Главная / География / Исследовательский подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения.

Исследовательский подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения.

Скачать материал

Исследовательский подход в использовании ИКТ –

как условие повышения качества обучения.

«Не мыслям надобно учить, а мыслить».

И. Кант

В течение пяти лет я работал над темой самообразования "Элементы модульной технологии в обучении географии". Опыт использования элементов этой технологии показал, что не все дети способны работать в режиме самостоятельного изучения учебного материала, и не всегда есть возможность эту технологию применять постоянно. Столкнувшись с определенными трудностями, я решил, что использовать элементы модульной технологии возможно только в сочетании с другими методиками и технологиями, так как известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с этими знаниями делать обучаемый. В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Педагоги и психологи считают, что важнейшим делом обучения должно быть воспитание мышления, то есть формирование определенных способов умственных действий. На смену традиционной технологии обучения в школе должно прийти обучение нового типа, основной задачей которого будет не столько приобретение определенной суммы знаний, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование умений самостоятельно приобретать знания, учебно-исследовательских умений и навыков. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к еще не решённым задачам, может быть, ещё не вполне доступным для данного возраста заданиям, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решать.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного поиска, представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

         Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия);

         Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

         Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

         Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

В своей работе применяю программу поэтапного действия по формированию исследовательской культуры обучающихся:

6 Класс - Деятельность по формированию умений и навыков

Развитие умений выделять главное, учить разделять информацию на логические части и сравнивать их, отделять главное от второстепенного; анализировать сущность явлений, событий, выделять и анализировать причинно-следственные связи и другие зависимости

7 класс - Умение осуществлять несложное теоретическое обобщение на основе исходных данных, обобщающих схем, моделей. Учатся высказывать обоснованную гипотезу, самостоятельно строить план решения познавательных задач; сравнивать разные пути решения, оформлять результаты решения в различной форме

8 класс - Учатся анализировать полученную информацию; умение выполнять целостный анализ единства содержания; составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста

9-11 класс - Поэтапное усвоение знаний на основе причинно-следственных связей, устанавливаемых обучающимися при организации исследовательской деятельности с использованием проектного метода в сочетании с ИКТ; формулируются проблемы, составляется алгоритм действий для определения способов их решения. Для выполнения программы, я поставил перед собой следующие задачи:

1. Образовательная: способствовать развитию познавательного интереса к географии, обеспечить высокий уровень усвоения знаний, где следующими задачами обучения являются:

         Формирование специальных географических умений и навыков: работа с картами атласа, контурными картами, статистическими данными, графиками, диаграммами;

         Формирование общеучебных умений и навыков: работа с учебником, справочной литературой и другими источниками информации.

2. Развивающая: создать условия для формирования навыков самостоятельной мыслительной деятельности учащихся через развитие творческих и исследовательских умений, где следующие задачи обучения:

         Развивать логическое мышление, внимание, память, речь;

         Уметь анализировать полученные результаты и делать выводы, проводить сравнение географических процессов, делать прогноз;

         Учить формулировать гипотезу, проблему и находить пути их решения;

         Умение моделировать географические процессы и объекты.

3. Воспитывающая: способствовать формированию культуры интеллектуального труда, для нее задачи обучения:

         Способствовать формированию трудолюбия;

         Повышать интерес к знаниям;

         Воспитывать чувство патриотизма.

Программу над формированием навыков учебно-исследовательской деятельности на этапах обучения учащихся 6-8 и 9-11 классов можно представить по 4 направлениям:

1. формирование специальных географических умений и навыков;

2. умение работать с информацией;

3. формирование взглядов на взаимосвязи природы и общества;

4. развитие аналитических, оценочных умений

Всех учащихся условно я делю на 2 этапа обучения: 6-8 классы - работаю над формированием и развитием специальных умений и навыков, а в 9-11 классах - решение более сложных задач по этим же направлениям.

Получив детей в 6 классе, сразу же начинаю работать по первому направлению, где моя задача - сформировать специальные географические умения и навыки, работа эта продолжается также в 7 и 8 классе. Для этого я применяю такие приемы, как:

  постановка проблемных вопросов

  работа с картами

  решение географических задач

  творческие задания с картами и по планам

  создание образа территории с помощью заполнения белого листа.

Например, при изучении темы "Климат Казахстана" в 8 классе - проблемный вопрос "Как изменился бы климат Казахстана, если бы вдоль северной границы страны располагались горы?". В 9-11 классах, работая в этом направлении, учу прогнозировать и оценивать с помощью решения проблемных географических задач, доказательства либо опровержения выдвинутых гипотез. Например, в 10 классе при изучении темы "География отраслей мирового хозяйства" решаем проблемную задачу - почему Норвегия, не имея собственного алюминиевого сырья, производит алюминий на экспорт?

Второе направление, над которым я работаю в 6-8 классах - умение работать с информацией, применяю приемы:

  работа с источниками информации

  использование сети Интернет и информационных технологий

  создание презентаций

  заочные путешествия и экспедиции

  написание сообщений и рефератов

Например, используя разные источники информации, учащиеся знакомятся с природой Антарктиды и готовят проект станции полярников в Антарктиде, костюмы полярников; в работе должны учитывать условия жизни, погоду, используемые материалы. В 9-11 классах учу обработке информации. Для этого учу сбору и анализу полученной информации при посещении научных центров, лабораторий, промышленных предприятий, библиотек, статистического управления.

3 направление. В 6-8 классах - формирование взглядов на взаимосвязи природы и общества, уделяю внимание составлению схем взаимосвязей, логических цепочек, установлению причинно-следственных связей, где очень помогает прием "заполни пропуск". В 9-11 классах для решения задач при работе по этому направлению использую создание социальных проектов, где дети применяют полученные знания и полученные ранее навыки. В течение определенного периода несколькими группами учащихся или индивидуально ведется работа по изучению статистических данных, показателей, дополнительной литературы и т.п. Итогом может стать исследовательская работа для школьной или городской научно-практической конференции.

Четвертое направление - развитие аналитических, оценочных умений. В 6 классе - это "Строим город мечты" при изучении темы "Природный комплекс свой местности" дети применяют знания ранее изученных тем "Литосфера", "Атмосфера", "Гидросфера", "Биосфера", и проводя анализ всех факторов, предлагают варианты размещения социально-значимых объектов, как школа, больница, заводы, жилой комплекс, парк. В 9-11 классах итогом работы по этому направлению является учебно-исследовательская работа учащихся. При изучении темы "Транспортный комплекс" в 9 классе предлагаю исследовательскую работу по проблеме "Оценка работы транспорта в г. Актобе и области". Проведённая работа подтверждает китайскую народную мудрость: "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь". Многие считают, что география - предмет второстепенный, и без географических знаний можно прожить. Но я думаю, что география как никакая другая наука подкрепляет эти слова. Итак, моя задача - дать знания не в готовом виде, а научить самостоятельно найти ответ, постоянно стимулируя познавательную деятельность, любознательность, самостоятельность.

Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. Учащийся, включающийся в исследовательскую деятельность, работает в среде единомышленников, следовательно, получает образ будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения. На протяжении всей моей педагогической деятельности провожу работу на развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся, на повышение мотивации обучения географии через организацию различных форм и приемов учебной деятельности.

Исследовательский подход - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; занимательных опытов; разбор учащимися географических парадоксов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника или ответов товарищей; организация географических эстафет и путешествий; уроков - конференций, семинаров, диспутов. Строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика "открывать" новое и вырабатывать собственные суждения. Ученики предпочитают выполнять такие виды труда, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Предлагаемые мною учащимся задания могут быть доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию. Они должны быть интеллектуальными и эстетичными.

Результатами моей работы считаю:

1. Наличие призёра на городской научно-практической конференции "Знание-Поиск-Труд" в 2007году;

2. II место в городской географической классной олимпиаде среди 7-х классов, проводимой кафедрой географии и природопользования и Зауральским отделом Русского Географического Общества;

3. Положительная динамика выпускных экзаменов за последние 3 года;

4. Выбор выпускниками естественно-географического факультета для поступления в ВУЗы;

5. Интерес обучающихся к занятиям на элективном курсе "Введение в научно-исследовательскую деятельность" в 8-10 классах;

6. Участие в городской научно-практической конференции в феврале 2009 г. с исследовательской работой по теме "Проблемы утилизации бытовых отходов".

Как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ученика, познающего новое, идентичны по своей внутренней "механике". Но самое важное то, что ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в "готовом виде". Исследовательская деятельность учащихся, цель которой - влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка - создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского: "Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства - умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества". Так и хочется, вслед за В.А.Сухомлинским, не уставать удивляться нашим ребятам: как быстро они меняются, становясь исследователями, как по-новому открываются нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как преображаются они внутренне и внешне.

Литература:

1. Вединеева Н. А. Развитие научно-исследовательской деятельности учителя и учащегося в школьной практике // Оренбург, 2004. 3. С.6-7.

2. Леонтович А. В., В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. 2001. - 1.

3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Ярославль: Академия развития, 2002.

4. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. М.,2004. 4. С. 83-84.































Кобдинская средняя школа







Д О К Л А Д



на тему:

«Исследовательский подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения».







Власенко Валерий Алексеевич – учитель географии, высшей квалификационной категории.

















2014 г Кобда

Исследовательский подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения.

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • География
Описание:

В течение пяти лет я работал над темой самообразования "Элементы модульной технологии в обучении географии". Опыт использования элементов этой технологии показал, что не все дети способны работать в режиме самостоятельного изучения учебного материала, и не всегда есть возможность эту технологию применять постоянно. Столкнувшись с определенными трудностями, я решил, что использовать элементы модульной технологии возможно только в сочетании с другими методиками и технологиями, так как известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с этими знаниями  делать обучаемый. В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Педагоги и психологи считают, что важнейшим делом обучения должно быть воспитание мышления, то есть формирование определенных способов умственных действий.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Власенко Валерий Алексеевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 386
Номер материала 32881
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓
Похожие материалы