Инфоурок Химия Другие методич. материалыИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Скачать материал

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

КАК  ФАКТОР  ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 

                                                            Ким Е.П.,

                              Гимназия №1, г. Саратов

 

«Творчество – деятельность человека, созидающая новые материальные ценности, обладающие общественной значимостью», - так определил творчество известный российский психолог С.Л.Рубинштейн [3]. С внедрением в учебный процесс развивающего обучения в педагогической практике появилось понятие «творческое развитие учащихся». Важным фактором формирования творческих способностей учащихся можно считать исследовательские естественнонаучные проекты. Школьная научно-исследовательская деятельность – это сочетание приемов и методов решения актуальных проблем, которые служат активизации познавательной деятельности учащихся. Задача   учителя в руководстве школьными естественнонаучными проектами сводится к подготовке учащихся к продолжению образования в вузах; к формированию личности, способной к самореализации и самоорганизации.

Научно-исследовательская деятельность школьников помогает формировать  творческую личность с развитым самосознанием, позволяет  не только выявить, но и разбудить в ученике интерес и внимание к исследованию и осуществлению практических действий, а также понимание и осмысление объекта исследования, способствует получению более глубоких знаний и развитию общей культуры учащихся.   

Приобщение к исследованию помогает школьникам преодолеть фрагментарность  содержания  естественнонаучного образования, а также оказывает им помощь в реализации способностей и потребностей, создает условия для дальнейшего профессионального образования.  У учащихся формируются навыки работы с научной литературой, обогащается  химическая лексика, совершенствуются умения выполнять химический эксперимент, возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению новых знаний. Развивающееся естественнонаучное мировоззрение ребят становится фундаментом их духовной культуры, способствует  определению жизненных позиций.

В процессе выполнения исследований закладываются основы доверительных отношений между учителем и учеником, создаются  условия взаимного доверия. Это облегчает воспитание у детей умения совершенствовать себя и создает благоприятные условия для  творческого подхода к исследуемой проблеме, т.е. обеспечивает творческую продуктивность. Творческая продуктивность – это «способность предлагать различные варианты решения творческой задачи и находить оригинальное решение» [2].  Академик  В.А.Энгельгардт считал, что «творчество есть результат  действующего в нас инстинкта, результат стремления удовлетворить внутреннюю потребность, заложенную в нас природой, потребность расширить область человеческого знания, внести ясность в то, что ранее было туманным…» [5].

Приемы и методы, используемые учителем при осуществлении руководства естественнонаучными проектами учащихся, способствуют творческому и интеллектуальному росту одаренных детей. Наилучшие результаты достигаются, если учащиеся выполняют исследования, соблюдая последовательность:

1.      выбор темы;

2.      изучение литературы по интересующей проблеме;

3.      трансформация материала, позволяющая  свести сложное к простому;

4.      осмысление  предстоящего исследования;

5.      подготовка оборудования для экспериментальной части;

6.      экспериментальная часть исследования;

7.      наблюдение за ходом эксперимента;

8.      обобщение  результатов эксперимента;

9.      формулировка выводов.

        Научно-исследовательская работа учащихся – это целенаправленная экспериментальная деятельность, результаты которой учащимся заранее не известны. Она носит поисковый характер, способствует расширению знаний учащихся, развитию их практических умений.  «Принцип активизации поисковой учебно-исследовательской деятельности учащихся – это принцип самостоятельного «открытия» выводов науки, «изобретения» новых способов приложения знаний к практике» [1]. В отличие от научного ученическое исследование требует создания особых условий, при которых школьник исследует объекты, свойства и явления окружающего мира. Перед выполнением работ исследовательского характера учащихся следует  предупредить о том, что результаты научных исследований результаты могут отличаться от результатов, полученных в рамках школьного эксперимента. При возникновении таких ситуаций необходимо пересмотреть план работы, тщательно проанализировать все детали эксперимента, а также предположить возможные причины его несовпадения с предполагаемым исходом.

В качестве примера можно привести ряд  тем исследовательских естественнонаучных проектов, выполненных учащимися гимназии №1 г. Саратова.

I.                   Работы,  имеющие практическую направленность:

·        Получение индикаторов из растений.  Цель работы: ознакомление учащихся с методами и условиями экстракции, титрования, изготовления индикаторов, исследования кислотно-основных свойств растительных индикаторов.

·        Регенерация цинка.  Цель работы:  знакомство со способами очистки металлов, с различными методиками переработки химических отходов.

·        Синтез малахита. Цель работы: получение малахита в условиях школьной химической лаборатории, совершенствование умений в выборе оптимальных количественных соотношений реагентов.

·        Анализ сточных вод АО «Саратовский авиационный завод» в районе р.Черниха.  Цель работы: исследование химического состава сточных вод  различными химическими и физико-химическими методами анализа, изучение проблемы восстановления и оздоровления реки Черниха.

·        Экологические особенности  железосодержащих подземных вод г. Саратова и  перспективы их использования в лечебных целях. Цель работы: выявление в пределах волжских островов участков распространения неглубоко залегающих грунтовых вод, содержащих повышенные концентрации железа, исследование механизма формирования их химического состава, обоснование возможности их применения в лечебных целях.

II.                Работы по проектированию приборов для осуществления химических реакций в условиях школьной лаборатории.

·        Изготовление электрифицированной   таблицы «Растворимость  солей и оснований в воде»

·        Изготовление коллекции «Металлы и сплавы», сопровождающейся подробным описанием физических свойств и практического применения предлагаемых материалов.

·        Изготовление объемных моделей молекул органических веществ: этана, этена, этина, бензола.

III.             Исследования, связанные с изучением оптимальных условий проведения ряда демонстрационных опытов по химии.

·        Световое излучение при проведении окислительно-восстановительных реакций. Цель работы: приготовление пиротехнических составов и их использование на уроках и во внеклассной работе по химии.

·        Медико-биологическое значение кинетики. Цель работы: изучение скорости протекания химических  реакций в живых организмах.

            Таким образом, выполнение учащимися научных исследований,  развивающих экспериментов формируют у них способность «мыслить творчески, вовлекают их в активную познавательную деятельность, ставят  новые проблемы и задачи, создают возможности для переноса теоретических знаний в незнакомые ситуации» [4]. Научно- исследовательская  работа является показателем активности ученика, его умений увидеть новую проблему и решить ее своими силами, обеспечивает устойчивый интерес  к поиску и исследованиям. Знания, приобретаемые усилиями собственной мыслительной  деятельности, усваиваются учащимися осознанно и прочно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Глазкова О.В., Клеянкина М.К., Зайцев О.С. // Химия в школе. 1998,  №3. С. 37.

2.      Оржековский П.А. // Химия в школе. 1999, №6. С. 28.

3.      Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН, 1958. 34 с.

4.      Сурин Ю.В. // Химия в школе. 1996, №5. С. 63.

5.      Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М., 1984.  297с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

            Школьная научно-исследовательская деятельность – это сочетание приемов и методов, направленных на решение актуальных проблем, которые служат активизации познавательной деятельности учащихся. Научно-исследовательская работа учащихся – это практическая работа поискового характера, которая способствует расширению знаний учащихся, развитию их практических умений. В процессе создания естественнонаучных проектов у школьников возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению обширных знаний, обогащается умственная деятельность учащихся, развивается умение мыслить творчески

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 524 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 347
    • DOCX 43.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ким Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ким Елена Петровна
    Ким Елена Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7578
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 262 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек