- 03.10.2020
- 373
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
"Исследовательская работа в начальной школе"
Машакова Надежда Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная школа»
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Понимая, что именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, я решила заняться этой проблемой и определила для себя следующие цели и задачи.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
1. Выбор темы.
2. Постановка цели и задач.
3. Гипотеза исследования.
4. Организация исследования.
5. Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в исследовательской деятельности. Главными темами наших работ является краеведение.
Развития работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучение краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
Эта работа стала для родителей, дети которых писали исследовательские работы, интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делали фотографии, помогали подбирать информацию, готовили защиту своей работы. Работы получились очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
В 3-4 классах ученики уже сами могут выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, музеям, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, темы таких работ должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
Вообще, для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой учащимся.
Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
1. Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
3.Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы.
5. Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
9. Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Детям предлагается памятка.
Памятка юному исследователю.
Моё исследование.
1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование? «О жизни ..».
2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы? Что я узнал из литературы?
3. Цель. Что я хочу исследовать?
«Изучить…»
4.Задачи. Для чего я хочу провести исследование?
«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить литературу…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»
5. Дата и место проведения моего исследования. Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта.
6. Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт. Брал интервью, изучал архивные материалы.
7. Описание работы. Мои результаты исследования.
Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.
Работа сопровождается фотографиями, рисунками, вещественными доказательствами.
8. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…(Ответы на поставленные задачи).
Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …
Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…
Наше предположение подтверждается ( не подтверждается).
9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?
10. Кого я хочу поблагодарить?
11. Использованная литература.
12. Приложения.
Любая исследовательская работа должна быть защищена. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по важности основные идеи.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Результаты моей работы уже видны. Ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной детской библиотек, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Две ученицы моего класса Иванова Настя и Боброва Ксюша в прошлом учебном году приняли участие в школьной исследовательской конференции. Награждены грамотами за победу в номинации «Удачный дебют». Их исследовательская работа была посвящена заведующей школьным музеем Лешуковой Полине Павловне. Девочки задались вопросом, почему в задании к фото-викторине о Полине Павловне говорилось как о знаменитом человеке нашего края. Им удалось выяснить, что учительница всю жизнь посвятила изучению истории и культуры своей малой родины – лешуконской земли. В этом учебном году уже трое моих учеников работали над исследовательскими работами, готовя их к участию в районной исследовательской конференции. Ксюша продолжила работу об учителе – краеведе Лешуковой Полине Павловне, а Настю заинтересовал боевой путь своего прадедушки – Иванова Петра Петровича, участника трёх войн.
И ещё одна работа родилась у нас после поездки в д. Селище в дом – музей деда Мартына. Одну из учениц привлекла самодельная кукла. Она поинтересовалась у экскурсовода, кто её сделал. В ответ услышали, что жила в д. Селище мастерица кукол – Дорожкина Маврея Павловна, возможно, это её кукла. А у девочки тоже фамилия Дорожкина. Стали выяснять, уж не родственница ли она этой мастерице. Оказалось, это её прабабушка, мама дедушки. Родственники почти не общались, и поэтому Валя ничего про прабабушку не знала. Стало интересно, а прабабушкина ли это кукла. В ходе исследования удалось узнать, что прабабушка не только кукол мастерила, а ещё и замечательной певуньей была, сказки сказывала. Даже фольклорные экспедиции из Санкт-Петербурга приезжали и записывали бабушку.
Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
6 663 987 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Машакова Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.