МБОУ ДОД Дворец творчества детей и
молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей
им. Ю.А. Жданова
Наименование секции: «Жизнь и творчество
М.А.Шолохова»
Исследовательская работа
Тема: «Роль примет в романах «Тихий дон»,
«Поднятая целина» М.А.Шолохова»
Автор работы:
Чернявская Юлия, 10 класс,
МБОУ Верхнедонская гимназия.
Руководитель:
Харченко Лилия Николаевна,
учитель физики
МБОУ Верхнедонской гимназии.
ст. Казанская
2014 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………..…
… ….1
Глава
1. Погодные приметы в творчестве М.А.Шолохова …………… ..2
Выводы
по 1 главе……………………………………………….……… … .….5
Глава
2. Приметы в описании политических событий на Дону на рубеже
19-20
веков…… …………………………………..…… …..5
Выводы
по 2 главе………………………………………………………… … ...6
Глава
3. Сновидения героев Шолохова …………………………… …. 6
Выводы
по 3 главе………………………………………………………… …...7
Глава
4. Обрядовые приметы – пророчество судьбы героев романа …… …..7
Выводы
по 4 главе…………………………………………… ………… … … .8
Глава
5
8
Выводы
по 5 главе
8
Заключение……………………………………………
……………… …… ….9
Список
источников…………………………………… ……………… …… 10
Введение
Проблема.
Однажды в библиотеке я стала свидетелем разговора библиотекаря и учителя
географии. Они обсуждали местные погодные приметы. Например: «Если на горе лес
почернел, жди оттепели». Или: «Туча идет из-за горы – будет дождь». Я
вспомнила, что у М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон» тоже встречаются приметы,
связанные с горой. Я решила перечитать роман, с тем чтобы узнать какие еще
приметы упоминаются в произведениях Шолохова?
Тема.
Роль примет в романах «Тихий дон», «Поднятая целина» М.А.Шолохова.
Актуальность.
Наше поколение отдалилось от природы. Но все же в последнее время набирает силу
стремление людей жить в единстве с природой. У М.А.Шолохова мы можем научиться
наблюдать за природой, применять во благо все ее подсказки.
Цель:
понять, какое значение имели приметы в жизни героев М.А. Шолохова, с какой
целью автор вводит в свои романы приметы.
Задачи:
1) фиксировать приметы в текстах романов «Тихий Дон» и
«Поднятая целина»;
2) анализировать и систематизировать собранный материал;
3) грамотно изложить ход и результаты исследования;
4) сформулировать выводы.
Гипотеза:
использование М.А. Шолоховым примет стало одним из
способов передачи другим поколениям знаний о сути народной жизни, народном
сознании и духовном мировосприятии, об историческом опыте, накопленном
казачеством, его традициях и жизненном укладе.
Объект
исследования: романы М. А. Шолохова «Поднятая
целина» и «Тихий Дон».
Предмет
исследования: приметы.
Методы
исследования:
-
анализ источников информации (художественной, научной литературы);
-
сравнение, сопоставление данных по проблеме исследования.
Ожидаемый
результат. Исследование поможет лучше понять отношение
к приметам казаков начала двадцатого века.
Практическая
значимость. Моя работа помогла мне понять, что жизни
нужно учиться у самой жизни.
Также
моя работа может быть полезна одноклассникам на уроках литературы, Доноведения,
как пример литературного исследования.
Начало
исследования.
Читая
роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон», я обратила внимание на
строки: «Из-за горы в белом величавом безмолвии вставали вершины белых
клубящихся туч. От Дона, почти касаясь земли раздвоенными остриями крыл,
чертили воздух ласточки, и далеко – далеко в синем поднебесье парил, уходя от
подступавшей грозы, степной подорлик» [кн.4, ч.7, гл 4]. Это описание
предгрозового пейзажа напомнило мне примету, бытующую у нас в станице Казанской:
«Туча идет с Задонской горы – будет дождь».
У
меня возник вопрос, какие еще приметы знает и использует автор в своих романах «Поднятая
целина» и «Тихий Дон»? Я продолжила чтение произведений Шолохова, отмечая в тексте
приметы.
Разнообразие
примет в романах меня заинтересовало, и я решила разобраться с самим понятием -
«примета». Ожегов С.И. толкует это слово так: « Примета - явление, случай,
который в народе считают предвестием чего-нибудь» [«Толковый словарь русского
языка»]. Ушаков Д.Н. уточняет – «Примета - в суеверных представлениях –
признак, предвещающий что-либо» [«Большой толковый словарь современного
русского языка»]. В издании «Приметы-подсказки на все случаи жизни» (составитель
Воробьев К.В) я нашла деление примет на погодные, обрядовые, бытовые, предрассудки.
Я бы в этот ряд добавила и сонники, потому что вера в сновидения очень близка
вере в приметы.
Глава 1. Погодные приметы
в творчестве М.А.Шолохова
М.А.Шолохов в романах редко использует
само слово «примета» или ее формулировку, бытующую в просторечии. Чаще я нахожу
приметы в описаниях состояний природы: необыкновенно художественных и необычайно
точных, в плане предсказания погоды.
«Февраль.… Жмут, корежат, землю холода. В
белом морозном накале встает солнце. Из труб куреней по утрам строевым лесом
высятся оранжевые столбы дыма» [«Поднятая целина», кн.1, гл.14]. Это
иллюстрация к примете: «Дым из трубы идет вверх, к морозной, солнечной погоде».
В романе «Тихий Дон» я нашла примету о
рыбалке интересную для меня, дочери заядлого рыболова: «- Не будет, батя, дела…
месяц на ущербе…
- Сазан, он разно берет. И на ущербе иной
раз возьмется» [кн.1,ч.1, гл.2]
Автор неоднократно опирается на примету,
связанную с горой: «А над хутором шли дни, сплетаясь с ночами, текли недели,
ползли месяцы, дул ветер, на погоду гудела гора, и, застекленный осенней
прозрачной лазурью, равнодушно шел к морю Дон» [(«Тихий Дон», кн.1, ч.2, гл.3].
Я считаю, что пейзажи Шолохова очень
символичны. Дон символизирует вечность, незыблемость бытия, степь обозначает жизнь
человека с его рождением, расцветом, угасанием. Гора - как колокол - гудит,
звенит, предвещает, предупреждает о грозе, войне, переменах в природе, в укладе
жизни. Но ведь колокол - символ России, думаю, что для Шолохова и его героев,
гора – символизирует родные хутора и станицу Вешенскую.
Большинство погодных примет в романах
Шолохова, предсказывают дождь и ненастье. Думаю – казаки обращали внимание,
именно на эти приметы, чтобы знать виды на урожай, предвидеть способы его
сохранения и использования.
В романе «Поднятая целина» отметила художественную
формулировку известной приметы «Ведро на месяце держится – быть дождям»: «Месяц
был чеканно-тонкий, пологий, суливший обильные дожди…», дочитываю предложение и
отмечаю еще одну всем известную примету «В мае дождь и гром и не нужен агроном»
- «…и Яков Лукич, взглянув на него, окончательно утвердился в мысли: «Быть
урожаю!» [кн.1, гл.1]
Интерес
автора и его героев к погоде находит отражение в языке народа и народных
приметах, которые подчеркивают накопленный казачеством опыт общения с природой,
его наблюдательность и склонность к суевериям.
Выводы по 1 главе
1. Использование примет для объяснения
закономерностей окружающего мира помогает М.А. Шолохову показать связь своих
героев с природой.
2. Художественное описание многих погодных
примет позволило М. А. Шолохову усилить образность в передаче красоты природы.
3. Читая произведения М. А. Шолохова, я
нахожу в тексте описание родной степи и реки, слышу знакомые мне диалектные
слова, вижу подтверждение приметам. Все это делает его творчество близким,
интересным мне, как представителю современного поколения.
Глава 2. Приметы в описании политических
событий
на Дону на рубеже 19-20 веков
Данная
глава посвящена приметам-предзнаменованиям, использование которых М.А.Шолоховым,
подчеркивает предсказуемость описываемых событий, их естественность, какими бы
страшными они не были.
В
сборнике примет Воробьева В.К. есть примета: «Сыч вещает о предстоящей войне и
гибели людей». Шолохов, наверное, знал эту примету и исподволь готовит читателя
к перелому в мирной жизни казачества: «По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие
и страшные висели над хуторами крики, а сыч с колокольни перелетел на кладбище,
стонал над бурыми затравевшими могилами.
-
Худому быть, - пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски…
-
Добра не жди, с церкви к мертвецам слетает». [«Тихий Дон», кн.1, ч.3, гл.1]
На уроках литературы Дона нам говорили, что
приметы дают представление о духовной жизни народа. Вначале я с этим не
согласилась, но вот читаю строки о подтелковцах незадолго до их гибели. Они не
ругают врагов, не клянут судьбу. Подтелковцы «говорили о семьях, о родных, о
близких… Говорили о том, что хлеба хороши – грач в пшенице уже схоронится – и
не видно." [Тихий Дон», кн.2, ч.5, гл.2)] Примета о предстоящем урожае в
ожидании смерти? Это удивило меня, я восхитилась этими простыми, грубыми
людьми. Хлеб – вот главная их ценность! Но так и должно быть в крестьянской
среде. И на смерть подтелковцы идут ради спокойной, сытой и мирной жизни. Эта
примета помогла мне понять, почему необученная армия рабочих и крестьян
одержала победу над регулярными войсками белой армии.
Вывод по 2 главе
М.А.Шолохов
использовал приметы, описывая все стороны жизни казачества: от природных
изменений до политических.
Глава 3. Сновидения героев Шолохова
Сон
является ключевым местом для понимания произведения в целом. Ничего не
значащим, «лишним» в художественном тексте он быть не может, тем более в таких
произведениях, как «Тихий Дон» и «Поднятая целина».
У
Шолохова я нашла несколько отрывков, описывающих сновидения. Судя по всему, в
начале 20 века многие верили в сны. Снам верит, никому не верящий, храбрый воин
Григорий. Им верит крепко стоящий на ногах Яков Лукич и балагур Щукарь.
Мучительные
поиски истины приводят Григория Мелехова то в белогвардейские ряды, то в
Красную Армию. Сражаясь в рядах белогвардейцев, он не может не видеть
презрительного отношения к казакам, их жестокость. Григорию снятся скверные
сны. В них он убегает от преследующего его врага: «немолодого смуглого
красноармейца». Этот сон предшествует серьезному решению Григория «уклониться
от прямого участия в сражении с красными». Я считаю, что автор, вводя в текст
описание сна Григория, показывает, как в Григории подспудно зреют сомнения в
правоте своих действий. В нем «словно что-то сломалось… Еще никогда до этого не
чувствовал он с такой предельной ясностью всю никчемности происходящего, … он
неясно думал, что казаков с красными ему не примирить, …а защищать чуждых ему
по духу, враждебно настроенных людей … - больше не хотел и не мог» [«Тихий
Дон», кн.4, ч.7, гл. 11].
Григорий чувствует, что и у
красных, и у белых есть своя правда, потому и мечется между двух огней, пытаясь
понять, на чьей стороне истина. Но ни тем, ни другим Мелехов с его обостренным
чувством справедливости не нужен. Разрыв Григория с народом, Шолохов передал в
сновидении Мелехова, в котором «полк пошел в атаку без него» [«Тихий Дон», кн.4,
ч.8, гл.6].
Приводя сны Григория, автор
подчеркивает, что герой находится в состоянии нравственного выбора. Днем и
ночью мысли его заняты неустанным поиском истины.
Якову
Лукичу из «Поднятой целины» приснилось, «что он бродит по какой-то плантации,
под руководством одетых в белое женщин и рвет помидоры». «И сам Яков Лукич и
все окружающие его казаки почему-то голые» [«Поднятая целина», ч.2, гл.42].
Обращаюсь к соннику: увидеть себя голым - к болезни, женщины в белом – к
болезни.
Эти
дурные сны предшествовали страшному деянию Якова Лукича, обречению на голодную
смерть родной матери. Конечно, читатель понимает, что не сон явился тому
причиной. Сон предупредил Лукича о грозящей опасности, и Лукич жертвует матерью,
спасая свою жизнь.
Вывод по 3 главе
Сны
героев романов М.А.Шолохова позволяют лучше понять их характеры, причины
поступков, отношение к людям и к себе.
Глава 4. Обрядовые приметы – предсказание судьбы
героев романа «Тихий Дон»
М.А.Шолохов
знает немало примет и поверий, связанных с толкованием будущей семейной жизни
молодоженов. В романе «Тихий Дон», есть несколько примет, в которые верили наши
предки. Шолохов даёт толкование только двум: когда сваха ёрзает по табурету,
потому что «её колол украденный в сенцах и сунутый под кофту веник: по
приметам, сваты, укравшие у невесты веник, не получают отказа», и когда кто-то
«в день свадьбы всыпал Григорию за голенище сапога горсть пшена: для того,
чтобы не сделалось чего с женихом с дурного глаза» [«Тихий Дон», кн.1, ч.1, гл.15].
И
все же несчастливая семейная жизнь Григория и Натальи предрешена. Есть в сценах
описания свадьбы интересные редкие свадебные приметы – предупреждения. В
«Большом словаре примет» Никитиной Т.Г в разделе «Свадьба» читаю: «Споткнуться
о порог, задеть за порог при входе в дом невесты во время сватовства – к
серьёзной неудаче». В романе отец Григория перед сватовством «спешил, боясь
утратить припасённую дорогой смелость. Он споткнулся о высокий порожек, зашиб
хромую ногу и, морщась от боли, буйно затоптал по вымытым сходцам» [«Тихий
Дон», кн.1, ч.1, гл.15]. Да, конечно, старик Мелехов спешил, потому и
споткнулся, но ведь в обыденном наши предки видели и необычное, отмечали
закономерность последующих событий.
Еще
одна примета из словаря Никитиной: «Дождь и гром с молнией на свадьбу – к
разладу». В романе в сцене, когда Григорий и Наталья выходят из церкви на
паперть, «где-то за Доном синё вилась молния, находил дождь…»[«Тихий Дон», кн.1,ч.1,
гл 21]. Спустя несколько лет именно во время грозы Наталья проклянёт Григория
за те муки, которые он ей причинил. А по примете: «Если гром или молния
сопутствуют произнесенным словам – это знак беды».
Выводы по 4 главе
1.
Обрядовые приметы в романе «Тихий Дон» указывают на обреченность брака Григория
Мелехова, его трагическую судьбу.
2.
Использование обрядовых примет способствует выражению художественного замысла
романа – подчеркивает историческую глубину культуры донских казаков.
Глава
5. Роль примет в формировании нравственной системы общества
Читая
Шолохова, начинаешь осознавать простую истину, что высший смысл человеческого
бытия – это созидательный труд, забота о детях, любовь, которая согревает души
и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные
общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.
В
романе «Тихий Дон» нашла несколько примет, в которых выражается нравственная
позиция:
-будь
скромным, сдержанным в проявлении чувств («Ох, будет тебе! Ты как не перед добром
расходилась!» - Наталья Дарье [ч.7, гл.13];
- не желай зла ближнему своему («-
Господи, накажи его проклятого! Срази насмерть! - несколько секунд Ильинична с
суеверным ужасом смотрела на сноху.
- Проси у бога прощения! Ох, великий
грех...») [ч.7, гл 16];
-не торопи события, будь терпеливым («Чего
мы с тобой раньше времени загадывать будем!» - Григорий денщику Прохору).
В
этих коротких, но емких фразах – нравственные устои казачьей старины, которыми
и в наше время нельзя пренебрегать. В моей семье эти правила сами собой
разумеются. Эти евангельские заповеди, как и сто лет назад в каждой казачьей
семье, внушала бабушка моей маме, а мама – мне.
Вывод по 5 главе
1. Введение
примет в романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» призвано подчеркнуть духовное
богатство, …..
Заключение
1.
Традиции, обряды, приметы казачьей старины - это действующие лица в
исторических событиях, описываемых М.А.Шолоховым
в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина».
2.
Казаки очень суеверны: верят в разные приметы, в сновидения. У них свои обряды:
предсвадебные и свадебные, родины, крестины, казаки
неукоснительно следуют всем их канонам.
3.
Приметы в романах определяют самобытные характеры героев, обнажают
их социально-психологическую глубину, нравственную ценность.
4.
Использование автором примет в произведениях «Тихий Дон» для меня стало
«зацепкой», стимулом к данному исследованию.
5.
В будущем, по материалам романов Шолохова надеюсь исследовать другие сферы
взаимодействия казаков с природой: от норм морали и принципов воспитания до
особенностей врачевания и кухни донских казаков начала XX
века.
Список
литературы
1.
Никитина Т.Г., Иванова Н.Н., Рогалева Е.И. Большой словарь примет. Издательство
АСТ, 2009. – 688 с.
2.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, Русский язык, 1975. - 846 с.
3.
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Москва:
Альта-принт, 2007. – 1239с
4.
Шолохов М.А. Тихий Дон. В 2 т. Москва: Дрофа, 2003. – 688 с.
5.
Шолохов М.А. Поднятая целина. Москва: Дрофа, 2003. – 640 с.
6.
Приметы-подсказки на все случаи жизни. Составитель Воробьев К. В.
Санкт-Петербург, Невский проспект, 2003. – 273с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.