Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИсследовательская работа: «Роль примет в романах «Тихий дон», «Поднятая целина» М.А.Шолохова»

Исследовательская работа: «Роль примет в романах «Тихий дон», «Поднятая целина» М.А.Шолохова»

Скачать материал

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону

Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова

 

 

Наименование секции: «Жизнь и творчество М.А.Шолохова»

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

Тема: «Роль примет в романах «Тихий дон», «Поднятая целина» М.А.Шолохова»

 

 

 

 

 

 

Автор  работы:

Чернявская Юлия, 10 класс,

МБОУ Верхнедонская гимназия.

 

 Руководитель:

Харченко Лилия Николаевна,

учитель физики

МБОУ Верхнедонской гимназии.

 

 

 

 

 

ст. Казанская

2014 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…               …     ….1

Глава 1. Погодные приметы в творчестве М.А.Шолохова ……………                      ..2

Выводы по 1 главе……………………………………………….………               … .….5

Глава 2. Приметы в описании политических событий на Дону на рубеже

19-20 веков……     …………………………………..……                                        …..5

Выводы по 2 главе…………………………………………………………              … ...6

Глава 3. Сновидения героев Шолохова      ……………………………                  ….   6

Выводы по 3 главе…………………………………………………………               …...7

Глава 4. Обрядовые приметы – пророчество судьбы героев романа ……             …..7

Выводы по 4 главе……………………………………………             ………… …  … .8

Глава 5                                                                                                                                  8

Выводы по 5 главе                                                                                                              8

Заключение……………………………………………             ……………… ……   ….9

Список источников……………………………………           ……………… ……       10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема. Однажды в библиотеке я стала свидетелем разговора библиотекаря и учителя географии. Они обсуждали местные погодные приметы. Например: «Если на горе лес почернел, жди оттепели». Или: «Туча идет из-за горы – будет дождь». Я вспомнила, что у М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон» тоже встречаются приметы, связанные с горой. Я решила перечитать роман, с тем чтобы узнать  какие еще приметы упоминаются в произведениях Шолохова?

Тема. Роль примет в  романах «Тихий дон», «Поднятая целина» М.А.Шолохова.

Актуальность. Наше поколение отдалилось от природы. Но все же в последнее время набирает силу стремление людей жить в единстве с природой. У М.А.Шолохова мы можем научиться наблюдать за природой, применять во благо все ее подсказки.

Цель: понять, какое значение имели приметы в жизни героев М.А. Шолохова, с какой целью автор вводит в свои романы приметы.

Задачи: 1) фиксировать приметы в текстах романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина»;

                2) анализировать и систематизировать собранный материал;

                3) грамотно изложить ход и результаты исследования;

                4) сформулировать выводы.

Гипотеза: использование М.А. Шолоховым примет стало одним из способов передачи другим поколениям знаний о сути народной жизни, народном сознании и духовном мировосприятии, об историческом опыте, накопленном казачеством, его традициях и жизненном укладе.

Объект исследования: романы М. А. Шолохова «Поднятая целина» и «Тихий Дон».

Предмет исследования: приметы.

Методы исследования:

- анализ источников информации (художественной, научной литературы);

- сравнение, сопоставление данных по проблеме исследования.

Ожидаемый результат. Исследование поможет лучше понять отношение к приметам казаков начала двадцатого века.

Практическая значимость. Моя работа помогла мне понять, что жизни нужно учиться у самой жизни.

Также моя работа может быть полезна одноклассникам на уроках литературы, Доноведения, как пример литературного исследования.

Начало исследования.

Читая роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон», я обратила внимание на строки: «Из-за горы в белом величавом безмолвии вставали вершины белых клубящихся туч. От Дона, почти касаясь земли раздвоенными остриями крыл, чертили воздух ласточки, и далеко – далеко в синем поднебесье парил, уходя от подступавшей грозы, степной подорлик» [кн.4, ч.7, гл 4]. Это описание предгрозового пейзажа напомнило мне примету, бытующую у нас в станице Казанской: «Туча идет с Задонской горы – будет дождь».

У меня возник вопрос, какие еще приметы знает и использует автор в своих романах «Поднятая целина» и «Тихий Дон»? Я продолжила чтение произведений Шолохова, отмечая в тексте приметы.

Разнообразие примет в романах меня заинтересовало, и я решила разобраться с самим понятием - «примета». Ожегов С.И. толкует это слово так: « Примета - явление, случай, который в народе считают предвестием чего-нибудь» [«Толковый словарь русского языка»]. Ушаков Д.Н. уточняет – «Примета - в суеверных представлениях – признак, предвещающий что-либо» [«Большой толковый словарь современного русского языка»]. В издании «Приметы-подсказки на все случаи жизни» (составитель Воробьев К.В) я нашла деление примет на погодные, обрядовые, бытовые, предрассудки. Я бы в этот ряд добавила и сонники, потому что вера в сновидения очень близка вере в приметы.

 

Глава 1. Погодные приметы в творчестве М.А.Шолохова

М.А.Шолохов в романах редко использует само слово «примета» или ее формулировку, бытующую в просторечии. Чаще я нахожу приметы в описаниях состояний природы: необыкновенно художественных и необычайно точных, в плане предсказания погоды.

«Февраль.… Жмут, корежат, землю холода. В белом морозном накале встает солнце. Из труб куреней по утрам строевым лесом высятся оранжевые столбы дыма» [«Поднятая целина», кн.1, гл.14]. Это иллюстрация к примете: «Дым из трубы идет вверх, к морозной, солнечной погоде».

В романе «Тихий Дон» я нашла примету о рыбалке интересную для меня, дочери заядлого рыболова: «- Не будет, батя, дела… месяц на ущербе…

- Сазан, он разно берет. И на ущербе иной раз возьмется» [кн.1,ч.1, гл.2]

Автор неоднократно опирается на примету, связанную с горой: «А над хутором шли дни, сплетаясь с ночами, текли недели, ползли месяцы, дул ветер, на погоду гудела гора, и, застекленный осенней прозрачной лазурью, равнодушно шел к морю Дон» [(«Тихий Дон», кн.1, ч.2, гл.3].

Я считаю, что пейзажи Шолохова очень символичны. Дон символизирует вечность, незыблемость бытия, степь обозначает жизнь человека с его рождением, расцветом, угасанием. Гора - как колокол - гудит, звенит, предвещает, предупреждает о грозе, войне, переменах в природе, в укладе жизни. Но ведь колокол - символ России, думаю, что для Шолохова и его героев, гора – символизирует родные хутора и станицу Вешенскую.

Большинство погодных примет в романах Шолохова, предсказывают дождь и ненастье. Думаю – казаки обращали внимание, именно на эти приметы, чтобы знать виды на урожай, предвидеть способы его сохранения и использования.

В романе «Поднятая целина» отметила художественную формулировку известной приметы «Ведро на месяце держится – быть дождям»: «Месяц был чеканно-тонкий, пологий, суливший обильные дожди…», дочитываю предложение и отмечаю еще одну всем известную примету «В мае дождь и гром и не нужен агроном» - «…и Яков Лукич, взглянув на него, окончательно утвердился в мысли: «Быть урожаю!» [кн.1, гл.1]

Интерес автора и его героев к погоде находит отражение в языке народа и народных приметах, которые подчеркивают накопленный казачеством опыт общения с природой, его наблюдательность и склонность к суевериям.

Выводы по 1 главе

1. Использование примет для объяснения закономерностей окружающего мира помогает М.А. Шолохову показать связь своих героев с природой.

2. Художественное описание многих погодных примет позволило М. А. Шолохову усилить образность в передаче красоты природы.

3. Читая произведения М. А. Шолохова, я нахожу в тексте описание родной степи и реки, слышу знакомые мне диалектные слова, вижу подтверждение приметам. Все это делает его творчество близким, интересным мне, как представителю современного поколения.

 

Глава 2. Приметы в описании политических событий

на Дону на рубеже 19-20 веков

Данная глава посвящена приметам-предзнаменованиям, использование которых М.А.Шолоховым, подчеркивает предсказуемость описываемых событий, их естественность, какими бы страшными они не были.

В сборнике примет Воробьева В.К. есть примета: «Сыч вещает о предстоящей войне и гибели людей». Шолохов, наверное, знал эту примету и исподволь готовит читателя к перелому в мирной жизни казачества: «По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хуторами крики, а сыч с колокольни перелетел на кладбище, стонал над бурыми затравевшими могилами.

- Худому быть, - пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски…

- Добра не жди, с церкви к мертвецам слетает». [«Тихий Дон», кн.1, ч.3, гл.1]

На уроках литературы Дона нам говорили, что приметы дают представление о духовной жизни народа. Вначале я с этим не согласилась, но вот читаю строки о подтелковцах незадолго до их гибели. Они не ругают врагов, не клянут судьбу. Подтелковцы «говорили о семьях, о родных, о близких… Говорили о том, что хлеба хороши – грач в пшенице уже схоронится – и не видно." [Тихий Дон», кн.2, ч.5, гл.2)] Примета о предстоящем урожае в ожидании смерти? Это удивило меня, я восхитилась этими простыми, грубыми людьми. Хлеб – вот главная их ценность! Но так и должно быть в крестьянской среде. И на смерть подтелковцы идут ради спокойной, сытой и мирной жизни. Эта примета помогла мне понять, почему необученная армия рабочих и крестьян одержала победу над регулярными войсками белой армии.

Вывод по 2 главе

 М.А.Шолохов использовал приметы, описывая все стороны жизни казачества: от природных изменений до политических.

 

 Глава 3. Сновидения героев Шолохова

Сон является ключевым местом для понимания произведения в целом. Ничего не значащим, «лишним» в художественном тексте он быть не может, тем более в таких произведениях, как «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

У Шолохова я нашла несколько отрывков, описывающих сновидения. Судя по всему, в начале 20 века многие верили в сны. Снам верит, никому не верящий, храбрый воин Григорий. Им верит крепко стоящий на ногах Яков Лукич и балагур Щукарь.

Мучительные поиски истины приводят Григория Мелехова то в белогвардейские ряды, то в Красную Армию. Сражаясь в рядах белогвардейцев, он не может не видеть презрительного отношения к казакам, их жестокость. Григорию снятся скверные сны. В них он убегает от преследующего его врага: «немолодого смуглого красноармейца». Этот сон предшествует серьезному решению Григория «уклониться от прямого участия в сражении с красными». Я считаю, что автор, вводя в текст описание сна Григория, показывает, как в Григории подспудно зреют сомнения в правоте своих действий. В нем «словно что-то сломалось… Еще никогда до этого не чувствовал он с такой предельной ясностью всю никчемности происходящего, … он неясно думал, что казаков с красными ему не примирить, …а защищать чуждых ему по духу, враждебно настроенных людей … - больше не хотел и не мог» [«Тихий Дон», кн.4, ч.7, гл. 11].

Григорий чувствует, что и у красных, и у белых есть своя правда, потому и мечется между двух огней, пытаясь понять, на чьей стороне истина. Но ни тем, ни другим Мелехов с его обостренным чувством справедливости не нужен. Разрыв Григория с народом, Шолохов передал в сновидении Мелехова, в котором «полк пошел в атаку без него» [«Тихий Дон», кн.4, ч.8, гл.6].

Приводя сны Григория, автор подчеркивает, что герой находится в состоянии нравственного выбора. Днем и ночью мысли его заняты неустанным поиском истины.

Якову Лукичу из «Поднятой целины» приснилось, «что он бродит по какой-то плантации, под руководством одетых в белое женщин и рвет помидоры». «И сам Яков Лукич и все окружающие его казаки почему-то голые» [«Поднятая целина», ч.2, гл.42]. Обращаюсь к соннику: увидеть себя голым - к болезни, женщины в белом – к болезни.

Эти дурные сны предшествовали страшному деянию Якова Лукича, обречению на голодную смерть родной матери. Конечно, читатель понимает, что не сон явился тому причиной. Сон предупредил Лукича о грозящей опасности, и Лукич жертвует матерью, спасая свою жизнь.

Вывод по 3 главе

Сны героев романов М.А.Шолохова позволяют лучше понять их характеры, причины поступков, отношение к людям и к себе.

 

Глава 4. Обрядовые приметы – предсказание судьбы героев романа «Тихий Дон»

М.А.Шолохов знает немало примет и поверий, связанных с толкованием будущей семейной жизни молодоженов. В романе «Тихий Дон», есть несколько примет, в которые верили наши предки. Шолохов даёт толкование только двум: когда сваха ёрзает по табурету, потому что «её колол украденный в сенцах и сунутый под кофту веник: по приметам, сваты, укравшие у невесты веник, не получают отказа», и когда кто-то «в день свадьбы всыпал Григорию за голенище сапога горсть пшена: для того, чтобы не сделалось чего с женихом с дурного глаза» [«Тихий Дон», кн.1, ч.1, гл.15].

И все же несчастливая семейная жизнь Григория и Натальи предрешена. Есть в сценах описания свадьбы интересные редкие свадебные приметы – предупреждения. В «Большом словаре примет» Никитиной Т.Г в разделе «Свадьба» читаю: «Споткнуться о порог, задеть за порог при входе в дом невесты во время сватовства – к серьёзной неудаче». В романе отец Григория перед сватовством «спешил, боясь утратить припасённую дорогой смелость. Он споткнулся о высокий порожек, зашиб хромую ногу и, морщась от боли, буйно затоптал по вымытым сходцам» [«Тихий Дон», кн.1, ч.1, гл.15]. Да, конечно, старик Мелехов спешил, потому и споткнулся, но ведь в обыденном наши предки видели и необычное, отмечали закономерность последующих событий.

Еще одна примета из словаря Никитиной: «Дождь и гром с молнией на свадьбу – к разладу». В романе в сцене, когда Григорий и Наталья выходят из церкви на паперть, «где-то за Доном синё вилась молния, находил дождь…»[«Тихий Дон», кн.1,ч.1, гл 21]. Спустя несколько лет именно во время грозы Наталья проклянёт Григория за те муки, которые он ей причинил. А по примете: «Если гром или молния сопутствуют произнесенным словам – это знак беды».

Выводы по 4 главе

1. Обрядовые приметы в романе «Тихий Дон» указывают на обреченность брака Григория Мелехова, его трагическую судьбу.

2. Использование обрядовых примет способствует выражению художественного замысла романа – подчеркивает историческую глубину культуры донских казаков.

 

 Глава 5. Роль примет в формировании нравственной системы общества

Читая Шолохова, начинаешь осознавать простую истину, что высший смысл человеческого бытия – это созидательный труд, забота о детях, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

В романе «Тихий Дон» нашла несколько примет, в которых выражается нравственная позиция:

-будь скромным, сдержанным в проявлении чувств («Ох, будет тебе! Ты как не перед добром расходилась!» - Наталья Дарье [ч.7, гл.13];

- не желай зла ближнему своему («- Господи, накажи его проклятого! Срази насмерть! - несколько секунд Ильинична с суеверным ужасом смотрела на сноху.

- Проси у бога прощения! Ох, великий грех...») [ч.7, гл 16];

-не торопи события, будь терпеливым («Чего мы с тобой раньше времени загадывать будем!» - Григорий денщику Прохору).

В этих коротких, но емких фразах – нравственные устои казачьей старины, которыми и в наше время нельзя пренебрегать. В моей семье эти правила сами собой разумеются. Эти евангельские заповеди, как и сто лет назад в каждой казачьей семье, внушала бабушка моей маме, а мама – мне.

 

Вывод по 5 главе

1. Введение примет в романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» призвано подчеркнуть духовное богатство, …..

 

 

 

 

 

 

Заключение

1. Традиции, обряды, приметы казачьей старины - это действующие лица в исторических событиях, описываемых М.А.Шолоховым в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина».

2. Казаки очень суеверны: верят в разные приметы, в сновидения. У них свои обряды: предсвадебные и свадебные, родины, крестины,  казаки неукоснительно следуют всем их канонам.

3. Приметы в романах определяют самобытные характеры героев, обнажают их социально-психологическую глубину, нравственную ценность.

4. Использование автором примет в произведениях «Тихий Дон» для меня стало «зацепкой», стимулом к данному исследованию.

5. В будущем, по материалам романов Шолохова надеюсь исследовать другие сферы взаимодействия казаков с природой: от норм морали и принципов воспитания до особенностей врачевания и кухни донских казаков начала XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Никитина Т.Г., Иванова Н.Н., Рогалева Е.И. Большой словарь примет. Издательство АСТ, 2009. – 688 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, Русский язык, 1975. - 846 с.

3. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Москва: Альта-принт, 2007. – 1239с

4. Шолохов М.А. Тихий Дон. В 2 т. Москва: Дрофа, 2003. – 688 с.

5. Шолохов М.А. Поднятая целина. Москва: Дрофа, 2003. – 640 с.

6. Приметы-подсказки на все случаи жизни. Составитель Воробьев К. В. Санкт-Петербург, Невский проспект, 2003. – 273с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа: «Роль примет в романах «Тихий дон», «Поднятая целина» М.А.Шолохова»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Наше поколение отдалилось от природы. Но все же в последнее время набирает силу стремление людей жить в единстве с природой. У М.А.Шолохова мы можем научиться наблюдать за природой, применять во благо все ее подсказки.Использование М.А. Шолоховым примет стало одним из способов передачи другим поколениям знаний о сути народной жизни, народном сознании и духовном мировосприятии, об историческом опыте, накопленном казачеством, его традициях и жизненном укладе.

Работа может быть полезна одноклассникам на уроках литературы, Доноведения, как пример литературного исследования.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 989 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 612
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 885
    • DOCX 48.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Харченко Лилия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Харченко Лилия Николаевна
    Харченко Лилия Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4791
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1534 человека из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе