Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИсследовательский проект на тему "Состояние современной русской устной и письменной речи"

исследовательский проект на тему "Состояние современной русской устной и письменной речи"

Скачать материал

Исследовательский проект.


Тема:
Состояние современного русского языка.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ  СОШ№20 х. Пролетарского,

Майкопского района

Беленченко Виктория Викторовна.

 

 

2013г.

Актуальность темы.

Проблема правильности русского языка становится очень серьёзной. Пришло время заняться исследованием состояния современной русской устной и письменной речи, необходимо следить, чтобы наш язык соответствовал литературным нормам.

Гипотеза: современный русский язык перестает быть правильным.

Предмет исследования: русский язык как явление современной жизни.

Объект исследования: язык СМИ, политиков, актёров и рекламы.

Цели:

1.      Активизация поисковой и учебно - исследовательской деятельности.

2.      Формирование интереса к русскому языку, воспитание патриотических и нравственных качеств.

3.      Закрепление общепринятых исследовательских методик.

4.      Пропаганда научно – исследовательской деятельности в школе.

 

Задачи:

1.      Закрепить навыки редактирования: умение видеть ошибку, классифицировать её и исправлять.

 

2.      Систематизировать полученные знания.

 

3.      Понять причины появления большого количества речевых и грамматических ошибок в СМИ, выступлениях политиков и актёров, рекламе.

 

Методы и приёмы исследования:

1.      Изучение научно – популярной литературы.

2.      Анализ языка СМИ.

3.      Анализ современной русской речи политиков, телеведущих.

4.      Классификация выявленных ошибок.

План работы:

        I.            Вводная часть.

Теоретическая часть ( а)язык СМИ и публичных людей, б)язык рекламы).

      II.            Исследовательская часть ( а)выявление, б)классификация и в)исправление ошибок).

    III.            Заключение.

    IV.            Список литературы.

 

Вводная часть.

 Русский язык продолжает оставаться одним из языков европейского и мирового значения. Он один из официальных языков ООН и ЮНЕСКО.

Переход к рыночной экономике, демократические преобразования в обществе, вхождение в мировое сообщество повлияли на языковой вкус носителей языка. С расширением прав и свобод граждан изменились многие нормы и ценностные ориентации, утвердившиеся в советские годы. Безусловно, часть жаргонной и просторечной лексики отвечает этим условиям. В общении людей языковой вкус и мода допускают, а часто и поощряют фамильярность, дерзость, характерные для жаргона и просторечия. Особенно ярко это видно в речи молодежи. Широкое использование в прессе жаргонной, просторечной и обесцененной лексики объясняется тем, что в современном обществе нелитературные группы, «люди без глубоких и чистых корней образуют замкнутую псевдо элиту, достаточно богатую и властную, чтобы небезуспешно, несмотря на широкое противодействие здравой части общества, распространять свои корпоративные вкусы».

Под действием указанных причин в язык публицистики активно проникают слова из ряда социумов (самые употребительные указаны на карточках)

В начале 90-х годов резко возросла популярность телерекламы. Хлесткие, иногда остроумные и афористические, но чаще вульгарные, а порой безграмотные тексты, дополняемые популистскими зрительными образами, одних раздражают, а другим нравятся. Рекламные тексты и имена персонажей входят в речь наших современников, в язык газет (напр., выражение «сладкая парочка» полюбилась журналистам).

 

Теоретическая часть.

 

Современный русский язык в средствах массовой информации (СМИ)

 

Присутствие "чужого слова" в СМИ придает резкую экспрессивность современному дискурсу, создает двуплановость или многоплановость восприятия, усиливает оценочность (обычно отрицательную - выражает иронию, шутку, сарказм и т. п.), приглашает адресата к активному восприятию речи, взаимодействию с автором. Цитаты, сниженные элементы, приходящие в литературный язык из периферийных сфер речи, обусловливают такую особенность структуры современного публицистического текста, которую можно назвать словом мозаичность (или интертекстуальность).

Если сын говорит матери: "Не наезжай на меня", используя жаргонизм, или лингвист говорит о каком-либо симпозиуме: "Это была большая лингвистическая тусовка", то это - шутка, образность, но никак не включение говорящего в воровской мир. Некоторые слова общего жаргона использовали высочайшие авторитеты русской культуры - такие люди, как академик Д. С. Лихачев или писатель А. Солженицын в своей даже публичной речи (на халяву, тусовка).

Приведу еще один пример, который поразил даже меня, привыкшую к употреблению слов общего жаргона. Серьезная книга - руководство для пользователей персональным компьютером - озаглавлена «ПК для "чайников"». Чайник — слово жаргонное. Это не 'сосуд для приготовления чая', а шутливое название человека – «непрофессионал», помещенное в название книги, это слово привлекает читателя, ср. обычное скучное трафаретное название типа «Руководство для пользователей-непрофессионалов». «Комсомольская правда» напечатала (11.04.95 г.) под рубрикой «Уроки изящной   словесности»   (без   кавычек!!!)   статью   И. Климова   «Препод   и студенты базарят на одном языке» с подзаголовком «Без словаря доцента Максимова отцы и дети никогда не поняли бы друг друга».

Реклама на очередной словарь молодежного жаргона начинается так: «Добираться до Магнитогорска на поезде офигенно долго. Значительно клевее сходить на мухе. Да и бабок платить почти одинаково... Байконур встретил меня туманом — самолет некоторое время стремился идти на посадку. Дальше, правда, все было нормален. Пединститут отыскался сразу же. Оставалось только порюхаться преподу Максимову Борису Борисовичу (студенты чаще именуют его Быр-Быром)...»

Вульгаризмами пренебрегают и государственные мужи. Оригинальным оправданием вульгаризации языка служит мысль, высказанная одним общественным деятелем:

«Для оценки положения в стране нет слов! Остались одни выражения!

Не менее яркой чертой сегодняшнего языкового развития считается засорение речи заимствованиями. В научной, публицистической литературе современный русский язык называют интеррусским языком, германо-романо-русским, англо-русским сленгом, а то кратко - русангл. «Иностранизация» русского языка вызывает обеспокоенность (спонсор, шоу, паблисити (реклама), дисплей (экран), сэндвич (бутерброд), хит (шлягер)).

 

Считала и считаю, что телеведущий, как, впрочем, и диктор на радио, журналист, выходящий в эфир, наряду со школьным учителем, актером театра, киноартистом должны быть, прежде всего, хранителями и борцами за чистоту русского языка. Надо помнить уроки истории о том, что деградация нации начинается с деградации языка.

Многие аспекты состояния и проблем развития современного русского литературного языка достаточно ясны и понятны. Однако суета вокруг принятия закона о государственном языке в ГД Российской Федерации, серия ток-шоу, организованных все теми же опостылевшими и уже органически отторгаемыми Шустерами, Познерами и прочими, «элитарными тусовщиками», публичные рассуждения таких «энциклопедистов», как Жириновский, Федулов, Новодворская, утверждения бывшего министра культуры России В. Швыдкого, что «русского языка нет без мата», «воспитывать вредно», и «искусство погибло», наконец «отлуп», данный верхней палатой и без того общипанному проекту упомянутого закона, заставляют еще раз обратится к теме разговора.

Вслушайтесь в речь, манеру общения дикторов СМИ, ведущих, журналистов, корреспондентов, приглашенных и интервьюируемых, признанных своей профессией прежде всего не захламлять и без того «замусоренный» «великий» и «могучий». Вдумайтесь в полную бессмысленность речевых оборотов со словом «вопрос»: «... эти вопросы мы обязательно порешаем...», «этот вопрос мы забыли, но непременно вернемся к нему и застолбим...», «еще много можно сделать в поднятом вопросе...», «... вопрос вопросов -задача вступления в ВТО...».

Непонятное произошло с употреблением сочетания предлога и местоимения «о том» в сложных синтаксических конструкциях. Сплошь и рядом режут слух вот такие вот перлы:

«Сейчас мы выяснили о том, куда пойдут выпускники после школы…», «Сегодня   мы   озабочены   о   том,       что   будет   после   нового   этапа приватизации...»,

«Все больше он говорит о том, что положительно в плане реформы...». А вот еще один живучий штамп: «И его портрет остался где-то на заднике...»,

«Вот и получается дефицит бюджета где-то в районе 100 триллионов рублей...».

Примеры, к сожалению, можно продолжать бесконечно. Уверена, что внимательные радиослушатели и телезрители, читатели не раз встречались с подобными речевыми «красотами», которые являются не чем иным, как примерами засорения русского языка, иногда на уровне полной бессмыслицы. Действительно, возможно ли «решать», «подталкивать» вопросы. Очевидно, вопрос можно «поставить», вопрос может «возникнуть» и т.п. Если что-то происходит в марте, апреле, то вполне очевидно, что «месяц» здесь просто лишнее слово. А что говорить о повседневном языке общения.

Вот пример дикторского произношения, иллюстрирующее вышесказанное: «новости сегодняшнего утра».

Когда    же    симпатичная    девушка-    диктор    произносит    «ба’ловаться»,

«красиве’е»,   «прецйндент»,   «борятся»,   «чек» (вместо человек),   «ездим»,

 «валасипед»,   «зажаренный шашлык»,   «выпимши»,   то,   согласитесь, даже

внешняя привлекательность ее как-то меркнет.

Пределы газетной статьи не позволяют показать драматическую картину тоталитарного уничтожения глубинной сути русского языка. И все же. Взяла в руки сегодня современные сканворды - и вновь ощущение продуманной, системной работы по отношению к великой языковой культуре.

Вот синонимический ряд из нескольких на первый взгляд сборников безобидной массовой забавы: обыск - шмон, простак - лох, нега - кайф, туалет - парша, наряд - прикид, конфликт - наезд, еда - жратва и т.д. и т.п.

Однако послушаем дальше речи наших телезвезд. Притчей во языцей стало неумение многих из них склонять имена числительные. Чего стоит дата 2000 и последующие годы при изменении их по падежам. Одни говорят: «к двух тысяча десятому году», другие - «к два тысяча десятому году», четвертые - «к двутысячам десятому году». Послушайте радио, посмотрите телепередачи, и вы легко продолжите этот ряд нелепиц, а лучше заглянув в школьный учебник или специальный словарь, произнесите правильно: «к две тысячи десятомугоду», ибо в

порядковых числительных при склонении изменяется лишь последнее слово. Тем печальнее вся эта безграмотность, когда диктор, щеголяя своей мнимой эрудированностью, где надо и чаще где не надо «лепит» модное словечко «миллениум». Вот и получается то самое смешение французского с нижегородским, о котором писал еще В.И. Ленин.

Таким же непреодолимым препятствием, как и в случае с числительными, для многих вещающих стало склонение имен в сочетании с отчествами. Вот небольшой набор услышанного из эфира: «... мы обратились к Анне Васильевной со следующим вопросом...», «... от Марии Степановной школьники узнали...», «... к Анне Дмитриевной подошли дети» и т.п. А уж дательному падежу особенно повезло: «согласно решения...», «... согласно графика...» - это уже как-то привычно и обыденно на каналах радио и телевидения.

Не могу удержаться еще от нескольких примеров теперь уже из краевого

«репертуара» на радио и телевидении. Одна из местных журналисток,

услышав звон, но, не зная, что обозначает он, информирует радиослушателей,

что «юная спортсменка победила в таком сложном виде конного спорта, как

конкур». Другая радует таким пассажем: «и клумбы прекрасно вписались в городской экстерьер». Экстерьер -внешние  формы телосложения животного». Так что речь здесь идет не о механической оговорки диктора, а о профессиональной безграмотности.

А вот образчик спортивного комментатора: «... и от передней ноги форварда мяч вспорол сетку в левой паутине ворот», «... и киперу пришлось выуживать пятнистого из сетки ворот...». Вот московская журналистика, по-моему, пошла еще дальше, иллюстрируя неуважительное отношение к своей профессии, слушателям, к «великому и могучему». Рассказывая о том, как

мэр Ю. Лужков, озабоченный плохим состоянием племенного стада рогатого скота в одном из хозяйств, обеспечивающих Москву мясом, и принимающий меры по выходу из этого трудного положения, в конце информации заключают: «Скрестив, таким образом, отечественных и американских быков мы наконец получим русского - язычных производителей».

По НТВ шла всем знакомая и полезная передача «Впрок». Ведущая, рассказывая о том, как правильно ухаживать и беречь обувь, какие средства при этом использовать,  4 раза подряд произносит словосочетание «обувная косметика».

Смотрю в словарь. Там написано: косметика - 1) учение о средствах и методах улучшения внешности человека, 2) средства и способы ухода за кожей, применяемые с целью улучшения внешности человека, 3) вещества, применяемые для придания свежести и красоты лицу и телу.

Как видим, не идет здесь речи ни о сапогах, ни о галошах, ни о сандалиях. Об одном здесь должна идти речь – профессиональном и о беспардонном отношении к великому национальному достоянию - родному языку.

 

Мысль, которая в свою очередь заставляет пристально всмотреться в феномен слова, вернее, феномен и загадку силы слова, попытаться понять идейно-политическую, идеологическую, социальную значимость, динамичность и оперативность слова отражать суть происходящих событий, тех или иных общественно-государственных явлений. Здесь действительно есть, о чем задуматься.

Милое слово «путана», еще милее звучат «ночные бабочки», «мотыльки» и прочее. А ведь русские люди, воспитанные даже не на «Моральном кодексе коммунизма», а на «Домострое», «Юности честном зерцале», на православной этике, «величали» проституток не иначе как шлюха, распутница, а иногда более радикально и определенно. Но вот результат «новояза»: школьница пишет в сочинении, что после окончания учебы она мечтает стать валютной проституткой.

Очень редко встречаются слова: «русский человек», «русская национальная школа», «русский народ». И это притом, что именно русских в России более 80 %. А вот заменители этих слов («русскоязычные», «русскоговорящие», «россияне») уже буквально режут слух и слепят глаза. Не знаю, как кто, а я лично, даже будучи не русской по национальности, все эти заменители - новоязы воспринимаю как оскорбление. Впрочем, оскорбительны вновь появившиеся «нацмены» и «лица кавказской национальности». К сожалению, все эти новоязовские явления становятся привычными и обыденными, и люди, скажем, русской или чеченской национальности, как оскорбление подобную терминологию подчас не воспринимают.

Спросите сегодня на улице любого прохожего, как, впрочем, и в солидной аудитории, что такое «реструктуризация»? Это еще одно «замечательное» новоязовское явление. Употребляемое сегодня в СМИ на дню десятки раз, оно ровным счетом ничего ни уму, ни сердцу обывателя не говорит, да и с первого раза его не каждый ученый произносит правильно. А ведь оно, это словечко, обозначает не что иное, как передел собственности, ту самую приватизацию, которая навязла в зубах всех и вся. Когда сегодня произносятся такие словосочетания, как «реструктуризация МПС, Газпрома», «реструктуризация внешнего долга» и т.д. и т.п., имейте в виду, что речь идет об очередном переделе собственности. Весь вопрос в том, что сегодня является предметом передела, предметом купли-продажи, ими стали естественные монополии, ископаемые богатства, земля, недвижимость, деньги, политические, идеологические «товары», честь, совесть, порядочность - Однако это тема отдельного разговора.

Сегодня одним из кардинальных средств управления сознанием масс является религиозный вопрос. Однако смысл, который вкладывается в такие слова-понятия, как «религиозность», «православие», «творец», «разум», «вера», «религиозное мировоззрение», «толерантность», «духовность», «благочестие», толкование отдельных догм, священных заповедей, притч и легенд, вызывает часто, мягко выражаясь, недоумение. К примеру, в одной из федеральных программ по проблемам воспитания заявлено, что в современной России сильно изменилась религиозная ситуация и что в связи с этим до 60-70 % юношей и девушек 14-16 лет стали верующими. Авторам этой статистики невдомек, что повысившаяся в десятки, сотни раз преступность, наркомания, алкоголизм, табакокурение среди тех же юношей и девушек делают вышеприведенную статистику бредовой и абсурдной.

Но вот уже в местной газете читаю заголовок: «Мы даем элитарное образование». Всегда знала, что было и есть сегодня народное образование, высшее, профессиональное, наконец, дошкольное и дополнительное. Но вот элитарное! Если ко всем приведенным примерам добавить целую кучу абсолютно непонятных и бесполезных рядовому гражданину новых слов (экстремизм, миллениум, ГКО, холдинг, транш, депозит, лизинг, хит, риелтор, брифинг и т.д. и т.п.), то становится   страшно   от  того, насколько   сегодня   замусорено   массовое сознание населения нашей страны.

Однажды на телеканале «Культура» состоялся диспут под названием «Журналистам не нужен русский язык». Ведущим был,  легко можно догадаться, очень русский «революционный» культурист Швыдкой. Среди спорщиков - Гутта Лоран, Буратаева, Андрей Васильев из «Коммерсанта». Странно было лишь отсутствие дежурных русофобов Познера, Шустера, Новодворской, Хакамады, Коха и Жириновского. Говорили о чем угодно, как всегда, не определив точно, ясно и недвусмысленно тему словоблудия. Закоперщика тянуло в политику, в какие- то советские идеалы из «Правды», артист (не запомнила фамилию) утверждал, что театр не должен быть ни хранителем чистоты языка, ни играть какой либо образовательной роли. Буратаева, взявшись за защиту русского языка, ухитрилась в 2-х минутном выступлении допустить 5-6 грубых речевых ошибок, что заметил даже исполняющий роль нигилиста Васильев. Еще один участник говорил о том, что знание норм русского языка вообще не должно входить в критерии отбора журналистов. В итоге Швыдкой встал на сторону Васильева, который отстаивал ту точку зрения, что современный журналист должен быть, прежде всего, понятым, а это в свою очередь может быть достигнуто только на основе использования современного новояза в его публикациях.

В качестве иллюстрации был показан ролик, где какой- то сумасшедший, то ли студент, то ли старшеклассник, продемонстрировал речевой поток ,состоящий из  «фишек», «приколов».

Однажды, журналист, повествуя о выставке на телевидении, делает, подводя итоги, неожиданный вывод: «Оказывается, Россия в благодатные для нее времена не только говорила, но и жила по-французски» Надо ли комментировать? По-моему, и так все ясно: когда-то жили по-татарски, потом - по-немецки, затем - по-французски, сейчас – по-американски... А завтра? Будем ли когда-нибудь жить по-русски?

 

Практическая работа

 

1)        В газете «Вечер Елабуги» была напечатана статья под названием «Экспресс-диета» (3 января, 2007 г. №1). Значение слова экспресс-диета мало кому известно. Слово экспресс – поезд, пароход, автобус и т. д., идущий с повышенной скоростью и остановками только на крупных станциях. Диета обозначает определенный режим питания. Смысл статьи заключается в быстром похудании. 

2)        Статья под заголовком «Толерантность и ксенофобия в молодежной среде» появилась на страницах газеты «Новая Кама». В статье говорилось о семинаре в Казани, в котором участвуют представители Елабуги из ЕГПУ и «Молодежного единства» (21 июня, 2005 г., стр. 1). Толерантность – с франц. терпимый, снисходительный. С лат. Tolerans – держать, носить, выдерживать, поддерживать. Ксенофобия: 1-навязчивый страх, боязнь незнакомых лиц; 2-враждебное, неприязненное отношение ко всему иностранному, незнакомому, чужому.

3)        Некоторые слова и выражения в русском языке несут особую экспрессивную окраску: они звучат шутливо, что позволяет журналистам использовать их в ироничном контексте: «Маша долго не могла привыкнуть к своему бой-френду»; «…Где нынешнему студенту взять грены, если он будет аккуратно посещать лекции?..» Журналисты вправе использовать как средство юмора и окказионализмы, образованные по модели модных заимствований; нельзя, например, отказать в остроумии автору корреспонденции о празднике 8 марта, опубликованной под заголовком «Бизнесмены поздравили бизнесвуменов» (англ., «вумен» - женщина).

4)        В местной  печати  очень часто можно встретить заголовки статей с заимствованными словами. В «Вечер Елабуги» я сталкивалась с такими названиями: «Шерше ля фам» (11 мая, 2005 г.), «Супер стар» (1 июня, 2005 г.), «…Лямур, тужур, бонжур…» «Мародеры вышли на жатву» (9 ноября, 2005 г.). Мародер – человек, грабящий убитых и раненых на поле сражения; человек, грабящий население во время военных действий, катастроф и др. бедствий. Это говорит о том, что журналисты, с целью привлечь к себе читателя, используют подобные приемы.

5)        15ого апреля 2008 г. в ночных новостях телеканала «Звезда» журналист произнес: «…Классная выставка…» и далее употребил «к  9ому маю…»

 

Язык рекламы.

 

 Рекламу можно определить как оповещение людей всевозможными способами для создания широкой известности чему-либо или кому-либо, информацию о примечательных событиях экономической, культурной, политической жизни с целью вызвать активное участие в них людей.

 Существует множество мнений об явлении рекламы. Каждый рассматривает ее по—своему: кто-то оценивает с точки зрения качественного продукта, кто-то как передачу информации. В этом докладе она рассматривается в свете искусства, искусства слова. Реклама является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы видим ее всюду: по телевизору, на рекламных щитах, в подъездах, слышим по радио. Все обращают внимание на качественную, сделанную со вкусом, с юмором рекламу, но в то же время обращает на себя внимание реклама грубая, неэтичная, порой безграмотная.

 В наше время совершенно не существует такое понятие, как этика рекламных обращений. Редакции газет предусмотрительно указывают внизу рекламных статей: «редакция ответственности за содержание рекламных обращений не несет». А это значит - газета может опубликовать все. У российской общественности уже вошло в привычку ругать отечественную рекламу, и надо признать, она это действительно заслужила. Ругают и за форму, и за содержание, и за то, что рекламируют не то, не для тех и не так, и за плохой язык. При составлении рекламного текста необходимо учитывать многие моменты, в том числе неисчерпаемость возможностей нашего языка, оптимальную композиционную структуру, психологию воздействия на потребителя. В наше время на это не всегда обращают внимание составители текстов рекламы. «Реклама — важнейшая проблема нашего времени. Реклама — это бог современной торговли и промышленности. Вне рекламы нет спасения. Однако реклама - это искусство весьма нелегкое, требующее большого такта». На тему рекламы и объявлений в современных СМИ существует очень много разработок. Эта проблема очень ярко освещена во многих изданиях. В этой области работали известные специалисты З. Фрейд, Р. Якобсон, Д. Лотман, З. Шеннон.

Следует грамотно писать текст, в современных рекламах и объявлениях это главная проблема. Не правильно происходит членение предложения, нельзя разделить подлежащее и сказуемое, поскольку их связь очень сильна. Например, «продаю коляску для новорожденного синего цвета». Здесь нарушен порядок слов, поэтому возникает двусмысленность.

Исследовательская часть.

1.      Анализ орфографических ошибок. Эти ошибки свидетельствуют об элементарном незнании орфографических правил.

 

Неправильный вариант

Источник

Правильный вариант

кафЭ

Сальск

Кафе

Продаётся кафе в близи села Березовка

Объявление на канале Сальск-Телеком

Продаётся кафе вблизи села Березовка

Не пропустите! Распродажа от «Зимней сказкЕ!» Шубы: норка, нитруя, йинот

Рекламная листовка

Не пропустите! Распродажа от «Зимней сказки»! Шубы: норка, нутрия, енот

ВАпросов больше, чем ответАв

Рекламный проспект

Вопросов больше, чем ответов

париХмахер

Визитная карточка салона красоты

Парикмахер

Майкопское агенство недвижимости

Объявление в газете «Афиша»

Майкопское агентство недвижимости

деформирующЕй остеохандроз

 Газета «Аптека Еламеда»

Деформирующий остеохондроз

 

В лагерь «Лесная сказка» требуются физ-рук. плаврук.

Объявление на канале РЕН-ТВ

В лагерь «Лесная сказка» требуются преподаватели физической культуры и плавания

Продаётся квартира, 2 этаж пяти этажного дома

Уличное объявление

 Продаётся квартира на втором этаже пятиэтажного дома

 

 

2.      Анализ пунктуационных ошибок. Пунктуационные ошибки свидетельствуют о неумении анализировать строение предложения, о незнании конкретных правил постановки знаков препинания. Недопустимо небрежное отношение к языку.

 

Неправильный вариант

Источник

Классификация ошибки

Правильный вариант

Звоните и я приду

 Уличное объявление о предоставлении услуг по ремонту бытовой техники

Отсутствие запятой в ССП

Звоните, и я приду

С днем рождения – родной Сальск!

Баннер, г. Сальск

Неправильное обособление обращения

С днём рождения, родное Сасово!

Машина -  не игрушка.

Баннер, г. Рязань

При наличии частицы НЕ тире между подлежащим и сказуемым не ставится

 

 Машина не игрушка

В то время, англичане имели только две главные трапезы – завтрак и длинный массивный ужин вечером.

Упаковка чая

Обстоятельство времени В ТО ВРЕМЯ не обособляется

В то время англичане имели только две главные трапезы – завтрак и длинный массивный ужин вечером.

Прошу откликнуться женщину проживавшую в Ханской

Объявление в газете «Афиша»

Отсутствие запятой при причастном обороте

Прошу откликнуться женщину, проживавшую в Ханской

Ваше право требовать качество

 Сопроводительный текст на упаковке косметического средства

Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым

Ваше право – требовать качество

Извините магазин сегодня не работает

Объявление на торговой палатке «Ледяной домик»

Отсутствие знака препинания в сложном предложении

 

 

 

Извините, магазин сегодня не работает

За нарушение данного пункта будут применяться, штрафные санкции

Объявление одного из учреждений

Неправомерная постановка запятой

За нарушение данного пункта будут применяться штрафные санкции

 

Вывод: неумение ставить знаки препинания затрудняет чтение, искажает смысл написанного и выдаёт в авторе человека небрежного, не уважающего окружающих людей и оскорбляющих их достоинство.

 

            3.Грамматические ошибки – наиболее трудные в определении. Но и такие ошибки  удалось обнаружить.

•          в списке риэлтерских  услуг я обнаружила объявление о сдаче внаём помещения «помещение просторное, очень тёплая». Но почему при существительном среднего рода употребляется прилагательное женского рода?

•          нормы управления нарушены в словосочетании «Произведено в Китай» (этикетка)

•          неправильно образована форма глагола повелительного наклонения в предложении «Едь в Москву» («Час пик»)

•          очень много ошибок при образовании степеней сравнения наречий и прилагательных («Сейчас процедуры стоят более дешевле», ТВЦ, «Уколы красоты», «Одно из самых обиднейших экспериментов», комментарий футбольного матча)

•          грамотный человек должен правильно выбирать предлог для существительного в определённом падеже («Доставка щебня с Понежукайского карьера», газетное объявление)

 

Вывод: грамматические ошибки не сразу распознаются. Далеко не каждый человек может их классифицировать. Но это никому не даёт право допускать грамматические ошибки в устной и письменной речи.

 

.           4.Речевые ошибки очень заметны в устной речи. К сожалению, многие публичные люди допускают их в своих высказываниях. Иногда это вызывает улыбку, но чаще – обиду и горечь.

•          радиоведущий говорит: «Вы так слабо оделись». К сожалению, стиль современных радиопрограмм всё больше тяготеет к разговорному;

•          А вот объявление, наверное, какого-то олигарха, которому просто необходимо» снять квартиру в микрорайоне с мебелью». А как же иначе! Надо поддерживать имидж.

•          я люблю футбол. С удовольствием смотрю футбольные матчи, а с недавних пор ещё и внимательно слушаю комментаторов. Один из них произнёс: «Неудобно Жиркову бить с правой, не его нога». Да, трудно играть в футбол с чужой ногой. Бедный Жирков!

•          Мы всё время говорим, что надо заботиться о ветеранах. Наконец-то свершилось! «Инвалиды отечественной войны и ветераны Великой Отечественной войны обслуживаются вне очереди» в аптеке при центральной районной больнице. Автор этого объявления забыл или не знал, что отечественная война была в 1812 году. Вот и вспомнили про инвалидов!

•          один из участников программы «Жди меня» поделился радостью: «Супруга взяла из детдома девочку, и мы её усыновили». Кто же всё-таки воспитывается в этой семье: сын или дочь?

•          участвуя в конкурсе Евровидения, Дима Билан извлёк множество уроков;

•          а участники «Ледникового периода» советуют быть «самими сабими»;

•          интересное объявление: «Желающие в покупке молоко, обращайтесь в администрацию с.Березовка». Впору к переводчику обращаться за помощью.

•          во время праздничных мероприятий в честь Дня Победы я с удивление услышала, что, оказывается, мы живём в «мирное небо».

 

Вывод:   Всё-таки хочется надеяться, что речевые ошибки станут исключением, редким случаем в языке.

 

 

 

 

Заключение.

 

 

 Нуждается ли современный русский язык в защите? Нет, я думаю, что нуждается в коррекции своего языка подавляющее большинство российских граждан и людей, чья профессия связана с лингвистикой. Нуждается в значительно более высоком уровне культуры все общество. "Порча" языка, о которой так много пишут, затрагивает не систему языка, а языковую способность, умение говорить. Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных устных публичных текстов создает впечатление о росте количества ошибок. Впрочем, некоторые лингвисты полагают, что "корявость" речи выявляет "заложенные в языке тенденции развития".

Язык - система самоочищающаяся. Еще недавно повсюду говорили о "консенсусе", даже - о семейном. Где это слово? Прошло несколько лет, и оно умерло. В тоталитарные времена язык засушили, ему недоставало животворной влаги, теперь - перенасытили ею. Лишняя - уйдет.

Делая работу, я убедилась в следующем: раскрепощение, возможность свободно выражать свои мысли и чувства, игры с языком и при помощи языка - вот что характерно для русского языка нашего времени. Хотя, по-моему, часто в публицистике это выходит за рамки пределов.

Но в первую очередь мы, россияне, сами должны «познать и почувствовать» русский язык, ибо мы сами недостаточно его знаем, плохо им владеем, небрежно к нему относимся, а ведь мы и только мы несем ответственность за состояние родного языка, его дальнейшее развитие, обогащение, за его место в мире.

«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий… на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке»,- писал Лев Николаевич Толстой.

 

 

Список литературы:

 

 

1.         Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова

2.         Крысин Л. Изучение современного русского зыка

3.         Баранов М. Т. и др. «Русский язык»: Справ. Материалы: учебное пособие для учащихся, под редакцией Шанского – 5е изд., испр. – М.,

4.         "Русский язык и культура речи» под редакцией доктора филологических наук проф. Чернякова

5.         "Культура русского слова», А. В. Калинин (стр.59-69) 1.     Ананич М.И. Основы рекламной деятельности. Учебное пособие. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Новосибирск,2001.- 87с.

 

6. Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов. М.: Изд-во МГУ,1997.- 96с.

7.     Тимофеев М.И. Все о рекламе.М.:РИА-холдинг,1995.- 64с.

3. Орфографический словарь, 2004г.

4. Толковый словарь живого великорусского языка, В.И.Даль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательский проект на тему "Состояние современной русской устной и письменной речи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблема правильности русского языка становится очень серьёзной. Пришло время заняться исследованием состояния современной русской устной и письменной речи, необходимо следить, чтобы наш язык соответствовал литературным нормам.Гипотеза: современный русский язык перестает быть правильным.Предмет исследования: русский язык как явление современной жизни.Объект исследования: язык СМИ, политиков, актёров и рекламы.Цели:1. Активизация поисковой и учебно - исследовательской деятельности.2. Формирование интереса к русскому языку, воспитание патриотических и нравственных качеств.3. Закрепление общепринятых исследовательских методик.4. Пропаганда научно – исследовательской деятельности в школе. Задачи:1. Закрепить навыки редактирования: умение видеть ошибку, классифицировать её и исправлять. 2. Систематизировать полученные знания. 3. Понять причины появления большого количества речевых и грамматических ошибок в СМИ, выступлениях политиков и актёров, рекламе. Методы и приёмы исследования:1. Изучение научно – популярной литературы.2. Анализ языка СМИ.3. Анализ современной русской речи политиков, телеведущих.4. Классификация выявленных ошибок.План работы: I. Вводная часть.Теоретическая часть ( а)язык СМИ и публичных людей, б)язык рекламы). II. Исследовательская часть ( а)выявление, б)классификация и в)исправление ошибок). III. Заключение. IV. Список литературы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 375 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 6 класс VIII вид. ОВЗ.
  • Учебник: «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода
  • 01.10.2020
  • 700
  • 35
«Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1896
    • DOCX 54.1 кбайт
    • 29 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Беленченко Виктория Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16053
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе