Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / География / исследовательский проект по географии "Влияние экономического кризиса на потребительский рынок"

исследовательский проект по географии "Влияние экономического кризиса на потребительский рынок"

Экономический кризис (др.-греч. κρίσις — поворотный пункт) — серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.



Влияние экономического криза на потребительский рынок

на примере Александровского района


Цель исследования:

  • изучение характерных изменений в потребительском спросе населения Александровского района;

  • оценка влияния экономического кризиса на объём продаж магазинов Александровского района.

Факт влияния экономического кризиса в той или иной степени отражается на благосостоянии индивида, что может повлиять на его потребительский спрос. С началом экономического кризиса большинство людей станет меньше тратить свои сбережения на покупку дорогих вещей и отдых семьи.

Данное социологическое исследование имеет не сплошной, а выборочный характер, так как быстро исследовать всю совокупность жителей района, на наш взгляд, практически невозможно. Для сбора социологической информации применяется метод устного опроса (интервьюирование).

Возраст респондентов от 10 до 70 дет.

Вопрос изменения потребительского поведения и спроса в условиях экономического кризиса — самый актуальный и самый сложный для ответа. Финансовые затруднения уже ощущает большинство россиян, а это напрямую влияет на формирование рынка товаров и услуг.

Российским производителям и продавцам необходимо иметь информацию о том, на основании чего покупатель принимает решение о покупке, какие качества продукции влияют на его выбор, какие требования и рекомендации высказывают покупатели, чтобы правильно рассчитывать объёмы выпуска продукции или ассортимент продаж. Производителю необходимо точно знать, почему покупатель выбирает или не выбирает продукцию, какие требования он к ней предъявляет,

Этим и объясняется практическая значимость нашего исследования потребительского рынка в нынешних условиях.

Постигший всю мировую экономику в 2008 году экономический кризис затронул все стороны жизни населения нашей страны, в том числе и потребительский спрос. Существует прямая связь между состоянием экономики и уровнем тише населения. Характеризуя уровень жизни, основным показателем является потребление на душу населения, и реальные доходы.

При росте доходов существуют пределы денежных средств, которые расходуются на питание. Доля этих расходов возрастает лишь до определенных пределов, далее она стабилизируется на уровне, который, в свою очередь, обуславливается рациональными нормами потребления. Но так происходит только при стабильной экономике, а в период экономических спадов потребитель ведёт себя совсем по-другому.

Для того, чтобы, узнать какие изменения произошли в жизни населения, а также о потребительском спросе, был проведен опрос, как трудоспособного населения, так и нетрудоспобного, а также продовольственных магазинов.

Ответы работающего населения. Опрошено 150 человек.

  1. В период кризиса уменьшилась ли заработная плата?

Ответы: да – 80%, нет – 20%.

2. Какие продукты питания Вы наиболее часто стали употреблять? Ответы: хлеб, картошка, овощи – 85%, мясо, рыба, крупа – 15%.

3. Какие продукты питания Вы наиболее реже стали употреблять? Ответы: фрукты, колбасы, молочные изделия- 85%, йогурты, соки – 15%

  1. Стали ли Вы ограничивать себя в покупке одежды, вещей? Ответы: да – 80%, нет – 20% .

  2. Стали ли Вы экономить на отдыхе, развлечениях?

Ответы: да – 90%, нет – 10%,

Анализ опроса работающего населения, показал, что нехватка денег и предметов потребления привело к изменению поведения потребителя. Уменьшение заработной платы и увеличение цен на продукты питания оказали влияние на то, что трудоспособное население стало реже употреблять некоторые продукты питания, а также ограничивать себя в покупке вещей, экономить на отдыхе и развлечениях.

Ответы населения пенсионного возраста. Опрошено 150 человек.

  1. Отразился ли период кризиса на платёжеспособность Вашей пенсии?

Ответы: да – 0%, нет – 100%.

2. Какие продукты питания Вы наиболее часто стали употреблять? Ответы: хлеб, картошка, овощи – 73%, крупа – 27%

  1. Какие продукты питания Вы наиболее реже стали употреблять? Ответы: колбасы, молочные изделия – 81%, соки – 10%, кондитерские изделия – 9%.

  2. Стали ли Вы ограничивать себя в покупке одежды, вещей?

Ответы: да – 84%, нет – 16%.

  1. Стали ли Вы экономить на отдыхе, развлечениях?

Ответы: да – 94%, нет – 6%.

Результаты опроса населения пенсионного возраста показали, что кризис повлиял только на рост цен, поэтому снизился их уровень благосостояния. Тем самым снизился спрос на некоторые продукты потребления. Экономия людей этого возраста на покупке одежды, а также на отдыхе, говорит о том, что в их жизни уже были подобные экономические скачки. Они менее переживают из-за экономического кризиса, чувствуя свою защищённость в ежемесячной пенсии.

Ответы населения подросткового возраста. Опрошено 150 человек.

  1. Стали ли Вас ограничивать родители в платных кружках, развлечениях?

Ответы: да – 37%, нет – 63%.

  1. Уменьшилась ли заработная плата за работу в летнее время?

Ответы: да – 0%, нет – 100%.

  1. Уменьшились ли Ваши карманные расходы?

Ответы: да – 44%, нет – 56%.

4. Реже ли стал обновляться Ваш гардероб?

Ответы: да – 40%, нет – 60%.

  1. Ухудшился ли Ваш рацион питания?

Ответы: да – 30%, нет – 70%.

Опрос населения подросткового возраста дал нам понять, что родители в период кризиса не сократили расходы на своих детей, так как большая часть подросткового населения говорит о том, что экономический кризис не изменил их, привычную жизнь. Затраты на платные кружки, развлечения, а также карманные расходы остались практически на прежнем уровне.

Ответы продавцов продуктовых магазинов. Опрошено 50 человек.

  1. В период кризиса уменьшилось ли потребление продуктов приобретаемых населением?

Ответы: да – 50%, нет – 50%.

  1. Увеличились ли цены на продукты?

Ответы: да – 90%, нет –10%.

  1. Какие продукты пользуются наибольшим спросом?

Ответы: хлеб, крупа – 85%, мясо, рыба – 15%.

  1. Какие продукты питания пользуются наименьшим спросом? Ответы: колбасные, молочные изделия – 80%, конфеты – 20%

  2. Уменьшилась ли прибыль магазина?

Ответы: да – 40%, нет – 60%.
Анализ опроса продуктовых магазинов еще раз подтвердил, что цены на продукты увеличились, уменьшился спрос на продукты питания.

В условиях рынка всякий предприниматель нацелен получить прибыль от реализуемого товара. Это означает, что он должен найти рациональное соотношение ассортимента товаров и услуг, чтобы получить прибыль и не потерять клиентов.

Проанализировав, потребительский рынок Александровского района мы частично подтвердили выдвинутую нами гипотезу о влиянии экономического кризиса на потребительский спрос.

Пытаясь экономить, потребители используют различные способы. Длябольшинства категорий продуктов питания люди начали искать торговые точки, в которых можно приобрести те или иные товары по более низкой цене. Одним из широко используемых способов экономии стало снижение частоты и объёмов закупок, отказ от приобретения дорогих марок продуктов.

В кризис потребители готовы отказаться от приобретения дорогих марок продуктов, но экономить на продуктах питания покупатели будут в последнюю очередь. Тем не менее, две трети опрошенных сказали, что стали экономить на хотя бы одной из повседневно покупаемых продуктовых категорий. Это оказались замороженные полуфабрикаты, рыба, кондитерские изделия, алкоголь.

В числе первых продуктов, от которых готово отказаться сельское население оказались мясные деликатесы. Кроме того, стали экономить на кафе: среди тех, кто хотя бы время от времени питался вне дома, часть стали делать это реже, либо отказались вообще.

Из всего сказанного можно с уверенностью сделать вывод, что в условияхкризиса спросом будут пользоваться, в первую очередь, продукты стабильно высокого качества в среднем ценовом сегменте, т.е. те продукты, в которых потребители найдут для себя хорошее соотношение цены и качества.

Поэтому стоит развивать отрасли сельского хозяйства, которые будут наиболее востребованы и окупаемы.

  • География
Описание:

В исследовательской работе на тему "Влияние экономического кризиса на потребительский рынок" определены основные статьи потребления и проведены исследования экономики. Для определения основных статей потребления следовало провести опрос населения и исследуя результаты. сделать определенные выводы..

Факт влияния экономического кризиса в той или иной степени отражается на благосостоянии индивида, что может повлиять на его потребительский спрос. С началом экономического кризиса большинство людей станет меньше тратить свои сбережения на покупку дорогих вещей и отдых семьи.


Автор Мацкевич Елена Геннадьевна
Дата добавления 09.02.2017
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 488
Номер материала MA-070088
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»