Регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, где осуществлялся обряд крещения. Таким образом, крещения не миновал ни один ребенок, даже если его родители были неверующими. Какие же имена давались тогда? В русской православной церкви были (да и теперь есть) особые книги - месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Этим обычно дело и кончалось... Во всяком случае, ребенку можно было дать только такое имя, которое имелось в святцах. Никакого вольнодумства тут не допускалось..."

В современной России такой традиции теперь мало кто придерживается. Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем.

Мне имя выбрал папа ему понравилось красивое, легко произносимое имя Данила.

Мужское имя Данила является русской формой древнееврейского имени Даниил, означающего “мой судья — Бог”. Оно встречается только в странах бывшего СССР. Тем не менее, в настоящее время имя Данила пользуется большой популярностью у многих молодых родителей, которые решают дать его своему сыну.

Характер у Данилы во многом отличается от нравственных особенностей его почти тёзки Даниила. Так, Данила гораздо более простой и открытый человек, спокойный, немного даже медлительный, подверженный духовным принципам, миролюбию и доброте. В детском возрасте маленький обладатель этого имени может найти общий язык со всеми. Он очень добрый, послушный, умный, но в тоже время не бесхарактерный заучка, а логичный, с хорошим чувством юмора, общительный ребёнок.

По натуре — это вечный первопроходец. Нетороплив в суждениях, но решителен в действиях. В работе практическая смекалка срастается с импровизацией. Он сам уважаем и уважает других, интеллигентен, спокоен, редко нервничает, стараясь это не демонстрировать, прекрасно держит себя в руках. Это человек с уравновешенной психикой. Он не стремится блистать во что бы то ни стало, милый, прекрасный собеседник.

III.Исследование. Значение имён.

Исследовав имена нашего класса мы определили популярные имена среди мальчиков и девочек:

 

 

 

 


-Виктория(3)

-Алина (2)

-Анастасия(2)

-Валерия(1)

-Ксения(1)

-Александра(1)

 

 

 

 

 

-Владислав(2)

-Павел(2)

-Андрей(2)

-Денис(2)

-Константин(1)

-Кирилл(1)

Надпись: Имена мальчиков-Юрий(1)

-Дмитрий(1)

-Валерия(1)

-Сергей(1)

-Иван(1)

-Данила(1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

История имён берёт своё начало много сотен лет назад. В разное время были разные традиции имянаречения. Когда мы вырастим, наши имена станут известны добрыми делами.

Вывод:

Имя дают ребёнку при рождении его родители исходя из собственных убеждений и желаний. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени. Имя человека во многом определяет его характер и судьбу.

  • Выступление группы детей собиравших информацию о значении мужских и женских имен.

Александр -имя происходит от греческих слов "алекс" -защитник и "андрос" -мужчина
Алексей -защитник
Андрей -мужчина
Антон -вступающий в бой
Артем -невредимый
Борис -славянское имя, образованное слиянием слов "борьба" и "слава"
Владислав -владеющий славой
Валентин -здоровый
Василий -царский
Виктор -победитель
Владимир -владеющий миром
Илья -божья сила
Константин -постоянный
Максим -величайший
Михаил -равный богу
Никита -победитель
Николай -победитель народов
Павел -маленький
Петр -камень
Сергей -высокочтимый
Федор -божий дар
Геннадий -благородный
Георгий -земледелец
Григорий -бодрствующий
Иван -бог смилостивился

Ангелина -ангельская
Варвара -дикарка
Галина -спокойствие, безмятежность
Елена -избранная
Елизавета -почитающая бога
Зоя -жизнь
Ирина -мир, покой
Лариса -чайка
Людмила -милая людям
Майя -богиня весны
Маргарита -жемчужина
Марина -морская
Мария -горькая, любимая, упрямая
Наталья -родная
Ольга -святая
Светлана -светлая
Софья -мудрость
Тамара -смоковница
Татьяна -учредительница
Юлия -кудрявая

IV. Пословицы.

Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными».

- Какие пословицы и поговорки с именами знаете?

  • Наш Андрей никому не злодей.

·         Друг на дружку - всё на Андрюшку.

·         У всякого Павласвоя правда.

·         В лицо человек сам себя не признает, а имя свое знает.

·          Настя-Настенька, шубейка красненька: сама черноброва, опушка боброва.

V. Стихи. Многие поэты посвящали стихи своим детям, в своих стихотворениях для детей рифмовали имена.

Иван

Иван — дар Бога. Имя дорогое.
Всегда его с достоинством носи.
Оно гораздо чаще, чем другое,
Встречается повсюду на Руси.
Иван — дар Бога. Таковым и будь ты,
Дар Бога разделяя меж людьми
И щедро в человеческие судьбы
Неся собой отраду, свет и мир. 


Настя

Анастасия — скромность, красота
Весенний свет над чистыми лугами.
Души прекрасной, нежной высота,
И имя царское украшено цветами.
За милую нашу Анастасию!
Пусть ангел-хранитель всю жизнь
Несет ее на своих божественных руках! 

Владик

С рожденья славе близким став,
Ты — крестник славы, Владислав
Она хранит тебя, как мать,
Чтоб никогда не потерять
Средь миллионов сыновей,
И быть звездою жизни всей. 

Алина

Алина благородная девица,
Упрямая в своих сужденьях.
Она ведет себя словно царица,
Не терпящая рассуждений.

Ей замечания, как нож под ребра,
Она строптива и дерзка.
Но и при этом очень доброй
Является Алинина душа.

Ведь дерзость не порок,
Упрямство не греховность.
А доброта залог
Того, что есть духовность. 

Вика

Виктория-красавица!
Всегда улыбкой славиться!
Отзывчивая, верная!
И в каждом деле первая!
Всегда все знает, ведает!
И жизнь полна победами!
Гордимся милой Викою!
Простой и многоликою! 


Данила

Судья не по науке — по призванью,
В Вас — простоты очарованье,
Порядочность, внимательность во всем,
Способность выбрать нужный тон,
Хороший друг, прекрасный семьянин,
Судьбою Даниил и близкими любим.
В вас есть талант людьми руководить
И не сбиваться с верного пути. 
Денис

Денис — прекрасный человек!
Таких людей — один на век!
Он кладезь строгого ума!
Герой романов от Дюма!
Таких лишь стоит уважать,
Лелеять, холить, обожать.
Носить порою на руках
И воспевать в таких стихах! 

Лера

Загадку, клад таишь в себе ты…
Ведь Лера в жизнь несёт успех…
Её возможности несметны…
Она умом обгонит всех…

С ней даже не зачем тягаться…
Она красива и умна…
Зачем напрасно надрываться…
Порвёт талантом всех она…

Ксения

О, это имя – Ксения –
Поющее, весеннее!
Капели звук хрустальный в нем
И переливы дальние,
И трели соловьиные.
В нем сходит снег лавиною,
И обнажает нежные,
С прожилками, подснежники.

Андрей

Андрей — победитель!
Андрей наш кумир —
Он смеха носитель,
Он муза для лир.

Ты храбрый мужчина!
Ты смелый боец!
Ты счастья причина!
Ты молодец!

Кирилл

Кирилл наше солнце, наш повелитель.
Кирилл думать любит, он жизни мыслитель.
Еще он прекрасен не только лицом,
С его-то душой не быть подлецом.
Он добрый, отзывчивый и очень милый.
Не зря же родителями назван Кириллом.

Дима

Дмитрий-парень хоть куда!
С ним неведома беда!
С ним печали не видать
С Димой — просто благодать!
Он за девушек горой,
По призванию — герой!
Он защитник и храбрец
В каждом деле просто спец! 

Павел

Он спокоен, деловит.
Простоват слегка на вид.
Малый, хоть и без амбиций,
Может много добиться.

Просчитает до конца.
Не простит он подлеца
И руки он не подаст
Другу, что его предаст.

В этом весь он - Павел, Паша.
Наш любимец, гордость наша.

Юра

Юрий - значит «земледелец».
Вряд ли он большой умелец
Что-то сеять и пахать,
Но умнее не сыскать !

 
Философское мышленье,
Артистичность поведенья,
Добродушие и такт -
Юра - прелесть, это факт !

 

Сергей

Ведь имя не дают напрасно…
Ведь в этом всё же что-то есть…
Быть может это и прекрасно…
В тех буквах мужество и честь…

В тех буквах всех заложен стимул…
Залог успеха и добра…
Сергей в беде ведь не покинет…
И в жизни точно никогда…

То имя послано Всевышним…
Чтоб в доме был всегда уют…
Он никогда в семье не лишний…
Его как солнце дома ждут…

В семью приносит он улыбку…
Душевно - сказочный покой…
Исправит он всегда ошибку…
От солнца спрячет в летний зной…

VI. Частушки. Исполняет группа девочек.

1.Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки,
Очень замечательно!.

2.Горе горькое у Вани
Всем Ванюшу жалко –
Из дыры в его  кармане
Выпала шпаргалка.

3.Владислав пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, всем пример,
Как нельзя решать пример.

4.Сунул Паша руки в брюки,
Размышляет: как же быть?
Надо б вынуть, вроде, руки,
Да нельзя
 — забыл помыть!

5. Вика с Лерой на уроке
Тараторят, как сороки.
Позовут их отвечать
 
На уста кладут печать!

6. По-геройски Саша с ленью
Воевала целый день.
Но, к большому сожаленью,
Победила Сашу лень.

7. Кирилл вышел отвечать,
Но не знал, с чего начать.
Час молчал, потом изрек:
«Анна Владимировна, звонок».

8.Очень быстро разучили
Настя с Юрой новый стих.
А четверку получили,
К сожаленью, на двоих.

9.Наш Андрей на той неделе
Сдал учителю тетрадь.
Тот не знает, что с ней делать
 
Чистить, мыть или стирать.

10.Наш Денис — вратарь сверхловкий,
Ловит парень каждый мяч.
А в диктанте он ошибок
Пропускает
 — ну, хоть плачь!

11. Мы немного пошутили,
Посмеялись над собой,
Если что присочинили
 
Так проступок небольшой!

VII. Знаете ли вы, чтоГруппа детей представляет интересные сведения, связанные с именами.

  • На Руси всех детей до крещения называли Богданами.
  • Полное имя Пабло Пикассо звучит так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан НепомукеноКриспинКриспиано ла СантисимаТринидатРуис Пикассо.
  • Кристины дочери Артура Пеппера, владельца одной из ливерпульских прачечных, продолжались ровно полдня, т.к. только инициалы девочки составили почти весь латинский алфавит. Ее назвали: Анна Берта Цицилия Диана Эмилия Фанни Гертруда Ипатия Инесса Жанна Катерина Луиза Мод Нора Офелия Пруденс Ребекка Сара Тереза Уиллис Венера УинфридЗенаПеппер. Для краткости девочку обычно зовут алфавит Пеппер.
  • В одной из школ Гонолулу училась дочь владельца местного ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и звучало по-гавайски примерно так: Напуамахалаонаонаанекавехивехионакуахивеаненававакехоонка к ехаалекесаонанайнананиакекеоаогавайиикаванао, что значит: Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и в ширину своим благоуханием.
  • В некоторых районах Индии существует обычай особый, разрешения спора между родителями об имени новорождённого. Если отец предлагает одно имя, а мать- другое, то они зажигают две лампы. Чья лампа будет гореть дольше, тот и даст ребёнку имя.
  • У Вольтера было около 200 литературных псевдонимов и среди них псевдорусские имена Иван Альтов и Жан Плаков.
  • Двух одинаковых имён в племени Качанов (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются близнецы, возникают трудности, так как по качинским поверьям близнецы – это один человек в двух лицах. Тогда в силу вступает специальный обряд: по достижении 9 лет близнецам предлагают три раза по очереди засунуть руку в кувшин с рисом. Одна из рисунок окрашена в красный цвет. Тот, кто достанет её, и будет носить имя. Другой же отныне будут звать просто «Второй».

VIII. Ребусы составлены группой детей.

 

 

 

 

 

 

Андрей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алина

 

Кроссворд.

XI. Самостоятельная работапо созданию обложки для книги, которая состоит из материалов, собранных детьми в ходе работы над темой проекта.

XII. Демонстрация лучших работ, рекомендации по усовершенствованию для менее удачных работ.

XIII. Показ презентаций группой учащихся.

XIY.Итог работы.

  • Что узнали нового?
  • Чему научились?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательский проект НАШИ ИМЕНА-2 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проект  «Наши имена»  ставил  своей целью  узнать, почему детям  дали  такие имена; отрабатывать навык самостоятельного отбора и анализа, обобщения и представления материала по теме «Наши имена».

В ходе реализации проекта расширились  знания детей об именах, познакомились  с историей традиции имя наречения; выявили популярность и редкие имена во 2- а классе; развивались исследовательские умения учащихся; воспитывалось  умение работать в команде над решением единой проблемы.

Использовались  методы:  

·         изучение литературы;  

·         беседа с родителями;  

·         поиск информации в Интернете;

·         художественное слово;

·         рубрика «Знаете ли вы, что…?»;  

·         решение ребусов, кроссвордов;

·         творческая работа в парах «Наши имена»  и др.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 918 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 515
    • DOCX 361.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Степаненко Анна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Степаненко Анна Владимировна
    Степаненко Анна Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10993
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 102 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 302 человека

Мини-курс

Windows для начинающих: файлы, папки, текстовые документы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые инструменты и безопасность в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов