Инфоурок География Другие методич. материалыИсследовательский подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения.

Исследовательский подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения.

Скачать материал

Исследовательский подход в использовании ИКТ –

как условие повышения качества обучения.

«Не мыслям надобно учить, а мыслить».

И. Кант

В течение пяти лет я работал над темой самообразования "Элементы модульной технологии в обучении географии". Опыт использования элементов этой технологии показал, что не все дети способны работать в режиме самостоятельного изучения учебного материала, и не всегда есть возможность эту технологию применять постоянно. Столкнувшись с определенными трудностями, я решил, что использовать элементы модульной технологии возможно только в сочетании с другими методиками и технологиями, так как известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с этими знаниями  делать обучаемый. В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Педагоги и психологи считают, что важнейшим делом обучения должно быть воспитание мышления, то есть формирование определенных способов умственных действий. На смену традиционной технологии обучения в школе должно прийти обучение нового типа, основной задачей которого будет не столько приобретение определенной суммы знаний, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование умений самостоятельно приобретать знания, учебно-исследовательских умений и навыков. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к еще не решённым задачам, может быть, ещё не вполне доступным для данного возраста заданиям, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решать.  

 Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного поиска, представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное  формирование  всех компонентов исследовательской культуры школьника:

·         Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия);

·         Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

·         Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

·         Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

В своей работе применяю программу поэтапного действия по формированию исследовательской культуры обучающихся:

6 Класс -  Деятельность по формированию умений и навыков

Развитие умений выделять главное, учить разделять информацию на логические части и сравнивать их, отделять главное от второстепенного; анализировать сущность явлений, событий, выделять и анализировать причинно-следственные связи и другие зависимости

7 класс -  Умение осуществлять несложное теоретическое обобщение на основе исходных  данных, обобщающих схем, моделей. Учатся высказывать обоснованную гипотезу, самостоятельно строить план решения познавательных задач; сравнивать разные пути решения, оформлять результаты решения в различной форме

8 класс -  Учатся анализировать полученную информацию; умение выполнять целостный анализ единства содержания; составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста

9-11 класс -  Поэтапное усвоение знаний на основе причинно-следственных связей, устанавливаемых обучающимися при организации исследовательской деятельности с использованием проектного метода в сочетании с ИКТ; формулируются проблемы, составляется алгоритм действий для определения способов их решения.    Для выполнения программы, я поставил перед собой следующие задачи:

1. Образовательная: способствовать развитию познавательного интереса к географии, обеспечить высокий уровень усвоения знаний,  где следующими    задачами обучения являются:

·         Формирование специальных географических умений и навыков: работа с картами атласа, контурными картами, статистическими данными, графиками, диаграммами;

·         Формирование  общеучебных  умений и навыков: работа с учебником, справочной литературой и другими источниками информации.

2. Развивающая: создать условия для  формирования навыков самостоятельной мыслительной деятельности учащихся через развитие творческих и исследовательских умений, где следующие задачи обучения:

·         Развивать логическое мышление, внимание, память, речь;

·         Уметь анализировать полученные результаты и делать выводы, проводить сравнение географических процессов, делать прогноз;

·         Учить формулировать гипотезу, проблему и находить пути их решения;

·         Умение моделировать географические процессы и объекты.

3. Воспитывающая: способствовать формированию культуры интеллектуального труда,  для нее задачи обучения:

·         Способствовать  формированию трудолюбия;

·         Повышать интерес к знаниям;

·         Воспитывать чувство патриотизма.

Программу над формированием навыков учебно-исследовательской деятельности на этапах обучения учащихся 6-8 и 9-11 классов можно представить по 4 направлениям:

1. формирование специальных географических умений и навыков;

2. умение работать с информацией;

3. формирование взглядов на взаимосвязи природы и общества;

4. развитие аналитических, оценочных умений

Всех   учащихся условно  я  делю на 2 этапа обучения: 6-8 классы - работаю над формированием и развитием специальных умений и навыков, а в 9-11 классах - решение более сложных задач по этим же направлениям.

Получив детей в 6 классе, сразу же начинаю работать по первому направлению, где моя задача - сформировать специальные географические умения и навыки, работа эта продолжается также в 7 и 8 классе. Для этого я применяю такие приемы, как:

ü  постановка проблемных вопросов

ü  работа с картами

ü  решение географических задач

ü  творческие задания с картами и  по планам

ü  создание образа территории с помощью заполнения белого листа.

Например, при изучении темы "Климат Казахстана" в 8 классе - проблемный вопрос "Как изменился бы климат Казахстана, если бы вдоль северной границы страны располагались горы?". В 9-11 классах, работая в этом направлении, учу прогнозировать и оценивать с помощью решения проблемных географических задач, доказательства либо опровержения выдвинутых гипотез. Например, в 10 классе при изучении темы "География отраслей мирового хозяйства" решаем проблемную задачу - почему Норвегия, не имея собственного алюминиевого сырья, производит алюминий на экспорт?

Второе направление, над которым  я работаю  в 6-8 классах - умение работать с информацией, применяю приемы:

ü  работа с источниками информации

ü  использование сети Интернет и информационных технологий

ü  создание презентаций

ü  заочные путешествия и экспедиции

ü  написание сообщений и рефератов

Например, используя разные источники информации, учащиеся знакомятся с природой Антарктиды и готовят проект станции полярников в Антарктиде, костюмы полярников; в работе должны учитывать условия жизни, погоду, используемые материалы.   В 9-11 классах учу обработке информации. Для этого учу  сбору и анализу полученной информации при посещении научных центров, лабораторий, промышленных предприятий, библиотек, статистического  управления.

     3 направление. В 6-8 классах - формирование взглядов на взаимосвязи природы и общества, уделяю внимание составлению схем взаимосвязей, логических цепочек, установлению причинно-следственных связей, где очень помогает прием "заполни пропуск".      В 9-11 классах для решения задач при работе по этому направлению использую создание социальных проектов, где дети применяют полученные знания и полученные ранее навыки.  В течение определенного периода несколькими группами учащихся или индивидуально ведется работа по изучению статистических данных, показателей, дополнительной литературы и т.п. Итогом может стать исследовательская работа для  школьной или городской научно-практической конференции.

Четвертое  направление - развитие аналитических, оценочных умений. В 6 классе - это "Строим город мечты" при изучении темы "Природный комплекс свой местности" дети применяют знания ранее изученных тем "Литосфера", "Атмосфера", "Гидросфера", "Биосфера", и  проводя анализ всех факторов, предлагают варианты размещения социально-значимых объектов, как школа, больница, заводы, жилой комплекс, парк. В 9-11 классах итогом работы по этому направлению является учебно-исследовательская работа учащихся. При изучении темы "Транспортный комплекс" в 9 классе предлагаю исследовательскую  работу по проблеме "Оценка работы транспорта в г. Актобе и области". Проведённая  работа  подтверждает  китайскую    народную      мудрость: "Скажи  мне  -  и  я  забуду.    Покажи  мне  -  и  я  запомню. Вовлеки  меня - и я научусь".      Многие считают, что география - предмет второстепенный, и без географических знаний можно прожить. Но я думаю, что география как никакая другая наука подкрепляет эти слова. Итак, моя задача -  дать знания не в готовом виде, а научить самостоятельно найти ответ, постоянно стимулируя познавательную деятельность, любознательность, самостоятельность.

Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. Учащийся, включающийся в исследовательскую деятельность, работает в среде единомышленников, следовательно, получает образ будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения.   На протяжении всей моей педагогической деятельности провожу работу на развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся, на повышение мотивации  обучения географии через организацию различных форм и приемов учебной деятельности. 

Исследовательский подход - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка   в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; занимательных опытов; разбор учащимися географических парадоксов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника или ответов товарищей; организация географических эстафет и путешествий; уроков - конференций, семинаров, диспутов. Строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика "открывать" новое и вырабатывать собственные суждения. Ученики предпочитают выполнять такие виды труда, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Предлагаемые мною учащимся задания могут быть доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию. Они должны быть интеллектуальными и эстетичными.

Результатами моей работы  считаю:

1. Наличие призёра на городской научно-практической конференции "Знание-Поиск-Труд"  в 2007году;

2. II место в городской географической классной олимпиаде среди 7-х классов, проводимой кафедрой географии и природопользования и Зауральским отделом  Русского Географического Общества;

3. Положительная динамика  выпускных экзаменов за последние 3 года;

4. Выбор выпускниками естественно-географического факультета для поступления в ВУЗы;

5. Интерес обучающихся к занятиям на элективном курсе "Введение в научно-исследовательскую деятельность" в 8-10 классах;

6. Участие в городской научно-практической конференции в феврале 2009 г. с исследовательской работой по теме "Проблемы утилизации бытовых отходов".

Как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ученика, познающего новое, идентичны по своей внутренней "механике". Но самое важное то, что ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в "готовом виде". Исследовательская деятельность учащихся, цель которой - влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка - создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского: "Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства - умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества".  Так и хочется, вслед за В.А.Сухомлинским, не уставать удивляться нашим ребятам: как быстро они меняются, становясь исследователями, как по-новому открываются нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами,  как преображаются они  внутренне и внешне.

                                  Литература:

1. Вединеева Н. А. Развитие научно-исследовательской деятельности учителя и учащегося в школьной практике // Оренбург, 2004.  3. С.6-7.

2. Леонтович А. В., В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. 2001. -  1.

3. Савенков А. И. Маленький исследователь.   Ярославль: Академия развития, 2002.

4. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. М.,2004.  4. С. 83-84.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Кобдинская средняя школа

 

 

 

 

 

 

                            Д О К Л А Д

 

 

на тему:

«Исследовательский подход  в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения».

 

 

 

 

 

 

Власенко Валерий Алексеевич – учитель географии, высшей квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г Кобда

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательский подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В течение пяти лет я работал над темой самообразования "Элементы модульной технологии в обучении географии". Опыт использования элементов этой технологии показал, что не все дети способны работать в режиме самостоятельного изучения учебного материала, и не всегда есть возможность эту технологию применять постоянно. Столкнувшись с определенными трудностями, я решил, что использовать элементы модульной технологии возможно только в сочетании с другими методиками и технологиями, так как известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с этими знаниями  делать обучаемый. В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Педагоги и психологи считают, что важнейшим делом обучения должно быть воспитание мышления, то есть формирование определенных способов умственных действий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 754 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 243
    • DOCX 58 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Власенко Валерий Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Власенко Валерий Алексеевич
    Власенко Валерий Алексеевич
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 14
    • Всего просмотров: 18004
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 40 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе