Исследовательский подход в использовании ИКТ –
как условие повышения качества обучения.
«Не мыслям надобно учить, а мыслить».
И.
Кант
В течение пяти лет я работал над темой самообразования
"Элементы модульной технологии в обучении географии". Опыт использования
элементов этой технологии показал, что не все дети способны работать в режиме
самостоятельного изучения учебного материала, и не всегда есть возможность эту
технологию применять постоянно. Столкнувшись с определенными трудностями, я
решил, что использовать элементы модульной технологии возможно только в
сочетании с другими методиками и технологиями, так как известно, что качество
знаний определяется тем, что умеет с этими знаниями делать обучаемый. В
современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное
развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для
реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Педагоги и
психологи считают, что важнейшим делом обучения должно быть воспитание мышления,
то есть формирование определенных способов умственных действий. На смену
традиционной технологии обучения в школе должно прийти обучение нового типа,
основной задачей которого будет не столько приобретение определенной суммы
знаний, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование умений
самостоятельно приобретать знания, учебно-исследовательских умений и навыков.
Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию
исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и
события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к еще не решённым
задачам, может быть, ещё не вполне доступным для данного возраста заданиям, но
с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решать.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам
научного поиска, представляет собой поэтапное, с учетом возрастных
особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов
исследовательской культуры школьника:
· Мыслительных умений и навыков (анализ и
выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и
объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть
противоречия);
· Умений и навыков работы с книгой и другими
источниками информации;
· Умений и навыков, связанных с культурой устной
и письменной речи;
· Специальных исследовательских умений и навыков
(в старших классах).
В своей работе применяю программу поэтапного действия по формированию
исследовательской культуры обучающихся:
6 Класс - Деятельность по формированию умений и навыков
Развитие умений выделять главное, учить разделять информацию на
логические части и сравнивать их, отделять главное от второстепенного;
анализировать сущность явлений, событий, выделять и анализировать причинно-следственные
связи и другие зависимости
7 класс - Умение осуществлять несложное теоретическое обобщение на
основе исходных данных, обобщающих схем, моделей. Учатся высказывать
обоснованную гипотезу, самостоятельно строить план решения познавательных задач;
сравнивать разные пути решения, оформлять результаты решения в различной форме
8 класс - Учатся анализировать полученную информацию; умение выполнять
целостный анализ единства содержания; составлять алгоритмы выделения главного,
логические схемы текста
9-11 класс -
Поэтапное усвоение знаний на основе причинно-следственных связей,
устанавливаемых обучающимися при организации исследовательской деятельности с
использованием проектного метода в сочетании с ИКТ; формулируются проблемы,
составляется алгоритм действий для определения способов их решения. Для
выполнения программы, я поставил перед собой следующие задачи:
1. Образовательная: способствовать развитию познавательного
интереса к географии, обеспечить высокий уровень усвоения знаний, где следующими
задачами обучения являются:
· Формирование специальных географических умений
и навыков: работа с картами атласа, контурными картами, статистическими
данными, графиками, диаграммами;
· Формирование общеучебных умений и навыков:
работа с учебником, справочной литературой и другими источниками информации.
2. Развивающая: создать условия для формирования навыков
самостоятельной мыслительной деятельности учащихся через развитие творческих и
исследовательских умений, где следующие задачи обучения:
· Развивать логическое мышление, внимание,
память, речь;
· Уметь анализировать полученные результаты и
делать выводы, проводить сравнение географических процессов, делать прогноз;
· Учить формулировать гипотезу, проблему и
находить пути их решения;
· Умение моделировать географические процессы и
объекты.
3. Воспитывающая: способствовать формированию культуры
интеллектуального труда, для нее задачи обучения:
· Способствовать формированию трудолюбия;
· Повышать интерес к знаниям;
· Воспитывать чувство патриотизма.
Программу над формированием навыков учебно-исследовательской
деятельности на этапах обучения учащихся 6-8 и 9-11 классов можно представить
по 4 направлениям:
1. формирование специальных географических умений и навыков;
2. умение работать с информацией;
3. формирование взглядов на взаимосвязи природы и общества;
4. развитие аналитических, оценочных умений
Всех учащихся условно я делю на 2 этапа обучения: 6-8 классы -
работаю над формированием и развитием специальных умений и навыков, а в 9-11
классах - решение более сложных задач по этим же направлениям.
Получив детей в 6 классе, сразу же начинаю работать по первому
направлению, где моя задача - сформировать специальные географические умения и
навыки, работа эта продолжается также в 7 и 8 классе. Для этого я применяю
такие приемы, как:
ü постановка
проблемных вопросов
ü работа
с картами
ü решение
географических задач
ü творческие
задания с картами и по планам
ü создание
образа территории с помощью заполнения белого листа.
Например, при изучении темы "Климат Казахстана" в 8 классе -
проблемный вопрос "Как изменился бы климат Казахстана, если бы вдоль
северной границы страны располагались горы?". В 9-11 классах, работая в
этом направлении, учу прогнозировать и оценивать с помощью решения проблемных
географических задач, доказательства либо опровержения выдвинутых гипотез.
Например, в 10 классе при изучении темы "География отраслей мирового
хозяйства" решаем проблемную задачу - почему Норвегия, не имея
собственного алюминиевого сырья, производит алюминий на экспорт?
Второе направление, над которым я работаю в 6-8 классах - умение
работать с информацией, применяю приемы:
ü работа
с источниками информации
ü использование
сети Интернет и информационных технологий
ü создание
презентаций
ü заочные
путешествия и экспедиции
ü написание
сообщений и рефератов
Например, используя разные источники информации, учащиеся знакомятся с
природой Антарктиды и готовят проект станции полярников в Антарктиде, костюмы
полярников; в работе должны учитывать условия жизни, погоду, используемые
материалы. В 9-11 классах учу обработке информации. Для этого учу сбору и
анализу полученной информации при посещении научных центров, лабораторий,
промышленных предприятий, библиотек, статистического управления.
3 направление. В 6-8 классах - формирование взглядов на
взаимосвязи природы и общества, уделяю внимание составлению схем взаимосвязей,
логических цепочек, установлению причинно-следственных связей, где очень
помогает прием "заполни пропуск". В 9-11 классах для решения
задач при работе по этому направлению использую создание социальных проектов,
где дети применяют полученные знания и полученные ранее навыки. В течение
определенного периода несколькими группами учащихся или индивидуально ведется
работа по изучению статистических данных, показателей, дополнительной
литературы и т.п. Итогом может стать исследовательская работа для школьной или
городской научно-практической конференции.
Четвертое направление - развитие аналитических, оценочных умений. В 6
классе - это "Строим город мечты" при изучении темы "Природный
комплекс свой местности" дети применяют знания ранее изученных тем
"Литосфера", "Атмосфера", "Гидросфера",
"Биосфера", и проводя анализ всех факторов, предлагают варианты
размещения социально-значимых объектов, как школа, больница, заводы, жилой
комплекс, парк. В 9-11 классах итогом работы по этому направлению является
учебно-исследовательская работа учащихся. При изучении темы "Транспортный
комплекс" в 9 классе предлагаю исследовательскую работу по проблеме
"Оценка работы транспорта в г. Актобе и области". Проведённая
работа подтверждает китайскую народную мудрость: "Скажи мне
- и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я
научусь". Многие считают, что география - предмет второстепенный,
и без географических знаний можно прожить. Но я думаю, что география как
никакая другая наука подкрепляет эти слова. Итак, моя задача - дать знания не
в готовом виде, а научить самостоятельно найти ответ, постоянно стимулируя
познавательную деятельность, любознательность, самостоятельность.
Эффективность преподавания во многом зависит от умения
учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений
является учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая может
способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому
применению знаний. Учащийся, включающийся в исследовательскую деятельность,
работает в среде единомышленников, следовательно, получает образ будущей
профессии, жизнедеятельности, мировоззрения. На протяжении всей моей
педагогической деятельности провожу работу на развитие познавательного и
творческого потенциала обучающихся, на повышение мотивации обучения географии
через организацию различных форм и приемов учебной деятельности.
Исследовательский подход - это проблемность в
обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение
практических работ исследовательского и творческого типа; занимательных опытов;
разбор учащимися географических парадоксов; проведение взаимного опроса;
составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника или ответов
товарищей; организация географических эстафет и путешествий; уроков -
конференций, семинаров, диспутов. Строить работу по развитию мышления и
познавательной активности мне помогает одно из основных положений
педагогической науки и практики: интерес развивается активно, если
удовлетворяется естественное стремление ученика "открывать" новое и
вырабатывать собственные суждения. Ученики предпочитают выполнять такие виды
труда, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения.
Предлагаемые мною учащимся задания могут быть доступными, интересными, жизненно
значимыми по содержанию. Они должны быть интеллектуальными и эстетичными.
Результатами моей работы считаю:
1. Наличие призёра на городской научно-практической конференции
"Знание-Поиск-Труд" в 2007году;
2. II место в городской географической классной олимпиаде среди 7-х
классов, проводимой кафедрой географии и природопользования и Зауральским
отделом Русского Географического Общества;
3. Положительная динамика выпускных экзаменов за последние 3 года;
4. Выбор выпускниками естественно-географического факультета для
поступления в ВУЗы;
5. Интерес обучающихся к занятиям на элективном курсе "Введение в
научно-исследовательскую деятельность" в 8-10 классах;
6. Участие в городской научно-практической конференции в феврале 2009
г. с исследовательской работой по теме "Проблемы утилизации бытовых
отходов".
Как показывают специальные психологические
эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём
выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих
изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую
особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальное открытие, и
умственная деятельность ученика, познающего новое, идентичны по своей
внутренней "механике". Но самое важное то, что ученику гораздо легче
изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования,
ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в "готовом
виде". Исследовательская деятельность учащихся, цель которой - влияние
достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности
ребёнка - создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется
новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся,
атмосфера духовной близости и сотворчества.
Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского:
"Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань
педагогического мастерства - умение учить детей думать. Это открытие
вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества". Так и
хочется, вслед за В.А.Сухомлинским, не уставать удивляться нашим ребятам: как
быстро они меняются, становясь исследователями, как по-новому открываются нам
своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как преображаются они внутренне
и внешне.
Литература:
1. Вединеева Н. А. Развитие научно-исследовательской деятельности
учителя и учащегося в школьной практике // Оренбург, 2004. 3. С.6-7.
2. Леонтович А. В., В чём отличие исследовательской деятельности от других
видов творческой деятельности // Завуч. 2001. - 1.
3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Ярославль: Академия
развития, 2002.
4. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в
современном образовании // Школьные технологии. М.,2004. 4. С. 83-84.
Кобдинская средняя школа
Д О К Л А Д
на тему:
«Исследовательский
подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения».
Власенко Валерий
Алексеевич – учитель географии, высшей квалификационной категории.
2014 г Кобда
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.