Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №
4» города Вязники Владимирской области
Исследовательский проект
« Клязьма, реченька!»
Выполнила: ученица 2 «В» класса
МБОУ « СОШ №4»
Сусидко Анастасия
Руководитель: Григорьева Е.С.
2015 год
Оглавление
1. Введение
(обоснование темы)…………………………………...3
2. Цель
проекта………………………………………………………3
3. Поставленные
задачи…………………………………….............3
4. Методы
и средства исследования………………………………4
5. Ход
исследования:
·
Анализ состояния берегов реки
Клязьмы……………...4
·
Состояние воды (физический и химический
анализ)…5
·
Растительность реки………………………………………6
·
Животный мир реки Клязьмы…………………………...7
·
Опрос жителей……………………………………………..8
·
Причины загрязнения……………………………………..9
·
Вывод………………………………………………..............10
6. Список
использованной литературы………………………….11
Введение
Моя семья проживает неподалеку от
реки Клязьмы. Мы часто ходим гулять в прибрежную зону, устраиваем пикники на
природе. Как-то раз я задала моим родителям вопрос: «Почему летом мы не
купаемся в реке Клязьма?». Папа ответил, что река слишком грязная для купания и
это может быть опасно для здоровья. А мама вспомнила, что когда она была
маленькая, она купалась в этой реке и ничем не заболела. А папа сказал:
«Ухудшилось экологическое состояние!!!». Тогда я поинтересовалась, что это
такое – «экологическое состояние» и узнала, что это как бы «здоровье» окружающей
нас природы. И мне захотелось подробнее узнать, насколько здорова наша Клязьма?
Мне кажется, что это важно, потому что от экологического состояния этой реки
зависит здоровье всех жителей нашего города. И я взялась за исследование,
попросив помочь мне своих родителей и классного руководителя.
Мы выдвинули две гипотезы:
- Клязьма – «здорова» и в ней
купаться можно.
- Клязьма - «больна» и в ней
купаться нельзя.
Цель проекта:
ü Выяснить,
«здорова» ли наша Клязьма и можно ли в ней купаться?
Задачи:
ü Исследовать
состояние берегов реки Клязьма в нашем районе.
ü Исследовать
состояние воды в реке Клязьма.
ü Исследовать
состояние животного мира и растительности реки Клязьмы.
ü Выяснить
причины состояния здоровья реки Клязьмы на сегодняшний день.
ü Выявить
пути и средства для улучшения «здоровья» реки Клязьмы.
Методы исследования:
ü наблюдение,
анализ научной литературы;
ü физический
и химический анализ воды;
ü интервьюирование;
ü работа
в сети Интернет.
Средства:
ü фотоаппарат;
ü диктофон;
ü анкеты,
опросники;
ü пробирки;
ü лакмусовая
бумага;
ü микроскоп;
ü компьютер.
Ход работы.
Анализ состояния берегов реки Клязьмы
Для начала нужно было исследовать
берега нашей реки. Поэтому мы с мамой взяли фотоаппарат, емкость для воды и
отправились на прогулку в прибрежную зону. Мы увидели, что прилегающая к реке
местность сильно заболочена. Об этом свидетельствовало большое количество
озерного камыша и тростника. А, как известно, они растут только там, где очень
влажная почва.
Состояние воды
Течение реки было довольно быстрым. А
« клязьменская» вода на первый взгляд казалась серо-коричневого цвета. Но когда
я набрала ее в бутылку, она оказалась достаточно прозрачной. Мы взяли эту воду
для более подробного изучения.
Физический анализ воды
Физический анализ воды, после того,
как она отстоялась, дал следующие результаты:
·
прозрачность: 85 %;
·
осадок в виде пыли серого и коричневого
цвета;
·
запах, характерный для речной воды.
В результате исследования при помощи
микроскопа выявлено наличие в воде темных соринок в виде хлопьев.
Химический анализ воды
Химический
анализ воды при помощи PH-тестера дал
полоску темно-зеленого цвета. Это означает нейтральный PH-уровень,
что для речной воды является нормой.
Растительность реки Клязьмы
В результате наблюдений мы выяснили,
что по берегам реки Клязьмы произрастают ива и ольха. Эти деревья выглядели не
очень опрятно, видны были поломанные ветки и стволы. Это говорит о том, что
люди, отдыхавшие здесь, небрежно обращались с растениями. Под деревьями, в
кустах, на траве были разбросаны кучи мусора: бумаги, бутылки, полиэтиленовые
пакеты, пластик. Вероятно все это осталось после летних пикников… И, к
сожалению, мы не увидели ни одной урны, ни одного мусорного контейнера, куда
все это можно было бы сложить.
Ольха
Ива
Животный мир реки Клязьмы
В
результате опроса рыболовов-любителей в Клязьме можно поймать такую рыбу как
окунь, судак, щуку, лещ, плотва, налим, сом, а также стерлядь и раков, что
является показателем чистой воды. А наши наблюдения показали, что вблизи
Клязьмы живет множество насекомых: комары, стрекозы, водомерки. Летом со
стороны реки всегда слышится кваканье лягушек, а на берегу можно встретить
ящериц.
Окунь Лещ
Плотва
Судак Щука
Налим
Сом
Стерлядь
Рак
Опрос
жителей
Также в ходе исследования мы взяли
интервью у жителей близлежащих домов. Пытаясь выяснить состояние реки
Клязьмы, мы задали следующие вопросы:
·
Как часто вы бываете на реке Клязьме в
черте города?
·
Как вы оцениваете состояние воды в реке
на сегодняшний день?
·
А вода в реке « здорова»?
·
Ловите ли вы рыбу?
·
Как можно улучшить экологическое состояние
Клязьмы?
По результатам опроса мы выяснили,
что жители близлежащих домов бывают на прогулке возле реки Клязьмы летом в
среднем 2 раза в неделю, а зимой – 1 раз в две недели. На сегодняшний день
состояние воды в реке Клязьме оценивается как удовлетворительное. Основными
признаками
«болезни»
реки Клязьмы среди опрошенных жителей считаются: а) мутность воды; б) масляные
разводы на поверхности воды; в) мусор на берегах реки.
По мнению жителей, «вылечить» реку
можно, для этого нужно:
Ø Обустроить
на берегах специально оборудованные места отдыха для жителей города, и тогда
отдыхающие будут меньше мусорить, и не будут мыть свои машины в реке.
Ø Ввести
новую должность под названием «речничий» (подобно лесничему), который будет
следить за экологическим состоянием реки.
Причины загрязнения
В интернете мы узнали, что проблемы
экологии Клязьмы начинаются уже у ее истоков, потому что там установлены
запруды. Вода в них застаивается и течет в сторону Вязников уже не очень
чистая. На всем протяжении реки на ее берегах находятся заводы, которые сливают
загрязненные стоки прямо в реку.
Очистные сооружения, установленные на реке, устарели и не справляются с
очисткой воды.
После того, как мы с моими
родителями и классным руководителем сопоставили всю информацию о состоянии
воды в реке Клязьме, мы сделали такие выводы:
В реке Клязьме купаться нельзя. Чтобы в реке вновь можно было купаться нужно:
1. Ликвидировать
запруды на истоках реки.
2. Построить
новые очистные сооружения или переоборудовать старые.
3. Запретить
сливать в реку производственные отходы.
4. Расчистить
берега от мусора и организовать оборудованные места отдыха для жителей города.
5. Призвать
жителей города соблюдать чистоту и порядок на берегах нашей родной реки
Клязьмы.
В
результате нашего проекта мы изготовили книжку – малышку
«
Клязьма, реченька!» и подарили её школьной библиотеке.
Берегите здоровье
окружающей нас Природы!
От этого зависит здоровье
всех людей.
Клязьма-реченька, нежно окая,
В колыбели уютной своей
Нянчит небушко синеокое,
Как одно из любимых детей.
Да и солнышко, словно в люлечке,
Улыбаясь, лепечет, плывет.
Клязьма-реченька, как мамулечка,
Колыбельную песню поет.
По-над Клязьмою звон малиновый,
По-над реченькой ночка светла.
Как святой водой, ковш рубиновый
Окропляет церквей купола.
Список использованной литературы:
1. https://sites.google.com/site/klyazmareka/
2.http://book33.ru/vladimirskaya-oblast-reki-ozera-pryudi/651.html
3.http://www.vladimironline.ru/society/id_88084/
4.Географический
энциклопедический словарь: Понятия и термины. – М., 1988. — 432 с. с илл.
5.География
России: Энциклопедический словарь. — М., 1998.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.