Моя
малая родина. Село Кой.
Если скажут слово
- Родина,
Сразу в памяти
встает
Старый дом, в саду
- смородина,
Толстый тополь у
ворот.
У реки березка -
скромница
И ромашковый
бугор...
(З.
Александрова)
Первое упоминание о селе Кой относится
к 1238 году. В книге Василия Яна "Батый" читаем:
«Отряд Бату-xaнa прибыл в Углич, оттуда рекой
Корожечной поднялся вверх по течению до лесного поселка Кой. Третий отряд пошел
на город Мышкин и далее, пробираясь лесными дорогами, направился к верховьям
реки Мологи. Татары пытали на огне захваченных в пути крестьян, стараясь
выведать от них, где находится боевой стан князя Георгия владимирского. Мелкие
татарские отряды были разосланы Бату-ханом для разорения великого княжества
владимирского. Они жгли все встречные города и погосты. В начале марта Бату-хан
стоял в лесном поселке Кой, где нашел много сена, заготовленного к весеннему
сплаву. Темник Бурундай расположился в Бежецке. Оба уже знали, что где-то
невдалеке, среди дремучих лесов, собираются воинские силы великого князя
Георгия.»
В марте 2008 года исполнилось 770 лет битве на
реке Сить русских воинов с монголо-татарскими завоевателями.
Лаврентьевская летопись гласит: «Татары, эти окаянные кровопийцы, пленив
Владимир, пошли на великого князя Юрия. Одни пошли к Ростову, а другие к
Ярославлю, иные на Волгу, на Городец и пленили все на Волге до самого Галича
Мерьевского. Еще другие пошли на Переяславль и взяли его оттуда всю эту
землю и многие города до Торжка. И нет ни одного места, ни веси, ни села, где
бы не воевали татары на Суздальской земле. В один месяц взяли 14 городов, кроме
слобод и погостов». (Летопись по Лаврентьевкому списку. Изд. Археолог.
Комиссии. СПб, 1872).
История села.
Село Кой, известное с 15 века старинное торговое
село, находится в 25 км к юго-востоку от Сонково.
Кой был славен своими ярмарками. Обычно ярмарки
проводились на протяжении всего года и приурочены были к сезонным и церковным
праздникам. В селе Кой Сонковского района ярмарки проходили едва ли не каждое
воскресенье. На ярмарки стекался разный торговый люд из Рыбинска, Череповца,
Твери, Устюжны и даже из Новгорода. Торговали разным товаром. Село Кой
славилось конными ярмарками. Привозили лошадей отовсюду. Еще торговали птицей,
рыбой, свиньями, мукой и дегтем. Ярмарка в селе Кой сохранилась в памяти людей,
как яркое событие, как пёстрый праздник. Балаганы, качели, карусели, ледяные
горки зимой - без этого ярмарка не обходилась. Бойкие продавцы умели так
обрабатывать гулящий люд, что те и опомниться не успевали, как набирали
ненужные товары. К сожалению, память не донесла до нас имен остроумных
продавцов. Остались только их веселые присловия. Старейшая жительница села Кой
Кучина Александра Николаевна рассказывала, что богатые любили вечером в
праздники кататься на колясочках вдоль деревни. Это было яркое и красочное
зрелище, особенно на Пасху и на Масленицу. Лошадей наряжали, или, как здесь
говорят, “бантили”.
В селе было четыре храма, и у каждого свои прихожане.
Самой красивой была Церковь Троицы (1731 года с
оградой и воротами, с двумя рядами торговых рядов и часовней 1805 года),
построенная во имя Животворящей Троицы с благословения архиепископа ростовского
и ярославского Георгия. Строительство начато в 1721 году 20 января.
В храме служил священномученик Виктор Ильинский, родившийся 31
октября 1872 года в селе Кой Сонковского уезда Тверской губернии в семье
диакона Николая Ильинского. Он окончил учительские курсы в Новгородской
губернии и вернулся в родное село, где служил священником его отец. Виктор Николаевич
был учителем в церковно-приходской школе, а с 1906 года стал служить в храме
псаломщиком. В 1912 году он был рукоположен в сан диакона к той же церкви. Едва в 1918 году в России была установлена советская власть,
начались гонения на Православную Церковь. Отец Виктор первый раз был арестован
в 1920 году, обвинен в сокрытии излишков хлеба и приговорен к трем месяцам
заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Из заключения он вернулся в родное село. В
1927 году местные власти развернули кампанию по закрытию храма в селе Кой.
Диакон Виктор вместе с прихожанами энергично выступили с протестом против
действий властей. Около шестидесяти женщин отправились в сельсовет и
потребовали прекращения пропагандистской кампании по закрытию храма. Верующие
действовали столь уверенно и решительно, что властям пришлось уступить,
кампанию прекратить и от своих планов временно отказаться. ОГПУ стало искать
повод арестовать о. Виктора.
В 1930 году он был рукоположен в сан
священника ко храму в селе Кой. Сразу же после рукоположения власти арестовали
его и приговорили к восьми месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Отец Виктор из заключения вернулся в свой храм.
Преследования священника, однако,
не прекратились — в 1934 году о. Виктор был арестован по обвинению в сокрытии
церковных ценностей и мелкой разменной монеты. Его приговорили к двум годам
заключения в исправительно-трудовом лагере, но по состоянию здоровья в 1935
году он был освобожден и вернулся в родное село.
В марте 1936 года сотрудники НКВД
произвели в храме обыск и изъяли церковные регистрационные книги родившихся,
бракосочетавшихся и умерших.
Священнику был учинен допрос по поводу
найденных книг. Отец Виктор ответил, что записи велись по долгу его
священнической службы на основании распоряжения благочинного протоиерея Николая
Троицкого и епархиального архиерея архиепископа Фаддея. На
этот раз священника не арестовали. Отец Виктор продолжал служить в храме И к
1937 году число постоянных прихожан значительно увеличилось. 12 ноября 1937
года о. Виктор был арестован и заключен в тюрьму в Бежецке. Священник
Виктор Ильинский был расстрелян 27 ноября 1937 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и
Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной
Церкви в августе 2000 года.
В XIX – начале XX века селом
владели дворяне Пономаревы: Николай Иванович, камер-юнкер, и его дети Николай,
полковник, Александр, поручик, Александра (баронесса Дризен).
В состав имения Пономаревых входили село Шолтомеж,
деревни Ботовицы, Глибени, Елупово, Павлово, Старово.
В их имении было открыто училище, при имении был сад
и при нем две каменные бабы.
С приходом Советской власти на территории Койской
волости созданы "голодные комитеты" (прообраз комбедов). В 1929 в
селе образована коммуна "Труд", в 1931 – колхоз, которому
впоследствии было присвоено имя П.В. Майорова.
Пётр Васильевич Майоров родился в деревне Корино
Сонковского района Тверской области 3 июля 1889 года. Окончил 4 класса
церковно-приходской школы. В 14 лет уехал в Петроград и поступил на завод
«Новый Лессер», там же вступил в марксистский рабочий кружок. В 1914 году
организует Тверское земличество , возглавляет отряд рабочей милиции. Майоров
участвует в штурме Зимнего дворца. Делегат Второго Всероссийского съезда
Советов от Кашинского уезда Тверской губернии. Член ВЦИК. 20 января 1919 погиб
на Уральском фронте. Именем П.В. Майорова назван проспект в Санкт-Петербурге.
К сожалению, Кой за последние десятилетия из большого
ярмарочного села с четырьмя храмами и часовней, с не одной тысячей населения
превратился в деревню сотни на 2-3 человек.
Особенно тяжелыми для села и крестьян выдались годы
Великой Отечественной войны. Мужчины ушли на фронт, дома остались только
женщины, дети и старики. На их плечи и легла вся работа. И хотя фронт не дошел до
села, здесь было не легче, чем на передовой: надо было работать в поле,
ухаживать за скотиной. А лошадей на селе не оставалось, они тоже были на
фронте. Все приходилось делать вручную. Кроме того, молодых девушек и женщин, а
также подростков направляли то на рытье окопов по Тверь, то на лесозаготовки,
то на торфоразработки.
Окончилась война. Немногие вернулись с фронта. В
каждой семье не досчитались отца, брата или сына. На деньги односельчан в 1975
году в Кою был открыт памятник Скорбящей матери. Ежегодно односельчане 9 мая
приходят к памятнику, чтобы отдать дань памяти погибшим. Дети приносят цветы.
Цветы возлагают и к небольшому памятнику на сельском кладбище. Это могила двух
летчиков, похороненных в Кою в 1941 году. Долгое время могила была безымянной.
Учащиеся Койской восьмилетней школы искали имена летчиков. Их старания не
прошли бесследно. Из письма, пришедшего из Центрального архива Министерства
Обороны СССР в апреле 1988 года, они узнали фамилии погибших воинов: Марчишина
и Баранова.
Любимый учитель А. С. Пушкина.
Куницыну
дань сердца и вина!
Он создал
нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен
им краеугольный камень,
Им чистая
лампада возжена...
(А.
С. Пушкин)
Вот уже много лет в России ежегодно проводятся
Пушкинские праздники, и. когда речь заходит о самых дорогих и близких поэту
людях, всегда вспоминают нашего земляка Александра Куницына, его любимого
лицейского учителя.
По воспоминаниям лицеиста Ивана Пущина, «Пушкин,
охотнее всех других классов занимался в классе Куницына».
Александр Петрович Куницын родился в 1783 году в селе
Кой. Его отец служил дьячком в местной Троицкой церкви. Первым учебным
заведением, где Александр Куницын постигал азы науки, было Кашинское духовное
училище. Потом он продолжает учебу в Тверской семинарии. В 1803 году Куницына,
как одного из лучших учеников семинарии, направляют продолжать учиться в
престижный Санкт-Петербургский педагогический институт. В 1807 году он
заканчивает этот институт по курсу нравственно-политических наук. Вскоре его
«за отличные успехи и примерное добронравие» посылают для совершенствования
знаний за границу — сперва в Германию, а потом во Францию. Александр Петрович
слушает лекции в Геттенгенском и Парижском университетах.
Вернувшись на родину и получив звание
адъюнкт-профессора в 1811 году 17 августа определяется на службу в
Царскосельский лицей, основанный императором Александром I. 19 октября на
церемонии открытия лицея профессор политических и нравственных наук А.П.
Куницын, обращаясь к лицеистам, сказал: «Любовь к славе и Отечеству должны быть
вашими руководителями». Этот день навсегда сохранился в памяти Пушкина. В 1836
году, по случаю 25-летия со дня открытия лицея, в стихотворении «19 октября» он
напишет:
Вы помните:
Когда возник Лицей,
Как царь для нас
Открыл чертог царицын,
И мы пришли.
И встретил нас Куницын
Приветствием меж
Царственных гостей…
Полный курс лекций Куницына был весьма обширен,
состоял из 12 циклов. Он читал лицеистам лекции по психологии, логике, этике.
Но особый интерес у слушателей вызывали его юридические лекции по праву
естественному, праву гражданскому, праву финансовому и праву уголовному.
На своих лекциях профессор Куницын говорил лицеистам о
цели общества, об идеалах добра, свободы и справедливости, о правах и
обязанностях правительства, осуждал тиранию, отмечал решающую роль народа в
выборе власти. Слова его об уважении к простому человеку, о свободе и равенстве
всех граждан страны перед законом, о необходимости отменить крепостное право в
России навсегда запомнились его ученикам.
Прогрессивные взгляды Куницына привели к тому, что в
1821 году он был смещен с занимаемых им должностей в лицее и уволен со службы
по Министерству народного просвещения. Поводом для расправы с Куницыным
послужила его книга «Право естественное». Эта книга была запрещена, так как, по
мнению правительства, в ней содержались мысли «весьма вредные, противоречащие
истинам христианства и клонящиеся к ниспровержению всех связей семейственных и
государственных».
Главная книга Куницына «Историческое изображение
древнего производства в России» вышла в свет через три года после его смерти.
Умер Александр Петрович Куницын 1 августа 1840 года и похоронен в Петербурге на
Георгиевском кладбище (Большая Охта). Ныне, к сожалению, его могила утеряна. Но
память о нем жива. Наш земляк по праву вошел в историю России хотя бы уже
потому, что научил свободомыслию Пушкина.
Народное образование.
В 1829 году в имении Николая Ивановича Пономарева в
селе Кой открылась школа (училище). Дети крепостных крестьян получили
возможность учить грамоту. Занятия в школе проводили дьякон и дьячок Троицкой
церкви и обучали они детей арифметике, чистописанию, грамматике, чтению
гражданскому и церковному, закону Божьему и нотному пению. За свой труд они
получали в год 38 рублей серебром, а обучали 35 мальчиков. Содержали же школу
на народные средства, то есть собранные «с миру» - 50 рублей серебром в год.
В 1905 году для школы было построено новое просторное
здание. Школа была преобразована во второклассную, то есть начальную школу и
педагогическое училище. С тех пор до 2012 года дети села Кой и близлежащих
деревень получали знания в нашей школе. В июне 2012 года школу закрыли. Оставалось
всего 2 года до юбилея образования в районе…
Список использованных материалов:
1. Летопись
по Лаврентьевкому списку. Изд. Археолог. Комиссии. СПб, 1872
2. http://valuh.livejournal.com/
3. http://forum.vgd.ru/1/9548/
4. http://ru.wikipedia.org/wiki
5. http://selo-koi.narod.ru/
6. http://www.savelrr.ru/poselenie-sonkovo.html
7. http://www.sonkovo.ru/
8. http://sobory.ru/article/?object=20733
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.