Инфоурок Биология Другие методич. материалыИсследовательский проект "Наш Родник"

Исследовательский проект "Наш Родник"

Скачать материал

 

 

 

 

МКОУ «СЕМЕНОВСКАЯ ООШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА ПРОЕКТА:

 

 

«НАШ  РОДНИК»

 

 

 

 

Руководитедь:

 Ивко Антонина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание проекта

 

Актуальность выбранной темы

 

Этапы работы над проектом

 

Географическое положение и история родника

 

Анализ социологического опроса

 

Экологическое исследование

 

Благоустройство родника

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность  выбранной проблемы

Значение воды в природе. Академик А.П. Карпинский писал, что вода-это не просто минеральное сырьё, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода-это действенный проводник культуры, это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было. «Где вода, там и жизнь», «Земля умирает, если ушла вода» - эти восточные пословицы известны каждому. Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при её участии. Известно, что состав  плазмы крови очень близок к составу воды морей и океанов. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Две трети массы тела взрослого человека составляет вода, а у новорожденных ещё больше — до ¾. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг — около 80% и даже в костях — 15-20%. Есть живые организмы, содержащие ещё большее количество воды, например, картофель — 77%, огурцы — 99%, медузы — 99%.

     В воде содержатся неисчерпаемые запасы пищи и минерального сырья. Реки, моря и океаны — это не только пути сообщения, но и источники энергии. Они определяют состояние погоды, климат на всём земном шаре.

      Водой покрыто 71% поверхности нашей планеты, но, несмотря на это, воды во многих частях мира не хватает. Не случайно на поиски пресной воды тратится гораздо больше усилий и труда, чем на поиски золота и нефти.

 

    Роль воды в жизни растений, животных, человека. Вода играет важную роль в жизни живых организмов. Для многих растений и животных она является средой обитания, источником пищи и кислорода, да и сами живые организмы могут содержать до 99% воды.

    Кровь человека и других животных близка по составу к морской воде и разносят по своему организму питательные вещества. Растения тоже получают из почвы минеральные соли в виде водных растворов. Дышать все живое может только влажным воздухом. Испаряясь с поверхности кожи животных, человека  и через устьица растений, вода выполняет терморегуляторную функцию. С помощью воды вредные и ненужные вещества выводятся из живых организмов. Без воды не может происходить размножение целого ряда растений (водоросли, мхи, папоротники); животных( рыб, земноводных).  С помощью воды набухают и прорастают семена, растения увеличиваются в размерах, наливаются плоды. Зимой растения, укрытые снеговой шубой, не вымерзают, а в водоёмах, покрытых ледяным панцирем, сохраняется жизнь (так как подо льдом температура воды поддерживается на уровне +2  С).

     Вода в живом организме. На долю воды приходится основная часть массы любого живого существа на Земле. У взрослого человека вода составляет больше половины массы тела. Именно у взрослого человека, потому что  в разные периоды жизни содержание воды в организме изменяется. У эмбриона после рождения общее количество воды в организме быстро уменьшается — у новорождённого её уже только 77%. Дальше содержание воды продолжает постепенно снижается, пока не станет в зрелом возрасте относительно постоянным. В среднем содержание воды в организме человека от 18 до 50 лет составляет 61% у мужчин, у женщин 54% от массы тела. Суточная потребность организма взрослого человека в воде составляет в среднем  30-40 г на 1 кг веса то около 3 л. Ни один жизненно-важный процесс в организме человека или животного не может совершаться без воды и ни одна клетка не в состоянии обойтись без водной среды. С участием воды протекают все функции организма. Так, испаряясь с поверхности кожи и дыхательных органов, вода принимает участие в процессах терморегуляции.

    Процесс пищеварения — важнейшая функция организма. Процесс пищеварения в желудочно-кишечном тракте протекает только в водной среде. В этом процессе вода играет роль хорошего растворителя почти всех пищевых продуктов. Находясь в состоянии соединения с водой, пищевые продукты (белки, жиры, углеводы, минеральные соли) также легко всасываются в кровь и поступают во все органы и затем ткани организма.

     Велика роль воды в живом организме. Вода является и средой и непосредственным участником физиологических и биохимических реакций. С водой из организма выделяются различные вещества, образовавшиеся в результате обмена веществ.

   Живые организмы потребляют большое количество воды. Так, подсчитано, что для получения 1 тонны пшеницы нужно около 1500 тонн воды, 1 тонны хлопчатника — 10000 тонн воды. Человеку для нормальной жизнедеятельности требуется в день в среднем 2 литра питьевой воды.

    Кроме того, люди используют воду для бытовых нужд, как источник энергии, как средство для передвижения, извлекают из водоёмов продукты питания, сырьё для промышленности, используют воду в сельском хозяйстве, для поддержания здоровья  («Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»); вода доставляет человеку эстетическое наслаждение  (реки, озёра, моря, водопады, фонтаны и т.д).

  Вода, которую мы пьём. В климатической полосе, где мы живём, суточная потребность в воде составляет примерно 2,3 — 2,7. Расход воды на душу населения — один из основных показателей благосостояния народа. На каждого жителя крупного города в мире в среднем расходуется 150 л. воды в сутки.

   Однако чрезвычайно важно не только количество воды, но и её качество. Российские медики установили предельно допустимые нормы посторонних примесей в питьевой воде.  Этот стандарт стал нормативом качества воды. Госстандарт — ГОСТ разрешает содержание железа в питьевой воде до 0,3 мг/л, а если нет станции обезжелезивания, - до 1 мг/л. В нашем районе содержание железа в водах в основном значительно выше ГОСТа. С этим фактом медики связывают высокий уровень заболеваемости органов пищеварения имемической болезни сердца. Чтобы обезжелезить воду, где нет станции обезжелезивания, необходимо отстаивать воду в течение суток или прокипятить её, жесткость частично уменьшается (процентов на 30).

   Большую роль при оценке качества питьевой воды играют её органолептические свойства: запах, вкус, прозрачность и цветность, которые человек определяет с помощью органов чувств. Питьевая вода не должна иметь постороннего запаха, привкуса, мутности и цвета, даже если вещества, их вызывающие, сами по себе безвредны.

  Согласно ГОСТ в 1л питьевой воды допускается не более трёх кишечных палочек.

     

  Загрязнение воды и здоровье. Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Прежде всего- это сказано с качеством употребляемой воды. Влияние качества воды на здоровье человека было отмечено ещё в глубокой древности. Например, Гиппократ рекомендовал употреблять кипяченую воду. После работ Пастера, Коха и других учёных стало известно эпидегеологическое значение воды в распространении таких болезней, как холера, брюшной тиф, дизентирия. Впоследствии была установлена возможность передачи через воду и других инфекционных заболеваний — туляремии, лептоспироз, инфекционного гепатита. Быстрый рост городов приводит к неприрывному росту хозяйственно-бытовых стоков в водоемы. Вода — один из специфических факторов передачи кишечных инфекций. При этом эпидемические вспышки возникают не только при непосредственном использовании для питья загрязнённой воды, но и при косвенном её участии :мытье посуды, оборудования, а также рук, приготовлении некоторых блюд.

  Количество и степень загрязнения сточных вод зависят от вида перерабатываемого сырья и различных добавочных продуктов. Химическая промышленность в современных условиях представляет собой комплекс производств. Их сточные воды содержат многочисленные примеси соединений, отрицательно влияющие на здоровье человека. Так, например, органические соединения ртути вызывают симптомы поражения центральной нервной системы, у заболевших возникали параличи, потеря слуха, зрения. Дети рождаются слепыми и глухими.

   Отравления кадмием, который попадает в организм человека с загрязнённой водой и пищей характеризуется деформацией костей таза, нижних и верхних конечностей.

   Избыточное содержание в питьевой воде солей кальция и магния нарушает каллоидно-кристаллоидное равновесие мочи и способствует возникновению мочекаменной болезни. Если концентрация марганца в воде выше 2 мг/л вызывает изменения со стороны высшей нервной деятельности, усиливают накопления фосфора в костях, уменьшая его выделения с мочой. Происходит снижение активности ферментов. При недостаточном количестве фтора в воде (1 мг/л) развивается кариес. При повышенных концентрациях фтора развивается другой недуг (особенно у детей) — флюороз. Зубы темнеют, крошатся и ломаются. Признак флюороза — пятнистость зубной эмали. Из других заболеваний, которые можно назвать, опасны случаи отравления свинцом и мышьяком. Концентрация мышьяка в воде допустима (0,05 мг/л), а свинца 0,03 мг/л. Эти вещества вызывают у человека общетоксический и гонадотоксический эффект.

   Большую опасность вызывают нитраты, содержащиеся в воде. Они могут попасть в питьевую воду во время ливневых дождей, когда смываются с полей удобрения. Однако повышенная концентрация нитратов была обнаружена и в природных подземных водах. Концентрация нитратов на уровне 10 мг/л является безопасной и принята в качестве предельно допустимой в питьевой воде, но если концентрация выше этого уровня, то нитраты в кишечнике человека восстанавливаются в нитраты под влиянием обитающих там бактерий. Всасывание нитратов ведёт к образованию метгемоглобина и к частичной инактивации гемоглобина. В основе заболевания лежит кислородное голодание, может снижаться иммунологическая реактивность и нарушается способность к формированию условнорефлекторной деятельности.

  Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода — одно из непременных условий сохранения здоровья людей. Вкусная вода — истинный земной дар.

 

    Анализ СМИ показал, что сохранение природных ресурсов водной отрасли является одной из важнейших экологических проблем, которая обсуждалась на международном форуме «Чистая вода — 2010» 20-23 октября. На котором участники Форума обменялись мнениями, обсудили стратегические направления деятельности и выработали рекомендации по дальнейшему развитию водной отрасли, обеспечиванию населения России чистой водой. Вода признана наиболее ценным ресурсом для дальнейшего развития и будущего человечества. В результате обсуждения широкого спектра проблем мировой водной отрасли участники Форума считают необходимым рекомендовать следующее:

  1. Правительству РФ в 2010 г принять Федеральную целевую программу «Чистая вода» и обеспечить разработку необходимых для её реализации нормативных актов и методических документов.
  2. Создать единую информационную базу данных инновационных технологий и разработок в водной отрасли.
  3. Разработать меры по сохранению и защите наиболее значимых водных объектов таких как озеро Байкал, Волжско-камский каска и другие.
  4. Возродить деятельность отраслевого Научно-технологического совета с целью создания банка. Наилучших доступных технологий водоподготовки очистки сточных вод и модернизации водопроводно-конализационного хозяйства и т.д.

     Реализацией этих рекомендаций будут заниматься Федеральные органы исполнительной власти. 

   Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся школы, но и для жителей района. Проект охватывает такие разделы науки, как история, экономика, география, математика, информатика, социология. В масштабе страны эту проблему можно ассоциировать с проблемой малых рек. Исторически этот родник имеет не только эстетическое значение, но и экологическое, и хозяйственное. В связи с захламлением окружающей территории родник потерял свой первозданный вид. Это говорит о своевременности данного проекта, о его огромной значимости для жителей данного села. Работа по теме проекта предлагает учащимся самостоятельный анализ решения проблемы родника за счёт внутренних резервов Киквидзенского района местного самоуправления и учащихся Семёновской школы.

     Учебные предметы, близкие к изучаемой теме: география, история, биология, экология, черчение и ИЗО, экономика, информатика, литература.

     Возраст школьников: 11 — 15 лет (6 — 9 класс).

     Оборудование: фотоаппарат, видеоаппаратура, компьютер, принтер.

     Цели проекта:

-        определить значение родника в жизни населения района;

-        изыскать возможности его благоустройства;

-        привлечь внимание к данной проблеме и получить помощь в её решении.

 

    Задачи проекта:

-        научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников;

-        научить учащихся проводить социологический опрос;

-        научить учащихся проводить экономический анализ;

-        формировать умения создавать и трансформировать карты родника и прилегающей территории;

-        формировать умения анализировать экологическую проблему по данной теме проекта;

-        научить учащихся обмениваться информацией, излагать свою тему и развивать её, выражать обоснованно свою точку зрения;

-        научить учащихся работать индивидуально, в парах, в группах по данной теме проекта;

-        сформировать умение пользоваться методом прогнозирования;

-        формировать бережное отношение к родному краю, к окружающей среде;

-        развивать чувство ответственности за порученное дело;

-        научить учащихся анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности;

  

   Направления работы экспертных групп:

-        географическое положение и история родника, его значение для жителей села Семеновка;

-        социологические исследования (социологический опрос, анализ опроса, анкетирование);

-        экологические исследования (анализ почвы, воды, загрязнённости прилегающей территории);

-        компьютерное моделирование микрорайона с учётом благоустройства родника;

-        чертёжно-архитектурное оформление родника и прилегающей территории;

-        экономические характеристики проекта и возможности альтернатив финансирования, благоустройства и реконструкции.

 

   

 

                                   

 

 

 

 

 

         Этапы работы над проектом.

  1. Разработка проектного задания.

    Задачи: определение темы, уточнение целей и постановка задач, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов.

    Ученики: организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задания, формулируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

    Учитель: мотивирует работу учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает.

 

  1. Разработка проекта.

    Задачи: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.

     Ученики: самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, групповая, парная), анализ, обобщение и синтез идей, выполнение исследований по группам, работающим над проектом и оформляющим проект.

     Учитель: наблюдает, консультирует, советует.

    

  1. Оценка результатов.

     Задачи: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели.

     Ученики: дают самооценку проекту и проводят его коллективный самоанализ.

     Учитель: наблюдает, направляет процесс анализа.

 

  1. Защита проекта.

    Задачи: подготовка доклада, обновление процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта

    Ученики: защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

    Учитель: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

 

     5. Рефлексия.

    Задачи: оценка публикации в школьной газете.

    Ученики: заполняют анкету рейтинговой оценки.

    Учитель: заполняет анкету рейтинговой оценки, даёт среднюю оценку по проекту, общую оценку проекта.

 

                                        Анкета рейтинговой оценки

         Кто

   оценивает

  Достигнутый

    результат

  (из 15 баллов)

  Оформление

  (из 15 баллов)

 

      Защита

      Процесс

проектирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Географическое положение и история родника

Первая группа учащихся, изучавшая  географическое положение, история и значение родника. Проводили опрос жителей села Семеновка об истории родника.

История происхождения родника около пруда Свинячий уходит своими корнями в прошлое столетие. Самые старшие жители села Семеновка, Жучкова Прасковья Федоровна 90 лет, Рыбицкова Анна Максимовна 84 года и Скрыпников Василий Кириллович 80 лет, вспоминают, что в балке Сухая бил родник, недалеко были построены базы для свиней и,чтобы в летнее время свиней купать запрудили балку. Пруд назвали «Свинячий». Родник оказался между двумя прудами нижним и верхним «Свинячим». Родник питает « Нижний Свинячий» пруд. Недалеко от «Верхнего Свинячего» пруда был мехток, рабочие постоянно пили воду из родника. Старожилы также помнят, что в детстве, когда пасли скот, использовали чистую прохладную воду для утоления жажды в летний зной. После Великой Отечественной войны над родником поставили деревянный сруб с крышкой, была кружка для удобства питья. Родником пользовались все жители села Семеновка и прилегающих деревень Песчановка и Гордеевка. Прошло время, сруб пришел в негодность, жители села со временем выложили исток родника камнем. К пруду «Свинячему» гоняли и гоняют скот на водопой: коров, коз, овец. Пастухи брали воду из родника, очищали его от ила, обрывали или обкашивали траву вокруг, обкапывали. Чаще всего делал Грачев Михаил Юрьевич. Мехток, который был около родника, в 1974 году осенью перенесли к селу, в это время был образован откормсовхоз «Семеновский». После этого родником стали пользоваться реже, он постепенно стал зарастать. В настоящее время родником пользуются очень редко, чаша родника заросла водорослями. Родник требует ухода, чтобы не исчезнуть, как источник чистой, питьевой воды. В летнее время жители села Семеновка и других окрестных сел очень часто посещают Верхний Свинячий пруд , чтобы искупаться, ловить рыбу, выпасают скот около пруда.. Если закончилась вода, то нечем утолить жажду, потому что в заросшем роднике нельзя набрать и попить воды. Именно по этой причине школьники и учителя МОУ «Семеновская оош» решили заняться благоустройством нашего родничка.

Географическое положение родника.

Волгоградская область расположена на юго – востоке европейской части России по обоим берегам нижнего течения Волги и Среднего Дона.

Киквидзенский район Волгоградской области находится в ее северо – западной части по долинам рек Бузулук, Мачеха, по балкам Завязка, Гришинка, Карман, Черная. Село Семеновка находится в центре Киквидзенского района.

В направлении ССЗ от села Семеновка на расстоянии 3,5 километров находятся пруды «Нижний Свинячий», «Верхний Свинячий». В пятидесяти метрах к западу от плотины пруда «Верхний  Свинячий» находится родник, благоустройством которого решили заняться учащиеся и учителя МОУ «Семеновская оош»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Анализ социологического опроса.

Вторая группа учащихся занималась социологическим исследованием данной проблемы.

  Для выявления актуальности и важности поставленной проблемы школьники  Семёновской школы разработали анкеты для социологического опроса жителей села Семеновка и учащихся школы. Анкеты представлены в Приложении 1 «Социологический опрос» и Приложение 2 «Анкета для учащихся»

   В анкетах были представлены вопросы, касающиеся родника около Пруда Свинячий.

  Что они знают об его истории и какое он имеет значение для жителей села, его использование.

  Как они оценивают качество воды родника и его современное состояние. Каким они видят его в будущем и их предложения по благоустройству родника и его территории.

   Анализ проверенного социологического исследования показал, что выбранная проблема очистки и сохранения родника по мнению жителей села, учащихся школы актуальна в данный момент.

   Учащиеся и жители села не так часто посещают данный родник, так как он пришёл в полное запущенние, зарос травой, нельзя набрать и попить воды. Хотя они оценивают качество воды в роднике  удовлетворительной, чистой, вкусной и прохладной.

  Они думают, что современное  состояние родника можно изменить, благоустроить и  рекомендуют очистить  родник и его территорию, сделать сруб с крышкой, выложить чашу родника камнем и посадить дерево- иву для тени, выложить дорожки к роднику.

   Учащиеся школы считают, что родник в будущем будет одним из красивейших уголков села Семёновка благодаря их усилиям и местных властей.

   Они не хотят, чтобы  дорожка к роднику навсегда заросла бурьяном, поскольку вода стала непригодной для питья.

  И поэтому школьники 6-9 классов Семёновской школы заинтересовались  этой проблемой очистки и благоустройства родника, как источника питьевой, чистой воды, так как вода- ценный ресурс для всего живого и человечества, они задумались о сохранении природных ресурсов водной отрасли и хотят  наглядно показать, что сохраняя малое,  берегут природу в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическое исследование

Третья группа проводила экологические исследования родника: делали анализ воды и почвы, загрязненности прилегающей территории. Для длительного наблюдения за водой родника были взяты такие характеристики воды, как температура, цветность, прозрачность, осадок, запах и жесткость. Наблюдения должны быть регулярными в течении одного года, интервал наблюдения  2-недели, день наблюдения суббота. Результаты длительного наблюдения за водой родника будут представлены в виде таблицы:

 

    Дата наблюдения

t C  воздуха

 

 

 

t C  воды

Цветность

Мутность

Прозрачность

        (см)

Количество

       (мм)

    Качество

    Количество

   Качество

       (баллы)

Радиоактивность

         (мк/р)

 

Жесткость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методы проведения длительных наблюдений за водой

1. Определение температуры воды.

Оборудование: водный термометр.

Ход работы: опустить водный термометр в воду, только что взятую из родника, на две минуты. Не вынимая термометра, определить температуру воды.

Оценка результатов.

 

2. Исследование цветности воды.

Оборудование: стеклянная пробирка.

Ход работы: в прозрачную стеклянную пробирку налить исследуемую воду. Рассмотреть ее на свету, определить цвет.

Оценка результатов: для описания цвета воды используют обычные его названия: прозрачный, желтый, светло желтый, зеленоватый, бурый и т. д.

 

3. Исследование мутности.

Оборудование: стеклянная пробирка.

Ход работы: взболтать воду и налить ее в пробирку, чтобы высота воды была равна  10 см. Рассмотреть воду на свету, определить уровень мутности.

Оценка результатов: мутность воды может быть слабая, заметная, сильная.

 

4. Определение прозрачности воды.

Оборудование: градуированный цилиндр плоским дном; газета.

Ход работы: на газету поставить градуированный цилиндр с плоским дном и постепенно наливать исследуемую воду, следя за четкостью различения шрифта до тех пор, пока буквы станут плохо различаться. Высота водяного столба в сантиметрах, сквозь который текст можно прочитать, считается значением прозрачности воды. Вода по прозрачности бывает прозрачная, малопрозрачная, непрозрачная. Так, прозрачность питьевой воды должна быть не меньше 30 см.

Оценка результатов.

 

5. Исследование осадка воды.

Оборудование: стеклянная пробирка.

Оценка результатов: осадок воды характеризуется: количественно - по толщине слоя по отношению к объему пробы воды: ничтожный, незначительный, заметный, большой; качественно – по составу: аморфный, кристаллический, хлопьевидный, илистый, песчаный.

 

6. Определение запаха воды.

Оборудование: коническая колба с пробкой (желательно стеклянная).

Ход работы: в коническую колбу с пробкой налить исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхнуть в закрытом состоянии. Открыть колбу и отметить характер и интенсивность запаха.

Оценка результатов.

а)

Естественного

происхождения

Искусственного

происхождения

Развитие и отмирание водных растений, водорослей (запах герани, рыбный, огуречный и другие).

Загрязнение воды промышленными фекально-хозяйственными сточными водами (запах гнилостный, ароматический).

б)

Бал

Степень

Характер запаха

0

Нет запаха

Запах совсем не ощущается

1

Очень слабый

Запах обычно не замечается, обнаруживается опытным наблюдениям.

2

Слабый

Запах обнаруживается потребителем.

3

Заметный

Запах легко замечается, заставляет воздерживаться от питья

4

Очень сильный

Запах резко выраженный, вода не пригодна для питья.

7. Определение радиоактивности местности, прилегающей к роднику.

1 способ (летний вариант):

Оборудование: растения, находящиеся рядом с родником; увеличительное стекло.

Ход работы: осмотреть внешний вид растений. Очень увеличенные вегетативные органы растений, или их плоды, не соответствующие данному виду, или обожженные по краю листовые пластинки с выжженными пятнами свидетельствуют о значительном повышении уровня радиации.

2 способ (всесезонный):

Оборудование: счетчик Гейгера.

Ход работы: вынести прибор на открытую местность вблизи родника и снять показания счетчика.

Оценка результатов.

 

8. Определение жесткости воды.

Оборудование: лакмусовая бумага, таблица для определения жесткости воды по цвету лакмусовой бумажки.

Ход работы: опустить лакмусовую бумажку в родниковую воду. Определить цвет лакмусовой бумажки в воде.

Оценка результатов: сравнить цвет полученной лакмусовой бумажки с данными таблицы, определить жесткость воды.

 

2. Методика проведения краткосрочных наблюдений за водой.

Для разового, краткосрочного наблюдения за водой родника и состоянием окружающей его среды, были проведены такие опыты, как: определение содержания растворенного кислорода в пробе воды; исследование воды на содержание нитратов и нитритов; определение содержания ионов водорода в воде (рН – фактор воды); механический анализ почвы вблизи родника; исследование воздуха у родника на содержание твердых примесей; исследование загрязнения воздуха городским транспортом.

   Определение содержания ионов водорода в воде.

Оборудование и реактивы: пробы воды; универсальная индикаторная бумага; цветная шкала рН; рН- метр.

Ход работы: отобрать пробу воды из родника. Определить значение рН с помощью бумажных индикаторов.

Оценка результатов:

а) если концентрация ионов водорода Н+ и гидроксид-ионов ОН – в воде одинакова, ее рН=7, водная среда считается нейтральной;

б) если ионов Н+ больше, чем гидроксид – ионов, то рН<7, вода имеет кислотную реакцию;

в) если же концентрация гидроксид – ионов превышает концентрацию ионов Н+, то рН >7, такая вода обладает основной, или щелочной реакцией.

 

3. Механический состав почвы

Цель работы: исследовать и дать характеристику поверхностным  горизонтам почвы, определить тип почвы, исследовать ее гранулометрический состав, дать экологическую оценку.

Часть 1. Характеристика поверхностных горизонтов почвы

      Порядок выполнения работы:

1)      Выкопать шурф глубиной до 50см, шириной 30-40см и длиной 60-70см.

2)      Выявить в сделанном  шурфе почвенные горизонты и составить их описание по плану:

-ГЛУБИНУ (СМ)

-ОКРАСКА( С УКАЗАНИЕМ ЕЕ ОДНОРОДНОСТИ И ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ЦВЕТА)

-СЛОЖЕНИЕ:РЫХЛОЕ УПЛОТНЕНННОЕ ИЛИ ПЛОТНОЕ (ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ СЛОЖЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ВДАВИТЬ В ИССЛЕДУЕМЫЙ ГОРИЗОНТНОЖ)

-БИОТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ(ОПИСАТЬ ВСТРЕЧАННЫЕ КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ РАСТЕНИЙ И ПОЧВЕННУЮ ФАУНУ)

-НАЛИЧИЕ В ПОЧВЕ КАРБОНАТНЫХ ПОРОД ИЛИ ГОРИЗОНТА ВЫМЫВАНИЯ (ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ХАРАКТЕРУ ВСКИПАНИЕ ПОЧВЫ ПРИ ДЕЙСТВИИ НА 10% СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ)

-НОВООБРАЗОВАНИЯ (КРЕМНЕЗЕМНЫЕ, ЖЕЛЕЗИСТЫЕ, КАРБОНАТНЫЕ)

-НАЗВАНИЕ ГОРИЗОНТА

-СИМВОЛ ГОРИЗОНТА.

3) Определить тип почвы и принадлежность исследуемого района к определенному почвенному округу по почвенному округу по почвенной карте региона.

 

Часть 2.Определение гранулированного (механического) состава почвы

Порядок выполнения работы:

1)      Рассмотреть образец почвы  в сухом состоянии, растереть его пальцами, дать предварительное название механического состава почвы ( таблица 1).

2)      Образец сухой почвы растереть  в ступке  и увлажнить водой. Увлажненный образец  скатать в шарик диаметром   - см, шарик раскатать в шнур толщиной около мм, шнур свернуть в кольцо диаметром 2–3 см. По результатам наблюдений сделать повторное определение механического состава почвы ( таблица 2).

3)      Сопоставить результаты определения в сухом и в мокром образце, найти средний результат.

4)      Проследить изменения механического состава во всех горизонтах почвы.

5)      По результатам  определения механического состава почвы о ее экологическом состоянии (участии в трансформации поверхностных  вод в грунтовые; сорбционные свойства; способность передавать аккумулированную солнечную энергию и вещества атмосферы в недрах Земли; свойства почвы  как среды обитания живых организмов).

 

Таблица 1

 

Внешний вид образца

Ощущения при растирании

Название по механическому составу

1.Сыпучий материал,

не скрепленный в комочки

Почти исключительно песок

Песок

2.Слабые комочки, но

 есть сыпучий материал

Комочки легко раздавли-

ваются пальцами

Супесь

3.Вся почва в виде комочков

Комочки разрушаются руками

при небольшом усилии

Суглинок легкий

4.Почва структурная, некоторые комочки чуть угловаты

С трудом и не полностью

растираются пальцами

Суглинок средний

5.Структурные отдельности плотные, угловатые

Растирать в порошок в сухом состоянии можно с помощью ножа, но не пальцами

Суглинок тяжелый

6.Отдельности очень плотные, угловатые

С трудом растираются ножом до тонкого однородного порошка

Глина

 

 

Таблица 2

 

Скатывание шарика

Образование шнура

Деформация шнура

при скатывании

 в кольцо

Механический

состав

1.Шарик не скатывается

 

 

Песок

2.Образуется не прочный шарик

Небольшие фрагменты шнура

 

Супесь

3.Образуется шарик

Дает, но при раскатывании он дробится на отдельные кусочки

 

Суглинок легкий

4.Образуется шарик

Дает  сплошной шнур

Разламывается на части при сворачивании в кольцо

Суглинок средний

5.Образуется шарик

Гладкий шнур

Кольцо с трещинами на внешней поверхности

Суглинок тяжелый

6.Образуется шарик

Гладкий шнур

Кольцо без трещин

Глина

 

Результаты работы оформляются  и заносятся в таблицу 3 и делаются выводы по типу почвы около родника.

Таблица 3

 

Глубина, см

Окраска

Сложение

Характер вскипания (наличие карбонатных пород)

pH/

Кислотность

Новообра

зование

Название горизонта

5-6 см

 

 

 

 

 

 

7см

 

 

 

 

 

 

13-14см

 

 

 

 

 

 

Свыше 16см

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Исследование снега на общую химическую токсичность методом биотестирования на прилегающей к роднику территории.

  Оборудование: одинаковые по размеру семена одного урожая (семена огурца); чашка Петри; пробы снега; дистиллированная вода.

       Ход работы: взять пробу снега у родника примерно 20 г (две столовые ложки с горкой), принести снег в помещение и растопить его. Поместить по 10 семян в предварительно пастеризованные чашки Петри и налить на дно одной – талую воду, а на дно другой – воду дистиллированную (для контроля). В течение 10 дней ведём наблюдения за семенами и делаем записи в таблице, не давая семенам и проросткам высохнуть, добавляя в чашки по мере необходимости талую воду, полученную из снега, взятого около родника. По скорости роста и вегетативной мощности делаем вывод о степени общей токсичности снега в районе родника

    Оценка результатов: заполнение таблицы.

Дни

 

Число проросших семян

Скорость роста главного корня

       (см)

Сроки образования боковых корней

Суммарная длина всех корней (см)

талая

вода

дистиллированная

 

Талая вода

дистиллированная

талая

вода

дистиллированная

талая

вода

дистиллированная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Исследование воздуха у родника на содержание твёрдых примесей.

Оборудование: листья растений, взятых у родника; липкая лента (скотч); лист бумаги; микроскоп.

   Ход работы: собрать листья вблизи родника. Накрыть лицевую сторону листа липкой лентой, затем аккуратно снять её с листа и приклеить к листу белой бумаги. Далее визуально или с помощью микроскопа рассмотреть и подсчитать твёрдые частицы и классифицировать их по величине.

   Оценка результатов: подсчитать частицы размером более 1 мм и менее 1 мм, а также общее число частиц.

 

 

 

 

Благоустройство родника

Четвертая группа учащихся занимается чертежом родника и прилегающей территории, делают макет сруба, который будет установлен над родником и разработкой компьютерного моделирования родника с учетом его благоустройства.

Программа действий:

а) экологическое исследование территории родника (почвы, воздуха, воды и снега около родника).

б) составление плана благоустройство родника

Реализация плана действий по благоустройству родника:

 

а) экологическое исследование воздуха, снега в зимнее время.

б) экологическое исследование воды, воздуха, почвы с марта по июль.

в) привлечение спонсоров – письменное обращение к администрации села, работникам ТОСа и руководителям с/х предприятий.

Практические действия:

а) сбор материала для обустройства родника ( рабочего инвентаря, деревянного бруса)

б) привлечение для очистки родника волонтеров и работников ТОСа( исток родника очищают от заболоченности, ила, водорослей, мусора).

в) очистка прилегающей территории от мусора, веток и прошлогодней травы.

г) установка деревянного сруба над родником

д) высадка саженца ивы плакучей и установка скамейки для отдыха

е) благоустройство спуска к роднику (выложить спуск в виде ступеней из камня)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для учащихся.

  1. Ф.И.О, школа, класс, возраст

________________________________

  1. Как часто вы посещаете родник?

а) каждый день

б) 1 раз в неделю

в) не посещаю

г) ____________

       3.  Почему вы посещаете родник?

            а) Считаю его воду чище водопроводной

            б) Хожу с друзьями за компанию

в) Заставляют родители

г) ______________

       4.  Как вы оцениваете качество воды в роднике?

а) Удовлетворительное в течении всего года

б) Неудовлетворительное в течении года

в) В разные сезоны года

г) _______________

       5.  Кипятите ли вы родниковую воду дома?

            а) да

            б) нет

            в) иногда

            г) _______

       6.  Как вы оцениваете отношение районных властей к роднику?

            а) Районные власти постоянно заботятся о состоянии родника

            б) Забота властей носит разовый характер

            в) районные власти безразличны к состоянию родника

            г) _______________

       7.  Как вы оцениваете отношение местного населения к роднику?

            а) местное население благоустраивает родник и прилегающую террироторию    своими силами

            б) местное население родник не благоустраивает, но соблюдает вокруг него чистоту и порядок

            в) местное население безразлично к состоянию родника

            г) _________________

       8.  Каково ваше отношение к роднику?

            а) участвую в благоустройстве родника, пресекаю попытки загрязнению прилегающей территории

            б) в благоустройстве родника участие не принимаю, но сам не нарушаю его экологического равновесия

            в) я не обязан следить за родником, и могу около него делать всё, что хочу

            г) _______________________

       9.  Как вы оцениваете современное экологическое состояние прилегающей к роднику территории

            а) в течение всего года наблюдается чистота и порядок

            б) после зимы наблюдается большая засоренность прилегающей территории

            в) в течение всего года прилегающая к роднику территория захламлена бытовыми отходами

            г) _________________________

     10.  Как вы думаете, что произойдёт с родником в будущем?

            а) родник будет одним из красивейших уголков с. Семеновна благодаря усилиям школьников и местных властей

            б) дорожка к роднику зарастёт бурьяном, поскольку его вода станет непригодной для питья

            в) никаких изменений в ближайшее время не привидится, так как люди в современном обществе не привыкли заботится об общем благе

            г) __________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Социологический опрос

  1. Ф.И.О. адрес, улица, возраст.

___________________________________

 

      2.   Часто ли вы посещаете родник?

             ___________________________________

       3.   Что Вы знаете о происхождении этого родника?

 ___________________________________

 

4.      Как Вы оцениваете качество воды в роднике в разные сезоны года?

___________________________________

___________________________________

5.      Что Вы думаете о современном состоянии родника?

___________________________________

 

        6.   Каким вы его помните в прошлом?

  ___________________________________

 

        7.   Каким вы его видите в будущем?

               ___________________________________

 

8.      Ваши предложения по благоустройству родника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательский проект "Наш Родник""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Актуальность выбранной проблемы Значение воды в природе. Академик А.П. Карпинский писал, что вода-это не просто минеральное сырьё, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода-это действенный проводник культуры, это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было. «Где вода, там и жизнь», «Земля умирает, если ушла вода» - эти восточные пословицы известны каждому. Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при её участии. Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу воды морей и океанов. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Две трети массы тела взрослого человека составляет вода, а у новорожденных ещё больше — до ¾. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг — около 80% и даже в костях — 15-20%. Есть живые организмы, содержащие ещё большее количество воды, например, картофель — 77%, огурцы — 99%, медузы — 99%. В воде содержатся неисчерпаемые запасы пищи и минерального сырья. Реки, моря и океаны — это не только пути сообщения, но и источники энергии. Они определяют состояние погоды, климат на всём земном шаре. Водой покрыто 71% поверхности нашей планеты, но, несмотря на это, воды во многих частях мира не хватает. Не случайно на поиски пресной воды тратится гораздо больше усилий и труда, чем на поиски золота и нефти.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 772 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.11.2020 141
    • DOCX 159.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Николаева Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Николаева Елена Владимировна
    Николаева Елена Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79072
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 400 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе